Анализ использования государственного имущества, сдаваемого в аренду учреждениями культуры Чувашской Республики за 2017-2018 годы и текущий период 2019 года» (параллельно с контрольно-счетными органами муниципальных образований)

Информация о результатах  проведенного экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования государственного имущества, сдаваемого в аренду учреждениями культуры Чувашской Республики за 2017-2018 годы и текущий период 2019 года» (параллельно с контрольно-счетными органами муниципальных образований)

  По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия установлено, что впроверяемом периоде учреждениями культуры. подведомственными  Минкультуры Чувашии,  получено доходов от сдачи имущества в аренду на общую сумму 16 881,6 тыс. рублей, в том числе:

за 2017 год - 6 605,2 тыс. рублей;

за 2018 год - 6 694,3 тыс. рублей;

за 6 месяцев 2019 года – 3 582,1 тыс. рублей.

В общем объеме заключенных договоров аренды наибольший удельный вес (60,0%) составляют договора аренды, заключенные на срок менее одного года, в результате чего договора аренды не проходили процедуру регистрации в Управлении Росреестра по Чувашской Республике.  Вместе с тем при заключении договоров аренды сроком менее одного года, а не долгосрочных договоров  у учреждений культуры упускается возможность ежегодной корректировки размера арендной платы и одновременно приводит к возникновению дополнительных затрат, связанных с проведением обязательной оценки рыночной стоимости.

Подведомственными учреждениями Минкультуры Чувашии допускались случаи распоряжения имуществом, являющимся государственной собственностью Чувашской Республики без согласия собственника имущества – Минюста Чувашии, что является  нарушением статей 295, 298, 606 ГК РФ.

  Проведенный анализ показал, что подведомственными учреждениями культуры неэффективно используется республиканская собственность, не установлен должный контроль за полнотой поступления арендных платежей и платежей компенсационного характера (коммунальных (эксплуатационных) платежей), а также за несвоевременным взысканием пени, что способствует возникновению рисков нецелевого использования бюджетных средств при оплате коммунальных платежей и образования просроченной дебиторской задолженности с последующим ее списанием с баланса учреждений.

По состоянию на 01.07.2019 у 8 подведомственных Минкультуры Чувашии учреждений культуры числилась дебиторская задолженность по поступлению арендной платы в общей сумме 1 591,4 тыс. рублей (33,3% учреждений культуры) и по состоянию на 01.07.2019 по возмещению коммунальных и эксплуатационных расходов у 10 учреждений культуры (41,7% учреждений культуры) в общей сумме 429,1 тыс. тыс. рублей.

Выборочными выездными проверками 5 учреждений культуры, подведомственных Минкультуры Чувашской Республики установлены отдельные нарушения в использовании государственного имущества:

- не предъявлены пени за несвоевременную уплату арендных платежей и коммунальных услуг на общую сумму 159,0 тыс. рублей;

- площадь помещений предоставленных в аренду не соответствует фактически занимаемой площади. Так по расчетам Контрольно - счетной палаты Чувашской Республики недопредъявлена арендная плата арендаторам- компаниям сотовой связи на общую сумму 210,6 тыс. рублей;

-  сдано в аренду государственное имущество компании сотовой связи без заключения договора аренды;

- предоставлены в пользование некоммерческим организациям помещения общей площадью 154,3 кв.м (на безвозмездной основе) без оформления договорных отношений

- у отдельных учреждений отсутствуют положения об оказании платных услуг и не осуществляется расчет стоимости оказания услуг, связанных с предоставлением помещений и имущества (в том числе: звукотехнического, светотехнического и прочего инвентаря) на возмездной основе;

- возмездные договора оказания услуг с использованием имущества заключались с несоблюдением норм, установленных ГК РФ.

- стоимость возмездного предоставления имущества отличается от цены, предусмотренной Прейскурантом, что привело к недополучению дохода и другие нарушения.

 Выявленные нарушения и недостатки свидетельствуют о том, что действия должностных лиц учреждений привели к вышеперечисленным нарушениям нормативных правовых актов и созданию рисков, связанных с определением ответственных лиц для предъявления им претензий в случае нанесения порчи предоставленному имуществу.

Также были выявлены нарушения и при использовании муниципального имущества. Так по данным  материалов, представленных  муниципальными контрольно-счетными органами Чувашской Республики, по результатам экспертно-аналитического мероприятия выявлены следующие  нарушения и недостатки:

- рост дебиторской задолженности по оплате арендной платы за период с 01.01.2018 по 01.07.2019 в 3,8 раза, а также по возмещению коммунальных и эксплуатационных платежей.

- в бюджетном (бухгалтерском) учете числится имущество, не прошедшее государственную регистрацию права оперативного управления на объект недвижимости;

- в безвозмездное пользование муниципальным учреждениям культуры администрациями сельских поселений Чувашской Республики предоставлялись помещения без наличия распорядительного документа, что указывает на неурегулированность данного вопроса;

- не проводилась оценка рыночной стоимости годовой арендной платы помещения и не составлен отчет об оценке, в отдельных случаях действие отчета об оценке превышало рекомендуемые шесть месяцев;

- при пролонгации договоров аренды, размер арендной платы по договорам не корректировался с учетом изменения среднегодового индекса потребительских цен на товары и услуги или корректировался неточно. В результате неприменения корректирующего коэффициента не получены доходы в общей сумме 80,52 тыс. рублей (упущенная выгода);

- по данным контрольно-счетных органов общая сумма выпадающих доходов в результате не предъявления пени за несвоевременную уплату арендной платы и возмещения коммунальных и прочих услуг, предусмотренных договорами аренды составила не менее 70,0 тыс. рублей, что является упущенной выгодой в получении дополнительных доходов. Кроме того вышеуказанные факты свидетельствуют о нарушении учреждениями культуры при сдаче помещений в аренду положений гл. 34 ГК РФ;

- наличие роста дебиторской задолженности, в том числе просроченной по арендной плате и по возмещению коммунальных услуг указывает на отсутствие проведения должной претензионной работе в отношении арендаторов;

- договора на предоставление имущества на возмездной основе не содержат основные требований, предусмотренные ГК РФ. Кроме того имеются факты предоставления имущества без оформления договорных отношений и недостоверного отражения в учете доходов, полученных от предоставления имущества;

Выявленные по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия нарушения и недостатки в использовании государственного и муниципального имущества свидетельствуют об отсутствии контроля как со стороны Минкультуры Чувашии так и  отраслевых органов муниципальных образований), администраций сельских поселений и самих учреждений культуры за имуществом, предоставляемым учреждениями культуры в аренду  и безвозмездное пользование.

В адрес проверенных учреждений культуры,  Контрольно-счетная палата направила информационные письма. Отчет о результатах проведенного мероприятия также направлен в Минюст Чувашии и Минкультуры Чуваши для рассмотрения и использования в работе.

Контрольно-счетная палата продолжит осуществление контроля за устранением выявленных нарушений.