История создания Контрольно-счетной палаты

25 апреля 2022 года исполняется 25 лет с создания Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики!

Путь, который прошла за этот период Контрольно-счетная палата,  не был простым. Начало «шагов» приходится на 90-е годы.

Принятый 15 апреля 1993 года Закон Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по финансированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург» определил конкретные права органов представительной и исполнительной власти на получение доходов в соответствующих бюджетах и на расходование этих средств.

Перед новой Россией вставали новые задачи: обеспечить контроль и защиту бюджетных средств.

Осознавая важность и актуальность решения этой проблемы представительные органы власти субъектов Российской Федерации, начиная с 1995 года, начали создавать собственные контрольно-счетные органы.

  • 1997 год - 19 марта Государственный Совет Чувашской Республики принял постановление «Об образовании Контрольно-счетной группы Государственного Совета Чувашской Республики». Ее правовой статус определялся Временным положением о Контрольно-счетной группе Государственного Совета Чувашской Республики: контроль за исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики, использованием средств внебюджетных и валютных фондов, законностью и своевременностью движения средств республиканского бюджета и средств республиканских внебюджетных и валютных фондов в Национальном банке Чувашской Республики, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Чувашской Республики.

Она состояла из руководителя группы и двух аудиторов и входила в состав Государственного Совета Чувашской Республики в качестве его структурного подразделения.

25 апреля постановлением Государственного Совета Чувашской Республики определен правовой статус: Контрольно-счетная группа Государственного Совета Чувашской Республики преобразована в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики с осуществлением своей деятельности в объеме компетенции, определенной Законом Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики». Этим же постановлением Государственного Совета председателем Контрольно-счетной палаты был назначен Андреев Виталий Михайлович.

  • 2001 год - 9 июня принимается новый Закон Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики», согласно которому Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики являлась органом государственного финансового контроля, подотчетна Государственному Совету Чувашской Республики. Председателем Контрольно-счетной палаты назначена Константинова Тамара Ивановна.

1997-2001 гг. ознаменованы становлением органа внешнего финансового контроля, выстраиванием системы анализа и контроля, разработкой внутренних форм документов, применяемых в контрольной и экспертно-аналитической деятельности, совершенствованием взаимоотношений с Государственным Советом Чувашской Республики и объектами контроля.

  • 2006 год - исходя из действующего бюджетного законодательства с учетом современных тенденций в развитии внешнего государственного финансового контроля постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от  9 ноября 2006 года принят Закон Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики», в соответствии с которым  Контрольно-счетная палата наделена правом юридического лица. На должность председателя назначен Лаврентьев Юрий Лаврентьевич.

Закон, определил выполнение задач, которые являются основой полномочий Контрольно-счетной палаты и в настоящее время.

  • 2011 год - на очередной 41 сессии Государственного Совета Чувашской Республики 2 сентября 2011 года принят Закон Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики», который вступил в действие с 1 октября 2011 года. На должность председателя назначена Минина Татьяна Дмитриевна. Штат Контрольно-счетной палаты увеличен до 18 единиц.

Основой Закона являлся принятый Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Принятие федерального закона было вызвано тем, что в современной России управление социально-экономическим развитием общества требует необходимость организации эффективной и всеобъемлющей системы государственного финансового контроля. Эта задача в высшей степени актуальна, поскольку успешное движение по пути прогресса любого государства не возможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах и, прежде всего, в финансово-экономической.

 Законом были установлены следующие основные полномочия Контрольно-счетной палаты:

- контроль за исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики;

- экспертиза проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период, проектов законов Чувашской Республики о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период;

- внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики и годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики;

- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, средств бюджета Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Чувашской Республике;

- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики;

- финансово-экономическая экспертиза проектов законов Чувашской Республики и нормативных правовых актов органов государственной власти Чувашской Республики (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Чувашской Республики, а также государственных программ Чувашской Республики;

- анализ бюджетного процесса в Чувашской Республике и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

- контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Чувашской Республики, а также проверка местных бюджетов в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- подготовка информации о ходе исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и предоставление такой информации в Государственный Совет Чувашской Республики и Главе Чувашской Республики;

- участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

- иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Конституцией Чувашской Республики и законами Чувашской Республики.

Контрольно-счетной палатой на основании Общих требований, установленных Счетной палатой Российской Федерации, разработаны и введены Стандарты, определяющие характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления различных видов деятельности.

  • 2013 год создан Совет контрольно-счетных органов Чувашской Республики целях повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального внешнего финансового контроля Чувашской Республики, обеспечения взаимодействия контрольно-счетных органов муниципальных образований между собой и с Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики, координации их деятельности.
  • 2016 год - Государственным Советом Чувашской Республики на должность председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики назначена Аристова Светлана Ивановна.

Контрольно-счетная палата стала применять в деятельности риск ориентированный подход, приступила к проведению аудитов с целью более широкого охвата проверками вопросов, в том числе аудитов закупок, аудитов эффективности. Стали развиваться новые перспективные виды контрольной и экспертно-аналитической деятельности, в том числе с использованием наработанной практики и опыта Счетной палаты Российской Федерации.

  • 2021 год - Государственным Советом Чувашской Республики на должность председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на новый срок полномочий назначена Аристова Светлана Ивановна.

2021 год ознаменован для Контрольно-счетной палаты принципиальными изменениями связанными как с расширением полномочий и структурными изменениями, так и изменениями в деятельности в связи с принятием Федерального закона №255-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (6-ФЗ).

Так, с 1 апреля 2021 года Контрольно-счетная палата на основании заключенных соглашений с представительными (законодательными) органами приступила к осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в городах Алатырь, Канаш, Новочебоксарск и Шумерля, с 1 октября – в Комсомольском и Шемуршинском районах. На 01.01.2022 между Контрольно-счетной палатой и собраниями депутатов 27 муниципальных образований Чувашской Республики заключены соглашения по передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля,  в том числе во всех 26 муниципальных районах (муниципальных и городских округах) и в 1 – городском поселении (Мариинско-Посадское городское поселение).

Основные изменения в 2021 году законодательства о контрольно-счетных органах направлены на сближение форматов работы со Счетной палатой Российской Федерации. Ведь за  последние 10 лет значительно изменились подходы к государственному управлению, осуществляется стратегическое планирование социально-экономического развития страны и регионов. В целях укрепления статуса контрольно-счетных органов должности заместителя председателя и  аудиторов отнесены к государственным должностям Чувашской Республики,  закреплено право Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на постоянный доступ к государственным информационным системам,  руководители проверяемых органов и организаций обязаны обеспечивать соответствующих должностных лиц Контрольно-счетной палаты, участвующих в контрольных мероприятиях, оборудованным рабочим местом с доступом к справочным правовым системам, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", дополнен перечень лиц, которые обязаны представлять в Контрольно-счетную палату по ее запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Кроме того, значительно усовершенствован порядок внесения и исполнения представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики. В частности, по аналогии со Счетной палатой Российской Федерации, закреплено право направлять объектам контроля предписания в случае невыполнения представлений, объекты контроля теперь будут уведомлять контрольно-счетные органы о «выполнении» представлений, а не о «рассмотрении», как это было ранее.

Подводя черту под 25-летней историей создания и развития органа внешнего государственного финансового контроля полагаем необходимым отметить, что в настоящее время в Российской Федерации сложилась система органов внешнего государственного финансового контроля. Так, контроль за расходованием средств федерального бюджета осуществляет Счетная палата Российской Федерации, средств субъектов Российской Федерации – контрольно-счетные органы регионов.

Ведущую роль в этой системе занимает Счетная палата Российской Федерации, в том числе в части формирования единого подхода к проведению совместных мероприятий органов финансового контроля, методологического обеспечения, повышения квалификации сотрудников региональных органов.

Контрольно-счетная палата, в соответствии с возложенными полномочиями, продолжит выполнение своей миссии – содействие законности и эффективности управления государственными и муниципальными ресурсами, как необходимому условию устойчивого развития Чувашской Республики и повышения качества жизни населения нашей республики!

Справка

Вообще, система финансового управления и контроля в России имеет более, чем тысячелетнюю историю. Как только на территории России стали образовываться княжества, одновременно с этим устанавливалась система учета сбора налогов, пошлин и контроль за их расходованием.
Официальной датой создания государственного финансового контроля (далее - ГФК) в России принято считать 1656 год. Указом царя Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656 года учреждается Приказ Счета Большой Казны (Счетный Приказ) или Приказ Счетных Дел, положивший начало ГФК в России
Большой вклад в историю развития финансового контроля и закупочного механизма внес царь-реформатор Петр I (1682 - 1725 годы).
Петр I за период своего правления неоднократно менял структуру котрольно-ревизионного органа, изыскивая наиболее эффективные формы его организации. В результате 12 января 1722 года с функциями финансового контроля была создана Ревизион-контора, состоящая при Сенате. В том же году для нее была разработана Инструкция, в которой устанавливались ее права и обязанности, а также определялось общее устройство финансового контроля в России.
При царствовании Александра I Манифестами от 25 июля 1810 года и 25 июня 1811 года управление государственными доходами и расходами было разделено на три части, из которых первая была вверена Министру финансов, вторая - Государственному казначею, третья - Государственному контролеру. Государственному контролеру были даны все права министра Российской Империи, и поручено высшее наблюдение за проверкой счетов по всем военным и гражданским департаментам. Обычно Государственный контролер присутствовал на заседаниях Сената. Государственный контролер получил право непосредственного доклада императору. Под руководством Государственного контролера Манифестом от 25 июля 1810 года было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов с функциями независимого высшего органа ГФК .
Государственному контролеру были даны полномочия не только следить за правильностью оформления доходов и законностью расходования финансовых средств, но и давать им оценку с точки зрения хозяйственной эффективности.
Александр II (1855 - 1881 годы) уделял большое внимание проблемам организации контроля в России и создавал соответствующие предпосылки для его более эффективного функционирования.
В 1855 году для изучения контрольного дела в Западной Европе и возможности использования опыта европейских контрольных систем в России за границу был направлен генерал-контролер Контрольного департамента гражданских отчетов Государственного контроля России В.А.Татаринов.
Изучив опыт Пруссии, Австрии, Бельгии и Франции, он подробно изложил в записках и докладах сущность и отличительные черты практиковавшихся в этих странах контрольных систем, а также на основе полученного опыта подготовил проект реформирования государственного контроля в России.
Проект В.А.Татаринова предусматривал введения новых начал как в финансовой, так и в ревизионной системах.
В финансовой системе:
> единообразное составление финансовых смет по государственным расходам для всех органов управления, а также обеспечение их точного исполнения в соответствии с ежегодным законом о бюджете;
> единство кассы, то есть сосредоточить все денежные бюджетные средства исключительно в кассах Министерства финансов.
В ревизионной системе:
> учредить самостоятельное, независимое от исполнительной власти ревизионное учреждение с правом производить по подлинным документам всестороннее наблюдение за движением капиталов, принадлежащих казне, и обсуждать финансовые действия и хозяйственные операции не только исполнительных, но и распорядительных управлений;
> ввести «предварительный контроль», то есть проверки правильности расходных предписаний распорядителей кредитов, предшествующие самому расходу.
Проект реформы встретил резкое противодействие со стороны министров, так как реформа ограничивала возможность для них бесконтрольно распоряжаться государственными средствами. Министры, стараясь отстоять существование своих собственных ведомственных капиталов, также возражали против установления единства кассы.
В результате за все время реформ не был принят общий законодательный акт, четко определяющий статус контрольных органов в системе государственного управления, существовало только временное положение о контрольных палатах. Бюрократия стремилась к тому, чтобы превратить органы государственного контроля в «декоративные», лишенные реальных прав и реальных возможностей влиять на финансовую политику государства. Ссылались на «специфику России», ее неразвитость, обширность территории, политическое устройство и т.д.
В феврале 1859 года Александр II утвердил разработанные В.А.Татариновым и представленные Высшей контрольной комиссией «коренные начала» преобразования государственной отчетности, в том числе и введение предварительного контроля. В мае 1862 года были введены в действие «Правила составления, исполнения и заключения финансовых смет министерств и главных управлений».
В результате этого в государственную роспись стали включаться все расходы и источники их покрытия. Бюджет 1863 года впервые представил относительно полную картину доходов и расходов государства.
Несмотря на то, что реформа Государственного контроля была осуществлена далеко не полностью, она сыграла положительную роль.
Свое развитие получил документальный контроль (ревизия), сущность которого заключалась в том, что отчетность всех касс вместе с ассигновками распорядителей и оправдывающими их документами ежемесячно поступала на ревизию в местные учреждения Государственного контроля, образованные под наименованием контрольных палат и их отделений в тех губерниях, где было введено единство кассы.
Эти организации не относились к губернским учреждениям. Они являлись самостоятельными учреждениями, производящими окончательную ревизию отчетов в губерниях и подчинялись только Государственному контролеру.
При Александре III (1881 - 1894 годы) в апреле 1892 года был принят Закон о Государственном контроле, в соответствии с которым контроль становился отдельной самостоятельной частью государственного управления, Государственному контролеру предписывалось осуществлять надзор за деятельностью всех контрольных учреждений. Служащие Госконтроля могли привлекаться к ответственности только с ведома Государственного контролера.
После Октябрьской революции 1917 года государственному контролю уделялось значительное внимание при проведении экономической политики новой власти. При этом финансовый контроль не отделялся от учета. Принципом социализма являлся - «учет и контроль». С учетом экономического и политического положения в стране реформировались и органы контроля.
К началу 1991 года система государственного контроля была дезориентирована и основательно разрушена.
Осознавая, что слабость контроля всегда отрицательно сказывается на уровне управления и в конечном итоге на результатах хозяйствования на пятой сессии Верховного Совета СССР 16 мая 1991 года в числе законов, связанных с переходом к рыночной экономике, был принят Закон СССР «О Контрольной палате СССР».
В декабре 1991 года в процессе ликвидации органов государственного управления СССР Контрольная палата СССР была упразднена.
В феврале 1992 года Верховный Совет Российской Федерации своим Постановлением образовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации.
После октябрьских событий 1993 года Контрольно-бюджетный комитет был передан в ведение Правительства Российской Федерации, а затем (в апреле 1994 года) - Государственной Думе Российской Федерации. В связи с принятием Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-Ф3 «О Счетной палате Российской Федерации» Контрольно-бюджетный комитет был ликвидирован.
Счетная палата образована в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» определил ее как постоянно действующий независимый орган ГФК, подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации
Формирование контрольных институтов и законодательных основ их деятельности в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях вплоть до 2011 года происходило спонтанно.
Отсутствие законодательно закрепленных общих требований к контрольным органам на региональном и местном уровнях привело к образованию различных институтов финансового контроля, что не содействовало повышению эффективности проводимых ими контрольных мероприятий. Региональные и муниципальные контрольно-счетные органы не только назывались по-разному (контрольно-счетными палатами, контрольно-бюджетными комитетами, государственными контрольными комитетами, контрольно-счетными комиссиями и т.д.), но и существенно различались по задачам, объему полномочий и юридическому статусу.
Руководством страны предпринимались определенные действия по решению проблем финансового контроля, однако в целом формирование целостной правовой базы ГФК затягивалось.
Только через 15 лет после принятия закона о Счетной палате был принят законодательный акт о региональных и муниципальных контрольно-счетных органах. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ) вступил в силу с 1 октября 2011 года.
С принятием Федерального закона № 6-ФЗ сформировалась правовая база для конституционно независимого финансового контроля в Российской Федерации.