Аналитическая записка к отчету об исполнении бюджета муниципального образования города Шумерля Чувашской Республики за 1 квартал 2021г.
(рассмотрена на коллегии Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики
от 06.05.2021, протокол № 65)
-
Общие положения.
В соответствии со ст. 157, ст. 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), ст. 9.2 Закона Чувашской Республики от 13.09.2011 № 58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республике», на основании соглашения о передаче Контрольно-счетной палате Чувашской Республике полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от 19.02.2021 (далее – Соглашение) и в соответствии с Положением о регулировании бюджетных правоотношений в городе Шумерле Чувашской Республики, утвержденным, решением Собрания депутатов г. Шумерля ЧР от 24 августа 2015 г. № 676 (с изм. от 24.12.2020 № 37) проведен анализ квартального отчета об исполнении бюджета муниципального образования г. Шумерля Чувашской Республики (далее – г. Шумерля, муниципальное образование) за 1 квартал 2021 года ведущим инспектором сектора выездных проверок отдела по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Бойковой Е.М.
Информация подготовлена на основе анализа муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетный процесс в муниципальном образовании, в том числе по формированию и исполнению местного бюджета в отчетном периоде, а также отчета об исполнении бюджета (ф.0503117) муниципального образования г. Шумерля Чувашской Республики за 1 квартал 2021 года.
-
Исполнение местного бюджета города Шумерля по доходам.
По итогам 1 квартала 2021 года в бюджет города Шумерля Чувашской Республики поступило доходов в объеме 50 048,5 тыс. рублей, или 8 % к утвержденным годовым бюджетным назначениям (568 879,8 тыс. рублей), в том числе налоговые доходы в сумме 23 135,8 тыс. рублей или 16,3% к утвержденным годовым бюджетным назначениям (141 841,5 тыс. рублей), неналоговые доходы в сумме 4 678,2 тыс. рублей или 22,7% к утвержденным годовым бюджетным назначениям (20 625,9 тыс. рублей) и безвозмездные поступления в сумме 22 234,4 тыс. рублей или 5,5% к утвержденным годовым бюджетным назначениям (406 412,4 тыс. рублей).
Поступление собственных доходов и безвозмездных поступлений в бюджет города Шумерля Чувашской Республики за 1 квартал 2021 года представлено в таблице № 1.
Таблица № 1
(тыс. руб.)
Наименование показателя |
Фактическое исполнение за 1 квартал 2020 год |
Бюджетные назначения на 2021 год |
1 квартал 2021 г. |
Темп роста (снижения) 1 квартал 2021 г. к 1 квартал 2020 г., % |
||
Фактическое исполнение |
% исполнения |
Доля в составе доходов,% |
||||
Налоговые доходы |
23 391,4 |
141 841,5 |
23 135, 8 |
16,3 |
98,9 |
46,2 |
Неналоговые доходы |
4 141,8 |
20 625,9 |
4678,2 |
22,7 |
113,0 |
9,3 |
Безвозмездные поступления |
-42 254,9 |
406 412,5 |
22 234,5 |
5,5 |
в 3 раза |
44,5 |
Доходы – всего |
-14 721,7 |
568 879,9 |
50 048,5 |
8,8 |
в 4 раза |
100 |
Анализ структуры фактического исполнения доходов показал, что в общем объеме доходов налоговые доходы в 1 квартале 2021 г. составили 46,2% неналоговые доходы – 9,3%, безвозмездные поступления – 44,5%
2.1.Налоговые доходы бюджета города Шумерля Чувашской Республики.
Налоговых доходов в первом квартале 2021 года поступило в бюджет города Шумерля на 255,6 тыс. рублей или на 1,09% меньше, чем за аналогичный период 2020 года или 16,3 % к утвержденным годовым бюджетным назначениям.
Состояние и структура налоговых доходов на 1 апреля 2021 года представлена в таблице № 2.
Таблица № 2
(тыс. руб.)
№ |
Наименование |
Фактическое исполнение за 1 квартал 2020 г. |
1 квартал 2021 г. |
Отклонение к уровню прошлого года |
Темп роста (снижения) 1 квартал 2021 г. к 1 квартал 2020 г., % |
Доля в составе налоговых доходов за анализируемый период,% |
||
Бюджетные назначения |
Фактическое исполнение |
% исполнения |
||||||
1 |
Налог на доходы физических лиц |
15 307,7 |
96 000,0 |
15 050,6 |
15,7 |
-257,1 |
98,32 |
65,1 |
2 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
560,5 |
2 536,5 |
595,8 |
23,5 |
35,3 |
106,30 |
2,6 |
3 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
130,1 |
8 000,0 |
1 343,5 |
16,8 |
1 213,4 |
в 10 раз |
5,8 |
4 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
3 357,7 |
3 500,0 |
2 878,9 |
82,3 |
-478,9 |
85,74 |
12,4 |
5 |
Единый сельскохозяйственный налог |
- |
5,0 |
- |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
6 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
398,1 |
1 500,0 |
2 302,4 |
153,5 |
1 904,3 |
в 5,8 раза |
10,0 |
7 |
Налог на имущество физических лиц |
374,6 |
11 500,0 |
-1 472,8 |
-12,8 |
-1 847,3 |
в 3,9 раза |
-6,4 |
8 |
Транспортный налог |
230,7 |
2 800,0 |
194,2 |
6,9 |
-36,4 |
84,20 |
0,8 |
9 |
Земельный налог |
2 038,9 |
13 000,0 |
1 504,8 |
11,6 |
-534,1 |
73,80 |
6,5 |
10 |
Государственная пошлина |
993,2 |
3 000,0 |
738,4 |
24,6 |
-254,9 |
74,34 |
3,2 |
Всего налоговые доходы |
23 391,4 |
141 841, 5 |
23 135, 8 |
16,3 |
-255,6 |
98,91 |
100,0 |
В структуре налоговых доходов наибольшую долю (65,1%) занимает налог на доходы физических лиц, поступивший в 1 квартале 2021 года в сумме 15 050,6 тыс. руб. (15,7 % от плана, 98,3% к уровню аналогичного периода 2020 года).
Следует отметить, что по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, фактическое исполнение за 1 квартал 2021 года составило в размере 2 302,4 тыс. рублей, что превысило годовые бюджетные назначения, предусмотренные на 2021 год, на 802,4 тыс. рублей или 153,5 %, что указывает на некачественное планирование по данному налогу.
При этом необходимо отметить, что по таким налогам и сборам, как налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог, налог на имущество физических лиц наблюдается снижение поступления налогов в 2021 г. к уровню 2020 года.
2.2.Неналоговые доходы бюджета города Шумерля Чувашской Республики.
Неналоговые доходы в 1 квартале 2021 г. поступили в местный бюджет в сумме 4 678,2 тыс. руб., при этом больше уровня аналогичного периода 2020 г. на 510,7 тыс. рублей.
Сведения об исполнении бюджета г. Шумерля по неналоговым доходам за 1 квартал 2021 года отражены в таблице № 3
Таблица 3
( тыс.руб.)
№№ |
Наименование |
Фактическое исполнение за 1 квартал 2020г. |
1 квартал 2021 г. |
Темп роста (снижения) 1 квартал 2021 г. к 1 квартал 2020 г., % |
Доля в составе неналоговых доходов за анализируемый период |
||
Бюджетные назначения на 2021 год |
Фактическое исполнение |
% исполнения |
|||||
11 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
3130,6 |
14300 |
2781,9 |
19,5 |
88,9 |
59,5 |
22 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
48,1 |
300,0 |
139,4 |
46,5 |
289,8 |
3,0 |
33 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
338,3 |
1 975,9 |
321,7 |
16,3 |
95,1 |
6,9 |
44 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
354,5 |
2500,0 |
1242,0 |
49,7 |
350,4 |
26,4 |
55 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
295,9 |
1 500,0 |
185,0 |
12,3 |
62,5 |
4,0 |
66 |
Прочие неналоговые доходы |
0,1 |
50,0 |
8,2 |
16,2 |
8200,0 |
0,2 |
7 |
ИТОГО неналоговых доходов |
4167,5 |
20625,9 |
4678,2 |
19,5 |
112,3 |
100,0 |
В структуре неналоговых доходов наибольшую долю занимает доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, - 59,5%.
Однако по отдельным неналоговым доходам наблюдается снижение поступления средств в бюджет города Шумерля в 1 квартале 2021 г. к уровню аналогичного периода 2020 г:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 88,9%,
штрафы, санкции, возмещение ущерба - 62,5%.
Приватизация муниципального имущества города Шумерля Чувашской Республики.
Решением Собрания депутатов города Шумерля Чувашской Республики от 22.10.2020 года № 11 «О прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2021 год» утвержден прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества на 2021 год.
Согласно программе приватизации в 2021 году предполагается приватизировать 7 объектов недвижимости.
Исходя из состава, предлагаемого к приватизации муниципального имущества города Шумерля, ожидается получение доходов в бюджет города в размере не менее 3,3 млн. рублей.
При этом Решением Собрания депутатов г. Шумерли Чувашской Республики от 3 декабря 2020 г. № 34 «О бюджете города Шумерля на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» доход от продажи материальных и нематериальных активов планируется в сумме 2 500,0 тыс. рублей, что меньше объема средств, предусмотренных программой приватизации.
-
Безвозмездные поступления в бюджет города Шумерля Чувашской Республики.
Безвозмездные поступления в бюджет в 1 квартале 2021 г. в сальдируемой сумме с учетом возврата остатков субсидий прошлых лет составили 22 234,5 тыс. руб. (5,5 % от плана, в 3 раза больше к уровню аналогичного периода 2020 г.)
Сведения об исполнении бюджета г. Шумерля по безвозмездным поступлениям за 1 квартал 2021 года представлены в таблице № 4.
Таблица № 4
(тыс. руб.)
Наименование |
Фактическое исполнение за 1 квартал 2020 г. |
1 квартал 2021 года |
Темп роста (снижения) 1 квартал 2021 г. к 1 квартал 2020 г., % |
||
Бюджетные назначения |
Фактическое исполнение |
% исполнения |
|||
Безвозмездные поступления |
-42 254,9 |
406 412,5 |
22 234,5 |
5,47 |
в 3 раза |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы российской федерации |
59 216,8 |
406 412,5 |
85 158,6 |
20,95 |
143,8 |
Дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
1 837,5 |
7 350,7 |
1 837,8 |
25,00 |
100,0 |
Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) |
0 |
148 672,8 |
20 883,6 |
14,05 |
0,0 |
Субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
57 289,3 |
239 452,2 |
59 644,4 |
24,91 |
104,1 |
Иные межбюджетные трансферты |
0 |
10 936,8 |
2 792,8 |
25,54 |
0,0 |
Прочие безвозмездные поступления |
0 |
- |
38,6 |
0,00 |
0,0 |
Доходы бюджетов бюджетной системы российской федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
10,1 |
- |
866,3 |
0,00 |
в 85 раз |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-101 391,8 |
- |
-63 829,1 |
0,00 |
-63,0 |
В 1 квартале 2021 года доход, получаемый в виде безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ, больше чем в аналогичном периоде 2020 года на 25 941,8 тыс. рублей или 143,8%.
3. Исполнение бюджета города Шумерля Чувашской Республики по расходам.
В соответствии с отчетом об исполнении бюджета (ф. 0503117) по состоянию на 01.04.2021 бюджетные назначения на 2021 год в части расходов местного бюджета г. Шумерля утверждены в объеме 747 319,0 тыс. руб.
Сведения об исполнении бюджета г. Шумерля по расходам за 1 квартал 2021 года представлены в таблице № 5:
Таблица № 5
( тыс. руб.)
Наименование |
Раздел |
Подраздел |
Фактическое исполнение за 1 квартал 2020 г., руб |
1 квартал 2021 |
Темп роста (снижения) 1 квартал 2021 г. к 1 квартал 2020 г., % |
Доля в составе расходов за анализируемый период |
||
Бюджетные назначения, тыс. руб |
Фактическое исполнение, тыс. руб. |
% исполнения |
||||||
Расходы бюджета - ИТОГО |
90 718,4 |
747 319,0 |
119 749,4 |
16,0 |
132,0 |
100 |
||
Общегосударственные вопросы |
01 |
00 |
8 536,4 |
45 480,4 |
9 210,1 |
20,3 |
107,9 |
7,7 |
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций |
01 |
04 |
3 502,2 |
17 602,2 |
3 569,5 |
20,3 |
101,9 |
3,0 |
Судебная система |
01 |
05 |
0,0 |
9,2 |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора |
01 |
06 |
1 268,6 |
6 297,6 |
1 517,2 |
24,1 |
119,6 |
1,3 |
|
01 |
13 |
3 765,7 |
21 571,4 |
4 123,4 |
19,1 |
109,5 |
3,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
03 |
00 |
771,9 |
4 164,0 |
752,8 |
18,1 |
97,5 |
0,6 |
Органы юстиции |
03 |
04 |
438,1 |
1 883,9 |
382,8 |
20,3 |
87,4 |
0,3 |
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность |
03 |
10 |
307,1 |
1 460,1 |
284,8 |
19,5 |
92,8 |
0,2 |
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
03 |
14 |
26,7 |
820,0 |
85,2 |
10,4 |
318,7 |
0,1 |
Национальная экономика |
04 |
00 |
3 854,5 |
79 079,9 |
5 447,5 |
6,9 |
141,3 |
4,5 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
04 |
05 |
0,0 |
572,8 |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
04 |
09 |
3 745,8 |
77 607,1 |
5 329,4 |
6,9 |
142,3 |
4,5 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
04 |
12 |
108,7 |
900,0 |
118,1 |
13,1 |
108,6 |
0,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
05 |
00 |
3 360,6 |
128 069,0 |
3 770,3 |
2,9 |
112,2 |
3,1 |
Жилищное хозяйство |
05 |
01 |
446,1 |
41 110,2 |
259,0 |
0,6 |
58,1 |
0,2 |
Коммунальное хозяйство |
05 |
02 |
0,0 |
1 400,0 |
300,0 |
21,4 |
0,0 |
0,3 |
Благоустройство |
05 |
03 |
1 949,9 |
78 935,1 |
1 938,0 |
2,5 |
99,4 |
1,6 |
|
05 |
05 |
964,5 |
6 623,8 |
1 273,3 |
19,2 |
132,0 |
1,1 |
Образование |
07 |
00 |
69 972,3 |
439 776,4 |
85 720,9 |
19,5 |
122,5 |
71,6 |
Дошкольное образование |
07 |
01 |
29 847,5 |
134 347,6 |
32 829,1 |
24,4 |
110,0 |
27,4 |
Общее образование |
07 |
02 |
31 541,7 |
249 160,5 |
41 891,1 |
16,8 |
132,8 |
35,0 |
Дополнительное образование детей |
07 |
03 |
8 035,8 |
48 294,9 |
10 527,9 |
21,8 |
131,0 |
8,8 |
Молодежная политика |
07 |
07 |
74,3 |
5 240,0 |
44,9 |
0,9 |
60,4 |
0,0 |
Другие вопросы в области образования |
07 |
09 |
0,0 |
2 733,5 |
427,8 |
15,7 |
0,0 |
0,4 |
Культура, кинематография |
08 |
00 |
2 009,9 |
24 050,4 |
3 031,6 |
12,6 |
150,8 |
2,5 |
Культура |
08 |
01 |
2 004,3 |
24 021,4 |
3 028,2 |
12,6 |
151,1 |
2,5 |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии |
08 |
04 |
0,0 |
29,0 |
3,4 |
11,8 |
0,0 |
0,0 |
Социальная политика |
10 |
00 |
1 187,6 |
21 748,9 |
11 672,4 |
53,7 |
982,9 |
9,7 |
Пенсионное обеспечение |
10 |
01 |
6,6 |
35,0 |
5,0 |
14,2 |
74,7 |
0,0 |
Охрана семьи и детства |
10 |
04 |
1 180,9 |
21 713,9 |
11 667,5 |
53,7 |
988,0 |
9,7 |
Физическая культура и спорт |
11 |
00 |
100,6 |
450,0 |
58,2 |
12,9 |
57,9 |
0,0 |
Массовый спорт |
11 |
02 |
100,6 |
450,0 |
58,2 |
12,9 |
57,9 |
0,0 |
Обслуживание государственного (муниципального) долга |
13 |
00 |
924,7 |
4 500,0 |
85,7 |
1,9 |
9,3 |
0,1 |
За 1 квартал 2021 года расходная часть бюджета город Шумерля исполнена в сумме 119 749,4 тыс. рублей, что составляет 16,0 % к годовым назначениям.
В 1 квартале 2021 года расходы местного бюджета увеличились на 32 % или на 29 031,0 тыс. рублей по сравнению с уровнем аналогичного периода 2020 года. Увеличение объема расходов по сравнению с уровнем аналогичного периода 2020 года отмечено по следующим разделам:
«Национальная экономика» - на 1 593 тыс. руб. или на 41 %;
«Образование» – на 15748 тыс. руб. или на 22 %;
«Культура, кинематография» – на 1 022 тыс. руб. или на 51 %;
При этом в 1 квартале 2021 года наибольшее снижение объема расходов по сравнению с уровнем аналогичного периода 2020 года отмечено по разделам «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (9,3%), «Физическая культура и спорт» (57,9%) и по подразделу «Пенсионное обеспечение» (74,7%).
Наиболее низкий уровень кассового исполнения местного бюджета наблюдается по разделам: «Жилищное-коммунальное хозяйство» - 2,9%, «Обслуживание государственного (муниципального) долга» - 1,9%.
3.1.Муниципальный долг.
Решение Собрания депутатов г. Шумерли Чувашской Республики от 3 декабря 2020 г. № 34 «О бюджете города Шумерля на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» верхний предел муниципального внутреннего долга города Шумерля на 1 января 2022 года установлен в сумме 65000,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям города Шумерля в сумме 0,0 тыс. рублей;
Предельный объем расходов местного бюджета на обслуживание муниципального долга в 2021 г. составил 4500 тыс. рублей,
Расходы на обслуживание муниципального долга в 1 квартале 2021 года составили 85,7 тыс. руб. (1,9 % к плану, 9,3 % к уровню аналогичного периода 2020 г), что не превышает предельное значение, определенное в ст. 111 БК РФ.
4.Результат исполнения бюджета города Шумерля Чувашской Республики.
Согласно Решению Собрания депутатов г. Шумерли Чувашской Республики от 3 декабря 2020 г. № 34 «О бюджете города Шумерля на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» местный бюджет утвержден с дефицитом в сумме 11979,8 тыс. рублей, размер и источники финансирования которого соответствуют нормам статей 92.1, 96 БК РФ.
По состоянию на 1 апреля 2021 года бюджет города Шумерля исполнен с дефицитом в сумме 69 ,7 млн. рублей или в 5,8 раза больше к годовым бюджетным назначениям (68,3% к уровню аналогичного периода прошлого года).
Выводы:
Проведенный анализ квартального отчета об исполнении бюджета г. Шумерля Чувашской Республики за 1 квартал 2021 г. показал следующее:
доходная часть бюджета при плановом значении 568 879,9 тыс. руб. составила 50 048,5 тыс. руб. или 8,8 % от плановых значений или в 4 раза к уровню аналогичного периода 2020 года;
расходная часть бюджета при плановом значении 747 319,0 тыс. руб. составила 119 749,4 тыс. руб. или 16,0% от плановых значений (132 % к уровню аналогичного периода 2020 года);
дефицит бюджета при плановом значении 11 979,8 тыс. руб. составил 69 700,9 тыс. руб. или в 5,8 раза больше к годовым бюджетным назначениям (68,3% к уровню аналогичного периода прошлого года).
низкий уровень кассового исполнения местного бюджета наблюдается по разделам: «Жилищное коммунальное хозяйство» 2,9%, «Обслуживание государственного (муниципального) долга» - 1,9%.
Предложения:
-
Направить настоящую аналитическую записку главе администрации города Шумерля Чувашской Республики.
-
Направить настоящую аналитическую записку в Собрание депутатов города Шумерля Чувашской Республики.
3. Осуществлять качественное прогнозирование поступления налоговых доходов в местный бюджет.
4. При формировании бюджета на очередной год учитывать прогнозируемые доходы в объеме не менее, чем предусмотрено программой «О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества».