В комитете Государственного Совета Чувашской Республики рассмотрена аналитическая работа Контрольно-сетной палаты по межбюджетным отношениям в республике
На заседании Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по бюджету, налогам, предпринимательству и собственности 19 октября 2010 года рассмотрен результат аналитической работы Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики по анализу эффективности действующей методики распределения межбюджетных трансфертов на фактическую бюджетную обеспеченность городских округов и муниципальных районов по итогам исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики 2009 года, проведенная аудитором В.К. Спиридоновым.
В ходе рассмотрения депутаты заинтересованно обсудили основные выводы представленной аналитической работы, а именно:
- Существующая методика распределения межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности не выполнила своего предназначения – выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов по итогам исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики за 2009 год.
При этом муниципальные образования с более высокими собственными доходами в пересчете на 1 жителя оказались менее бюджетообеспеченными, чем муниципальные образования с низкими собственными доходами, что провоцирует иждивенческие настроения одних и не стимулирует роста собственных доходов других.
- Замена части трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц в кризисных условиях ведет к существенным потерям доходов муниципальных бюджетов, то есть к переводу бремени кризиса на муниципальные и поселенческие бюджеты.
В кризисный год произошло снижение общего объема налога на доходы физических лиц, в результате муниципальные районы и городские округа недополучили дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в виде дополнительного отчислений от НДФЛ на сумму 217 990,6 тыс. рублей.
- В 2009 году не работал механизм выбора муниципальными образованиями способа формирования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, который предусмотрен Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 137 и пункт 4.1. статьи 138) в части согласования дотаций в виде фиксированной суммы или применения дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц.
При этом аудитор Спиридонов В.К. отметил, что при подготовке республиканского бюджета на 2011 год этот механизм согласования дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц урегулирован.