Новшества в деятельности контрольно-счетных органов

В 2013 году были приняты новые нормативные правовые акты, внесены изменения и поправки в действующее законодательство Российской Федерации, в том числе по вопросам совершенствования государственного контроля, так или иначе затрагивающие функции и полномочия контрольно-счетных органов.

Значительные изменения внесены в Бюджетный кодекс РФ, а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Уточнено понятие государственного (муниципального) финансового контроля и установлены его виды: внешний и внутренний, предварительный (осуществляемый в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений) и последующий (проводимый по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности).

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований). Система внутреннего контроля призвана минимизировать управленческие риски.

Детально разграничены бюджетные полномочия органов внешнего и внутреннего контроля.

Определены объекты и методы государственного (муниципального) финансового контроля.

Усилены меры государственного и муниципального контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Кроме того, установлен перечень видов бюджетных нарушений и применяемых за их совершение бюджетных мер принуждения, а также определены основания и порядок их применения. В числе таких мер: бесспорное взыскание суммы средств, представленных из одного бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ, платы за пользование указанными средствами, а также пеней за несвоевременный возврат средств бюджета. Также может быть применена такая мера принуждения, как передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Поправками, внесенными в КоАП РФ, уточнен и введен ряд новых составов правонарушений в сфере бюджетного законодательства.

Вступившая в силу 08.04.2013 редакция федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» подразумевает переход от контроля в узком смысле слова к государственному аудиту.

Принятие федерального закона «О парламентском контроле» и новой редакции раздела Бюджетного кодекса Российской Федерации о государственном (муниципальном) финансовом контроле предопределили особое значение аудита эффективности, который предполагает не только проверку степени достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, мешающих их полному достижению. При этом аудит эффективности бюджетных расходов на реализацию государственных программ позволит выявить «слабые» места программ и минимизировать риски.

Реализация вступающего в силу с 01.01.2014 года Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» станет предметом пристального внимания контрольно-счетных органов регионов и муниципалитетов. Контрольно-счетные органы в пределах своих полномочий будут осуществлять анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок посредством осуществления экспертно-аналитической, информационной и иной деятельности. Аудит будет осуществляться в ходе проверок, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. В соответствии с законом № 44-ФЗ контрольно-счетные органы должны устанавливать причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовить предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизировать информацию о реализации указанных предложений и размещать в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах.



24 января 2014
00:00
Поделиться