Новеллы бюджетного и административного законодательства и методология осуществления финансового контроля (выдержки)

Определенные сдвиги в повышении прав контрольно-счетных органов по принятию мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства были сделаны в поправках к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с принятыми изменениями и дополнениями в п. 5 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями:

5.21 «Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума» влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

15.1 «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов»  от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» – от двух тысяч до трех тысяч рублей. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов;

Статьями 15.14 – 15.15.16:

«Нецелевое использование бюджетных средств» – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению;

«Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита» – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

«Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом» – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 5 до 25 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

«Нарушение условий предоставления бюджетного кредита» – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;

«Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;

«Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций» – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;

«Нарушение условий предоставления субсидий» – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;

«Нарушение порядка представления бюджетной отчетности» – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

«Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания» – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Частью 20 статьи 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля» – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Статьей 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения» – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Перечисленные нарушения и их классификация требуют дальнейшей детализации и уточнения, так как многие положения возможных финансовых упущений носят расплывчатый характер. Например, «грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» – требует конкретизации степени «грубости» нарушения.

Традиционно сложной проблемой является процедура установления нецелевого использования бюджетных средств.

Эта позиция требует жесткой детальной трактовки, потому что на практике встречаются различные случаи бюджетного финансирования, которые учитывают множество нюансов и условий перечисления денежных средств в условиях нечеткой определенности самой цели и задач финансового обеспечения. Например, бюджет профинансировал проведение состоявшейся плановой, предусмотренной утверж­денной программой, научно-практической конференции. Часть затрат была списана на осуществление сопутствующих культурных мероприятий. В какой степени эти расходы связаны с основной целью про­ведения конференции сложно обосновать как с теоретической, так и с практической точек зрения. Поэтому детализация понятия нецелевого использования бюджетных ресурсов требует соответствующего отражения в нормативных материалах, которые должны давать расшифровку «нецелевого» или «целевого» понятий при осуществлении бюджетного финансирования.

Несмотря на некоторую неоднозначность с экономической точки зрения трактовки различных финансовых нарушений, введенных Кодексом Российской Федерации об административных правонару­шениях, отмеченные недостатки в финансовой работе и соответствующие за них санкции значительно укрепляют позиции контрольно-счетных органов по принуждению участников бюджетного процесса к искоренению бюджетных нарушений.

В то же время встречающиеся на практике различные виды финансовых нарушений требуют дальнейшего проведения как научно-исследовательских, так и прикладных работ по их систематизации и приведению к единой классификации для комплексного и единообразного анализа для всех субъектов рф.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение в суд. Для эффективной деятельности органов государственного финансового контроля необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в региональные (муниципальные) нормативные правовые акты. Это будет способствовать повышению действенности государственного регионального аудита.



Журнал «Вестник АКСОР»
12 мая 2014
13:33
Поделиться