Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики С.И.Аристовой на расширенном заседании коллегий 22 мая 2017 года

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на расширенном заседании коллегий министерств здравоохранения Чувашской Республики,  образования и молодежной политики Чувашской Республики, физической культуры и спорта Чувашской Республики по вопросам достижения индикативных показателей, определенных в майских указах Президента Российской Федерации          В.В. Путина от  мая 2012 года, на тему «Основные проблемы, выявляемые при проверках Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики»

 

Добрый день, уважаемый Михаил Васильевич,

участники заседания!

 

В рамках наших полномочий мы осуществляем в течение последних 4 лет контроль за исполнением мероприятий, предусмотренных «майскими указами» Президента Российской Федерации в основном в двух актуальных направлениях: по реализации государственной социальной  политики в части повышения оплаты труда отдельных  категорий работников бюджетной сферы и мероприятия по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем.

На сегодняшней коллегии я остановлюсь на первом направлении.

Контрольно-счетная палата за исполнением «майских указов» осуществляет контроль как в рамках мониторинга показателей по публичной отчетности, так и в ходе проведения  контрольных мероприятий в отношении отдельных учреждений, в контексте именно нашей практической работы. В ходе 17 экспертно-аналитических  и контрольных мероприятий охвачено 35 объектов образования, здравоохранения и физической культуры и спорта и одновременно, соответствующие Министерства.

Выборочные проверки показывают, что во всех вышеперечисленных отраслях бюджетной сферы главными распорядителями бюджетных средств установлен постоянный контроль за выполнением целевых показателей, предусмотренных в региональных «дорожных картах»,  осуществлен переход на «эффективные» контракты, постоянно дорабатываются локально-нормативные акты по ФОТ.

Однако, имеются отдельные факты на которых остановлюсь. Проводимые мероприятия  показывают, что во многих проверенных бюджетных учреждениях:

 -сохраняются недостатки в положениях об оплате труда работников государственных учреждениях и в практике применения стимулирующих выплат, т.е их выплата осуществляется без наличия конкретных показателей и проведенной оценки выполнения этих показателей;

 -выявляются такие факты как назначение различных видов стимулирующих выплат даже при невыполнении или низком уровне выполнения показателей государственного задания.

Хотелось бы отметить, что данные недостатки уже фиксируются несколько лет и вызвано это тем, по нашему мнению, что главными распорядителями при выделении средств на оплату труда и их последующем использовании не учитываются достижения показателей эффективности деятельности, т.е. отсутствует дифференциация объемов финансирования учреждений в зависимости от фактически достигнутых показателей эффективности деятельности их работников.

Остановлюсь на отдельных моментах, выявленных в учреждениях министерства образования.

 Палата проверила в текущем году 4 образовательных учреждения, в том числе в 2 - совместно с   Минобразованием Чувашии.  В ходе проверок установлено, что одно образовательное учреждение до 01.10.2016 года не обеспечивало уровень средней зарплаты в сравнении с установленными значениями, в 3 образовательных учреждений в целом обеспечено выполнение значений установленных региональной «дорожной картой». В то же время, в разрезе педагогических работников выявлены факты отклонения от целевых значений.

Так, по 4 проверенным учреждениям  за 2015 год ниже целевого значения, установленного региональной «дорожной картой», заработная плата по педагогическому персоналу сложилось у 20 педагогических работников, в том числе - 12 учителей. При этом за 2016 год сохраняется тенденция к увеличению численности таких педагогических работников,  у которых средняя заработная плата сложилась ниже доведенных значений и составила соответственно 35 и 22.  Выявленные факты настораживают, и  возникает вопрос «правильно ли распределяется фонд оплаты труда, в том числе в частности выплат стимулирующего характера».

 Следующий момент. В настоящее время в рамках экспертно-аналитического мероприятия проводится анализ по сложившимся показателям средней заработной платы педагогического персонала и директоров муниципальных образовательных учреждений города Новочебоксарска (вопрос поднят на публичных слушаниях). На первом этапе мероприятия нами было установлено, что фактическое значение средней заработной платы педагогических работников списочного состава за 2016 год сложилось в пределах 21 650 руб., по директорам – 54 059 руб.

Однако, соотношение уровня средней заработной платы директоров образовательных учреждений по отношению к средней заработной плате работников сложилось в разрезе учреждений не однозначно. Так, минимальное значение вышеуказанной кратности составило от 2,1, до максимального значения – 4. При этом, у руководителя школы с самой высокой средней заработной платой – оплата педагогического работника  сложилась нижнесреднего уровня среди учреждений города. Палата, отмечает, что нарушения действующего порядка оплаты труда в настоящее время не выявлено. В то же время, создает определенную напряженность. 

Мы, конечно, понимаем, что это лишь средние значения и приравнивать все образовательные учреждения не совсем корректно, но все- таки хотим, обратить внимание глав муниципальных образований на эти  факты и необходимость проведения аналогичных мониторингов в целях избежание социальной напряженности среди педагогических работников.

Что касается оплаты труда работников учреждений здравоохранения. В текущем году  проверено 3 учреждения (в том числе 2 объекта проверены совместно с Минздравом).

Все мы знаем, что основные целевые значения по уровню средней заработной платы медработников по 3 категориям (врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал) заложены в региональной «дорожной карте». В целом по региону показатели целевых значений на 01.04.2017 достигнуты. В то же время необходимо отметить, что в целях реализации «дорожной карты» Минздравом Чувашии дополнительно устанавливаются  медицинским учреждениям  целевые показатели средней заработной платы по категориям медицинских работников с учетом уровня лечебного учреждения в рамках трехуровневой системы оказания медпомощи. Такой подход, соответственно, позволяет отклониться от достижения отдельными медицинскими учреждениями среднего уровня зарплаты утвержденного значения показателей, предусмотренных «дорожной картой».

 Контрольно-счетная палата отмечает, что данные обстоятельства не регламентированы региональными нормативно-правовыми  актами (кроме распорядительных документов Минздрава). Необходимо рассмотреть вопрос о доработке «дорожной карты».

Анализ фонда оплаты труда медицинских работников, в проверенных учреждениях показал, что остается низкая доля условно постоянной части заработной платы и составила по врачам  в среднем  около 42%, по среднему медицинскому персоналу - 47% , младшего медицинского персонала – 52%.

Пользуюсь случаем, что в работе коллегии принимают участие директора подведомственных учреждений, хочется обратить ваше внимание на следующее.

При проведении проверок КСП в обязательном порядке проверяются не только вопросы, связанные с выполнением установленных показателей региональной «дорожной карты», но и вопросы правильности установления и выплаты заработной платы административно-управленческому персоналу, в том числе руководителю. В ходе проверки данного вопроса  в 7 из 35 проверенных учреждениях выявлены нарушения, связанные с оплатой труда. Наши контрольные мероприятия показывают, что в основном нарушения допускаются из-за не достаточного изучения действующих нормативных документов.

В частности, в ходе последнего контрольного мероприятия установлено, что при определении должностного оклада  директору образовательного учреждения применялось «Положение об установлении систем оплаты труда работников бюджетных учреждений», действие которого было отменено еще с 1 января 2015 года. В результате руководителю учреждения излишне начислена заработная плата и начисления на оплату труда  на общую сумму 93,1 тыс. рублей.

По отрасли «Физическая культура и спорт» обращаю внимание руководителей учреждений на расходы по питанию спортсменов во время спортивных мероприятий. Данный вопрос регулируется постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 215 «Об утверждении Порядка материального обеспечения спортивных мероприятий и обеспечения питания обучающихся училищ олимпийского резерва и спортсменов центров спортивной подготовки».

Проверки в учреждениях показывают:

-имеются факты выдачи по ведомостям наличные денежные средства подотчетным лицам для обеспечения организованным питанием спортсменов при наличии ранее имевшейся задолженности;

-подотчетными лицами не используются возможности организовать питание в местах проведения спортивных мероприятий по безналичным расчетам (предусмотрено постановлением).

В результате вышеизложенных обстоятельств были выявлены случаи отвлечения значительных объемов денежных средств (составляло 31% от годовой суммы на указанные цели) подотчетными лицами на срок более года. Такие факты могут привести как, к не представлению питания спортсменам, так и к возникновению коррупционных рисков.

Прошу учесть замечания в работе.

Спасибо за внимание!

22.05.2017 г.



22 мая 2017
09:49
Поделиться