Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Чувашской Республике 4 июля 2017 года

 

Уважаемый Глава Чувашской  Республики!

Уважаемые участники заседания!

 

Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в 2016 году и за 6 месяцев т.г., в ходе 19 контрольных мероприятий по использованию бюджетных средств, выделенных на реализацию отдельных мероприятий  19 подпрограмм 9 государственных программ Чувашской Республики  (составляет  42,1 % от общего количества запланированных проверок законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств и имущества, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики – 57), выявлены финансовые нарушения на общую сумму 102,1 млн. рублей, из них восстановлено – 18,9 млн. рублей или 18,5 % (Слайд 2).

Структура, выявленных при проверках государственных программ Чувашской Республики  нарушений представлена на слайде  и характеризуются следующим образом (Слайд 3):

«Финансовые нарушения при формировании и исполнении бюджетов, с ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности, в сфере управлением государственной собственности»– 62,0 млн. рублей;

«Несоблюдение условий получения субсидий хозяйствующими субъектами» - 23,3 млн.рублей;

«Неэффективное использование денежных средств, материальных ресурсов и имущества» – 5,5 млн. рублей;

 «Нарушения при осуществлении государственных закупок» – 8,4 млн. рублей;

 «Нецелевое использование бюджетных средств» – 2,9 млн. рублей.

Условно, выявленные нарушения можно разделить на две группы:

Первая группа (на слайде 3) 61% - финансовые нарушения  носят  методологический характер, как правило, не достаточное знание законодательства. Вторая группа -  39 %, это нарушения, имеющие высокие бюджетные риски  не оправдано допускаемые должностными лицами, в том числе  нарушения в сфере закупок, которые  носят из года в год традиционный характер (как процедурный, так и финансовый: нарушения порядка размещения реестров, планов графиков, существенные изменения, вносимые в контракты, не достаточная претензионная работа и т.д.).

(Слайд 4).

Высокие бюджетные риски выявляются при реализации отдельных мероприятий в рамках государственных программ «Реализация жилищного строительства и сферы ЖКХ», «Развития сельского хозяйства и регулирования  рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия ЧР», «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 -2020 годы».

Так, основными нарушениями в рамках реализации жилищного строительства является: отсутствие должного  контроля  со стороны глав администраций за достоверностью (актуальностью) списков граждан нуждающихся в представлении  жилья (только в текущем году 43 семьи в 5 муниципалитетах не правомерно стояли на учете как нуждающиеся, одна семья соответственно получила 2 господдержки), что приводит к преимуществу одних граждан на получение социальных выплат и нарушению прав других граждан; не соблюдение требований заказчиками, подрядчиками Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд» при неисполнении (недобросовестном исполнении) обязательств по контрактам и другие факты.

Если остановиться на двух следующих государственных программах («Развития сельского хозяйства и регулирования  рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 -2020 годы»)  следует отметить, что получатели государственной поддержки не всегда осознают меру ответственности при не выполнении условий и целей, заложенных в соглашениях (договорах) о представлении субсидии.

Одновременно, и главными распорядителями бюджетных средств (Минсельхозом Чувашии и Минэкономразвития Чувашии) осуществляется недостаточный контроль за соблюдением условий предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства, а именно за достижением плановых показателей по созданию дополнительных рабочих мест, налоговыми поступлениями в бюджеты по информации Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации,  на основании которых с большой степенью достоверности можно оценить соблюдение условий предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства. Так же, выявлены факты ненадлежащего исполнения  Комиссиями, созданных при соответствующих министерствах, функций, возложенных на них, а именно: принимались  разные решения при наличии в заявках однотипных недостатков; отклонялись заявки о предоставлении субсидий по формальным признакам.

Задачей контрольных органов является не только вскрыть факты нарушений и недостатков использования бюджетных средств, но и выработать конструктивные, разумные и реализуемые предложения, способствующие тому, чтобы возникшие ситуации не повторялись впредь.

Например, по мнению Контрольно-счетной палаты, отсутствие «единого регламента проведения систематического мониторинга исполнения обязательств по реализации соглашений (договоров) о предоставлении субсидии» не позволяет своевременно установить нарушения соглашения (договора) со стороны получателей субсидий. Как следствие, позднее выявление, приводит к затягиванию возврата бюджетных средств.

(Слайд 5)

По итогам контрольных мероприятий в целях устранения выявляемых нарушения, Контрольно-счетная палата применяет меры предусмотренные законодательством. В адрес руководителей проверенных министерств и ведомств, организаций и учреждений направлено 76 представлений, по результатам их рассмотрения 57 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. В целях оперативного восстановления средств республиканского бюджета в 2 случаях в Министерство финансов Чувашской Республики направлены уведомления о применения бюджетных мер  принуждения.

Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с правоохранительными органами носит постоянный характер именно в отношении финансовых нарушений, имеющие высокие бюджетные риски. В рассматриваемом отчетном периоде в органы прокуратуры, МВД  и Следственное Управления СК Чувашии направлено 13 материалов контрольных мероприятий. Правоохранительным органам Контрольно-счетная палата передает, естественно, материалы в случаях, если видим факты, которые являются предметом уголовного преследования или нарушения прав граждан. По переданным материалам возбуждены 3 уголовных дела.

В 2016 году, судом, по итогам рассмотрения уголовного дела (возбуждено по материалам проверки, проведенной в 2014 году), одно должностное лицо признано виновным -  осужден в виде лишения свободы на 4 года с испытательным сроком на 3 года.

Выявленные в ходе проверки отдельные недостатки  и проблемы,  показали, что в некоторых случаях нормативные правовые акты, регламентирующие проведение вышеуказанных мероприятий на территории Чувашской Республики, требуют доработки.  Например, покупка молодыми семьями жилья у близких родственников: только в текущем году выявлено, что 8 семей в 4 районах республики приобрели жилье у близких родственников на сумму бюджетных средств около 5 млн.рублей, что нельзя считать эффективным с точки зрения Бюджетного кодекса Российской Федерации, определить реальность понесенных затрат т.к. как правило, молодая семья там либо проживала ранее, близкие родственники так же остаются там прописаны.  Соответственно, в целях обеспечения более эффективной и результативного использования бюджетных средств необходимо доработать Правила выдачи субсидии.  На федеральном уровне с 03.06.2017 внесены изменения в ФЦП «Жилище», где в настоящее время внесен запрет на приобретение жилого помещения  у близких родственников, необходимо данные ограничения прописать и в региональных правилах по всем мероприятиям, а главное – предусмотреть механизм проверки данного вопроса на уровне муниципалитета в момент выдачи субсидии.

Для улучшения деятельности в рассматриваемом направлении, с учетом отмеченных недостатков, Контрольно-счетная палата предлагает следующее:

- в целях обеспечения прозрачности (реальности) использования бюджетных средств и исключения коррупционных факторов Минстрою Чувашии внести изменения в нормативные правовые акты, в части введения нормы, не допускающие приобретения жилья у близких родственников (взаимозависимая сделка), а также предусмотреть механизм проверки данного вопроса на стадии выдачи субсидии;

- для единого подхода при осуществлении полномочий по контролю за получателями государственной поддержки из республиканского бюджета Чувашской Республики условий (целей) договоров (соглашений) Минсельхозу Чувашии и Минэкономразвития Чувашии разработать регламент проведения мониторинга исполнения обязательств по реализации договора (соглашений);

- главам муниципальных образований осуществлять действенный контроль за использованием межбюджетных трансфертов, направляемых из республиканского бюджета на государственные программы.

Контрольно-счетная палата продолжит контроль за реализацией и достижением целей заложенных в государственных программах.

 

Спасибо за внимание.

 



Прикрепленные файлы

Презентация к докладу
Скачать
(pdf,   579,3 Kb)
04 июля 2017
09:51
Поделиться