Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на состоявшихся 14 ноября 2017 года публичных слушаниях по проекту республиканского бюджета Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Уважаемый Президиум,
уважаемые участники публичных слушаний!
Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики по проекту республиканского бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов направлено в Государственный Совет Чувашской Республики в установленном порядке.
Проведен анализ представленного законопроекта и документов к нему. Остановлюсь на основных результатах рассматриваемого основного финансового документа республики.
В основу проекта бюджета положен в основном базовый вариант прогноза социально-экономического развития, предполагающий средние темпы роста региональной экономики; наметившийся незначительный, но рост инвестиций по оценке 2017 года, планируется и в 2018-2020 годы; сохраняется рост фонда оплаты труда в течение всего рассматриваемого периода.
Прогноз доходов сформирован так же с учетом ожидаемых изменений в налоговое законодательство, проводимой налоговой политикой Чувашской Республики на среднесрочную перспективу, которая направлена на обеспечение стабильности налоговых поступлений, корректировке налоговых льгот в пользу инвестиционной деятельности и отказ от неэффективных льгот.
С учетом выше озвученных факторов, доходы республиканского бюджета на 2018 год прогнозируются в сумме 43 013,0 млн. руб. или на 1,5% меньше, чем утвержденные годовые значения 2017 года. Подробно о параметрах бюджета и динамике формирования доходной части осветила министр финансов Чувашии, еще раз повторюсь, что собственные доходы закладываются с ростом в течение всего трехлетнего периода, в тоже время безвозмездные поступления - уменьшаются. Контрольно-счетная палата в заключении отражает, что республиканский бюджет формировался в условиях, когда часть средств федерального бюджета еще не распределена между субъектами России, в законопроекте в меньших объемах заложены федеральные ресурсы в части субсидий (уменьшение в 2018 году по сравнению с 2017 годом) на 548,4 млн.руб., иных межбюджетных трансфертов - 431,3 млн.руб., безвозмездных поступлений от Фонда содействия реформирования ЖКХ - 888,6 млн.руб.
Контрольно-счетная палата отмечает, что доля собственных доходов в республиканском бюджете вырастет с 59,7% по оценке исполнения в 2017 году до 73,5% в 2020 году.
Одним из резервов повышения поступлений собственных доходов является легализация неучтенных доходов населения, сокращения «серого» рынка труда, такая задача поставлена Главой Чувашской Республики, на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Республики, органов местного самоуправления, контрольно - надзорных органов.
Расходы бюджета запланированы на 2018 год в сумме 42 957,1 млн.руб. Относительно расходов необходимо отметить следующее.
Республиканский бюджет по расходам сформирован исходя из программно-целевого принципа. На сегодня в республике принято 17 государственных программ, необходимо отметить, что 31 августа 2017 года постановлением Кабинета Министров № 343 утверждена новая государственная программа «Формирование современной городской среды на территории ЧР» на 2018-2022 годы. Согласно паспорту государственной программы, объем финансирования из всех источников приоритетного проекта определен на 5 лет в размере более 1,6 млрд. руб., на 2018 год заложено - 312,1 млн. руб. (в т.ч. внебюджетные средства 9,2 млн. руб.), бюджетные ассигнования на 2018 год в республиканском бюджете предусмотрены в полном объеме. Данная программа предусматривает активное участие граждан.
В настоящее время республика участвует в реализации приоритетных проектов по 11 актуальным направлениям стратегического развития, все приоритетные проекты интегрированы в государственные программы, финансирование заложено и в рассматриваемом законопроекте. Напомню некоторые из них самые крупные: проект «Безопасные и качественные дороги» основное мероприятие «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры «Чебоксарская агломерация» (в 2018 году планируется направить 1 349,7 млн. руб. с ростом 17%), «Создание современной образовательной среды для школьников» - 1 152,8 млн. руб. (с ростом 38,6%) и другие.
Расходная часть бюджета, как и в предыдущие годы, в большей части направляется в социальные отрасли («Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Культура» и т.д.) - 69,1%. При этом, с ростом по сравнению с 2017 годом планируется направить бюджетные ассигнования по разделу «Образование» (255,5 млн.руб.), «Культура» (235 млн.руб.), «Социальная политика» (199,8 млн.руб.).
В разрезе расходов также актуальным направлением остается «Национальная экономика» - 15,4% (6 607,1 млн. руб.), из общей суммы расходов 85,7% направляется на дорожное хозяйство и сельское хозяйство.
Предложенный проект закона о бюджете предусматривает снижение расходов по нескольким направлениям. Так, например, по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» уменьшение ассигнований вызвано завершением республиканской адресной программы по переселению граждан республики из аварийного жилого фонда (всего за период действия на мероприятия программы направлено около 5 млрд. руб., переселено граждан - 12,8 тыс. граждан).
В 2018 году и в плановом периоде сохраняются все виды финансовой помощи муниципалитетам (в 2018 году - 1569,9 млн. руб.) и соблюдаются принципы распределения межбюджетных трансфертов между ними. При этом муниципальным образованиям необходимо не только рассчитывать на помощь, но и использовать все свои имеющиеся ресурсы по пополнению доходной части бюджета, а также по эффективности использования бюджетных средств. Проведенные Контрольно-счетной палатой совместно с муниципальными контрольно-счетными органами в 2017 году экспертно-аналитические мероприятия по администрированию неналоговых доходов, анализ нормативно-правовых актов по установлению льгот по местным налогам, проверки в муниципалитетах по использованию отдельных межбюджетных трансфертов, направляемых из республиканского бюджета, показывают, что резервы дополнительные есть.
Государственный долг Чувашской Республики в 2020 году составит 14 694,4 млн. руб. (2018 г. – 14 444,2 млн. руб. с ростом к 2017 году на 240,0 млн.руб.) и увеличится, по сравнению с утвержденным показателем на 2017 год, на 487,8 млн.руб. В тоже время размер государственного долга весь период будет находиться на безопасном уровне по соотношению к валовому региональному продукту, так в 2018 г. это соотношение составит 5 % (в РФ-16%).
В 2018-2019 годы предусматривается исполнение бюджета с профицитом соответственно 55,8 млн. руб. и 196,6 млн. руб., в 2020 году предусмотрен дефицит в сумме 682,7 млн. руб., источники его покрытия законопроектом определены.
Контрольно-счетная палата отмечает, что законопроект о республиканском бюджете сформирован в соответствии с положениями действующего законодательства, основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
Спасибо за внимание.