Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики С.И. Аристовой на очередной пятнадцатой сессии Государственного Совета Чувашской Республики по экспертизе законопроекта " О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Уважаемый Глава Чувашской Республики,
уважаемые депутаты и участники заседания!
Контрольно-счетной палатой в рамках предоставленных полномочий подготовлено заключение на законопроект о республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Остановлюсь на основных результатах экспертизы рассматриваемого финансового документа республики.
- В основу проекта прогнозных показателей доходов бюджета, как озвучила министр финансов, положен в основном базовый вариант прогноза социально-экономического развития, предполагающий средние темпы роста региональной экономики, наметившийся незначительный, но рост инвестиций в 2017 году в размере 100,1% планируется и в 2018-2020 годы, сохраняется рост фонда оплаты труда в течение всего рассматриваемого периода.
Прогноз доходов сформирован так же с учетом ожидаемых изменений в налоговое законодательство, проводимой налоговой политики Чувашской Республики на среднесрочную перспективу, которая направлена на обеспечение стабильности налоговых поступлений, корректировку налоговых льгот в пользу инвестиционной деятельности и отказ от неэффективных льгот.
Контрольно-счетная палата отмечает, что доля собственных доходов в республиканском бюджете увеличивается с 59,7% (по оценке исполнения в 2017 году) до 73,5% в 2020 году. Объем собственных доходов в суммарном выражении заложен с ежегодным ростом в 2018 году на 3,2%, в 2019 году - 3,8% и в 2020 году - 4,7%. Соотношение налоговых доходов республиканского бюджета к валовому региональному продукту составит в 2018 году 9,1% и снизится к 2020 году на 0,2 процентных пункта.
Что касается безвозмездных поступлений, то Контрольно-счетная палата отмечает, что республиканский бюджет формировался в условиях, когда часть средств федерального бюджета еще не распределена между субъектами России. В законопроекте на 2018 год в меньших объемах заложены федеральные ресурсы в части субсидий (уменьшение в 2018 году по сравнению с 2017 годом) на 548,4 млн.рублей, иных межбюджетных трансфертов - 431,3 млн.рублей, безвозмездных поступлений от Фонда содействия реформирования ЖКХ - 888,6 млн.рублей.
В целях обеспечения выполнения доходной части бюджета необходимо использовать все резервы. Одним из резервов повышения поступлений собственных доходов является легализация неучтенных доходов населения, сокращения «серого» рынка труда, такая задача поставлена Главой Чувашской Республики, для этого необходимо активизировать межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти Республики, органов местного самоуправления, контрольно - надзорных органов.
Относительно расходов необходимо отметить следующее.
Расходы бюджета запланированы на 2018 год в сумме 42 957,1 млн. рублей.
Республиканский бюджет по расходам сформирован, исходя из программно-целевого принципа. На сегодня в республике принято 17 государственных программ. В текущем году утверждена новая государственная программа «Формирование современной городской среды на территории Чувашской Республики» на 2018-2022 годы. Согласно паспорту государственной программы, объем финансирования из всех источников определен на 5 лет в размере более 1,6 млрд. рублей (на 2018 год по госпрограмме заложено 312,1 млн. рублей (в т.ч. внебюджетные источники - 9,2 млн. рублей), бюджетные ассигнования в республиканском бюджете - 284,5 млн. рублей. Данная программа предусматривает активное участие граждан.
Целью перехода к программному формату была увязка бюджетных ассигнований с конкретными показателями для последующей оценки эффективности бюджетных расходов. В тоже время Контрольно-счетная палата обращает внимание, что при оценке эффективности 15 государственных программ за 2016 год из 972 целевых индикаторов и показателей полностью достигнуто 848 или 87,2%, фактическое финансирование из республиканского бюджета с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составило около 91% к запланированному уровню. Кроме того, проводимые проверки Контрольно-счетной палаты показывают, что отдельные показатели в программах (подпрограммах) не достигаются или значительно перевыполняются за счет некачественного их планирования, некорректного доведения до подведомственных учреждений государственных заданий, а так же недостаточного освоения бюджетных средств. Принимая закон о республиканском бюджете на трехлетний период необходимо учесть данные факты!
Новым в проекте бюджета является внедрение «проектного» подхода при формировании государственных программ. В настоящее время республика участвует в реализации приоритетных проектов по 11 актуальным направлениям стратегического развития, утверждено 19 паспортов. Все приоритетные проекты интегрированы в государственные программы, финансирование заложено и в рассматриваемом законопроекте. Напомню некоторые из них: проект «Безопасные и качественные дороги» основное мероприятие «Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры «Чебоксарская агломерация» (в 2018 году планируется направить 1 349,7 млн. рублей (рост 17%), «Создание современной образовательной среды для школьников» - 1 152,8 млн. рублей (рост - 38,6%), «Моногорода» - около 400 млн. рублей (рост 16,7%), «Формирование городской среды» и другие. В тоже время, в ходе анализа исполнения республиканского бюджета за 9 месяцев т.г. по приоритетным проектам установлено, что кассовый расход составил 805 млн. руб. или всего 53,3%. Не выполнено 12 контрольных точек. Необходимо принять дополнительные меры по эффективной реализации «приоритетных» проектов и обеспечить равномерное использование бюджетных ассигнований в 2018 году.
Расходная часть бюджета, как и в предыдущие годы, в большей части направляется в социальные отрасли (социальная политика, образование, здравоохранение, культура и т.д.) - 69,1 % (68,6% - в 2019 г., 64,6% - в 2020 г.). При этом с ростом в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, планируется направить финансирование по разделу «Образование» (255,5 млн. рублей), «Культура» (235,0 млн. рублей), «Социальная политика» (199,8 млн. рублей). Приоритетом остается и выполнение «майских» указов Президента РФ.
Предложенный проект бюджета предусматривает снижение расходов по нескольким направлениям. Несомненно, дораспределение дополнительных объемов дотаций позволит сократить возникший разрыв, как это наблюдалось при первом уточнении закона о республиканском бюджете на 2017 год в феврале текущего года.
Но отмечу и другие факторы. По разделу «Здравоохранение» в 2018 году предусмотрено снижение бюджетных ассигнований на 448,8 млн. рублей, обусловлено это тем, что в 2017 году заложены большие инвестиции в объекты капитального строительства (в частности, строительство здания многопрофильной поликлиники общей стоимостью 595,0 млн. рублей, при этом финансирование на 2017 год заложено в сумме 416,0 млн. рублей, в 2018 году – 130,0 млн. рублей), в тоже время расходы по разделу «Здравоохранение» составят в 2018 году 3 180,1 млн. рублей, что больше 2016 года на 8,4%.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство" снижение обусловлено завершением республиканской адресной программы по переселению граждан республики из аварийного жилого фонда (в 2017 году направлено 1 079,9 млн. рублей, всего за период действия программы - 5 млрд. рублей, переселено граждан - 12,8 тыс. граждан). Без учета этих сумм расходы по данному разделу составят 912,0 млн. рублей или с ростом к 2017 году в 1,5 раза.
В 2018 году и в плановом периоде сохраняются все виды финансовой помощи муниципалитетам и соблюдаются методики и принципы распределения межбюджетных трансфертов между ними. При этом, как я уже отмечала на публичных слушаниях, муниципальным образованиям необходимо не только рассчитывать на помощь, но использовать все свои имеющие ресурсы по пополнению доходной части бюджета, а также по эффективному использованию бюджетных средств. Проведенные Контрольно-счетной палатой совместно с муниципальными контрольно-счетными органами в 2017 году экспертно-аналитические мероприятия по администрированию неналоговых доходов от использования муниципального имущества (выявлено недостатков на 200 млн. рублей), анализ нормативно-правовых актов по установлению льгот по местным налогам, проверки в муниципалитетах использования межбюджетных трансфертов показывают, что резервы дополнительные есть.
Предельный объем государственного долг Чувашской Республики в 2018 году составит 14 444,2 млн. рублей или 53,4% к объемам доходов республиканского бюджета Чувашской Республики без учета объемов безвозмездных поступлений и соответствуют требованиям статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В 2019-2020 годах госдолг планируется в сумме 14 031,7 млн. рублей и 14 694,4 млн. рублей соответственно. При этом размер госдолга все периоды будет находиться на безопасном уровне по соотношению к валовому региональному продукту в 2018 году – 5,0% (по РФ – 16,0%).
Расходы на обслуживание государственного долга в 2018 году предусматриваются в сумме 500,5 млн. рублей. Фактически на 1 октября 2017 года расходы на обслуживание государственного долга составили 87,8 млн. рублей. Объем расходов на обслуживание государственного долга Чувашской Республики в 2018 году составит 1,2% от объема расходов республиканского бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, что соответствует статье 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В 2018-2019 годах предусматривается исполнение бюджета с профицитом соответственно 55,8 млн. рублей и 196,6 млн. рублей, в 2020 году предусмотрен дефицит в сумме - 682,7 млн. рублей. Источники покрытия дефицита проектом закона определены.
Контрольно-счетная палата отмечает, что законопроект о республиканском бюджете сформирован в соответствии с положениями действующего законодательства, основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Согласно заключению Контрольно-счетной Палаты все параметры бюджета на трех летний период соответствую законодательству, законопроект может быть принят в установленном порядке.
Спасибо за внимание!