Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на семинаре-совещании руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа

Добрый день, уважаемые участники семинара-совещания!

  Согласно результатам мониторинга, размещенного на сайте Минфина России,  Чувашская Республика входит в число  субъектов-лидеров, которым присвоена высокая степень качества управления региональными финансами Экспертами учитывалось качество бюджетного планирования и исполнения бюджетов, качество управления долговыми обязательствами и государственной собственностью. Также оценивались финансовые взаимоотношения с муниципалитетами.

В своем докладе остановлюсь на отдельных практиках и проблемах во взаимоотношениях «регион-муниципалитет». Необходимо отметить, что взаимодействие в Чувашии строится на соблюдении ограничений, установленных бюджетным законодательством и соглашениями с Минфином России при предоставлении бюджетных кредитов и дотаций региону. Это, в свою очередь,  подталкивает органы исполнительной власти республики постоянно совершенствовать свою деятельность во взаимоотношениях с муниципалами.

Контрольно-счетная палата, в тоже время, при осуществлении контрольной и экспертно-аналитической деятельности также внедряет новые инструменты по предотвращению нарушений и повышению эффективности использования бюджетных средств на уровне муниципалитета.

В Чувашской Республике осуществляется комплекс мер, направленных на повышение эффективности межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, оптимизацию расходов бюджетов муниципальных образований.

Прежде всего, сформирована необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая межбюджетные отношения. При этом необходимо отметить, что этот процесс постоянный, с учетом требований времени, в том числе изменений вносимых в  федеральное законодательство.

Так, буквально в сентябре т.г. подготовлен законопроект по изменению подходов к определению и распределению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов.

Новая методика позволяет снизить дифференциацию бюджетной обеспеченности и увеличить объем дотаций на выравнивание в общем объеме финансовой поддержки. Расчет распределения дотаций на выравнивание предполагает изменение подходов к определению уровня расчетной бюджетной обеспеченности, критерий выравнивания, а также закрепляет формулу расчета дополнительного норматива отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц.

 В проекте закона уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов предлагается определять исходя из соотношения индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов. Таким образом, обеспечивается сопоставимость доходов и расходов бюджетов с учетом различий структуры населения, социально-экономических и иных объективных факторов, влияющих на стоимость предоставления  муниципальных услуг  в расчете на одного жителя.

В действующей методике уровень расчетной бюджетной обеспеченности  определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя и аналогичного показателя в среднем по муниципальным районам и городским округам. Следовательно, не учитывалась оценка стоимости муниципальнойуслуги.

Остановлюсь на отдельных направлениях в части поддержки муниципалитетов.

Общий объем межбюджетных трансфертов, направленных из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов, за 2017 год составил 16 173 млн. рублей (или 36,8% регионального бюджета), на 2018 год предусмотрено 19 220  млн. рублей (39,2% регионального бюджета).

Следует отметить, что в соответствии с нормами пункта 4 статьи 136 Бюджетного Кодекса, муниципалитетам, в бюджетах которых доля дотаций и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, установлены особые условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Порядок проведения проверки годовой отчетности об исполнении местных бюджетов (далее – Порядок) муниципалитетов, соответствующих требованиям пункта 4 ст.136 Бюджетного кодекса, в Чувашской Республике установлен Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 января 2015 г. № 18. Контроль, согласно документу, возлагается на Министерство финансов Чувашской Республики (далее - Минфин Чувашии). Руководствуясь пунктом 4 Порядка ежегодно приказом Минфина Чувашии  утверждается перечень муниципальных образований по уровню дотации, с которыми, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса подписывается Соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета.

В 2018 году Соглашения подписаны с 96 высоко дотационными муниципальными образованиями из 317. По сравнению с 2017 годом наблюдается положительная тенденция в части сокращения таких муниципалитетов (Справочно: в 2017 году соглашения подписаны с 1 муниципальным образованием и со 123 сельскими поселениями).

Контрольно-счетная палата в рамках предоставленных полномочий в отношении данных муниципалитетов осуществляет постоянный мониторинг, запрашивая информацию из Минфина Чувашии.

Одновременно, в целях выполнения субъектом задач по обеспечению показателей экономического развития, в рамках исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, обеспечения мониторинга за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного законодательства, Минфин Чувашии ежегодно практикует заключение Соглашений и с муниципалитетами, не подпадающими под требования п.4 ст.136. В Соглашениях между Минфином Чувашии и муниципальными образованиями предусматриваются обязательства, как и у региона с Минфином России, а именно - меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов. На 2018 год подписаны такие Соглашения с 221 муниципальным образованием (в 2017 г. – 193).

Однако, имеются определенные сложности, так как заключение указанных Соглашений не является обязанностью финансовых органов. Как следствие, отдельные муниципальные образования не всегда соглашаются с предлагаемыми обязательствами (имеется даже прецедент обращения в Прокуратуру Чувашии в 2016 г.), так как данная процедура законодательно не урегулирована.

Кроме того,при проведении государственного финансового контроля, в случае выявления фактов не соблюдения (не выполнения) условий Соглашений, штрафные санкции применить  невозможно.

Таким образом, сложившаяся ситуация показывает, что требуется дальнейшее совершенствование межбюджетных процессов «регион – муниципалитет» путем внесения изменения в статью 136 БК и закрепления возможности для субъекта заключения Соглашения со всеми муниципальными образованиями.

В целях оказания помощи в достижении муниципалитетами отдельных показателей, предусматриваемых в Соглашении, Контрольно-счетная палата совместно с муниципальными контрольно-счетными органами практикует проведение экспертно-аналитических мероприятий по выявлению резервов собственных доходов муниципалитетов. В частности, в 2017 году проведено два мероприятия:  "Оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот, установленных законодательством Чувашской Республики и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления», "Мониторинг данных о поступлениях неналоговых доходов в части сдачи муниципального имущества в аренду и поступления платы за наём муниципального жилищного фонда". Экспертно-аналитическими мероприятиями выявлены резервы на сумму более 200 млн.руб.

Кроме того, налажен информационный обмен с Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашии в части направления сведений о налогоплательщиках, выполняющих муниципальные заказы, но не отчисляющих налог на доходы с физических лиц, для проведения мероприятий налогового контроля.

Направление межбюджетных трансфертов в форме субсидий.

В республике действует, на наш взгляд, хорошая практика – в целях повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов все целевые межбюджетные трансферты (за исключением дотаций) предоставляются под «фактическую потребность», то есть по заявке муниципального образования с приложением первичных документов. В результате мы минимизируем финансовые риски и сокращаем неиспользованные средства республиканского бюджета Чувашской Республики, остающиеся на счетах муниципальных образований на конец финансового года.

В рамках возложенных полномочий Контрольно-счетной палатой контрольными мероприятиями охватываются в год от 5 до 7,5 %  общей суммы межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальным образованиям.

Статистика показывает, что 35 процентов от суммы выявляемых нарушений  приходится на финансовые нарушения, допускаемые со стороны муниципалитетов в ходе использования субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

На контроль взяты следующие направления:

-государственная поддержка отдельных категорий граждан, семей на приобретение (строительство) жилья;

-строительство, ремонт и содержание дорог местного и межмуниципального значения, дворовых территорий и общественных пространств;

-строительство и капитальный ремонт объектов социально-культурного назначения (школы, дома культуры и др.).

В целях защиты интересов бюджета Контрольно-счетная палата активно использует свое право на применение бюджетных мер принуждения, активизировали возбуждение административного производства, проводим и участвуем в обучающих семинарах-совещаниях. В тоже время, основными проблемами реализации итогов контрольных мероприятий является возмещение ущерба бюджетам. Можно выделить следующие причины:

-фактическое не выполнение Представлений Контрольно-счетной палаты либо оспаривание наших действий  (предписания, уведомления и приказа о мерах бюджетного принуждения).

-взыскание через суд незаконно полученных субсидий получателями, либо сумм за не выполненные, но оплаченные работы с подрядчиков;

Рекомендации Контрольно-счетной палаты о привлечении нас к судебным разбирательствам фактически игнорируются муниципалитетами, что в отдельных случаях приводит к проигрышам в судах, так как доводы излагаются не в полном объеме, или не правильно применяется норма права.

В целях сокращения выявляемых недостатков и «прозрачности» выделения (направления) межбюджетных трансфертов муниципалам, Контрольно-счетной палатой в ходе экспертно-аналитических и контрольных мероприятий анализируются нормативно-правовые акты и вырабатываются предложения (рекомендации).

Приведу отдельные примеры.

1. В ходе проверки использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, установлены существенные финансовые нарушения, в том числе нецелевое использование бюджетных средств. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий, показал следующее.

- Порядком проведения конкурсного отбора предусмотрено, что субсидии предоставляются на реализацию проектов, получивших наибольший суммарный балл по сформированному рейтингу. При этом не установлен минимальный предел набранных баллов, при котором проекты принимаются к финансированию.

- Правилами предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии  предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов при условии соблюдения уровня софинансирования за счет местного бюджета и средств населения и юридических лиц.

Однако, не предусмотрен документ, подтверждающий фактическое поступление в доход местного бюджета средств в виде безвозмездных поступлений от физических и юридических  лиц (п.4 ст. 41 Бюджетного кодекса) за счет которых должны быть исполнены указанные расходные обязательства, что препятствует осуществлению контроля за выполнением условия софинансирования, а также наличия кредиторской задолженности.

- Порядком проведения конкурсного отбора проектов предусмотрено, что объекты капитального строительства, созданные в рамках реализации проектов, передаются в муниципальную собственность муниципального образования. В тоже время, в нормативно-правовом акте и в Соглашениях не определен срок, в течение которого объекты капитального строительства должны быть оформлены в собственность муниципального образования.

В совокупности именно по вышеуказанным причинам были установлены факты нарушений статей 78, 136, 306.8 Бюджетного кодекса. Все предложения Контрольно-счетной палаты по результатам контрольного мероприятия приняты, в настоящее время в нормативно-правовые акты внесены изменения.

2. В рамках подготовки заключения на проект закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год  на плановый период 2019 и 2020 годов» Контрольно-счетной палатой по предложению депутатского корпуса проанализировано распределение субсидий из республиканского бюджета в рамках государственной программы Чувашской Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики» бюджетам городских округов на софинансирование расходов городских округов по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городских округов (далее – Методика).

Было установлено, что размер субсидий городским округам, в соответствии с Методикой, рассчитывается на основании данных статистического отчета по форме  № 3-ДГ(мо), представленных городскими округами Чувашской Республики в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике.

Анализ статистических данных за 2015-2017 годы показал, что наибольшая протяженность автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, наблюдается в 2 городских округах, при этом направляемые ежегодные межбюджетные трансферты в названые городские округа не достаточны для сокращения количества таких дорог. Контрольно-счетная палата, изучив положения Методики, установила, что при распределении субсидии не учитываются следующие факторы:

- протяженность дорог (ее отдельных участков), капитальный ремонт и ремонт которых осуществлен в году, предшествующем году распределения субсидий, или по которым не истек гарантийный срок обслуживания;

 - данные статистического отчета по форме № 3-ДГ(мо) не отражают период времени, в течение которого автомобильные дороги находятся в ненормативном состоянии;

 - отдельные городские округа являются участниками различных федеральных проектов, в рамках которых осуществляется капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог с финансированием из нескольких источников бюджета (программы «Стимул», «Безопасные и качественные дороги» и т.д.). При этом участниками указанных мероприятий достигаются установленные целевые показатели и индикаторы (например, доля протяженности автомобильных дорог Чебоксарской агломерации за 2017 год, соответствующих нормативным требования, составила 45%, в 2018 году планируется - 61%). В тоже время данные отчета по форме № 3-ДГ (мо) показывают иную ситуацию, что указывает на возможное искажение данных в отчетности.

В целях усовершенствования механизма распределения субсидий городским округам Чувашской Республики на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог Контрольно-счетная палата внесла предложение о рассмотрении вопроса о внесении изменений в Методику. В настоящее время, данное предложение находится на рассмотрении.

 

Спасибо за внимание!



Прикрепленные файлы

Презентация к докладу
Скачать
(pptx,   1,46 Mb)
01 января 2018
09:25
Поделиться