Принципы внешнего аудита

При работе с бюджетными средствами без учета и контроля не обойтись. Сегодняшнюю беседу с председателем Контрольно-счетной палаты Чувашии Светланой Аристовой мы посвятили главным принципам внешнего аудита.


– Светлана Ивановна, вчера на публичных слушаниях Вы выступили с экспертной оценкой, насколько правильно с точки зрения закона исполнялся республиканский бюджет в 2017 году. Ваши выводы?
– Прежде чем давать заключение на отчет об исполнении бюджета, мы провели внешнюю проверку бюджетной отчетности каждого главного распорядителя, экспертизу бюджета, используя все материалы наших аналитических и контрольных мероприятий, которые провели в прошлом году. Аудиторы подготовили заключения – каждый по своему направлению.
Мы проанализировали, как пополнялась доходная часть, как распределялись безвозмездные поступления, как исполнялись расходные обязательства, исследовали причины остатков неосвоенных средств, соотношение госдолга к собственным доходам, дали оценку расходов на его обслуживание. Разумеется, отдельные замечания были. Однако на достоверность утверждаемого отчета это не повлияло – мы не увидели факторов, из-за которых можно не принять исполнение бюджета-2017.


– Какие замечания у аудиторов по поводу неосвоения бюджетных средств в прошлом году?
– Мы делаем в заключении акцент на неосвоении бюджетных средств по отдельным разделам, хотя, отмечу, это не всегда нарушение. Есть ведь и объективные причины, почему не были израсходованы деньги по тем или иным мероприятиям, программам. Например, подрядчики не всегда вовремя представляют документы на оплату. Бывает экономия по торгам. Правда, если экономия произошла в начале года, главный распорядитель бюджетных средств должен перераспределить сэкономленные деньги. Если мы не увидели  оперативных действий, делаем замечание главным распорядителям – министерствам.
Но, бывает, средства не осваиваются из-за недобросовестного подрядчика, который выиграл тендер, взял на себя обязательства, однако сорвал сроки. Тут мы исследуем, насколько оперативно главный распорядитель или получатель бюджетных денег принял санкции, начал претензионную работу, принял меры по их взысканию с обеспечения.


– Светлана Ивановна, можно пояснить, как результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2017 году, используются при  проведении экспертизы бюджета? 
– В течение всего года нами осуществлялся мониторинг реализации приоритетных проектов, своевременно ли вносились изменения в программы, выполнялись ли контрольные точки; проводилась аналитика исполнения бюджета за отчетные периоды в течение года. В ходе контрольных мероприятий, например, в обязательном порядке проводили аудит закупок, в том числе и за текущий период, внимание уделяли  формированию начальной максимальной цены контракта и другим вопросам. При подготовке заключения дали оценку, как наши рекомендации учли распорядители и получатели бюджетных средств.


– Назовите основные итоги деятельности 2017 года, какие отрасли проверяли аудиторы?
– КСП Чувашии в 2017 году провела 55 проверок, охватили 129 объектов. Сумма выявленных финансовых нарушений –  406,9 млн рублей. 
 В прошлом году мы наладили количественный учет. Зафиксировали 722 факта нарушений, 107 – в части неэффективных расходов. Подчеркну, неэффективность в принципе не считается нарушением, это констатация факта, что по закону все правильно, но можно было дополнительно сэкономить бюджетные средства, не снижая объемы, не ухудшая качество услуг, повысить эффективность использования государственной собственности и т.д. К примеру, построили за счет бюджета какое-либо здание, закупили оборудование,  но оно длительное время не эксплуатируется. При этом платят земельный налог, налог на имущество, то есть несут дополнительные расходы. Или просто простаивает. Вот вам, пожалуйста, и неэффективность.
Также мы констатируем, что порядка 70% нарушений связаны с порядком ведения бухгалтерского и бюджетного учетов, которые не всегда приводят к потерям.
Более серьезное нарушение – это суммы, подлежащие возврату в бюджет. В прошлом году эта сумма составила 83 млн рублей. Практически мы вернули чуть больше 38 млн рублей, или 46%. Остальную сумму держим на контроле. 
Абсолютная сумма выявленных нарушений в 2017 году больше, чем в 2016-м. Это связано с тем, что, во-первых, мы изменили подходы к проведению проверок. Расширили количество объектов при проверке основного мероприятия в рамках какой-либо госпрограммы – обязательно берем министерство и получателей бюджетных средств либо несколько учреждений, либо муниципалитеты, делали встречные проверки, замеры, опросы, практиковали привлечение специалистов. Это позволяет выявить масштабность и системность нарушений и предложить пути решения проблемы.
Значимо и то, что в 2017 году по большей части проверяли сферы повышенного риска: дорожную отрасль, куда был направлен большой объем финансовых средств, а также строительство жилья отдельным категориям граждан. В сферах образования и здравоохранения охватывали работы по капитальному ремонту.


–  Каким образом КСП возвращает деньги?
– Когда мы во время проверки выявляем нарушения, выставляем представление. В нем указываем порядок действий и сроки исполнения. Кстати, в случае неисполнения нам дано право привлечь должностных лиц к административной ответственности. 
Если идет речь о возврате денежных средств, предлагаем объекту проверки принять меры к возврату. Если это грубейшее нарушение, к примеру, нецелевое использование средств или нарушение использования межбюджетного трансферта, то в Бюджетном кодексе допускается мера принуждения. В 2017 году мы начали активно ее применять: отправляем уведомление в Минфин Чувашии, который может принудительно взыскать с муниципалитета эти средства в республиканский бюджет, а муниципалитет, в свою очередь, – непосредственно с виновного. Таким образом мы защищаем интересы республиканского бюджета. Следует отметить, в прошлом году Минфин Чувашии исполнил все наши уведомления, один муниципалитет  оспорил эти меры в арбитражном суде, но тщетно – суд подтвердил правомерность действия должностных лиц КСП.
Применения административных мер: составляем административный протокол и направляем для рассмотрения в суд или, если это не в нашей компетенции, то материалы проверок направляем в Минэкономразвития или в УФАС, просим рассмотреть объект проверки на привлечение к ответственности должностного лица. 
Но необходимо отметить, возврат с получателей субсидии, когда нарушались условия их получения или использования, не всегда быстрый, где-то приходится взыскивать через суд (если добровольно не возвращается), и может затянуться на года. Поэтому сегодня ставится задача максимально проводить проверки с целью предотвращения нарушения бюджетного законодательства.


 – А уголовные дела по итогам ваших проверок возбуждаются?
– В прошлом году по результатам проверок мы направили 17 материалов в прокуратуру и правоохранительные органы – в два раза больше, чем в 2016 году. Это как раз потому, что мы глубже стали смотреть объекты аудита (контроля), шире охватывать проблему и доходить до логического конца. По нашим материалам в 2017 году было возбуждено 8 уголовных дел.


– Каким отраслям уделяете внимание в этом году?
– В этом году снова планируем проверять дорожную отрасль. Плюс проверяем несколько программ в части предоставления жилья социальным группам. Мы уже завершили проверку строительства жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», посмотрели предоставление субсидий, выделяемых на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности. Сейчас приступили к проверке предоставления жилья детям-сиротам.
Будем выявлять общие проблемы. К примеру, по итогам проверок увидели одну системную проблему: недостаточно четко в соглашениях министерства с муниципалитетами прописана обязанность последующего контроля. Мы выявили факты, что после получения субсидии молодой семьей иногда строительство жилья вообще не начато, чего должностные лица муниципального образования не увидели. По другому мероприятию: субсидии, выделяемой на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, – картина лучше, прописан жесткий срок завершения строительства. Но здесь выявилась другая проблема: не отслеживается 5-летняя отработка получателей либо в АПК, либо в социально-культурной сфере, что прописано в условиях программы.
Кроме того, в этом году проводим аудит эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на деятельность Республиканского фонда капремонта. Мероприятие по стандартам внешнего финансового контроля не простое. Создана рабочая группа, которая утвердила критерии оценки эффективности. Будем по ним оценивать. Кроме того, провели опрос граждан на своем сайте, откликнулись около 500 человек. Сейчас идет обработка этих ответов. Планируем завершить мероприятие в июне.


– Вы проводите проверки в муниципалитетах, но ведь там действуют и свои контрольно-счетные органы. Не дублируете ли вы работу друг друга?
– И КСП республики, и контрольно-счетные органы муниципалитетов относятся к внешнему финансовому контролю, мы неподотчетны друг другу. Муниципальные КСО осуществляют контроль за использованием средств местных бюджетов, а мы –  средств республиканского бюджета, в которые входят в том числе и межбюджетные трансферты в бюджеты районов и городов.
Мы исключаем дублирование, стараемся проводить совместные проверки в рамках работы Совета КСО, объединяемся в первую очередь в тех мероприятиях, где идет софинансирование объектов и республиканского, и местного уровней. К примеру, в прошлом году мы объединились при проверке доходной части использования имущества в рамках консолидированного бюджета. Считаю, от совместной работы эффективность больше. Ведь в этом случае мы подключаем всю цепочку использования денег и видим картину в совокупности по всей республике.


– Новый руководитель Счетной палаты России Алексей Кудрин озвучил четыре принципа работы внешних аудиторов. Что Вы думаете по этому поводу?
– Мы должны соблюдать все принципы, которые заложены в Законе о КСП: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
 Алексей Кудрин подчеркнул, что контроль должен быть не только количественным, но и качественным, обещал перевести государственный аудит в «цифру» и сделать более прозрачным и открытым для общества и парламента, высказался о создании механизмов предотвращения коррупции. 
Над некоторыми из них мы уже работаем.  Наша деятельность ведется в открытом формате, на сайте есть все материалы. На мой взгляд, в Чувашии открытость бюджетных данных на высоком уровне, что снижает возможности для коррупции, кулуарного решения вопросов.
В качестве одного из основных принципов работы глава Счетной палаты назвал необходимость четкой увязки стратегических целей страны и результатов управления бюджетными механизмами. Думаю, здесь идет речь о майском Указе Президента о национальных целях и стратегических задачах до 2024 года. Конечно, этот документ будет основой для нашей работы, поскольку затрагивает все сферы жизни.



31 мая 2018
00:00
Поделиться