Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции 02 ноября 2018 года

Уважаемый Михаил Васильевич, уважаемые участники заседания!

 

Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в рамках  полномочий проведены проверки 4 социально-значимых направлений государственной поддержки граждан на улучшение жилищных условий.

В период 2016 - 2018 годов на реализацию вышеназванных мероприятий направлено 1 894,5 млн.руб., обеспечено жильем в течение 2016-2017 годов 1578 семей (граждан), в 2018 году планируется обеспечить 543 семьи (граждан). В тоже время, анализ показывает, что, несмотря на все предпринимаемые действия, с каждым годом количество претендующих на получение государственной поддержки на улучшение жилищных условий по различным программам не становится меньше.

Так, по данным Минстроя Чувашии и Минсельхоза Чувашии  количество претендующих на получение государственной поддержки по состоянию на 01.01.2018 составило 9 389 человек или увеличилось по сравнению с прошлым годом на 1,4%. Традиционно, самое большое количество претендующих  в городах Чебоксары и Новочебоксарск (3155 и 653 человек соответственно). Среди районов наибольшее количество  нуждающихся по состоянию на 01.01.2018 в Вурнарском и Янтиковском районах 450 человек и 424 человека соответственно. Наименьшее количество нуждающихся  в Шумерлинском, Шемуршинском и Аликовском районах.

Кроме того, растет на 1,4% количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

В рамках контрольных мероприятий выявлены системные недостатки и проблемы как на стадии предоставления социальных выплат - главными распорядителями средств и муниципальными образованиями, так и при выполнении обязательств гражданами, молодыми семьями и молодыми специалистами при использовании социальных выплат.

Следует отметить, что при проведении контрольных мероприятий установлены финансовые нарушения в общей сумме 113,5 млн.рублей, в том числе нецелевое использование бюджетных средств и неправомерная выдача социальных выплат – 11,1 млн.рублей. Кроме того, установлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении условий использования (обязательств) получателями социальных выплат в размере 54,2 млн.рублей.

На слайде представлены основные недостатки, выявленные в конкретных муниципальных образованиях. Необходимо отметить, что возникают серьезные последствия в случае неправомерного получения субсидии либо направления ее не по целевому назначению: ущемление прав других граждан, а денежные средства взыскиваются в бюджет. В случае не выполнения условия по использованию субсидий муниципалитет теряет налогооблагаемую базу.  

Отдельно хочу остановиться на  следующих финансовых нарушениях.

1. Должностными лицами муниципальных образований допускается неправомерная постановка на учет для получения государственной поддержки по следующим причинам:

- при наличии жилья у молодой семьи или молодых специалистов не правильно трактуется норма законодательства при определении права на субсидию;

- не проводится инвентаризация списков претендентов и снимаются с учета граждане после улучшения жилищных условий (установлены факты повторного получения господдержки) 66 семей;

- намеренное ухудшение жилищных условий  в связи с отчуждением имеющегося в собственности жилья.

2. В рамках Подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» установлено, что 27 молодыми семьями (молодыми специалистами) не выполнены обязательства в части работы не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, что не способствует достижению целей Подпрограммы, предусматривающей закрепление молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере на селе и приостановление миграции сельской молодежи. Общая сумма социальных выплат составила 17 364,5 тыс. рублей. В настоящее время муниципальные образования проводят повторные дополнительные проверки, в случаях подтверждения факта нарушения условий обратились в суд о возврате в бюджет полученной гражданами социальной выплаты.

  1. В ходе проверки использования субсидий на софинансирование расходов бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат на строительство жилья молодым семьям, было установлено, что 21 семьей фактически жилые дома не построены.

При этом 10 молодых семей, получивших социальную поддержку на общую сумму 6 115,2 тыс. рублей, заключили договора подряда с подрядными организациями на строительство индивидуальных жилых домов и направили на их счета только бюджетные средства. В ходе осмотра установлено, что отдельные граждане не приступили к строительству, построен нулевой цикл, вырыт котлован, вбиты сваи, построен гараж и т.д.). Из 9 семей в настоящее время  6  начали строительство, в отношении 3-х имеются решения суда о возврате средств в бюджет.

11 молодых семей, получивших социальную поддержку на общую сумму 6 628,2 тыс. рублей, произвели реконструкцию уже существующих индивидуальных жилых домов, что противоречит целям предоставленной господдержки и установленным Правилам.

13 молодых семей, получивших социальную поддержку на общую сумму 9 918,8 тыс. рублей, построили индивидуальные жилые дома, но на момент контрольного мероприятия дома не введены в эксплуатацию по причине отсутствия подключенный инженерной инфраструктуры (газ, вода, электричество).

Приведенные примеры указывают на отсутствие контроля со стороны должностных лиц администраций муниципальных образований Чувашской Республики.

Кроме того, в Ибресинском районе должностными лицами муниципалитета не правомерно дом был признан аварийным, что позволило признать нуждающейся сотрудницу администрации и дало ей право на получение субсидии. В последующем, выдано разрешение на строительство нового дома. В ходе осмотра установлено, что был проведен ремонт существующего строения, что не предусмотрено Правилами.

По результатам контрольных мероприятий приняты меры по устранению, выявленных нарушений.

По факту совершения мошенничества в отношении подрядчика Главы КФХ Акимова И.К. МВД Чувашской Республики возбуждено уголовное дело. Ибресинским районным судом Чувашской Республики Акимов И.К. признан виновным в совершении преступления и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года условно с возмещением материального ущерба 630,0 тыс.рублей в пользу администрации Ибресинского района. По остальным фактам выявленных нарушений правоохранительными органами проводятся дополнительные проверки.

По результатам контрольных мероприятий совместно с Прокуратурой Чувашии осуществляется контроль за устранением выявленных нарушений. По состоянию на 01.10.2018 39 семей устранили допущенные нарушения.

Отдельно остановлюсь на результатах аудита закупок по обеспечению жильем детей-сирот. В 2016-2017 годах проведено 140 закупочных процедур на сумму 222,0 млн.руб., из них 92 % закупок признаны несостоявшимися. Бюджетная эффективность – 378,2 тыс.рублей или 0,2% от общей стоимости.

Выявленные нарушения представлены на слайде.

Необходимо отметить, что главными распорядителями бюджетных средств не обеспечивается своевременный контроль за соблюдением администрациями муниципальных образований условий заключенных соглашений, что приводит к указанным нарушениям. В тоже время, по материалам проверки указанными министерствами оперативно были приняты меры в части доработки нормативно правовых актов, локальных документов, направлено письмо в Минстрой России.

Так, проверки использования субсидий на софинансирование расходов бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, являющимся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы показали, что Правилами:

-не определены сроки окончания (завершения) молодой семьей строительства индивидуального жилого дома на средства социальной выплаты;

-не установлены сроки оформления объекта в общую собственность всех членов молодой семьи;

-не предусмотрена ответственность молодых семей за неисполнение условий в части сроков и целевого характера использования средств социальной поддержки.

Контрольно-счетная палата продолжит контроль.

Доклад закончен. Спасибо за внимание!



Прикрепленные файлы

Презентация к долкладу
Скачать
(pptx,   966,26 Kb)
02 ноября 2018
09:27
Поделиться