Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Чувашской Республике 24.12.2018
Уважаемый Михаил Васильевич, участники заседания!
За последние 3 года наблюдается значительный рост расходов из Дорожного фонда Чувашской Республики, которые по сравнению с 2015 годом (3,3 млрд. рублей) увеличились более чем в 1,6 раза до объема 5 млрд. рублей.
В период 2017-2018 годов проведено9 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, общий объем проверенных средств составил 3 412,4 млн. рублей.
Слайд 2.
Проверено расходование бюджетных средств по таким основным мероприятиям:
- Подпрограмма «Автомобильные дороги» государственной программы Чувашской Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики»;
- Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики»;
- Подпрограмма «Государственная поддержка строительства жилья в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства».
Проверки проведены на 35 объектах контроля: в 2-х ГРБС, 1 - получателе средств республиканского бюджета (КУ ЧР «Чувашупрдор»), 32 получателей межбюджетных трансфертов: местные бюджеты 9 муниципальных районов и 2-х городских округов, 21 сельских (городских) поселений муниципальных образований.
Контрольными мероприятиями выявлены финансовые нарушения на общую сумму 152,8 млн. рублей.
Слайд 3.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд всего на 93,7 млн. рублей (неприменение заказчиками мер по взысканию неустоек (пени) за нарушение подрядчиками условий заключенных контрактов - 5.4 млн. рублей, а также мер в счет обеспечения обязательств подрядчиков по банковской гарантии - 2,0 млн. рублей; приемка и оплата выполненных работ (услуг), не соответствующих условиям заключенных контрактов, требованиям конкурсной документации, а также оплата не выполненных работ и затрат при производстве работ, которые не подтверждены необходимыми документами, - 83,2 млн. рублей; завышение цен на материалы при производстве строительных работ - 3,1 млн. рублей, завышение НМЦК и другие). В ходе аудита закупок проверены 18 государственных и 136 муниципальных контрактов.
В своем выступлении остановлюсь на следующих аспектах, на которые, по мнению КСП, необходимо обратить внимание всем заказчикам.
1 аспект. Анализ отдельных контрактов показал, что действия некоторых участников торгов направлены на поддержание цен на торгах по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог.
В ходе аудита закупок в рамках проверки средств, выделенных на дорожную деятельность, Палатой были выявлены признаки согласованных действий участников конкурентных процедур в целях поддержания цен на торгах. Такие признаки наблюдались при аудите закупок 8 контрактов на сумму 1 582,0 млн.рублей или 46,4% от общего объема проверенных средств, при этом в 7 контрактах при трех допущенных к торгам участников активное участие в аукционе принимал только один подрядчик и предлагал незначительное снижения, остальные – формально подают документы, но не играют. Материалы проверок с признаками недобросовестной конкуренции направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике.
Слайд 4
2 аспект. Анализ контрактов муниципальных заказчиков на содержание дорог за счет средств республиканского бюджета показал, что в отдельных контрактах не установлены конкретные виды и объемы работ по содержанию конструктивных элементов дорог, расценки и периодичность их выполнения.
В 2018 году в рамках проверки межбюджетных трансфертов, предоставленных по подпрограмме «Автомобильные дороги» проведен аудит закупок по содержанию автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального района. Контрольно-счетная палата констатировала значительный разброс стоимости содержания одного квадратного метра в 2017 году по кассовому расходу.
Минимальная стоимость содержания 1 км автомобильных дорог сложилась в 2017 году в Аликовском, Красночетайском, Моргаушском районах (соответственно 65,0 тыс. рублей, 59,0 тыс. рублей, 68,9 тыс. рублей), максимальная - в Цивильском, Ибресинском и Чебоксарском районах (соответственно – 120,8 тыс. рублей, 117,3 тыс. рублей, 112,8 тыс. рублей).
Муниципальными районами при использовании субсидии не обеспечиваются принципы эффективности использования средств, отсутствует надлежащий контроль за исполнением подрядчиками контрактов, не проводится оценка уровня содержания автомобильных дорог.
Действия заказчиков создают предпосылки коррупционных рисков:
- отсутствуют единые подходы при определении метода определения Н(М)ЦК в муниципальных районах. Тринадцать из 21 муниципального района для обоснования Н(М)ЦК контракта использовали проектно-сметный метод, 3 - метод сопоставимых рыночных цен, 2- нормативный метод, 2- затратный метод, 1- иной метод;
- расчет Н(М)ЦК по многим закупкам надлежащим образом не обосновывается, что говорит о не прозрачности ее определения (отсутствуют указание на категорию дорог, сметные расчеты в разрезе конкретных дорог);
- в техническом задании предмет контракта по видам работ не раскрывается, не прописываются виды работ, а также их объемы, не установлены показатели периодичности (цикличности) выполнения работ
- выборочный анализ актов выполненных работ по 3 контрактам (подрядчики ООО «Ликта», «Транспортник») показал, что отсутствие в контрактах состава и объема работ привело к приемке стоимости работ администрациями Урмарского, Цивильского районов без учета коэффицента снижения цены по результатам аукциона с превышением на сумму более 400,0 тыс. рублей, включению видов работ и индексов пересчета цен, не предусмотренных расчетом сметной стоимости работ, на общую сумму, соответственно, 1 767,6 тыс. рублей и 488,0 тыс. рублей.
Риски допущения аналогичных фактов возможны и в иных муниципальных районах республики при условии не включения состава и объема, выполняемых работ по содержанию дорог, в муниципальные контракты.
Выборочный анализ, проведенных муниципальными районами аукционов на право заключить контракты по содержанию дорог на 2017, 2018 годы, показал, что в ряде муниципальных районов данные закупки являются конкурентно привлекательными, в других районах наоборот. (Так, для одних районов характерно участие 1-2 участников (аукцион, как правило, признается несостоявшимся), снижение от 0 до 1% (Алатырский, Аликовский, Батыревский, Ибресинский, Козловский, Канашский, Порецкий, Урмарский, Яльчикский районы). Что также возлагает большую ответственность на муниципальных заказчиков при определении Н(М)ЦК контракта и формировании предмета закупки (содержание дорог в пределах района разбивается на несколько контрактов), чтобы не допустить ценового сговора между подрядчиками и отсутствие бюджетной экономии. Вместе с тем, в других районах (Вурнарский, Комсомольский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Чебоксарский районы) от 4 до 8 участников, снижение НМЦК от 18,5 до 38,5 %.).
Отсутствие установленного контрактами состава и объемов работ по содержанию, демпингование цены подрядчиком приводит к необходимости использования муниципалитетами иных методов систематического и действенного контроля за подрядчиками с целью качественного выполнения работ и, соответственно, эффективного использования средств бюджета.
Слайд 5
3 аспект. Отдельно остановлюсь на работах по "Благоустройству".
Контрольно-счетной палатой проанализировано 10 контрактов, в которых предусмотрены работы по посеву трав, при этом во всех контрактах выявлены риски некачественного и ненадлежащего выполнения работ, а так же невозможности их проведения в полном объеме и, как следствие, может привести в последующем к неэффективному или нецелевому использованию бюджетных средств на общую сумму 6 287,2 тыс. рублей.
Нарушения, выявленные при анализе, можно разделить на следующие группы:
1) в контрактах отдельных муниципальных заказчиков предусмотрены положения о сроках выполнения работ по посеву газонных трав в неблагоприятный климатический период (2 контракта). Согласно Своду правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» СНиП III-10-75, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 г. № 972/пр, рекомендуемый срок окончания посевов при озеленении территории определен до 20 сентября.
Слайд 6.
Так, в рамках муниципального контракта от 10.11.2017 №1, заключенного администрацией Трехболтаевского сельского поселения с ООО «Строитель плюс», планировалось создание игровых площадок в с. Трехболтаево и д. Байдеряково Трехболтаевского сельского поселения Шемуршинского района. Вышеуказанным контрактом предусматривалось выполнение работ по посеву газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную.
Выполненные работы приняты и оплачены на сумму 144,5 тыс. рублей (25% от общей стоимости). В составе исполнительской документации к проверке представлены фотографии мест производства работ, в которых видно, что на одном из участков посев травы осуществлялся в замерзшую почву, о чем свидетельствует наличие образовавшегося льда на отдельных участках земли. На второй участок работ подтверждающие исполнительные документы (фотоотчеты) не представлены.
Проведенным внешним осмотром мест производства работ в текущем году установлено, что трава на газонах игровых площадок в с. Трехболтаево и д. Байдеряково Трехболтаевского сельского поселения отсутствует.
2) нарушение подрядчиками технологии высаживания газонной травы (3 контракта) и, как следствие, при осмотрах установлено наличие травы только местами.
В целях проведения экспертизы высаженных газонных трав с помощью Управления по вопросам общественной безопасности и противодействия коррупции Администрации Главы Чувашской Республики был привлечен представитель ФГБОУ ВУ «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» - доцент кафедры земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства, кандидат сельскохозяйственных наук Л.В. Елисеева. Экспертом было дано заключение о нарушении технологии при посадке газонной травы, поскольку лабораторные исследования показали ее наличие в небольшом количестве.
3) контакты муниципальных заказчиков, размещенные в единой информационной системе, содержат положения о сроках выполнения работ по посеву трав в неблагоприятный климатический период и которые, по мнению Палаты, несут риски неэффективного использования бюджетных средств и не достижение целей.
Контрольно-счетная палата в целях предотвращения нарушений, обращает внимание муниципальных заказчиков на данные контракты. При обнаружении дефектов в период гарантийного срока эксплуатации подрядчик обязан исправить их за свой счет.
Слайд 7.
В целях устранения выявленных нарушений объектам контроля направлены представления Контрольно-счетной палаты, по отдельным фактам материалы проверки переданы в Прокуратуру Чувашской Республики, в МВД Чувашской Республики и в УФАС России по Чувашской Республике.
Доклад окончен, спасибо за внимание!