Прозрачность «дорожного» рубля
Почему цивильский асфальт дороже красночетайского
На заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Чувашии под председательством Главы республики Михаила Игнатьева обсуждены меры по предупреждению коррупционных нарушений в освоении бюджетных средств в дорожной сфере. Заседание проходило в режиме онлайн-конференции с участием глав администраций муниципалитетов.
Правоохранители следят за распределением на торгах наиболее крупных дорожных подрядов не только извне, но и изнутри. В состав аукционной комиссии Госслужбы по конкурентной политике и тарифам входит представитель управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чувашии, сообщил начальник этого управления Андрей Семенов. В уходящем году сотрудниками министерства проведена 21 проверка, в ходе которых выявлено два факта хищения бюджетных денег в сумме 3,2 млн рублей, выделенных на муниципальный контракт по содержанию дорог.
Нередко в ходе подобных расследований обнаруживаются и преступления, не связанные непосредственно с расходованием казенных средств. В частности, сокрытие более 8 млн рублей налогов, что сделал один предприниматель, строящий дороги. Для нарушений при освоении средств на дорожную деятельность наиболее характерны завышение объемов работ либо использование дешевых материалов, отметил Андрей Семенов.
Объемы республиканского Дорожного фонда за последние восемь лет увеличились в 2,5 раза — с 1,9 млрд до 5,03 млрд рублей в 2018 году, напомнила вице-премьер — министр финансов Светлана Енилина. Больше половины бюджетных средств расходуется через государственные закупки. Соблюдение бюджетного законодательства в данной сфере в нынешнем году проверялось дважды. Общая стоимость проверенных контрактов составила 1,3 млрд рублей, при этом сумма финансовых нарушений — более 243 млн рублей. Львиная их доля — необоснованность начальной цены стоимости контракта. Не редкость и ошибки при составлении документов, что квалифицируется также как неэффективное расходование бюджетных средств и расценивается как сверхприбыль подрядчиков. Бывает, что заказчики принимают и оплачивают работы, не соответствующие предмету контракта.
Более 35% освоения средств Дорожного фонда приходится на четыре организации. При этом финансовые показатели у каждой из них вызывают массу вопросов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ВЛАДИМИР ИВАНОВ, министр транспорта и дорожного хозяйства Чувашии:
«Сформированная процедура использования средств Дорожного фонда Чувашской Республики позволяет говорить о полной прозрачности освоения бюджетных средств. Каждый рубль, потраченный на каждый квадратный метр дороги — на ремонт или на строительство — может быть отслежен.
И результаты контрольных мероприятий об этом свидетельствуют».
Скажем, среднегодовая выручка на одного работающего АО «Дорисс» — 3,6 млн рублей, а в «Элитстрое» — 62 млн рублей. Однако средняя зарплата в данной организации — 12 тыс. рублей, а в «Дориссе» — вдвое выше, привела цифры министр. По ее мнению, это свидетельствует о пресловутой «серой» зарплате там, где официальная копеечная. А также о стремлении уйти от налогов и сборов.
Кто, интересно, согласится работать на дороге в зной и стужу за 12 тыс. рублей, сказал Глава республики… Он отметил, что, прежде всего, надо заниматься профилактическими мерами и распорядился направить в адрес государственных и муниципальных заказчиков рекомендательные письма с описанием выявленных нарушений для недопущения их повторного совершения.
По докладу председателя Контрольно-счетной палаты Чувашии Светланы Аристовой, в 2017–2018 годах ведомством было проведено 9 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. «Общий объем проверенных средств составил более 3,4 млрд рублей, выявлены финансовые нарушения на общую сумму 152,8 млн рублей. Наиболее существенные нарушения выявлены в ходе аудита закупок по 8 контрактам на сумму 1,5 млрд рублей, — подчеркнула Светлана Ивановна. — При этом в семи контрактах при трех допущенных к торгам организациях принимал участие только один подрядчик с предложением незначительного снижения цены, остальные участвовали формально. Это согласованные действия участников торгов».
Палата провела анализ стоимости содержания дорог в разрезе муниципалитетов и обнаружила такую картину. Содержание одного квадратного метра дороги в Цивильском районе обходится в 120 с лишним тысяч рублей, тогда как в Красночетайском вдвое дешевле. Почему так, спросил Глава республики у министра транспорта и дорожного хозяйства Владимира Иванова. Тот объяснил, что цивильские дороги — это как бы витрина республики, ведь они находятся на федеральной трассе, а красночетайские, мол, глубинка… «Деньги предназначены для людей, и мы должны эффективно использовать каждый бюджетный рубль», — подытожил обсуждение Глава Чувашии.