Деньги на благоустройство не всегда расходуются эффективно

Сегодня активно благоустраиваются дворовые территории, общественные пространства, существенно меняется облик населенных пунктов. И это прекрасно. Однако на заседании Комиссии по координации работы по противодействию коррупции, которую провел Глава Чувашии Михаил Игнатьев, обсуждались отнюдь не «дворовые» красоты.

Договор исполнением красен

Речь, в частности, шла о необходимости повысить эффективность использования бюджетных средств, направляемых на реализацию программ инициативного бюджетирования и приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Михаил Игнатьев подчеркнул, что главные распорядители средств республиканского бюджета при предоставлении межбюджетных субсидий муниципальным районам и городским округам должны контролировать, как выполняются условия заключенных соглашений об их предоставлении. Муниципалитеты в свою очередь должны проводить постоянный мониторинг исполнения муниципальных контрактов, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные субсидии.

Цифра

1,4 млрд рублей направлено на реализацию проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2017-2019 годах

Между тем контрольные проверки выявляют системные недостатки. В частности, установлено расходование бюджетных денег на оплату фактически не выполненного объема работ (в том числе на оплату их неподтвержденного объема) по благоустройству территорий на общую сумму 3 млн рублей. Такие факты были установлены, в частности, в городах Шумерля и Канаш.

Председатель Контрольно-счетной палаты республики Светлана Аристова обратила внимание на то, что в целях единого подхода к обустройству контейнерных площадок по сбору ТКО Минстрой направил в муниципалитеты соответствующие письма с четкими рекомендациями по соблюдению требований СанПиНа и ориентировочной сметной стоимостью одной площадки на два контейнера — 29 тыс. рублей. В то же время выборочный анализ показал, что в муниципалитетах ценовой диапазон на одну площадку сложился по-разному. Где-то ее стоимость оказалась ниже рекомендованной, а где-то в два раза дороже. Самые дорогие площадки, по данным Счетной палаты, оборудованы в Шумерлинском районе с превышением расходования бюджетных средств порядка 2 млн рублей.

Была также проанализирована документация по обустройству дворов и общественных территорий, в частности, оборудование детских и спортивных площадок. Установлено, что в большинстве случаев муниципальные образования включали цену этих площадок на основании прайс-листов одного поставщика, не изучая другие источники поставки такого оборудования, а цены производителей разнятся существенно.

Финансовых нарушений быть не должно

По данным Минфина, в прошлом году и за истекшие месяцы этого года проведено семь контрольных проверок на предмет эффективного использования бюджетных средств, направляемых на благоустройство дворовых и общественных территорий, ремонт дорог, обустройство мест массового отдыха населения. Объектами контроля стали пять муниципальных районов — Алатырский, Красноармейский, Чебоксарский, Ядринский, Янтиковский и два городских округа — Новочебоксарск и Шумерля. Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 8,9 млн рублей.

В Шумерле, например, сообщила на заседании заместитель председателя правительства республики — министр финансов Светлана Енилина, из-за несвоевременного получения положительного заключения проверки на предмет достоверности определения сметной стоимости и выполнения работ по ремонту дворовых территорий (благоустройство центральной улицы) привело к завышению начальной максимальной цены контракта на сумму свыше 3 млн рублей. Также не произведена корректировка сметной документации по выполнению работ по ремонту тротуаров. Итог — неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 1 млн 756 тыс. рублей.

Светлана Енилина, заместитель председателя Кабинета министров — министр финансов Чувашии:

— В прошлом году было проведено 46 контрольных проверок, из них по вопросам соблюдения законодательства в сфере закупок — 34. Проверено 418 контрактов общей стоимостью 2,4 млрд рублей. Сумма выявленных финансовых нарушений в сфере закупок составила 261 млн рублей — 10% от стоимости проверенных контрактов. В этом году проведено 40 контрольных мероприятий, 25 — по закупкам. Проверено 367 контрактов общей стоимостью 564 млн рублей, сумма выявленных нарушений — 26 млн рублей.

Муниципалитетам рекомендовано своевременно устранить организационные недостатки, которые приводят к нерациональному использованию бюджетных денег. А также проводить полную инвентаризацию дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству, своевременно разрабатывать и утверждать их дизайн-проекты, проводить конкурсные процедуры вовремя и с учетом результатов государственной экспертизы сметной документации.

Руководитель Минстроя Алексей Грищенко рассказал, что на сегодняшний день работы по благоустройству завершены на 16 дворовых и 14 общественных территориях. Министерство для оплаты выполненных работ перечислило в бюджеты муниципальных образований 289 млн рублей, или 75% от общего объема предоставляемой субсидии. При этом отмечено, что муниципалитеты на 73% рассчитались с подрядными организациями. Министр подчеркнул, что с целью улучшения качества работ по благоустройству территорий в рамках заключенных контрактов все соглашения с муниципальными образованиями доработаны, в них включены дополнительные требования.

На суд надейся, но и сам не плошай

«Все средства должны использоваться эффективно, нарушения своевременно устраняться, а за бездействие по взысканию неустойки должностные лица должны привлекаться к ответственности», — был категоричен Глава республики. Как он заметил, тут большой спрос и с главных распорядителей бюджетных средств в лице министерств, муниципалитетов — сначала деньги отдаем, а потом тратим огромное время, чтобы обеспечить их возврат от тех же недобросовестных подрядчиков при невыполнении ими части взятых обязательств. Выполнение работ нужно отслеживать, а не полагаться на судебные процессы, суды могут затянуться на годы, а в результате может статься, что не с кого и нечего будет взыскивать, как это нередко бывает.

В ходе видеоконференции Михаил Игнатьев не скрывал неудовольствия, общаясь с некоторыми руководителями районных администраций, когда речь зашла о мерах по предупреждению коррупционных правонарушений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности, Главе республики непонятно, когда муниципалитет-заказчик объясняет задержку по расчетам с подрядчиком, выполнившим свои обязательства по контракту «отсутствием средств».

«Если нет денег, как вообще контракт заключался?» — недоумевал руководитель региона, когда речь зашла об Алатыре (задолженность по четырем контрактам). Как выяснилось, деньги выделялись из дорожного фонда на их исполнение, но, видимо, были использованы на другие неотложные дела. Глава администрации Алатыря Владимир Степанов сообщил, что «проблему будем постепенно снимать, большую часть — до конца года» (имеются в виду расчеты с подрядчиками по контрактам).

К сведению

По данным прокуратуры республики, в этом году выявлено 969 нарушений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Внесено 466 представлений, после их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 399 должностных лиц и 137 — к административной ответственности, возбуждено пять уголовных дел.

Прокурорские проверки показали, что заказчиками нарушались сроки утверждения планов закупок, порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заключались прямые договоры в обход конкурентных процедур закупок. Руководитель надзорного органа Василий Пословский считает, что ужесточение контроля за размещением и выполнением государственных и муниципальных заказов, а также за расходами бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации национальных проектов, потребует выработки дополнительных мер.

С нарушениями обязательств уже со стороны подрядных организаций исполнено 967 контрактов (в том числе по своевременному вводу объектов в эксплуатацию), сообщил руководитель Минэкономразвития Павел Иванов.

Михаил Игнатьев призвал активнее работать по выявлению негласного сговора среди участников торгов. Минэкономразвития поручено вместе с органами исполнительной власти региона — распорядителями средств республиканского бюджета, рассмотреть возможность дополнительной регламентации единых подходов к применению администрациями муниципальных образований методов обоснования начальной (максимальной) цены контракта при проведении однотипных закупок.



08 октября 2019
13:44
Поделиться