Дорожная деятельность в России считается самой сложной для последующего контроля, так как производится большой объем скрытых работ и не всегда к работам приступают добросовестные подрядчики. Люди жалуются — то дороги не чистят, то не ремонтируют. Сегодня ямку на асфальте заделали, через две недели заплатка вылетела — и попробуй найди виноватого…
Но если проведение дорожных работ подвергнуть строгому учету и контролю, подобных проблем не возникнет, уверена председатель Контрольно-счетной палаты Чувашии Светлана Аристова.
— Первое полугодие нынешнего года палата посвятила двум крупным мероприятиям, связанным с дорогами, — делится Светлана Ивановна итогами. — Проверяли использование средств, направленных из республиканского бюджета на содержание дорог и их ремонт в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». В прошлом году проект был заявлен как «приоритетный», а сейчас является одним из региональных, входящих в состав национальных проектов, и называется немного по-другому — «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД).
Точнее, мы продолжаем начатое. В прошлом году, 24 декабря, докладывали на комиссии по противодействию коррупции о нарушениях, выявленных палатой при освоении бюджетных средств, направленных на дорожную деятельность. Тогда и нам, и Минфину республики было поручено и дальше отслеживать целевое и эффективное использование средств республиканского бюджета на дорожную деятельность, взаимодействуя при этом с правоохранительными органами.
А средства эти немаленькие. В последнее время суммы, выделяемые на дорожное хозяйство, резко возросли. За 2017 и 2018 годы было направлено 9,8 млрд рублей. Причем освоение «дорожных денег» за указанные годы можно считать одним из самых высоких по сравнению с 2016 годом, тогда было освоено всего 3 млрд.
Начали проверки с весны, когда дороги можно посмотреть как следует, а сейчас вручаем проверочные акты муниципалитетам.
— По какому принципу выбирались объекты?
— По содержанию дорог, где еще в прошлом году, заметив неладное, проверили 10 районных муниципалитетов. Для сведения: городские округа содержат дороги на средства местного бюджета, и здесь мы подключили три муниципальных контрольно-счетных органа. По ремонту дорог проинспектировали муниципалитеты, попавшие в «приоритетный проект», — это города Чебоксары и Новочебоксарск, Моргаушский и Чебоксарский районы, именно эти муниципальные образования в настоящее время имеют самую высокую долю дорог, соответствующих нормативному состоянию.
Немало нареканий по использованию средств и по содержанию дорог. Хотя республика у нас в одной климатической зоне, но суммы в контрактах на одинаковые виды работ в отдельных случаях разные, разрыв большой. Конечно, нельзя спрогнозировать, сколько придется убрать снега с дороги и сколько понадобится реагентов для предотвращения гололеда, это очень сильно зависит от погодных условий. Но при формировании начальной локальной сметы должностные лица не знают иногда, сколько будут открывать и закрывать водопропускных труб. То есть есть вещи, которые, на наш взгляд, можно и нужно контролировать.
Главная задача — оплатить те работы, которые выполняются. Например, оплачивается подрядчику укладка гранитного щебня, а по факту наши ревизоры обнаружили, что уложен дешевый — известковый. Проанализировали, как формируется начальная максимальная цена контракта (НМЦК), и выявили, что нет единого подхода. Предъявляемые исполнителями расценки муниципальные специалисты зачастую не проверяют, оплачивают какие-то генподряды, хотя в работах по содержанию дорог законом не предусмотрены услуги генподрядчика. Некоторые доставку рабочих к обочинам, которые требовалось очистить от мусора, отдельно оплачивали, хотя она заложена в соответствующей расценке. Забыли при оплате уменьшить итоговую сумму на коэффициент снижения цены при аукционе, и эта ошибка повторяется из года в год…
Непрозрачны сами работы по содержанию, которые вроде как выполнены в 2018 году, но ничего по факту проверить нельзя. Так, согласно акту выполненных работ мы увидели, что на одном участке дороги оплачено проведение ямочного ремонта, однако в то же время на том же участке в реальности шла глобальная реконструкция. Должностные лица объяснили это весьма странно: они ошиблись в названии дороги, указав не ту в акте выполненных работ.
В отдельных муниципалитетах практически нет исполнительной документации — паспортов, сертификатов, фотосъемок, журналов учета тех или иных работ, доказывающих, что эти работы проделаны. Такое ощущение, что ряд работ осуществлен лишь на бумаге — в виде подписанного акта.
Например, скашивание травы. По норме растительный покров на обочине не должен превышать 15 см. Перерасти их в нашей местности трава сможет к концу, в лучшем случае, к середине мая. Следовательно, в этом месяце одного, ну двух покосов обочины вполне достаточно. Но ведь некоторые из проверенных муниципалитетов косили 5-6 раз в мае!
Не предъявляются гарантийные требования. Это касается дорожных разметок. На них гарантию отдельные муниципалитеты устанавливали сами — полгода. Срок не истек, разметка смылась, но вместо того, чтобы предъявить гарантийные требования подрядчику, муниципалитет заново включает разметку в работу и снова оплачивает. Конечно, с такими случаями мы не можем согласиться и будем ставить вопрос об изъятии неправомерно потраченных денег.
— А при ремонте дорог какие нарушения вскрылись?
— Самое распространенное — то же самое, что и при содержании, — завышение НМЦК, хотя у муниципалитетов в методах определения цены сомнений нет. Мы проверили автомобильные дороги в четырех муниципалитетах, вошедших в проект БКД, и в трех обнаружили это нарушение. Заказчики при подготовке документации часто некорректно производили расчет и обоснование начальной цены (завышали коэффициент на сметную прибыль, расценки на разработку грунта, включали непредвиденные затраты, которые допустимы при капитальных ремонтах, реконструкции, но никак не при обычном ремонте).
Масса вопросов у нас по возвратным материалам. Перед тем как приступить к ремонту дороги, оценивается, в каком состоянии ее покрытие, бордюры, плитки, металлические ограждения, и должностные лица заказчика уже тогда принимают решение, что подлежит замене. Вот металлические ограждения разрушены и бордюрные камни со сколами, не соответствуют ГОСТу — меняем. А что делаем со старыми? Можно ли использовать в этих же работах возвратные материалы? Асфальтобетонный лом зачастую можно. И тут уж заказчик должен до заключения контракта определиться — то ли используются возвратные материалы на месте, то ли их забирает подрядчик по определенной цене, что необходимо предусмотреть в контракте и уже по факту уменьшить стоимость работ к оплате. Конечно, может забрать и заказчик в отдельных случаях, но должен учитывать и понимать, как будет использовать.
— На что подрядчику этот лом и бой?
— Старые ограждения сдаются в металлолом, им есть цена. Лом бордюрного камня подрядчик может использовать на других объектах — он же ведет не только ремонт этой дороги, он ведет и другие частные или бюджетные стройки. И может там на временные дороги использовать. Или, как нам ответили эксперты в области строительства, хороший спрос на бордюрный лом в деревнях, при прокладке гражданами подъездных путей к своим домам в частном секторе. Новый бордюрный камень стоит около 500 рублей. А лом заказчик должен при демонтаже оценить, сейчас мы увидели цену около 100 рублей.
Но на практике столкнулись с тем, что два муниципалитета этот возвратный материал совершенно не учли в контрактах.
— В общем, при ремонте дорог две основные беды — завышение начальной цены контракта и халатное отношение к возвратным материалам?
— Не только. В ходе контрольного мероприятия привлекли специалистов, и были сделаны выемки (вырубка) на шести дорогах, там, где пошли разрушения после свежего ремонта. На трех дорогах нашли отклонения в асфальтовом слое — несоответствие толщины покрытия, некачественная укладка. Это вина заказчика, он не должен принимать такие дороги.
Следующая проблема — в течение гарантийного срока не проводятся контрольные осмотры отремонтированных участков дорог. В результате на 15 автомобильных дорогах из 42 проверенных выявлены дефекты: разрушен или шелушится слой покрытия, кромки проезжей части, появились трещины на всю ширину проезжей части, которые на скорую руку залили битумом… И такое творится, заметьте, на только что отремонтированных объектах, по которым заказчики не предъявляли никаких претензий подрядчикам в рамках гарантийных обязательств. Если сегодня пропускается гарантийный срок, то завтра начинается латание дыр, то есть ямочный ремонт, из затрат на содержание дорог. Это не дело.
— А с положительными примерами сталкивались?
— Понравилась идея, воплощаемая в одном муниципалитете. Там практически отказались от ямочного ремонта и, приводя дороги в порядок, берут участки побольше, по всей ширине трассы. Регламентируются они уже как обычные ремонтные работы, на них гарантийный срок выше, чем на заделанные ямы.
Можно отметить, что в Чебоксарах при проверке представлена практически вся исполнительная документация, включая сертификаты на материалы.
— Вам не кажется, что у нас в республике довольно качественные дороги? Знакомые автолюбители это отмечают, сравнивая с другими регионами.
— Соглашусь. Один из последних плюсов — то, что Чувашия попала в федеральный проект БКД. Из всех российских регионов только чуть больше половины в нем участвуют. Основная задача — существенно повысить и качество дорог, и эффективность использования выделяемых на них денег, не допускать нецелевые траты. Надеюсь, общими усилиями мы добьемся этого. Поэтому в нашей беседе затронуты аспекты, которые будут интересны и населению, и муниципалитетам, где сейчас как раз разыгрываются дорожные контракты.
Итоги проверочных мероприятий мы обязательно обсудим на коллегии с приглашением должностных лиц профильного министерства и муниципалитетов.