Доклад председателя Контрольно-счетной палаты С.И. Аристовой на расширенном заседании Совета контрольно-счетных органов Чувашии 25.04.2017

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на расширенном заседании Совета КСО Чувашской Республики на тему «Роль совета контрольно-счетных органов  регионального и муниципального уровня в решении задач по осуществлению внешнего государственного контроля», приуроченного к 20-летию создания Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики

г. Чебоксары, 25 апреля 2017 года

 

 Уважаемый Валерий Николаевич, уважаемый Юрий Егорович,

коллеги и участники заседания!

Сегодняшняя встреча посвящена актуальным вопросам внешнего государственного контроля и деятельности контрольно-счетных органов Чувашской Республики.

В  условиях необходимости рационального использования бюджетных средств и повышения эффективности деятельности, требуется совершенствование формата работы и органов внешнего финансового контроля, выработки единых подходов к решению важнейших проблемных вопросов в финансовой сфере.

Институт регионального внешнего государственного финансового контроля складывался в течение двадцати лет, и уже можно с уверенностью сказать, что состоялся, и имеет определенные результаты, которые были озвучены ранее. В то же время муниципальные контрольно-счетные органы республики начали формироваться только в две тысячи двенадцатом – две тысячи четырнадцатом годах, за исключением города Чебоксары (контрольно-счетный орган который функционирует более десяти лет). По состоянию на первое января две тысячи пятнадцатого года во всех двадцати шести муниципальных образованиях были созданы контрольно-счетные органы, из них, семь наделены статусом юридического лица, девятнадцать – находятся в составе представительных органов районов и городов. Общая штатная численность составляет пятьдесят два человека. Кроме того, двести девяносто одно сельское и городское поселения передали муниципальным контрольно-счетным органам полномочия по осуществлению внешнего муниципального контроля.

Результаты деятельности контрольно-счетных органов республики последних трёх лет представлены на слайде 2.

Необходимо отметить, что внешней проверкой исполнения республиканских и местных бюджетов охвачены сто процентов отчетности всех главных распорядителей.

Контрольными мероприятиями контрольно-счетные органы охватывают пятнадцать процентов средств консолидированного бюджета. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проводятся в соответствии с утвержденными 15 Стандартами внешнего финансового контроля, где четко определен порядок их проведения.

Счетная палата России и Контрольно-счетная палата республики постоянно уделяют внимание развитию внешнего муниципального финансового контроля.

 

Слайд 3

В соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от    седьмого февраля две тысячи одиннадцатого года  № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности Контрольно-счетных органов  субъектов РФ и муниципальных образований», именно контрольно-счетному органу субъекта отводится роль координатора во взаимодействии с контрольно-счетными органами муниципальных образований.

С целью повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля Чувашской Республики и укрепления сотрудничества в июне две тысячи тринадцатого года был образован Совет контрольно-счетных органов республики.

 

Слайд 4

Среди основных  задач обозначено -  обеспечение взаимодействия  контрольно-счетных органов на всей территории республики, содействие формированию и развитию системы муниципального финансового контроля, обеспечение единообразных методологических подходов, содействие разработке и внедрению стандартов организации  контрольной и экспертно-аналитической деятельности на территории Чувашской Республики, обобщение и распространение передового опыта осуществления внешнего финансового контроля.

 

Слайд 5

 

Такое объединение, на наш взгляд, оказывает муниципальным «контролерам» организационную, правовую, методологическую помощь, а Палате – позволяет более полно охватить проверками бюджетные потоки.

Так, за период деятельности Совета было проведено пять обучающих семинаров и круглых столов, с приглашением коллег из Министерства финансов, Управлений Федерального казначейства, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы по Чувашии. Внедряется в практику, до начала контрольных мероприятий, предварительное обсуждение порядка проведение проверок.

Выработанный формат сотрудничества позволяет решать поставленные задачи эффективного и результативного использования бюджетных потоков в самых чувствительных сферах и в первую очередь по направлениям, где предусмотрено софинансирование из нескольких уровней бюджета, то есть расходы консолидированного бюджета. Мероприятия проводятся в соответствии со Стандартом «Организация совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики  с органами финансового контроля, правоохранительными, надзорными и иными органами».

Достигнутые результаты деятельности  Совета представлены  на слайде.

Слайд 6

За прошедшие три года проведено восемь совместных и шесть параллельных мероприятий. Контрольно-счетные органы республики охватили контрольными мероприятиями такие направления как: переселение граждан из аварийного жилищного фонда, использования средств республиканского бюджета, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов, обеспечение жильем и ремонт жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от седьмого мая две тысячи двенадцатого года № пятьсот девяносто семь, предоставление межбюджетных трансфертов.

Однако, по мнению Палаты, несмотря на расширение взаимодействия, с учетом современных требований: изыскания резервов по росту собственной доходной базы муниципалитетов, качественному планированию доходов, аудит результативности и эффективности  в использования бюджетного рубля; потенциал Совета  не используется в полную силу.

На последнем заседании было принято решение скорректировать совместную работу в текущем году. В новом формате, в первом квартале две тысячи семнадцатого года, с целью выявления резервов по доходам в консолидированный бюджет Республики, запланирована и проведена совместная контрольная и экспертно-аналитическая работа по неналоговым доходам от использования государственной и муниципальной собственности.

Слайд 7 (Результаты мероприятия и динамика поступления в муниципальный бюджет за первый квартал).

Контрольно-счетная Палата до начала мероприятия провела обучающий семинар, обеспечила муниципальные контрольно-счетные органы методическими материалами, аудитор выехал в отдельные муниципалитеты. Практически все муниципальные контролеры приняли участие в контрольных мероприятиях, на Палату была возложена обязанность по выполнению экспертно-аналитического мероприятия. Обобщенные результаты оперативного мониторинга показали существенные резервы в увеличении неналоговых доходов от использования муниципального имущества. В 1 квартал т.г. наблюдается значительный рост поступления неналоговых доходов от использования муниципального имущества. Данный формат взаимодействия показал, его целесообразность и необходимость.

В текущем году Совет запланировал еще ряд аналогичных форматов сотрудничества – проведение экспертно-аналитических мероприятий  по оценке эффективности предоставления налоговых льгот, актуальность законодательных актов в части ставок и льгот по местным налогам в муниципальных образованиях. Совместно с муниципальными контрольно-счетными органами планируется провести аудит использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятия республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на две тысячи тринадцатый – две тысячи семнадцатый годы за все четыре этапа ее реализации.

Контрольно-счетная Палата, конечно, понимает, что не хватает трудовых ресурсов для реализации всех планов, но в тоже время такое взаимодействие исключает дублирование мероприятий, а имеющиеся возможности используются более эффективно. Выработанный подход при реализации полномочий дает и  предупреждающий эффект на всей территории республики.

Кроме того, Палата имеет опыт успешного сотрудничества с Министерством финансов Чувашской Республики, Администрацией Главы Чувашской Республики, Прокуратурой Чувашии, Межрайонной природоохранной Прокуратурой, с территориальными органами федерального казначейства и налоговой службы в Чувашии. Согласованная работа с государственными органами на региональном уровне необходима и на муниципальном уровне. Это будет только способствовать укреплению финансовой дисциплины в целом.

Таким образом, дальнейшая консолидация ресурсов контрольно-счетных органов республики позволит получить еще больший эффект и отдачу при реализации полномочий органов внешнего государственного финансового контроля.

 

Слайд 8 Задачи на перспективу.

 

В завершении своего выступления, предлагаю всем участникам обсудить задачи на перспективу деятельности Совета. Обращаю внимание, на смещение акцентов деятельности на аудит реализации государственных (муниципальных) программ и достижения заявленных в них целей.

Уважаемые коллеги и члены совета, пользуюсь случаем, хочу поблагодарить всех присутствующих за плодотворную работу и конструктивное сотрудничество.

 

 

 

 



Прикрепленные файлы

Презентация к докладу
Скачать
(pdf,   2,24 Mb)
25 апреля 2017
09:44
Поделиться