Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на Координационном совещании при Главе Чувашской Республики по обеспечению правопорядка в Чувашской Республике

Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на Координационном совещании при Главе Чувашской Республики по обеспечению правопорядка в Чувашской Республике

                          Уважаемый Вячеслав Аркадьевич, уважаемые участники заседания!

 Контроль за реализацией региональных проектов в деятельности Контрольно-счетной Палаты в 2019-2020 году является приоритетным.

Формат работы организован как в виде текущего мониторинга рисков не достижения заданных показателей, так и комплекса контрольных мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений.

За истекший период КСП провела 5 мониторингов с выборочным анализом отдельных региональных проектов с низким кассовым исполнением, выявлением рисков неэффективного использования бюджетных ресурсов.

Кроме того, организовано 4 контрольных мероприятия, из них два на стадии завершения.

Всего выявлено финансовых нарушений за истекший период на сумму 71 282,7 тыс. рублей. Фактов не целевого использования бюджетных средств не установлено. Для процессуальной оценки по 2 контрольным мероприятиям материалы направлены в Прокуратуру Чувашской Республики. Основные нарушения, выявленные в ходе мероприятий,  отражены на слайде.

По результатам проведенных проверок и мониторинга Контрольно-счетная палата считает необходимым обратить внимание на следующее основные проблемы.

1) Неоднократно Контрольно-счетная палата отмечала, что основные нарушения выявляются на стадии определения начальной (максимальной) цены контракта, т.е. до начала проведения процедуры закупки.

Так, в рамках регионального проекта «Сохранение лесов» Минприроды Чувашии в  феврале 2019 года объявлен электронный аукцион на приобретение 17 малых лесопатрульных комплексов с начальной (максимальной) ценой за единицу 1 805,5 тыс. рублей, общая начальная (максимальная) цена контракта составила 30 694,4 тыс.рублей.

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта Минприроды Чувашии недостаточно изучен реестр контрактов, размещенный на официальном сайте zakupki.gov.ru, и не приняты во внимание контракты по аналогичным закупкам Минприроды Чувашии (подведомственных учреждений), заключенным в декабре 2018 года, с ценой за единицу аналогичных автомобилей 1 160,7 тыс.рублей и 1 462,8 тыс.рублей (или на 644,8 тыс рублей и 342,7 тыс. рублей соответственно ниже объявленной цены).

Таким образом, изначально действия государственного заказчика привели к завышению начальной (максимальной) цены контракта на сумму 3 356,82 тыс.рублей, тем самым были созданы риски потери бюджетных средств. Должностными лицами не представлены пояснения и обоснования причин такого отклонения цены.

Завышение начальных (максимальных) цен контрактов и стоимости выполненных ремонтных работ на общую сумму 3 768,3 тыс. рублей были выявлены и при проверке приоритетного (регионального БКАД) проекта «Безопасные и качественные дороги» (заказчики - муниципальные образования).

Кроме того, по результатам мониторинга реализации мероприятий по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге, в рамках регионального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» в действиях заказчика КУ «Республиканская служба единого заказчика» также выявлены признаки завышения начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг по рекультивации на общую сумму 22 366,3 тыс. рублей.

В обоих вышеуказанных региональных проектах завышение цены произошло по причине включения затрат на непредвиденные расходы (2%) в сводный сметный расчет. При этом обращаем внимание, что непредвиденные расходы учитываются в расчете на выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Необходимо отметить, что главными распорядителями бюджетных средств не обеспечивается достаточный контроль за получателями бюджетных средств, и данные факты после заключения контрактов с подрядчиками, фактически приводят к потерям бюджетных средств.

2) В рамках проверки проекта «Безопасные и качественные дороги», кроме завышения начальной максимальной цены контрактов, были выявлены отдельные недостатки по качеству выполненных работ. Контрольным мероприятием установлены финансовые нарушения во всех 4 муниципальных образованиях (Моргаушский и Чебоксарский районы, города Новочебоксарск и Чебоксары), которые участвовали в реализации данного проекта в 2017-2019 годах, на сумму 38,0 млн.руб.

Выборочными проверками в муниципальных районах и городах в ходе исполнения муниципальных контрактов выявлено следующее:

- оплата фактических работ и материалов  несоответствующих проектному значению, условиям контрактов, актам принятых и оплаченных работ. В ходе контрольного мероприятия установлено, что по результатам лабораторных испытаний образцов асфальтобетонного покрытия на отдельных объектах в 2 муниципальных образованиях (Моргаушский и Чебоксарский районы) слой асфальтного покрытия с признаками дефекта не соответствует документации;

- не обеспечен учет и использование возвратных материалов в 2 муниципальных образованиях (Чебоксарский район, г. Новочебоксарск), в первую очередь это асфальтная крошка и бордюры;

- Управлением городского хозяйства г. Новочебоксарска заключен муниципальный контракт на ремонт покрытия проезжей части Тепличный проезд (от перекрестка ул. Коммунальная - до Старого кладбища), включающий участки дорог, которые ранее были отремонтированы, и на них распространялись гарантийные обязательства. В результате Управлением городского хозяйства г. Новочебоксарска осуществлено неэффективное расходование бюджетных средств в общей сумме 8 019,3 тыс. рублей.

- на отдельных объектах выявляются дефекты разной степени: поперечные трещины на всю ширину проезжей части, не заделанные контрольные вырубки дорожного покрытия, просадка асфальта (Моргаушский и Чебоксарский районы, г.Новочебоксарск). Письма в адрес подрядчиков, в целях устранения выявленных дефектов, направлены только по результатам проведенных проверок в рамках контрольного мероприятия.

Однако повторный осмотр, проведенный в текущем году, показал, что муниципальные заказчики 2 районов не обеспечили устранение дефектов, результаты осмотров представлены на слайде.

Аналогичные нарушения выявлены и при реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» (подробно докладывала ранее).

3) В целях предотвращения неэффективного использования бюджетных средств в рамках мониторинга проведен анализ аукционной документации, заключенных контрактов на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.  Установлено, что продолжает иметь место не урегулирование порядка подтверждения расходов по «Временным зданиям и сооружениям», а также использования возвратных материалов от разборки временных зданий (сооружений) и демонтажных работ при расчетах за выполненные работы при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Контрольно-счетной палатой проанализировано 12 таких контрактов (проектов контрактов). Установлено, что согласно сводным сметным расчетам стоимость временных зданий и сооружений по рассматриваемым контрактам составляет в общей сумме 44,8 млн. рублей, она включена в процентном соотношении к стоимости договоров (контрактов). Вместе с тем, в сводных сметных расчетах не определена стоимость возвратных материалов от разборки временных зданий и сооружений.

При этом ни один контракт не содержит условие о подтверждении произведенных расходов, таким образом, фактически «заказчик» не обязывает «подрядчика» расшифровать  расходы, связанные с устройством «Временных зданий и сооружений» и не предусматривает их уменьшение на стоимость возвратных материалов. Обращаем внимание, что это влияет на сумму межбюджетных трансфертов.  

Исходя из вышеизложенного и норм ГСН 81-05-01-2001, по мнению Контрольно-счетной палаты, это приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и в контрактах необходимо прописать условия в отношении  расходов на  «Временные здания и сооружения» от начала исполнения контракта до его завершения, оплачиваться данные расходы должны с учетом фактических затрат уменьшенных на стоимость возвратных материалов.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств Контрольно-счетная палата предлагает государственным и муниципальным заказчикам:

  • обеспечить соблюдение требования 44-ФЗ в части как обоснования стоимости закупок, так и формирования аукционной документации в части требований по исполнительной документации, срок гарантий, уменьшения расчетов на сумму возвратных материалов;
  • с учетом специфики приобретаемого оборудования (для учреждений образования, медицинских организаций), имеющего сложные характеристики, рассматривать вопрос привлечения независимых экспертов;
  • на постоянной основе проводить осмотр ранее приобретенных товаров, выполненных работ и услуг, своевременно проводить претензионную работу в рамках гарантийных обязательств.

Контрольно-счетная палата продолжит контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Доклад закончен.



19 июня 2020
16:53
Поделиться