Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на заседании «круглого стола» на тему «Основные инструменты анализа национальных проектов»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Уважаемый Тимур Анварович!
Уважаемая Елена Викторовна!
В начале своего выступления хотела бы остановиться на задаче, которая ставится коллективу при проведении работы в части анализа и контроля по реализации региональной составляющей национальных проектов. При этом учитываются факторы ограниченности трудовых и информационных ресурсов (всего 18 ед., из них осуществляют полномочия 13 человек, отсутствие массива данных и доступа к информационным ресурсам регионального бюджета).
Особенностью анализа региональных проектов, по нашему мнению, должен быть комплексный подход, который (повторюсь, в условиях ограниченности ресурсов) подразумевает проведение мониторинга в целом всех региональных проектов и выборочные точечные проверки по отдельным направлениям, в которых выявлены риски (недостижения показателей или неэффективного использования бюджетных средств).
Анализ региональных проектов в нашей практике осуществляется следующим образом:
Слайд 2 Этапы анализа региональной составляющей национальных проектов
Анализ региональных проектов осуществляется в 4 этапа:
- анализ бюджетных средств, прогнозируемых и фактически направленных на реализацию регионального проекта из всех источников;
- изучение мониторинга, проведенного региональным проектным офисом, паспортов региональных проектов
- выявление рисков и проблем реализации проекта, достижения показателей, исполнения условий и требований ФОИВ, достоверность данных по всем направлениям;
- информирование должностных лиц органов исполнительной власти.
Отмечаем, что деятельность по мониторингу региональных проектов в целом и в частности на каждом из указанных этапов должна, по мнению Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, исключать дублирование и подмену обязанностей органа исполнительной власти, органа внутреннего государственного финансового контроля.
Слайд 3 Источники для анализа региональных проектов
Для анализа региональных проектов мы используем:
- формы бюджетной отчетности, специально разработанные для национальных проектов (формы №0503128нп, 0503738нп, 0503117нп);
- Единую информационную систему в сфере закупок;
- информацию регионального проектного офиса и финансового органа;
- государственную интегрированную информационную систему «Электронный бюджет»;
- специально созданный в Чувашской Республике региональный портал национальных проектов;
- другие открытые источники: проект «Госрасходы» на сайте Счетной Палаты Российской Федерации, сведения (фоторепортажи) средств массовой информации и общественных институтов об имеющихся у них фактах в рамках региональных проектов;
- систему «Контур-Фокус».
Следует отметить, что указанные инструменты используются на разных этапах проведения анализа, а ЕИС в сфере закупок используется практически на всех этапах работы.
Остановлюсь на каждом этапе анализа региональных проектов отдельно.
- Анализ бюджетных ассигнований, так называемый первый этап, Контрольно-счетная палата осуществляет в форме экспертно-аналитических мероприятий.
На данном этапе Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики осуществляются экспертно-аналитические мероприятия при проведении экспертизы законопроекта о республиканском бюджете Чувашской Республики, внесение изменения в закон о бюджете, в том числе в части средств на реализацию региональных проектов. Анализируется уровень прогнозируемых бюджетных ассигнований в разрезе региональных проектов (мероприятий региональных проектов), главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований Чувашской Республики, а также их соотношение с проектом адресной инвестиционной программой, согласованным Советом по инвестиционной политике, и объемом выделенных бюджетных ассигнований.
Оперативный анализ и контроль осуществляется в ходе исполнения бюджета, в том числе оценивается уровень принятия бюджетных обязательств, контрактации, освоения средств на всех уровнях бюджетной системы, а также по получателям -учреждениям, подведомственным ГРБС, муниципальным образованиям.
Особенно следует обращать внимание на выявление региональных проектов со 100% кассовым исполнением и региональных проектов с низким и нулевым исполнением.
Что касается региональных проектов со стопроцентным освоением, то следует отметить, что выборочный анализ объемов финансирования на реализацию мероприятий таких региональных проектов показывает, что кассовое исполнение на уровне ГРБС не отражает реальное использование бюджетных средств, и, следовательно, достижение целей, задач и результатов региональных проектов. Такая ситуация характерна для средств, передаваемых в форме межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов, а также субсидий подведомственным учреждениям и автономным некоммерческим организациям.
Например, основной целью реализации мероприятий регионального проекта «Финансовая поддержка МСП» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является упрощение доступа субъектов МСП к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам МСП, включая индивидуальных предпринимателей. В мониторинге за 2019 год КСП фиксирует 100% кассовое исполнение на ГРБС (Минэкономразвития Чувашии), однако при получении сведений по запросу от получателей выявляется, что средства по назначению субъектам МСП не направлены или направлены не в полном объеме. Аналогичная ситуация фиксировалась по региональному проекту «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», региональному проекту «Популяризация предпринимательства». Следует отметить, к сожалению, в данной ситуации инструментом остается только запрос в адрес подведомственной организации.
Если говорить о получателях бюджетных средств, работающих в рамках 44- ФЗ, то ЕИС в сфере закупок является эффективным инструментарием по выявлению реального движения бюджетных ассигнований.
Кроме того, на первом этапе КСП оценивается эффективность управления экономией, складывающейся по результатам закупочных процедур, оценивается возможность сохранения сложившейся экономии в рамках национальных проектов в распоряжении Чувашской Республики. К примеру, актуальность оперативных управленческих решений по региональным проектам «Формирования комфортной городской среды», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», где Контрольно-счетной палатой выявлено наличие экономии по торгам на 01.07.2020 и отсутствие действий ГРБС и муниципальных образований по перераспределению экономии. Это позволило бы благоустроить (ремонтировать) дополнительные объекты и не возвращать средства в федеральный бюджет (с учетом норм Федерального закона № 457-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом № 263-ФЗ от 31.07.2020). В случае выявления фактов недобросовестной конкуренции при закупках, ГРБС информируется о возможных рисках неисполнения контракта. В текущем году выявлены такие риски при реализации мероприятий регионального проекта «Спорт-норма жизни» в связи с большим снижением НМЦК и высоким уровнем детализации оборудования.
На данном этапе выявляются и другие недостатки, которые влияют на реализацию национальных проектов.
Слайд 4 Формы бюджетной отчетности
Для анализа использовалась бюджетная отчетность по формам, введенным с 1 октября 2019 года в целях учета средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, – это форма № 0503128нп о бюджетных обязательствах по национальным проектам, форма № 0503738нп о бюджетных обязательствах учреждения (в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания и субсидий на иные цели) и форма № 0503117нп об исполнении бюджета.
Проведенный анализ на данном этапе позволяет выделить первую ступень рисков либо проблем и требует дополнительного исследования.
- Второй этап анализа национальных проектов включает в себя изучение имеющихся материалов мониторинга, проведенного региональным проектным офисом (Минэкономразвития Чувашии), который содержит информацию о выявленных рисках недостижения показателей, об уровне контрактации по региональным проектам.
Слайд 5 Информация регионального проектного офиса и финансового органа
В совокупности с ежемесячными данными регионального Минфина об исполнении бюджета по региональным проектам, а также с информацией регионального проектного офиса, получаемой на запросы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, дает возможность оценить действия проектных офисов по достижению установленных показателей и полноты выявленных проблем.
Слайд 6 ГИИС «Электронный бюджет»
Кроме того, система «Электронный бюджет» используется на данном этапе и дает возможность оценить:
- актуальность паспортов региональных проектов;
- увязку объемов финансирования с достижением показателей региональных проектов;
- перечень показателей с риском неисполнения.
Оценивается взаимодействие регионального проектного офиса и проектных комитетов по управлению рисками.
При использовании данной системы Контрольно-счетная палата Чувашской Республики столкнулась с недостаточностью данных для проведения анализа на муниципальном уровне, а также на уровне государственных и муниципальных учреждений.
Слайд 7 Региональный портал Национальных проектов
Кроме того, хочу отметить, что в Чувашской Республике создан и развивается региональный портал «Реализация Национальных проектов» (https://np.cap.ru/), на котором возможно проследить показатели в разрезе муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. Для наглядности и оперативности получения информации имеется интерактивная карта республики, которая привязана к порталу пространственных данных Чувашской Республики (Геопорталу) и позволяет на карте увидеть объекты, задействованные в реализации региональных проектов с указанием краткой информации по ним. Например, отражаются объекты капитального строительства (дороги, объекты жилищно-коммунального хозяйства и т.д. с указанием наименования реализуемого проекта, стадии реализации, планируемого года завершения, подрядчика и т.д.).
- Собранные на предыдущих этапах данные используются Контрольно-счетной палатой на третьем этапе и позволяют исследовать более детально причины и последствия нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных мероприятий, а также выработать предложения (обратить внимание) органов исполнительной власти для принятия мер.
При выявлении таких «узких» мест проводятся точечные контрольные мероприятия, например, аудит всех стадий закупок, как в целом регионального проекта, так и отдельных мероприятий.
В ходе проведённых в текущем году семи контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики выявлены дополнительные риски реализации региональных проектов:
- неисполнения условий соглашений с федеральными органами исполнительной власти в связи с несоблюдением сроков выполнения работ подрядчиками (поставщиками) либо в связи с недостаточной работой главных распорядителей бюджетных средств;
- отсутствие разграничения сроков поставки оборудования, сборки и монтажа при заключении смешанных договоров, что привело к необоснованному авансированию поставщиков и создало риски невыполнения (затягивания выполнения) принятых поставщиком обязательств в полном объеме. Также отмечаем, что реализация мероприятия не способствовала достижению показателя результативности по состоянию на конец года;
- не синхронизированность сроков контракта на приобретение и монтаж оборудования и сроков завершения работ по реконструкции (капитальному ремонту) помещения для его размещения, что в свою очередь свидетельствует о возникновении рисков невыполнения контрольных точек, показателей результативности региональных проектов;
- завышение цены контракта, а также факты нарушения порядка формирования НМЦК;
- несвоевременный контроль заказчика за выполнением работ по капитальному ремонту, в отдельных случаях, заказчиками не проводилась своевременная претензионно-исковая работа;
- затягивание сроков ввода в эксплуатацию построенных объектов (школы, детские сады).
Слайд 8 Использование ЕИС в сфере закупок на примере анализа цен на лекарственные препараты в рамках регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»
Как я уже говорила, ЕИС в сфере закупок используется на всех этапах, особенно при проведении контрольных мероприятий.
Хотелось бы отметить, что благодаря обучению по использованию подсистемы «Мониторинг закупок», проведенному в текущем году Счетной палатой Российской Федерации, КСП Чувашской Республики были составлены шаблоны для анализа закупок по регионам Российской Федерации с применением определенных критериев. Этот инструмент был использован, например, при проведении контрольных мероприятий, в том числе аудита в сфере закупок лекарственных препаратов в рамках реализации мероприятий регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» национального проекта «Здравоохранение».
Однако, при проведении аудита закупок проблемой является отсутствие в имеющихся информационных системах полной информации о заключении учреждениями, подведомственными ГРБС, договоров в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, а также о договорах, заключаемых без проведения конкурентных процедур.
На данном этапе к проведению контрольных мероприятий в отношении межбюджетных трансфертов в настоящее время привлекаются контрольно-счетные органы муниципальных образований.
Кроме того, дополнительно – внешними источниками «исходных» данных для выявления рисков и проблемных объектов являются обращения органов прокуратуры Чувашской Республики, информация Росфинмониторинга, а также отдельные поручения Главы Чувашской Республики, которые могут быть даны также на основании обращений (жалоб) граждан.
Слайд 9 «Контур-Фокус»
Так, например, по обращению Главы Чувашской Республики была проведена камеральная проверка бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятия «Ликвидация (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге» регионального проекта «Оздоровление Волги», стоимость которого составляет более 1 млрд.рублей. В результате было установлено завышение НМЦК.
Информационный ресурс «Контур-Фокус» позволяет получить информацию о контрагенте (дату создания, количество работников в штате и т.д.), найти связанных с ним контрагентов, изучить картотеку арбитражных дел с участием контрагента.
Слайд 10 Открытые источники: «Госрасходы», СМИ, общественные институты
Все большую актуальность приобретают такие информационные ресурсы, как проект «Госрасходы» Счетной палаты Российской Федерации, который при использовании расширенного поиска позволяет вывести различную аналитическую информацию, документы (например, соглашения с федеральными органами исполнительной власти, информацию о заключенных контрактах).
По результатам контрольных мероприятий формируются конкретные рекомендации органам власти Чувашской Республики, указываются сдерживающие факторы достижения показателей региональных проектов (за 1,5 года направлены девять обращений в адрес ГРБС с рекомендациями по их устранению).
В завершении, по итогам проведения контрольных мероприятий хотелось бы отметить, к сожалению, многие показатели региональных проектов статистически не наблюдаются и фактически проверить их невозможно.
Предлагаю вернуться к вопросу принятия методических рекомендаций по проведению мониторинга национальных (региональных) проектов.
Спасибо за внимание!