Выступление председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Аристовой С.И. на очередной сорок шестой сессии Государственного Совета Чувашской Республики
Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики направлено в Государственный Совет в установленные сроки.
Перечень документов и материалов, представленных одновременно с проектом закона, соответствует требованиям статьи 47 Закона Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике». Состав показателей, представленных для рассмотрения и утверждения в проекте закона, соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 48 Закона Чувашской Республики.
Текущий год для всех стал не простым, затронул все отрасли, внес коррективы, как в экономику, так и в исполнение республиканского бюджета. Все факторы текущей ситуации оказывают влияние и на сформированный проект нового трехлетнего бюджета республики, что не могла не учитывать Контрольно-счетная палата при подготовке заключения на законопроект. Нами проведен анализ параметров бюджета и представлен в заключении как в сравнении с фактическим исполнением бюджета 2019 года, так и оценкой исполнения 2020 года.
Остановлюсь на отдельных направлениях.
В соответствии с проектом закона доходы республиканского бюджета в 2021 году составят 61 500, 5 млн. рублей. Собственные доходы в течение всех трех лет прогнозируются с ростом.
Экспертиза законопроекта показывает, что в части доходов на 2021 год, принятые правительством Чувашской Республики в 2020 году меры, позволят региону спланировать собственные доходы не ниже уровня ожидаемой оценки исполнения бюджета текущего года и даже чуть выше, в том числе и уровня фактического поступления 2019 года.
При планировании доходов, согласно представленной пояснительной записке, учитывались изменения бюджетного и налогового законодательства, в том числе направленные на поддержку как малого и среднего бизнеса, так и бизнеса в отраслях экономики, пострадавших больше всего.
Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проведен выборочный анализ прогнозных показателей поступления отдельных налоговых доходов. В заключении КСП отмечает, что Министерство финансов обосновало планируемые доходы бюджета на 2021 год. При этом, учитывая то, что 97% собственных доходов складываются из налоговых платежей, КСП проанализировав основные налоги – налог на прибыль, налог на доходы физические лица, налог на имущество, отмечает, что цифры сверены с данными Управления Федеральной налоговой службы и являются реалистичными.
Неналоговые доходы республиканского бюджета Чувашской Республики в 2021 году прогнозируются в сумме 864, 9 млн. рублей, что на 14,0% меньше ожидаемых поступлений 2020 года. Потенциальными резервами увеличения неналоговых доходов остаются доходы в виде прибыли, приходящейся на дивиденды по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации (ОАО «Чувашхлебопродукт») и доходы от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий (ГУП «Фармация»).
Безвозмездные поступления предусматриваются в сумме 30654,7 млн.рублей, из 78 % - это дотации (44%) и субсидии (34%). Традиционно федеральные средства изначально не распределены в полном объеме и уточняются в течение года. Для сведения, в текущем году безвозмездные поступления увеличены в 1,6 раза по сравнению с первоначальными значениями.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на 2021 год предусматриваются в сумме 64 372,6 млн. рублей по сравнению с показателями 2020 года (71 756 422,0 тыс. рублей) уменьшается на 10,3%.
Анализ структуры расходов республиканского бюджета по разделам показывает, что удельный вес расходов по разделу «Социальная политика» составит около 30 %, их долю в расходах бюджета по сравнению с текущим годом планируется увеличить на 4 процентных пункта. По разделу «Образование» - несмотря на снижение в абсолютной сумме по сравнению с уровнем 2020 года на 883,3 млн.руб., доля расходов прогнозируется более 27% и возрастает на 2,5 процентных пункта. Расходы по разделу «Здравоохранение» запланированы на уровне 2019 года. На различные отрасли экономики, включая ЖКХ, планируется около 20 % всех расходов республиканского бюджета.
В соответствии с проектом закона расходы на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы (РАИП) в 2021 году предусмотрены в объеме 7 027, млн. рублей и ее доля в общем объеме расходов в 2021 году составит 10,9%. Структура проекта РАИП на 2021 год претерпела значительные изменения по сравнению с 2020 годом. Так, в 5,6 раз увеличены расходы по отрасли «Коммунальное хозяйство», в 2,4 раза – по отрасли «Жилищное строительство», в 1,5 раза – по отрасли «Образование», в 1,2 раза – по отрасли «Культура», а также предусматривается новое направление в разделе «Прочее» на реализацию подпрограммы «Инвестиционный климат» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие Чувашской Республики».
В ходе реализации инвестиционной программы планируется реализовать 173 объекта, что на 27 % больше чем в 2020 году, из них 54 – объекты здравоохранения, 43 – объекты коммунального хозяйства. В программе учтены проектно-изыскательские работы по 56 объектам капитального строительства.
Республика продолжает участие в национальных проектах, на реализацию 38 региональных проектов в 2021 году направляется 14,3% всех расходов республиканского бюджета Чувашской Республики. Наибольший удельный вес расходов на 2021 год в общем объеме расходов приходится на региональные проекты, направленные на реализацию национальных проектов (программ): «Демография» - 36,9%, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 25,6%, «Образование» - 11,6%, «Экология» - 11,1%.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Указ № 474) скорректированы национальные цели развития Российской Федерации, увеличен горизонт планирования до 2030 года, а также скорректированы или установлены новые целевые показатели. Мониторинг, проводимый КСП за 9 месяцев текущего года, показал, что органы исполнительной власти республики начали работу в данном направлении.
Контрольно-счетная палата отмечает, что поддержка из республиканского бюджета муниципалитетам сохраняется на уровне 34,7 % от общего объема расходов бюджета. Проектом закона предусмотрено утвердить общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета Чувашской Республики местным бюджетам, на 2021 год в объеме 22 349, 4 млн. рублей.
Кроме того, КСП обращает внимание, что в представленном законопроекте правительством Чувашской Республики расширяется поддержка муниципалитетов и по другим направлениям, что возлагает на них ответственность в части повышения эффективности управления бюджетными ресурсами.
Контрольно-счетная палата в рамках экспертизы законопроекта изучила структуру заимствований. Планируется привлечение, как бюджетных кредитов, так и кредитов кредитных организаций.
Верхний предел государственного долга в 2021 году по сравнению с 2020 годом предлагается увеличить на 26,5%. В тоже время его размер и обслуживание существенно ниже допускаемых ограничений, предусмотренных Бюджетным кодексом, а доля затрат на его обслуживание планируется в 2021 году - 0,3 %.
Уважаемые депутаты, в заключении КСП обобщила общие выводы по законопроекту, подготовила предложения для органов исполнительной власти и считает, что проект закона Чувашской Республики может быть рассмотрен Государственным Советом Чувашской Республики и принят в установленном порядке.