Комиссия по вопросам методологии при Совете контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации проанализировала вопрос реализации переданных полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля
Председатель Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Светлана Аристова, являясь заместителем председателя Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по вопросам методологии (далее – Комиссия), в рамках плана работы Комиссии провела анализ сложившейся практики по передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (далее – ВМФК) на территории Российской Федерации. В рамках данной работы Контрольно-счетная палата Чувашской Республики также поделилась своими наработками по данному вопросу.
С целью проведения такого анализа в 85 субъектов Российской Федерации (далее - РФ) направлены опросные листы.
Анализ ответов, представленных в опросных листах, показал, что нормативно-правовая база для передачи полномочий по осуществлению ВМФК существует не только на федеральном уровне, но и на региональном.
В ходе анализа выявлено, что более 83,0% представительных органов в РФ демонстрируют волеизъявление и заинтересованность в реализации внешнего муниципального финансового контроля, из них 4,4% представительных органа передали полномочия на субъектовый уровень и получили возможность «сквозного» (на двух уровнях) контроля средств и ресурсов (муниципальной и государственной собственности).
По состоянию на 01.05.2023 переданные полномочия по осуществлению ВМФК реализуются в 22 КСО субъектов РФ (в их число входят 6 республик, 3 края, 9 областей, 1 автономный округ и 3 города федерального значения) из 85 КСО субъектов РФ, принявших участие в опросе, что составляет 26,0% (полномочия переданы 837 муниципальными образованиями).
В указанных субъектах РФ сложилась практика разных подходов к формированию методических документов, регулирующих порядок реализации переданных полномочий:
- в 13 КСО субъектов РФ разработаны специализированные стандарты, направленные на методологическое обеспечение реализации полномочий в части контроля за организацией бюджетного процесса;
- в 3 КСО субъектов РФ разработаны методические рекомендации;
- в 6 КСО субъектов РФ разработаны стандарты внешнего государственного финансового контроля, регулирующие методологическое обеспечение деятельности одновременно по двум полномочиям.
В 22 КСО субъектов РФ сложилась практика разного подхода к формированию Соглашений о передаче полномочий по осуществлению ВМФК:
1) по срокам передачи полномочий:
бессрочные соглашения – в 17 субъектов РФ (из них на неопределенный срок – 2 субъекта РФ);
с определенным сроком реализации – в 5 субъектах РФ (от 1 года до 5 лет, либо на срок полномочий представительного органа, заключившего соглашение);
2) по объему передаваемых полномочий – существует практика передачи КСО субъекта РФ части полномочий по осуществлению ВМФК при одновременной реализации другой части муниципальными КСО;
3) по факту реализации переданных полномочий - в Соглашениях о передаче полномочий по осуществлению ВМФК предусмотрены положения, позволяющие реализовывать полномочия в случае принятия соответствующего решения, либо в случае, если объем финансового обеспечения деятельности КСО субъекта РФ позволит реализовать переданные полномочия.
По результатам проведенного анализа в целях применения однообразных подходов при реализации переданных полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю на территории России Комиссия разработала предложения и направила их в КСО субъектов РФ.