Анализ полноты поступления неналоговых доходов от уплаты платежей за найм муниципального жилищного фонда за 2017 год
Утвержден решением коллегии Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики
от «19» июля 2018 г. № 17
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ полноты поступления неналоговых доходов от уплаты платежей за найм муниципального жилищного фонда за 2017 год»
Основание для проведения мероприятия: пункт 4.12. плана работы Контрольно – счетной палаты Чувашской Республики.
Предмет мероприятия: Нормативно-правовые акты, локальные акты, иные распорядительные документы, регламентирующие вопросы начисления и оплаты за наем жилых помещений жилищного фонда муниципальных образований, реестр муниципального жилого фонда, сведения о заключенных договорах социального найма и договорах найма жилых помещений муниципального жилого фонда, документы, подтверждающие фактическое поступление средств платежей физических лиц за пользование муниципальными жилыми помещениями (плата за наем) в местные бюджеты.
Цель (цели) мероприятия:
- организации учета муниципального жилищного фонда Чувашской Республики;
- полнота и своевременность поступления платежей от граждан за пользование (наем) жилыми помещениями, занимаемыми по договорам социального найма и договорам найма за 2017 год;
- анализ дебиторской задолженности по договорам социального найма и договорам найма, анализ работы проводимой муниципальными образованиями по ее снижению и проведению претензионно – исковой работы.
Объекты мероприятия: Муниципальные образования (городские округа, муниципальные районы, городские поселения, сельские поселения).
Исследуемый период: 2017 год.
Сроки проведения мероприятия с 30.03.2018 по 20.06.2018.
Результаты мероприятия:
Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ полноты поступления неналоговых доходов от уплаты платежей за найм муниципального жилищного фонда за 2017 год» проведено совместно с Контрольно-счетными органами муниципальных образований Чувашской Республики (далее - МКСО). Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики (далее КСП) в адрес МКСО была направлена программа проведения экспертно-аналитического мероприятия, с перечнем вопросов. Кроме того в адрес муниципальных образований были направлены уведомления о проведении совместного экспертно-аналитического мероприятия с МКСО от 10.04.2018 № 03-18/355, запросы о предоставлении сведений (информации) от 18.05.2018 №03-18/497, от 23.05.2018 №02-02/521.
В рамках данного мероприятия проанализированы материалы, представленные МКСО и администрациями 26 муниципальных образований.
1. Анализ нормативных правовых актов и иных распорядительных документов органов исполнительной власти, регулирующих порядок учета и сдачи в наем муниципального жилищного фонда.
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за органами местного самоуправления от имени муниципального образования закреплены полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Издание муниципалитетами нормативных правовых актов в сфере жилищных отношений осуществляется на основании положений жилищного законодательства, прямо уполномочивающих органы местного самоуправления на их принятие.
В соответствии с п.3 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.09.2016 N 668/пр утверждены Методические указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Методическими указаниями определены единые требования к установлению размера платы за наем жилого помещения. Они распространяются на местные органы власти и используются при расчете платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
При определении размера платы за наем жилья учитываются средняя цена 1 кв. м на вторичном рынке жилья в муниципальном образовании, общая площадь предоставленного жилого помещения, его качество и благоустройство, месторасположение дома, а также социально-экономические условия в конкретном муниципальном образовании.
Плата за наем жилого помещения должна устанавливаться в таком размере, чтобы не приводить к возникновению у нанимателя права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со статьями 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 153-156 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.
В 5 муниципальных образованиях Чувашской Республики (г. Шумерля; Красноармейский район, администрация Урмарского района, сельские поселения Шемуршинского района, Цивильский район) в целях установления единого порядка начисления, сбора (взыскания) и перечисления платы за пользование жилым помещением по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда не утвержден Порядок начисления, сбора, взыскания и перечисления платы за наем по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В ходе выборочного анализа договоров социального найма выявлено, что в 4 муниципальных образованиях (Аликовский район, Красноармейский район, Шумерлинский район, Янтиковский район) в договорах социального найма не установлены размеры арендной платы за 1,0 кв.м. Кроме того, в Батыревском районе в договорах социального найма не указаны размеры платы и отсутствуют сроки уплаты платежей в бюджет и реквизиты для внесения платы (статья 682 ГК РФ).
- Реестр муниципального имущества, учет муниципального жилищного фонда.
Статья 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью, соответствием жилых помещений муниципального жилищного фонда установленным санитарным и технических правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
При этом предусматривается, что учет муниципального имущества, в том числе жилищного фонда, осуществляется путем ведения Реестра муниципального имущества.
Под Реестром понимается информационная система, представляющая собой совокупность баз данных, построенных на единых методологических и программно-технических принципах, содержащих перечни объектов учета и данные о них.
Пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за органами местного самоуправления закреплены полномочия по ведению реестра муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее по тексту – Порядок ведения Реестра муниципального имущества). Пунктом 2 указанного Порядка ведения Реестра муниципального имущества установлено, что объектами учета в Реестре является, в том числе, находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.
Разделом 4 Порядка ведения Реестра муниципального имущества определено включение в Реестр сведений о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества.
Целью ведения Реестра является организация единой системы пообъектного учета муниципального имущества Чувашской Республики.
Для учета реестра муниципального имущества применяется автоматизированная информационная система управления и распоряжения муниципальным имуществом (далее – АИСЕР).
В соответствии с пунктом 145 Инструкции № 157н данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих государственную (муниципальную) казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными реестра государственного (муниципального) имущества.
Проведенный анализ показал, что из 26 муниципальных образований Чувашской Республики в 19 муниципальных образованиях (73%) отмечается несоответствие количества муниципального жилья, отраженного в Реестре с данными бухгалтерского учета. Например, процент несоответствия количества муниципального жилья, отраженного в Реестре, с данными бухгалтерского учета в Алатырском районе составил 192% (разница на 162 единицы), в Урмарском районе 110 % (разница на 46 единиц), в Комсомольском районе 103%, (разница на 31 единицу), в Яльчикском районе 54% (на 22 единицы). И только в 7 муниципальных образованиях, которые составляют 27 % от общего числа муниципальных образований, количество муниципального жилья по данным Реестра имущества соответствует данным бухгалтерского учета.
Кроме того, анализ информации, представленной МКСО по муниципальному жилищному фонду, показал, что в двух муниципальных образованиях (Ибресинский район, Аликовский район) данный Реестр муниципального имущества не ведется.
Вместе с тем, установлено, что в нарушение п. 145 Инструкции № 157н, данные регистров бухгалтерского учета по муниципальному жилищному фонду, составляющих муниципальную казну не всегда сопоставляются с данными реестра муниципального имущества. В ряде муниципальных образований реестры муниципальной собственности не обеспечивают полноту учета муниципального имущества поселения, сведения о балансовой, первоначальной и остаточной стоимости имущества не подтверждаются документально. Такие факты были выявлены в следующих муниципальных образованиях Комсомольского, Канашского, Аликовского, Шумерлинского, Батыревского, Красноармейского Красночетайского, Урмарского и Чебоксарского районов, городов Алатырь, и Шумерля.
Например, в администрации Комсомольского сельского поселения по данным бухгалтерского учета по состоянию на 01 января 2018 года числятся жилые помещения, которые фактически приватизированы и исключены из Реестра муниципального имущества:
- квартира № 22, расположенная по адресу с.Комсомольское, ул.Заводская, д.67А, площадью 51,9 кв.м балансовой стоимостью 713 856,0 рублей;
- квартира № 5, расположенная по адресу с.Комсомольское, мкр.Кабалина, д.15 площадью 32,9 кв.м балансовой стоимостью 855 640,8 рублей.
В тоже время в Реестре муниципального имущества не отражены жилые помещения, расположенные в д. Полевые Яуши, ул. Подгорная, д.№ 3 общей площадью 170,9 кв.м. балансовой стоимостью 11 767 808,0 рублей.
Кроме того, местонахождение (адрес) 2 объектов муниципального имущества, учитываемых в казне Комсомольского сельского поселения:
- жилой дом балансовой стоимостью 236 769,0 рублей;
- жилой дом балансовой стоимостью 310 284,0 рублей.
Аналогичные факты были отражены в предыдущей проверке.
По отдельным жилым помещениям в реестре отражена недостоверная площадь жилья:
- квартира № 1, расположенная по адресу с.Комсомольское, мкр.К.Антонова, д. 1, площадью 50,44 кв.м ( в реестре значится 645,64 кв.м);
- квартира № 2, расположенная по адресу с.Комсомольское, ул.70 лет Октября, д. 6, площадью 36,0 кв.м ( в реестре значится 850,39 кв.м);
- квартира № 16, расположенная по адресу с.Комсомольское, ул.Заводская, д. 67а, площадью 28,3 кв.м ( в реестре значится 935,37 кв.м).
Аналогичные отклонения выявлены в Канашском районе, где по данным бухгалтерского учета муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия Администрации Канашского района Чувашской Республики в составе казны Среднекибечского сельского поселения Канашского района учтены объекты муниципального жилищного фонда в количестве 4 единицы общей площадью 222,7кв.м., балансовой стоимостью 46,1 тыс. руб., суммой амортизации 35,8 тыс. рублей и остаточной стоимостью в сумме 10,3 тыс. руб., когда по данным отдела имущественных и земельных отношений в Реестре вышеуказанные объекты отсутствуют.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в муниципальных образованиях в нарушение п. 145 Инструкции № 157н данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих казну, на отчетную дату не сопоставимы с данными информации, взятой из Реестра муниципального имущества. Данные факты свидетельствуют об отсутствие должного учета муниципального имущества, и о слабом контроле в сфере управления и распоряжения им.
Кроме того, анализ информации представленной МКСО показал, что в 7 муниципальных образованиях (Вурнарский район, г.Новочебоксарск, г. Шумерля, Красноармейский район, Моргаушский район, Урмарский район, Комсомольский район) в нарушение требований Приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в проверяемом периоде инвентаризация имущества казны, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие объектов муниципальной собственности, их состояние и стоимость, не проводилась.
Непроведение инвентаризации имущества казны и сверки с данными реестра муниципального имущества приводит к отсутствию контроля за учетом муниципального имущества, тем самым создаются риски нецелевого использования бюджетных средств.
Например, в администрации Комсомольского сельского поселения выявлен факт перечисления взносов на капитальный ремонт за жилые помещения не относящиеся к собственности поселения. При проверке счетов – фактур по уплате взносов за капитальный ремонт, выставленных НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с приложенными реестрами помещений, по которым администрация осуществляет перечисление взносов, выявлено, что в реестре числятся приватизированные жилые помещения. В связи с этим в 2017 году администрацией Комсомольского сельского поселения произведены излишние расходы в сумме 4 817,96 рублей.
Таким образом, вышеизложенные факты указывают на отсутствие достоверного и полного учета объектов муниципальной собственности, что способствует бесконтрольному и безответственному распоряжению имуществом и не позволяет оценить его эффективное использование для пополнения доходной базы местного бюджета и качественного решения вопросов местного значения.
- Администрирование неналоговых доходов от использования муниципального имущества.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, что трактуется статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерацииот 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (редакция от 28 декабря 2017 года).
В соответствии статьи 6 и статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета представляют собой поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета и в зависимости от вида доходов.
Согласно пункту 3 статьи 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства всоответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
В соответствии со статьей 62 БК РФ неналоговые доходы местного бюджета формируются в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов.
Согласно статье 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает определенными бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета; предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные названным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно части 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
Ввиду приведенных нормативных положений плата за наем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, является неналоговым доходом бюджета муниципального образования и подлежит обязательному зачислению в местный бюджет. Бюджетным законодательством не предусмотрено право администратора дохода местного бюджета передать полномочия по сбору и иные соответствующие полномочия относительно неналоговых доходов иному лицу. Лицо, осуществляющее возложенные на него полномочия администратора данного вида доходов, не имеет права передавать полномочия по начислению, учету, контролю за правильностью исчисления, взыскания и т.д. платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, иным лицам. Иное свидетельствует о нарушении таким лицом бюджетного законодательства.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия КСП установлено следующее.
Решениями собраний депутатов муниципальных образований администраторами неналоговых доходов, поступающих в счет платы за наем муниципального жилищного фонда Чувашской Республики определены администрации городских и сельских поселений Чувашской Республики.
Вместе с тем, в ходе проведенного анализа выявлено, что в Ибресинском районе решениями собраний депутатов Андреевского с/п, Большеабакасинского с/п, Новочурашевского с/п, Буинского с/п, Хормалинского с/п, Чувашско-Тимяшского с/п, Кировского с/п, Климовского с/п Ибресинского района на 2017 год не утверждены главные администраторы неналоговых доходов по прочим поступлениям от использования имущества, находящихся в собственности сельских поселений района, поступающих от платежей за наем жилых помещений. Отсутствует распорядительный документ на передачу администрации Ибресинского городского поселения полномочий по администрированию неналоговых доходов муниципального района и сельских поселений, поступающих от платежей за наем жилых помещений.
Необходимо отметить, что в 2017 году в 3 муниципальных образованиях (Урмарский район, Шемуршинский район, Яльчикский район) доходы от использования муниципального имущества не запланированы, что не позволяет обеспечить принцип реалистического расчета доходной части консолидированного бюджета и соответственно оказывает влияние на его планирование.
В 3 муниципальных образованиях не определено структурное подразделение администрации (должностное лицо) ответственное за администрирование платы за наем жилищного фонда (г.Шумерля, Шемуршинский район, Цивильский районы).
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия установлено, что зачисление платы за наем муниципального жилищного фонда осуществляется муниципальными образованиями по разным кодам доходов. Так, 19 муниципальных образований отражают поступления в консолидированный бюджет по коду дохода 1 11 09 00000 0000 120 «Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)». В тоже время в муниципальных образованиях Алатырского, Батыревского, Козловского, Красноармейского, Порецкого, Шемуршинского и Янтиковского районов плату за наем отражают по другим кодам доходов. По мнению КСП, такой учет платежей затрудняет проведение оперативного анализа и контроль за поступлением платы за наем муниципального жилищного фонда.
Кроме того вследствие отсутствия контроля за использованием жилых помещений муниципального жилищного фонда в Андреево-Базарском и Солдыбаевском сельских поселениях Козловского района, Алманчинском, Исаковском, Убеесвком сельских поселениях Красноармейского районах не осуществлялось начисление, сбор платы за наем жилых помещений.
Например, в нарушение ст. 156 ЖК РФ в Алманчинском, Исаковском, Убеесвком сельских поселениях Красноармейского района на балансах которых на числится жилищный фонд, размер платы за наем жилого помещения не установлен и работа по сбору платежей за наем жилых помещений с нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда не проводилась. Предполагаемая сумма недопоступивших платежей за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности за 2017 год в доход бюджета составила 274,48 тыс. рублей.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия за 2017 год в 10 муниципальных образованиях (г. Чебоксары, г. Алатырь, Батыревского, Козловского, Красноармейского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского, Цивильского и Вурнарского районов) выявлены факты передачи полномочий по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в части платы за наем помещений муниципального жилищного фонда иным организациям, в том числе управляющим компаниям.
Кроме того по результатам, проведенного анализа выявлены следующие общие нарушения и недостатки:
1. Управляющими компаниями недостаточно осуществляется контроль за своевременным внесением нанимателями платы за наем. В результате выборочной проверки выявлены факты несвоевременного внесения платы за наем, в том числе полное отсутствие платежей за проверяемый период (г. Алатырь, Чебоксарский район, Красноармейский район);
2. Управляющими компаниями не начислялись пени нанимателям жилых помещений за несвоевременное внесение платы за наем. Например, в нарушение пункта 3.1. и 3.2 Постановления администрации г. Алатыря Чувашской Республики от 19 августа 2016 г. N 676 «Об утверждении Порядка начисления, сбора, взыскания и перечисления платы граждан за пользование (наём) жилыми помещениями», МУП «АПОК и ТС» за 2017 год не начислялись пени населению за просрочку уплаты платежей за наем муниципального жилищного фонда и не поступали в бюджет города Алатыря. Кроме того, МУП « АПОК и ТС» в 2017 году не перечислял средства в бюджет города Алатыря, собранные за наем жилищного муниципального фонда, а аккумулируя на своем счете, фактически использовал средства муниципалитета на собственные нужды. Отмечено МКСО г. Алатырь, что работа по начислению, сбору, взысканию и контролю за полнотой поступления платы граждан за наем в бюджет города Алатыря не ведется на должном уровне;
3. Выборочной проверкой установлены факты нарушения норм бюджетного законодательства, а именно передача администраторами неналоговых доходов части своих полномочий (начисление, взыскание задолженности, сбор) иным организациям, в том числе управляющим компаниям, которые в свою очередь в соответствии с договорами оставляют проценты от поступивших средств платы за наем, тогда как в соответствии со ст.62 БК РФ неналоговые доходы местного бюджета формируются по нормативу 100 процентов. Такие факты были выявлены в ходе экспертно-аналитического мероприятия в муниципальных образованиях г. Алатырь, Козловский район, Порецкий район и другие.
Например, администрацией Козловского городского поселения полномочия по сбору платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, переданы ООО УК «Доверие» (договор №01 от 09.01.2017 г.). Оставление за управляющей компанией 1 (Одного) процента от поступивших средств платы за наем, также свидетельствует о нарушении администрацией норм бюджетного законодательства (пункт 3.2 договора). В нарушение ст. 160.1 Бюджетного Кодекса РФ администрацией Тюрлеминского сельского поселения полномочия по сбору платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, переданы ООО «Управляющая компания «Звезда» без заключения письменного договора.
Аналогичное нарушение выявлено в Порецком районе. Порецкое сельское поселение заключило договора на оказание услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем в январе 2014 года с управляющей компанией ООО «Котельные и тепловые сети» и ТСЖ. Управляющей компанией и ТСЖ не выполнялись условия договора на оказание услуг о своевременном перечислении денежных средств платы за наем по социальному найму.
Согласно п. 3.1. договора от 10.01.2014 № 62 на оказание услуг с УК ООО «Котельные и тепловые сети» стоимость услуг по начислению, перерасчету, сбору и перечислению в местный бюджет муниципального образования Порецкого сельского поселения платы за наем, а также по ведению и сопровождению лицевых счетов нанимателей в многоквартирных домах составляла 355,82 рублей или 18,1% от начисленной суммы за наем в месяц.
По данным Администрации Порецкого района за период с ноября 2013 года по февраль 2017 года стоимость указанных услуг составила 28,8 тыс.рублей.
Администрацией Порецкого района в Арбитражный суд подано исковое заявление № 03/04-08-321 от 13.02.2017 о взыскании с ООО «Котельные и тепловые сети» суммы неосновательного обогащения (долга платы за найм) в размере 45,1 тыс.рублей и задолженность Порецкому сельскому поселению в размере 34,9 тыс.рублей. Расчет сделан с учетом стоимости оказанных услуг в сумме 28,8 тыс.рублей.
Таким образом, в нарушении ст. 306.4 БК РФ допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 28,8 тыс. рублей.
Аналогичная правовая позиция изложена в Решении Арбитражного суда Мурманской области от 28.01.2016 по делу N А42-8318/2015.
4. Выявлены факты несвоевременного перечисления мобилизованных средств в бюджет муниципальных образований. Так, в ходе анализа информации полученной от МКСО на 01.01.2018 в 16 муниципальных образованиях задолженность организаций, осуществляющих сбор, перечисление платы за наем с учетом договоров заключенных в прошлых периодах, перед бюджетом составила 18 207,9 тыс.рублей (приложение № 1), что на 72,0 тыс. рублей больше (или на 0,4%) по сравнению с 2016 годом. Процент задолженности управляющих компаний перед бюджетом муниципальных образований на 01.01.2018 составил 22,1 % от начисленной суммы. Кроме того выборочный анализ информации, показал, что в ряде муниципальных образованиях не производятся акты сверок с управляющими компаниями и денежные средства, собранные за наем, частично остаются на счетах управляющих компаний.
Например, в г. Чебоксары функции по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей граждан в бюджет города Чебоксары платы за наем для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, являющимися неналоговыми доходами бюджета города Чебоксары, были возложены на муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищным фондом города Чебоксары». Фактически начисление и сбор платы за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в 2017 году осуществляли управляющие компании на основании договоров о передаче в управление муниципального жилищного фонда, заключенных в соответствии с постановлением администрации города Чебоксары от 25.12.2007 № 317.
Условием указанного договора о передаче в управление муниципального жилищного и нежилого фонда предусмотрена обязанность управляющей организации принимать от нанимателей жилых помещений, являющихся муниципальной собственностью города Чебоксары, плату за пользование жилым помещениями и перечислять их в бюджет города Чебоксары. Однако условиями договоров о передаче в управление муниципального жилищного фонда управляющим организациям, действовавшим в проверяемом периоде, не предусмотрены какие-либо штрафные санкции за несоблюдение установленных обязанностей по своевременному перечислению поступившей на их счет платы за наем.
Задолженность по перечислению в доход бюджета города Чебоксары управляющими организациями сумм, собранных с нанимателей жилых помещений по состоянию на 01.01.2016 составляла порядка 2 155,3 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2017 порядка 4 459,1 тыс. рублей, по состоянию на 01.09.2017 порядка 3 982,9 тыс. рублей.
Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары, по итогам проведения открытого конкурса заключен муниципальный контракт от 11.08.2017 № 631 на оказание услуг по ведению расчетов платы за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включая формирование и доставку платежных документов, организацию приема оплаты для последующего перечисления в бюджет города Чебоксары, ведение судебной и досудебной работы с нанимателями, консультационное обслуживание нанимателей, с ООО «Информационные Социальные Системы» («ИНСОЦ»).
Исходя из вышеизложенного, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики допущено нарушение части 2 статьи 160.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, выразившееся в передачи части полномочий по администрированию неналоговых доходов ООО «ИНСОЦ».
Таким образом, анализ администрирования неналоговых доходов от использования муниципального имущества показал, что заключение договоров муниципальными образованиями с иными организациями, в том числе с управляющим компаниям свидетельствует о передаче администраторами неналоговых доходов полномочий, предусмотренных статьей 160.1 БК РФ в части начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взысканию задолженности, в части платы за наем помещений муниципального жилищного фонда. И как результат отсутствие эффективного контроля за деятельностью иных организаций, в том числе управляющих компаний в части начисления и перечисления платежей от сдачи муниципального жилищного фонда в наем в бюджеты муниципальных образований, повышаются риски в связи с возможным банкротством управляющих компаний, недобросовестным исполнением ими своих обязанностей, использования бюджетных средств на свои хозяйственные нужды.
Например, такой факт был выявлен в г. Канаш, задолженность управляющих компаний (организаций осуществляющих сбор, перечисление платы за наем) на 01.01.2018 составила 4 801,6 тыс. рублей. Администрации города Канаш обратилась в Арбитражный суд о взыскании задолженности с управляющей компании МУП «Чистый город» по договорам об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем от 24.10.2014 года, от 09.01.2017 года. Арбитражным судом Чувашской Республики были приняты следующие решения:
- по делу № А79-6761/2017 от 09.10.2017 года принято решение взыскать с МУП «Чистый город» в пользу администрации города Канаш по договору об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем от 24.10.2014 года за период с 19.06.2014 г. по 31.12.2016 г. в размере 3 498,5тыс.рублей;
- по делу № А79-6760/2017 от 03.11.2017 года принято решение взыскать с МУП «Чистый город» в пользу администрации города Канаш по договору об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем от 09.01.2017 года за период с 01.01.2017 г. по 28.02.2017 г. в размере 880,7 тыс. рублей.
Вместе с тем, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве было вынесено определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.05.2018 г. по делу №А79-2912/2018 в отношении Муниципального унитарного предприятия "Чистый город" муниципального образования "город Канаш Чувашской Республики" (ОГРН 1142134000140, ИНН 2123013476, адрес: 429330, Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Чкалова, 5). Введена процедура наблюдения сроком до 08.10.2018 г.
- Проверка правильности, равномерности, полноты и своевременности поступления платежей за найм по договорам социального найма и договорам найма за 2017 год. Анализ дебиторской задолженности по договорам социального найма и договорам найма, анализ проведения претензионно-исковой работы по ее снижению.
По данным, представленным в ходе экспертно-аналитического мероприятия, за 2017 год общая сумма начисленных платежей за наем муниципального жилищного фонда составила 82 416,9 тыс. рублей, при этом собираемость данных взносов составила 68,6 %, или 56 568,3 тыс. рублей.
Наибольший процент собираемости взносов отмечается в следующих муниципальных образованиях: Батыревский район – 155%, Шемуршинский район - –140%, Яльчикский район – 117%, Красноармейский район – 93%, г. Чебоксары – 92%; наименьший процент - в следующих муниципальных образованиях: Шумерлинский район – 1%, г. Алатырь – 12%, г. Шумерля – 18%, Мариинско-Посадский район – 18%, Цивильский район – 23%, Аликовский район – 27%.
В 2017 году в консолидированный бюджет муниципальных образований Чувашской Республики платежей от сдачи муниципального жилищного фонда по договорам социального найма поступило в общей сумме 56 568,3 тыс. рублей, что по сравнению с 2016 годом (49 225,6 тыс. рублей) больше на 7 342,7 тыс. рублей или на 15 % (Приложение № 2).
В тоже время в 2017 году по 11 муниципальным образованиям доход от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности снижен на 1 164,8 тыс. рублей, в том числе Яльчикский район – 161,2 тыс. рублей (на 93%), г. Алатырь – 538,2тыс. рублей (на 84%), Урмарский район – 34,9 тыс. рублей(на 62%), г. Шумерля – 166,6 тыс.рублей (на 38%) г. Чебоксары – 109,9 тыс.рублей (на 0,3%).
Кроме того необходимо отметить, что муниципальные образования несут расходы по содержанию муниципального жилищного фонда. Так, в ходе анализа информации полученной от МКСО и по данным НО «Фонд капитального ремонта», выявлено, что в 12 муниципальных образованиях сумма начисленных за наем жилых помещений за 2017 год не покрывает суммы расходов бюджетов муниципальных образований по уплате взносов на капитальный ремонт и дефицит средств составляет 1 009,3 тыс.рублей, в том числе по Аликовскому району в сумме 317,9 тыс. рублей; Ядринскому району- 169,8 тыс. рублей; Чебоксарскому район -120,9 тыс.рублей; г. Алатырь - 96,9 тыс.рублей; Яльчикскому району- 96,2 тыс.рублей; Урмарскому району на 84,4 тыс.рублей.
Наблюдается значительная дифференциация стоимости платы за наем, например, средняя плата за наем жилья в п. Ибреси составляет 13 руб 98 коп., в том числе на окраинах поселка она составляет 6 руб 17 коп, в центральной части поселка колеблется от 18 руб. 35 коп до 22 руб 16 коп. В Яльчикском районе размер платы за наем для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда утвержден в размере 1,12 рублей за 1 кв.м. (решение Собрания депутатов Яльчикского сельского поселения от 16 декабря 2016 года № 14/4 «Об утверждении тарифа на плату за содержание жилого помещения»), Решением Собрания депутатов Урмарского городского поселения от 21.07.2016 № 59 размер платы за наем для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в зависимости от степени благоустроенности установлен в размере от 1,08 рубля до 3,0 рубля за 1 кв.м., тогда как, размер взноса на капитальный ремонт в 2017 году составил 6,08 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме.
Из вышеизложенного следует, что плата за наем жилого помещения не компенсирует затраты собственника жилого помещения на капитальный ремонт, кроме того муниципалитет не использует свое право устанавливать экономически обоснованный размер платы за наем жилого помещения.
Следует обратить внимание на то, что общая задолженность за наем по всем муниципальным образованиям на 1 января 2018 года составила в общей сумме 60 760,3 тыс. рублей, в том числе задолженность населения за наем – 42 552,3 тыс. рублей и организаций, осуществляющих сбор, перечисление платы за наем – 18 207,9 тыс. рублей (приложение № 2).
Наибольшая задолженность населения за наем по состоянию на 01.01.2018 числится в муниципальных образованиях: г. Чебоксары – 16 505 тыс. рублей, г. Новочебоксарск – 14 816,5 тыс.рублей, г. Канаш – 3 534,1 тыс. рублей, г. Шумерля – 1 541,7 тыс. рублей, Мариинско-посадский район – 909,2 тыс. рублей.
Наибольшая задолженность организаций осуществляющих сбор, перечисление платы за наем населения по состоянию на 01.01.2018 числится в муниципальных образованиях: г.Новочебоксарск – 6 874,8 тыс. рублей, г. Канаш – 4 801,6 тыс. рублей, Козловский район – 1 622 тыс. рублей, Чебоксарский район – 1 483,8 тыс. рублей, г. Алатырь – 1 087,3 тыс.рублей.
Кроме того, анализ информации предоставленной МКСО в ходе экспертно-аналитического мероприятия, показывает, что при наличии задолженности, несвоевременной оплаты платежей за наем претензионная работа в полном объеме не проводилась или проводилась несвоевременно в 11 муниципальных образованиях (поселениях) Батыревского района, Вурнарского района, Комсомольского района, Красночетайского района, Красноармейского района, Урмарского района, Цивильского района, Чебоксарского района, Шумелинского района, Шемуршинского района, Ядринского района.
Например, в Цивильском районе согласно представленной МКУ «Централизованная бухгалтерия» Цивильского района оборотно – сальдовой ведомости по состоянию на 01.01.2018 числится задолженность трех управляющих компаний перед городским поселением в сумме 548 226,47 руб. Претензионно– исковая работа в отношении физических лиц, проживающих в муниципальном жилищном фонде, и управляющих компаний администрацией Цивильского городского поселения в 2017 году по долгам предыдущих лет не велась.
Таким образом, проведенный анализ показал, что муниципальными образованиями неэффективно используется муниципальное имущество и не установлен должный контроль за полнотой поступления платежей за наем, что способствует возникновению рисков образования просроченной дебиторской задолженности с последующим ее списанием с баланса муниципального образования.
Выводы по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия:
- В нарушение ст. 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в в 4 муниципальных образованиях Чувашской Республики (г. Шумерля; Красноармейском, Урмарском, Цивильском) не утвержден Порядок начисления, сбора, взыскания и перечисления платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем) по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
- В 5 муниципальных образованиях: Аликовском, Батыревском, Красноармейском, Шумерлинском, Янтиковском в нарушение статьи 682 ГК РФ в договорах социального найма не установлены размеры арендной платы за 1,0 кв.м.
- В 19 муниципальных образованиях (73%) отмечается несоответствие данных бухгалтерского учета данным Реестра муниципального имущества. В нарушение требований Приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в проверяемом периоде инвентаризация имущества казны не проводилась в 7 муниципальных образованиях (Вурнарский район, г.Новочебоксарск, г. Шумерля, Красноармейский район, Моргаушский район, Урмарский район, Комсомольский район), что указывает на отсутствие достоверного и полного учета объектов муниципальной собственности и способствует бесконтрольному и безответственному распоряжению имуществом и не позволяет оценить его эффективное использование для пополнения доходной базы местного бюджета и качественного решения вопросов местного значения.
- 10 муниципальных образований (города Чебоксары и Алатырь, Батыревский, Козловский, Красноармейский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Цивильский и Вурнарский районы) полномочия администратора доходов местного бюджета по начислению, учету, контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней, взыскание задолженности за наем муниципального жилищного фонда осуществляли не в полном объеме, в части платы за наем помещений муниципального жилищного фонда в соответствии со статьей 160.1 БК РФ и заключив с управляющими компаниями договоры в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, выборочной проверкой установлено в 3 муниципальных образованиях г. Алатырь, Козловском, Порецком районах заключены договора об оказании услуг по начислению, сбору, взысканию и перечислению платы за наем с удержанием агентских вознаграждений от суммы перечисленных платежей от нанимателей, что противоречит ст.62 БК РФ, согласно которого неналоговые доходы местного бюджета формируются по нормативу 100 процентов.
Заключение договоров с управляющими компаниями создает риски недополучения доходов в муниципальные бюджеты из-за пропуска исковой давности на взыскание задолженности с управляющих компаний, возможного их банкротства, недобросовестного исполнения ими своих обязанностей и использования бюджетных средств на хозяйственные нужды.
- В проверяемом периоде за 2017 год муниципальными образованиями Чувашской Республики получено доходов от сдачи в наем муниципального жилищного фонда в сумме 56 568,3 тыс. рублей, или на 15% (7 342,7 тыс. рублей) больше чем за 2016 год (49 225,6 тыс. рублей). В 11 муниципальных образованиях наблюдается снижение поступления доходов. При этом собираемость данных доходов составила 68,6 %. Наименьший процент собираемости доходов отмечается в следующих муниципальных образованиях: Шумерлинском – 1%, г. Алатырь – 12%, г. Шумерля – 18%, Мариинско-Посадском – 18%, Цивильском – 23%, Аликовском – 27%.
- В 3 муниципальных образованиях в Урмарском, Шемуршинском, Яльчикском доходы от использования муниципального имущества не запланированы в бюджете, что не позволяет обеспечить принцип реалистического расчета доходной части бюджетов и соответственно оказывает влияние на его планирование.
- В 2017 году по 11 муниципальным образованиям доход от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности по сравнению с 2016 годом снижен на 1 164,8 тыс. рублей, в том числе Яльчикском на 161,2 тыс. рублей (на 93%), г. Алатырь – 538,2тыс. рублей (на 84%), Урмарском – 34,9 тыс. рублей (на 62%), г. Шумерля – 166,6 тыс. рублей (на 38%) г. Чебоксары – 109,9 тыс. рублей (на 0,3%).
- В 12 муниципальных образованиях сумма начисленных за наем жилых помещений за 2017 год не покрывает суммы расходов бюджетов муниципальных образований по уплате взносов на капитальный ремонт и дефицит средств составляет 1 009,3 тыс. рублей, в том числе по Аликовскому району в сумме 317,9 тыс. рублей; Ядринскому району- 169,8 тыс. рублей; Чебоксарскому район -120,9 тыс. рублей; г. Алатырь - 96,9 тыс.рублей; Яльчикскому району- 96,2 тыс.рублей; Урмарскому району на 84,4 тыс.рублей. Из этого следует, что плата за наем жилого помещения не компенсирует затраты собственника жилого помещения на капитальный ремонт, кроме того муниципалитеты не используют свое право устанавливать экономически обоснованный размер платы за наем жилого помещения.
- Задолженность по оплате за наем по всем муниципальным образованиям на 1 января 2018 года составила в общей сумме 60 760,3 тыс. рублей, в том числе задолженность населения за наем – 42 552,3 тыс. рублей и организаций, осуществляющих сбор, перечисление платы за наем – 18 207,9 тыс. рублей. Наибольшая задолженность населения за наем по состоянию на 01.01.2018 числится в муниципальных образованиях: г. Чебоксары – 16 505 тыс. рублей, г. Новочебоксарск – 14 816,5 тыс. рублей, г. Канаш – 3 534,1 тыс. рублей, г. Шумерля – 1 541,7 тыс. рублей, Мариинско-посадском – 909,2 тыс. рублей. Наибольшая задолженность организаций осуществляющих сбор, перечисление платы за наем населения за наем по состоянию на 01.01.2018 числится в муниципальных образованиях: г. Новочебоксарск – 6 874,8 тыс. рублей, г. Канаш – 4 801,6 тыс. рублей, Козловском – 1 622 тыс. рублей, Чебоксарском – 1 483,8 тыс. рублей, г. Алатырь – 1 087,3 тыс. рублей. Кроме того, анализ информации предоставленной МКСО в ходе экспертно-аналитического мероприятия, показывает, что при наличии задолженности несвоевременной оплаты платежей за наем претензионная работа в полном объеме не проводилась или проводилась несвоевременно в 11 муниципальных образованиях (поселениях) Батыревского района, Вурнарского района, Комсомольского района, Красночетайского района, Красноармейского района, Урмарского района, Цивильского района, Чебоксарского района, Шумелинского района, Шемуршинского района, Ядринского района.
Проведенное экспертно-аналитическое мероприятие показало, что муниципальными образованиями неэффективно используется муниципальное имущество и не установлен должный контроль за полнотой поступления платежей за наем, что способствует возникновению рисков образования просроченной дебиторской задолженности с последующим ее списанием с баланса муниципального образования.
Предложения:
Направить отчет о проведенном экспертно-аналитическом мероприятии в:
- Кабинет Министров Чувашской Республики;
- Прокуратуру Чувашской Республики.