Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «По результатам проверок МКСО (участие в проверках, проводимых органами прокуратуры и правоохранительными органами) организаций коммунального комплекса, организаций по обслуживанию жилищного фонда, иных организаций по вопросу оплаты и перечисления коммунальных платежей»

Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия:  предложение Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики И.Б.Моторина от 14.11.2018 № 02/19-13004 в связи с обращением прокуратуры Чувашской Республики от 06.11.2018 №73-23-18 в Кабинет Министров Чувашской Республики о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере осуществления расчетов за коммунальные услуги, пункт 4.11. плана работы Контрольно - счетной палаты Чувашской Республики на 2019 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 04 апреля 2019 г. №39.

          Предмет экспертно-аналитическогомероприятия: кредиторская задолженность муниципальных образований, муниципальных предприятий и учреждений, управляющих организаций и иных субъектов перед поставщиками коммунальных услуг, а также принимаемые меры по снижению задолженности по коммунальным платежам.

          Цель: анализ кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями и оценка объемов кредиторской задолженности за поставленные коммунальные ресурсы, а также достаточность принимаемых мер по погашению кредиторской задолженности; подготовка предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также совершенствованию законодательства.

Объекты экспертно-аналитического мероприятия:

 - Министерство строительства, архитектуры и коммунального комплекса Чувашской Республики;

 - администрации муниципальных образований Чувашской Республики, муниципальные учреждения культуры, образования, муниципальные унитарные предприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, управляющие компании, организации по обслуживанию жилищного фонда  и иные организации. 

 

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено:

                      

Краткая характеристика сферы предмета экспертно-аналитического мероприятия

          По информации прокуратуры Чувашской Республикиот 06.11.2018 №73-23-18 «О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере осуществления расчетов за коммунальные услуги» результаты анализа состояния законности в сфере ЖКХ по расчетам за коммунальные услуги свидетельствует об отсутствии положительной динамики изменения задолженности за коммунальные услуги на территории Чувашской Республики.

По сведениям прокуратуры республики к концу 2018 года размер просроченной задолженности перед поставщиками коммунальных ресурсов достиг порядка 3,6 млрд. рублей, в том числе за поставленный газ  - 2 млрд. рублей, за тепловую энергию - 1 млрд.  рублей, за электрическую энергию - 0,6 млрд. рублей. Прокурорским надзором в 2018 году установлены нарушения платежной дисциплины со стороны управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями, рост долгов за газ и тепло со стороны местных бюджетов муниципальных образований, отсутствия необходимого объема финансирования в местных бюджетах ряда сельских поселений по расходам за поставленные  коммунальные услуги и т.д.

 

         I. Анализ объемов и структуры кредиторской задолженности потребителей за коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающими организациями  

По данным оперативного мониторинга, проведенного Министерством строительства, архитектуры и коммунального комплекса Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии) с момента окончания отопительного периода 2018/2019 годов просроченная задолженность организаций ЖКХ за потребленные энергоресурсы сократилась на 9,2% и к началу очередного отопительного сезона составила 3 млрд. 0,8 млн. рублей. В том числе задолженность за поставленную электрическую энергию  уменьшилась на 7,2% и составила 449,4 млн. рублей, за потребленный природный газ  уменьшилась на 9,1% и составила 1 млрд. 617,6 млн. рублей, за тепловую энергию уменьшилась на 10,1% и составила 93,8 млн. рублей.

Основная сумма просроченной задолженности приходится на  просроченную задолженность администраций муниципальных образований и теплоснабжающих организаций за потребленный природный газ, при этом более 79% или 1 млрд. 276,3 млн. рублей в общей сумме задолженности приходится на  задолженность ООО «Коммунальные технологии». В настоящее время договор аренды муниципальных объектов теплосетевого хозяйства с ООО «Коммунальные технологии» расторгнут, имущество передано в МУП «Теплосеть».

 Администрацией г. Чебоксары продолжается работа по расторжению договора аренды электрических сетей. Погашение просроченной задолженности общества за энергоресурсы осуществляется в рамках введенной в июле 2018 года процедуры банкротства.

 

         II. Достаточность принимаемых мер по погашению кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями в исследуемом периоде      

   Вопрос укрепления платежной дисциплины организаций ЖКХ за топливно-энергетические ресурсы находится на постоянном контроле органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чувашской Республики. 

Данный вопрос регулярно рассматривается  на заседании Правительственной комиссии по вопросам расчетов за поставленные топливно-энергетические ресурсы, созданной в октябре 2016 года.

 В 2019 году проведено 3 заседания комиссии, в ходе которых администрациями взяты обязательства по обеспечению оплаты в полном объеме текущих платежей и снижению просроченной задолженности за потребленный газ к началу отопительного периода 2019/2020 годов.

В рамках еженедельного мониторинга расчетов за топливно-энергетические ресурсы Минстроем Чувашии осуществляется контроль за исполнением взятых обязательств, а также за исполнением Планов платежей по погашению просроченной задолженности за потребленный природный газ, утвержденных  главами администраций муниципальных образований, имеющих значительный размер просроченной задолженности за газ (Козловского и Мариинско-Посадского районов, городов Алатырь, Канаш и Шумерля) в 2019 году.

Кроме того, вопросы задолженности за природный газ регулярно рассматриваются на заседаниях рабочей группы по изучению ситуации, связанной с ростом незаконных финансовых операций, направленных на легализацию преступных доходов и вывод средств в оффшорные компании, в том числе в системе ЖКХ под председательством заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министра финансов Чувашской Республики С.А. Енилиной.

В рамках осуществления контроля за полнотой и своевременностью расчетов в жилищно-коммунальном комплексе усилено взаимодействие Минстроя Чувашии с правоохранительными и надзорными органами. В МВД по Чувашской Республики ежемесячно направляется перечень управляющих и ресурсоснабжающих организаций, имеющих высокий объем просроченной кредиторской задолженности. Информация о задолженности организаций ЖКХ за топливно-энергетические ресурсы ежемесячно направляется в прокуратуру Чувашской Республики.

По итогам заседания  Межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения законодательства в сфере ЖКХ при прокуратуре Чувашской Республики органами прокуратуры возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц 3-х теплоснабжающих организаций (МУП «Алатырское ПОК и ТС», МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района и МУП «ОП ЖКХ» Порецкого района).

В 2018 году Минстроем Чувашии совместно с администрациями и теплоснабжающими организациями Порецкого сельского поселения Порецкого района, Ишлейского и Синьяльского сельских поселений Чебоксарского района была проведена работа по утверждению нормативов удельного расхода условного топлива и  нормативов технологических потерь в сетях, совместно с администрацией г. Алатырь и МУП «Алатырское ПОК и ТС» - по пересмотру норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для пятиэтажных многоквартирных домов г. Алатырь до 1999 года постройки. В результате предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в указанных муниципальных образованиях установлены с превышением индекса по Чувашской Республике, что обеспечит теплоснабжающим организациям получение с 1 июля 2019 года дополнительных доходов для покрытия затрат по производству тепловой энергии. Работа по утверждению нормативов удельного расхода топлива и потерь на тепловых сетях продолжается и в 2019 году.

В конце 2018 года из консолидированного бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных образований было выделено 57,8 млн. рублей на погашение просроченной задолженности за газ в порядке солидарной ответственности с теплоснабжающими организациями.

В 2019 году на указанные цели в консолидированном бюджете Чувашской Республики предусмотрено выделение еще 100 млн. рублей. В том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики местным бюджетам Козловского района, городских округов Алатырь и Шумерля выделено 80,2 млн. рублей на погашение просроченной задолженности за газ по предъявленным к исполнению исполнительным листам в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары». Кроме того, 21,6 млн. рублей на указанные цели направлено из бюджетов указанных муниципальных образований.

 Только по городу Алатырю в связи с предоставлением финансовой поддержки из республиканского бюджета погашены денежные обязательства администрации по исполнительным листам о взыскании задолженности за газ МУП «АПОК и ТС» на  сумму 57,1 млн. рублей. В результате чего, задолженность за газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в январе-августе т.г. снизилась с 141,6 млн. рублей до 90,9 млн. рублей.

С момента окончания отопительного сезона 2018/2019 годов просроченная задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги составила практически на том же уровне и на 1 сентября т.г. составила 1 млрд. 394,3 млн. рублей. Значительный объем задолженности населения составляет перед:

- АО «Чувашская энергосбытовая компания» -117,6 млн. рублей;

- ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» -75,1 млн. рублей; 

- управляющими компаниями г. Новочебоксарска -143,3 млн. рублей;

- МУП «Теплосеть» -24,3 млн. рублей, АО «Водоканал» г.Чебоксары -16,4 млн. рублей;

- ПАО «Т Плюс» -106,0 млн. рублей;

- МП «УК ЖКХ» МО г. Канаш -89,8 млн. рублей.

Проведенной проверкой причин образования кредиторской задолженности в муниципальном образовании города Алатыря установлено, что   задолженность по расчетам за коммунальные услуги (включая пени, госпошлину и иные выплаты по ним) по состоянию на 01.07.2019 увеличилась на 12,9 млн. рублей и составила в сумме 73,9 млн. рублей, в том числе:

 - кредиторская задолженность по коммунальным услугам - 27,4 млн. рублей (в том числе задолженность муниципальных учреждений за тепловую энергию перед МУП «АПОК и ТС» - 22,3 млн. рублей за IV квартал 2018 г. и за январь-апрель 2019 г.), из них:

 администрация г. Алатыря - 4,9 млн. рублей (рост по сравнению с началом года на 0,5 млн. рублей); 

отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и ЖКХ - 1,1 млн. рублей (рост на 0,6 млн. рублей);

муниципальные учреждения, подведомственные отделу культуры, - 3,3 млн. рублей (рост на 1,7 млн. рублей);

муниципальные учреждения образования -18,1 млн. рублей (рост на 10,0 млн. рублей);

- задолженность по исполнительным листам в счет взыскания долгов МУП «АПОК и ТС»  в солидарном порядке за газ - 43,8 млн. рублей.

Рост кредиторской задолженности по коммунальным услугам допущен в связи с недостаточностью собственных средств местного бюджета, направлением бюджетных ассигнований из местного бюджета на погашение кредиторской задолженности по обязательствам, возникшим в солидарном порядке о взыскании долгов по исполнительным листам в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», а также в связи с блокировкой лицевых счетов администрации г. Алатыря, открытых в отделе №1 УФК по Чувашской  Республике.

Причинами образования кредиторской задолженности являются: 

- неплатежи потребителей за поставленную им тепловую энергию и горячее водоснабжение, которые  на 01.07.2019 составили 132,7 млн. рублей, из них муниципальные бюджетные учреждения - 27,2 млн. рублей, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК - 80,3 млн. рублей; население - 21,4 млн. рублей. Основным должником теплоснабжающей организации является ООО «Управление ЖКХ», которое решением Арбитражного суда ЧР от 12.02.2019 признано несостоятельным (банкротом) и введена процедура конкурсного производства.

Справочно:

Конкурсным управляющим ООО «Управление ЖКХ» подано заявление  26.08.2019 в Арбитражный суд Чувашской Республики о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам Общества к единственному участнику общества Теславской Т.М. и директору Савиновой С.Ю. и взыскании с указанных лиц солидарно в порядке субсидиарной ответственности на сумму 103,4 млн. рублей, в том числе требования кредитора МУП «АПОК и ТС» - 78,4 млн. рублей.

- обращение взыскания задолженности МУП «АПОК и ТС» по долгам за газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в солидарном порядке в соответствии с условиями Договоров поставки газа №р59-5-7838 от 31.12.2013 и №р59-5-7838/333 от 31.12.2013, заключенными между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», МУП «АПОК и ТС» и администрацией г. Алатыря.

В целях взыскания дебиторской задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги администрациями муниципальных образований оказывается содействие организациям ЖКХ в организации претензионно-исковой работы с крупными должниками.  Осуществляется взыскание по более 19,9 тыс. искам на общую сумму 432,9 млн. рублей, находится в производстве более 3,8 тыс. исков на 195,8 млн. рублей.

Решению проблемы задолженности теплоснабжающих организаций способствует реализация проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе путем строительства эффективно работающих источников теплоснабжения. С 2017 года на строительство блочно-модульных котельных в городах Шумерля и Козловка направлено 422,0 млн. рублей, что позволит не только создать стабильно функционирующую систему теплоснабжения, но и обеспечит снижение задолженности теплоснабжающих организаций за энергоресурсы.

С началом отопительного сезона 2019 - 2020 годов будут введены в эксплуатацию еще 5 новых блочно-модульных котельных.Установка нового энергоэффективного оборудования приведет к снижению расхода газа при производстве 1 Гкал теплоэнергии на 15 куб. м. (экономия около 90 руб. на 1 Гкал).

 

         III. Анализ и обобщение материалов проверок, проведенных МКСО совместно с органами прокуратуры     

 В 2018 - 2019 годах КСО муниципальных образований были проверены 19 организаций коммунального комплекса, в том числе 10 муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

         По их результатам установлено, что наблюдается рост кредиторской задолженности перед поставщиками коммунальных услуг в связи с неплатежами собственников жилья, не принятия достаточных мер по ведению претензионно-исковой работы МУП, УК, ТСЖ с неплательщиками, в ряде случаев взыскание долгов в судебном порядке по исполнительным листам через службу судебных приставов должным образом не ведется.       

Контрольно-счетной палатой Алатырского района совместно с Алатырской межрайонной прокуратурой проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МУП «ЖКХ Алатырского района» за  2018 год и I квартал 2019 года. Данные бухгалтерской отчетности указанного МУП  свидетельствуют о наличии четко выраженной тенденции роста как дебиторской, так и кредиторской задолженности.

Согласно данным бухгалтерского учета и актов сверок расчетов с ресурсоснабжающими организациями дебиторская задолженность МУП по состоянию на 31.12.2018  составила 290,0 тыс. рублей, в том числе по расчетам за поставленную тепловую энергию населения поселка Восход  - 203,8 тыс. рублей, Местная Религиозная организация Православный Приход Храма Иверской Иконы Божией Матери п. Восход - 46,1 тыс. рублей, по расчетам с подрядчиками - 40,0 тыс. рублей. По сравнению с предыдущим периодом дебиторская задолженность (на 31.12.2017 -341,0 тыс. рублей)  уменьшилась на 51,0 тыс. рублей. В структуре дебиторской задолженности на 31.12.2018 наибольший удельный вес составляет задолженность населения пос. Восход (по 4-м МКД) – 70% или 203,8 тыс. рублей.

Дебиторская задолженность Предприятия по состоянию на 01.04.2019  составила 317,3 тыс. рублей, в том числе по расчетам с населением п. Восход  – 221,6 тыс. рублей или 69,8%, с местной религиозной организацией за отопление – 55,6 тыс. рублей, с подрядчиками – 40,0 тыс. рублей.

По сравнению с предыдущим 2017 годом, кредиторская задолженность Предприятия  выросла на 322,0 тыс. рублей и по состоянию на 31.12.2018  составила 823,0 тыс. рублей, в том числе задолженность перед АО «Чувашская энергосбытовая компания» - 66,6 тыс. рублей (8,1%), ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» - 122,3 тыс. рублей (14,8%).

Кредиторская задолженность Предприятия  по состоянию на 01.04.2019 составила 1 272,0 тыс. рублей, в том числе задолженность перед АО «Чувашская энергосбытовая компания» - 105,5 тыс. рублей (8,3%), ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» - 253,6 тыс. рублей (19,9%).

 Указанным предприятием в отношении должников осуществлялась претензионная работа по взысканию дебиторской задолженности. В отношении жителей пос. Восход переданы на исполнение судебным приставам судебные приказы на сумму общую 209,1 тыс. рублей или 65,9% от общей суммы дебиторской задолженности.  Судебными приставами по состоянию на 01.06.2019 не произведено ни одного взыскания.

На бездействие судебного пристава МУП «ЖКХ Алатырского района» направлены жалобы на имя старшего судебного пристава Алатырского РОСП Гудкова Ю.В. от 10.04.2019 и от 31.05.2019. 

К проверке было представлено 16 судебных приказов мирового судьи судебного участка №1 Алатырского района Чувашской Республики за 2018 год и 3 судебных приказа за 2019 год, одно заявление о вынесении судебного приказа от 22.02.2019.

Проведенной проверкой в ООО «ТеплоКомфорт» (Вурнарский район) установлено, что за период с 01.01.2017 по 01.06.2019 задолженностьза газперед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» увеличилась на 1 025,2 тыс. рублей, или на 5,5%, задолженность за электроэнергию передАО «Чувашская энергосбытовая компания» уменьшилась на 256,7 тыс. рублей, или на 47 процентов. За 2018 год предъявлено потребителям к оплате за отопление 51 037,5 тыс. рублей, оплачено    56 997,1 тыс. рублей (111,7% от предъявленной суммы). Из этой суммы за потребленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»перечислены 26 750,8 тыс. рублей, что составляет 46,9% от поступившей суммы за отопление.

В январе-апреле 2019 годаза отопление от потребителей поступило платежей на сумму 3 126,0 тыс. рублей меньше, или 89,6% от предъявленной суммы, и составили 27 081,2 тыс. рублей.ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» перечислено 15 791,5 тыс. рублей, что составляет 46,9% от поступившей суммы за отопление. Остальная сумма средств направлена на выплату заработной платы, налогов, поставщикам, частично оплачены расходы на электроэнергию, прочие расходы. За период с 2017 года по 1 квартал 2019 года на содержание котельных израсходовано средства в сумме 5 978,4 тыс. рублей, в том числе:

-расход материалов натекущий ремонт в котельных - 1 068,8 тыс. рублей,на утепление теплотрасс - 687,0 тыс.рублей,на автоматизации и диспетчеризацию - 1 317,0 тыс.рублей,на спецодежду - 175,9 тыс.рублей;

- оплата работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями (поверка счетчика, сигнализаторов и манометров, разработка гидравлического расчета, модернизация счетчика газа, диагностика дымовых труб, режимная наладка котлов, техобслуживание котлов, автоматизация и диспетчеризация котельных, проектная документация, ремонт кровли) - 2 729,7 тыс.рублей. 

На 01.06.2019 задолженность по заработной плате и начислениям отсутствует, недоимка по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) составляет 518,2 тыс. рублей.

         Анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности МУП «Алатырское  предприятие объединенных котельных и тепловых сетей» (далее - МУП «АПОК и ТС») характеризуется ростом дебиторской задолженности  в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 22,8 %, кредиторской задолженности - на 16,4 процента.

         По состоянию на 01.01.2019 год в бухгалтерском балансе предприятия отражена дебиторская задолженность в общей сумме 175 625,0 тыс. рублей, основную часть которой составляет задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками за поставленную тепловую энергию в сумме 138 857,0 тыс. рублей (79,1%).

         Тенденции роста дебиторской задолженности за 2018 год за поставленную тепловую энергию показали, что значительное влияние на финансовую ситуацию МУП «АПОК и ТС»  оказывают нарушения расчетно - платежной дисциплины со стороны управляющих компаний и населения в сумме 120 664,0 тыс. рублей, а именно задолженность ООО «Управление ЖКХ» числится  в сумме 75 986,0 тыс. рублей, за населением - 37 075,0 тыс. рублей, ТСЖ, ЖСК, УК - 7 603,0 тыс. рублей.

          В структуре дебиторской задолженности наибольший объем занимают пени в сумме 33 955,9 тыс. рублей, а также задолженность ООО «Управление ЖКХ» по переуступке права требования долга в сумме 967,1 тыс. рублей.

          Кроме того числится дебиторская задолженность за:

          - местным бюджетом (организации образования, культуры, ФСК, администрация) в сумме 14 667,0 тыс. рублей, которая увеличилась за 2018 год на сумму 9 455,0 тыс. рублей или в 1,8 раз (на 181 %);

         - учреждениями, финансируемыми за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республике, в сумме 196,0 тыс. рублей, которая уменьшилась за 2018 год на  827,0 тыс. рублей,  или на 80,8 %;

           - учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета, в сумме 143,0 тыс. рублей, которая уменьшилась на 114,0 тыс. рублей, или на 44,3 %;

           - прочими дебиторами - 3 188,0 тыс. рублей, которая увеличилась на 101,0 тыс. рублей, или на 3,2 %.

          Дебиторская задолженность в целом по расчетам с покупателями и заказчиками за поставленную тепловую энергию увеличилась на 10 292,0 тыс. рублей или на 7,4 % и по состоянию на 01.01.2019 составляла в сумме 138 857,0 тыс. рублей.

           Оплата покупателями тепловой энергии (населением и иными потребителями), является основным источником дохода МУП. Задолженность по платежам влечет за собой несвоевременную оплату Предприятием поставщикам за поставленные энергоресурсы и услуги по их передаче.

         Дебиторская задолженность ООО «Управление ЖКХ» имеет признаки безнадежной, что составляет 50,9% от общей суммы дебиторской задолженности, вт.ч. просроченная дебиторская задолженность в сумме 76 067,0 тыс. рублей. Меры, направленные на взыскание дебиторской задолженности в отношении ООО «Управление ЖКХ» приняты в полном объеме. Так на сегодняшний день, взыскание выше указанной дебиторской задолженности находится на исполнении в службе судебных приставов. Однако вероятность удовлетворения заявленных требований, как показывает практика, крайне низка, т.к.  ООО «Управление ЖКХ» на сегодняшний день банкрот.

         Дебиторская задолженность сложилась в результате неисполнения потребителями договорных обязательств по оплате за тепло и ГВС, а значительные темпы ее роста свидетельствуют о нарушении платежеспособности потребителей (дебиторов), что в свою очередь приводит к признанию такой задолженности безнадежной к взысканию и списанию ее на финансовый результат предприятия, а также создает условия для нарушения платежеспособности самого Предприятия.

          Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2019 составила 223 446,0 тыс. рублей, которая за 2018 год увеличилась на 31 547,0 тыс. рублей или на 16,4%.

         Основными кредиторами МУП в 2018 году являлись поставщики коммунальных ресурсов - ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», АО «ЧЭСК», МУП «Водоканал». По состоянию на 01.01.2019 наибольший удельный вес в структуре кредиторской задолженности занимает задолженность:

          - перед покупателями, поставщиками и подрядчиками, - 215 184,0 тыс. рублей (96,3%),  которая за 2018 год увеличилась на 31 900,0 тыс. рублей или на 17,4%. Из них кредиторская задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз» Чебоксары - 141 621,0 тыс. рублей (увеличилась за 2018 год на 11 001,0 тыс. рублей, или на 8,4 %); ОАО Чувашская энергосбытовая компания» -  22 791,0 тыс. рублей (увеличилась за 10 730,0 тыс. рублей или на 88,9 %); МУП «Водоканал» -    9 312,6 тыс. рублей.

         - кредиторская задолженность по платежам во внебюджетные фонды -            2 270,0 тыс. рублей (1,0%);

          -  задолженность перед бюджетом (налоги) - 4 515,0 тыс. рублей (2,0%), из них:  задолженность по НДФЛ - 472,0 тыс. рублей, по уплате НДС - 3 155,0 тыс. рублей, по налогу на прибыль организаций -543,0 тыс. рублей, по налогу на имущество организаций -  345,0 тыс. рублей), которая за 2018 год увеличилась на 342,0 тыс. рублей или на 8,2 %;

         -  задолженность по оплате персоналу МУП - 1 447,0 тыс. рублей (0,7 %).

         Недостаток оборотных средств для своевременных расчетов с кредиторами приводит к невыполнению договорных обязательств перед поставщиками товаров и услуг. В свою очередь, несвоевременное выполнение обязательств, способствует дальнейшему увеличению неэффективных (непроизводственных) расходов в виде принятия к учету наложенных штрафных санкций, что ухудшает финансовое положение МУП.

         Согласно акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на 01.01.2018 числится задолженность по судебным приставам (по исполнительному сбору) в сумме           3 735,0 тыс. рублей, по состоянию на 01.01.2019 года задолженность составляет447,5 тыс. рублей.Кроме того, за 2018 год перечислено пеней и штрафов в размере 1 893,1 тыс. рублей, госпошлины по судебным спорам, связанным с взысканием долгов, в сумме 71,2 тыс. рублей.

   Таким образом, неэффективные расходы МУП «АПОК и ТС» в проверяемом периоде   в результате уплаты государственной пошлины и пени за просрочку платежа по основному долгу на общую сумму 1 964,3 тыс. рублей.

   Сравнительная оценка дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2019 свидетельствует о превышение кредиторской задолженности над дебиторской  на 47 821,0 тыс. рублей или на  21,4%, что влечет финансовые риски и ухудшение финансового положения. Результаты проведенного анализа кредиторской и дебиторской задолженности свидетельствует о том, что выполнение такого условия, необходимого для стабилизации финансового положения Предприятия, как погашение дебиторской и кредиторской задолженности за счет собственных средств МУП не возможно.

         Анализ проводимой МУП «АПОК и ТС» работы по взысканию дебиторской задолженности за 2018 год показал, что в 2018 году взыскателем направлено в суд 835 исковых заявлений на сумму долга в размере 22 284,0 тыс. рублей, из них принято судом 830 решений об удовлетворений исковых требований на сумму      22 021,0 тыс. рублей.  За 2018 год в результате подачи исковых заявлений взыскано долгов на сумму 18 139,3 тыс. рублей, в том числе по исполнительным документам, выданным в 2016-2017 годах. За 2018 год службой судебных приставов составлены акты о невозможности взыскания и возвращено исполнительных документов на общую сумму 5 549,0 тыс. рублей.

          Анализ расчетов с ресурсоснабжаюшими организациями показал, что за 2018 год ими оказано услуг по поставке коммунальных ресурсов на общую сумму       144 221,0 тыс. рублей, в том числе:

         - ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  за поставку газа - 11 4774,0 тыс. рублей;

         - АО «Чувашская энергосбытовая компания» за электроснабжение - 23 693,0 тыс. рублей;

        -  МУП «Водоканал» за поставку холодной воды - 5 754,0 тыс. рублей.                                                                      

        Задолженность  МУП «АПОК и ТС»  перед поставщиками коммунальных ресурсов составила:

                                                                                                       ( тыс. рублей)

Наименование

Кредиторская задолженность на:

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2018

01.01.2019

ООО «Газпром межрегионгаз г.Чебоксары

101 517,3

134 744,6

130 620,0

141 621,0

АО « ЧЭСК»

12 351,4

11 498,7

12 061,0

22 791,0

МУП « Водоканал»

3 951,8

5 163,7

7 199,8

9 313,0

 

         Отчетные данные о кредиторской задолженности показали, что задолженность  за газ на 01 января 2019 года увеличилась по сравнению с данными на 01.01.2016 на 40 103,7 тыс. рублей, или на 39,5 %, за электроэнергию  - на          10 439,6 тыс. рублей,  или  на 84,5%, за воду - на 5 361,2 тыс. рублей или в 2,3 раза.В целом поставщикам МУП «АПОК и ТС»  недоплатил за 2018 год 10 431,4 тыс. рублей, с учетом остатка на начало года долг составил 160 312,4 тыс. рублей.                

         За период 2014 - 2018 годы за газ оплачено 81,2% от предъявленных  счетов, при уровне  собираемости  платежей с потребителей в размере 91 процента, в результате разрыв по платежам поставщикам за газ составил более чем 5,1 млн. рублей. Согласно предъявленным счетам за последние 5 лет - 97,5 млн. рублей, с учетом остатка на 01.01.2014 в сумме 43,9 млн. рублей, неплатежи за газ достигли размера 141,6 млн. рублей, что соответствует бухгалтерской отчетности.

           Проверкой состояния расчетов с ресурсоснабжающими организациями в ООО «УК ЖКХ «Канашская» за период с 01.01. 2017 по 30.06.2019 установлено, что просроченная дебиторская задолженность Общества на 1 июля 2019 г. составила 1 599,8 тыс. рублей, в том числе задолженность населения (74%), задолженность физического лица П. по взятым из кассы Общества денежным суммам в подотчет, полученным ранее в банке на цели выдачи заработной платы и выплат социального характера (21%).

          Проверкой соблюдения порядка ведения кассовых операций установлено, что у Общества числится просроченная дебиторская задолженность подотчетного лица П. (бывший директор организации) в сумме 337,5 тыс. рублей (с 01.12.2017)  по выданным наличным денежным средствам в подотчет, меры в установленном порядке о взыскании дебиторской задолженности в течение 2-х последних лет не принимались, несмотря на то, что у Общества имеется по состоянию на 01.07.2019 кредиторская задолженность в сумме 2 506,5 тыс. рублей (в том числе просроченная - 2 156,4 тыс. рублей). Из них кредиторская задолженность на указанную дату перед АО «Чувашская энергосбытовая компания» составила 556,2 тыс. рублей; ООО «Чистый город» за вывоз мусора -296,2 тыс. рублей, по оплате труда перед персоналом -293,8 тыс. рублей и другие.

         Таким образом, при наличии просроченной задолженности по потребленным коммунальным ресурсам и оплате труда работникам Общества сумма отвлечения денежных средств Общества в связи с просроченным долгом физического лица П. на полученные им из кассы наличные денежные средства, которая могла быть направлена на погашение кредиторской задолженности перед АО «Чувашская энергосбытовая компания» составила 337,5 тыс. рублей.

         Кредиторская задолженность Общества на 1 июля 2019 г. составила 97,7% от дебиторской задолженности на эту же дату. При условии взыскания Обществом даже 21,4% дебиторской задолженности  с подотчетного лица, в том числе в судебном порядке, позволит полностью погасить свою задолженность перед АО «Чувашская энергосбытовая компания».

        Претензионно-исковая работа проведена только в 2018 году, по 46 искам вынесены решения судов о взыскании задолженности на сумму 376,0 тыс. рублей, взыскано по исполнительным листам через службу судебных приставов 267,6 тыс. рублей. В 2019 году иски в суд не направлялись.

        Проверка в МУП ЖКУ Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района за период 2018 год – Iквартал 2019 года показала, что общая кредиторская задолженность МУП на 1 апреля 2019 г. составила в сумме 5 786,1 тыс. рублей, в том числе перед поставщиками коммунальных ресурсов - 5 633,5 тыс. рублей, из них: перед АО «Чувашская энергосбытовая компания» - 1 472,1 тыс. рублей, перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  - 2 670,8  тыс. рублей.   

        Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности показал, что дебиторская задолженность по сравнению с началом года увеличилась на 3 258,8тыс. рублей и по состоянию на 01.04.2019 составила 14 013,6 тыс. рублей (рост на 30.3%).Основная доля дебиторской задолженности МУП составляет задолженность населения - 11 677,0 тыс. рублей (83,3% всей задолженности).  Как отмечено проверкой уровень собираемости платежей за оказанные услуги МУП в 2018 году составил 76,5 %, в том числе: с населения - 70,4%, с юридических лиц - 89,3 %, уровень сбора за январь-март 2019 года - 82,4 % , в том числе с населения - 80,2 %, с юридических лиц - 87,1 %.

          Несмотря на значительный объем неплатежей со стороны потребителей ЖКУ, и прежде всего населения, претензионная работа о взыскании задолженности с населения в проверяемом периоде составляет 22,6 % от всей задолженности. В 2018 году физическим лицам направлено 195 претензий на сумму 3 256,0 тыс. рублей, 26 судебных приказов направлено на принудительное взыскание в службу судебных приставов на сумму 600,4 тыс. рублей. Вместе с тем,   проверкой отмечено, что в 28 случаях судебные приказы о взыскании с населения задолженности на сумму 633,3 тыс. рублей возвращены без исполнения в виду неоплаты  государственной пошлины. При этом, исковая работы по расчетам с юридическими лицами в  2018 году и I квартале 2019 года не проводилась.

         Проверкой банковских операций установлено, что МУП для обслуживания расчетов по операциям открыт расчетный счет в дополнительном офисе                 №8613/0300 Волго-Вятский банк ПАО Сбербанк. За 2018 год обороты по расчетному счету МУП  составили 31 315,4 тыс. рублей, за I квартал 2019 года - 16 511,4 тыс. рублей. Обороты наличных денежных средств по поступлению в кассу за 2018 год составилив сумме 19 360,7 рублей или 61,8% к объему безналичных средств.   

          Выборочной проверкой банковских операций за указанный период установлено, что предприятием оплачены штрафы, наложенные в административном порядке Госжилинспекцией Чувашии и Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике на общую сумму 50,0 тыс. рублей. Также МУП произведены расходы по оплате услуг АО «Газпром газораспределение Чебоксары» по договору Н-2-21-202-726 от 26.12.2017 на техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское  обслуживание газового оборудования и газопроводов коммунально-бытовых, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и общественных зданий в сумме 75,8 тыс. рублей, в то время как, газопровод на праве хозяйственного ведения предприятия не закреплен, следовательно, денежные средства в размере 75,8 тыс. рублей являются отвлеченными их хозяйственного оборота.

         Таким образом, при наличии кредиторской задолженности за электрическую энергию и природный газ, общая сумма отвлечения денежных средств МУП, не связанная с основной деятельностью предприятия, составила -125,8 тыс. рублей.

        Проверкой состояния расчетов с ресурсоснабжающими организациями в МУП «Водоканал» г. Канаш за период с декабря 2017 года по 30 марта 2019 года установлены факты неправомерного списания в 2018 году дебиторской задолженности  за счет средств созданного резерва по сомнительным долгам в сумме 4 108,0 тыс. рублей, в первом квартале 2019 г. - 1 779,0 тыс. рублей, признания которой  безнадежной к взысканию документально не подтверждено; отнесения на затраты предприятия командировочных расходов, затрат на оказание услуг (работ), не подтвержденных документально, на сумму 25,5 тыс. рублей;  факты неправомерных выплат за сверхурочное время работы, доплат за работу в выходные и праздничные дни, не предусмотренных трудовым договором, отпускных руководителю предприятия в сумме 45,2 тыс. рублей.

        В нарушение ст.188 Трудового кодекса РФ без заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, без разрешения учредителя (администрации г. Канаш) директору предприятия возмещены за счет средств предприятия, выданные в подотчет наличные денежные средства, израсходованные им  на приобретение ГСМ, моторного масла, сжиженного газа,   приобретение услуг шиномонтажа,  а также запасных частей для личного автомобиля на общую сумму 121,6 тыс. рублей.

         В результате неправомерных действий руководителя предприятия им  причинен ущерб Предприятию на общую сумму 166,7 тыс. рублей. Отвлечение из оборота денежных средств, при наличии просроченной кредиторской задолженности за поставленную электроэнергию АО «Чувашская энергосбытовая компания» на 1 января 2019 г. в сумме 2 652,9 тыс. рублей,   создает риски финансовой устойчивости и, в конечном счете, финансового положения указанного МУП.

          Одной из причин наличия просроченной кредиторской задолженности МУП «Водоканал» перед поставщиками коммунальных ресурсов является значительная просроченная дебиторская задолженность потребителей за поставленные услуги водоснабжения в сумме 11 134,7 тыс. рублей, из которой задолженность населения составляет - 9 671,8 тыс. рублей (78,6%), МУП УК ЖКХ г. Канаш за теплоснабжение -388,6 тыс. рублей (93,5%), МУП «Чистый город» за услуги водоснабжения для общедомовых нужд -846,1 тыс. рублей (6,9%).

          При этом, в целях взыскания просроченной задолженности с населения МУП в 2018 году направлено 451 заявление в суд на общую сумму 2 271,5 тыс. рублей (23,5% от имеющейся задолженности), из них в судебном порядке по 358 исковым заявлениям взыскано - 1 885,7 тыс. рублей, направлено 326 судебных приказов на исполнение в службу судебных приставов на сумму 1580,5 тыс. рублей,  из них принудительно взыскано -654,0 тыс. рублей.

Проверкой в ООО «Управляющая компания» «Жилкомсервис» Шемуршинского района за 2018 год установлено, что объем кредиторской задолженности за поставку коммунальных платежей перед поставщиком ОАО «Коммунальник» на 01.01.2019 составил 716,7 тыс. рублей и по сравнению с аналогичной датой предыдущего года  снизился на 287,4 тыс. рублей или на 28,6%. При этом кредиторская задолженность перед поставщиком ООО «ЖКХ» в 2018 году увеличилась на 44,3 тыс. рублей, или на 17% и составила на 1 января 2019 года в сумме 3-4,9 тыс. рублей.   

Проверкой кассовых операций по учету выручки, полученной от собственников жилья в оплату за коммунальные услуги, установлено, что поступления денежных средств в кассу организации за отчетный год составили 3 350,5 тыс. рублей (100% собранных средств), из которых из кассы выдано наличных денежных средств в оплату за поставленные коммунальные ресурсы ОАО «Коммунальник» -1 073,7 тыс. рублей, ООО «ЖКХ» -287,4 тыс. рублей, ООО «Полигон» -555,4 тыс. рублей, ООО «Газпром газораспределение Чебоксары» -38,2 тыс. рублей, всего 1 954,7 тыс. рублей или 58,3% собранных платежей. На расчетный счет в банке управляющей организации сдана выручка в сумме 153,0 тыс. рублей или 4,6% от всего кассовых расходов.

В нарушение п.6.1 Указаний Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций …» денежные средства из кассы выдавались представителям ресурсоснабжающих организаций без доверенности, выдача денег в подотчет осуществлялась при отсутствии непогашенной подотчетным лицом задолженности по ранее полученным в под отчет сумме наличных денег. Анализ движения денежных средств по расчетному счету ООО УК «Жилкомсервис» показал, что поступления денежных средств от собственников жилья за коммунальные услуги в 2018 году  составили 877,4 тыс. рублей, перечислено за коммунальные услуги поставщикам коммунальных ресурсов -134,4 тыс. рублей (15,3%). Управляющей организацией в результате несвоевременного исполнения обязательств по налогам и сборам,  по погашению просроченной кредиторской задолженности перед Энергосбытом средства населения по ЖКУ направляются  на оплату пени, штрафов по налогам, исполнительных сборов службы судебных приставов, а также предъявленных по решению судов судебных издержек, расходы на оплату которых в 2018 году составили 124,3 тыс. рублей.

         Анализ объемов дебиторской и кредиторской задолженности показал, что кредиторская задолженность пред поставщиками коммунальных ресурсов ТБО составила на 1 января 2019 г. в сумме 1 309,9 тыс. рублей, которая превышает дебиторскую задолженность населения за коммунальные услуги (на 01.01.2019 - 987,0 тыс. рублей) на 322,9 тыс. рублей или 24,7 процентов.  Задолженность населения по исполнительным листам составила  сумме 364,4 тыс. рублей.

         Проверка начисления платежей собственникам жилья за услуги ЖКХ  показала, что управляющей компанией не проводилась своевременная работа по ежемесячному начислению пени в лицевых счетах собственников жилья за просрочку платежей, которые были проведены к начислению пени в сумме 84,7 тыс. рублей только в конце года (декабрь 2018 г.).

В ходе проведения КСОЦивильского района экспертно-аналитического мероприятия в администрации Цивильского городского поселения и МУП ЖКУ Цивильского городского поселения Цивильского района по вопросам cвоевременности расчетов за коммунальные услуги администрацией Цивильского городского поселения, являющимся собственником муниципального жилищного фонда, и МУП ЖКУ Цивильского городского поселения, обслуживающим данный муниципальный жилищный фонд, перед ресурсоснабжающими организациями за период с 01.10.2017 по 31 августа 2019 года установлено, что до 30.09.2017 теплоснабжающей организацией в Цивильском городском поселении являлся ООО «Регион», а с 01.10.2017 - МУП ЖКУ Цивильского городского поселения.

       В период с 01.10.2017 по 30.04.2019 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» предъявлено к оплате администрации Цивильского городского поселения за поставленный газ по заключенным договорам поставки от 31.12.2013 № р59-57661, № р59-5-7661/333 в общей сумме 18 202,8 тыс. рублей, в том числе пени, штрафы - 102,4 тыс. рублей. По предъявленным счетам   администрацией произведена оплата ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в общей сумме 7 479,8 тыс. рублей, в том числе пени и штрафы в порядке солидарной ответственности ООО «Регион» по исполнительным листам -192,4 тыс. рублей.

Таким образом, в соответствии ст. 34, ст. 162  Бюджетного кодекса РФ администрацией Цивильского городского поселения допущено неэффективное использование средств бюджета Цивильского городского поселения в общей сумме 102,4 тыс. рублей, выразившиеся в оплате пени, штрафов на основании исполнительных листов за несвоевременное погашение задолженности за потребленный природный газ.

В проверяемом периоде (с 01.10.2017 по 30.04.2019) администрация Цивильского городского поселения оплатила за потребленный газ за ООО «Регион» в общей сумме 2 796,0 тыс. рублей, за МУП ЖКУ Цивильского городского поселения - 4 683,8 тыс. рублей. Согласно представленным документам МУП ЖКУ возмещение расходов, понесенных администрацией Цивильского городского поселения, в сумме 4 683,8 тыс. рублей, оплаченных за потребленный газ в ноябре 2018 года, не производилось. Следовательно, администрацией Цивильского городского поселения не должным образом велась претензионная работа по взысканию задолженности с МУП ЖКУ Цивильского городского поселения. В 2019 году МУП ЖКУ возмещены расходы местного бюджета городского поселения в сумме 120,0 тыс. рублей.

По данным бухгалтерского учета МУП ЖКУ в проверяемом периоде от физических лиц и юридических лиц в кассу Предприятия и на расчетные счета практически ежедневно поступали денежные средства за отопление. При этом, в нарушение требований пунктов 6, 7 постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для  предоставления коммунальных услуг» МУП несвоевременно осуществлял платежи ресурсоснабжающим организациям. Платежи фактически осуществлялись в среднем один – три раза в месяц и не в полном объеме, который предъявлялся к оплате ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары». В связи с этим образовывалась из месяца в месяц кредиторская задолженность за газ.

В результате несвоевременной и не полной оплаты за потребленный  газ у МУП ЖКУ образовалась задолженность перед администрацией городского поселения на общую сумму 4 683,8 тыс. рублей по исполнительным листам, предъявленным администрация Цивильского городского поселения в порядке солидарной ответственности.

По данным поверки дебиторская задолженность потребителей за отопление МУП ЖКУ на 01.05.2019 составила в сумме 6 700,4 тыс. рублей.

Исходя из вышеизложенного, МУП ЖКУ  в течение проверяемого периода фактически имел возможность оплачивать ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» платежи за потребленный природный газ, т.к. население и юридические лица производили оплату коммунальных услуг за отопление в течение проверяемого периода, которые позволяли производить текущие платежи поставщику газа ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары».

В связи с этим, была произведена проверка финансово - хозяйственной деятельности МУП ЖКУ Цивильского городского поселения на факт использования денежных средств, поступивших на расчетные счета учреждения за отопление, на иные не предусмотренные уставной деятельностью цели.

Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам согласно постановлению от 31.10.2017 № 56-18/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для МУП ЖКУ Цивильского городского поселения Цивильского района, поставляемую потребителям Цивильского района Чувашской Республики, на 2017 - 2020 годы» МУП в указанном периоде рекомендовано придерживаться следующих нормативов в части использования валовой выручки от сбора платежей от населения за потребленную тепловую энергию:

- операционные (подконтрольные) расходы в пределах 19 %;

- неподконтрольные расходы в пределах 15 %;

- расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в пределах 66 процентов.

Анализ движения денежных средств по расчетным счетам МУП показал, что полученные доходы направлены на цели, не связанные с расходами на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя:

на оплату ГСМ служебного транспорта в выходные дни - 17,3 тыс. рублей (приказы о выходе на работу в выходные дни отсутствуют);

на оплату услуг по договору аренды транспортного средства без экипажа (при наличии на балансе МУП грузового и легкового автотранспорта) -51,3 тыс. рублей;

на предоставление без согласия собственника денежных средств в заем - 30,0 тыс. рублей;

на оплату услуг по перевозке выступающих на Тихвинской ярмарке в г. Цивильск (при отсутствии расчета на оказание услуги, сметы с расшифровкой произведенных ИП расходов,  договора на оказание услуг) -99,0 тыс. рублей;

на оплату оказанныхМУП юридических услуг по взысканию задолженности с должников - физических лиц платы за отопление (при наличии в штате юриста и отсутствия работы МУП о взыскании задолженности в судебном порядке) - 290,0 тыс. рублей и другие. 

  Проверкой в Ядринском МПП ЖКХ установлено, что по данным бухгалтерского учета кредиторская задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» за природный газ по состоянию на 01.05.2019 составляет 5 766,4 тыс. рублей, которая по сравнению с данными на 01.01.2018 увеличилась на 1 555,6 тыс. рублей,  или на 36,9 процентов.

Задолженность перед АО «Чувашская энергосбытовая компания» за электроэнергию по состоянию на 01.05.2019 составила 247,4 тыс. рублей, которая по сравнению с датой на 01.01.2018 уменьшилась на 769,0 тыс. рублей, или на 75,6 процентов. Таким образом,  на 1 мая 2019 года общий размер задолженности перед ресурсоснабжающими организациями составил 6 013,8 тыс. рублей.

Денежные средства в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» перечислялись несвоевременно и не в полном объеме. Так, за период с 01.01.2018 по  30.04.2019 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» предъявлены счета за газ на сумму  34 027,4 тыс. рублей, в свою очередь Ядринское МПП ЖКХ  предъявило населению в размере 1 470,0 тыс. рублей, ООО «Ядринжилремсервис - 33 805,0 тыс. рублей. В тоже время, населением оплачено за потребленный газ Предприятию  960,0 тыс. рублей (65,3%), ООО «Ядринжилремсервис» - 33 045,0 тыс. рублей (97,7% от начисленной суммы).

По предъявленным счетам перечислено ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в сумме 32 472,0 тыс. рублей, или 95,5% от поступивших в оплату средств за газ от  населения и  ООО «Ядринжилремсервис».

В нарушение пункта 5 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 №253, Ядринское МПП ЖКХ перечисляло не в полном объеме оплаченную населением и ООО «Ядринжилремсервис» сумму за поставленный газ, а именно:

- в июле 2018 года поступило от населения и ООО «Ядринжилремсервис» за газ в сумме 1 475,0 тыс. рублей, а перечислено - 63,0 тыс. рублей;

- в августе 2018 года поступило за газ - 490,0 тыс. рублей, перечислено - 270,9 тыс. рублей;

- в сентябре 2018 года поступило - 473,0 тыс. рублей, перечислено 370,6 тыс. рублей;

- в ноябре 2018 года поступило - 1 498,0 тыс. рублей, перечислено - 606,7 тыс. рублей;

- в январе 2019 года поступило - 2 550,0 тыс. рублей, перечислено - 2 215,2 тыс. рублей;

- в феврале 2019 года поступило - 3 175,0 тыс. рублей, перечислено - 2 579,0 тыс. рублей.

Указанные данные показывают, что собственниками помещений не исполняются свои обязательства по своевременной и полной оплате за поставленный газ, т. к. процент сбора платежей с населения составил 65,3 процента.

Ядринское МПП ЖКХ допустило увеличение кредиторской задолженности за газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» на 01.05.2019 в размере 5 766,4 тыс. рублей. Одной из причин несвоевременной оплаты за потребленные энергоресурсы является дебиторская задолженность в общей сумме 6 718,5 тыс. рублей, в том числе задолженность населения - 929,0 тыс. рублей, ООО «Ядринжилремсервис» - 5 788, 6 тыс. рублей.

Анализ динамики изменения дебиторской задолженности свидетельствует, что задолженность перед Ядринским МПП ЖКХ за поставленную тепловую энергию в 2019 году по сравнению с 2018 годом выросла на 23,6% и по состоянию на 01.05.2019 составила 6 718,5 тыс. рублей.

Задолженность населением в 2019 году увеличилась на 7,6 тыс. рублей, ООО «Ядринжилремсервис»  увеличилась на 1 276,4 тыс. рублей или на 28,2%.

        Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ  граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Для своевременного снижения дебиторской задолженности МУП направлены  исковые заявления в судебные органы, так в 2018 году  подано 2 иска на сумму 29,3 тыс. рублей, взыскано 29,3 тыс. рублей (100%). По состоянию на 11 апреля 2019 года подано 8 исков на сумму 166,4 тыс. рублей, из них взыскано - 36,4 тыс. рублей или 21,8%.

В 2018 году направлено 154 письменные претензии на сумму 3 418,0 тыс. рублей, из них оплачено - 1 166,7 тыс. рублей или 34,1%. По состоянию на 11.04.2019 направлено 79 претензий на сумму 8 506,1 тыс. рублей, оплачено -3 160,7 тыс. рублей, что составляет 37,1 процента.

Выборочной проверкой расчетно-платежных документов фактов использования денежных средств на цели, не связанные с непосредственной деятельностью предприятия не выявлено. Ядринским МПП ЖКХ в проверяемом периоде кредитные средства не привлекались, займы не предоставлялись.

         Прокуратурой Чебоксарского района во II квартале 2019 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере осуществления расчетов за коммунальные ресурсы за 2018 год и январь-апрель 2019 года, в ходе которой установлено, что в районе имеются 3 предприятия, имеющие просроченную задолженность за потребленные природный газ и электроэнергию, а также 4 муниципальных образования, имеющие просроченную задолженность, за потребленный природный газ.

         Установлено, что в нарушение требований жилищного законодательства в течение 2018 г. - истекшего периода 2019 г. органом муниципального жилищного контроля администрации Чебоксарского района плановые и внеплановые проверки не проводились (приказы или распоряжения о проведении соответствующих проверок администрацией района не издавались). В связи с тем, что указанные нарушения свидетельствуют о необходимости корректировки работы органа муниципального жилищного контроля на данном направлении в адрес главы администрации района внесено представление.

          На территории района расположены 22 котельные, которые находятся в собственности администраций сельских поселений и по договорам аренды и концессионным соглашениям переданы для обслуживания теплоснабжающим организациям: МУП «ЖКХ «Ишлейское», ООО «Теплосфера», ООО «Теплоком», СПОК «Дружба», МУП «ЖКХ «Атлашевское». Все котельные работают на природном газе.

          Проведенными проверками установлено, что в 2018 году у 4 сельских поселений Чебоксарского района имелась просроченная задолженность за поставленный природный газ: Синьяльского сельского поселения в сумме 1 211,7 тыс. рублей; Ишлейского сельского поселения - 1 685,6 тыс. рублей, Большекатрасьского сельского поселения - 1 124,0 тыс. рублей; Вурман-Сюктерского сельского поселения - 4 383,1 тыс. рублей. По результатам проверок в адрес глав вышеуказанных муниципальных образований внесены представления об устранении нарушений действующего законодательства.

После внесения представлений (по состоянию на 01.12.2018) по 3 муниципальным образованиям указанная задолженность за поставленный природный газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» значительно сокращена (Ишлейским, Большекатрасьским и Синьяльским сельскими поселениями). В тоже время, в Вурман-Сюктерском сельском поселении Чебоксарского района задолженность увеличилась до 5 527,0 тыс. рублей.

В связи с тем, что администрация сельского поселения не исполнила предусмотренные законом обязанности об ограничении подачи газа и его оплате прокуратурой района в отношении главы Вурман-Сюктерского сельского поселения возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ и назначен штраф в размере 10 тыс. рублей.

В рамках прокурорской проверки выявлен аналогичный факт неисполнения МУП «ЖКХ «Атлашевское» предусмотренных законом обязанностей об ограничении подачи газа и его оплате, руководитель муниципального предприятия привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.

В целом, органами местного самоуправления Чебоксарского района принимаются меры по погашению образовавшейся задолженности за поставленный природный газ. По состоянию на 01.03.2019 просроченная задолженность за потребленный природный газ организациями жилищно-коммунального хозяйства перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  составила в сумме 9 727,6 тыс. руб. в том числе: МУП ЖКХ «Атлашевское» -         3 700,0 тыс. рублей, МУП ЖКХ «Вурман-Сюктерское» - 360,0 тыс. рублей, МУП ЖКХ «Ишлейское» - 388,0 тыс. рублей, администрациями (в части долгов населения): Синьяльского сельского поселения - 160,0 тыс. рублей, Ишлейского сельского поселения - 242,0 тыс. рублей, Вурман-Сюктерского сельского поселения -  3 807,0 тыс. рублей, Большекатрасьского сельского поселения - 1 070,6 тыс. рублей.

         Следует отметить, что перед теплоснабжающими организациями Чебоксарского района имелась задолженность населения за поставленные коммунальные услуги (дебиторская задолженность) в следующих размерах:          ООО «Жилкомцентр» - 6 270 тыс. рублей; ООО «Теплоэнергосеть» - 6 219 тыс. рублей; ООО «Теплоэнергосети» - 8 793 тыс. рублей; МУП «ЖКХ «Ишлейское» -   3 037,0 тыс. рублей (жилфонд Ишлейского сельского поселения); ООО «Новое село» - 2 779,2 тыс. рублей (жилфонд Вурман-Сюктерского и Большекатрасьского сельских поселений); ООО «Ремстройгрупп» - 289,0 тыс. рублей; СПОК «Дружба» - 396,6 тыс. рублей (жилфонд Синьяльского сельского поселения); ООО «УК «Универсал» - 425,0 тыс. рублей; ООО «УК «Кугесьская» - 32,9 тыс. рублей.

         Общая дебиторская задолженность перед теплоснабжающими организациями на указанную дату составила 28 241,7 тыс. рублей.

Указанными организациями в судебном порядке взыскана задолженность на общую сумму 16 970,9 тыс. рублей, в том числе: ООО «Жилкомцентр» по 669 исковым заявлениям на сумму 7 664,0 тыс. рублей; ООО «Теплоэнергосети»  - 145 на сумму 6 621,0 тыс. рублей; МУП «ЖКХ «Ишлейское» - 83 на сумму 908,4 тыс. рублей; ООО «Новое село» - 96 на сумму 1 718 тыс. рублей; ООО «Ремстройгрупп» - 11 исковым заявлениям на сумму 59,5 тыс. рублей. Остальными организациями ведется претензионная работа по взысканию задолженности в досудебном порядке. 

В ходе настоящей проверки прокуратурой внесено 7 представлений по фактам образования просроченной задолженности за потребленные природный газ и электроэнергию: в адрес глав Вурман-Сюктерского, Большекатрасьского, Ишлейского, Синьяльского сельских поселений, директоров МУП «ЖКХ «Атлашевское», МУП «ЖКХ «Вурман-Сюктерское» и МУП «ЖКХ «Ишлейское».

В ходе проверки установлено, что на исполнении Чебоксарского РОСП в 2018 году находилось 513 исполнительных производств о взыскании задолженности за коммунальные ресурсы в пользу ресурсоснабжающих организаций на общую сумму 4 776,0 тыс. рублей, из которых возбуждено в отчетном периоде - 348 исполнительных производств на сумму 3 645,0 тыс. рублей. Всего окончено 228 исполнительных производств на общую сумму 1 851,0 тыс. рублей, из них фактическим исполнением - 83 исполнительных производства  на общую сумму  726,0 тыс. рублей.

За 4 месяца 2019 г. находилось 447 исполнительных производств указанной категории на общую сумму 4 352,0 тыс. рублей, из которых в отчетном периоде возбуждено 195 исполнительных производств на сумму 1 758,0 тыс. рублей. Всего окончено 57  исполнительных производств на общую сумму 362,0 тыс. рублей, из них фактическим исполнением завершено 51 исполнительное производство на общую сумму  233,0 тыс. рублей. 

Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики совместно с Министерством финансов Чувашской Республики проведена проверка использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предоставленных бюджету г. Алатыря в виде межбюджетных трансфертов в 2018 году и истекшем периоде 2019 года.

Проверены вопросы целевого использования дотации для финансового обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных районов (городских округов) в целях недопущения образования пророченной кредиторской задолженности, а также субсидии, выделенной из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию полномочий органов местного самоуправления, связанных с общегосударственным управлением, в том числе на погашение  задолженности за газ и иные коммунальные ресурсы, а также причин образования кредиторской задолженности по коммунальным услугам.

Проверкой отмечена не удовлетворительная работа администрации г. Алатыря по контролю за ходом исполнительных производств о взыскании задолженности, не проведение сверки расчетов по исполнительным листам взыскателя с судебными приставами – исполнителями (далее – ССП),  что привело к недостоверным данным о дебиторской и кредиторской задолженности бюджетной отчетности администрации города Алатыря по расчетам с ССП.

Так, на 15 октября т.г. на исполнении в ССП находилось 7 исполнительных производств о взыскании задолженности за газна общую сумму 85,1 млн. рублей. В то же времяпо данным УФК России по Чувашской ЧЧРувашской Республике денежные обязательства по исполнительным листам, предъявленным на взыскание с администрации, составили 109,6 млн. рублей. Таким образом, объем требований, предъявленных взыскателем должнику (администрации) в УФК, превысили на 24,5 млн. рублей.

Объем денежных обязательств по требованиям судебных приставов об уплате исполнительского сбора по состоянию на 1 октября 2019 года составил в размере 7,9 млн. рублей. В бухгалтерской отчетности указанная сумма не отражена. При этом вопрос обоснованности и правомерности предъявления судебными приставами требований о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительных производств о взыскании задолженности за газ МУП «АПОК и ТС» перед службой судебных приставов не изучался. Ходатайства о снижении исполнительского сбора по двум постановлениям на сумму 2,8 млн. рублей не заявлены.

          В ходе указанного контрольного мероприятия проведен анализ причин возникновения дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 01.07.2019, в том числе достоверность отражения их в учете, принятые меры по их устранению в  МБОУ «СОШ №7», МБОУ «СОШ № 11», МАУ «Алатырский городской Дворец культуры», АО  УДО «ФСК».

По состоянию на 01.07.2019 кредиторская задолженность с учетом авансирования  МБОУ «СОШ №7» увеличилась в 2,0 раза и составила 1,9 млн. рублей (в том числе просроченная - 0,8 млн. рублей), МБОУ «СОШ №11» соответственно увеличилась в 3,3 раза и составила 2,3 млн. рублей (в том числе просроченная - 0,6 млн. рублей). Кредиторская задолженность МБОУ «СОШ №7»  перед МУП «АПОК и ТС» за тепловую энергию увеличилась в 1,9 раз и составила в сумме 1,5 млн. рублей, МБОУ «СОШ №11»  - в 2,0 раза и составила 1,2 млн. рублей.

К примеру, проверкой в АОУДО «ФСК» установлено, что по состоянию на 01.07.2019  (по субсидии на выполнение муниципального задания) числится кредиторская задолженность в сумме 9,3 млн. рублей, которая по сравнению с началом года увеличилась на 1,5 млн. рублей, в том числе:

перед МУП «АПОК и ТС» - в сумме 1,1 млн. рублей по платежам за тепловую энергию за период с ноября 2018 г. по апрель 2019 г., 0,2 млн. рублей за обслуживание газовой котельной);

перед МУП «Водоканал» - 0,1 млн. рублей;

перед ООО «Нива и К» - 6,7 млн. рублей (за ремонтные работы и судебные расходы по исполнительным листам  №А79-4505/2015 от 16.02.2015, № А79-7938/2017 от 05.03.2018).

Указанная кредиторская задолженность образовалась в связи с отсутствием необходимого объема финансирования из местного бюджета и невыполнением плана по собственным доходам.

В АОУДО «ФСК» выявлены финансовые нарушения, отразившиеся на искажении бухгалтерской отчетности, в общей сумме 16,5 млн. рублей. Так, в нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете и порядка составления бухгалтерской отчетности не отражена долгосрочная несанкционированная кредиторская задолженность ООО «Нива и К» по состоянию на 01.01.2018 в сумме 7,5 млн. рублей;  на 01.01.2019 - 7,4 млн. рублей,   на 01.07.2019  - 4,3 млн. рублей, которая возникла за выполненные ремонтные работы здания и плавательного бассейна.

В рамках исполнительного производства о взыскании дебиторской задолженности по регрессному иску с МУП «АПОК и ТС» (исполнительный лист на сумму 23,6 млн. рублей) ССП взыскано 17,6 млн. рублей, которые на лицевой счет бюджетополучателя (Администрации) не зачислены, не отражены в бюджетной отчетности, не истребованы необходимые документы из ССП о взыскании задолженности, не приняты меры по поступлению их в бюджет.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ динамики изменения кредиторской задолженности за коммунальные ресурсы в текущем году  по муниципальным образованиям Чувашской Республики.

         По оперативным данным Минстроя Чувашии кредиторская задолженность за топливно-энергетические ресурсы на 1 ноября 2019 года в целом по муниципальным образованиям Чувашской Республики составила в размере 3 541,4 млн. рублей, в том числе просроченная -2 972,0 млн. рублей, которая по сравнению с началом года (на 01.01.2019) снизилась на 918,0 млн. рублей, или на 25,9 процентов. Задолженность за газ составляет 2 147,8 млн. рублей (60,6% всей задолженности), за тепловую энергию - 1 491,4 млн. рублей (42,1%).

        При этом, допущен рост задолженности по коммунальным ресурсам на            1 ноября т.г. по муниципальным образованиям Аликовского района - на 0,7 млн. рублей (на 15,7%); Красноармейского района - на  10,6 млн. рублей (в 2 раза); Шемуршинского района - на 0,6 млн. рублей (на 45,7%).

          Изучением ситуации по вопросам образования и погашения задолженности за газ установлено, что по сведениям КСО муниципальных образований,  кредиторская задолженность 6 администраций муниципальных районов и городских округов по исполнительным листам АО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары» остается в значительных размерах, которая по сравнению с началом года (74,6 млн. рублей) увеличилась на 127,0 млн. рублей (в 2,7 раза) и составила на 1 декабря 2019 года в сумме 201,6 млн. рублей.

         Денежные обязательства по исполнительным листам на взыскание задолженности за газ в порядке солидарной ответственности поадминистрации г. Алатыря составили 88 882,3 тыс. рублей,  администрации г. Шумерля - 60 428,4 тыс. рублей, администрации г. Канаш - 22 368,7 тыс. рублей, администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района - 10 198,2 тыс. рублей, администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района - 13 915,0 тыс. рублей, администрации Козловского городского поселения Козловского района - 5 794,1 тыс. рублей.

В 2018 году 8 муниципальными образованиями погашена просроченная задолженности за газ в порядке солидарной ответственности с теплоснабжающими организациями на общую сумму 70,4 млн. рублей, в том числе за счет субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики - 46,4 млн. рублей, за счет средств местных бюджетов - 24,0 млн. рублей. В 2019 году по исполнительным листам АО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары» погашена просроченная задолженность за газ в солидарном порядке 5 муниципальными образованиями на общую сумму 104,1 млн. рублей, в том числе за счет субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики - 80,2 млн. рублей, за счет средств местных бюджетов - 23,8 млн. рублей.

         Значительные суммы долгов за газ взысканы по решениям Арбитражного суда Чувашской Республики в порядке солидарной ответственности с администрации г. Алатыря -57,1 млн. рублей (по долгам МУП «АПОК и ТС»),с администрации г. Шумерля (по долгам МУП «Шумерлинское предприятие тепловодоснабжения и водоотведения») -72,4 млн. рублей,с администрации Козловского городского поселения Козловского района (задолженность за газ ООО «Теплоснаб») -29,4 млн. рублей, с администрации г. Канаш (задолженность за газ МП «УК ЖКХ» г. Канаш) - 5,5 млн. рублей, с администрации Цивильского городского поселения Цивильского района (по долгам МУП ЖКУ Цивильского городского поселения) - 4,7 млн. рублей.

          При этом, в ряде случаях установлено, что администрациями не приняты своевременные меры о взыскании в регрессном порядке дебиторской задолженности с муниципальных унитарных предприятий за погашенные их долги перед АО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  (МУП АПОК и ТС», МП «УК ЖКХ» г. Канаш и другие).   

         В целях изучения причин образования неплатежей в сфере ЖКХ  на местах не проводится должным образом контроль за деятельность муниципальных унитарных предприятий, изучением их финансового состояния.       

         Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих основную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, показал, что из 45 действующих МУП по результатам работы за 9 месяцев 2019 года 16 МУП (35,5%) получили чистую прибыль на общую сумму 42 410,0 тыс. рублей, 28 МУП (65,5%) - убыток на общую сумму 223 255,0 тыс. рублей. Наиболее значительную сумму убытков получили: МУП «Теплосеть» г. Чебоксары -137 074,0 тыс. рублей, МУП «АПОК и ТС» г. Алатырь - 24 455,0 тыс. рублей, МУП «Водоканал» г. Шумерля - 9 429,0 тыс. рублей, МП «УК «ЖКХ»  г. Канаш -7 604,0 тыс. рублей и другие.

          Проверками отмечено, что одной из причин образования кредиторской задолженности является низкий уровень собираемости платежей с потребителей за оказанные им услуги в ряде муниципальных районов. Так, ниже среднего значения по республике уровень сбора платежей в Комсомольском районе в 2018 году составил - 75%, в 2019 году -73%, в Мариинско-Посадском районе - 65% и 75,8%, в Урмарском районе - 70,5% и 64,7%, в Шемуршинском районе - 50% и 51%  соответственно.

        Низкий уровень сбора с юридических лиц отмечен в следующих муниципальных образованиях: в Батыревском районе (2018 год -72%, в 2019 году -75,3%), в Моргаушском районе соостветственно 85,8% и 80%, в Урмарском районе уровень сбора в текущем году снизился с 93% до 79,6%.  В тоже время, проверками в МУП, УК и иных организаций ЖКХ отмечены недостатки в организации ведения претензионно-исковой работы с неплательщиками, в ряде случаев взыскание долгов в судебном порядке в полном объеме не проводилось (Мариинско-Посадский район,  Ядринский район, г. Канаш).      

          Результаты проверок организаций ЖКХ, проведенные совместно с органами прокуратуры республики, указывают, что отдельными муниципальными образованиями недостаточно осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных организаций коммунального комплекса, состоянием работы по взысканию просроченных сумм дебиторской задолженности с потребителей коммунальных услуг во взаимодействии со службой судебных приставов, а также за погашением кредиторской задолженности  теплоснабжающих организации перед поставщиками энергоресурсов.

 

Выводы:

          1. Кредиторская задолженность за топливно-энергетические ресурсы на          1 ноября 2019 года по муниципальным образованиям Чувашской Республики составила в размере 3 541,4 млн. рублей, в том числе просроченная -2 972,0 млн. рублей, которая по сравнению с началом года (на 01.01.2019) снизилась на 918,0 млн. рублей, или на 25,9 процентов. Задолженность за газ составляет 2 147,8 млн. рублей (60,6% всей задолженности), за тепловую энергию - 1 491,4 млн. рублей (42,1%).           

         2.  В ряде муниципальных образованиях кредиторская задолженность за газ по исполнительным листам в порядке солидарной ответственности с  теплоснабжающими организациями в 2019 году по сравнению с началом года (74,6 млн. рублей) увеличились на 127,0 млн. рублей (в 2,7 раза) и составила на                1 декабря 2019 года в сумме 201,6 млн. рублей.

         3. Установлены факты погашения задолженности за газ по судебным решениям администрациями муниципальных образований (Вурнарский, Козловский, Мариинско-Посадский и Шемуршинский районы) за теплоснабжающие организации, которые не являются муниципальными унитарными  предприятиями, на общую сумму 27,5 млн. рублей, в соответствии с заключенными трехсторонними Соглашениями.

            4. Практика взыскания долгов в порядке солидарной ответственности показывает о наличии рисков по дополнительным расходам местных бюджетов, связанных с предъявлением требований по уплате исполнительского сбора по возбужденным судебными приставами делам о взыскании задолженности за газ с администраций районов и городов.

           5. Вопросы платежной дисциплины по расчетам за коммунальные ресурсы на муниципальном уровне не всегда проводятся на должном уровне, не анализируются результаты деятельности МУП, которые являются убыточными.

           6. В проверенных муниципальных унитарных предприятиях сферы ЖКХ выявлены:

          - факты расходования выручки, полученной от потребителей, на цели, не связанные с уставной деятельностью;

          - не соблюдения нормативов направления денежных средств на погашение кредиторской задолженности поставщиков за поставленные коммунальные ресурсы;

           - не принятия необходимых мер по взысканию дебиторской задолженности с потребителей коммунальных услуг, а также исполнения судебных актов о взыскании долгов через службу судебных приставов.

            7. Как показала практика проверок, проведенными муниципальными КСО совместно с органами прокуратуры, за состоянием расчетов по платежам за ЖКУ, в отдельных районах не достаточно проводится муниципальный жилищный контроль за организациями жилищно-коммунального комплекса.

 

Предложения и рекомендации:

 1. Направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.  Минстрою Чувашии предложить изучить:

ситуацию о заключении отдельными администрациями муниципальных образований договоров на поставку газа с ООО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары» и с теплоснабжающими организациями (созданными в форме ООО), по условиям которых поставщик в порядке солидарной ответственности взыскивает задолженность ООО с муниципалитетов;

принимаемые меры по утверждению муниципальными образованиями «дорожной карты», направленные на погашение кредиторской задолженности перед поставщиками коммунальных ресурсов;

состояние претензионно - исковой работы по погашению дебиторской задолженности теплоснабжающими организациями.

2. Направить отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия в прокуратуру Чувашской Республики.