Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ объектов незавершенного строительства в Казенном учреждении Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики»

Основание для проведения экспертно - аналитического мероприятия: пункт 4.14. плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2019 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 27.09.2019 №  56.

Предмет экспертно - аналитического мероприятия: деятельность Казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии, Учреждение) по  учету и сокращению объемов незавершенного строительства.

Цель проведения экспертно - аналитического мероприятия: обследование анализ объектов и объемов незавершенного строительства в КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии.

Объект экспертно - аналитического мероприятия: КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии.

Исследуемый период: 2018 год и истекший период 2019 года.

Срок  проведения  мероприятия: с 30 сентября  по 12 декабря 2019 года.

 

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

В рамках настоящего экспертно-аналитического мероприятия  проанализированы следующие источники информации:

- Годовая отчетность в части (форма 0503190) «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии за 2017-2018 годы, 9 месяцев 2019 года;

- Республиканская адресная инвестиционная программа на 2019 год;

- План мероприятий по сокращению объемов незавершенного строительства  с даты начала формирования которых истекло 10 лет на 2019 год КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии на 01 августа 2019 года;

- Бухгалтерская отчетность (форма 0503168) «Сведения о движении нефинансовых активов  за 2017-2018 года, регистры учета оборотно-сальдовая ведомость по счету 106.11 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество» за 2017-2018 года, 9 месяцев 2019 года;

- материалы инвентаризации объектов незавершенного строительства;

- данные бухгалтерского учета и отчетности организаций-балансодержателей, которым переданы объекты;

- сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по объектам незавершенного строительства

- сведения, полученные из единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

  1. Анализ нормативных правовых актов, иных распорядительных документов и формы 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» КУ Чувашупрдор» Минтранса Чувашии регулирующих порядок учета незавершенного строительства, формирования и представления соответствующей отчетности.

Учетная политика для целей бюджетного учета КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии  утверждена  приказом руководителя от 29.12.2017 № 10/01-989 (далее – Учетная политика).

В соответствии с п. п. 127 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) на счете 10600 «Вложения в нефинансовые активы» учитываются  вложения (инвестиции) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 49 (далее - Методические указания № 49).

В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний № 49 инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

В соответствии с пунктом 1.5 Методических указаний № 49 проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.32. Методических указаний № 49  по незавершенному капитальному строительству в описях указывается наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

При этом проверяется:

а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

Однако КУ «Чувашупрдор»  Минтранса Чувашии данные требования не выполнены. Так по объектам незавершенного строительства  не проведен анализ их технического состояния.

 В нарушение пунктов 3.32 и 3.34 Методических указаний №49 при проведении инвентаризации незавершенного строительства КУ «Чувашупрдор»Минтранса Чувашии в описях не указаны наименование и объемы выполненных работ по отдельным видам работ, конструктивным элементам, оборудованию, на прекращенные строительством объекты не составлены описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Инвентаризация объектов незавершенного строительства проведена формально.

Сведения об объектах незавершенного строительства по форме 0503190 заполняются по итогам проведенной инвентаризации и включают сведения об имеющихся на балансе объектах незавершенного строительства, а также о сформированных на отчетную дату финансовых вложениях в создание указанных объектов, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с  Учетной политикой КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии  инвентаризация вложений в нефинансовые активы проводится один раз в год  не ранее  1 октября перед составлением годовой  бюджетной отчетности.   Учетной политикой КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии  не определен порядок  учета объектов незавершенного строительства, объемов выполненных работ по ним, сметной стоимости,  а также процедур списания, реализации, передачи на другой уровень публичной власти и др.

Так, в рамках указанного экспертно-аналитического мероприятия установлено, что КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии  инвентаризация объектов незавершенного строительства в порядке, предусмотренном Методическими указаниями N 49, в 2017-2018 годах не проводилась.

Неисполнение в полном объеме требований Методических указаний № 49 при проведении инвентаризации послужило причиной необоснованного отражения в составе объектов незавершенного строительства объектов, которые завершены строительством, введены в эксплуатацию и функционируют.

Например, в ходе выборочной  проверки установлено  на 1 октября 2019 года в составе объектов незавершенного строительства необоснованно числились 3 таких объекта на общую сумму расходов  129 467 615,23 рублей:

  1. Объект «Строительство автомобильной дороги по улице Продольная в деревне Синьял-Шатьма Красноармейского района» на сумму 13 806 916,27 рублей
  2. Объект «Реконструкция автомобильной дороги Никулино-Заречный в Порецком районе» на сумму 115 660 698,96 рублей

Указанные объекты оформлены  и переданы муниципальным образованиям Актом приема-передачи объектов нефинансовых активов  и извещением  от 28.12.2018.  Однако муниципалитетами  указанные акты приема – передачи своевременно не переданы, что свидетельствует об отсутствии контроля за своевременным документооборотом в учреждении.

  1. «Строительство автомобильной дороги Калинино-Батырево - Яльчики км 50+060 - км 59+217 в Ибресинском и Комсомольском районе в сумме 30 400,0 рублей. Строительство завершено в 2011 году, указанные затраты следует отнести на увеличение стоимости указанной дороги.

В результате Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства, а именно фактические  расходы на реализацию инвестиционных проектов по состоянию на 01.10.2019, завышены на 129 498 015,23 рублей в результате несвоевременного оформлении передаточных документов, что  привело к завышению фактических расходов на реализацию инвестиционных проектов по данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2019 и 01.10.2019 по форме 0503190 в графах 17, 20 (Расходы на реализацию инвестиционных проектов по данным бухгалтерского учета, руб.) на 129 498 015,23 рублей.

Таким образом, в нарушении части 3 статьи 9 Федерального Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вышеуказанные расходы в объектов незавершенного строительства своевременно не переданы.  Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Вышеуказанное привело к искажению показателей бухгалтерской отчетности КУ«Чувашупрдор»  за 2018 год, а именно: Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора (далее – Баланс) (ф. ОКУД 0503130)  по состоянию на 01.01.2019 по кодам строк 120 «Вложения в нефинансовые активы (010600000)» на сумму 129 498  015,23 рублей.  В Балансе государственного (муниципального) учреждения  (ф. ОКУД 0503130)  по состоянию на 01.01.2019 по коду строки 120 «Вложения в нефинансовые активы (010600000)» отражен остаток в сумме 1 180 839 412,18 рублей.

В результате чего, искажение данных Баланса  на 01.01.2019 составляет более 10%, что является нарушением ведения бухгалтерской отчетности и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, с 9 июля 2019 года данная редакция КоАП РФ не действует. 

       В соответствии с приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н  «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» ( далее- Инструкция №191н)  Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора (далее – Баланс) (ф. ОКУД 0503130) и  форма 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства»  представляется только в составе годовой бюджетной отчетности.  По состоянию на 01.10.2019 Баланс не представляется.

Последняя инвентаризация основных средств и незавершенного строительство  находящихся на балансе КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии  проведена по состоянию на 01.11.2016, на основании Приказа от 03.11.2016 № 338 КУ ЧР «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии.  Согласно Акта № О0000003 от 30.11.2016 о результатах инвентаризации  незавершенного строительства  недостач и излишек не выявлено (на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) № О0000015 от 08.11.2016.

В соответствии с приказом  директора  № 478 от 25.10.2019  «Об инвентаризации» проведена инвентаризация объектов незавершенного строительства.

В соответствии с формой 0504087 , представленной в ходе проверки недостач и излишек не выявлено (на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) № О0000015 от 08.11.2016.

В ходе проверки установлено, что результаты инвентаризации являются неполными, не достоверными о чем указывают отдельные факты искажения отчетности, установленные в ходе экспертно-аналитического мероприятия, что свидетельствует о необходимости продолжения работы по проведению инвентаризации объектов.

Таким образом, данные формы 0503190 не отражают достоверно  количество объектов незавершенного строительства  и объемы  затрат в объекты незавершенного строительства.

 В ходе анализа годовой отчетности в части (форма 0503190) «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии за 2017-2018 годы, 9 месяцев 2019 года установлено следующее.

Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства, согласно формы 0503190 по КУ «Чувашупрдор» 

По состоянию на 1 января 2017 года в учете КУ «Чувашупрдор»  Минтранса Чувашии числились 69 объектов незавершенного строительства, финансовые вложения  в которые составляли 995 604 307,02  рублей, из них 24 ПИР, затраты  по которым составили 9 918 199,57 рублей.

По состоянию на 1 января 2018 года в учете КУ «Чувашупрдор»  Минтранса Чувашии числились 103 объекта незавершенного строительства, финансовые вложения  в которые составляли 1 083 124,52 тыс. рублей, из них  36 ПИР, затраты  по которым составили 26 914,46 тыс. рублей. По сравнению с началом 2017 года объем незавершенного строительства, числящегося на учете, увеличился на 34 объекта на сумму 87 520,21 тыс. рублей, или на 9,0%.

По состоянию на 1 января 2019 года в учете КУ «Чувашупрдор»  Минтранса Чувашии числились 97 объектов незавершенного строительства, финансовые вложения  в которые составляли 1 178 127,70 тыс. рублей, из них  32 ПИР, затраты  по которым составили 19 703,7 тыс. рублей.

По состоянию на 1 октября 2019 года числится 110 объектов незавершенного строительства, финансовые вложения  в которые составляли 1 284 615,35 тыс. рублей. По сравнению с началом 2019 года объем незавершенного строительства, числящегося на учете, увеличился на 13 объектов на сумму 106 487, 6 тыс. рублей, или на 9,0%, в том числе числятся вложения:

- в объекты незавершенного строительства, включенные в документ, устанавливающий распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов (71 объект) – 1 254 383,34 тыс. рублей или 97,6% общего объема вложений в объекты незавершенного строительства).

- в объекты незавершенного строительства, не включенные в документ, устанавливающий распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов (0 объектов);

- в объекты законченного строительства, введенные в эксплуатацию, не прошедшие государственную регистрацию (0 объектов);

- капитальные вложения, произведенные в объекты, строительство которых не начиналось (45 объектов), - 30 232,00 тыс. рублей (2,3% общего объема вложений в объекты незавершенного строительства),

- капитальные вложения, произведенные при приобретении объектов незавершенного строительства (0 объектов).

В соответствии с данными формы 0503190 по состоянию на 1 октября 2019 года на балансе КУ «Чувашупрдор», числятся расходы на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию в количестве 37 единиц с объемом вложений 29 756 531,55 рублей.

Выявлены факты отражения в бюджетной отчетности, в информации о вложениях в объекты незавершенного строительства, включенные в документ, устанавливающий распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов, информации о вложениях в проектно-изыскательские работы и разработку проектно-сметной документации, которая должна быть отражена в информации о капитальных вложениях, произведенных в объекты, строительство которых не начиналось.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия выявлены факты отражения в бюджетной отчетности по форме 0503190 вложений в один и тот же объект незавершенного строительства в различных разделах.

Необходимо отметить, что данные по отдельным показателям в бюджетной отчетности  по форме 0503190 отсутствуют или не достоверны. Например: отсутствуют адрес объекта недвижимости, информация по плановым срокам реализации инвестиционного проекта не по всем объектам достоверная, причины приостановления (прекращения) строительства. По графе 16  отражается размер сметной стоимости строительства (реконструкции) на отчетную дату  согласно проектно-сметной документации,  в отчете  указана сумма  фактических расходов на реализацию инвестиционных проектов, которая соответствует графам 20 и 21. Например, по объекту  «Строительство автомобильной дороги «Чебоксары-Сурское»-Урусово-Старое Арадатово в Порецком районе» сметная стоимость по форме 0503190 в графе 16 составляет 4 321 676,00 рублей,  а согласно государственного контракта №20- с на выполнение работ по  строительству автомобильной дороги «Чебоксары-Сурское-Урусово-Старое Арадатово» в Порецком районе стоимость работ составляет 205 090 781,94 рублей.  

Вышеизложенное, привело к искажению показателей по форме 0503190 в графе 16 по указанному объекту (Сметная стоимость на отчетную дату, руб.), на 200 769 105,0 рублей (205 090 781,94 - 4 321 676,00) в сторону занижения. Следовательно, информация о сметной стоимости объектов незавершенного строительства недостоверна, что не дает реальной картины для определения степени строительной готовности указанных объектов и не позволяет произвести расчет  средств необходимых для завершения  строительства объектов.

В соответствии с формой 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии по состоянию на 1 октября 2019 года  по объекту незавершенного строительства «Строительство автомобильной дороги в обход города Ядрин с выходом через село Сареево на автомобильной дороге «Сура» с реконструкцией  участка Республиканской автомобильной дороги «Никольское-Ядрин-Калинино» км 0+000- км 5+900 в Ядринском районе» финансовые вложения  составили 713 109 940,53 рублей. В тоже время согласно оборотно-сальдовой ведомости КУ «Чувашупрдор» по счету 106.11 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество» по объекту незавершенного строительства «Строительство автомобильной дороги в обход города Ядрин с выходом через село Сареево на автомобильной дороге «Сура» с реконструкцией  участка Республиканской автомобильной дороги «Никольское-Ядрин-Калинино» км 0+000- км 5+900 в Ядринском районе» числятся вложения (инвестиции) в объеме фактических затрат на сумму 712 691 947,53 рублей. Проверкой установлено, что в форме 0503190 фактические расходы ошибочно завышены за счет включения дополнительных затрат по другому объекту по контракту № 11 от 23.06.2010 на выполнение комплекса инженерно-геодезических и землеустроительных работ  для отвода земельных участков  на строительство республиканской автомобильной дороги «Калинино-Батырево – Яльчики – Большое Чеменево - Шемурша- Сойгино – Алтышево на сумму 417 993,0 рублей. Строительство указанной дороги завершено в 2012 году, следовательно указанные  затраты следовало принять к учету  по данной дороге с последующим увеличением  ее балансовой стоимости.

Вышеизложенное  привело к искажению показателей бухгалтерской отчетности по состоянию на 01.01.2019 и 01.10.2019 по форме 0503190 в графах 20, 21 (Расходы на реализацию инвестиционных проектов по данным бухгалтерского учета, руб.) на 417 993,0 рублей  в сторону завышения, и как результат занижена балансовая стоимость основных средств в Балансе КУ «Чувашупрдор» по состоянию на 01.01.2019  по строке 010 на сумму 417 993,0 рублей  или 0,01%, что является нарушением ведения бухгалтерской отчетности и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, с 9 июля 2019 года данная редакция КоАП РФ не действует.  По состоянию на 01.10.2019 Баланс не представляется.

        По  объекту «Инженерно-геодезические и землеустроительные работы для отвода земельных участков на строительство республиканских автомобильной дороги Калинино-Батырево-Яльчики-Большое Чеменево-Шемурша-Сойгино-Алтышево-Участок Старые Айбеси-граница Батыревского района в Алатырском районе и участок границы Алатырского района-Большое Чеменево в Батыревском районе Чувашской Республики» затраты  в сумме 176 394,00 рублей отражены недостоверно. Включенные затраты по подготовке документации  по планировке территории  по контракту № 95 от 30.10.2015 в сумме 82 904,0 рублей, следовало отнести на увеличение стоимости вышеуказанной дороги, так как контракт № 95 от 30.10.2015 исполнен,  готовая документация передана Заказчику. По данному объекту  следовало отразить затраты в сумме 93 490,0 тыс. рублей. В результате завышение суммы  фактических расходов на реализацию инвестиционных проектов по графе 20  составило 82 904,0 рублей.

В соответствии с методическими рекомендациями по заполнению формы предоставления информации об объектах незавершенного строительства, а также о финансовых вложениях в создание указанных объектов, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации   по строке 100 «1.Вложения в объекты незавершенного строительства, включенные в документ, устанавливающий распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов, всего: « указывается сумма денежных средств, направленных на создание (приобретение) объектов недвижимого имущества, предусмотренную нормативным документом, устанавливающим распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов;  по строке 400 «Капитальные вложения, произведенные в объекты, строительство которых не начиналось, всего: «указывается сумма денежных средств, инвестируемых в создание объектов недвижимого имущества, строительство которых не начиналось. В тоже время в ходе анализа установлено, что по строке 100 в составе объектов незавершенного строительства  числятся 18  объектов ПИР (2000-2007 годов)  на сумму 19 393,74 тыс. рублей, строительство которых не начиналось.

Также установлено, что по строке 400 Раздела «4.  Капитальные вложения, произведенные в объекты, строительство которых не начиналось»: в составе незавершенного строительства  числятся объекты «Строительство наружного освещения автомобильной дороги Чебоксары-Сурское участок км 57+170-км 57+975 с пешеходным переходом вблизи образовательного учреждения км 57+680 Аликовском районе» на сумму 2 663 ,199 тыс. рублей (приложение №4 РАИП закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов) и «Строительство площадки для передвижения постов весового контроля на автомобильной дороге Волга-Большой Сундырь-пристань Шешкары км11+000 Моргаушского района» на сумму 3 644,830 тыс. рублей (БКД).  По указанным объектам в бюджете предусмотрено финансирование на 2019 год, следовательно, указанные объекты следовало отразить в строке 100  Раздела «1. Вложения в объекты незавершенного строительства, включенные в документ, устанавливающий распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов»   формы 0503190.

Согласно Инструкции № 191н в форме 0503190 в графе 16 отражается размер сметной стоимости  строительства (реконструкции) на отчетную дату согласно проектно-сметной документации. Фактически по графе 16 в форме 0503190 по состоянию на 01.01.2019,01.01.2019 и 01.10.2019 года  по всем объектам отражена сумма кассовых расходов с начала реализации инвестиционных проектов.

Установлено, что согласно сведениям об объектах незавершенного строительства по форме 0503190 по состоянию на 1 января 2019 года в учете КУ «Чувашупрдор»  Минтранса Чувашии числились финансовые вложения  в объекты незавершенного строительства на конец 2018 года в сумме 1 083 124,52 тыс. рублей. Вместе с тем, данные по форме 0503190 по состоянию на 1 октября 2019 года финансовые вложения в объекты незавершенного строительства на начало 2019 года составили 1 211 084,92 тыс. рублей, или на 127 960,4 тыс. рублей больше чем в отчете по состоянию на 1.10.2019. Указанное свидетельствует об отсутствии взаимосвязи данных форм 0503190. (остатки по вышеперечисленным финансовым вложениям в объекты незавершенного строительства на начало года не соответствуют остаткам на конец предшествующего года).

Таким образом, данные формы 0503190 объективно не отражают объем, количество и  сметную стоимость объектов незавершенного строительства.

 

  1. Анализ объема и количества объектов незавершенного строительства, строительство которых приостановлено, и причин приостановления строительных работ на основе данных, представленных по итогам проведенной инвентаризации за 2019 год  ( форма 0504087). 

В ходе анализа установлено, что в составе незавершенного строительства  в течение длительного времени числятся 32 объекта, а именно с началом строительства с 2007-2014 годов  на сумму 845 238 283,84  рублей, доля объемов затрат которых в общем объеме затрат по незавершенному строительству на 01.10.2019  составляет 65,8%,   из них:

- по  28 объектам это расходы на  проектно-изыскательские работы и  проектно-сметную документацию  в сумме 2 025 224,31 рублей;

- 4 объекта строительства  на общую сумму 843 213 059,53 рубля.

С началом строительства более 5 лет числятся следующие объекты строительства:

 1) Строительство автомобильной дороги в обход города Ядрин с выходом через село Сареево на автомобильной дороге  «Сура» с реконструкцией  участка Республиканской автомобильной дороги «Никольское-Ядрин-Калинино» км 0+000- км 5+900 в Ядринском районе в сумме 713 109 940,53 рублей, что составляет  55,5% от общей суммы расходов на вложения  в объекты  незавершенного строительства (началом строительства 2007 год).

Строительство указанной дороги было начато в 2006 году в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010годы)» и республиканской целевой программы «Модернизация и развитие  автомобильных дорог в Чувашской Республике на 2006-2010 годы с прогнозом  до 2025 г.».

В ходе контрольного мероприятия установлено, общая протяженность трассы автодороги составляет 10,3 км. Принятый вариант обхода г. Ядрин частично проходит по существующей автодороге «Никольское-Ядрин-Калинино» далее идет в обход д. Стрелецкая и г. Ядрин с выходом на ту же автодорогу республиканского значения. С 2010 года работы на объекте приостановлены из-за отсутствия финансирования, консервация объекта не проводилась. К образованию объекта незавершенного строительства «Строительство автомобильной дороги в обход города Ядрин с выходом через село Сареево на автомобильной дороге  "Сура" с реконструкцией  участка Республиканской автомобильной дороги" Никольское-Ядрин-Калинино" км 0+000- км 5+900 в Ядринском районе» привело отсутствие финансирования за счет средств федерального бюджета, сумма вложений по которой  составляет сумме 713 109 940,53 рублей,  из них за счет средств федерального бюджета в объеме 375 600 000,0 рублей. Консервация указанного объекта не проведена.

Не проведение мероприятий по консервации приостановленных строительством объектов незавершенного строительства способствует разрушению и расхищению созданных конструкций, а также снижению прочности и устойчивости объектов под воздействием климатических факторов. Эти факторы требуют корректировки проектно-сметной документации, что в итоге может привести к дополнительным расходам бюджетов бюджетной системы.

В ходе контрольного мероприятия проведен внешний осмотр указанной дороги. Общая протяженность трассы автодороги составляет 10,3 км. Принятый вариант обхода г. Ядрин частично проходит по существующей автодороге «Никольское-Ядрин-Калинино» далее идет в обход д. Стрелецкая и г. Ядрин с выходом на ту же автодорогу республиканского значения. По данным КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии сначала строительства по указанному объекту выполнены следующие виды работ:

- подготовительные работы (76,6%), в т.ч.: переустройство ВЛ-10 кВ на участках общей протяженностью 1,67 км (трасса пересекается 5 ВЛ-10 кВ); переустройство В Л-3 5 кВ на участке протяженностью 0,45 км (трасса пересекается 1 ВЛ-35 кВ); переустройство линий связи. Трассой пересекается 10 кабельных линий связи и 3 ВОЛС; переустройство водопровода. Трассой пересекается 2 нитки водопровода, (перекладка двух ниток водовода общей длинной - 195 м);

- устройство земляного полотна (86%),

- устройство дорожной одежды (63 %) с ПК 1+20 по ПК 30+50 и с ПК 40+00 по ПК86+00 выполнены работы по устройству дорожной одежды до верхнего слоя а/б покрытия; 

- строительство искусственных сооружений (75,5%) (железобетонные трубы отв.2,0 м х 2,0м- 3 шт.; Дм. 1,6 м-1 шт.; Дм.1,0м-2шт.);

- устройство пересечений и примыканий (40,4%) с устройством железобетонных труб в количестве – 4 шт.;

- дорожные устройства и обстановка дороги (15,5%) с обустройством автобусной остановки в количестве 1 ед.

На всём протяжении строительства дороги насыпь земляного полотна выполнена. В связи с незавершённым строительством объекта в  настоящее время происходит разрушение откосов земляного полотна и выветривание песка с гребня земляного полотна. На участке незавершённого строительства по примыканию в конечной точке дорожная одежда  отсутствует, в связи с этим поверхностные воды с проезжей части а/д Никольское-Ядрин-Калинино неорганизованными потоками размывают земляное полотно насыпи примыкания, отсыпанного из песка.

В ходе внешнего комиссионного осмотра установлено, что участок автомобильной дороги в обход города Ядрин с выходом через с.Сареево на автодорогу «Сура» не используется и не содержится.

Участок реконструкции  автодороги Никольское-Ядрин-Калинино протяженностью 2 км 200 м используется по назначению и содержание указанной дороги осуществляет КУ «Чувашупрдор» Минтранса Чувашии.

2) Строительство автомобильной дороги «Чебоксары-Сурское»-Урусово-Старое Арадатово в Порецком районе в сумме 4 321 676,0 рублей ( 2013 год) ;

Согласно государственного контракта № 20- с на выполнение работ по  строительству автомобильной дороги "Чебоксары-Сурское"-Урусово-Старое Арадатово в Порецком районе стоимость работ составляет 205 090 781,94 рублей.   Контракт расторгнут в связи с прекращением  финансирования строительства дороги (Соглашение к контракту от 23 августа 2014 года). Минтрансом Чувашии предложения  в РАИП о возобновлении строительства не давались.

3) Строительство автомобильной дороги Турикасы-Большие Мамыши-Чиганары-Пронькасы в Чебоксарском районе (2007 год) сумма затрат 14 928 214,0 рублей  и затраты на ПИР  на строительство дороги в сумме 762 701,0 рублей;

В ходе внешнего комиссионного осмотра установлено, что КУ «Чувашупрдор» по объекту незавершенного строительства «Строительство автомобильной дороги "Турикасы-Большие Мамыши-Чиганары"-Аначкасы-Пронькасы в Чебоксарком районе» приняты работы по актам о приемке выполненных работ (ф. № КС-2) и справкам стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3)   от 02.10.2008 № 1 на сумму 4 461 138 рублей, от 12.08.2008 №б/н на сумму 10 000 000 рублей, от 03.12.2008 на сумму 323 663 рублей. Согласно актов выполненных объемов работ по объекту выполнены следующие виды работ: дорожная одежда, кюветы, площадка разворота, съезд № 1, пересечение автодороги с газопроводом, знаки, вынос проекта в натуру,  земляное полотно, дорожная одежда, водопропускные трубы, водопропускное сооружение и др. Визуальным осмотром установлено, что не завершены работы по дорожной одежде на участке дороги в месте пересечения (в пределах охранной зоны) с магистральным газопроводом «Ямбург-Тула». По пояснениям специалистов КУ «Чувашупрдор» работы по объекту не завершены, в связи необходимостью получения новых технических условий по переустройству газопровода. Со стороны КУ «Чувашупрдор» меры по завершению строительства объекта и передачи муниципальному образованию не приняты.

В тоже время дорога используется по назначению и администрацией Чебоксарского района осуществляется содержание указанной дороги.

 4) Строительство автомобильной дороги "Ибреси-Березовка-Кудеиха"-Старокаменное-Красноглухово (2 пусковой комплекс) в Порецком районе (2007 год) сумма затрат 90 853 229,0 рублей.  Приостановлено строительство. Отсутствуют  оформленные в установленном порядке права собственности на земельные участки.  Администрацией Порецкого района не осуществлен перевод земель из лесного фонда.

По указанным объектам строительные работы приостановлены более чем на 6 месяцев, но в нарушение пункта 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не обеспечена их консервация.

В нарушение пунктов 3.33 и 3.34 методических рекомендаций №49  по указанным объектам не составлены отдельные  инвентаризационные описи с указанием причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов,  а по прекращенным строительством объектам данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документации (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

Следует отметить, что  Минтрансом Чувашии совместно с КУ «Чувашупрдор»  не принимались решения по объектам незавершенного строительства в отношении дальнейшего продолжения  их строительства.

По 28 объектам незавершенного строительства это расходы на проектно-изыскательские работы и  проектно-сметную документацию, финансирование которых начато в 2007 году объекты, по которым приостановлено строительство не имеющие перспектив, по которым также отсутствуют отдельные  инвентаризационные описи .  

Результаты проектно-изыскательских работ и работ по разработке проектно-сметной документации в количестве 28 единиц с объемом вложений 22 025 224,31 рублей, по данным формы 0503190, не используются, строительство объектов, для которых выполнялись указанные работы, по состоянию на 1 октября 2019 года не начиналось, которая остается невостребованной более десяти лет, что свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, созданных за счет бюджетных средств, и потери актуальности проектной документации.

Решения о дальнейшем использовании результатов ПИР или их списании в установленном порядке должностными лицами КУ «Чувашупрдор» до настоящего времени не принимались. Только в ходе контрольного мероприятия КУ «Чувашупрдор»  в целях дальнейшего списания затрат на их производство  заключен Договор от 14.10.2019 №122/19 с ООО «Палата независимой экспертизы» на оказание услуг по проведению экспертизы.  По результатам, которой  23 объекта экспертизы - проектные документации, разработанные в 2007 году, признаны устаревшими  и подлежащими списанию на общую сумму 20 030 141,31 рублей.

Кроме того еще имеются отдельные объекты, разработанные проектные документации, которые устарели, например:

-комплекс инженерно-геодезических и землеустроительных работ строительстве путепровода с подходами через железную дорогу у станции Ишлеи на автодороге Чебоксары-Сурское в Чебоксарском районе Чувашской Республики т в  целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на 169 500,0 рублей контракт расторгнут приостановлено финансовое обеспечение;

      -разработка проектной документации, обоснование инвестиций реконструкции автомобильной дороги "Сура" км 68+000-км77+000 в Шумерлинском районе  указанный разработанный проект устарел в связи с изменением нормативных требований по нагрузкам на ось автотранспорта и в связи изменением сметных норм подлежит списанию.

В ходе анализа установлено, что в составе незавершенного строительства  числятся 78 объектов с началом строительства в 2016-2019 годах на сумму 439 377 068,00  рублей, доля объемов затрат которых в общем объеме затрат по незавершенному строительству по состоянию на 01.10.2019  составляет 34,2%, из них согласно, заключенных контрактов на строительство указанных объектов, со сроком окончания строительства в 2019 году  - 36 объекта на сумму 347 758 599,45 рублей(79,2%) и в 2020-2022 годах – 28 объектов текущего строительства, на сумму затрат - 48 913616,25 рублей (11,0%), 4 объекта на сумму 34 021 171,68 рублей (7,7%), которые завершены строительством, функционируют, но не введены в эксплуатацию по различным причинам и другие затраты по  объектам отнесены на увеличение балансовой стоимости основных средств.

  в 2019 году  - 36 объектов на сумму 347 458 599,45 рублей,  в том числе  2 объекта, завершенные в 2018 году, затраты переданы муниципалитетам  только в ходе контрольного мероприятия (Объект «Строительство автомобильной дороги по улице Продольная в деревне Синьял-Шатьма Красноармейского района» на сумму 13 806 916,27рублей  и  Объект «Реконструкция автомобильной дороги Никулино-Заречный в Порецком районе» на сумму 115 660 698,96 рублей).

Установлены факты множественного отражения в отчетности  вложений  в один и тот же объект незавершенного строительство,  что ведет к увеличению количества объектов.

Так, в отчетности вложения в один объект незавершенного строительства отражены как два объекта, а именно:

  1. Затраты на проектную документацию на строительство остановочного пункта на автомобильной дороге «Волга»- Марпосад на км 17+150 (справа, слева) с устройством тротуаров в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики в сумме 225 762,62 рублей и затраты на строительство остановочного пункта на автомобильной дороге «Волга»-Марпосад на км 17+150 (справа, слева) с устройством тротуаров в Мариинско-Посадском районе Чувашской Республики  в сумме 10 470 958,02 рублей.
  2. Строительство автомобильной дороги по улице Орлова, Школьная в деревне Кульгеши Урмарского района в сумме 7 979 796,55 рублей и затраты на ПИР Строительство автомобильной дороги по ул. Ленина, ул. Школьная в д.Тегешево Урмарского района Чувашской Республики в сумме 89 550,0 рублей;
  3. Затраты на строительство автомобильной дороги Турикасы-Большие Мамыши-Чиганары-Пронькасы в Чебоксарском районе в сумме 14 928 214,0 рублей и затраты на ПИР на строительство дороги в сумме 762 701,0 рублей.

Кроме того числятся затраты образовавшиеся в 2017 году по негосударственной экспертизе по 4 объектам  на общую сумму 40 035,0 рублей, которые следовало отнести на увеличение стоимости объектов.

По объекту «Строительство автомобильной дороги Калинино-Батырево -Яльчики км 50+060 - км 59+217 в Ибресинском и Комсомольском районе в сумме 30 400,0 рублей. Строительство  завершено в 2011 году, указанные затраты следует отнести на увеличение стоимости указанной дороги.

В результате множественного отражения в отчетности  вложений  в один и тот же объект незавершенного строительства  и несвоевременного отнесения затрат на увеличение балансовой стоимости объектов, количество объектов  НЗС необоснованно завышена на 10 единиц, вследствие несвоевременного и недостоверного отражения в отчетности.

 

28 объектов  с началом финансирования в 2016-2018годах  включены в Республиканскую адресную инвестиционную программу на 2020-2022 годы, объем затрат которых составил  48 913 616,25 рублей.  

Также в составе объектов незавершенного строительства числятся объекты, которые завершены строительством, функционируют, но не введены в эксплуатацию по различным причинам, в 2016-2017 годах  - 4 объекта на сумму 44 021 171,68 рублей:

1.Строительство автомобильной дороги в деревне Сормпось-Мочей Аликовского района (дорога построена, отсутствует разрешение  ПАО «МРСК-Волги», в связи с новыми техническими условиями) в сумме 8 487 767,25 рублей.

Контракт на строительство автомобильной дороги в деревне Сормпось-Мочей Аликовского района 0,91км  на сумму 8 804 764,88 рублей. Подрядчиком выполнены строительно-монтажные работы  на сумму 8 379 400,98 рублей, что составляет 96,0%, но объект не сдан в эксплуатацию из-за отсутствия разрешения на подключение  ЛЭП  филиалом  ПАО «МРСК-Волги».  Начислены пени в сумме 88 993,53 рублей и штраф в сумме 253 198,93 рублей за нарушение сроков исполнения контракта. КУ «Чувашупрдор» неоднократно обращалось в  ПАО «МРСК-Волги», Минтранс Чувашии для совместного решения вопроса.  Вопрос до настоящего времени не решен (письмо от 12.08.2019 №01-23-2019/4090, 15.06.2017 №01-23-17/2190).

  1. Строительство автомобильной дороги по улице Нижняя и Верхняя в д.Солдыбаево 2,918км Козловского района в сумме 16 188 937,0 рублей; Контракт № 71-с от 30.05.2017   на общую стоимость работ 18 839 462,0 рублей. Контракт расторгнут в одностороннем порядке (решение от 06.12.2017). Подрядчиком не исполнены в полном объеме обязательства по контракту. Информация о поставщике направлена в реестр  недобросовестных поставщиков.
  2. Строительство автомобильной дороги по улице Большая в деревне Первое Степаново Цивильского района объект завершен, госстройнадзор не дает разрешение, в связи с ошибками допущенными в проекте, отсутствие съездов, отсутствует разрешение на ввод) 0,7 км в сумме 7 639 102,58 рублей.

Решение  о расторжении контракта № 99 от 15.06.2017 в связи с односторонним отказом заказчика  от исполнения контракта. НЦК 8 759 919,0 рублей.

Подрядчиком нарушены сроки окончания  выполнения работ, также не выполнены работы. Направлены сведения для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

 В результате по указанным 3 объектам незавершенного строительства дорог  общей протяженностью 4,52 км муниципальными образованиями (сельскими поселениями)  проводится содержание дорог, хотя указанные дороги не включены в перечень дорог указанных поселений. 

        В соответствии с Методикой распределения субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения, утвержденной постановлением  Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. N 599 «О государственной программе Чувашской Республики «Развитие транспортной системы Чувашской Республики»

Размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального района Чувашской Республики на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, определяется по формуле, одним из показателей которой является  общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселений муниципальных районов Чувашской Республики на конец отчетного финансового года с учетом введенных в эксплуатацию автомобильных дорог в текущем финансовом году и включенных в реестр муниципальной собственности, км.

  1. Строительство наружного освещения автомобильной дороги Чебоксары-Сурское на участке км 5+200-км 8+800 в Чебоксарском районе в сумме 11 705 364,85 рублей отсутствует разрешение на ввод, в связи с изменением проектных решений с 2015 года.

В результате не своевременного ввода указанных объектов муниципальные образования недополучают субсидии на содержание дорог.

 

Кроме того числятся затраты на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию, которая не прошла государственную экспертизу, с датой создания в 2016-2017 годах по 4 объектам строительство которых не начато и  которые не включены в Республиканскую адресную инвестиционную программу  на 2020 год и 2021-2022 года на общую сумму 1 055 470,86 рублей:

-ПИР на строительство тротуаров вдоль автомобильной дороги Алатырь-Ахматово-Ардатов на участках км 4+555-км6+987 (выборочно) в Алатырском районе в сумме 317 774,0 рублей

-ПИР на строительство наружного освещения автомобильной дороги Калинино-Батырево-Яльчики-Большое Чеменево-Шемурша-Сойгино-Алтышево на участке км 0+035-км 22+480 (выборочно) с устройством пешеходных переходов вблизи образовательного учреждения в Батыревском районе в сумме 239 336,06 рублей

-ПИР строительство автомобильной дороги по улице Инженерная в поселке городского типа Вурнары Вурнарского района в сумме 253 362,8 рублей

-Проектная документация на строительство остановочного пункта на автомобильной дороге "Сура" на км 70+324 с устройством тротуаров в Шумерлинском районе в сумме 244 998,0 рублей.

Наличие таких затрат свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 1 055 470,86 рублей, поскольку конечный результат, который предусматривает  создание объекта капитального строительства не достигнут.

И не определение сроков начала реализации проектов  ведет к затягиванию сроков реализации данных  проектов и создает риск удорожания строительно-монтажных работ по строительству объектов или потери актуальности данных проектов.

Кроме того числятся затраты образовавшиеся в 2017 году по негосударственной экспертизе по 4 объектам  на общую сумму 40 035,0 рублей.

 В проверяемом периоде количество объектов незавершенного строительства не уменьшилось, а по сравнению с 1.01.2017 года увеличилось  на 41 единицу или на 59,0%.

Система планирования и использования бюджетных средств на строительство (реконструкцию) не направлена на концентрацию финансовых средств на финансирование объектов высокой степени готовности и ввода их в эксплуатацию для достижения социально-экономических результатов, которые предусматривались при обосновании необходимости капитальных вложений.

 

Выводы: 

1.Результаты анализа, проведенного Контрольно-счетной  палатой Чувашской Республики, показали, что в настоящее время отсутствует полноценный учет объектов незавершенного строительства, объемов выполненных работ по ним, сметной стоимости, сроков начала строительства, заказчиков, подрядчиков по ним, оснований для начала строительства и выделения бюджетных средств для его финансирования, причин остановки строительства.

 Учетной политикой КУ «Чувашупрдор» не сформированы порядок учета расходов по объектам незавершенного строительства, а также списания, реализации, передачи на другой уровень публичной власти и др.

2.Согласно данным бюджетной отчетности КУ «Чувашупрдор» по форме 0503190 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства» общее количество объектов незавершенного строительства, по которым в бюджетной отчетности отражены показатели по вложениям, по состоянию на 1 октября 2019 года составило 110 объектов.

Общая сумма вложений в указанные 110 объектов незавершенного строительства составила 1 284 615 351,84 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета, направленный на софинансирование 2 объектов незавершенного строительства составил 430 732 127,48 рублей.

По сравнению с началом 2017 года объем незавершенного строительства, числящегося на учете, увеличился на 41 объект (59,0%) на сумму 289 011 044,0 рублей, или на 22,5%. По сравнению с началом 2019 года объем незавершенного строительства, числящегося на учете, увеличился на 13 объектов (14,5%) на сумму 106 487 647,24 рублей, или на 9,0%.

3.По результатам анализа бюджетной  отчетности по форме 0503190 установлено, что данные  по отдельным показателям в ней отсутствуют, а именно: по отдельным объектам отсутствуют адрес и кадастровый номер объекта недвижимости, информация по плановым срокам реализации инвестиционного проекта, причины приостановления (прекращения) строительства.

Выявлены факты отражения в бюджетной отчетности по форме 0503190 вложений на строительство  в разделе, в котором предусмотрено отражение и информации о проектно-сметной документации, которые должны быть отражены в информации о вложениях в объекты незавершенного строительства, включенные в документ, устанавливающий распределение бюджетных средств на реализацию инвестиционных проектов.

3.1.Данные формы 0503190 объективно не отражают количество объектов незавершенного строительства. В результате множественного отражения в отчетности  вложений  в один и тот же объект незавершенного строительства  и несвоевременного отнесения затрат на увеличение балансовой стоимости объектов, количество объектов  незавершенного строительства необоснованно завышено на 10 единиц, вследствие несвоевременного и недостоверного отражения в отчетности.

3.2.Установлены 3 факта отражения в бюджетной отчетности по форме 0503190 в составе объектов незавершенного строительства объектов, которые завершены строительством, введены в эксплуатацию и функционируют  на общую сумму 129 467 615,23 рублей.

Проверкой установлено, что в форме 0503190 фактические расходы по объекту «Строительство автомобильной дороги в обход города Ядрин с выходом через село Сареево на автомобильной дороге  «Сура» с реконструкцией  участка Республиканской автомобильной дороги «Никольское-Ядрин-Калинино» км 0+000- км 5+900 в Ядринском районе»  ошибочно завышены за счет включения затрат по другому объекту (по контракту № 11 от 23.06.2010 на выполнение комплекса инженерно-геодезических и землеустроительных работ  для отвода земельных участков  на строительство республиканской автомобильной дороги «Калинино-Батырево – Яльчики – Большое Чеменево - Шемурша- Сойгино - Алтышевона  сумму 417 993,0 рублей.

Указанные факты привели к завышению фактических расходов на реализацию инвестиционных проектов (НЗС) по данным бухгалтерского учета по состоянию на 01.01.2019 и 01.10.2019 по форме 0503190 по графам 17, 20 на сумму 129 885 608,23 рублей и к искажению показателей бухгалтерской отчетности КУ«Чувашупрдор»  за 2018 год, а именно: Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора (ф. ОКУД 0503130)  по состоянию на 01.01.2019 по кодам строк 120 «Вложения в нефинансовые активы (010600000)»  на сумму 129 885 608,23 рубля.

В результате чего, искажение данных Баланса  на 01.01.2019 составляет более 10%, что является нарушением ведения бухгалтерской отчетности и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, с 9 июля 2019 года данная редакция КоАП РФ не действует. 

Таким образом,  количество объектов незавершенного строительства недостоверна и фактически  составляет  100 единиц вместо 110 объектов  - с суммой фактических расходов на указанные объекты 1 155 147 736,61 рублей вместо 1 284 615 351,84 рублей.

4.Информация о сметной стоимости  объектов незавершенного строительства недостоверна, что не дает реальной картины для определения степени строительной  готовности  указанных объектов и не позволяет произвести расчет  средств необходимых для завершения  строительства объектов.

  1. Инвентаризация объектов незавершенного строительства, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в 2017-2018 годах не проводилась. В 2019 году соответствующие результаты инвентаризации объектов незавершенного строительства еще не утверждены и требуют дальнейшей работы. В нарушение пунктов 3.32 и 3.34 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 49 при проведении инвентаризации незавершенного строительства КУ «Чувашупрдор» в описях не указаны наименование и объемы выполненных работ по отдельным видам работ, конструктивным элементам, оборудованию, на прекращенные строительством объекты не составлены описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства.

По объектам незавершенного строительства  не проведен анализ их технического состояния. Не определена степень из технической готовности.

 Инвентаризация объектов незавершенного строительства проведена формально.

  1. В ходе анализа установлено, что в составе незавершенного строительства длительно более 10 лет числятся 32 объекта с началом строительства с 2007-2014 годов  на сумму 845 238 283,84  рублей, доля объемов затрат которых в общем объеме затрат по незавершенному строительству по состоянию на 01.10.2019  составляет 65,8%,   из них:

-  28 объектов - это расходы на  проектно-изыскательские работы и  проектно-сметную документацию  в сумме 2 025 224,31 рублей;

- 4 объекта строительства с приостановленным финансированием   на общую сумму  расходов 843 213 059,53 рубля. Из них 55,5% от общей суммы расходов на вложения  в объекты  незавершенного строительства приходится на объект «Строительство автомобильной дороги в обход города Ядрин с выходом через село Сареево на автомобильной дороге  «Сура» с реконструкцией  участка Республиканской автомобильной дороги «Никольское-Ядрин-Калинино» км 0+000- км 5+900 в Ядринском районе» с суммой затрат 713 109 940,53 рублей.  Строительство приостановлено без консервации. Не проведение мероприятий по консервации объекта незавершенного строительства способствует разрушению созданных конструкций, а также снижению прочности и устойчивости объектов под воздействием климатических факторов  и создает риски расхищения имущества. Эти факторы требуют корректировки проектно-сметной документации, что в итоге приведет к дополнительным расходам бюджета.

Следует отметить, что КУ «Чувашупрдор» совместно с Минтрансом Чувашии начиная с 2010 года  не приняты решения по объектам незавершенного строительства.

  1. В составе незавершенного строительства числятся 78 объектов с началом строительства в 2016-2019 годах на сумму 439 377 068,00 рублей, доля объемов затрат которых в общем объеме затрат по незавершенному строительству по состоянию на 01.10.2019  составляет 34,2%, из них согласно, заключенных контрактов на строительство указанных объектов, со сроком окончания строительства  в 2019 году  - 34 объекта на сумму 347 758 599,45 рублей и в 2020-2022 годах – 28 объектов текущего строительства, на сумму затрат - 48 913616,25 рублей, 4 объекта на сумму расходов 44 021 171,68 рублей, которые завершены строительством, функционируют, но не введены в эксплуатацию по различным причинам и другие затраты по  объектам отнесены на увеличение балансовой стоимости основных средств.
  2. Результаты проектно-изыскательских работ и работ по разработке проектно-сметной документации в количестве 28 единиц с объемом вложений 22 025 224,31 рублей, по данным формы 0503190, не используются, строительство объектов, для которых выполнялись указанные работы, по состоянию на 1 октября 2019 года не начиналось, которая остается невостребованной более десяти лет, что свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, созданных за счет бюджетных средств, и потери актуальности проектной документации, что, в свою очередь, приведет к дополнительным бюджетным расходам.
  3. Числятся расходы на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию, которая не прошла государственную экспертизу на общую сумму 1 055 470,86 рублей, с датой создания в 2016-2017 годах по 4 объектам строительство которых не начато и которые не включены в Республиканскую адресную инвестиционную программу  на 2020 год и 2021-2022 года. Наличие таких расходов свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 1 055 470,86 рублей, поскольку конечный результат, который предусматривает  создание объекта капитального строительства не достигнут. И не определение сроков начала реализации проектов  ведет к затягиванию сроков реализации данных  проектов и создает риск удорожания строительно-монтажных работ по строительству объектов или потери актуальности данных проектов.
  4. Результаты анализа и структура, объем и количество выявленных в ходе экспертно-аналитического мероприятия объектов незавершенного строительства, свидетельствует о недостаточной  работе КУ «Чувашупрдор» по выявлению, сокращению объемов и количества объектов незавершенного строительства, в том числе связанные с проведением инвентаризации, функционированием комиссий, в полномочия которых входят анализ объектов незавершенного строительства и принятие решений по их дальнейшему использованию.

 

 Предложения 

  1. Предложить Минтрансу Чувашии совместно с КУ «Чувашупрдор» Чувашии:

провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства в соответствии требованиями Методических указаний № 49, при этом оценить состояние временно прекращенных строительством объектов для дальнейшего принятия решений о возобновлении строительства  и выделения бюджетных средств для его финансирования;

подвести итоги инвентаризации объектов незавершенного строительства и провести анализ состава и структуры указанных объектов, анализ технического состояния, по результатам которого сформировать план мероприятий по поэтапному сокращению количества и объема незавершенного строительства;

определить состав обязательных для выполнения работ и оформляемых по их результатам документов в рамках проведения инвентаризации;

предусмотреть инвентаризацию фактически выполненных работ на объектах незавершенного строительства, а также оценку необходимости корректировки проектной и сметной документации на остаточный объем работ в целях завершения строительства и ввода объектов в эксплуатацию.

  1. Направить копию отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия в Кабинет Министров Чувашской Республики.