Заключение на проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

     Заключение

на проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

 

  1. Общие положения

 Заключение Контрольно-счетной палаты  Чувашской Республики на  проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»  (далее - законопроект) подготовлено во исполнение распоряжения  Председателя Государственного Совета Чувашской Республики от 11 октября 2017 года № 935 и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса  РФ, Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ  «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №326-ФЗ), законов Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике»,  «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики.

Законопроект  внесен на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики Главой Чувашской Республики  10 октября 2017 годав соответствии со статьей 85 Конституции Чувашской Республики в порядке законодательной инициативы одновременно с проектом закона Чувашской Республики                  «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в законодательно установленный срок (не позднее 15 октября 2017 года).

Данным законопроектом предлагается утвердить:

 - основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - Фонд) по доходам и расходам на 2018 год в сумме 13 781 539,4 тыс. рублей, на 2019 год - 14 492 860,2 тыс. рублей, на 2020 год - 15 070 357,9  тыс. рублей (статья 1);

 - перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда, а также перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда (статья 2);

 -  распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам  видов расходов классификации расходов бюджетов (статья 3);

  - размер нормированного страхового запаса Фонда на 2018 год в объеме 2 208 548,6 тыс. рублей, на 2019 год - 2 311 085,3 тыс. рублей, на 2020 год – 2 411 691,9 тыс. рублей (статья 5). При определении величины нормированного страхового запаса учтены расходы бюджета Фонда на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, расходы на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, а также соблюдены требования части 6.4 статьи 26 Федерального закона
№ 326-ФЗ о том, что размер средств нормированного страхового запаса на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС не должен превышать среднемесячный размер планируемых поступлений на очередной год;

 - норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию для страховых медицинских организаций в размере 1,0 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (статья 6).

Состав показателей, представленных для рассмотрения и утверждения в законопроекте, соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.  

 

2. Доходы бюджета Фонда

 В законопроекте прогнозируемые доходы бюджета Фонда сформированы в соответствии со статьями 26, 27 Федерального закона № 326-ФЗ за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации (часть 1 статья 1 законопроекта).

Законопроектом доходы бюджета Фонда на 2018 год определены в сумме      13 781 539,4 тыс. рублей, которые по сравнению с утвержденными бюджетными назначениями на 2017 год (11 863 569,1 тыс. рублей) увеличиваются на 1 917 970,3 тыс. рублей, или на 16,2 процента.

На 2019 год прогнозируемый объем доходов предлагается утвердить в сумме 14 492 860,2 тыс. рублей,  который по сравнению с 2018 годом увеличивается       на 711 320,8 тыс. рублей, или на 5,2 процента.

 На 2020 год доходы прогнозируются в сумме 15 070 357,9 тыс. рублей, которые по сравнению с 2019  годом увеличиваются на  577 497,7 тыс. рублей, или на 4,0 процента.

  Объемы доходов бюджета Фонда от поступления  субвенции  из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на выполнение переданных органам государственной власти Чувашской Республики полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования прогнозируются на 2018 год в сумме 13 011 355,5 тыс. рублей (к 2017 году - 116,4 %),на 2019 год – 13 685 534,6  тыс. рублей (к 2018 году -105,2%), на 2020 год – 14 232 976,1 тыс. рублей (к 2019 году - 104,0%).

 Доля субвенции из бюджета ФФОМС в доходах бюджета Фонда на 2017 -2019  годы составляет 94,4 процентов.

Объем субвенции определен по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования», на основе численности застрахованных лиц в Чувашской Республике в количестве 1 253 587 человек и подушевых нормативов финансового обеспечения базовой программы ОМС на соответствующий год (на 2018 год - 10 379,3 рублей, на 2019 год - 10 917,1 рублей, на 2020 год -
11 353,8 рублей).

Вышеуказанные размеры подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2018 и 2019 годы учтены в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».  Подушевой норматив на 2020 год рассчитан с учетом роста на 4,0%, предусмотренного проектом Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

  Объем прочих межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда из бюджетов территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации, рассчитан с увеличением, идентичным росту субвенции, и запланирован на 2018 год в сумме 714 263,9 тыс. рублей (116,4%), на 2019 год в сумме 751 405,6 тыс. рублей (105,2%) и на 2020 год в сумме 781 461,8 тыс. рублей (104,0%). Доля указанных доходов в общей сумме доходов бюджета Фонда на 2017 - 2019 годы составляет 5,2 процента.

        Прогнозируемые объемы доходов от компенсации затрат государства в результате применения Фондом и страховыми медицинскими организациями санкций к медицинским организациям за нарушения, выявляемые при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, на 2018 - 2020 годы предусмотрены в сумме 55 920,0 тыс. рублей ежегодно,  которые рассчитаны исходя из ожидаемого исполнения собственных доходов Фонда за 2017 год.

 

3. Расходы бюджета Фонда

 Законопроектом объем расходов бюджета Фонда на 2018 год определен в сумме 13 781 539,4 тыс. рублей, который по сравнению с утвержденными бюджетными ассигнованиямина 2017 год (11 875 090,5 тыс. рублей) увеличивается на 1 906 448,9 тыс. рублей, или на 16,1 процента.

На 2019 год объем расходов предлагается утвердить в сумме 14 492 860,2 тыс. рублей, на 2020 год - 15 070 357,9 тыс. рублей. По сравнению с предыдущими годами расходную часть бюджета на 2019 и 2020 годы планируется увеличить на 711 320,8 тыс. рублей (на 5,2%) и 577 497,7 тыс. рублей (на 4,0%) соответственно.

Законопроектом предусмотрено использование финансовых средств Фонда в рамках реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» по двум разделам:

- «Общегосударственные вопросы»;

- «Здравоохранение».

По разделу «Общегосударственные вопросы» на 2018 год предусматриваются бюджетные ассигнования на выполнение функций аппаратом Фонда в сумме 53 168,8 тыс. рублей, которые по сравнению с утвержденными бюджетными ассигнованиями на 2017 год (50 129,3 тыс. рублей) увеличиваются на 3 039,5 тыс. рублей, или на 6,1 процента.

Доля расходов на выполнение управленческих функций по разделу «Общегосударственные вопросы» в общем объеме расходов бюджета Фонда по законопроекту на 2018 год составит 0,4 процента.

В 2019 - 2020 годах бюджетные ассигнования на выполнение функций аппаратом Фонда предусматриваются на уровне 2018 года – 53 168,8 тыс. рублей.

По разделу «Здравоохранение» предусматриваются бюджетные ассигнования на 2018 год в сумме 13 728 370,6 тыс. рублей, которые в сравнении с 2017 годом (11 824 961,2 тыс. рублей)  увеличиваются на 1 903 409,4 тыс. рублей, или на 16,1 процента.

Доля расходовпо разделу «Здравоохранение» в общем объеме расходов бюджета Фондана 2018 год составит 99,6 процента.

По данному разделу планируются расходы:

1) на финансовое обеспечение организации обязательного  медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации за счет трансфертов из бюджетов федерального фонда ОМС и территориальных фондов ОМС субъектов РФ в сумме 13 672 450,6 тыс. рублей, в том числе:

- финансовое обеспечение организации ОМС граждан Российской Федерации, застрахованных на территории Чувашской Республики, - 12 958 186,7 тыс. рублей, из них межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов ОМС -488 364,7 тыс. рублей;

- финансовое обеспечение организации ОМС граждан Российской Федерации, застрахованных за пределами Чувашской Республики, - 714 263,9 тыс. рублей.

2) на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования за счет средств нормированного страхового запаса Территориального фонда ОМС Чувашской Республики в сумме 55 920,0 тыс. рублей.

На 2019 год расходы по разделу «Здравоохранение» предусматриваются в объеме 14 439 691,4 тыс. рублей, которые в сравнении с 2018 годом  увеличиваются на 711 320,8 тыс. рублей, или на 5,2 процента.

На 2020 год расходы на здравоохранение предусматриваются в объеме 15 017 189,1 тыс. рублей, которые в сравнении с 2019 годом увеличиваются на   577 497,7 тыс. рублей, или на 4,0 процента.

 

4. Дефицит (профицит) бюджета ТФОМС

   Прогнозируемые законопроектом объемы расходов бюджета Фонда соответствуют прогнозируемым объемам доходов бюджета Фонда на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (бюджет Фонда сбалансирован по доходам и расходам в одинаковых объемах).

 

5. Выводы  и предложения

      1. Проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и Федерального закона от 29.11.2010  № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

2. Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что указанный законопроект может быть рассмотрен Государственным Советом Чувашской Республики и принят в установленном порядке.

  

  

Председатель

С.И. Аристова