Заключение на проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Заключение

на проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (утверждено решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики протокол №.. от 05 ноября 2019 года)

 Общие положения

 Заключение Контрольно-счетной палаты  Чувашской Республики на  проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее - законопроект) подготовлено во исполнение распоряжения  Председателя Государственного Совета Чувашской Республики от 15 октября 2019 года №921 и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса  РФ, Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ  «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №326-ФЗ), законов Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике»,  «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики.

Законопроект  внесен на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики Главой Чувашской Республики  14 октября 2019 года в соответствии со статьей 85 Конституции Чувашской Республики в порядке законодательной инициативы одновременно с проектом закона Чувашской Республики                         «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в законодательно установленный срок (не позднее 15 октября 2019 года).

При подготовке настоящего заключения использованы отчетные данные об исполнении бюджета Фонда по состоянию на 01 октября 2019 года, а также результаты экспертно-аналитического мероприятия по вопросам правильности прогнозирования доходов бюджета ТФОМС и обоснования бюджетных ассигнований по расходным обязательствам на цели ОМС на очередной финансовый год и плановый период, материалы проекта постановления Правительства Российской Федерации «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Данным законопроектом предлагается утвердить:

 - основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - Фонд) по доходам и расходам на 2020 год в сумме  16 731 184,6 тыс. рублей, на 2021  год -  17 735 645,9  тыс. рублей, на 2022 год -18 699 264,7 тыс. рублей  (статья 1 законопроекта);

- перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда, а также перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда (статья 2);

 -  распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Чувашской Республики и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам  и подгруппам)  видов расходов классификации расходов бюджетов (статья 3);

- размер нормированного страхового запаса Фонда: на 2020 год - 2859454,1 тыс. рублей; на 2021 год - 3 066 651,9 тыс. рублей; на 2022 год - 3 177 797,6 тыс. рублей (статья 4); 

- норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию для страховых медицинских организаций в размере 1,0 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (статья 5).

Состав показателей, представленных для рассмотрения и утверждения бюджета ТФОМС на очередной финансовый год и плановый период, соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ. 

 

  1. Доходы бюджета Фонда

 В законопроекте прогнозируемые доходы бюджета Фонда сформированы в соответствии со статьями 26, 27 Федерального закона №326-ФЗ за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов РФ (часть 1 статья 1 законопроекта).

 Законопроектом доходы бюджета Фонда на 2020 год прогнозируются  в сумме 16 731 184,6 тыс. рублей (107,0% к утвержденным бюджетным назначениям на 2019 год  - 15 632 027,4 тыс. рублей).

  На 2021 год прогнозируемый объем доходов предлагается утвердить в сумме  17 735 645,9  тыс. рублей (106,0% к  2020 году), на 2022 год -18 699 264,7 тыс. рублей  (105,4% к 2021 году).

  Объемы доходов бюджета Фонда от поступления субвенции  из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ  полномочий РФ в сфере обязательного медицинского страхования прогнозируются:

в 2020 году - 15 776 927,3 тыс. рублей, в 2021 году - 16 724 099,5 тыс. рублей, в 2022 году - 17 632 758,7 тыс. рублей. Прирост субвенции по сравнению с предыдущим годом в 2020 году составит 1 031 763,2 тыс. рублей (на 7,0%), в 2021 году - 947 172,2 тыс. рублей (на 6,0%), в 2022 году - 908 659,2 тыс. рублей(на 5,4%).

Доля субвенции из бюджета ФФОМС в доходах бюджета Фонда на 2020 -2022  годы составляет 94,3 процентов.

Прогнозируемые объемы субвенции определены по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета ФФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере ОМС», исходя из численности граждан, застрахованных по ОМС в Чувашской Республике, в  количестве 1 242 356 человек по состоянию на 1 января 2019 года, и на основании подушевых нормативов финансового обеспечения базовой программы ОМС,  предусмотренных проектом постановления Правительства РФ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», на 2020 год в размере 12 699,2 рубля, на 2021 год - 13 461,6 рубля, на 2022 год -
14 193,0 рубля.

При этом, расчет численности граждан, застрахованных по ОМС в Чувашской Республике, по состоянию на 1 января 2019 года произведен в соответствии с Правилами определения численности застрахованных лиц в целях формирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №1337.

Прогнозируемый объем поступлений в бюджет Фонда от межбюджетных трансфертов за медицинскую помощь, оказанную в Чувашской Республике гражданам, проживающим в других субъектах Российской Федерации, рассчитан с увеличением, идентичным росту подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, и запланирован на 2020 год в сумме 873 782,9 тыс. рублей, на 2021 год - 926 240,7 тыс. рублей и на 2022 год  976 565,5 тыс. рублей.

Неналоговые поступления в 2020 году составят 80 474,4 тыс. рублей, в 2021 году - 85 305,7 тыс. рублей, в 2022 году – 89 940,5 тыс. рублей, и в основном образуются за счет поступления в бюджет Фонда средств от применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. В 2020 году объем этих доходов по сравнению с 2019 годом увеличится на 5 262,8 тыс. рублей, или на 7,0%. Планирование производилось исходя из темпа роста субвенций, предоставляемых Федеральным фондом ОМС.

 

  1. Расходы бюджета Фонда

           Законопроектом прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда предлагается утвердить на 2020 год в сумме 16 731 184,6 тыс. рублей (106,9% к предыдущему году), на 2021 год – 17 735 645,9 тыс. рублей (106,0%), на 2022 год -    18 699 264,7 тыс. рублей (105,4%).

Законопроектом предусмотрены расходы бюджета Фонда в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» по двум разделам: «Общегосударственные вопросы»;  «Здравоохранение».

По разделу «Общегосударственные вопросы» на 2019 год предусматриваются бюджетные ассигнования на выполнение функций аппаратом Фонда в сумме 61 821,7 тыс. рублей, которые по сравнению с утвержденными бюджетными ассигнованиями на 2019 год (60 089,4 тыс. рублей) увеличиваются на 1 732,3 тыс. рублей, или на 2,9 процента.

В 2020 - 2021 годах бюджетные ассигнования на выполнение функций аппаратом Фонда предусматриваются в сумме 63 025,8 тыс. рублей ежегодно, которые по сравнению с 2020 годом (61 821,7 тыс. рублей) увеличиваются на 1 204,1 тыс. рублей, или на 1,9 процента. В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 7 Федерального закона №326-ФЗ Федеральным фондом ОМС осуществляется согласование норматива расходов на обеспечение выполнения функций Фонда в течение 35 дней после получения Фондом от Федерального фонда ОМС информации от сценарных условиях формирования норматива расходов за счет субвенции.

Доля расходов на выполнение управленческих функций по разделу «Общегосударственные вопросы» в общем объеме расходов бюджета Фонда по законопроекту на 2020 - 2022 годы составит 0,4%.

По разделу «Здравоохранение» предусматриваются бюджетные ассигнования на 2020 год в сумме 16 669 362,9 тыс. рублей (107,0% к утвержденным бюджетным назначениям на 2019 год), на 2021 год - 17 672 620,1 тыс. рублей (106,0% к 2019 году), на 2022 год -18 636 238,9 тыс. рублей (105,5% к 2021 году).  

По данному разделу планируются расходы на реализацию подпрограммы  «Организация обязательного медицинского страхования  граждан Российской Федерации» государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» по   3 (трем) основным мероприятиям:

1) основное мероприятие «Финансовое обеспечение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования» бюджетные ассигнования бюджета Фонда на  2020 год в сумме 16 343 274,7 тыс. рублей, на 2021 год -17 230 261,3 тыс. рублей, на 2022 год  -18 169 964,4 тыс. рублей, в том числе:

- на финансовое обеспечение организации ОМС граждан, застрахованных на территории Чувашской Республики, расходы составят в 2020 году в сумме 15 469 491,8 тыс. рублей, или 92,5% доходов бюджета Фонда, которые увеличатся по сравнению с 2019 годом на 872 011,9 тыс. рублей, или на 6,0%, и включают в себя:

14 828 711,7 тыс. рублей на финансирование медицинских организаций, осуществляющих деятельность в Чувашской Республике;

640 780,1 тыс. рублей на возмещение территориальным фондам ОМС субъектов Российской Федерации затрат на оплату лечения за пределами республики.

В 2021 году расходы на организацию ОМС граждан, застрахованных на территории Чувашской Республики, составят 16 304 020,6 тыс. рублей, с увеличением по сравнению с предыдущим годом на 5,4%, в 2022 году - 17 193 398,9 тыс. рублей, с увеличением по сравнению с предыдущим годом на 5,5%.

-на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, застрахованных за пределами Чувашской Республики, в 2020 году расходы составят в сумме 873 782,9  тыс. рублей,  в 2021 и 2022 годах в размере 926 240,7 тыс. рублей и 976 565,5 тыс. рублей соответственно. В проекте бюджета Фонда указанные расходы предусмотрены соразмерно ожидаемому уровню доходов от межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, на 2020 год в сумме 873 782,9  тыс. рублей,  на 2021 и 2022 годы в размере 926 240,7 тыс. рублей и 976 565,5 тыс. рублей соответственно.

2) основное мероприятие «Финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования» на 2020 год предусматриваются в сумме  80 474,4 тыс. рублей, на 2021 год -  85 305,7 тыс. рублей, на 2022 год – 89 940,5 тыс. рублей;

3) основное мероприятие «Софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала»  на 2020 год в сумме 245 613,8 тыс. рублей, на 2021 год -  357 053,1 тыс. рублей, на 2022 год - 376 334,0 тыс. рублей.

В составе бюджета Фонда установлен нормированный страховой запас  на 2020 год в размере 2 859 454,1 тыс. рублей, на 2021 год -  3 066 651,9 тыс. рублей и на 2022 год в размере 3 177 797,6 тыс. рублей на 2022 год.

При определении величины нормированного страхового запаса учтены средства бюджета Фонда на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, средства на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, а также  на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

Требования части 6.4 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ о том, что размер средств нормированного страхового запаса на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС не должен превышать среднемесячный размер планируемых поступлений на очередной год, соблюдены.

   Согласно части 18 статьи 38 Федерального закона № 326-ФЗ норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда ОМС в едином размере для всех страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации. Предлагается сохранить действующий норматив расходов на ведение дела по ОМС для страховых медицинских организаций и установить его в размере 1% от суммы средств, поступающих в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

 

  1. Дефицит (профицит) бюджета ТФОМС

 Параметры бюджета Фонда на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов сбалансированы по доходам и расходам.

 

  1. Выводы и предложения

       Проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

  1. Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что указанный законопроект с учетом рекомендаций может быть рассмотрен Государственным Советом Чувашской Республики и принят в установленном порядке.