Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» за 2015-2016 годы»

 УТВЕРЖДАЮ
 
Председатель
Контрольно-счетной палаты
 Чувашской Республики
_______ С.И. Аристова
 6 марта 2017 года

 

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» за 2015-2016 годы»

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.3 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2017 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республикиот 13.01.2017 №4.

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные, правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» за 2015-2016 годы.

3. Объекты контрольного мероприятия:

- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии);

- администрации Рындинского сельского поселения и Цивильского городского поселения Цивильского района;

- администрации Большебуяновского, Бичурга-Баишевского, Карабай-Шемуршинского, Малобуяновского, Старочукальского, Чепкас-Никольского, Шемуршинского сельских поселений Шемуршинского района;

- администрация Ядринского городского поселения;

- администрация Яльчикского сельского поселения;

- администрации Цивильского, Шемуршинского, Чебоксарского, Ядринского и Яльчикского районов.

4. Проверяемый период деятельности: 2015-2016 годы.

5. Срок проведения контрольного мероприятия с 16 января по 10 февраля 2017 года.

6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:

Подпрограмма «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Подпрограмма) разработана в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, указами Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. №51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике», от 3 октября 2011 г. №87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий», а также на основе изучения жилищной проблемы молодых семей и предлагает создание механизма решения жилищной проблемы молодых семей.

Ответственным исполнителем Подпрограммы является Минстрой Чувашии.

Основной целью Подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Общий объем финансирования паспортом Подпрограммы определен в общей сумме в 2015 году – 1 294 974,1 тыс. рублей, в 2016 году – 1 104 633,5 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета соответственно по годам: 159 482,8 тыс. рублей и 134 941,8 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Чувашской Республики соответственно: 296 233,9 тыс. рублей и 250 221,2 тыс. рублей, средства местных бюджетов соответственно: 61 330,4 тыс. рублей и 50 164,5 тыс. рублей; собственные и заемные средства молодых семей соответственно: 777 927,0 тыс. рублей и 669 306,0 тыс. рублей.

 

Анализ поступления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий Подпрограммы

2015 год

Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на реализацию Подпрограммы на 2015 год предусмотрено финансирование в общей сумме 455 716,7 тыс. рублей, в том числе:

- субсидии на мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы за счет субсидии предоставляемой из федерального бюджета в сумме 159 482,8 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета в сумме 141 973,3 тыс. рублей. Данные субсидии распределены бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов;

- возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах в сумме 25 700,0 тыс. рублей;

- возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья в сумме 128 560,7 тыс. рублей.

Согласно отчету об исполнении республиканского бюджета кассовое исполнение расходов по состоянию на 01.01.2016 сложилось в сумме 450 531,2 тыс. рублей или 98,9% утвержденных бюджетных назначений. Не освоенными остались средства в сумме 5 185,5 тыс. рублей, в том числе:

-  в сумме 3 098,2 тыс. рублей по причине того, что средства, оставшиеся в муниципальных образованиях, недостаточны для предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»;

- в сумме 2 087,1 тыс. рублей по причине отсутствия потребности в средствах, выделенных на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах. Обязательства выполнены в полном объеме.

2016 год

Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» на реализацию Подпрограммы предусмотрено финансирование в общей сумме 392 364,7 тыс. рублей, в том числе:

- субсидии на мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы за счет субсидии предоставляемой из федерального бюджета в сумме 137 698,1 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета в сумме 124 838,5 тыс. рублей. Данные субсидии распределены бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов;

- возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах в сумме 14 901,6 тыс. рублей;

- возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья в сумме 114 926,5 тыс. рублей.

Согласно отчету об исполнении республиканского бюджета кассовое исполнение расходов по состоянию на 01.01.2017 сложилось в сумме 391 864,8 тыс. рублей или 99,9% утвержденных бюджетных назначений. Не освоенными остались средства в сумме 499,9 тыс. рублей по причине отсутствия потребности в средствах, выделенных на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах. Обязательства выполнены в полном объеме.

Возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья производится за счет средств республиканского бюджета в соответствии с указами:

- Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 года № 87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий»;

- Главы Чувашской Республики от 13 февраля 2012 г. №24 «О мерах по обеспечению медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Чувашской Республики на селе»;

- Главы Чувашской Республики от 21 июня 2012 г. №69 «О мерах государственной поддержки молодых учителей общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике в улучшении жилищных условий».

Указ Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 года № 87

В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 года № 87 «О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.10.2011 №446 утвержден Порядок возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, а также по ипотечным кредитам (займам), полученным молодыми семьями в целях рефинансирования (перекредитования) первоначальных ипотечных кредитов (займов).

Настоящий Порядок регламентирует правила возмещения за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение (строительство) жилья, в течение до 10 лет с даты заключения кредитного договора (договора займа) в размере 4 процентов годовых, а также по ипотечным кредитам (займам), полученным молодыми семьями в целях рефинансирования (перекредитования) первоначальных ипотечных кредитов (займов), в течение до 10 лет с даты заключения первоначального кредитного договора (договора займа) в размере 4 процентов годовых.

Минстроем Чувашии подписаны Соглашения о взаимодействии при возмещении за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение жилого помещения с 10 кредитными организациями.

В рамках заключенных соглашений банки с 2011 по 2014 годы заключали с молодыми семьями, включенными в списки молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87, кредитные договора и выдавали им ипотечные кредиты на приобретение или строительство жилья.

Правом на государственную поддержку в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.11.2011 №87 в Чувашской Республике с 2011 года воспользовалось 3021 молодая семья.

В ходе проведения контрольного мероприятия выборочно по 15 молодым семьям сделан запрос в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике на предмет правомерности получения данными семьями имущественного налогового вычета на сумму уплаченных процентов за пользование ипотечными кредитами, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно полученным ответам три семьи с целью получения налогового вычета в 2014-2015 годах заявляли расходы по уплате процентов за пользование кредитами.

Из вышеизложенного следует, что  отсутствует взаимодействие между Минстроем Чувашии и Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в части обмена информацией о получении господдержки молодыми семьями, медицинскими работниками, молодыми учителями в виде  возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным отдельными категориями граждан  на приобретение или строительство жилья, что создает риски возмещения из бюджета излишних налоговых вычетов по НДФЛ.  За период с 2011 по 2016 годы израсходовано средств республиканского бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья в общей сумме 429 724,5 тыс. рублей. Предполагаемый налоговый вычет оценивается в сумме 55 864,2 тыс. рублей.

Предоставление субсидии на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы

Реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы предполагает предоставление социальной выплаты в виде компенсаций на приобретение жилья из бюджетов всех уровней в размере не менее:

- 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», - для молодых семей, не имеющих детей;                                                          

-  35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями указанной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более (далее - неполные молодые семьи).

Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования определены в приложении № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы(далее –Правила).

В соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» социальная выплата предоставляется органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета и за счет субсидий из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики.

Порядок предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований на выделение социальных выплат молодым семьям, являющимся участниками Подпрограммы, утвержден Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 №33 «О предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики».

Порядок распределения субсидий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»

В целях реализации в Чувашской Республике подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики  от 27.10.2006 №271 утвержден Порядок организации работы по реализации Подпрограммы (далее – Порядок).

Разделом IVПорядка предусмотрено, что Минстрой Чувашии организует проведение ежегодного конкурсного отбора муниципальных образований для участия в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и распределения между ними субсидий на предоставление социальных выплат на приобретение (жилья) молодым семьям.

Пунктом 4.15 Порядка предусмотрено, что отбор осуществляется по оценочным критериям муниципальных образований с наибольшей долей молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общем количестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семей; наибольшей долей молодых семей, которые улучшат жилищные условия при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в планируемом году; наибольшим уровнем бюджетной обеспеченности.

В ходе проверки порядка проведения конкурсного отбора установлено, что муниципальными образованиями в Минстрой Чувашии представлялисьзаявки на участие в конкурсном отборе и комплект документов.В заявке указываются объем бюджетных средств, выделяемых бюджетом муниципального образования в соответствующем финансовом году для софинансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», количество молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий и количество молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Распределение субсидий из федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики между муниципальными образованиями Минстроем Чувашии производилось в проверяемом периоде с учетом одного показателя – объема  бюджетных ассигнований, предусмотренного в бюджетах муниципальных образований на софинансирование подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в соответствующем финансовом году, при этом не учитывалось количество молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» по соответствующему муниципальному образованию.

По состоянию на 01.01.2015 количество молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Чувашской Республике составляло 18670 семей, из них включенных в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»на 2015 год – 8981 семья. Наибольшее количество молодых семей включено в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» по г. Чебоксары – 3106 семей (34,6%), по г. Новочебоксарск – 1292 семей (14,4%), по Янтиковскому району – 406 семей (4,5%). Наименьшее количество семей включено в списки по Шумерлинскому району – 65 семей (0,7%), Моргаушскому району – 90 семей (1,0%), Алатырскому району – 99 семей (1,1%).

Согласно информации Минстроя Чувашии о ходе реализации Подпрограммы по состоянию на 1 января 2016 года администрациями районов и городов Чувашской Республики выдано свидетельств о праве на получение социальных выплат 548 молодым семьям, что составляет 6,1% от общего количества молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

В разрезе муниципальных образований наибольшая доля молодых семей получивших социальную выплату к общему числу молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в муниципальном образовании составляет в Моргаушском районе – 37,8%, г. Шумерля – 14,7%,  в Аликовском районе – 11,4%. Наименьшая доля: в Янтиковском районе – 0,5%, г. Алатырь – 1,8%, Урмарском районе – 1,9%, Красночетайском районе – 2,2%, Комсомольском районе – 2,5%.

Согласно информации Минстроя Чувашии о ходе реализации Подпрограммы по состоянию на 1 января 2017 года администрациями районов и городов Чувашской Республики выдано свидетельств о праве на получение социальных выплат 488 молодым семьям, что составляет 6,6% от общего количества молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

В разрезе муниципальных образований наибольшая доля молодых семей получивших социальную выплату к общему числу молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в муниципальном образовании составляет в Моргаушском районе – 28,7%, г. Шумерля – 26,6%,  в Аликовском районе – 13,6%. Наименьшая доля: в Янтиковском районе – 1,1%, в Канашском районе - 1,6%, г. Алатырь – 1,8%, г.Чебоксары – 3,7%, Красночетайском районе – 4,3%, Урмарском районе – 4,4%, Комсомольском районе – 5,4%.

Согласно данным органов местного самоуправления по состоянию на 1 января 2017 г. в Чувашской Республике состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 13961 молодая семья, в том числе 7377 семей включены в список участников Подпрограммы.

С 2017 года распределение субсидий между бюджетами муниципальных районов и бюджетами городских округов Чувашской Республики осуществляется исходя из доли расходных обязательств муниципального района (городского округа) по реализации мероприятий Подпрограммы в общем объеме расходных обязательств всех муниципальных районов и городских округов по реализации мероприятий Подпрограммы.

Количество молодых семей - участников Подпрограммы на 2017 год числится в списке по г. Чебоксары – 2729 человек (36,9% от общего числа семей по республике), что больше в 3,9 раза, чем в г. Новочебоксарске – 690 семей (9,3%),  При этом доля расходных обязательств муниципального района (городского округа) по реализации мероприятий Подпрограммы в общем объеме расходных обязательств всех муниципальных районов и городских округов по реализации мероприятий Подпрограммы по городу Чебоксары определена в размере 0,197 с объемом расходных обязательств  - 9 792,5 тыс. рублей, которая меньше доли полученной по городу Новочебоксарск на 0,004 (0,201 с объемом расходных обязательств 9 998,3 тыс. рублей).

Анализ доли количества молодых семей, получивших господдержку, к общему количеству молодых семей в списке участников за 2015-2017 годы (2017 год – план) показывает, что данный показатель ниже средней доли в целом по республике в следующих муниципальных образованиях:

 

Наименование

муниципального

образования

2015 год

(в процентах)

2016 год

(в процентах)

2017 год (план)

(в процентах)

Янтиковский

0,5

1,1

1,4

г. Алатырь

1,8

1,8

1,9

Урмарский

1,9

4,4

2,8

Красночетайский

2,2

4,3

0,8

Комсомольский

2,5

5,4

5,1

г.Чебоксары

5,6

3,7

2,7

средний процент по республике

 

6,1

 

6,6

 

6,0

Из таблицы видно, что распределение субсидий между муниципальными образованиями в зависимости от объема  бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований в 2015 – 2017 годах привело к тому, что в отдельных муниципальных образованиях из года в год наблюдается низкая обеспеченность молодых семей жильем.

Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Подпрограммы за 2015-2016 годы

В ходе данного контрольного мероприятия проведены проверки целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Подпрограммы за 2015-2016 годы в администрациях Чебоксарского, Цивильского, Яльчикского, Ядринского и Шемуршинского районов, по результатам которых составлены акты.

В Чебоксарском, Цивильском, Яльчикском, и Ядринском районах установлено, что администрациями поселений в нарушение п.10 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 № 2 не производилась один раз в три года перерегистрация граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что привело к нарушениям статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в части снятия молодых семей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые улучшили свои жилищные условия с использованием государственной поддержки.

Кроме того, проверкой установлено, что администрации районов при получении из Минстроя Чувашии реестров молодых семей, получающих государственную поддержку в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. №87, не инвентаризируют список молодых семей участников подпрограммы«Обеспечение жильем молодых семей». В результате в список участников подпрограммы, сформированный на 2017 год неправомерно включенов Цивильском районе – 16 молодых семей, в Чебоксарском районе – 6 молодых семей, в городе Чебоксары – 14 молодых семей, которые ранее улучшили свои жилищные условия с использованием государственной поддержки в рамках  Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. №87. Тем самым нарушаются права других молодых семей, стоящих следующими по очереди.

Таким образом, выборочная проверка достоверности списка молодых семей участников подпрограммы«Обеспечение жильем молодых семей» в отдельных муниципальных образованиях показала, что список молодых семей участников подпрограммы«Обеспечение жильем молодых семей» в целом по республике на 2017 год является недостоверным (в 3 районах из 5 проверенных допущены нарушения).

В ходе проверок, проведенных в администрациях сельских поселений и районов установлены следующие нарушения.

Цивильский район

Молодая семья М., состоящая из двух человек, администрацией Цивильского городского поселения принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 20.09.2013. Супруга зарегистрирована в доме у своих родителей с общей площадью 116,7 кв.м. и в расчете на одного члена семьи приходилось 19,45 кв.м., то есть больше учетной нормы. Супруг зарегистрирован по месту жительства своих родителей в квартире общей площадью 45,8 кв.м., в расчете на одного члена семьи приходилось 11,45 кв.м.  Таким образом, всего на семью М.  из двух человек приходилось жилья общей площадью 30,9 кв.м., на одного члена семьи - 15,45 кв.м. или больше учетной нормы. Из чего следует, что семья М. неправомерно поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Заявление на получение государственной поддержки в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87 зарегистрировано Администрацией Цивильского района в журнале 26.09.2013 под номером 195.

Таким образом, администрацией Цивильского района семья М. неправомерно включена в список молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87, что привело к неправомерному возмещению части затрат на уплату процентов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики по ипотечному кредиту №33473 от 29.07.2014, привлеченному в АО «Сбербанк России». Всего за период с октября 2014 по декабрь 2016 года гражданину М. возмещено затрат на уплату процентов в сумме 118,6 тыс. рублей.

Молодая семья П. (6 человек) была включена в состав участников Подпрограммы по заявлению от 24.07.2009 и включена в список молодых семей по Цивильскому району на предоставление государственной поддержки в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87 на основании заявления от 24.10.2012.

Семья П. приобрела жилое помещение 84,5 кв.м. с привлечением ипотечного кредита, полученного в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87, тем самым улучшила свои жилищные условия и не была своевременно снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В результате при рождении пятого ребенка в феврале 2015 года данная семья  получила вторую государственную поддержку в виде социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2015 году в сумме 1212,7 тыс. рублей, тогда как следовало ее включить в список на 2016 год в первоочередном порядке, как многодетную семью.

Молодая семья Ю. с составом семьи 3 человека принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 30.06.2008.

Согласно выписке из ЕГРП от 16.11.2015 семья Ю. 29.09.2010 приобрела в собственность квартиру площадью 43,6 кв.м., при этом не уведомив Администрацию, хотя в соответствии с приложением № 1 «Заявление о принятии на учет» к Порядку, граждане, в случае изменения сведений, указанных в представленных документах о постановке на учет, обязаны в течение 14 дней сообщить о них не была своевременно снята с учета в качестве нуждающихся.

В семье Ю. 17.04.2013 родился второй ребенок и имеющаяся общая площадь в количестве 43,6 кв.м. на каждого члена семьи составила 10,9 кв.м., то есть менее учетной нормы. Из чего следует, что только с 17.04.2013 у семьи Ю. появилось право вновь встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и стать участницей Подпрограммы.

Однако, семья Ю. уже в 2015 году неправомерно включена в список претендентов и получила социальную выплату в размере 693,0 тыс. рублей, а согласно отчетам администрации Цивильского района об использовании бюджетных средств на предоставление социальных выплат за 2015 и 2016 годы социальные выплаты в этих годах получили молодые семьи, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 2008 и 2009 годах.

В ходе встречной проверки проведенной в администрации Рындинского сельского поселения установлено, что молодая семья С. с составом семьи 2 человека принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 13 ноября 2008 года. При этом семья проживала в доме матери, жилая площадь дома – 43,5 кв.м., в расчете на одного члена семьи – 14,5 кв.м., что больше учетной нормы жилья. Из чего следует, что администрация Рындинского поселения неправомерно приняла на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения семью С.

В семье С. 11.05.2015 родился второй ребенок и имеющаяся площадь в количестве 43,5 кв.м. на каждого члена семьи составила 10,9 кв.м., то есть менее учетной нормы. Таким образом, у семьи С.  появилось право встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 11.05.2015 и стать участницей Подпрограммы.

Однако, семья С. уже в 2015 году неправомерно включена в список претендентов и получила социальную выплату в размере 519,8 тыс. рублей, а согласно отчетам об использовании бюджетных средств на предоставление социальных выплат за 2015 и 2016 годы, социальные выплаты получили молодые семьи, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в 2008 и 2009 годах.

Ядринский район

В ходе проверки учетного дела молодой семьи Я. установлено, что семья в составе 4 человек (мать и трое детей) принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении 03.04.2014 и включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году в первоочередном порядке, как многодетная семья. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты выдано на сумму 529,2 тыс. рублей.

Семья Я. по договору купли-продажи от 04.10.2016 приобрела жилой дом стоимостью 530,0 тыс. рублей, т.е. в размере социальной выплаты. При этом до постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении семья Я. с 2001 по 2014 год была прописана по адресу приобретенного жилья. Кроме того, в договоре купли продажи указано, что в этом доме зарегистрированы по месту жительства «Продавцы» четыре человека. Обязательство о снятии их  с учета после перехода права собственности на жилой дом договором купли-продажи не предусмотрено. На момент проверки установлено, что указанные граждане не сняты с регистрационного учета по указанному адресу, а молодая семья Я. не зарегистрирована в приобретенном ею жилом доме.

В результате семья Я. фактически не улучшила свои жилищные условия.

Из вышеизложенного следует, что  Ядринской районной администрацией  нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части того, что социальная выплата в сумме 529,2 тыс. рублей использована безрезультатно и не направлена на улучшение жилищных условий семьи Я.

В результате неправомерных действий администрации Ядринского городского поселения по постановке молодой семьи Г. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, Ядринская районная администрация неправомерно включила данную семью в список молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87 на основании заявления от 24.09.2012. 

Согласно реестров Минстроя Чувашии гражданке Г. с 2012 года возмещается часть затрат на уплату процентов по ипотечному кредиту, привлеченному в АО «Сбербанк России» на приобретение квартиры. За период с 2012 по 2016 год гражданке Г. неправомерно возмещено затрат в сумме 171,9 тыс. рублей.

В ходе проверки установлено, что молодые семьи, которые воспользовались государственной поддержкой в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87, согласно пункту 16.1 Порядка представили в Ядринскую районную администрацию копии заключенных кредитных договоров и договоров на приобретение (строительства) жилья. Однако, Ядринская районная администрации не довела данную информацию до администраций сельских и городского поселений с целью принятия ими решений о снятия молодых семей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из вышеизложенного следует, что количество граждан (семей) нуждающихся в жилых помещениях в Ядринском районе является недостоверным.

Яльчикский район

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»

Молодая семья Е. в составе 4 человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 02.04.2009 и включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, на 2016 год. Согласно выписке из ЕГРП от 19.01.2017 за гражданином Е. с 19.09.2011 на праве собственности зарегистрирован жилой дом общей площадью 88,4 кв.м.. Таким образом, семья с указанной даты перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий (на каждого члена молодой семьи Е. приходилось 22,1 кв. м.) и семья подлежала снятию с учета. Однако Администрацией данная семья неправомерно включена в список молодых семей-участников подпрограммы и соответственно неправомерно получила социальную выплату на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального дома в сумме 504,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 221,7 тыс. рублей, республиканского бюджета – 200,2 тыс. рублей, местного бюджета – 82,1 тыс. рублей.

По договору купли-продажи приобретен жилой дом общей площадью 90,9 кв. м. стоимостью 504,0 тыс. рублей  или в пределах размера социальной выплаты.

Таким образом, администрацией Яльчикского района не реализованы бюджетные полномочия, предусмотренные статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения результативности использования бюджетных ассигнований выделенных на предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на приобретение или строительство жилья в сумме 504,0 тыс. рублей.

 Семья Л. (поставлена на учет 24.03.2009) приобретает по договору купли-продажи от 07.12.2015 квартиру общей площадью 65,8 кв.м в с. Яльчики у гражданки Т.(«Продавец»). Стоимость квартиры оценена в 922,2 тыс. рублей (418,2 тыс. рублей средства материнского (семейного) капитала, 504,0 тыс. рублей – сумма социальной выплаты).  На момент проверки 01.02.2017 члены молодой семьи Л. не зарегистрированы в приобретенном доме, а «Продавец» Т. не снята с регистрационного учета по указанному адресу. Из чего следует, что молодая семья Л. при приобретении дома не улучшила свои жилищные условия.

Из вышеизложенного следует, что администрацией  Яльчикского района нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части того, что социальная выплата в сумме 504,0 тыс. рублей направлена не на улучшение жилищных условий семьи Львовых, а использована безрезультатно.

В ходе проверки установлено, что молодые семьи, включенные в список претендентов на получение социальных выплат по Яльчикскому району, фактически приобретали жилые помещения не только на территории Яльчикского района, но и на территориях других муниципальных образований Чувашской Республики. Так, в 2015 году из 13 молодых семей, получивших социальные выплаты, приобрели жилые помещения в г.Чебоксары 4 семьи (30,8%), в 2016 году из 17 молодых семей - приобрели жилье на территории других муниципальных образований 10 семей (58,9%).

 Действующий порядок софинансирования субсидий для приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» из местных бюджетов в части приобретения жилья за пределами соответствующих поселений и районов не противоречит пункту 38 Правил, которым предусмотрено, что приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью – участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

 Тем не менее, данный факт не способствует  целям  и  задачам,  поставленным  муниципальной  программой,  а  именно,  закреплению  положительных тенденций в изменении демографической ситуации в районе и способствует оттоку трудоспособного населения.

Сумма софинансирования из средств районного бюджета на предоставление социальной выплаты этим 14 семьям составила 935,3 тыс. рублей.

 Указ Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87

Администрацией принято заявление от 26.03.2013 от молодой семьи: супруг - Я., супруга – К. с составом семьи 3 человека о предоставлении государственной поддержки в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87. В учетном деле молодой семьи приложен кредитный договор от 08.02.2012 на сумму 900,0 тыс. рублей и договор купли продажи от 08.02.2012 на приобретение жилого дома площадью 37,6 кв.м.

В соответствии с пунктом 4 Порядка государственная поддержка предоставляется молодым семьям при условии, что общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения. Фактически семья из трех человек приобрела жилое помещение общей площадью 37,6 кв.м., т.е. меньше учетной нормы (42 кв. м., учетная норма общей площади жилья в г. Чебоксары – 14 кв.м), таким образом не улучшив свои жилищные условия.

Вместе с тем, Администрация направила в Минстрой Чувашии список молодых семей на предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87 по состоянию на 26.03.2013, в который неправомерно включила семью Я. и К. в составе 2 человек, без учета ребенка.

По данным реестров Минстроя Чувашии гражданка К. ежемесячно с апреля 2013 года получает из республиканского бюджета возмещение части затрат на уплату процентов за пользование ипотечным кредитом по договору от 08.02.2012. Таким образом, неправомерная выплата с апреля 2013 года по декабрь 2016 года составила в сумме 137,9 тыс. рублей.

В ходе встречной проверки в администрации Яльчикского сельскогопоселения установлено, что молодая семья М. в составе 2-х человек поставлена 20.02.2012 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом супруги М. согласно паспортным данным с 21 июля 2010 года по 31 января 2012 года были прописаны в с. Комсомольское в квартире общей  площадью  40,4 кв.м.,  зарегистрированной  за  супругом М. 09.06.2009 и отчужденной 15.02.2012. Семья М. включена в список молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87 и приобрела по ипотечному кредиту от 15.03.2012, привлеченному в АО «Сбербанк России», квартиру общей площадью 40,7 кв.м. в г. Чебоксары.

Позднее включение в Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 № 2, нормы статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющими право на государственную поддержку не ранее чем через 5 лет со дня совершения намеренных действий) привело к неэффективным расходамсредств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 106,8 тыс. рублей (возмещено затрат  на уплату процентов гражданину М.за период с 2013 по 2016 годы).

Минстрой Чувашии в нарушение статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не обеспечил внутренний финансовый контроль за соблюдением администрациями Цивильского, Ядринского и Яльчикского районов Порядка возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.10.2011 №446, в части неправомерного включения молодых семей в список молодых семей на получение государственной поддержки в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87, что привело к неправомерной выплате возмещения части затрат на уплату процентов трем молодым семьям в сумме 452,9 тыс. рублей.

8. Выводы:

1. На реализацию подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2015-2020 годы в 2015 году направлено финансирование в общей сумме 450 531,2 тыс. рублей или 98,9% утвержденных бюджетных назначений (455 716,7 тыс. рублей), в том числе:

 - на предоставление субсидии на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы – 298 357,8 тыс. рублей или 99,0%.Средства в сумме 3 098,2 тыс. рублей остались неосвоенными в муниципальных образованиях, так как недостаточны для предоставления социальных выплат;

 - на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах – 23 612,9 тыс. рублей или 91,9%. Средства не освоеныв сумме 2 087,1 тыс. рублей по причине отсутствия потребности в средствах, обязательства выполнены в полном объеме;

- на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья – 128 560,5 тыс. рублей или 100,0%.

2. На реализацию подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2015-2020 годы в 2016 году направлено финансирование в общей сумме 391 864,8 тыс. рублей или 99,9% утвержденных бюджетных назначений (392 364,7 тыс. рублей), в том числе:

 - на предоставление субсидии на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы – 262 536,5 тыс. рублей или 100,0%;

- на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в 2002-2006, 2008-2009 годах – 14 401,8 тыс. рублей или 96,6%. Средства не освоеныв сумме 499,8 тыс. рублей по причине отсутствия потребности в средствах, обязательства выполнены в полном объеме;

- на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья – 114 926,5 тыс. рублей или 100,0%.

3. По состоянию на 1 января 2017 г. в Чувашской Республике состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 13961 молодая семья, в том числе 7377 семей включены в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В 2015 – 2016 годах улучшили жилищные условия по данной подпрограмме 1036 молодых семей.

4. Распределение субсидий Минстроем Чувашии между муниципальными образованиями в зависимости от объема  бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований в 2015 – 2017 годах (2017 год - план) привело к тому, что в отдельных муниципальных образованиях из года в год наблюдается низкая обеспеченность молодых семей жильем.

5. Список молодых семей участников подпрограммы«Обеспечение жильем молодых семей» в целом по республике на 2017 год является некорректным, так как выборочной проверкой в 5 районах республики установлено, что  в Цивильском районе неправомерно включено 16 молодых семей, в Чебоксарском районе – 6 молодых семей, в городе Чебоксары – 14 молодых семей, которые ранее улучшили свои жилищные условия с использованием государственной поддержки в рамках  Указа Президента Чувашской Республики от 3 октября 2011 г. №87. Тем самым нарушаются права других молодых семей, стоящих следующими по очереди.

6. Отсутствует взаимодействие между Минстроем Чувашии и Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в части обмена информацией о получении господдержки молодыми семьями, медицинскими работниками, молодыми учителями в виде возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам, привлеченным отдельными категориями граждан  на приобретение или строительство жилья, что создает риски возмещения из бюджета излишних налоговых вычетов по НДФЛ.  За период с 2011 по 2016 годы израсходовано средств республиканского бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным отдельными категориями граждан на приобретение или строительство жилья в общей сумме 429 724,5 тыс. рублей. Предполагаемый налоговый вычет оценивается в сумме 55 864,2 тыс. рублей.

7. Выводы по Цивильскому району

7.1. Администрация Цивильского района нарушила п.8 Порядка возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.10.2011 №446 (далее – Порядок), неправомерно включив молодую семью М. в список молодых семей, имеющих право на государственную поддержку в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87.

7.2. Три молодые семьи получили социальные выплаты в нарушение очереди, из них одна семья две государственные поддержки, в результате чего ущемлены права других молодых семей, стоящих следующими по очереди.

8. Выводы по Ядринскому району

8.1. Молодая семья Я. получила социальную выплату по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в 2016 году в сумме 529,2 тыс. рублей, купив на эту сумму жилой дом. На момент проверки установлено, что «Продавцы» не сняты с регистрационного учета по указанному адресу, а молодая семья Я. не зарегистрирована в приобретенном ею жилом доме. Таким образом, Ядринской районной администрацией  нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части того, что социальная выплата в сумме 529,2 тыс. рублей использована безрезультатно и не направлена на улучшение жилищных условий семьи Я.

8.2. Ядринская районная администрация в нарушение статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не обеспечила внутренний финансовый контроль в части соблюдения Порядка возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.10.2011 №446, при формировании списка молодых семей на получение государственной поддержки в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87, что привело к неправомерной выплате возмещения части затрат на уплату процентов гражданке Г. в сумме 196,4 тыс. рублей (неправомерно принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении).

8.3. При получении от молодых семей, которые воспользовались государственной поддержкой в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87, копий заключенных кредитных договоров и договоров на приобретение (строительства) жилья, Ядринская районная администрация не доводила данную информацию до администраций сельских и городского поселений с целью принятия ими решений о снятии молодых семей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что привело к недостоверному списку граждан (семей) нуждающихся в жилых помещениях.

9. Выводы по Яльчикскому району

9.1. Администрацией Яльчикского района не реализованы бюджетные полномочия, предусмотренные статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения результативности использования бюджетных ассигнований выделенных на предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на приобретение или строительство жилья в сумме 504,0 тыс. рублей.

9.2. Нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части того, что по одной молодой семье Л. социальная выплата в сумме 504,0 тыс. рублей направлена не на улучшение жилищных условий, т.е. использована безрезультатно и по второй молодой семье М. в сумме 106,8 тыс. рублей, в результате неправомерной постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (намеренное ухудшение своих жилищных условий).

9.3 Нарушен п.8 Порядка возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), привлеченным молодыми семьями на приобретение или строительство жилья в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87, в части неправомерного включения молодой семьи Я. и К. в список молодых семей на получение господдержки, исключив из состава семьи ребенка (приобрели жилье меньше учетной нормы).

10. Минстрой Чувашии в нарушение статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не обеспечил внутренний финансовый контроль за соблюдением администрациями Цивильского, Ядринского и Яльчикского районов Порядка возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.10.2011 №446, в части неправомерного включения молодых семей в список молодых семей на получение государственной поддержки в рамках Указа Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 №87, что привело к неправомерной выплате возмещения части затрат на уплату процентов трем семьям в общей сумме 452,9 тыс. рублей. Предотвращенные потери республиканского бюджета по выплатам возмещения части затрат на уплату процентов составили в  общей сумме 464,0 тыс. рублей.

11.В Чебоксарском, Цивильском, Яльчикском и Ядринском районах установлено, что администрациями поселений в нарушение п.10 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 № 2 не производилась один раз в три года перерегистрация граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что привело к нарушениям статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в части снятия молодых семей с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые улучшили свои жилищные условия с использованием государственной поддержки.

9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия

По результатам проверки в администрации Яльчикского района составлен акт от 10.02.2017, на который имеются возражения (письмо от 03.03.2017).  На возражения администрации Яльчикского района дано Заключение аудитора КСП, при этом возражения приняты частично.

10. Предложения (рекомендации):

1. Направить представления об устранении выявленных нарушений:

- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;

- администрацию Рындинского сельского поселения Цивильского района;       

- администрацию Цивильского городского поселения;

- администрацию Ядринского городского поселения;

- администрацию Яльчикского сельского поселения;

- администрации Цивильского, Чебоксарского, Ядринского и Яльчикского районов.

2. Направить информационные письма о результатах контрольного мероприятия в Государственный Совет Чувашской Республики и в Администрацию Главы Чувашской Республики.

3. Направить материалы проверки в Прокуратуру Чувашской Республики.

4. Направить информационные письма в УФНС и Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике.

 

 Аудитор                                             Т.К. Фролова