Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия «Аудит использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы» в части предоставления государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, за 2014-2016 годы

 УТВЕРЖДАЮ
 
Председатель
Контрольно-счетной палаты
 Чувашской Республики
_______ С.И. Аристова
        26 апреля 2017 года

 

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
 «Аудит использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы» в части предоставления государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, за 2014-2016 годы

 

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.1 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2017 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республикиот 13.01.2017 №4.

 

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные, правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы» в части предоставления государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, за 2014-2016 годы.

 

3. Объекты контрольного мероприятия:

- Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

4. Проверяемый период деятельности: 2014-2016 годы.

 

5. Срок проведения контрольного мероприятия с 27 февраля по 04 апреля 2017 года.

6. Краткая характеристика Подпрограммы (цели, задачи, основные мероприятия, объемы и источники финансирования, ожидаемые конечные результаты реализации, система организации контроля за выполнением программных мероприятий)

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 398 утверждена государственная программа Чувашской Республики «Экономическое развитие Чувашской Республики» в состав которой, включена подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» (далее - Подпрограмма).

Ответственным исполнителем Подпрограммы является Минэкономразвития Чувашии, соисполнителем -  автономное учреждение Чувашской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор по поддержке малого и среднего предпринимательства и содействию занятости населения» Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.

Основной целью Подпрограммы является создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на основе формирования эффективных механизмов его государственной поддержки.

         На 2014 год паспортом Подпрограммы объем финансирования предусмотрен в сумме 901 101,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -326 460,4 тыс. рублей (36,2%),  средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 107 891,5 тыс. рублей (12,0%), местных бюджетов - 250,0 тыс. рублей (0,03%), внебюджетных источников - 466 500,0 тыс. рублей (51,8%).

На 2015 год паспортом Подпрограммы объем финансирования предусмотрен в сумме 914 357,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 307 388,6 тыс. рублей (33,6%),  средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 42 545,7 тыс. рублей (4,7%), местных бюджетов - 11 088,3 тыс. рублей (1,2%), внебюджетных источников - 553 335,0 тыс. рублей (60,5%).

На 2016 год паспортом Подпрограммы объем финансирования предусмотрен в сумме 810 171,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 267 264,4 тыс. рублей (33,0%),  средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 52 073,9  тыс. рублей (6,4%), местных бюджетов - 22 793,1 тыс. рублей (2,8%), внебюджетных источников - 468 040,0 тыс. рублей (57,8%).

От реализации Подпрограммы ожидается устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства во всех видах экономической деятельности реального сектора экономики и в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции; развитие малых и средних инновационных организаций; обеспечение занятости населения, увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех организаций; создание благоприятной среды для развития и реализации имеющегося потенциала предприятий и мастеров народных художественных промыслов Чувашской Республики

Контроль за реализацией Подпрограммы возложен на Минэкономразвития Чувашии.

Анализ поступления средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий Подпрограммы

в 2014-2016 годах

Согласно отчету об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета на 01.01.2015 (форма 0503127) кассовое исполнение расходов в рамках реализации Подпрограммы составило в сумме 338 079,3 тыс. рублей (в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 230 584,3 тыс. рублей, республиканского бюджета – 107 494,9 тыс. рублей) или 77,8% от утвержденных бюджетных назначений (434 352,0 тыс. рублей). Неиспользованные остатки бюджетных средств составили 96 272,7 тыс. рублей  (в т.ч. за счет средств федерального бюджета в сумме 95 876,2 тыс. рублей (83,9%) и за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 396,5 тыс. рублей  (0,3%).

Согласно отчету об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127) на 01.01.2016  кассовое исполнение расходов составило 336 205,6 тыс. рублей (в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 293 667,2 тыс. рублей, республиканского бюджета – 42 545,7 тыс. рублей) или 99,9% утвержденных бюджетных назначений (336 212,9 тыс. рублей).  Неиспользованные остатки бюджетных средств  составили в сумме 7,3 тыс. рублей (за счет средств республиканского бюджета), которые образовались  в связи с полученной экономией средств по итогам конкурсных процедур в ходе создания и развития центра сертификации, стандартизации и испытаний Чувашской Республики» (04 12 Ч121042).

В рамках реализации мероприятия «Создание и развитие центра сертификации, стандартизации и испытаний Чувашской Республики»  Подпрограммы предусмотрено создание и развитие Центра сертификации, стандартизации и испытаний Чувашской Республики (далее - Центр) с объемом финансирования в 2014-2015 годах в общей сумме 159 915,0 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 84 899,0 тыс. рублей (2014 год – 59 641,1 тыс. рублей, 2015 год – 25 257,9 тыс. рублей), средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 45 016,0 тыс. рублей (2014 год – 30 000,0 тыс. рублей, 2015 год – 15 016,0 тыс. рублей) и средства внебюджетных источников – 30 000,0 тыс. рублей тыс. рублей (2015 год – 30 000,0 тыс. рублей).

в 2014-2015 годах на создание и развитие Центра выделено финансирование всего в общей сумме 129 915,0 тыс. рублей.

Также по данным Минэкономразвития Чувашии, в 2015-2016 годах на создание и развитие Центра поступили внебюджетные инвестиции в общей сумме 42 139,0 тыс. рублей.

Министерством юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики передано Ассоциации в безвозмездное пользование государственное имущество на общую сумму 129 907,7 тыс. рублей.

В связи с длительностью процедур, связанных с аттестацией оборудования и аккредитации Центра приобретенное оборудование стоимостью 129 907,7 тыс. рублей не используется по прямому назначению, то есть Центром цели и задачи, предусмотренные подпрограммой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы», достигаются не в полной мере.

Согласно отчету об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127) на 01.01.2017 кассовое исполнение расходов составило 267 444,1 тыс. рублей (в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 293 667,2 тыс. рублей, республиканского бюджета – 42 545,7 тыс. рублей) или 83,7% утвержденных бюджетных назначений (319 338,3 тыс. рублей).  Неиспользованные остатки бюджетных средств  составили в сумме 51 894,2 тыс. рублей (за счет средств федерального бюджета), из них:

- средства в сумме 33 734,2 тыс. рублей не освоены, в связи с тем, что приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2015 № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» финансирование работ по технологическому присоединению к сетям водоснабжения и водоотведения, сетям ливневой канализации не предусматривалось;

- средства в сумме 18 160,0 тыс. рублей не освоены в связи с поздним поступлением лимитов бюджетных обязательств (17.10.2016) и ухудшением погодных условий для выполнения работ по строительству внутриплощадочных проездов в индустриальном парке.

 

  1. Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на предоставление государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за 2014-2016 годы.

Выборочной проверкой целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на предоставление государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за 2014-2016 годы, охвачено основное мероприятие на развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», в части реализации следующих мероприятий:

1. «Содействие развитию новых финансовых инструментов (микрокредитование)».

2. «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с лизингом оборудования»;

3. «Предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)».

 

3.1. Содействие развитию новых финансовых инструментов (микрокредитование)

В рамках мероприятия «Развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» Подпрограммой предусмотрено создание и развитие новых финансовых инструментов (микрокредитование). Ответственным исполнителем данного мероприятия определено Минэкономразвития Чувашии, участником мероприятия – автономная некоммерческая организация «Микрокредитная компания  Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике (далее - Агентство).

В ходе данного контрольного мероприятия проведена встречная проверка в Агентстве, по результатам которой установлено следующее.

Наибольшая доля микрозаймов, привлечена субъектами малого предпринимательства в 2014-2015 годах в сфере оптовой и розничной торговли – около 40,0% от общего объема выданных займов, в 2016 году произошло снижение доли указанных займов до 22,7 %. В 2016 году возросла доля займов полученных субъектами малого предпринимательства на развитие бизнеса в сфере строительства до 37,9%, тогда как в 2014-2015 годах доля этих займов составляла – до 4,8%.

Из вышеизложенного следует, что наибольшая доля микрозаймов выдается субъектам малого предпринимательства на цели развития оптовой и розничной торговли, которые не являются приоритетными направлениями оказания государственной поддержки.

Проведена выборочная проверка договоров микрозаймов, по которым по состоянию на 01.01.2017 имеется просроченная задолженность более года, в ходе которой установлено что Агентством в адрес заемщиков имеющим просроченную задолженность, информационные письма и уведомления о досрочном взыскании суммы основного долга по займам и причитающихся процентов и неустоек направляются только через 1,5-2 месяца после даты образования просроченной задолженности. Исковые заявления в суд направляются в срок от 4 до 9 месяцев после даты образования просроченной задолженности. Таким образом, Агентством не своевременно принимаются меры по взысканию задолженности, что привело к росту просроченной задолженности.

Так, по состоянию на 01.01.2015 имелись просроченные обязательства от 7 до 1317 дней по 34 займам на общую сумму 6447,8 тыс. рублей, что составляет 2,3% от общего портфеля активных займов. По состоянию на 01.01.2016 просроченные обязательства образовались по 72 займам на общую сумму 20 970,1 тыс. рублей (7,2%) составляли от 11 до 1682 дней. 

По состоянию на 01.01.2017 – по 48 заемщикам на общую сумму 15 714,8 тыс. рублей (5,5%) с просрочкой обязательств от 11 до 2048 дней.

 

3.2.  Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с лизингом оборудования и предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)

 

Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с лизингом оборудованияпредполагает:

1. Предоставление средств на возмещение части затрат, связанных с уплатой субъектами малого и среднего предпринимательства лизинговых платежей по договорам лизинга;

2. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

На реализацию данного мероприятия за 2014-2016 годы предусмотрено ресурсное обеспечение  за счет бюджетных источников в объеме 73 211,7 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 55 000,0 тыс. рублей, республиканского бюджета – 18 211,7 тыс. рублей).

Кассовое исполнение расходов за 2014-2016 годы составило 73 211,7 тыс. рублей (в том числе в 2014 году – 25 000,0 тыс. рублей, 2015 году – 21 500,0 тыс. рублей, 2016 году – 26 711,76 тыс. рублей), или 100,0% от объема предусмотренных и выделенных средств.

Правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2011 № 117 (далее – Правила № 117).

В последующем постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.11.2015 № 412 утверждены Правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)» (далее – Правила № 412).

На предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) на 2014-2016 годы предусмотрено ресурсное обеспечение  за счет бюджетных источников в объеме 219 362,94 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета –178 038,36 тыс. рублей, республиканского бюджета – 41 324,58 тыс. рублей).

Кассовое исполнение расходов за 2014-2016 годы составило 219 362,94 тыс. рублей (в том числе в 2014 году – 55 000,0 тыс. рублей, 2015 году – 88 500,0 тыс. рублей, 2016 году – 75 862,94 тыс. рублей), или 100,0% от объема предусмотренных и выделенных средств.

Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (далее – Порядок № 250) утвержден постановлением  Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 № 250.

Предоставление государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществлялось в порядке конкурсного отбора.

Конкурсный отбор осуществляется Комиссией по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Комиссия).

Комиссия оценивает заявки в соответствии с критериями оценки документов на предоставление государственной поддержки (далее - критерии оценки). Критерии оценки документов на предоставление государственной поддержки  к протоколу не приложены и в них отсутствуют подписи ответственных лиц или исполнителей, данная норма не предусмотрена нормативно-правовыми документами. Критерии оценки документов на предоставление государственной поддержки  не приобщены к протоколам заседаний конкурсной комиссии.

Анализзаявок, одобренных и отклоненных Минэкономразвития Чувашии за 2014-2016 годы показал, что количество одобренных заявок из общего числа  поданных заявок составляет лишь 39,7%.

Выборочной проверкой своевременности регистрации заявок в Журналах регистрации заявок  за 2015-2016 года нарушений не установлено. В то же время необходимо отметить, что имеются замечания по ведению журналов - неаккуратность, имеются исправления, заполнено неразборчивым подчерком, у отдельных претендентов отсутствует сумма запрашиваемой субсидии и ФИО  руководителей, отсутствуют подписи претендентов о сдаче  документов, что предполагает  наличие рисков недобросовестных действий.

 

Проверкой установлены факты ненадлежащего исполнения Минэкономразвития Чувашии и Комиссией возложенных на них функций при рассмотрении документов претендентов на государственную поддержку.

1. Допускались случаи принятия разных решений при наличии в заявках однотипных недостатков.

2. Имеются факты отклонения заявок о предоставлении субсидий по формальным признакам.

3.  Неправомерно отклонены заявки по 3-м претендентам в связи с тем, что в представленных документах отсутствует информация о дате производства оборудования». Тогда как, в соответствии с п. 5 Порядка от 23.07.2014 № 250 (в действующей редакции) данная причина не является основанием для отказа:

- по  одному претенденту заявка отклонена по причине отсутствия копия книги учета доходов. В соответствии с 2.3 Правил № 250 для участия в конкурсном отборе претендент представляет в Минэкономразвития Чувашии документы в состав, которых входит «копия налоговой отчетности за предшествующий календарный год с отметкой налогового органа о её принятии». Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, книга учета доходов не является налоговой отчетностью. Понятие «налоговая отчетность» в Налоговом кодексе РФ не определена, в нем используется термин «налоговая декларация (расчет)»;

- по  одному претенденту отказано по причине отсутствия информация об отнесении оборудования  к соответствующей амортизационной группе  основных средств, тогда как в соответствии с  п. 2.6. Порядка № 250 данная причина не является основанием для отказа.

Таким образом, нарушен принцип обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки, предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

4. При рассмотрении одной заявки Минэкономразвития Чувашии (протокол заседания Комиссии от 14.10.2016 № 6)  принято по одному и тому же претенденту принято 2 решения, что не предусмотрено нормами Правил № 412.

5. В нарушение статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которой одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является открытость процедур оказания поддержки, в 2014-2015 годах информация о допуске конкурсной заявки к конкурсному отбору или отказе в допуске конкурсной заявки на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещена.

6. При предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства нескольких государственных поддержек в течение финансового года, обязательства (показатели информационной карты) остаются на уровне, ранее предоставленных. Дополнительные обязательства со стороны Минэкономразвития Чувашии не запрашиваются, а претендентами не предусматривается. При рассмотрении конкурсных заявок не анализируется наличие неисполненных обязательств по ранее выданным субсидиям, а так же  отчетность  получателей об использовании ранее полученных субсидий, достижении  ими целевых показателей  (по среднемесячной заработной плате,  среднесписочной  численности работников). Данный факт в отдельных случаях к отсутствию результативности при достижении целевых показателей при использовании  субсидии по отдельным субъектам малого и среднего предпринимательства.

Выборочно проверены отдельные договора попретендентам, получившим государственную поддержку:

1) на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) средств  на  сумму 18 943,0  тыс. рублей, что составляет 26,8 % от общего объема выделенных средств (70 711,8 тыс. рублей), предоставленных 7 получателям.

2) на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) средств на сумму 47711,0тыс. рублей, что составляет 21,7 % от общего объема выделенных средств (219 362,9 тыс. рублей), предоставленных 13 получателям.

В ходе встречных проверок  отдельных договоров установлено не выполнение условий договоров (соглашений) о предоставлении субсидий 6 субъектами предпринимательства на общую сумму 18 731,1 тыс. рублей. 

В ходе проверки возвращено  бюджетных средств 4 субъектами  на сумму 13 853,6 тыс. рублей, в том числе средств республиканского бюджета Чувашской Республики:

- в связи с невыполнением условий договора о предоставлении  субсидии на возмещение части затрат, связанных лизингом оборудования  - 6 634,5 тыс. рублей, или 56% от выделенных  в 2016 году средств республиканского бюджета;

-в связи с невыполнением условий договора о предоставлении  субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования – 3 607,5 тыс. рублей, или 18% от выделенных  в 2016 году средств республиканского бюджета.

Минэкономразвитием Чувашии не установлен должный контроль за достижением плановых показателей по созданию дополнительных рабочих мест,  налоговыми поступлениями в бюджеты по информации налоговых органов, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии,  на основании которых с большой степенью достоверности можно оценить степень достижения плановых показателей. Не утвержден регламент проведения мониторинга исполнения обязательств по реализации соглашений (договоров), т.е. не указан срок проведения, периодичность, своевременность принятия мер по выявленным нарушениям,  что создает  коррупционные риски при обеспечении контроля  использования бюджетных средств и увеличивает  возможности неэффективного  использования  бюджетных средств.

Таким образом, Минэкономразвития Чувашии не на должном уровне осуществляется внутренний финансовый контроль, предусмотренный статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что  привело к неэффективному (неправомерному) использованию бюджетных средств 6 субъектами предпринимательства  на общую сумму 21 120,93 тыс. рублей в  связи  с не выполнением ими условий договоров (соглашений) о предоставлении субсидий.

Приказами Минэкономразвития Чувашии от 13.02.2015 № 25 и от 03.03.2016 № 45 с целью мониторинга исполнения обязательств по реализации соглашений (договоров) утверждены рабочие группы по проведению мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку. Рабочей группой меры по выявленным нарушениям принимались несвоевременно. Например, согласно протоколу заседания рабочей группы от 04.06.2015 по результатам проведенного мониторинга в отношении ООО «УЯР» установлено отсутствие 8 из 10, приобретенных станков, деятельность на момент проверки не осуществлялась. Принято решение осуществить повторную проверку не позднее 1 октября. Рабочей группой 28.10.2015 осуществлен выезд, при этом проверка не осуществлена в связи с отсутствием руководителя.

В результате, решение рабочей группы о возврате субсидии принято только 27.06.2016. Минэкономразвития  вышел с иском в Арбитражный суд  по возврату субсидии в республиканский бюджет Чувашской Республики в размере 3 000,0 тыс. рублей (2014 год) лишь 04.10.2016 ,  судебное разбирательство продолжается.

На основании  вышеизложенного, Минэкономразвития Чувашии в нарушение ст. 158  Бюджетного кодекса и пункта 4.4. Порядка № 250 не реализовал бюджетные полномочия, что привело к не возврату бюджетных средств в сумме 3000,0 тыс.рублей до настоящего времени.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Чувашской Республики, в части  регистрации и осуществлении деятельности на территории Чувашской Республики, установленных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 № 398 «О Государственной программе Чувашской Республики «Экономическое развитие Чувашской Республики» имелись факты предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным  как юридическое лицо за пределами Чувашской Республики. Так, ООО «Инструментально-Механический Завод «Евростар» зарегистрировано 31.08.2014 в г. Москва, производственный цех ООО ИМЗ «Евростар»  расположен по адресу г. Новочебоксарска, ул. Промышленная, д.80 (предоставлена поддержка в сумме 1 910,2 тыс. рублей).

В тоже время объем полученной выручки по указанным предприятиям не отражается  в статистической отчетности  по Чувашской Республике, тогда как рост валового регионального продукта это показатель Государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие  и инновационная экономика на 2012-2020 годы». 

 В проверяемом периоде  подано заявок на оказание государственной поддержки 368 субъектами малого и среднего предпринимательства, из них одобрено 146 заявок на общую сумму 290 074,7 тыс. рублей (39,7 %  от общего числа поданных заявок):

- на возмещение части затрат, связанных с лизингом оборудования одобрено 61 на общую сумму 70 711,76 тыс. рублей, находящимся в 12 муниципальных образованиях, из них наибольшая доля господдержки приходится на г. Чебоксары (55,7%), г. Новочебоксарск (13,1%), Чебоксарский район (9,8%), г. Канаш (4,9%), Яльчикский и Ибресинский районы (по 3,3%), Цивильский, Канашский, Комсомольский, Красноармейский, Моргаушский и Мариинско-Посадский районы (по 1,6%);

- на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования 85 на общую сумму 219 362,94 тыс. рублей, находящимся в 15 муниципальных образованиях, из них наибольшая доля господдержки приходится на г. Чебоксары (45,3%), г. Канаш (11,6%), г. Новочебоксарск (10,5%), Батыревский и Комсомольский районы (по 5,8%), Козловский район (4,7%), Чебоксарский район (3,5%), Яльчикский, Ибресинский и Цивильский районы (по 2,3%), Красноармейский, Моргаушский и Мариинско-Посадский районы, г. Алатырь и г. Шумерля (по 1,2%).

Анализ показал недостаточную работу по вопросам информирования населения о реализации Подпрограммы со стороны Минэкономразвития Чувашии и  муниципальных образований.

Кроме того,  анализ предоставленной государственной  поддержки за 2014-2016 годы  показал, что более 55,0% из общего объема  поддержки приходится:

- на организации, которые получили поддержку неоднократно, или на группу аффилированных лиц (руководители или учредители);

- на организации, расположенные по одному и тому же адресу.

Оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства одним и тем же субъектам не решает основной цели государственной политики в части обеспечения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, также  не увеличивает количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку.

Нахождение организаций по одному и тому же адресу исключает возможность проверки использования оборудования непосредственно получателем государственной поддержки и создания им дополнительных рабочих мест.

В результате вышеизложенного, по мнению Палаты, нарушен принцип обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки, предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 За 2014-2016 годы  предоставлено субсидий 9 субъектам предпринимательства на общую сумму 10 245,8 тыс. рублей, деятельность, которых не относится к  приоритетным направлениям, определенным Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. Также автономной некоммерческой организацией «Микрофинансовая компания «Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике»  наибольшая доля микрозаймов предоставлено  в 2014-2015 годах субъектам предпринимательства осуществляющим деятельность в сфере оптовой и розничной торговли – около 40,0% от общего объема выданных займов, в 2016 году произошло снижение доли указанных займов до 22,7 %.

 

4. Выполнение целевых показателей Программы и анализ эффективности выделенных средств показателей результативности Программы.

В ходе проверки выборочно проверено достижение следующих показателей (индикаторов) Подпрограммы.

1. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей  в общей численности занятого населения.

Значение данного показателя Подпрограммой на 2015 год определено в размере 31,0%, на 2016 год – 32,0%. Согласно Сведениям о достижении значений целевых индикаторов и показателей (приложение №1 к годовому отчету о ходе реализации государственной программы Чувашской Республики на соответствующий год) Минэкономразвития Чувашии значения указанного показателя достигли следующего уровня в 2015 году – 37,1%, в 2016 году – 37,4%.

2. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Чувашской Республики.

Значение данного показателя Подпрограммой предусмотрено на 2015 год – 37,6 ед., на 2016 год – 37,7 ед. Согласно сведениям Минэкономразвития Чуваши указанный показатель достиг следующего уровня: в 2015 году – 39,7 ед., в 2016 году – 40,8 ед.

5. Аудит нормативно-правовых актов

 

В ходе аудита проведен анализ положений постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 № 250 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров» и от 12.11.2015 № 412 «Об утверждении  Правил предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)» (далее – постановление).

Установлено следующее.

1. В Порядке от 23.07.2014 № 250 отсутствует норма «в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли», предусмотренная Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. В перечень условий предоставления субсидий не включено  требованиеоб отсутствии у субъекта малого и среднего предпринимательства обязательств, неисполненных по ранее предоставленным субсидиям, а также по предоставлению ими отчетности об использовании и достижении целевых показателей по ранее полученной субсидии.

3. Не установлен минимальный период приема конкурсных заявок. Так, указано, что «объявление о начале и об окончании приема документов на оказание государственной поддержки размещается на официальном сайте Минэкономразвития Чувашии на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Не предусмотрено обеспечение контроля за достижением плановых показателей по созданию дополнительных рабочих мест, дополнительным налоговым поступлениям в бюджеты на основании информации Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда РФ, Фонда обязательного медицинского страхования, на основании которых с большой степенью достоверности можно оценить степень достижения плановых показателей.

5. Не предусмотрено размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о допуске конкурсной заявки к конкурсному отбору или отказе в допуске конкурсной заявки.

6.В Порядке отсутствует описание критериев, представленных на отбор документов по уровням шкалы оценок, что приводит к необоснованному завышению баллов у претендентов. Например, критерий «Создание дополнительных рабочих мест» предусматривает оценку в сумме «10» баллов, если предусматривается создание дополнительных рабочих мест и «0» баллов, если не предусматривается создание дополнительных рабочих мест. Отсутствует шкала по количеству созданных мест от «1» до «10» баллов в зависимости от количества созданных мест. ( За 1 рабочее место «10» баллов и за 100 рабочих мест тоже «10» баллов). Что не заинтересовывает претендентов в увеличении рабочих мест. А показатель «количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, единиц» является основным индикатором эффективности реализации подпрограммы  по вышеуказанным мероприятиям.

8. Выводы:

1. Согласно отчету об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127)

- на 01.01.2015 кассовое исполнение расходов в рамках реализации Программы составило в сумме 338 079,3 тыс. рублей (в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 230 584,3 тыс. рублей, республиканского бюджета – 107 494,9 тыс. рублей) или 77,8% от утвержденных бюджетных назначений (434 352,0 тыс. рублей);

- на 01.01.2016  кассовое исполнение расходов составило 336 205,6 тыс. рублей (в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 293 667,2 тыс. рублей, республиканского бюджета – 42 545,7 тыс. рублей) или 99,9% утвержденных бюджетных назначений (336 212,9 тыс. рублей);

- на 01.01.2017 кассовое исполнение расходов составило 267 444,1 тыс. рублей (в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 293 667,2 тыс. рублей, республиканского бюджета – 42 545,7 тыс. рублей) или 83,7% утвержденных бюджетных назначений (319 338,3 тыс. рублей). Неиспользованные остатки бюджетных средств  составили в сумме 51 894,2 тыс. рублей (за счет средств федерального бюджета).

Из-за недостаточного осуществления Минэкономразвития Чувашии бюджетных полномочий, предусмотренных статьями 158 и 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (не учтены положения приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167), остались неосвоенными средства в сумме 33 734,2 тыс. рублей.

2. В связи с длительностью процедур, связанных с аттестацией оборудования и аккредитации Центра  сертификации, стандартизации и испытаний Чувашской Республики приобретенное оборудование стоимостью 129 907,7 тыс. рублей не используется по прямому назначению, то есть Центром не достигаются цели и задачи в полной мере, предусмотренные подпрограммой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике» государственной программы Чувашской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012-2020 годы».

3. Имеются замечания по ведению журналов  регистрации заявок на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) и на возмещение части затрат, связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования.

 4. Имеются  факты ненадлежащего исполнения Минэкономразвития Чувашии и Комиссией возложенных на них функций при рассмотрении документов претендентов на государственную поддержку.  

 5. Минэкономразвития Чувашии не на должном уровне осуществляется внутренний финансовый контроль, предусмотренный статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что  привело к неэффективному (неправомерному) использованию бюджетных средств 6 субъектами предпринимательства на общую сумму 21 120,93 тыс. рублей в  связи  с не выполнением ими условий отдельных договоров (соглашений) о предоставлении субсидий.

6. Минэкономразвития Чувашии не утвержден регламент проведения мониторинга исполнения обязательств по реализации соглашений (договоров) о предоставлении субсидии.

7. Рабочей группой меры по выявленным нарушениям принимались несвоевременно. По результатам проведенного мониторинга в отношении ООО «УЯР» (заседания рабочей группы от 04.06.2015) решение рабочей группы о возврате субсидии принято только 27.06.2016. Минэкономразвития Чувашии в нарушение ст. 158  Бюджетного кодекса и пункта 4.4. Порядка № 250 не своевременно реализовал бюджетные полномочия, что привело к не возврату бюджетных средств  в сумме 3 000,0 тыс. рублей до настоящего времени.

8. Более 55,0% из общего объема предоставленной государственной  поддержки за 2014-2016 годы  (290 074,6 тыс. рублей) приходится на организации, которые получили поддержку неоднократно, или на группу аффилированных лиц (руководители или учредители) и на группу организаций, расположенных по одному адресу.

9.  За 2014-2016 годы  предоставлено субсидий 9 субъектам предпринимательства на общую сумму 10 245,8 тыс. рублей, деятельность, которых не относится к  приоритетным направлениям, определенным Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. Также автономной некоммерческой организацией «Микрофинансовая компания «Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике»   наибольшая доля микрозаймов предоставлена  в 2014-2015 годах субъектам предпринимательства осуществляющим деятельность в сфере оптовой и розничной торговли – около 40,0% от общего объема выданных займов, в 2016 году произошло снижение доли указанных займов до 22,7 %.

10. Автономной некоммерческой организацией «Микрофинансовая компания «Агентство по поддержке малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике»  не своевременно принимались меры по взысканию задолженности, что привело к росту просроченной задолженности.

11.  Нормативные правовые акты, регламентирующие проведение вышеуказанных мероприятий на территории Чувашской Республики требуют доработки в целях обеспечения более эффективной и рациональной системы предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам предпринимательства.

 

9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия

Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия не поступали.

 

10. Предложения (рекомендации):

1. Направить в Минэкономразвития Чувашии представление об устранении выявленных нарушений.

2. Направить информационное письмо в  Администрацию Главы Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.

 

Начальник отдела государственного
финансового контроля Контрольно-
счетной палаты Чувашской Республики                                               Н.В. Васильева