Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий республиканской программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2016 год государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения»

УТВЕРЖДАЮ
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
___________ С.И. Аристова
10 мая 2017 года
 
ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий республиканской программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2016 год государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения»

 

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.10 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2017 год, утвержденного приказом председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 29.12.2016 № 34 и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики о проведении контрольного мероприятия от 31.03.2017 № 9.

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые и другие документы, подтверждающие использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий республиканской программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2016 год государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения».

3. Объект контрольного мероприятия:

Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – Министерство);

Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр занятости населения города Чебоксары» министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – Центр занятости).

4. Проверяемый период деятельности: 2016 год.

5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 03 по 28 апреля 2017 года.

6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объекта контрольного мероприятия:

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2016 № 103 в государственную программу Чувашской Республики «Содействие занятости населения» (далее - Программа), утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.08.2011 № 362, внесены изменения в части дополнения ее Республиканской программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2016 год (далее – Республиканская программа).

Ответственным исполнителем Республиканской программы является Министерство.

Целью Республиканской программы является принятие превентивных мер по снижению риска возникновения негативных социально-экономических последствий увольнения работников.

Общий объем финансирования Республиканской программы составляет 154 177,2 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета в сумме 107 022,1 тыс. рублей и средства республиканского бюджета Чувашской Республики – 47 155,1 тыс. рублей.

Реализация Республиканской программы включает в себя выполнение следующих основных мероприятий:

1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан;

2. Возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан.

3. Обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения;

4. Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество.

 

7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

 

Между Федеральной службой по труду и занятости и Кабинетом Министров Чувашской Республики заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета в 2016 году на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Чувашской Республики (далее – Субсидия) от 06.07.2016 № 16/2016 (155). В соответствии приложению № 1 Соглашения от 29.12.2016 № 16-1/2016 (155) объем финансового обеспечения на реализацию мероприятий Республиканской программы составляет в 2016 году 154 177,2 тыс. рублей, в том числе 152 888,7 тыс. рублей на реализацию мероприятия в 2016 году и 1 288,5 тыс. рублей на возмещения расходов 2015 года.

Субсидия представляется Чувашской Республике при условии утвержденного нормативного правового акта с перечнем мероприятий (объектов) финансирования и при наличие бюджетных ассигнований Чувашской Республики на обеспечения расходных обязательств (софинансирование).

Законом Чувашской Республики от 08.12.2015 № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» Министерству на реализацию мероприятия Республиканской программы в 2016 году утверждены средства в общей сумме 154 177,2 тыс. рублей, в том числе на мероприятия:

- опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан в общей сумме 27 687,6 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 18 479,4 тыс. рублей и средства республиканского бюджета - 9 208,2 тыс. рублей;

- возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан в общей сумме 32 801,8 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 22 961,2 тыс. рублей и средства республиканского бюджета - 9 840,6 тыс. рублей;

- обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения в общей сумме 89 088,4 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 62 361,9 тыс. рублей и средства республиканского бюджета - 26 726,5 тыс. рублей;

- возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество в общей сумме 4 599,4 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета -  3 219,6 тыс. рублей и средства республиканского бюджета - 1 379,8 тыс. рублей.

Объем бюджетных средств, предусмотренных Законом о бюджете на 2016 год соответствует объему средств, предусмотренному на 2016 год Республиканской программой.

Согласно данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 1 января 2017 года (форма по ОКУД 0503127) кассовое исполнение расходов на выполнение мероприятий Республиканской программы составило 151 114,4 тыс. рублей или 98,0% к бюджетным назначениям.

Анализ использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Республиканской программы за 2016 год, приведен в таблице № 1.

Таблица № 1
(тыс. рублей)

п/п

Основное

мероприятие

Источник финансирования

Утверждено

Кассовое исполнение

+ -

1

2

3

4

5

6

 

Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан

ФБ

18 479,4

18 470,6

8,8

РБ

9 208,2

9 208,2

0,0

2

Возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан

ФБ

22 961,2

21 108,0

1 853,2

РБ

9 840,6

9 278,2

562,4

 

Обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения

ФБ

62 361,9

62 361,9

0,0

РБ

26 726,5

26 726,5

0,0

 

Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество

ФБ

3 219,6

2 587,2

632,4

РБ

1 379,8

1 373,8

6,0

Всего

154 177,2

151 114,4

3 062,8

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 155 «О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и в целях реализации Республиканской программы (Приложение № 7), постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.08.2016 № 332 утверждены:

- Порядок расходования средств, выделяемых на реализацию Республиканской программы;

- Правила предоставления в 2016 году средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на опережающее профессиональное обучение и стажировку (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан (далее – Правила опережающего обучения);

- Правила предоставления в 2016 году средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан (далее – Правила возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников);

- Правила предоставления в 2016 году средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения (далее – Правила обеспечения временной занятости работников организаций);

- Правила предоставления в 2016 году средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество (далее – Правила возмещения работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов).

Министерство являясь главным распорядителем средств, направляемых на реализацию мероприятий Республиканской программы осуществляет их распределение на лицевые счета получателей средств на реализацию Республиканской программы - центров занятости населения, открытые в Управлении Федерального казначейства по Чувашской Республике (для учета операций с федеральными средствами) и Министерстве финансов Чувашской Республики (для учета операций с республиканскими средствами).

Контрольно-четной палатой Чувашской Республики проведена проверка использованию бюджетных средств, выделенных Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр занятости населения города Чебоксары» (далее – Центр занятости) в 2016 году в общей сумме 100 078,3 тыс. рублей.

В ходе проверки Центра занятости установлено:

1. Согласно Правил опережающего обучения, целевая субсидия на опережающее обучение предоставляется работодателю на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на оплату стоимости опережающего обучения из расчета на одного обучающегося (расчетная средняя стоимость обучения за один месяц – 30,0 тыс. рублей на одного человека). Выборочная проверка возмещение затрат на опережающего профессионального обучение и  стажировку (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан основным мероприятий Республиканской программы, установлено, что по ООО «Миконт» расчетная средняя стоимость обучения за один месяц на одного человека составила 33,13 тыс. рублей, что на 3,13 тыс. рублей выше норматива, установленного Правилами опережающего обучения.

2. В рамках опережающего профессионального обучения установлены факты выплаты стипендий лицам, которые в итоге не завершили обучения (не получили удостоверение, свидетельство), в связи с их увольнением. Стипендия им выплачена за фактическое время обучения. Так 10 человек из общего числа обучающихся в рамках данного мероприятия не завершили учебу (по причине увольнения), при этом им выплачена стипендия в сумме 32,2 тыс. рублей. Таким образом, средства выделенные на возмещение расходов на выплату стипендий, использованы неэффективно, так как не послужили достижению целей мероприятия Республиканской программы.

3. Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в ходе контрольного мероприятия направлен запрос от 18.04.2017 в Пенсионный фонд Российской Федерации по Чувашской Республики - Чувашии, в части подтверждения перечисления внебюджетных платежей  работодателями (участниками Республиканской программы), получивших возмещение затрат на оплату труда в рамках Республиканской программы. Согласно данным Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республики – Чувашии (далее - ПФР), установлено, что на момент контрольного мероприятия данные о начислении и перечислении в ПФР отсутствуют у трех работодателей на 19 работников. Общая сумма возмещения затрат на оплату труда трем работодателям по 19 работникам составила 376,0 тыс. рублей.

Согласно пункта 2.1.6 договоров, заключенных Центром занятости с работодателями, они должны обеспечить своевременную оплату взносов в государственные внебюджетные фонды (в том числе в ПФР) и несут ответственность за полноту и достоверность предоставляемых документов (пункт 4.3. договора). На момент проверки информация о начислении и перечислении взносов в ПФР в 4 квартале 2016 года по вышеуказанным трем работодателям отсутствует.

4. Центром занятости с двумя работодателями (юридические лица) заключены договора о предоставлении целевой субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) при реализации программ развития организации (в том числе программ, направленных на импортозамещение, инновации, развитие персонала) или бизнес-плана на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан на сумму 723,7 тыс. рублей на сумму 507,3 тыс. рублей соответственно. В ходе контрольного мероприятия установлено, что данные работодатели входят в одну торговую сеть магазинов. При этом в 4 квартале 2016 года работники  увольняются от одного из работодателей и, зарегистрировавшись в Центре занятости как безработные, в последующем трудоустраиваются по своей же специальности у второго работодателя.

Исходя из вышеизложенного Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что не достигнута основная цель Республиканкой программы в части принятия превентивных мер по снижению риска возникновения негативных социально-экономических последствий увольнения работников. Так как перемещения работников в короткий срок (1-2 недели) в одной торговой сети магазинов из одного магазина в другой не является работой по снижению напряженности на рынке труда и никаким образом не повлияло на увеличение или снижения уровня безработицы. Соответственно, средства выделенные, использованы неэффективно.

Министерство является ответственным исполнителем Республиканской программы. В нарушение приложения № 7 Республиканской программы и статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министерством не в полной мере исполняются полномочия в части осуществления внутреннего финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных в рамках реализации мероприятий Республиканской программы.

Министерством в рамках Соглашения от 16.07.2016 № 16-2016 (155), предоставлен в Федеральную службу по труду и занятости отчет о достижениях показателей результативности по состоянию на 31 декабря 2016 года, который приведен в таблице № 2.

Таблица № 2

№ п/п

Наименование мероприятия

(наименование показателя)

План

Факт

1

2

3

4

1

Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан (человек)

1217

1344

2

Возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан (человек)

1000

1466

3

Обеспечение временной занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), (человек)

2448

4181

4

Возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество (человек)

30

50

5

Численность работников, находящихся под риском увольнения (человек)

7876

6078

6

Уровень регистрируемой безработицы (процентов)

0,8

0,77

7

Коэффициент напряженности на рынке труда (единиц)

0,6

0,46

 

Министерством предоставлены расчеты таких показателей как «Стабилизация общей безработицы»,  «Уровень регистрируемой безработицы»,  «Коэффициент напряженности на рынке труда» и «Численность работников, находящихся под риском увольнения». Согласно отчетным данным Министерства (приложение № 4 к Соглашению от 06.07.2016 № 16/2016 (155) все целевые индикаторы (показатели) Республиканской программы исполнены в полном объеме.

 

8. Выводы:

1. Законом Чувашской Республики от 08.12.2015 № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» Министерству на реализацию мероприятия Республиканской программы в 2016 году утверждены средства в общей сумме 154 177,2 тыс. рублей или 100,0% от объема средств, предусмотренных паспортом Подпрограммы. Кассовое исполнение расходов на выполнение мероприятий Республиканской подпрограммы составило в общей сумме 151 114,4 тыс. рублей или 98,0% к бюджетным назначениям.

2. В нарушение Правил опережающего обучения, расчетная средняя стоимость обучения за один месяц на одного человека по ООО «Миконт» составила 33,13 тыс. рублей, что на 3,13 тыс. рублей выше утвержденного норматива.

3. В рамках опережающего профессионального обучения установлены факты выплаты стипендий лицам, которые в итоге не завершили обучения (не получили удостоверение, свидетельство), в связи с их увольнением. Стипендия им выплачена за фактическое время обучения. Так 10 человек из общего числа обучающихся в рамках данного мероприятия не завершили учебу (по причине увольнения), при этом им выплачена стипендия в сумме 32,2 тыс. рублей.

3. Согласно условиям договоров, заключенных Центром занятости с тремя работодатели, они должны обеспечить своевременную оплату взносов в государственные внебюджетные фонды (в том числе в ПФР) и несут ответственность за полноту и достоверность предоставляемых документов. На момент контрольного мероприятия информация о начислении и перечислении взносов по 19 работникам в Пенсионный фонд Российской Федерации по Чувашской Республики – Чувашии (согласно данным ПФР) в 4 квартале 2016 года по вышеуказанным трем работодателям отсутствует. Общая сумма возмещения затрат на оплату труда трем работодателям по 19 работникам составила 376,0 тыс. рублей.

4. Центром занятости с двумя работодателями (юридические лица) заключены договора о предоставлении целевой субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) при реализации программ развития организации (в том числе программ, направленных на импортозамещение, инновации, развитие персонала) или бизнес-плана на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан на сумму 723,7 тыс. рублей на сумму 507,3 тыс. рублей соответственно.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что данные работодатели входят в одну торговую сеть магазинов. При этом в 4 квартале 2016 года работники  увольняются от одного из работодателей и, зарегистрировавшись в Центре занятости как безработные, в последующем трудоустраиваются по своей же специальности у второго работодателя.

Исходя из вышеизложенного Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что не достигнута основная цель Республиканкой программы в части принятия превентивных мер по снижению риска возникновения негативных социально-экономических последствий увольнения работников. Так как перемещения работников в короткий срок (1-2 недели) в одной торговой сети магазинов из одного магазина в другой не является работой по снижению напряженности на рынке труда и никаким образом не повлияло на увеличение или снижения уровня безработицы. Соответственно, средства выделенные, использованы не эффективно.

5. Министерство является ответственным исполнителем Республиканской программы. В нарушение приложения № 7 Республиканской программы и статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министерством не в полной мере исполняются полномочия в части осуществления внутреннего финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных в рамках реализации мероприятий Республиканской программы.

6. Все целевые индикаторы Республиканской программы, предусмотренные Соглашению от 06.07.2016 № 16/2016 (155), исполнены в полном объеме.

 

9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия поступили от:

1. Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики;

2. Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр занятости населения города Чебоксары».

 

10. Предложения (рекомендации):

1. Направить отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственный Совет Чувашской Республики.

2. Направить представления Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в Министерство труда и социального развития Чувашской Республики.

3. Направить материалы контрольно мероприятия в Прокуратуру Чувашской Республики и в Министерство внутренних дел по Чувашской Республики.

 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики                                                                                   Д.А. Иванов