Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия ЧувашскойРеспублики «Чувашавтотранс» за 2014-2016 годы»

УТВЕРЖДАЮ
Председатель
 Контрольно-счетной палаты
         Чувашской Республики
    ___________ С.И.Аристова
          "24" мая  2017 года

 

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия ЧувашскойРеспублики «Чувашавтотранс»  за 2014-2016 годы»

 

1. Основание для проведения контрольного мероприятия:  п. 2.7. Плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2017 год,  обращение прокуратуры Чувашской Республики от 10.03.2017 № 72-35-2017.

1.1.   В целях установления причин неудовлетворительной финансовой ситуации в ГУП ЧР «Чувашавтотранс» прокуратурой Чувашской Республики в марте т.г.  с привлечением специалистов правоохранительных и контролирующих органов была организована комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности ГУП ЧР «Чувашавтотранс»  за 2014 - 2016 годы.

В рамках проверки организованной прокуратурой Чувашской Республики специалистами:

1) Министерства финансов Чувашской Республики проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности указанного унитарного предприятия за 2014-2016 годы, в ходе которой в частности проверены следующие вопросы:

- эффективность использования субсидий, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики на закупку ГСМ, газомоторной техники, возмещения затрат, связанных с перевозкой льготных категорий граждан по социально-значимым маршрутам, соблюдение условий предоставления данных субсидий, установленных правилами их предоставления, а также соглашениями, заключенными с Минтрансом Чувашии;

- осуществления предприятием закупок товаров, работ, услуг для собственных нужд, в том числе проверка обоснованности начальных (максимальных) цен на закупаемую продукцию;

- оценка обоснованности производимых предприятием расчетов размера недополученных доходов за 2014-2015 г.г. в результате перевозки льготных категорий пассажиров, а также размера убытков за 2014-2017 годы в результате перевозки пассажиров по установленным тарифам.

2) Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики проверены вопросы выполнения программы деятельности предприятия и показателей экономической эффективности деятельности предприятия,  соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности, заработной платы работников предприятия, анализ договорных отношений с контрагентами, в том числе заключенных агентских соглашений, а также анализ заключенных договоров аренды

3) Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики проверены вопросы оценки обоснованности передачи маршрутов третьим лицам и обоснованности установленной цены,  законности фактов сдачи третьим лицам и получения предприятием от третьих лиц в аренду (субаренду) транспортных средств, анализа работы руководства предприятия по оптимизации расходов и сокращению убытков и др.

4) Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики проверены вопросы  обоснованности принятых решений о повышении заработной платы работникам и размеру, связанному с этим дополнительных расходов  предприятия.

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативно-правовые, учредительные документы, бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетности, первичные бухгалтерские и финансовые документы.

3. Объект контрольного мероприятия: государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашавтотранс».

4. Проверяемый период деятельности:  2014 -2016  годы.

5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 13 по 29 марта 2017 года.

6. Краткая информация об объекте контрольного мероприятия:

Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики  (далее – Предприятие)  создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.08.1996 №224 «О создании государственного объединения  «Чувашавтотранс».

Юридический адрес Предприятия: 428031, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И.Яковлева, дом 37.

 

7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

7.1.Анализ правовых  актов Предприятия,  регламентирующих вопросы оплаты труда работников предприятия, обоснованность  решений о повышении заработной платы работникам и определение  размера собственных средств предприятия, связанного с этим дополнительных расходов на оплату труда работников,  за 2014-2016 годы

 

В соответствии со статьями 143,144 и 145 Трудового кодекса РФ на предприятии применяется тарифная система оплаты труда, которая включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты исходя из тарификации работ. Тарифная система оплаты труда устанавливается  коллективным договором, локальными нормативными актами  принятыми в соответствии с трудовым законодательством с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также  с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Порядок оплаты труда, стимулирующие и компенсационные выплаты, регулирование социальных гарантий  работников  ГУП ЧР «Чувашавтотранс» (далее - Предприятие)  в проверяемом периоде определялись  коллективным договором на 2011-2014 годы (зарегистрирован отделом социальной защиты населения  Ленинского района г. Чебоксары №04-13-0/687 от 27 сентября 2011 г.),  с учетом дополнительных соглашений № 1-4.  Действие коллективного договора  было продлено  дополнительным соглашением  № 1 от 03.09.2014  на 3 года.

На основании дополнительного соглашения №3 от 08.08.2015  к коллективному договору (зарегистрировано  08.12.2015 в Администрации г. Чебоксары)  была принята программа поэтапного увеличения минимальной тарифной ставки, в соответствии с которой, минимальная тарифная ставка рабочих Iразряда устанавливается с 1 марта 2016 года в размере  5300 рублей, с 01 октября 2016 года - 6648 рублей. 

     

7.2.  Анализ основных производственных показателей, среднесписочной численности работников и расходов на оплату труда      

    

В ходе проверки проведен анализ выполнения производственных показателей Предприятия в динамике за 2014-2016 годы, который свидетельствует, что  за 2016 год выручка по сравнению с 2014 годом снизилась на 6,4 %,  по сравнению с 2015 годам - на 3,8%, в 2015 году по сравнению с 2014 годом - на 2,7 процента.  В том числе выручка от пассажирских перевозок за 2016 год по сравнению с 2014 годом снизилась на 16,3 %,  в сравнении с предыдущим годом снизилась на 73 073,0 тыс.  рублей или на 12,2%, в 2015 году по сравнению с 2014 годом соответственно на  29 131,0 тыс. рублей или на 4,7 процента.

Объем пассажирооборота в проверяемом периоде по сравнению с 2013 годом (364,0 млн. пасс.. км) снизился на 93,7 млн. пасс. км или  на 25,7 процента.

Количество перевезенных пассажиров за 3 года с 2014 года по 2016 год снизилось на 25% (в 2013 году перевезено -26,0 млн. пассажиров, в 2016 году -19,5  млн. пассажиров). 

Расчеты с поставщиками, покупателями и заказчиками за проверяемый период значительно ухудшились:

- допущен значительный рост кредиторской задолженности, которая по сравнению с 2014 годом увеличилась на 43 511,0 тыс. рублей и на 31.12.2015 составила 192 124,0 тыс. рублей.  Кредиторская задолженность на 31.12.2016 по сравнению с 2015 годом увеличилась на 15 346,0 тыс. рублей (на 8%) и составила - 207 470,0 тыс. рублей.

В структуре кредиторской задолженности:

15,5% составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками (32 091,0 тыс. рублей),

9,4% - по налогам и сборам (19 465,0 тыс. рублей),

34,9% - перед внебюджетными фондами (72 415,0 тыс. рублей),

28,5% - перед персоналом организации (58 930,7 тыс. рублей);

Дебиторская задолженность Предприятия  по состоянию на 31.12.2016  по сравнению с аналогичной датой предыдущего года увеличилась на 8 351,0 тыс. рублей (на 27,2 %) и составила 39 000 тыс. рублей. В 2016 году допущен опережающий темп роста дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью на 19,2 процента. 

Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками  в 2016 году снизилась на 21 873,0 тыс. рублей,  при этом в истекшем году допущен рост кредиторской задолженности перед персоналом организации на 13 464,0 тыс. рублей (на 29,5%), а также по расчетам перед внебюджетными фондами - на 20 578,0 тыс. рублей (на 39,7%).

    

7.3. Анализ начисленной заработной платы и среднесписочной численности работников

 

В целом по Предприятию начисленная заработная плата по всем основаниям в 2014 году составила 304 943,7 тыс. рублей (40,3 % всех доходов), в 2015 году - 303 614,8 тыс. рублей (41,2 % всех доходов), в 2016 году - 291 990,6 тыс. рублей (41,2 % всех доходов).

За 2015 год начисленная заработная плата работникам  по сравнению с 2014 годом  снизилась на 1 328,9  тыс. рублей или на 0,4 %. В  2016 году объем начисленной заработной платы по всем основаниям снизился по сравнению с 2014 годом на 4,2%, по сравнению с 2015 годом - на 11 624,2 тыс. рублей или на 3,8%.

Затраты по оплате труда работников, занятых пассажирскими  перевозками, в 2014 году составили 271 298,7 тыс. рублей, в 2015 году - 274 603,2 тыс.  рублей, в 2016 году - 260 366,0 тыс. рублей.  Рост оплаты труда работников занятых пассажирскими перевозками в 2015 году составил 101,2 % к уровню 2014 года, в 2016 году - 96,0 % к уровню 2014 года.

Расходы на содержание ИТР и аппарата Управления в 2016 году составили 47 427,4 тыс. рублей (17%  всех расходов), которые по сравнению с 2015 годом снизились на 2 084,3 тыс. рублей, водителей - 136 265,0 тыс. рублей (48,9%) и снизилась на 11 993,0 тыс. рублей, кондукторов  - 28 285,7 тыс. рублей (10,2%) и снизились на 2 942,7 тыс. рублей, ремонтных рабочих - 32 227,3 тыс. рублей (11,6%), вспомогательных и подсобно-эксплуатационных рабочих -30 046,0 тыс. рублей (10,8%).

7.3.1. Проверкой установлено, что расходы Предприятия на выплату премий и вознаграждений в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличились на 8 608,9 тыс. рублей или на 18,1% в основном по работникам Чебоксарского ПАТП.  

Так, на основании приказа директора Чебоксарского ПАТП  - филиала Предприятия  от  30.05.2014 № 130  утверждены Временные положения об оплате труда и премирования водителей автобусов, работающих на городских и внегородских маршрутах, контролеров, вспомогательных и подсобно-эксплуатационных рабочих, об оплате труда кондукторов и  ремонтных рабочих,  согласно которым были увеличены премий водителям за выполнение плановых показателей по сбору доходов, показателей производительности автобусов, эффективности использования подвижного состава:

по водителям автобусов, работающих на внегородских маршрутах:

1)за выполнение сменно-суточного задания по сбору выручки производится премирование от тарифной ставки за фактическое отработанное время  в зависимости от марки автобуса:

автобусы ПАЗ, Богдан   премии установлен в размере  10% (ранее -5%);

автобусы КАВЗ, ЛиАЗ, ГолАз, НефаЗ, Волжанин  в размере 20% (ранее -10%).

2) за выполнение месячного плана по сбору доходов от маршрутных перевозок производится  премирование от тарифной ставки за фактическое отработанное время  в зависимости от марки автобуса:

автобусы ПАЗ, Богдан  размер премии увеличен с 15% до 25%;

автобусы КАВЗ, ЛиАЗ, ГолАз, НефаЗ, Волжанин  - с 30% до 50%.

3) за непревышение планового простоя автобуса, в зависимости от пробега автобуса с начала эксплуатации, производится премирование от тарифной ставки за фактически отработанное на каждом конкретном автобусе время в следующих размерах:

при пробеге до 300 тыс. км и минимальном простое автобуса в 2 дня размер премии установлен 10% (ранее -0%);

 при пробеге от 300 тыс. км до 500 тыс. км и минимальном простое автобуса в 4 дня - размер премии установлен 20% (ранее -8%);

при пробеге свыше 500 тыс. км и минимальном простое автобуса в 8 дней размер премии установлен 25% (ранее -10%);

4) за выполнение обязанностей кондуктора при работе с мобильной транспортной картой (МТК) -50 коп. за одну транзакцию с транспортных карт всех типов безналичной оплаты проезда (ранее -20 коп.);

по водителям автобусов, работающих на городских маршрутах:

 1)за выполнение сменно-суточного задания по сбору выручки производится премирование от тарифной ставки за фактическое отработанное время  в зависимости от марки автобуса:

автобусы ПАЗ, Богдан  размер премии увеличен с 5% до 10%;

автобусы КАВЗ, ЛиАЗ, ГолАз, НефаЗ, Волжанин - с 25% до 40%.

2) за выполнение месячного плана по сбору доходов от маршрутных перевозок производится  премирование от тарифной ставки за фактическое отработанное время  в зависимости от марки автобуса:

автобусы ПАЗ, Богдан  размер премии увеличен с 20% до 30%,;

автобусы КАВЗ, ЛиАЗ, ГолАз, НефаЗ, Волжанин  - с 40% до 60%.

3) за не превышение планового простоя автобуса, в зависимости от пробега автобуса с начала эксплуатации, производится премирование от тарифной ставки за фактически отработанное на каждом конкретном автобусе время в следующих размерах:

при пробеге до 300 тыс. км и минимальном простое автобуса в 2 дня размер премии установлен 10% и 20% в зависимости от марки автобуса (ранее -0%);

 при пробеге от 300 тыс. км до 500 тыс. км и минимальном простое автобуса в 4 дня размер премии установлен 20% и 40% (ранее 8% и 15%);

при пробеге свыше 500 тыс. км и минимальном простое автобуса в 8 дней размер премии установлен 25% и 50%  (ранее -10% и 20%);

4) за выполнение обязанностей кондуктора при работе с мобильной транспортной картой (МТК) -50 коп. за одну транзакцию с транспортных карт всех типов безналичной оплаты проезда (ранее - 20 коп.).

Премирование кондукторов автобусов за выполнение месячного плана доходов производилось от фактической выручки в следующих размерах: городские маршруты  №№ 101,146, 161, 204  - 5% (ранее -0%), пригородные маршруты -3,5% (ранее 2%) и другие.

Расходы на выплату премий и вознаграждений  в 2015 году по сравнению с 2014 годом только по указанному  филиалу увеличились на  9 015,2 тыс. рублей.

Рост  премиальных водителям за выполнение контроля стоимости кассового билета составил  -168,4%, за выполнение обязанностей кондуктора и контролера при посадке пассажиров на внегородских маршрутах -169,9%,  за выполнение ежедневного задания на внегородских маршрутах -177,7%, за сверхплановые доходы на внегородских маршрутах -186,4%, за выполнение плана по внегородским маршрутам -193,5 %,  кондукторам на пригородных маршрутах - 171,6 %,  выплаты материальной помощи к 50-ти, 55-ти, 60-тилетиям работников -164,2%.

Увеличение размеров премий по Чебоксарскому ПАТП в 2015 году  произведено при отсутствии источника их выплаты, без увязки с выполнением производственных показателей  в целом по Предприятию. Так, фактический объем по перевозке пассажиров в 2015 году составил 22,7 млн. чел., или 98,7% к уровню 2014 года, пассажирооборот - 16,6 млн. пасс. км, или 98,4 процента.

 

7.3.2. Несмотря на снижение производственных показателей, убыточную деятельность предприятия, отсутствие источников выплаты зарплаты и уже имеющуюся просроченную задолженность по заработной плате работникам, Предприятием  в 2016 году  увеличена заработная плата работников, занятых пассажирскими перевозками. Расходы на оплату труда работников в связи с индексации тарифной ставки рабочих I разряда  увеличились в 2016 году на 13 591,1 тыс. рублей. 

 

7.3.3. В 2015-2016 годах наблюдается тенденция нарастания задолженности по заработной плате работников. Так, кредиторская задолженность перед персоналом организации составляла:

- на 31.12.2014 -25 992,0 тыс. рублей, в том числе просроченной задолженности нет;

- на 31.12 2015 - 45 685,0 тыс. рублей, в том числе просроченная задолженность -18 867,0 тыс. рублей;

- на 31.12.2016 - 58 930,7 тыс. рублей, в том числе просроченная задолженность - 35 874,0 тыс. рублей.

В нарушение положений ст. 855 Гражданского кодекса РФ об очередности списания денежных средств со счета в ряде случаев  выручка от реализации продукции, работ, услуг  направлялась на погашение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, а не на погашение просроченной задолженности по оплате труда работников.

Так, за 2016 год просроченная задолженность по заработной плате увеличилась на 17 007,0 тыс. рублей или на 90,1 процентов. Одновременно с этим кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками за 2016 год  снизилась на 21 873,0 тыс. рублей.  

В  2014 - 2016 годах  Предприятием были заключены ряд договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предоставлению в аренду транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа  по маршрутам регулярных перевозок, договора возмездного оказания услуг по управлению транспортными средствами и другие.

 Анализ расчетов с перевозчиками показывает, что часть выручки от перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок минуя расчетный счет Предприятия направлялась на погашение взаимной задолженности и иные цели:

1) по ИП Павлову В.А. -10 394,4 тыс. рублей, в том числе:

- по договору № 15-716/12 от 16.01.2016  за аренду транспортных средств с экипажом  на погашение кредиторской задолженности Предприятия перед филиалом «Марий ЭЛ ПАО Т-Плюс « за тепловую энергию в сумме 37,0 тыс. рублей (бухгалтерская справка № 71 от 30.01.2016);

-  зачет взаимной задолженности за сентябрь 2016 г.  по агентскому договору  № 16-321/1 у от 23.08.2016 и задолженности по услугам за  аренду транспортных средств с экипажем, услуг по управлению транспортными средствами 01.10.2016 на сумму 3 115,0 тыс. рублей;

- зачет взаимной задолженности за 4 квартал 2016 г.  по агентскому договору  № 16-321/1 у от 23.08.2016 и задолженности по услугам  за  аренду транспортных средств с экипажем, услуг по управлению транспортными средствами 01.10.2016 на сумму 7 242,4 тыс. рублей (всего 10 394,4 тыс. рублей).

2) по ООО  «Речпорт  - Авто» - 9 421,4  тыс. рублей, в том числе:

- зачет взаимной задолженности по договору управления транспортными от 17.08.2016 № 16-225/1-у и агентскому договору № 16-226/1-у от 17.08.2016  (бухгалтерская справка от 30.09.2016 -643,5 тыс. рублей,  от 31.10.2016 -973,6 тыс. рублей, от 31.12.2016 -1 894,4 тыс. рублей);

- зачет взаимной задолженности  по договору аренды ТС без экипажа от 17.08.2016 № 16-225/1-а и агентскому договору № 16-226/1-у от 17.08.2016  (бухгалтерская справка от 30.09.2016 -1 410,0 тыс. рублей,  от 31.10.2016 – 1 637,4 тыс. рублей,    от 31.12.2016 – 2 862,5 тыс. рублей).

3) ИП Алексеев А.И. -49,6 тыс. рублей, в том числе:

- зачет взаимной задолженности по договору аренды транспортных средств без экипажа от 30.11.2016 № 16-341/1-а от 30.11.2016 (бухгалтерская справка № 723 от 31.12.2016 - 49,6 тыс. рублей).

4)  ИП Андреев М.П. - 30,0 тыс. рублей.

- зачет взаимной задолженности между договорами на аренду ТС без экипажа № 16-271/1-у от 31.10.2016 и договором на управление АТС от 31.10.2016 №16- 273/1-у за декабрь 2016 года на сумму 30,0 тыс. рублей (справка № 745 от 31.12.2016).     

5) ИП Сергеев А.В. - 437,4 тыс. рублей.

- зачет взаимной задолженности между договором на аренду ТС без экипажа № 16-262/1-у от 20.10.2016  и  агентским договором от 20.10.16 № 16-264/1-у за ноябрь, декабрь 2016 года  по бухгалтерской справке от 31.12.2016  на сумму 300,0 тыс. рублей;

- зачет взаимной задолженности между  договором на управление АТС от 20.10.2016 № 16 -263/1-у  и  агентским договором от 20.10.16 № 16-264/1-у

за ноябрь,  декабрь 2016 года по бухгалтерской справке от 31.12.2016 в сумме 137,4 тыс. рублей.   

Таким образом,  в 2016 году  по результатам проведенных взаимозачетов  с указанными перевозчиками выручка в сумме 20 332,8 тыс. рублей не была зачислена на расчетный счет предприятия, и которая не направлена на выплату начисленной заработной платы работникам в установленные сроки. 

    

7.4. Анализ движения среднесписочной  численности работников

       

Предприятием в проверяемом периоде проводилась определенная работа по оптимизации численности работников в рамках принятых Программ финансового оздоровления.

Анализ движения среднесписочной численности работников Предприятия свидетельствует, что по состоянию на 31.12.2014 она составляла 1 708,3 человек,  по состоянию на  31.12.2015 - 1 514 человек,  и которая по сравнению с  2014 годом  снизилась на 194,3  человека или на 11,4 процента. Среднесписочная численность работников по состоянию на 31.12.2016  составила  -            1 297,8 человек и по сравнению с 2015 годом уменьшилась на  216,2 единицы. Всего за 2 года среднесписочная численность работников  по Предприятию сократилась на 410,5 человек или на 24,0 процента.

В целях совершенствования структуры управления Предприятия, оптимизации филиальной системы на основании приказа по Предприятию от 05.08.2014 №05-02/123 было принято решение с 05.11.2014 о ликвидации  Цивильского АТП – филиала Предприятия, и создании на базе имущественного комплекса Цивильскую автоколонну Чебоксарского ПАТП (сокращено 2 единицы ИТР).

В соответствии с приказом Предприятия от 13.04.2015 № 80-к  принято решение о ликвидации с 20 июня 2015 года  Новочебоксарского ПАТП - филиала Предприятия и создании на базе имущественного комплекса ликвидируемого филиала Новочебоксарской автоколонны Чебоксарского ПАТП (сокращено 14  единиц ИТР).

В соответствии с приказом Предприятия от 09.04.2015 № 79 -к принято решение о ликвидации с 15 июня 2015 г.  Козловского АТП  -  филиала Предприятия с присоединением имущественного комплекса к Урмарскому  АТП –филиалу Предприятия (сокращено 7  единиц  ИТР).        

На основании приказа Предприятия от 21.10.2016 № 142 «Об изменении определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технических условий труда»  Предприятием прекращено осуществление деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования через обособленные подразделения  - филиалы в г. Ядрин, г. Шумерля, г. Алатырь, г. Урмары с передачей функций по осуществлению пассажирских перевозок в Чебоксарский ПАТП - филиал Предприятия.         

С 01 октября 2016 г. исключены из штатных расписаний:  филиала Алатырского  АТП   - 56 штатных единиц,  филиала  Ядринского АТП  -73 единицы, филиала Урмарского АТП – 76,25 единицы,  филиала Шумерлинского  ПАТП  - 86 единиц. Всего по 4 филиалам Предприятия из штатных расписаний исключены 291,25 единиц.

По аппарату Управления Предприятия в проверяемом периоде штатная численность работников сократилась с 57 до 32 единиц.  Если по штатному расписанию Аппарата Управления (приказ от 07.07.2014 № 31-л) штатная численность с 01.07.2014 была утверждена в количестве 57 единиц с месячным фондом оплаты труда - 1081,1 тыс. рублей, по штатному расписанию с 22.06.2016  - 39 единиц (приказ от 17.06.2016 № 77-к), по штатному расписанию с  01.12.2016 - 32 единицы с месячным ФОТ в сумме 703,5 тыс. рублей (приказ от 25.11.2016 № 190-к).

Таким образом, в целях оптимизации расходов всего было сокращено 410,5 человек,  однако процесс оптимизации численности работников длился в течение 3-х лет.

Несмотря на то, что за 2 последних года среднесписочная численность работников  по Предприятию сократилась на 410,5 человек или на 24,0%, при этом начисления заработной платы за проверяемый период снизились на 4,2 %, в том числе  в 2015 году начисления по зарплате составляли  - 99,6% к уровню 2014 года, а в 2016 году - 96,2% к уровню 2015 года.

В связи с высвобождением работников в порядке ликвидации и сокращения штатной численности расходы по выходному пособию, связанному с увольнением работников, в 2014 году составили  124,3 тыс. рублей, в 2015 году - 607,6 тыс. рублей, в 2016 году - 1 239,6 тыс. рублей, что составило 0,04%, 0,2% и 0,4% соответственно к начисленным суммам заработной платы в указанные периоды.

Неэффективные расходы Предприятия по денежной компенсации, начисленной работникам, в связи невыполнением работодателем обязанностей по своевременной выплате заработной платы работникам за выполнение трудовых обязанностей, за проверяемый период  составили 3 496,4 тыс. рублей, в том числе в 2014 году -408,7 тыс. рублей, в 2015 году - 574,1 тыс. рублей,  в 2016 году -2 513,6 тыс. рублей. 

В связи с  принятием решения об установлении тарифной ставки  рабочих  I  разряда  в более поздние сроки, расходы Предприятия  по удовлетворенным в судебном порядке искам работников о взыскании заработной платы в связи с перерасчетом разница между тарифами в 2016 году составили 178,7 тыс. рублей. Так,  в  2016 году работниками поданы  иски в суды общей юрисдикции о взыскании заработной платы с Предприятия в виде разницы между тарифами, установленными федеральным и  региональным отраслевыми соглашениями,  и тарифами, установленными коллективным договором Предприятия. 

Ленинским народным судом г. Чебоксары  вынесены  решения о взыскании с работодателя недоначисленной заработной платы по 5 работникам  на общую сумму 178,7 тыс. рублей,  компенсации за несвоевременную выплату заработной платы -2,9 тыс. рублей, компенсации морального вреда -23,0 тыс.  рублей,  расходов на оплату услуг представителей  - 22,0 тыс. рублей, а также о взыскании с ответчика государственной пошлины -7,9 тыс. рублей. 

По вступившим в силу решениям суда 3 работниками предъявлены к принудительному  исполнению исполнительные листы о взыскании  с Предприятия заработной платы, компенсационных и судебных расходов на общую сумму 147,8 тыс. рублей.

Таким образом, по результатам проверки установлено, что дополнительные расходы Предприятия в проверяемом периоде составили 25 875,1 тыс. рублей,  в том числе связанных с:

- не правомерными действиями руководства Предприятия по несвоевременной выплате работникам начисленной заработной платы, индексации тарифной ставки рабочих 1 разряда, - 3 675,1 тыс. рублей;

- принятым в 2014 году решением по увеличению размера премий работникам Чебоксарского ПАТП   -  8 608,9 тыс. рублей;

- решением о поэтапном повышении в 2016 году заработной платы работникам в части тарифной составляющей - 13 591,1 тыс. рублей.

В результате чего, по состоянию на 15 марта 2017 г. просроченная кредиторская задолженность по оплате труда работников составила свыше 3-х месяцев на общую сумму 68 000,0 тыс. рублей (частично за ноябрь 2016 года, полностью за декабрь  2016 г., январь-февраль 2017 г.).

 

7.5. Анализ действующей системы оплаты труда работников

        

Установлены недостатки в действующем коллективном договоре, так и в Положениях об оплате труда аппарата Управления:

1. отсутствие взаимосвязи между оплатой труда административно-управленческого персонала, ИТР и выполнением показателей программы финансово-хозяйственной деятельности Предприятия;

2. не определены конкретные источники дополнительных выплат в виде единовременного вознаграждения при увольнении работника в связи с выходом на пенсию, единовременной материальной помощи  на юбилейные даты, предусмотренные пунктами 9.4 и  9.4.6. Коллективного договора.

При отсутствии источника (чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль организаций) в 2014 - 2016 годах работникам были произведены выплаты:

- единовременного вознаграждения  при выходе на пенсию работников -   2  489,5 тыс. рублей (по Чебоксарскому ПАТП за  2014 год -372,1 тыс. рублей, за 2015 год -667,5 тыс. рублей, 2016 год -1293,8 тыс. рублей, по Канашскому филиалу за  2016 год -147,3 тыс. рублей, по  Ядринскому  филиалу за  2014 год  -8,8 тыс. рублей);

- единовременной материальная помощи, в связи с юбилейными датами работников, - 777,4 тыс. рублей (по Чебоксарскому ПАТП за  2014 год -151,2 тыс. рублей, за 2015 год -239,5 тыс. рублей, за 2016 год -307,6 тыс. рублей, по  Шумерлинскому  филиалу за 2014 год -79,1 тыс. рублей. Всего на сумму 3 266,9 тыс. рублей.

Выборочно проверена правильность начисления заработной платы и обоснованность доплат в праздничные дни, за работу в ночные смены,  доплат за увеличение объема работ по Управлению Предприятия за январь 2014 года по  76 лицевым счетам работников, за январь 2015 года - 60, по Чебоксарскому ПАТП за  январь 2014 года -114, за январь 2015 года -105, за январь 2017 года -75 лицевым счетам. Нарушений не установлено.

Проверкой оплаты труда  руководителей Предприятия установлено, что генеральному директору по результатам работы за 2014 -2015 годы  вознаграждение  не выплачивалось, заместителям генерального директора, главному бухгалтеру премии не начислялись.

Пунктом 3.3 Трудового договора с руководителем Предприятия от 16 июня 2014 года определено, что в случае, если руководитель не обеспечил своевременную и полную выплату работникам предприятия заработной платы  в установленные сроки премии, доплаты, компенсации, вознаграждение к нему не применяется до момента полного погашения задолженности работникам по этим видам выплат  за отчетный период. 

Несмотря на это, а также при наличии задолженности по оплате труда в целом по Предприятию на 1 июня 2015 года в сумме 25 062,3 тыс. рублей генеральному директору в июне 2015 года была произведена выплата материальной помощи  к отпуску в сумме  52 000 рублей. 

Проверкой установлено, что генеральным директором не выполнены обязательства, предусмотренные пунктом 2.1. трудового договора от 16.06.2014, в части обеспечения своевременной выплаты заработной платы, надбавок, пособий и иных выплат работникам предприятия в установленном порядке. При этом, ему в апреле и ноябре 2015 года была начислена и выплачена при увольнении денежная компенсация при неполной выплате в установленный срок заработной платы  в сумме 1 590,28 рублей.

Проверкой ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу работников, допущенных к государственной тайне на постоянной основе,  установлено, что согласно номенклатуре должностей Предприятия, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне в проверяемом периоде оформлены 6 должностей, из них со степенью секретности «совершенно секретно» - 4,  со степенью «секретно» - 2.  Обоснованность установления надбавок за 2014 - 2016 годы проверена по всем работникам, допущенным к государственной тайне. Ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу начислялась на основании приказов руководителя.

В тоже время на основании приказа руководителя Предприятия с 25 февраля 2014 года установлена надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 15% директору Канашского ПАТП. При этом, указанная должность номенклатурой должностей Предприятия, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне,  в указанный период не была  предусмотрена. В период с 25 февраля по 12 мая 2014 года указанному работнику  начислена и выплачена надбавки к должностному окладу за секретность в сумме 10 847,40 рублей.  Проведена проверка начисления ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж работы работнику структурного подразделения по защите государственной тайны - главному специалисту по транспортной безопасности.  При стаже работы более 1 года выплата осуществлялась в размере 10% к должностному окладу, без нарушений.         

       

7.6. Справка о результатах проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности  ГУП ЧР «Чувашавтотранс» от 29 марта 2017 года направлена письмом Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики № 02-02/298 от 05.04.2017 в Прокуратуру Чувашской Республики.       

 

8.  Выводы:

 

1. Анализ выполнения основных производственных показателей Предприятия за 2014-2016 годы свидетельствует о значительном их ухудшении за проверяемый период:

- выручка за 2016 год по сравнению с 2015 годом снизилась на 3,8%,  за  2015 год  - на 2,7%;

- объем пассажирооборота снизился на 93,7 млн. пасс. км или  на 25,7% по сравнению с 2013 годом (364,0 млн. пасс.. км);

- количество перевезенных пассажиров за 3 года с 2014 года по 2016 год снизилось на 25%. (в 2013 году перевезено -26,0 млн. пассажиров, в 2016 году   -19,5  млн. пассажиров).

2. В рамках оптимизации численности работников Предприятия среднесписочная численность работников за 2 последних года сократилась на 24 %  (на 410,5 человек),  однако начисления заработной платы снизились всего лишь на 4,2%, а среднемесячная зарплата за этот период возросла на 19,6%.

Несмотря на то, что уже в 2014 году в Программе финансового оздоровления ГУП ЧР «Чувашавтотранс» были предусмотрены мероприятия по оптимизации численности работников Предприятия и сокращению филиалов, фактически эта работа была затянута до 2016 года.

3. В результате принятия руководством Предприятия решений о выплате заработной платы в повышенных размерах, включая стимулирующие выплаты,  при отсутствии источников их выплаты дополнительные расходы на оплату труда составили за проверяемый период 108 227,5 тыс. рублей (2015 год = 42377,7 тыс. рублей ( 296590,0 - 1514,9*13984*12), 2016 год = 65849,8 тыс. рублей (283631,0-1297,8*13984*12), что явилось одной из основных причин образования задолженности перед персоналом  - 58 930,7 тыс. рублей на 31.12.2016, в том числе просроченная задолженность - 35 874,0 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Увеличение заработной платы привело к необоснованному увеличению расходов за счет средств предприятия. Действия руководства предприятия об увеличении заработной платы были приняты при отсутствии финансовых возможностей, что подтверждено данными о фактическом остатке денежных средств в кассе предприятия и отсутствии прибыли.

4. В нарушение положений ст. 855 Гражданского кодекса РФ об очередности списания денежных средств со счета Предприятием допускаются факты направления выручки от реализации продукции, работ, услуг на погашение кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, а не на погашение просроченной задолженности по оплате труда работников. Так, за 2016 год просроченная задолженность по заработной плате увеличилась на 17 007,0 тыс. рублей или на 90 %, одновременно с этим кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками за истекший год снизилась на 21 873,0 тыс. рублей.

5.  Предприятием  допускались  факты направления выручки без зачисления ее на расчётный счет на погашение кредиторской задолженности частных перевозчиков по  агентским договорам и договорам  аренды транспортных средств, на погашение кредиторской задолженности перед поставщиками тепловой энергии – в 2016 году на общую сумму 20 332,8 тыс. рублей, что также сказалось на рост задолженности по заработной плате. 

6. В локальных актах Предприятия и его филиалов, регулирующих вопросы оплаты труда и премирования работников, не предусмотрена зависимость между оплатой труда и выполнением показателей программы финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия.

Так, подобные недостатки установлены:

- в действующем коллективном договоре и в Положениях об оплате труда работников аппарата Управления, в том числе такие, как отсутствие взаимосвязи между оплатой труда административно-управленческого персонала, ИТР и выполнением показателей программы финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия;

- во Временных положениях об оплате труда и премирования водителей автобусов, контролеров, вспомогательных и подсобно-эксплуатационных рабочих - приказом директора Чебоксарского ПАТП - филиала Предприятия от 30.05.2014 № 130 без должного обоснования и привязки к выполнению производственных показателей в целом по Предприятию вносились изменения, согласно которым были увеличены размеры премии водителям за выполнение плановых показателей по сбору доходов, показателей производительности автобусов, эффективности использования подвижного состава, что привело к увеличению в 2015 году расходов Предприятия на выплату премий и вознаграждений  по работникам указанного филиала на 8 608,9 тыс. рублей.

7. Единовременные выплаты, предусмотренные пунктами 9.4 и 9.4.6. коллективного договора,  в виде вознаграждения при увольнении работника в связи  с выходом на пенсию, материальной помощи на юбилейные даты выплачивались на Предприятии в отсутствие источников для из выплаты - чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль организаций.  В 2014 -2016 годах такие выплаты работникам составили    3 266,9 тыс. рублей, в том числе  выплаты единовременного вознаграждения  при выходе на пенсию - 2  489,5 тыс. рублей,  единовременной материальной помощи в связи с юбилейными датами  - 777,4 тыс. рублей.

8. В  нарушение условий трудового договора от 16.06.2014, заключенного с генеральным директором Предприятия,  предусмотренных пунктом 2.1. в части обеспечения своевременной выплаты заработной платы, надбавок, пособий и иных выплат работникам предприятия в установленном порядке, ему в июне 2015 года неправомерно была произведена выплата материальной помощи к отпуску в сумме 52 000 рублей.

9. Несмотря на отсутствие в 2014 году в номенклатуре должностей Предприятия, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, должности директора Канашского ПАТП –филиалу Предприятия, установлен факт неправомерной выплаты надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, директору Канашского ПАТП –филиалу Предприятия в сумме 10 847,4 рублей.

10. Неэффективные расходы Предприятия, связанные с заработной платой,  за проверяемый период составили - 3 675,1 тыс. рублей, в том числе:

 - по начислению компенсации работникам в связи с несвоевременной выплатой заработной платы за проверяемый период - 3 496,4 тыс.рублей, в том числе  в 2014 году - 408,7 тыс. рублей, в 2015 году - 574,1 тыс. рублей,  в 2016 году - 2 513,6 тыс. рублей, из них  генеральному директору в 2015 году начислена и выплачена при увольнении денежная компенсация - 1 590,28 рублей;

 - по удовлетворенным в 2016 году  в судебном порядке искам работников о взыскании  заработной платы в виде разницы между тарифами  - 178,7 тыс. рублей.

 

9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: не поступали.

 

10. Предложения (рекомендации):

 

1. Направить представление Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в ГУП Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

2. Направить в Государственный Совет Чувашской Республике отчет о результатах проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГУП ЧР «Чувашавтотранс»  за 2014 - 2016 годы.

3. Направить материалы проверки отдельных вопросов в Министерство юстиции и  имущественных отношений Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.

4. Направить информацию о результатах проверки отдельных вопросов деятельности ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

 

Заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики                                                              С.И. Швардаков