Отчет о результатах совместного контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» в части строительства ФАП

 
УТВЕРЖДАЮ
 
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
___________ С.И.Аристова
28  декабря 2017 года

 

 

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» в части строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов, за истекший период 2017 года»

 

1.Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.23 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2017 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 03.11.2017 № 30

2.Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики на  строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики»

3.Объекты контрольного мероприятия: Министерство здравоохранения Чувашской Республики (далее – Минздрав Чувашии),26 модульных фельдшерско-акушерских пунктов Чувашской Республики

4. Проверяемый период деятельности: истекший период 2017 года     

5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 07 ноября по 08 декабря 2017 года.

6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования средств республиканского бюджета  и деятельности объектов контрольного мероприятия:

Минздрав Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере здравоохранения. Положение о Министерстве здравоохранения Чувашской Республики утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.10.2015 № 365.

 

7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

 

1. Краткая характеристика Подпрограммы (цели, задачи, основные мероприятия, объемы и источники финансирования, система организации контроля выполнения программных мероприятий)

 

Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» (далее - Подпрограмма), утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567.

Основными целями Подпрограммы являются: качественное улучшение условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе за счет формирования благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения; формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.

Для достижения поставленных целей поставлены следующие задачи:

- удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;

- повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;

- концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляется или планируется реализация инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса;

- поддержка инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности;

 - поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.

Общий объем финансирования Подпрограммы (с учетом изменений от 23.10.2017) составляет 6 188 218,73 тыс. рублей (в том числе в 2017 году – 1 196 698,76 тыс. рублей), из них средства:

- федерального бюджета – 1 385 557,8 тыс. рублей (22,4%), в том числе в 2017 году – 160 358,10 тыс. рублей;

- республиканского бюджета Чувашской Республики – 3 213 334,7 тыс. рублей (51,9%), в том числе в 2017 году – 881 522,86 тыс. рублей;

- местных бюджетов – 94 947,38 тыс. рублей (1,5%), в том числе в 2017 году – 11 263,6 тыс. рублей;

- внебюджетных источников – 1 494 378,89 тыс. рублей (24,2%), в том числе в 2017 году – 143 554,0 тыс. рублей.

Объемы и источники финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики уточняются при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Ответственным исполнителем Подпрограммы является Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее – Минсельхоз Чувашии), в части мероприятия 2.1.2 «Строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов в рамках реализации дополнительных мер по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике» - Минздрав Чувашии.

 

2. Анализ поступления средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Подпрограммы в части строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов за истекший период 2017 года

 

Законом Чувашской Республики от 07.12.2016 № 92 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»(далее – Закон)нареализацию основногомероприятия «Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, а также строительство и реконструкция автомобильных дорог» вышеуказанной Подпрограммы предусмотрены бюджетные ассигнования на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов в рамках реализации дополнительных мер по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике в объеме 91 350,2 тыс. рублей.

При этом в Законе в общем объеме средств, предусмотренных на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов, учтены средства федерального бюджета, поступившие в республиканский бюджет Чувашской Республики, в сумме 2 532,0 тыс. рублей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.01.2017 № 49-р на основании Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Минсельхозом Чувашии от 16.02.2017 № 082-07-568.

В соответствии Соглашением о взаимодействии по реализации мероприятий по развитию сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2017 году, заключенным между Минсельхозом Чувашии и Минздравом Чувашии от 03.04.2017 № 01-23/1/08/12-8, Минсельхозом Чувашии переданы Минздраву Чувашии функции главного распорядителя субсидий из федерального бюджета, поступившие в республиканский бюджет Чувашской Республики на финансирование мероприятий Программы, в сумме 2 532,0 тыс. рублей.

Согласно карточке лицевого счета Минздрава Чувашии по состоянию на 05.12.2017 при уточненном лимите бюджетных обязательств в объеме 91 350,2 тыс. рублей кассовый расход составил 75 822,4 тыс. рублей (в том числе строительно-монтажные работы на сумму 71 985,2 тыс. рублей и приобретение мебели, медицинского оборудования на сумму 3 837,2 тыс. рублей).

Остаток неосвоенных средств по состоянию на 05.12.2017 составляет 15 527,8 тыс. рублей. Основной причинами неисполнения бюджетных обязательств являются: экономия средств по результатам проведенных конкурсных процедур и незавершенным строительством объекта в д. Большие Карачуры Чебоксарского района (срок исполнения контракта 25.12.2017).

 

3. Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Подпрограммы

3.1. Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета проведена в части строительства фельдшерско-акушерских пунктов в 2017 году.

В 2017 году Минздравом Чувашии в целях строительства 26 модульных фельдшерско-акушерских пунктов проведено 26 аукционов, по итогам которых заключено 26 государственных контрактов на общую сумму 72 338,1 тыс. рублей. Бюджетная эффективность проведенных электронных аукционов составила 22,9% или 21 467,8 тыс. рублей.

Кроме того, БУ Чувашской Республики «Чебоксарская районная больница» в целях строительства государственной собственности Чувашской Республики «Здание фельдшерско-акушерского пункта в д. Большие Карачуры Чебоксарского района Чувашской Республики» Минздрава Чувашии проведен аукцион, по итогам которого заключен контракт на сумму 5 907,0 тыс. рублей (бюджетная эффективность составила 17,0% или 1 209,8 тыс. рублей).

Минздравом Чувашии в соответствии с Соглашением, заключенным с БУ Чувашской Республики «Чебоксарская районная больница» Минздрава Чувашии от 16.11.2017 № 10-22/788, предоставлена субсидия на строительство государственной собственности Чувашской Республики «Здание фельдшерско-акушерского пункта в д. Большие Карачуры Чебоксарского района Чувашской Республики» на сумму 6 809,5 тыс. рублей.

Таким образом, в 2017 году на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов заключено 27 контрактов на общую сумму 78 245,1 тыс. рублей. По состоянию на 05.12.2017 оплата произведена на сумму 71 985,2 тыс. рублей и остаток неосвоенных средств составил 6 259,9 тыс. рублей, из них 352,9 тыс. рублей по причине незавершенных работ по инженерной инфраструктуры (подведение газа) и 5 907,0 тыс. рублей – строительство фельдшерско-акушерского пункта в д. Большие Карачуры Чебоксарского района сроком исполнения контракта до 25.12.2017.

Расчет начальной (максимальной) цены контрактов, заключенных в 2017 году на строительство объектов, выполнен на основании сводных сметных расчетов стоимости строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов, составленных на уровне цен 3 квартала 2016 года (без учета затрат на проектно-изыскательские работы, осуществление технического надзора, поставку технологического (медицинского) оборудования, мебели и инвентаря, на производство работ в зимнее время) и составил 3 607,9 тыс. рублей.

В 2017 году Минздравом Чувашии затраты (предъявленные к оплате формы № КС-2 и КС-3) на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов отражены по дебету счета 106.11 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения» и кредиту счета 302.31 «Расчеты по приобретению основных средств». После исполнения всех условий контрактов по строительству модульных фельдшерско-акушерских пунктов, приемки законченного строительства объекта и получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию все затраты одной суммой передаются центральным районным больницам, что отражаются в бюджетном учете по дебету счета 401.20.241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту счета 106.11 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения».

Сотрудниками Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики совместно с должностными лицами Администрации Главы Чувашской Республики, контрольно-счетных органов муниципальных образований, Минздрава Чувашии и районных больниц осуществлены выезды на объекты строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов, по итогам которых составлены акты выездных проверок. В ходе проверок выявлено следующее.

Согласно типовой проектной документации при строительстве модульных фельдшерско-акушерских пунктов предусмотрено оснащение их оборудованием, таким как настенный газовый котел для отопления и горячего водоснабжения Beretta 24 кВт Ciao №24csi, насосная станция ПАРМА СН-1200ч 3,9 куб.м./час = 65 л/мин, электроводонагреватель ARISTON ABS PRO ECO30v slim 1,5 кВт max-80C, v-30 л. и поддон чугунный глубокий (с установкой).

Вместе с тем, в ходе встречных проверок строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов установлено, что в 13 модульных фельдшерско-акушерских пунктах установлены непредусмотренные аукционной документацией и условиями государственных контрактов насосные станции, с более низкими техническими характеристиками. При этом, подрядчиками включены в акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2), а Минздравом Чувашии приняты и оплачены работы по устройству 13 насосных станций (марки ПАРМА СН-1200ч) на общую сумму 93,6 тыс. рублей, что привело к неправомерным расходам бюджетных средства на указанную сумму.

 В 6 модульных фельдшерско-акушерских пунктах насосные станции фактически не установлены, в связи с подключением их к централизованным водопроводным сетям. При этом, подрядчиками включены в акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2), а Минздравом Чувашии приняты и оплачены устройство насосные станций (марки ПАРМА СН-1200ч) на общую сумму 128,4 тыс. рублей, что привело к неправомерным расходам бюджетных средства на указанную сумму. По итогам контрольного мероприятия Минздравом Чувашии предоставлена информация о том, что четырьмя подрядчиками (за четыре модульных фельдшерско-акушерских пункта) в бюджет Чувашской Республики возвращено 46,2 тыс. рублей и двумя подрядчиками (в двух модульных фельдшерско-акушерских пункта) установлены соответствующие проектной документации насосные станции.

В 14 фельдшерско-акушерских пунктах установлены непредусмотренные аукционной документацией и условиями государственных контрактов электроводонагреватели, которые имеют более низкие технические характеристики (максимальная температура нагрева менее 80С). При этом, подрядчиками включены в акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2), а Минздравом Чувашии приняты и оплачены работы по устройству 14 электроводонагревателей (марки ARISTON ABS PRO ECO30v slim 1,5 кВт) на общую сумму 154,0 тыс. рублей, что привело к неправомерным расходам бюджетных средства на указанную сумму. По итогам контрольного мероприятия Минздравом Чувашии предоставлена информация о том, что во всех модульных фельдшерско-акушерских пунктах установлено соответствующее проектной документации оборудование.

В 26 модульных фельдшерско-акушерских пунктах установлены металлические (стальные) поддоны, тогда как согласно аукционной документации и условиям госконтрактов предусмотрена установка поддонов чугунных глубоких. При этом, подрядчиками включены в акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2), а Минздравом Чувашии приняты и оплачены работы по установке поддонов чугунных глубоких на общую сумму 114,4 тыс. рублей, что привело к неправомерным расходам бюджетных средства на указанную сумму.

Из вышеизложенного следует, что в нарушение статей 309, 741 и 746 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Минздравом Чувашии произведены неправомерные расходы бюджетных средств на общую сумму 490,4 тыс. рублей, выразившееся в приемке и оплате работ (товаров), несоответствующих аукционной документации и условиям государственных контрактов.

Кроме того, в нарушение пункта 7 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Минздравом Чувашии при строительстве шести модульных фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах приняты и оплачены работы по устройству 6 насосных станций, непредусмотренных аукционной документацией и условиями госконтрактов, на общую сумму 43,2 тыс. рулей. Следует отметить, что данные насосные станции установлены с улучшенными техническими характеристиками. Однако подрядчиками с Минздравом Чувашии данные изменения не согласованы.

При этом, подрядчиками включены в акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2), а Минздравом Чувашии приняты и оплачены работы по устройству шести насосных станций (марки ПАРМА СН-1200ч) на общую сумму 43,2 тыс. рублей, что привело к неправомерным расходам бюджетных средств на указанную сумму.

В нарушение пункта 2.2.5 Соглашения от 03.04.2017 № 01-23/1/08/12-8 и статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Минздравом Чувашии в полной мере исполняются полномочия в части осуществления внутреннего финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных в рамках реализации мероприятия 2.1.2 Подпрограммы «Строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов в рамках реализации дополнительных мер по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике».

3.2. Необходимо отметить, что между Минздравом Чувашии и КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии заключено соглашение от 21.04.2014 № 10-22/479 о передаче части полномочий заказчика в области капитального строительства (далее – Соглашение от 21.04.2014).

Согласно пункту 2.3. Соглашение от 21.04.2014 КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии обязуется осуществлять строительный контроль за ходом и качеством строящихся объектов – модульных фельдшерско-акушерских пунктов.

Таким образом, в нарушение статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 68, строительный контроль за строительством модульных фельдшерско-акушерских пунктов осуществлялся с нарушениями, что привело к неправомерной оплате работ (услуг, товаров), выразившееся в том, что в актах о приемке выполненных работ (форма № КС-2) указано оборудование (работы) фактически не уставленное (не выполненные).

Следует отметить, что в ходе строительства двух модульных фельдшерско-акушерских пункта подрядчиком допущена просрочка в части сроков окончания производственных работ. По данному факту Минздравом Чувашии в адрес подрядчика направлено претензионное письмо (от 03.11.2017 № 08/16-10553) с требованием устранить выявленные недостатки и перечислить неустойку (пени) в сумме 30,8 тыс. рублей до 15 ноября 2017 года. На момент завершения контрольного мероприятия неустойка (пени) от подрядчика не поступила.

3.3. В рамках развития сети модульных фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики в сельской местности (Раздел 3.2. «Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры») предусмотрено участие муниципальных образований Чувашской Республики, в части:

оформления при необходимости прав на земельные участки, выделяемые под строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов;

получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию модульных фельдшерско-акушерских пунктов;

создания необходимой инфраструктуры для строительства и ввода в эксплуатацию фельдшерско-акушерского пункта:

получения технических условий на подключение к существующим наружным инженерным сетям (газопровод, водопровод, электрические сети);

разработки проектной документации и прокладка наружных инженерных сетей до здания фельдшерско-акушерского пункта (газопровод, водопровод, электрические сети);

технологического присоединения к существующим наружным инженерным сетям (газопровод, водопровод, электрические сети);

устройство выгребных септиков;

благоустройства территорий (дорога, тротуар, малые архитектурные формы, озеленение);

исполнительная съемка наружных инженерных сетей и благоустройства;

ограждение и освещение территории фельдшерско-акушерского пункта.

Минздравом Чувашии с администрациями районов Чувашской Республики заключены Соглашения о взаимодействии в решении вопросов о строительстве модульных фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах районов, согласно которым администрации районов обеспечивают выполнение вышеуказанных работ в соответствии с графиком строительства объектов на 2017 год.

В 2017 году согласно данным муниципальных образований Чувашской Республики за счет собственных средств на вышеуказанные мероприятия по созданию инфраструктуры направлено 6 823,5 тыс. рублей.

В нарушение условий пункта 2.2.1. Соглашений о взаимодействии в решении вопросов о строительстве модульных фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах районов, по 24 (из 26) объектам разрешения на ввод в эксплуатацию модульных фельдшерско-акушерских пунктов получены с задержкой от 1 до 111 дней.

Также, анализ ввода в эксплуатацию модульных фельдшерско-акушерских пунктов, построенных в 2017 году, показывает, что на 8 объектах  администрациями муниципальных образований Чувашской Республики разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подписывалось через значительный отрезок времени (от 30 до 111 дней) после подписания актовприемки законченного строительством объекта Минздравом Чувашии и подрядными организациями.

Встречными проверками установлено, что в шести населенных пунктах на момент контрольного мероприятия не функционирует газовое оборудование (настенный газовый котел для отопления и горячего водоснабжения), так как к построенным модульным фельдшерско-акушерским пунктам не произведено технологическое присоединение к существующим наружным инженерным сетям (газопровод). Таким образом, в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации на момент контрольного мероприятия расходы бюджетных средств в сумме 254,4 тыс. рублей (42,4 х 6), направленные на приобретение газового оборудования для шести модульным фельдшерско-акушерским пунктам,  Минздравом не достигнуты заданные результаты, выразившееся в том, что газовое оборудование не подключено и не используется по назначению.

Соответственно, в нарушение пункта 3.5. Соглашения о взаимодействии в решении вопросов о строительстве модульных фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах районов Минздравом Чувашии совместно с администрациями муниципальных образований не приняты в полном объеме меры по устранению вышеуказанных замечаний в части сроков подключения к наружным инженерным сетям (газопровод). По итогам контрольного мероприятия согласно информации Минздрава Чувашии по состоянию на 22.12.2017 в двух модульных фельдшерско-акушерских пунктах произведен пуск природного газа и газовое оборудование функционирует.

Кроме того, также в нарушение пункта 3.5. Соглашения о взаимодействии в решении вопросов о строительстве модульных фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах районов Минздравом Чувашии совместно с администрациями муниципальных образований в трех населенных пунктах отсутствуют соединения с наружными инженерными сетями связи (телефон, интернет). По итогам контрольного мероприятия согласно информации Минздрава Чувашии данное нарушение устранено.

Необходимо отметить, что в д. Аксарино Мариинско-Посадского района и в с. Альгешево Чебоксарского района, где в 2017 году построены модульные фельдшерско-акушерские пункты, территории вокруг которых не благоустроены (отсутствуют подъездные пути с твердым или щебеночным покрытием), что затрудняет посещение местными жителями модульных фельдшерско-акушерских пунктов при сложных погодных условиях. Следовательно, вышеуказанные недостатки не способствуют достижению основным целям Подпрограммы: улучшению условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулированию инвестиционной активности в агропромышленном комплексе за счет формирования благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности и формированию позитивного отношения к сельскому образу жизни. При этом, на благоустройство одного модульного фельдшерско-акушерского пункта администрацией Чебоксарского района осуществлены наибольшие расходы в сумме 230,0 тыс. рублей.

На день проведения проверки Минздравом Чувашии в соответствии с приказами о передаче с баланса Минздрава Чувашии фактических финансовых затрат на завершенные строительством объекты «Модульный фельдшерско-акушерский пункт» на основании актов приема-передачи переданы центральным районным больницам республики на безвозмездное присоединение к объектам недвижимого имущества фактические финансовые затраты на завершенные строительством 20 объектов на общую сумму 57 876,5 тыс. рублей. По шести модульным фельдшерско-акушерским пунктам фактические финансовые затраты на завершенные строительством объекты на общую сумму 14 461,6 тыс. рублей не переданы, в связи с тем, что за строительство трех модульных фельдшерско-акушерских пункта не произведен окончательный расчет и документы на передачу двух модульных фельдшерско-акушерских пунктов находятся на согласовании.

В актах приемки-передачи финансовые затраты на завершенные строительством объекты отражены одной суммой и именуются как «СМР», без расшифровки в разрезе установленного оборудования.

Центральными районными больницами после подписания актов приемки-передачи модульные фельдшерско-акушерские пункты оприходованы на баланс, что подтверждается инвентарными карточками учета нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504031) как недвижимое имущество.

3.4. Проверкой законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» в части строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов, установлено исполнение в 2017 году целевых индикаторов и показателей подпрограммы по вводу в действие фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности на 104,0% (26 модульных фельдшерско-акушерских пунктов против 25 запланированных) и обеспеченности сельского населения фельдшерско-акушерскими пунктами 9,86 единиц на 10 тыс. человек (против 9,48 единиц).

 

4. Аудит закупок

4.1. В ходе данного контрольного мероприятия проведен аудит в сфере закупок по государственным контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В ходе проверки сроков размещения в единой информационной сети информации о заключении контрактов, о размещении отчетов об исполнении контрактов установлено следующее.

В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ информация об исполнении контрактов, в том числе информация об оплате 26 государственных контрактов на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов, в 2017 году размещены в единой информационной системе позднее трех рабочих дней с даты исполнения данных контрактов (от 1 до 178 дней). Кроме того, в единой информационной сети не размещена информация об окончательном расчете (платежные поручения и форма КС-3) с подрядчиками по 4 государственным контрактом, что также является нарушением части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В нарушение требований пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093, результаты об исполнении 25 государственных контрактов на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов в 2017 году не размещены в единой информационной системе в разделе «Информация о контрактах и договорах» подраздел «Отчеты заказчиков».

4.2. В ходе контрольного мероприятия проведен сравнительный анализ средней стоимости строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов в 2014-2017 годах относительно расчета начальной (максимальной) цены.

Средняя стоимость строительства модульных фельдшерско-акушерских  пунктов составила: в 2014 году - 2 375,9 тыс. рублей, в 2015 году - 2 419,7 тыс. рублей, в 2016 году - 2 318,9 тыс. рублей, в 2017 году - 2 782,2 тыс. рублей. С 2014 по 2017 годы средняя стоимость строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов увеличилась с 2 375,9 тыс. рублей до 2 782,2 тыс. рублей, или на 17,1%. Основной причиной роста стоимости строительства является индексация цен и то, что каждый год проектная документация дополняется новым оборудованием и требованиями, предъявляемыми к модульным фельдшерско-акушерским пунктам.

В 2017 году по итогам процедур рассмотрения первых частей заявок на участие в 26 электронных аукционах на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов аукционной комиссией допущено 451 первых частей заявок, то есть в среднем по 17 участников (1 части). Далее при подведении итогов электронных аукционов оператором электронной площадки (http://www.etp-ets.ru) представлено 137 вторых частей заявок. Аукционная комиссия по итогам рассмотрения вторых частей заявок приняла решение о соответствии 92 заявок положениям законодательства и документации об электронном аукционе. Таким образом, в одном электронном аукционе в среднем принимало участие четыре участника, непосредственно снизившие начальную (максимальную) цену.

Экономическая эффективность при строительстве в 2017 году 26 модульных фельдшерско-акушерских пунктов в целом составила 22,9% или 21 467,8 тыс. рублей.

Необходимо обратить внимание на то, что победителями аукционов на выполнение работ по строительству модульных фельдшерско-акушерских пунктов становились подрядчики, применяющие упрощенную схему налогообложения. Экономическая эффективность по результатам электронных торгов в основном достигается за счет снижения коэффициентов при расчете накладных расходов и сметной прибыли, также по причине того, что подрядчик не является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В ходе анализа экономической эффективности при строительстве модульных фельдшерско-акушерских пунктов в Чувашской Республике в 2017 году можно выделить следующие группу подрядчиков-победителей:

Iгруппа – пять подрядчиков которые снизили цены от 3,5% до 12,1%, при этом не являясь плательщиками налога на добавленную стоимость. Соответственно данные подрядчики получили прибыль больше, чем задолжено в проектной документации. Общая экономическая эффективность по вышеуказанным пяти объектам составила 7,5% или 1 358,3 тыс. рублей;

IIгруппа – шесть подрядчиков снизившие цену за счет налога на добавленную стоимость заложенного в проектной документации. Соответственно данные подрядчики получили прибыль, заложенную в проектной документации. Общая экономическая эффективность по вышеуказанным шести объектам составила 18,4% или 3 975,0 тыс. рублей;

III группа - восемь подрядчиков снизившие цену за счет снижения коэффициентов при расчете накладных расходов и сметной прибыли до 8,5%. Общая экономическая эффективность по вышеуказанным восьми объектам составила 25,3% или 7 290,7 тыс. рублей;

IV группа - семь подрядчиков снизившие цену за счет снижения коэффициентов при расчете накладных расходов и сметной прибыли от 13,5% до 20,3%. Общая экономическая эффективность по вышеуказанным восьми объектам составила 35,0% или 8 843,9 тыс. рублей.

4.3. Анализ определения победителей по итогам электронных аукционов, проведенных Минздравом Чувашии в 2017 году в части строительства модульных фельдшерско-акушерских пунктов показал следующее.

1. ООО «Стройдом» стал победителем (электронный аукцион 27.03.2017) на строительство модульного фельдшерско-акушерского пункта по адресу д. Верхние Карачуры, Аликовского района предложив сумму 3 030,7 тыс. рублей.

В течении 2017 года (с марта по июнь) ООО «Стройдом» принял участие в 13 электронных аукционах на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов предлагая стоимость работ от 2 422,4 тыс. рублей до 3 012,6 тыс. рублей, при этом не став победителем, при этом ООО «Стройдом» в четырех аукционах предлагал цену контракта ниже 2 500,0 тыс. рублей. В шести случаях ООО «Стройдом» не воспользовался возможностью предложить цену контракта ниже 2 500,0 тыс. рублей и тем самым стать победителем аукциона в 5 аукционах.

Аналогичная ситуация складывается и с другими подрядчиками:

- ООО «Ремстрой» - приняло участие в 12 аукционах – выиграло в двух, при этом в ходе торгов не воспользовалось возможностью предложить цену контракта ниже 2 700,0 тыс. рублей (так как ООО «Ремстрой» стал победителем одних из торгов с ценной контракта 2 669,9 тыс. рублей) и тем самым стать победителем аукциона в 4 аукционах (Аликовский - 3 030,7 тыс. рублей, Вурнарский - 2 778,1 тыс. рублей и 2 934,2 тыс. рублей и Цивильский районы - 2 737,6 тыс. рублей);

- ООО «Арка» - приняло участие в 11 аукционах – выиграло в двух, при этом в ходе торгов не воспользовалось возможностью предложить цену контракта ниже 2 400,0 тыс. рублей (так как ООО «Арка» в ходе торгов предлагала цены ниже 2 400,0 тыс. рублей) и тем самым стать победителем аукциона в 6 аукционах (Вурнарский - 2 778,1 тыс. рублей и 2 934,2 тыс. рублей, Мариинско-Посадский - 2 633,8 тыс. рублей, Порецкий - 2 724,0 тыс. рублей и Яльчикский районы - 2 411,4 тыс. рублей и 2 886,3 тыс. рублей).

2. ООО «Геолог» приняло участие в 8 аукционах и став победителем в 5 из них. Однако следует обратить внимание на то, что в трех аукционах, где ООО «Гелолог» не был признано победителем, аукционной комиссией было принято решение о не допуске вторых частей заявок к конкурсной процедуре по причине несоответствия их законодательству, при этом ООО «Геолог» уже был победителем в пяти аналогичных аукционах.

Такая же ситуация сложилась с ООО «СК «Тепло в доме». ООО «СК «Тепло в доме» приняло участие в 7 аукционах и став победителем в одном из них с ценной контракта в сумме 2 411,4 тыс. рублей. При этом в пяти случаях аукционной комиссией было принято решение о не допуске вторых частей заявок к конкурсной процедуре, при этом ООО «СК «Тепло в доме» предлагало цену контракта ниже победителей.

3. ООО «Солид» приняло участие в 12 аукционах и став победителем в 4 из них (цена контракта от 2 671,6 тыс. рублей). В четырех электронный торгах ООО «Солид» предложил цену такую же как и победители данных торгов, а так как по времени предложения о снижении цены поступало позднее победителя, не был признан победителем. Также ООО «Солид» не воспользовался возможностью предложить цену контракта ниже победителя и тем самым стать победителем аукциона в 5 аукционах (Аликовский - 3 030,6 тыс. рублей, Батыревский - 3 445,6 тыс. рублей, Вурнарский - 2 934,2 тыс. рублей и Мариинско-Посадский - 2 633,8 тыс. рублей).

Принимая во внимание вышесказанное, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что в 2017 году не по всем электронным аукционам на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов достигнута максимально возможная экономическая эффективность, так как усматриваются признаки согласованных действий участников электронных аукционов в части распределения населенных пунктов, где строились модульные фельдшерско-акушерские пункты.

 

8. Выводы:

1. В 2017 году при уточненном лимите бюджетных обязательств в объеме 91 350,2 тыс. рублей кассовый расход составил 75 822,4 тыс. рублей, в том числе по строительно-монтажным работам на сумму 71 985,2 тыс. рублей и на приобретение мебели, медицинского оборудования на сумму 3 837,2 тыс. рублей. Остаток неосвоенных средств по состоянию на 5 декабря 2017 года составляет 15 527,8 тыс. рублей, в том числе строительство фельдшерско-акушерских пунктов в сумме  6 259,9 тыс. рублей.

2. В нарушение статей 309, 741 и 746 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Минздравом Чувашии произведены неправомерные расходы бюджетных средств на общую сумму 533,6 тыс. рублей, выразившееся в приемке и оплате работ (товаров), несоответствующих аукционной документации и условиям государственных контрактов.

По итогам контрольного мероприятия в республиканский бюджет Чувашской Республики возмещено подрядчиками 46,2 тыс. рублей и предотвращены потери бюджетных средств Чувашской Республики на общую сумму 236,2 тыс. рублей. Кроме того, только после выявления нарушений, Минздравом Чувашии с подрядчиками согласовано установка оборудования отличного от проектной документации на общую сумму 251,2 тыс. рублей.      

3. В нарушение пункта 2.2.5 Соглашения от 03.04.2017 № 01-23/1/08/12-8 и статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Минздравом Чувашии не исполняются в полной мере полномочия в части осуществления внутреннего финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных в рамках реализации мероприятия 2.1.2 Подпрограммы «Строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов в рамках реализации дополнительных мер по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике».

4. В нарушение статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 68, КУ ЧР «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии не осуществлялся должный строительный контроль за строительством модульных фельдшерско-акушерских пунктов, что привело к неправомерной оплате работ (услуг, товаров) фактически не уставленных (не выполненных).

5. На момент контрольного мероприятия подрядчиком допущена просрочка в части сроков окончания производственных работ в двух модульных фельдшерско-акушерских пунктах. По данному факту Минздравом Чувашии в адрес подрядчика направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных недостатков и перечислении неустойки (пени) в сумме 30,8 тыс. рублей. На момент завершения контрольного мероприятия неустойка (пени) от подрядчика не поступила.

6. В нарушение условий пункта 2.2.1. Соглашений о взаимодействии в решении вопросов о строительстве модульных фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах районов по 24 фельдшерско-акушерским пунктам  разрешения на ввод в эксплуатацию объектов получены с опозданием от 1 до 111 дней. При этом по 8 из них администрациями муниципальных образований Чувашской Республики разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подписывалось через значительный отрезок времени (от 30 до 111 дней) после подписания актовприемки законченного строительством объекта Минздравом Чувашии и подрядными организациями.

7. В шести модульных фельдшерско-акушерских пунктах на момент контрольного мероприятия не функционируют газовые оборудования, так как муниципальными образованиями не произведено технологическое присоединение к существующим наружным инженерным сетям (газопровод). Таким образом, в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства в сумме 254,4 тыс. рублей (42,4 х 6), направленные на приобретение газового оборудования, использованы не эффективно, так как не достигнуты заданные результаты, выразившееся в том, что газовое оборудование не подключено и не используется по назначению. По итогам контрольного мероприятия согласно информации Минздрава Чувашии в двух модульных фельдшерско-акушерских пунктах произведен пуск природного газа, газовое оборудование функционирует и следовательно предотвращены потери бюджетных средств Чувашской Республики на общую сумму 84,8 тыс. рублей.

8. В нарушение пункта 3.5. Соглашения о взаимодействии в решении вопросов о строительстве модульных фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах районов Минздравом Чувашии совместно с администрациями муниципальных образований не приняты в полном объеме меры по устранению замечаний в части сроков подключения к наружным инженерным сетям (газопровод, связь).

9. В двух муниципальных образованиях Чувашской Республики территория вокруг модульных фельдшерско-акушерские пунктов не благоустроена (отсутствуют подъездные пути с твердым или щебеночным покрытием), что затрудняет посещение местными жителями модульных фельдшерско-акушерских пунктов при сложных погодных условиях. Следовательно, вышеуказанные недостатки не способствуют достижению основным целям Подпрограммы: улучшению условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулированию инвестиционной активности в агропромышленном комплексе за счет формирования благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности и формированию позитивного отношения к сельскому образу жизни.

10. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в 2017 году информация об исполнении контрактов, в том числе информация об оплате 26 государственных контрактов на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов, размещены в единой информационной системе позднее трех рабочих дней с даты исполнения данных контрактов (от 1 до 178 дней); не размещена информация об окончательном расчете (платежные поручения и форма КС-3) с подрядчиками по 4 государственным контрактом.

11. В нарушение требований пункта 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093, в единой информационной системе в подразделе «Отчеты заказчиков» раздела «Информация о контрактах и договорах» не размещены результаты об исполнении 25 государственных контрактов на строительство модульных фельдшерско-акушерских пунктов в 2017 году.

 

9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: поступили возражения от 22.12.2017 № 06/16-12696. Возражения рассмотрены на Коллегии Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 28.12.2017 и не приняты.

 

10. Предложения (рекомендации):

1. Подготовить информационное письмо в Администрацию Главы Чувашской Республики.

2. Направить представление об устранении выявленных нарушений в Министерство здравоохранения Чувашской Республики; 

3. Направить материалы контрольного мероприятия в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.

4. Направить материалы контрольного мероприятия в Прокуратуру Чувашской Республики.

 

 

Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики                                                                  Д.А. Иванов