Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», за 2015-2016

УТВЕРЖДАЮ
 
Председатель
Контрольно-счетной палаты
Чувашской Республики
_______ С.И. Аристова
25 декабря 2017 года

 

ОТЧЕТ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», за 2015-2016 годы и истекший период 2017 года»

 

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.21 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2017 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 01.11.2017 №28.

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные, правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики».

3. Объект контрольного мероприятия:

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.

4. Проверяемый период деятельности: 2015-2016 годы.

5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 07 ноября по 30 ноября 2017 года.

6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:

В целях развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 № 567 утверждена государственная программа Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики». В перечень подпрограмм указанной государственной программы включена подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» (далее - Подпрограмма).

Ответственный исполнитель Подпрограммы - Минсельхоз Чувашии.

Соисполнителями Подпрограммы являются подведомственные Минсельхозу Чувашии государственные учреждения Чувашской Республики.

Основной целью Подпрограммы является обеспечение продовольственной безопасности Чувашской Республики на основе проведения комплексной модернизации материально-технической базы производства и переработки продукции растениеводства, формирования инфраструктуры агропродовольственного рынка растениеводческой продукции; повышение конкурентоспособности растениеводческой продукции собственного производства, сырья и продовольствия на внутреннем и внешнем рынках.

Для достижения указанных целей Подпрограммой предусмотрено решение следующие задачи:

- увеличение объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства;

- увеличение экспортного потенциала продукции растениеводства и продуктов ее переработки.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.05.2017 № 186 в Подпрограмму внесены изменения в части изменения сроков ее реализации, который определен на период с 2013 по 2016 год.

В рамках Подпрограммы предусматривалась реализация трех ведомственных целевых программ: «Развитие производства овощей защищенного грунта в Чувашской Республике на 2012 - 2016 годы», «Интенсификация производства и переработки хмеля как стратегического направления для развития Чувашской Республики» (2013 - 2016 годы), «Модернизация и развитие инфраструктуры картофелеводства и овощеводства, в том числе создание оптово-распределительного центра, на 2014 - 2016 годы» и восьми основных мероприятий.

Общий объем финансирования на реализацию мероприятий паспортом Подпрограммы за период с 2015 по 2016 годы предусматривался в сумме 2 526 676,23 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета в сумме 746 304,32 тыс. рублей или 29,0% (в том числе в 2015 году – 464 906,92 тыс. рублей, в 2016 году – 281 397,40 тыс. рублей), средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 268 306,7 тыс. рублей или 11,0% (в том числе 2015 год – 149 020,90 тыс. рублей, в 2016 году – 119 285,80 тыс. рублей) и внебюджетные источники - 1 512 065,21 тыс. рублей или 60,0% (в том числе 2015 год - в 2015 году – 552 867,47 тыс. рублей; в 2016 году – 959 197,74 тыс. рублей).

 

2. Анализ поступления средств республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию Программы за 2016-2015 годы

 

Законом Чувашской Республики от 01.12.2014 № 75 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Закон о бюджете) Минсельхозу Чувашии на реализацию мероприятий Подпрограммы в 2015 году утверждены бюджетные ассигнования в общей сумме 686 614,6 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 486 650,62 тыс. рублей, средства республиканского бюджета – 199 963,98 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов по Подпрограмме за 2015 год составило в сумме 682 801,3 тыс. рублей или 99,8%. Неисполненные назначения составили в сумме 3 813,3 тыс. рублей или 0,2%.

Законом Чувашской Республики от 08.12.2015 № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» Минсельхозу Чувашии на реализацию мероприятий Подпрограммы в 2016 году утверждены средства в общей сумме 400 683,2 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета в сумме 281 397,4 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 119 285,8 тыс. рублей.

Кассовое исполнение расходов по Подпрограмме за 2016 год составило 374 681,0 тыс. рублей или 93,5%. Неисполненные бюджетные назначения составили в сумме 26 002,2 тыс. рублей (6,5%).

Средства федерального бюджета предоставлялись Чувашской Республике в соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключенными между Минсельхозом России и Кабинетом Министров Чувашской Республики.

 

3. Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Подпрограммы

Проверки целевого использования средств выделенных на реализацию мероприятий Подпрограммы в 2014-2015 годах проведены специалистами Управления федерального казначейства по Чувашской Республики и Министерства финансов Чувашской Республики.

 В рамках данного контрольного мероприятия проверкой охвачено целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных на реализацию следующих мероприятий в 2016 году:

- возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- возмещение затрат на производство хмеля при условии его реализации;

- возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства переработки и реализации продукции растениеводства по направлениям поддержки, не обеспечиваемым софинансированием из федерального бюджета.

 

3.1. Субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Оказание мер государственной поддержки сельхозпроизводителям в виде субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства предусмотрено в рамках основного мероприятия Подпрограммы «Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства».

Финансирование указанных расходов в 2016 году Подпрограммой предусматривалось за счет субсидий выделяемых из федерального бюджета в сумме 129 824,3 тыс. рублей и республиканского бюджета Чувашской Республики – 6 832,9 тыс. рублей, что соответствует объему финансирования,  предусмотренному Законом о республиканском бюджете на 2016 год и Соглашением от 25.01.2016 №4/17-с. При этом соблюден уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета в размере 0,950, определенный распоряжением Минсельхоза России от 18 января 2016 г. № 7-р.

Кассовое исполнение расходов по данному направлению за 2016 год составило в общей сумме 136 657,2 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - в сумме 129 824,3 тыс. рублей (уровень софинансирования – 95,0%), республиканского бюджета в сумме 6 832,9 тыс. рублей (5,0%).

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №1431 (далее – Правила РФ №1431).

Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в области растениеводства (далее – Правила) утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 марта 2013 года №97 (далее - Правила ЧР №97).

В соответствии с Правилами РФ №1431 (в редакции от 27.01.2015) и Правилами ЧР №97 (в редакции от 24.04.2015) предусматривалось предоставление субсидий  на возмещение части затрат получателей субсидий в связи с оказанием несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства по ставке на 1 га посевной площади при условии сохранения (выполнения плана) посевных площадей в текущем году не ниже показателей предыдущего года (планируемых посевных площадей сельскохозяйственных культур на текущий год).

В указанных Правилах установлена формула расчета размера субсидии, из которой следует, что размер субсидии напрямую зависит от посевных площадей сельскохозяйственных культур.  При этом в расчет принимались посевные площади по группам сельскохозяйственных культур: зерновые и зернобобовые культуры (без кукурузы на зерно), кукуруза на зерно, картофель, овощи (открытый грунт), сахарная свекла, масличные, кормовые (кроме многолетних трав старше 6 лет), овощи (закрытый грунт).

Проверкой правильности определения размера субсидии нарушений не установлено. Минсельхозом Чувашии расчет размера субсидии произведен в соответствии с вышеуказанными Правилами.

Постановлением Правительства РФ от 17.05.2016 №436 в Правила РФ №1431 внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление субсидии по несвязанной поддержке с 01.06.2016 предусматривалось по двум направлениям:

- оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства производится на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, за исключением посевных площадей, занятых семенным картофелем и овощами открытого грунта, включая маточники и семенники овощных культур открытого грунта (далее - поддержка в области растениеводства);

-  оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в расчете на 1 гектар посевной площади (далее - поддержка в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта).

В Правила ЧР №97 соответствующие изменения внесены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.07.2016 №275, которые вступили в силу только с 23.07.2016.

Расчет возмещение части затрат получателей субсидий в связи с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства и поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта производится по ставке на 1 гектар посевной площади.

В соответствии с дополнительным соглашением от 15.07.2016 №6 к Соглашению от 25.01.2016 №4/17-с Чувашской Республике выделены субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта в сумме 6 675,0 тыс. рублей (уровень софинансирования 95,0%).

В ходе анализа сводных справок-реестров от 20.12.2016 и от 26.12.2016 установлено, что Минсельхозом Чувашии субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта предоставлены 27 получателям субсидий на посевную площадь 602,8 га. В тоже время указанным получателям субсидии уже была предоставлена несвязанная поддержка в области растениеводства с учетом посевных площадей занятых картофелем и овощами открытого грунта.

Таким образом, в ходе проверки установлен факт предоставления субсидий на несвязанную поддержку одновременно по двум направлениям одним и тем же получателям на обработку одних и тех же посевных площадей, что не способствует достижению целей программы в области развития растениеводства в части увеличения объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства, повышения эффективности агропромышленного комплекса.

Вместе с тем, в нормативных правовых актах, регулирующих порядок предоставления субсидий в 2016 году, не предусматривались ограничения при предоставлении государственной поддержки на компенсацию одних и тех же расходов.

В 2017 году в Правила ЧР №97 внесены изменения, которыми предусмотрено, что получатели субсидий должны соответствовать следующем условиям – « - получатель субсидии не должен получать средства из республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.1 настоящих Правил».

Таким образом, возможность компенсации одних и тех же расходов с 2017 года устранена.

Эффективность использования субсидий на несвязанную поддержку в области растениеводства оценивается исходя из достижения установленного Соглашением значения показателя результативности использования субсидии.

Соглашением от 25.01.2016 №4/17-с для Чувашской Республики по данному виду субсидии предусмотрен показатель результативности – сохранение посевных площадей в Чувашской Республике на уровне 448,7 тыс. га.

Из отчета о достижении значения показателей результативности предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (форма ГП-39) по состоянию на 01.01.2017, представленного Минсельхозом Чувашии в Минсельхоз России,  следует, что значение данного показателя фактически составило 475,4 тыс. га или 106,0%.

Предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям Минсельхозом Чувашии осуществлялось на основании Правил ЧР №97 в соответствии с заключенными с ними соглашениями о предоставлении субсидий.

Всего в 2017 году с получателями субсидии Минсельхозом Чувашии заключено 683 соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - Соглашение). Предметом указанных Соглашений являлось предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства. Указанными соглашениями определены показатели результативности использования субсидии - сохранение посевных площадей в 2016 году на уровне предыдущего года.

Минсельхозом Чувашии сводная справка-реестр о причитающихся субсидиях по Чувашской Республике составлена на основании сводных справок-отчетов по муниципальным районам.

Выборочной проверкой правильности формирования справок-отчетов по муниципальным районам: Канашскому, Комсомольскому, Моргаушскому, Яринскому и Яльчикскому, нарушений не установлено.

Справки-отчеты составлены на основании отчетов сельхозтоваропроизводителей. Из анализа справок-отчетов следует, что отдельными получателями субсидий не соблюдены условия получения субсидии на несвязанную поддержку – не достигнуты показатели результативности по сохранению посевных площадей сельскохозяйственных культур в соответствующем финансовом году.

На основании указанных отчетов Минсельхозом Чувашии произведен перерасчет размера предоставленных субсидий пропорционально недостижению значений показателей результативности. 

Выборочные встречные проверки по вопросу подтверждения посевных площадей, учтенных при расчете размера несвязанной поддержки и отраженных в отчета проведены в следующих сельхозтовропроизводителях: ООО «Эмметево», ООО «Агрофирма «Нива», ООО «Победа», СХПК «Сатурн» Яльчикского района, Колхоз ОПХ «Ленинская искра» Ядринского района», ООО «Агрофирма Канмаш», ООО «Исток» Канашского района, ООО «Агрофирма «Колос», Батыревского района. При этом установлено, что наличие посевных площадей подтверждается следующими правоустанавливающими документами: договорами аренды земельных участков, заключенными с собственниками (юридическими и физическими лицами), свидетельствами о праве собственности на земельные участки. Все земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

3.2. Возмещение части затрат на производство хмеля при условии его реализации

Финансирование указанного мероприятия Подпрограммой предусмотрено за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в рамках ведомственной целевой программы Чувашской Республики«Интенсификация производства и переработки хмеля как стратегического направления для развития Чувашской Республики 2013 - 2016 годы» (далее – Ведомственная программа) на 2015 год в сумме 2 577,4 тыс. рублей, на 2016 год – 5 010,9 тыс. рублей.

Согласно сводным справкам-реестрам Минсельхоза Чуваши:

-  за 2015 год субсидии предоставлены 6 сельхозтоваропроизводителям на общую сумму 2 577,4 тыс. рублей по ставке 14 959,59 рублей за тонну произведенного и реализованного хмеля в количестве 172,591 тонны.

- за 2016 год субсидии предоставлены 5 сельхозтоваропроизводителям на общую сумму 5 010,9 тыс. рублей по ставке 36 971,51 рублей за тонну на произведенный и реализованный хмель в количестве 135,534 тонны.

Из анализа вышеуказанных справок-реестров следует, что количество произведенного хмеля в 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года снизилось на 37,057 тонн, при этом объем субсидий в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился почти в два раза. Увеличение объема субсидий связано с увеличением ставки с 14 959,59 рублей за тонну в 2015 году до 36 971,51 рублей в 2016 году.

Во исполнение пункта 7.1 Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2011 г. №145 Минсельхозом Чувашии в Минэкономразвития Чувашии ежегодно представляется Информации о ходе реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы» (далее – Информация).

Из Информации следует, что все показатели (индикаторы) результативности Подпрограммы за 2015-2016 годы, в том числе Ведомственной программы, достигли запланированного уровня.

В тоже время, в ходе проверки установлено недостоверное отражение в Информации за 2016 год плановых значений целевых показателей, предусмотренных Подпрограммой на 2016 год. Так, в Информации плановое значение по целевому показателю «Выручка от реализации продукции, млн. рублей» отражено в сумме 44,1 млн. рублей, Подпрограммой предусмотрено - 48,5 млн. рублей и по показателю «Создание новых рабочих мест, ед.» соответственно 178 ед. и 190 ед.

Анализ выполнения целевых показателей (индикаторов), предусмотренных Подпрограммой в рамках реализации мероприятий Ведомственной программы за 2015-2016 годы отражен в ниже следующей таблице.

 

Наименование показателей

результативности

2015 год

2016 год

предусмотрено Подпрограммой

фактическое исполнение

Предусмотрено Подпрограммой

фактическое исполнение

В редакции от 26.09.16

В редакции от 31.01.17

Валовой сбор хмеля в хозяйствах всех категорий, тонн

418,8

418,8

420,0

324,0

324,0

Закладка хмельников, га

36,0

38,2

37,0

37,0

38,0

Выручка от реализации продукции, млн. рублей

44,1

50,0

48,5

48,5

44,1

Создание новых рабочих мест, ед.

178,0

178,0

190,0

190,0

178,0

 

Мероприятия Ведомственной программы направлены на повышение уровня жизни сельского населения путем расширения масштабов его занятости и увеличения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе развития хмелеводства в Чувашской Республике.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в Подпрограмму неоднократно вносились изменения, в результате которых отдельные показатели (индикаторы) результативности снижены до уровня их фактического исполнения, при одновременном увеличении объема государственной поддержки по данному направлению.

Так, например, значениепланового показателя «Валовой сбор хмеля в хозяйствах всех категорий, тонн» на 2016 год снижено с 420 тонн до 324 тонн, что ниже уровня 2015 года на 22,6%.

Кроме того, в 2016 году два показателя результативности использования субсидии не достигли запланированного уровня:

- «Выручка от реализации продукции, млн. рублей» план 48,5 млн. рублей, факт – 44,1 млн. рублей (90,9%);

- «Создание новых рабочих мест, ед.» план – 190 ед., факт – 178 ед.(93,7%).

Из вышеизложенного следует, что в 2016 году только один целевой показатель «Закладка хмельников, га» из четырех достиг запланированного уровня: при плане - 37,0 га, факт – 38,0 га.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что цели Подпрограммы в рамках реализации данного мероприятия не достигнуты, что свидетельствует о неэффективном использовании средств республиканского бюджета выделенных на возмещение части затрат на производство хмеля при условии его реализации.

В ходе данного контрольного мероприятия проведена встречная проверка по вопросу правомерности получения субсидии на количество произведенного и реализованного хмеля проведена в колхозе ОПХ «Ленинская искра» Ядринского района, при этом нарушений не установлено.

 

3.3. Субсидия на возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства переработки и реализации продукции растениеводства по направлениям поддержки, не обеспечиваемым софинансированием из федерального бюджета

Субсидии  на возмещение части процентной ставки по краткосрочным  и инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции  растениеводства по направлениям поддержки, не обеспечиваемым софинансированием из федерального бюджета Законом о бюджете на 2016 год предусматривались в сумме 20 692,3 тыс. рублей. Кассовое исполнение расходов составило в сумме 20 074,29 тыс. рублей или 97,0%.   

Правила  предоставления субсидий из республиканского бюджета  Чувашской Республики на возмещение части затрат  на уплату процентов по кредитам, полученным  в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утверждены  постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2010 № 551 утверждены  (далее – Правила № 551).

Проверкой охвачено целевое использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики направленных на субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями в период с 01.01.2013 по 01.01.2015 на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования.

Минсельхозом Чувашии заключены соглашения о сотрудничестве по реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013-2020 годы со следующими кредитными организациями:

- с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» заключено соглашение от 09.07.2013 № 01-21/89;

- с ОАО «Сбербанк России» заключено соглашение от 03.07.2013 № 01-21/86.

В соответствии с указанными Соглашениями кредитными организациями для финансирования затрат по уплате процентов по кредитам, ежемесячно составляются справки-реестры возмещения части затрат заемщиков на уплату процентов по кредитам, полученным на инвестиционные цели и представляются их в Минсельхоз Чувашии.

При этом пунктом 2.8 Правил №551 предусмотрено, что формирование документов, необходимых для предоставления заемщикам субсидий, осуществляют кредитные организации на основании Соглашений, заключаемых Минсельхозом Чувашии.

Подпунктом «б» пункта 2.5 Правил  № 551 предусмотрены цели направления инвестиционных кредитов, полученных в период с 01.01.2013 по 01.01.2015: - на приобретение тракторов сельскохозяйственного общего назначения (код Общероссийского классификатора продукции  ОК 005-93 (далее – код ОКП) 47 2200) и тракторов  сельскохозяйственных универсально-пропашных (код  ОКП 47 2400): коды ОКП 47 2244, 47 2245,47 2254 – 47 2256, 47 2264 – 47 2267, 47 2434, 47 2534;  комбайнов зерноуборочных  (код ОКП  47 3518); копателей картофеля (код  ОКП 47 3611); комбайнов картофелеуборочных  (код ОКП  47 3618); комбайнов кормоуборочных (код ОКП 47 4438).

По указанным инвестиционным кредитам субсидированию подлежат проценты в размере ¾ процентной ставки по кредитному договору (договору займа), но не более ¾  ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа).

Проведены выборочные встречные проверки по вопросу целевого использования инвестиционных кредитов, полученных следующими сельскохозяйственными товаропроизводителями:

- ООО «Яманчурино»,  СХПК «Комбайн», ООО «Победа», КФХ Цветков Ю.Н., ООО «Эмметево»,  ООО «Агрофирма «Нива», СХПК «Сатурн», ИП ГКФХ Головин Б.П. Яльчикского района;

- ИП ГКФХ Гармонистов Р.Г., ИП Герасимов В.Г. Ядринского района;

- ИП  ГКФХ Васильев Н.И., СХПК «Дружба», ИП  ГКФХ Мансуров Р.М. Комсомольского района;

- ИП  ГКФХ Никонов В.М., ООО «Исток», ООО «Агрофирма «Канмаш» Канашского района.

При этом установлено, что сельхозтоваропроизводителями,  полученные кредиты направлены на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудование. Техника имеется в наличии и используется в производственных целях указанных организаций.

В тоже время, на момент проведения встречной проверки установлен факт отсутствия техники приобретенной за счет средств инвестиционного кредита. Так, ИП Герасимовым В.Г. Ядринского района на средства полученного кредита  приобретен комбайн «Медион - 310», год выпуска 2008. При этом указанная техника на территории хозяйства  отсутствовала. К проверке представлен договор аренды от 27.09.2017 № б/н, заключенный  с ООО «Сириус» п.Ужовка, Починковский район, Нижегородская область. Из указанного договора следует, что комбайн «Медион - 310» передан ИП Герасимовым В.Г во временное владение и пользование ООО «Сириус» сроком до 31.12.2017.

Также выборочно проверены заявки на получение субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов, представленных в Минсельхоз Чувашии следующими сельхозтоваропроизводителями: СПХК «Янгорчино», ООО «Агрофирма Кольцовка», СХПК «Луч», ООО «Компания АГРО», СХПК «Знамя», ИП ГКФХ Павлова В.Н., СХПК «Мураты»  Вурнарского районов.

В ходе анализа представленных документов (договоров купли продажи, товарных накладных и т.д.) установлено, что отдельными сельхозтоваропроизводителями за счет полученных кредитных средств приобретено оборудование которое не предусмотрено подпунктом «б» пункта 2.5 Правил  № 551(жатки, комплекты стеблеподъемников к жатке, тележки транспортные) на общую сумму 8996,0 тыс. рублей.

Минсельхозом Чувашии в нарушение п.2.2.2 Соглашений не осуществлена проверка соответствия целевого использования Заемщиками кредитов, предоставленных на условиях субсидирования процентных ставок, целям, предусмотренным пунктом 2.5. Правил №551.

В результате Минсельхозом Чувашии в нарушении пункта 2.7. Правил № 551 произведено за счет средств республиканского бюджета субсидирование затрат заемщиков по уплате процентов при использовании кредита (займа) на цели, не предусмотренные пунктом 2.5. указанных Правил.  

Из вышеизложенного следует, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минсельхозом Чувашии не соблюдены условия и порядок предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям, предусмотренные Правилами №551, что привело к неправомерному использованию средств республиканского бюджета в сумме 1410,7 тыс. рублей (см. приложению к акту проверки) направленных на возмещения части затрат на уплату процентных ставок по кредитам.

За нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, предусмотрена административная ответственность по ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений. В соответствии со статьей 4.5 КоАП срок привлечения должностных лиц к административной ответственности за нарушение условий предоставления субсидий на момент настоящей проверки истек.

 

4. Выполнение целевых индикаторов

 

Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы являются:

- увеличение производства зерна - 609,2 тыс. тонн, сахарной свеклы - 44,1 тыс. тонн, муки - 118,3 тыс. тонн, крупы - 2,2 тыс. тонн, хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами - 1,2 тыс. тонн, плодоовощных консервов - 35,0 млн. условных банок;

- увеличение площади закладки многолетних насаждений до 0,035 тыс. га в год;

- доведение удельного веса сельскохозяйственной продукции и продовольствия собственного производства в общем объеме их ресурсов (с учетом структуры переходящих запасов): зерна - 85,8 процента, картофеля - 100,0 процента, овощей - 90,0 процента.

На основании Информации Минсельхоза Чувашии за 2015 и 2016 годы анализ выполнения целевых индикаторов Подпрограммы приведен в нижеследующей таблице.

 

п/п

Наименование

показателя

(индикатора)

Единица измерения

Значение показателей (индикатора)

государственной программы Чувашской Республики (подпрограммы государственной программы Чувашской Республики)

Обоснование отклонений значений показателя (индикатора)

2015 год

2016 год

 

план

факт

план

факт

 

 

Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий:

 

 

 

 

 

 

1

Зерновых и зернобобовых культур

Тыс.

тонн

555,8

555,8

609,2

609,2

Показатель выполнен

2

сахарной свеклы

тыс. тонн

20,0

26,4

44,1

44,1

Показатель выполнен

3

Площадь закладки многолетних насаждений

гектаров

46,0

48,0

35,0

48,0

Показатель выполнен

4

Производство муки

тыс. тонн

90,0

118,9

118,4

118,4

Показатель выполнен

5

Производство крупы

тыс. тонн

1,93

2,20

2,26

2,26

Показатель выполнен

6

Производство хлебобулочных изделий  диетических и обогащенных микронутриентами

тыс. тонн

1,0

1,7

1,3

1,3

Показатель выполнен

7

Производство плодоовощных консервов

млн. услов.

банок

23,0

24,5

35,0

35,0

Показатель выполнен

 

Удельный вес сельскохозяйственной продукции и продовольствия собственного производства в общем объеме их ресурсов

(с учетом структуры переходящих запасов):

 

 

 

 

 

 

8

зерно

%

81,2

81,2

85,8

85,8

Показатель выполнен

9

картофель

%

100,0

100,0

100,0

100,0

Показатель выполнен

 

Из таблицы следует, что целевые показатели (индикаторы) Подпрограммы за 2015 и 2016 годы выполнены.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодека Российской Федерации по каждой государственной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Методика оценки эффективности государственных программ Чувашской Республики, утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.05.2012 № 180 (далее – Методика оценки).

Оценка проводится Минэкономразвития Чувашии на основании показателей отраженных в информации об итогах реализации государственных программ, включая подпрограммы в разрезе мероприятий, представляемой органами исполнительной власти (исполнителями государственных программ).

В соответствии с оценкой эффективности реализации государственных программ Чувашской Республики, отраженной в Сводном годовом докладе оходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Чувашской Республики за 2016 год, по государственной программе Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», в 2016 году определено значение интегрального критерия - 39,4 балла, который характеризует государственную программу как эффективную.

Вместе с тем, в ходе выборочной проверки выполнения целевых показателей (индикаторов) в разрезе отдельных мероприятий (ведомственных программ) Подпрограммы  установлено, что в Информации Минсельхоза Чувашии отдельные значения плановых показателей (индикаторов) не соответствуют показателям, предусмотренным Подпрограммой, что может свидетельствовать о недостоверной оценке эффективности реализации государственной программы.

 

8.Выводы:

1. Объем финансирования  Программы за 2015 год составил 682 801,3 тыс. рублей или 99,8% к предусмотренному Программой объему финансирования, за 2016 год – 374 681,0 тыс. рублей или 93,5 %.  Из общего объема финансирования доля средств федерального бюджета составила более 70,0%.

2. Проверкой правомерности предоставления сельхозтовароизводителям государственной поддержки установлены факты предоставления субсидий на возмещение части затрат в связи с оказанием несвязанной поддержки в области растениеводства по двум направлениям, но одним и тем же получателям на обработку одних и тех же площадей.

Данный факт не способствует достижению целей программы в области развития растениеводства в части увеличения объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства, повышения эффективности агропромышленного комплекса.

3. В ходе проверки эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на возмещение части затратна производство хмеля при условии его реализации, установлено следующее:

- в Информации о ходе реализации государственной программы за 2016 год Минсельхозом Чувашии отражены не достоверные плановые значения целевых показателей по ведомственной целевой программе Чувашской Республики«Интенсификация производства и переработки хмеля как стратегического направления для развития Чувашской Республики 2013 - 2016 годы. Так, плановое значение по целевому показателю «Выручка от реализации продукции, млн. рублей» в Информации отражено в сумме 44,1 млн. рублей, Подпрограммой предусмотрено - 48,5 млн. рублей и по показателю «Создание новых рабочих мест, ед.» соответственно 178 ед. и 190 ед.;

- в Подпрограмму внесены изменения в результате которых отдельные показатели (индикаторы) результативности снижены до уровня их фактического исполнения, при одновременном увеличении объема финансирования на оказание государственной поддержки;

- в 2016 году два показателя результативности использования субсидии не достигли запланированного уровня: «Выручка от реализации продукции, млн. рублей» план 48,5 млн. рублей, факт – 44,1 млн. рублей (90,9%); «Создание новых рабочих мест, ед.» план – 190 ед., факт – 178 ед. или 93,7%.

4. Минсельхозом Чувашии в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не соблюдены условия и порядок предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, предусмотренные Правилами №551, что привело к неправомерному использованию средств республиканского бюджета в сумме 1 410,7 тыс. рублей, направленных на возмещения части затрат на уплату процентных ставок по кредитам, использованным на цели, не предусмотренные пунктом 2.5. указанных Правил.

Расходы республиканского бюджета по выплатам на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам до окончания срока их погашения составят в общей сумме 743,2 тыс. рублей.

5. В целом по Подпрограмме все целевые показатели (индикаторы) за 2015 и 2016 годы достигли запланированного уровня.

Согласно оценке эффективности реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодека Российской Федерации проведенной  значение интегрального критерия по госпрограмме, в том числе Подпрограмме за 2016 составило 39,4 балла, который характеризует программу как «эффективная».

Вместе с тем, в ходе выборочной проверки выполнения целевых показателей (индикаторов) в разрезе отдельных мероприятий (ведомственных программ) Подпрограммы  установлено, что в Информации Минсельхоза Чувашии отдельные значения плановых показателей (индикаторов) не соответствуют показателям, предусмотренным Подпрограммой, что может свидетельствовать о недостоверной оценке эффективности реализации государственной программы.

9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: не представлены.

10. Предложения (рекомендации):

1. Направить отчет о результатах проверки в Государственный Совет Чувашской Республики.

2. Направить представления об устранении выявленных нарушений в Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.

 

 

Заведующий сектором
методологии контрольных
мероприятий  отдела
государственного финансового   
контроля КСП ЧР                                                                                 И.В. Родионова