Отчет о результатах аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий I-IV этапов республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы»

 УТВЕРЖДАЮ

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Чувашской Республики

_______ С.И. Аристова

01 декабря 2017 года

 

Отчет

о результатах аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий I-IV этапов республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного  жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы»

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.2. плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2017 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 03.08.2017 № 21.

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные, правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств, направленных на реализацию мероприятий республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013-2017 годы».

3. Объекты контрольного мероприятия:

- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии);

- администрации Цивильского района и города Канаш (встречная проверка);

- администрации муниципальных образований Чувашской Республики (информации для анализа).

4. Проверяемый период деятельности: 2013 -2017 годы.

5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 7 августа по 20 ноября 2017 года.

6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 № 168 утверждена Республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Чувашской Республики на 2013-2017 годы» (далее – Программа).

Государственным заказчиком Программы утверждено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.

Программа разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.

Жилищный фонд в Чувашской Республике на 1 января 2012 г. составлял 29649,1 тыс. кв. метров, из них к аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации отнесено 174,27 тыс. кв. метров жилых помещений, что составляет 0,59 процента, где проживали 12,6 тыс. человек.

Основной целью Программы является обеспечение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.

Основными задачами Программы являются:

формирование механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования;

создание условий для развития территории, на которой сосредоточен аварийный жилищный фонд.

Настоящая Программа реализуется в период с 2013 по 2017 год.

 

7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Чувашской Республики утвержден распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.04.2013 № 259-р.

Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств Фонда, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов, внебюджетных источников.

Средства Фонда и консолидированного бюджета Чувашской Республики администрациями муниципальных образований использованы на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации.

В рамках Программы предусмотрено: строительство (приобретение) для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, жилых помещений общей площадью не менее 170326,19 кв. метра, переселение 12857 граждан, или 4776 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде; ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 170326,19 кв. метра.

Все дома, вошедшие в Программу по переселению из аварийного жилищного фонда, признаны аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации в установленном порядке на основании актов межведомственных комиссий по обследованию технического состояния домов.

В рамках Программы финансовую поддержку за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств республиканского бюджета Чувашской Республики в 2013-2017 годах получили в основном все муниципальные образования, за исключением Батыревского района, Яльчикского района и г. Новочебоксарска, в которых аварийный жилищный фонд на дату принятия Программы отсутствовал.

Всего на переселение расселяемых площадей предусмотрено направить – 5 033 044,8 тыс. рублей, из них средства:

1. Стоимость переселения граждан – 4 895 931,1 тыс. рублей, в том числе средства: Фонда – 3 293 961,9 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики – 1 299 711,3 тыс. рублей; местных бюджетов – 232 905,6 тыс. рублей, внебюджетных источников – 69 352,3 тыс. рублей;

Объемы финансирования Программы на переселение граждан в разрезе этапов отражены в следующей таблице

(тыс. рублей)

п/п

Наименование муниципальных районов, городских округов

Объемы финансирования

Всего

средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

средства республиканского бюджета Чувашской Республики

средства местных бюджетов

внебюджетные/дополнительные источники финансирования

1

Всего по Программе

4 895 931,1

3 293 961,9

1 299 711,3

70 643,3

231 614,6

2

Итого I этап Программы

1 497 649,5

857 826,6

474 395,1

3 165,6

162 262,3

3

Итого II этап Программы

1 073 996,6

622 075,7

388 610,5

34 805,5

28 505,0

4

Итого III этап Программы

1 036 937,9

685 394,4

333 084,3

18 459,2

0,00

5

Итого IV этап Программы

1 287 347,0

1 128 665,2

103 621,5

14 213,1

40 847,3

 

2. Стоимость переселения граждан, направляемая на строительство многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию в 2017 году, для оплаты стоимости разницы общей площади предоставляемого жилого помещения и общей площади расселяемого жилого помещения – 137 113,7 тыс. рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 86 574,7 тыс. рублей и местного бюджета – 50 539,0 тыс. рублей.

Следует отметить, что в Программу 14 раз вносились изменения в части объемов финансирования и показателей результативности Программы. Последняя редакция Программы утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2017 № 455.

Первоначально (редакция от 30.04.2013) Программой предусматривалось:       1.Переселить из аварийного жилого фонда:

 -13341 гражданина, или на 484 гражданина больше (3,6%), чем предусмотрено последними изменениями;

- 5048 семей, или на 272 семьи больше (5,4%);

        2. Ликвидировать (снести) аварийный жилищный фонд общей площадью 174266,36 кв. метра, или на 3940,17 кв. метра больше (2,3%);

        3. Общий объем финансирования составлял 4 979 620,8 тыс. рублей, или на 83 689,7 больше (1,7%).

Из анализа вносимых изменений в Программу следует, что Программа корректировалась под ее фактическое выполнение.

Объем долевого финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда определяется исходя из общей площади аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу в рамках реализации Программы, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения.

Объем дополнительного финансирования за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и (или) местного бюджета рассчитывается как сумма разницы общей площади каждого предоставляемого жилого помещения и общей площади каждого изымаемого жилого помещения, умноженная на стоимость одного квадратного метра предоставляемого жилого помещения, указанную в Программе.

Средняя стоимость 1 кв. м расселяемой общей площади жилого помещения по Программе предусматривалась сумме 29 347,38 рублей.

Фактически по состоянию на 01.11.2017 средняя стоимость 1 кв.м. предоставленного жилья составила 26 548,62 рублей.

В рамках аудита эффективности проведена проверка соблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления и использования средств, выделенных на реализацию Программы (муниципальных программ) по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2010 № 523 утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов, подтвердивших выполнение условий, установленных для получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», отобранных в установленном порядке в качестве участников Программы.

Перечисление субсидий бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов осуществляется в соответствии с распределением этих субсидий на приобретение жилых помещений в муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденным Кабинетом Министров Чувашской Республики, и на основании соглашений, заключаемых между Минстроем Чувашии и администрациями муниципальных районов и городских округов (далее - Соглашение).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно нормам статьи 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Таким образом, согласно положениям Жилищного кодекса РФ нанимателю сносимого жилого помещения предоставляется другое жилое помещение аналогичное по площади.

Наличие нормативного правового акта (правила, порядок) органа местного самоуправления

В нарушение раздела V Программы в администрациях Алатырского, Аликовского, Ибресинского, Канашского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Моргаушского, Порецкого, Цивильского, Шемуршинского районов и города Канаш не разработан нормативный правовой акт (правила, порядок) органа местного самоуправления о предоставлении жилых помещений гражданам, проживающим в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу.

Отсутствие в вышеуказанных муниципальных образованиях механизма определения площади предоставляемого жилого помещения сверх площади расселяемого аварийного помещения приводит к разному подходу при предоставлении жилых помещений гражданам, ранее проживавшим в одинаковых условиях.

Так, при расселении из аварийных многоквартирных домов в городах Цивильск и Шумерля одним гражданам предоставлены жилые помещения с площадью равной в аварийном жилье, другим гражданам больше на 8-16 кв. метров.

Проведенной оценкой эффективности реализации программных мероприятий, ориентированной на оптимизацию расходования бюджетных средств установлено следующее.

В соответствии со ст.89 Жилищного кодекса РФ и ст.16 Федерального закона от 30.04.2013 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» предоставление гражданам жилья для переселения из аварийного фонда носит компенсационный характер. Средства предусматривалось направить на приобретение жилых площадей, равных расселяемым.

Улучшение жилищных условий не является целью указанной Программы. Однако, для создания гражданам комфортных условий проживания (жилья, соответствующего по общей площади требованиям СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные») предусмотрены ассигнования из дополнительных источников финансирования.

В ходе реализации Программы предоставление квартир гражданам в отдельных муниципальных образованиях носило не компенсационный характер, а характер улучшения жилищных условий – предоставленные в порядке переселения жилые помещения, превысили по площади ранее занимаемые. Причинами предоставления жилых помещений, превышающих площадь ранее занимаемых жилых помещений, явились в основном:

 - наличие в муниципальных образованиях решений Собраний депутатов об установлении минимальных площадей квартир, предоставляемых гражданам при переселении из муниципального аварийного жилищного фонда: 1 – комнатные квартиры – не менее 23,5 кв.м; 2 – комнатные квартиры – не менее 40,25 кв.м; 3 – комнатные квартиры – не менее 49,45 кв.м; 4 – комнатные квартиры – не менее 57,45 кв.м.

- невозможность размещения в малогабаритных квартирах (менее 15-18 кв. м) кухни и санузла.

Расходы, направленные на оплату части жилого помещения, предоставленного сверх ранее занимаемого, производились за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников.

 

№ п/п

Наименование

муниципального

образования

Площадь предоставленная сверх ранее занимаемого жилья (по данным отчета Минстроя Чувашии) (кв.м.)

Профинансировано из бюджета муниципального образования на обеспечение софинансирования, (тыс. руб.)

Профинансировано из бюджета муниципального образования на оплату разницы стоимости приобретаемого и сносимого жилья, (тыс. руб.)

Стоимость 1 кв.метра жилья, приобретенного сверх сносимого жилья,

(тыс. руб.)

1

2

3

4

5

6

1

Алатырский район

96,85

-

-

-

2

Аликовский район

159,6

-

-

-

3

Вурнарский район

207,98

-

5 123,08

24,63

1

2

3

4

5

6

4

Ибресинский район

59,53

-

-

-

5

Канашский район

204,14

-

5 583,9

27,35

6

Козловский район

62,0

-

-

-

7

Комсомольский р-н

138,7

916,8

-

-

8

Красноармейский

139,0

-

2 933,34

21,10

9

Красночетайский

1,0

-

139,9 (сверх 94,0 кв.м.)

1,5

10

Мариинско-Посадский район

660,36

-

1 500,0

2,27

11

Моргаушский р-н

122,5

1751,8

547,9

4,47

12

Порецкий район

9,6

-

-

-

13

Урмарский район

423,17

-

9 214,5

21,77

14

Цивильский район

269,32

1964,5

8 771,4

32,57

15

Чебоксарский р-н

1 372,6

-

11 170,7

8,14

16

Шемуршинский

226,72

-

2 296,0

10,13

17

Шумерлинский р-н

81,5

1173,8

1 345,4

16,51

18

Ядринский район

189,43

693,0

-

-

19

Янтиковский район

33,3

-

814,2

24,45

20

г. Алатырь

261,4

116,9

557,9

2,13

21

г. Канаш

468,99

2 503,7

7 797,6

16,63

22

г. Чебоксары

11 886,18

48796,2

100 352,6

8,44

23

г. Шумерля

994,2

12 726,6

13 950,0

14,03

 

Итого

18 068,07

70 643,3

172 098,42

9,52

 

 Из таблицы следует, что на оплату разницы стоимости приобретаемого и сносимого жилья израсходовано средств местных бюджетов сумме 172 098,42 тыс. рублей. За счет указанных средств дополнительно приобретено (построено) 18 068,07 кв.м.

 В рамках аудита проведены встречные проверки в администрациях г. Канаша и Цивильского района по вопросу достоверности списков граждан, предполагаемых к переселению, по результатам которых составлены акты. В ходе проведенных проверок установлены следующие нарушения.

г. Канаш

1.Администрация приобретенную квартиру для переселения граждан из аварийного жилья, в нарушение п.п. 3.1.1, 3.1.4 Соглашения, заключенного Администрацией с Минстроем Чувашии, предоставила ее гражданке Тимофеевой Т.В. не проживающей в аварийном доме и не включенной в приложение к Соглашению.

2. Совершено бюджетное нарушение, предусмотренное статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ в части нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов в сумме 922,2 тыс. рублей (в том числе: средства Фонда содействия реформированию ЖКХ в сумме 502,1 тыс. рублей, средства республиканского бюджета – 420,1 тыс. рублей), выразившихся в предоставлении квартиры гр. Кирилловой Е.В. по договору социального найма, которая зарегистрирована в муниципальной квартире №6 аварийного дома №5 по ул. Механизаторов, не включенного приложение к Соглашению.

3. По вине Администрации нарушены права двух семей: Корниловых и Родионовых на переселение из аварийного дома № 13 по ул. Энгельса, включенного в Программу, в жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.

4. Совершено бюджетное нарушение, предусмотренное статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ в части нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов в сумме 1634,3 тыс. рублей (в том числе: средства Фонда содействия реформированию ЖКХ в сумме 1 120,1 тыс. рублей, средства республиканского бюджета – 512,6 тыс. рублей и средства местного бюджета – 86,0 тыс. рублей), выразившихся в предоставлении новой квартиры по договору социального найма гр. Галякбаровой А.Р., которая зарегистрирована в муниципальной квартире №1 аварийного дома №31 по ул. Железнодорожная, не включенного в Программу 2013-2017 годов.

5. Предоставление субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется на основании Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и городских округов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2010 №523 (далее – Правила).

Пунктом 2.4. Правил предусмотрено, что перечисление субсидий бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов осуществляется на основании Соглашений, заключаемых между Минстроем Чувашии и администрациями муниципальных районов и городских округов, в которых предусматриваются значения показателей результативности использования субсидий.

Пунктом 2.5.1 Правил предусмотрены показатели результативности использования субсидий:

- расселенная общая площадь аварийного жилищного фонда;

- численность переселенных граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с условиями Соглашений Администрация обязана переселить граждан из аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения в соответствии с действующим законодательством, в объемах, предусмотренных Программой и приложениями к Соглашениям, в которых отражены показатели результативности использования субсидии. Согласно приложению к Соглашению от 24.09.2013 №16/4-46 общая площадь сносимого аварийного жилья предусмотрена 1856,14 кв.м. и количество переселенных граждан – 272 человека.

 

Согласно приложению к Соглашению от 01.10.2015 №16-07-08 общая площадь сносимого аварийного жилья - 3377,94 кв.м. и количество переселенных граждан – 263.

Согласно сводному отчету об использовании субсидий по состоянию на 1 августа 2017 года (III этап) фактически достигнутые показатели соответствуют показателям, отраженным в приложении к Соглашению.

Однако, на дату проверки не заселенными остаются пять квартир, приобретенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, т.к. имеются решения Канашского районного суда об утрате гражданами прав пользования жилыми помещениями в аварийных домах.

Вышеуказанные решения суда об утрате права пользования жилыми помещениями вступали в силу соответственно 09.09.2016, 02.03.2017, 14.03.2017, 16.03.2017, 22.07.2017. В то же время, в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса РФ Администрация своевременно не вносила предложения в Минстрой Чувашии по изменению Программы в части уменьшения площади сносимого жилья и соответственно уменьшения объема выделяемых субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Следует отметить, что изменения в Программу за период с мая по август 2017 года Минстрой Чувашии вносил четыре раза.

Администрацией города Канаш в список граждан, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда и отраженных в приложении к Соглашению, включены граждане, проживающие в жилых помещениях аварийных домов без правоустанавливающих документов, что привело к завышению площади сносимых жилых помещений на 157,26 кв.м.

Из вышеизложенного следует, что Администрацией города Канаш в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации не соблюдены условия и порядок предоставления (расходования) межбюджетных субсидий, предусмотренных Правилами в части не достижения показателей результативности, определенных Соглашением.

Таким образом, Администрацией совершено бюджетное нарушение, предусмотренное статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ в части нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, выразившееся в том, что при определении объема субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда завышена площадь сносимых жилых помещений на 157,26 кв.м на общую сумму 4 566,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда – 3 379,5 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета – 1 187,2 тыс. рублей.

 

Цивильский район

 1.Неправомерное включение в список граждан, предполагаемых к переселению, гражданина Павленко В.В. привело к завышению расселяемой площади (фактически квартира № 5 в доме №1 тер. Телевышки не подлежала включению в приложение к Соглашению, заключенному с Минстроем Чувашии) и соответственно к излишнему получению Администрацией Цивильского района субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 1 050 800,00 рублей.

Администрация нарушила статью 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно допустила нецелевое расходование бюджетных средств в сумме 1 298 448,00 рублей, в том числе средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 675 664,40 рублей, средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 375 135,60 рублей, средств местного бюджета в сумме 247 648,00 рублей, выразившееся в предоставлении квартиры гр. Павленко В.В., не зарегистрированному в аварийном доме, включенным в Программу.

2. Администрация не исполнила бюджетные полномочия, предусмотренные статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части обеспечения целевого характера использования бюджетных средств, выделенных на переселение граждан из аварийного жилья. Так, при предоставлении жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилья, администрация не удостоверилась в наличии правоустанавливающих документов у 17 квартиросъемщиков (собственников) аварийного жилья.

Согласно приложениям к Соглашению общая площадь сносимого жилья, занимаемого указанными 17 квартиросъемщиками (собственниками) составляет 648,7 кв.м., общая площадь предоставляемого жилья – 693,97 кв.м., общая стоимость предоставляемого жилья составила в сумме 19 989,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда – 11 663,4 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета – 6 306,3 тыс. рублей, за счет средств местного бюджета – 2 019,9 тыс. рублей.

Из-за отсутствия правоустанавливающих документов, специалисты Контрольно – счетной палаты не имели возможности проверить правомерность предоставления новых жилых помещений указанным гражданам и целевое использование бюджетных средств в сумме 19 989,6 тыс. рублей.

3. Гражданка Григорьева Е.В. приобрела две квартиры в доме 5 по ул. Гоголя, признанном аварийным 16.11.2006: кв. №4 в 2007 году, площадью 41,8 кв.м., кв. №1 площадью 28 кв.м. в 2012 году, стоимостью каждая 210,0 тыс. рублей.

Данной гражданке в рамках Программы предоставлены две квартиры по договорам мены:

- от 09.04.2015 № 27 на квартиру площадью 51,5 кв.м., расположенную по адресу: ул. Просвещения, д.29, кв.38, стоимостью 1 164,0 тыс. рублей;

- от 09.04.2015 № 32 на квартиру площадью 30,5 кв.м., расположенную по адресу: ул. Просвещения, д.29, кв.74. стоимостью 760,5 тыс. рублей.

На момент оформления договоров мены гражданка Григорьева Е.В. была зарегистрирована по адресу: ул. Никитина, дом 2-а, кв. 14. Из чего следует, что в принадлежащих ей квартирах в аварийном доме гражданка Григорьева Е.В. не была зарегистрирована.

При выездной проверке установлено, что в квартире №38 дома 29 по ул. Просвещения проживает ее мама Васильева Галина Николаевна, а в квартире №74 этого же дома проживает гражданка Чекунова А.В. приобретшая квартиру по договору купли-продажи от 16.09.2015 у гр. Григорьевой Е.В. за 1 050,0 тыс. рублей.

Из вышеизложенного следует, что гражданка Григорьева Е.В. приобрела квартиры в аварийном доме с целью получения экономической выгоды, которая составила в сумме 1794,0 тыс. рублей.

Основной целью Программы является обеспечение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики.

Таким образом, бюджетные средства, направленные на приобретение двух квартир для гр. Григорьевой Е.В., в сумме 1 924,5 тыс. рублей использованы не эффективно.

4. Гражданин Егоров Н.А. неправомерно приватизировал две квартиры, в результате чего в приложение к Соглашению, заключенному с Минстроем Чувашии, гр. Егоров Н.А. был включен дважды. Неправомерно включен в приложение к Соглашению по квартире №3, так как квартира гр.Егоровым Н.А. деприватизирована, является муниципальной собственностью и гр. Егоров Н.А. в ней не зарегистрирован.

Гражданину Егорову Н.А. в рамках Программы предоставлены две квартиры по договорам мены:

- от 04.02.2016 № 11 на квартиру площадью 30,4 кв.м., расположенную по адресу: ул. Казанское шоссе дом 23, кв.21 стоимостью 846,5 тыс. рублей. На данную квартиру прекращено право собственности 23.05.2016;

- от 04.02.2016 № 12 на квартиру площадью 38,1 кв.м., расположенную по адресу: ул. Просвещения, д.29, кв.71, стоимостью 1024,7 тыс. рублей.

На дату получения договоров мены гр. Егоров Н.А. был зарегистрирован в квартире №2 дома №28 по ул. Просвещения.

Администрацией в нарушение условий Соглашения неправомерно заключен договор мены с гр. Егоровым Н.А., не зарегистрированным в муниципальной квартире №3 аварийного дома №28/31 по ул. Просвещения и соответственно ему неправомерно предоставлена квартира площадью 38,1 кв.м., расположенная по адресу: ул. Просвещения, д.29, кв.71, стоимостью 1 024,7 тыс. рублей.

Из вышеизложенного следует, что Администрацией в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации не соблюдены условия и порядок расходования межбюджетных субсидий, определенных Соглашением.

Таким образом, администрацией Цивильского района совершено бюджетное нарушение, предусмотренное статьей 306.8 БК РФ в части нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов, выразившееся в том, что за счет целевых средств, предназначенных на переселение граждан из аварийного жилья, приобретена квартира стоимостью 1024,7 тыс. рублей (в том числе за счет средств Фонда содействия развитию ЖКХ в сумме 698,1 тыс. рублей и за счет средств республиканского бюджета в сумме 326,6 тыс. рублей) для предоставления гр. Егорову Н.А. не зарегистрированному в муниципальной квартире №3 аварийного дома.

Следует отметить, что подобные нарушения были выявлены Контрольно-счетной палатой в ходе проверок реализации  Программы по 1 -3 этапам.

 

Информация о достижении планируемых показателей Программы

        Для достижения цели аудита эффективности использовались следующие основные критерии.

  1. Оценка достижения планового целевого показателя по количеству граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда;
  2. Оценка достижения планового целевого показателя по площади расселенных жилых помещений;
  3. Оценка достижения планового целевого показателя по количеству расселенных жилых помещений;
  4. Оценка результативности реализации адресной программы (отношение фактического объема израсходованных бюджетных средств к предусмотренному Программой);
  5. Доля ликвидируемого (сносимого) аварийного жилищного фонда;
  6. Доля граждан, переселенных из многоквартирных домов.

       Паспортом Программы определены сроки и этапы реализации: I этап Программы - 2013-2014 годы; II этап Программы - 2014-2015 годы; III этап Программы - 2015-2016 годы; IV этап Программы - с 2016 г. по 1 сентября 2017 г.

       Паспортом Программы предусмотрены важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы:

         -  доля граждан, переселенных из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в жилые помещения, отвечающие установленным требованиям, в общем числе граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, составит:

этап 2013 года (I этап Программы) - 29 процентов;

этап 2014 года (II этап Программы) - 23 процента;

этап 2015 года (III этап Программы) - 22 процента;

этап 2016 года (IV этап Программы) - 26 процентов;

         - доля ликвидируемого (сносимого) жилищного фонда, который признан до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, в общем количестве такого жилищного фонда составит:

I этап Программы - 28 процентов;

II этап Программы - 23 процента;

III этап Программы - 21 процент;

IV этап Программы - 28 процентов.

          Также паспортом Программы предусмотрены ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности:

  1. Социальная эффективность:

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;

- строительство (приобретение) для граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, жилых помещений общей площадью не менее 170487,21 кв. метра, в том числе:

I этап Программы - не менее 47489,30 кв. метра;

II этап Программы - не менее 38978,98 кв. метра;

III этап Программы - не менее 36337,66 кв. метра;

IV этап Программы - не менее 47681,27 кв. метра.

  1. Экономическая эффективность:

- создание условий для привлечения внебюджетных средств на финансирование мероприятий Программы;

- развитие территорий муниципальных образований путем ликвидации аварийного жилищного фонда.

Результаты реализации Программы:

переселение 12852 граждан, или 4787 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде;

ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 170487,21 кв. метра, в том числе:

I этап Программы:

- переселение 3718 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;

- ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 47489,30 кв. метра;

II этап Программы:

- переселение 2986 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;

- ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 38978,98 кв. метра;

III этап Программы:

- переселение 2805 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;

- ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 36337,66 кв. метра;

IV этап Программы:

- переселение 3343 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;

- ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 47681,27 кв. метра.

Согласно сводному отчету Минстроя Чувашии об использовании субсидий из республиканского бюджета на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы по состоянию на 1 ноября 2017 года важнейшие целевые индикаторы  и фактические показатели достигли уровня, предусмотренного Программой.

Правлением государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно – коммунального хозяйства 17 ноября 2017 года принято решение (протокол №804):

  1. Принять отчет Чувашской Республики об итогах реализации программы переселения и отчет о расходовании средств по итогам реализации программы переселения.
  2. Признать мероприятия этапа 2016-2017 годов региональной адресной программы Чувашской Республики по переселению граждан из аварийного жилищного фонда завершенными в полном объеме.

         Достижение значений целевых показателей реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года №1743-р, за 2014-2017 годы по общей площади аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению, и по численности подлежащих переселению граждан составляет 100 процентов.

Из вышеизложенного следует, что Программа признается эффективной.

 

Количество квартиросъемщиков (собственников), которым предоставлены жилые помещения, но по разным причинам они  продолжают проживать в аварийном жилье

Фактически по состоянию на 1 декабря 2017 г. по всем этапам Программы не расселенными остаются 418 жилых помещений (8,8 % от количества жилых помещений, предусмотренных Программой), в том числе:

- в Алатырском районе – 3 (Шестакова Т.А., 1 этап – пос. Алтышево, ул.Железнодорожная, д.7 – в иске администрации отказано 06.05.2015, так как не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, ведется работа об изъятии  недвижимости для муниципальных нужд; Малясов В.Б., 2 этап – пос. Алтышево, ул.Гагарина, д. 34, в иске администрации отказано 06.05.2016, ведется работа об изъятии  недвижимости для муниципальных нужд; Шаронова Т.Н., 2 этап - пос. Алтышево, ул. Вокзальная, д.8, в иске отказано 21.07.2017, продолжаются судебные разбирательства по иску гр.Шароновой Т.Н.

- Ибресинском – 2 (Павлов А.Г. – п. Ибреси, ул.Комсомольская, дом 11, кв.2 – имеется решение Ибресинского районного суда от 21.04.2017  о том, что необходимо провести оценку жилого дома для решения вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Администрация Ибресинского района для решения вопроса заключила договор  с ООО «Центр оценки, экспертизы, консалдинга «Автопрогресс». Три раза (17.07.2017, 15.09.2017, 13.10.2017) эксперты выезжали на место для проведения осмотра этого дома, но доступ в квартиру №2 гражданином Павловым не был обеспечен. На 15.12.2017 вновь назначена межведомственная комиссия; Курников А.А. – п. Буинск, ул. Ленина, д. 21 – идет судебное разбирательство о неправомерном заключении договора социального найма);

- Канашском – 2 (Данилов Ю.В. – п. Зеленый, ул. Центральная, д. 11 – решение Канашского районного суда от 22.09.2017, в иске отказано, так как администрацией Малобикшихского с/п не соблюден досудебный порядок урегулирования споров – ведется изъятие жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка; Мерескина С.В. – п. Зеленый, ул. Центральная, д. 10 – имеется определение суда (10.07.2017) о назначении строительно-технической экспертизы об определении рыночной стоимости квартиры. Судебное дело приостановлено, квартиросъемщица подала заявление в правоохранительные органы о том, что справка БТИ о проценте износа дома не достоверная));

- Мариинско-Посадском – 4 (Шевелев Э.Г. - ул. Ленинская, д.18, ком.2 – имеется решение Мариинско-Посадского районного суда от 02.11.2017 обязывающее гр. Шевелева Э.Г. заключить договор социального найма на новое жилье;  Демидова А.А. и Демидов В.П.– ул. Шолохова, д. 23/2 – имеется решение Маринско-Посадского районного суда от 17.11.2017 , обязывающее Демидовых заключить договор социального найма на новую квартиру; Терентьев А.И. ул. Ленинская, д. 25 – в иске администрации на выселение отказано (решение суда от 27.04.2016), так как семье предоставлена квартира площадью меньше на 12 кв. м, кухня без окна, отгорожена в гостиной; 06.12.2017 на заседании жилищно-бытовой комиссии принято решение предоставить 2-х квартиру площадью 39,2 кв. м; Мигаева Л.Г. – ул. Московкая, д.18 – отстаивает в суде снятие обременения с жилого помещения, расположенного в аварийном доме).

Следует отметить, в Мариинско- Посадском районе не предоставлена квартира гр. Самсоновой А.К. (1 этап Программы), зарегистрированной в квартире №24, дома 65 по ул. Лазо (фактически дом снесен). Имеется решение Мариинско-Посадского районного суда от 17.11.2016 обязывающее администрацию городского поселения предоставить гр.Самсоновой А.К. жилое помещение , площадью жилой комнаты не менее 12,6 кв. м. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики (Аппеляционное определение от 15.02.2017) определила аппеляционную жалобу на решение Мариинско-Посадского районного суда (иск о понуждении  городского поселения заключить договор социального найма) оставить без удовлетворения.

- Урмарском – 1(Михайлова Н.Н. – 2 этап, ул. Свердлова, д.25 - решение суда от 06.06.2016 - обязать предоставить жилье большей площадью. Дальнейших действий Администрация не предпринимала);

- Чебоксарском – 1 (Петрова Л. Л. – 2 этап , п. Ишлеи, ул. Советская, дом 37 - не согласны с площадью. Имеется решение Чебоксарского районного суда от 30.03.2016 об отказе по иску Петровых о увеличении занимаемой площади. Администрацией Ишлейского сельского поселения семье Петровых 09.11.2017 направлено уведомление о выселении);

- Шумерлинском – 2 (Пчелкин Ю.Г. – 1 этап, п. Речной, ул. Кирова, дом 1 -решение суда о выселении от 02.11.2015, далее Администрация действия по переселению не предпринимала; Муляева А.А. – п.Кабаново, ул.Ленина, дом 13, кв.1, Маркушин А.А. (4 этап) - п.Кабаново, ул.Ленина, дом 13, кв.2 – подан иск в суд на переселение, суд состоится 04.12.2017);

- Ядринском – 2 (Белова – ул.К.Маркса, дом 25А - принято решение суда от 04.08.2017 о выкупе, Ленгевич - ул. К.Маркса, дом 25А - проводится оценка по определению рыночной стоимости);

- в г.Алатырь – 1 (Куклева В.А. - ул. Комарова, дом 8/11- арест имущества за долги старой квартиры);

- г. Канаше – 1 (Сергеева П.С. – ул. Спортивная, дом 4 - семья не согласна с площадью, по решению суда предоставили большую площадь, далее не согласны с жилой площадью, идут судебные разбирательства);

- г. Чебоксары – 383, в том числе по 1 этапу -5, по 2 этапу – 1, по 3 этапу – 16, по 4 этапу 361 (причинами не переселения являются: не устраивает площадь, район, этаж – идут судебные разбирательства. Кроме того, с собственниками не согласными на обмен, идет процедура оформления выкупа жилых помещений);

- г. Шумерля – 16, в том числе 2 жилых помещения – 2 этап – Дыляев П.Н. - администрация иск не подавала, Немов М.В. – судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики (аппеляционное определение от 21.08.2017) определила обязать администрацию предоставить Немову М.В. квартиру общей площадью не менее 41,9 кв. м, жилой площадью не менее 32,2 кв. м; 6 – 3 этап – Круглова А.Г., Николаева В.В. – не недовольны предоставленной площадью, администрация подала вторичный иск о понуждении подписания договора мены, Штефан З.В. – имеется решение Шумерлинского районного суда от 28.09.2017 на иск гр. Штефан З.В. предоставить ей большую площадь, в иске отказано, Борисова Л.Н. – 20.12.2017 состоится судебное заседание по иску Борисовой Л.Н. предоставить ей большую площадь; Анисимов А.П. , Ерзутова З.С. - администрация иски о переселении не подавала; 8 – 4 этап – Орешникова Т.М. суд 18.12.2017; Шихалева Л.В. – произведена незаконная реконструкция в 2011 году, суд 14.12.2017; Арисанов А.В. – администрация подала заявление от 01.12.2017 в суд об установлении факта предоставления и проживания семьи Арисановых по адресу г.Шумерля, ул. Завокзальная, д.3, кв.2; по 4 семьям – оформляется наследство; с 1 квартиросъемщиком не имеется возможности оформить договор социального найма, т.к. он находится в специализированном лечебном учреждении).

Из вышеизложенного следует, что в Урмарском районе (Михайлова Н.Н.), Мариинско – Посадском районе (Терентьев А.И., Самсонова А.К.) и г. Шумерля (Немов М.В.) имеются судебные решения о предоставлении четырем квартиросъемщикам жилых помещений большей площадью, чем указано в приложениях к соглашениям, что повлечет возврат бюджетных средств за приобретенные ранее для переселения граждан жилые помещения меньшей площадью.

Администрация Чебоксарского района направила уведомление на выселение Петровой Л.Л. только 09.11.2017, решение суда было вынесено 30.03.2016.

Администрация Шумерлинского района после получения решения суда от 02.11.2015 на переселение Пчелкина Ю.Г., дальнейших действий по переселению не предпринимала.

Администрация г.Шумерля на 3 –х квартиросъемщиков из 2-3 этапов Программы, отказывающихся переселяться, иски в суд не подавала.

В Алатырском районе – квартиросъемщик Шаронова Т.Н., в Ибресинском районе – квартиросъемщик Павлов А.Г., в Канашском районе – два квартиросъемщика: Данилов Ю.В. и Мерескина С.В. ведут судебные разбирательства для решения вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

 

Наличие аварийных домов, исключенных из Программы после проведения повторного обследования

В ходе проведенного аудита установлены 12 случаев необоснованного признания многоквартирных жилых домов аварийными и включения их в Программу: Урмарский район – 2, г. Алатырь - 1; г. Чебоксары – 4, г.Шумерля -5.

В результате недостаточного обследования администрациями муниципальных образований технического состояния многоквартирных домов, в Перечень аварийных домов Программы включены многоквартирные дома с небольшим процентом износа, что в свою очередь повлекло недостоверное составление приложений к Соглашениям муниципальных образований с Минстроем Чувашии, в которые включены квартиросъемщики (собственники), проживающие в этих домах.

Кроме того, по г.Шумерля из Программы исключены 11 индивидуальных жилых домов.

Вышеуказанные факты свидетельствует о некачественном составлении Программы.

 

Анализ исполнения муниципальных контрактов заключенных на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по I – IV этапам Программы приведен в приложении к отчету.

Всего за I -III этапы Программы заключено 378 муниципальных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья на общую сумму 3 480 322,9 тыс. рублей, исполнено с нарушением сроков 67 муниципальных контрактов или 17,7% на общую сумму 1 190 862,3 тыс. рублей.

Администрацией г. Чебоксары дополнительными соглашениями в муниципальные контракты вносились изменения в части продления сроков выполнения работ:

-от 05.09.2014 № 102 с ООО «ЮМАН» перенос срока с 30.04.2015 на 19.06.2015;

- от 22.12.2014 № 203 с ООО «СК Стройсфера» перенос работ по озеленению с 4 квартала 2015 г. на 2 квартал 2016 года;

- от 10.06.2015 № 91 с ООО «Алза» перенос срока с 31.05.2016 на 26.07.2016;

- от 10.05.2016 № 25 с ООО «Алза» перенос срока с 01.12.2016 на 31.12.2016;

- от 18.05.2016 № 31 с ООО «СК Стройсфера» перенос работ по озеленению с 4 квартала 2016 г. на 2 квартал 2017 года.

Отдельные подрядчики (продавцы) нарушали сроки исполнения обязательств по контрактам, заключенным в следующих муниципальных образованиях:

- ООО «Санар Строй» п. Ибреси - на 18 месяцев,

- ООО «Инжениринговая фирма «Большой плюс» г.Алатырь - на 355 дней,

- ООО «Союзстройинвест» г.Чебоксары – на 273 дня,

- ООО «Экорегион» г.Алатырь – на 240 дней,

- ООО «СК Стрим» Козловский район – на 178 дней,

- ООО «Лидерстрой» г.Чебоксары – на 174 дня,

- ОАО «Ипотечная корпорация ЧР» г.Шумерля - на 166 дней,

- ООО «Производственно-строительная компания «Гарант» г. Шумерля - на 165 дней,

- ООО «СПК Возрождение» Маринско-Посадский район - на 160 дней,

- ЗАО «Стройтрест №3» г. Шумерля – на 154 дня,

- ООО «Строительная компания «Алмаз» Моргаушский район - на 153 дня,

- ООО «Алза» г.Чебоксары – на 149 дней,

 - ООО «СУОР» г. Чебоксары – на 138 дней,

- ООО ПМК Водоснабжение Моргаушский район на 108 дней,

- ООО Торгово-промышленная компания «Шыгырданы» Ибресинский район - на 90 дней,

- ОАО «МОО Янтиковская» Янтиковский район на 88 дней,

-  ОАО «Строительное управление №7» г. Алатырь – на 83 дня,

- ООО «СК Стройсфера» г.Чебоксары – на 69 дней,

- ООО «Газ Сервис» Ядринский район – на 65 дней

- и др.

При этом в нарушение контрактов администрация г. Шумерля (ООО «Производственно-строительная компания «Гарант» - 168 дней и ЗАО «Стройтрест №3» - 157 дней), администрация Ибресинского района (ООО Торгово-промышленная компания «Шыгырданы» - 90 дней) не воспользовались своим правом требования неустойки с поставщиков за просрочку исполнения обязательств.

В целом по четырем этапам Программы администрациями районов и городов в адрес подрядчиков (исполнителей) направлено претензий об уплате неустоек за просрочку исполнения обязательств в общей сумме 136 312,71 тыс. рублей.

Администрациями поданы исковые заявления в суд о взыскании неустоек на общую сумму 108 913,98 тыс. рублей, из них сумма неустойки определенная к взысканию по решениям суда составила 10 727,75 тыс. рублей или 9,9%.

Разница между суммой исковых заявлений и суммой определенной к взысканию составляет 97656,06 тыс. рублей, в том числе:

1. По решениям суда во взыскании отказано полностью в общей сумме 64 691,8 тыс. рублей - заказчик администрация г. Чебоксары (ООО «СУОР» - 62 661,4 тыс. рублей и ООО «Сельский комфорт» - 1 037,16 тыс. рублей, ООО «Юман» - 6,79 тыс. рублей, ООО «Алза» - 986,44 тыс. рублей);

2. По решениям суда во взыскании отказано частично на сумму 25 019,31 тыс. рублей:

- г. Алатырь: ОАО «Строительное управление №7» - 819,20 тыс. рублей, ООО «Жилстрой» - 264,97 тыс. рублей,

- Мариинско-Посадский район: ООО «СПК Возрождение» - 1 860,94 тыс. рублей;

- Моргаушский район: ООО «СК Алмаз» - 636,84 тыс. рублей;

- Козловский район: ООО «СК СТРИМ» - 15 552,43 тыс. рублей (не верно сделан расчет неустойки заказчиком), ООО «Электрокомплект 1» - 127,47 тыс. рублей;

- г. Шумерля: ОАО «Ипотечная корпорация ЧР» - 2 691,06 тыс. рублей;

- Ибресинский район: ООО «Санар-Строй» - 828,50 тыс. рублей;

- Порецкий район: ООО «Нива» - 2237,9 тыс. рублей.

 3. Не приняты решения суда (идут судебные разбирательства) – 7 944,95 тыс. рублей:

- г. Чебоксары ООО «Лидерстрой» - 7 907,65 тыс. рублей (18.10.2017 производство по делу приостановлено, так как администрация ранее подала иск о взыскании НДС, рассмотрение которого отложено на 05.12.2017);

- Ядринский район ООО «Элегант» - 37,3 тыс. рублей.

Не поданы иски в суд о взыскании неустойки на общую сумму 28376,61 тыс. рублей, в том числе:

- администрацией г. Чебоксары в сумме 25 953,45 тыс. рублей, т.к. не произведен окончательный расчет по контрактам (ООО «Союзстройинвест» - 18 283,4 тыс. рублей, ООО «СК Стройсфера» - 2 871,84 тыс. рублей, ООО «Булат» - 3 156,41 тыс. рублей, ЗАО «Стройтрест №3» - 372,03 тыс. рублей, ООО «СК Старатель» - 1269,78 тыс. рублей);

- администрацией г. Шумерля на ООО «ПСК Гарант» - 530,1 тыс. рублей (по решению Арбитражного суда от 18.09.2015 введена процедура банкротства – наблюдение по заявлению налоговой инспекции), на ЗАО «Стройтрест №3» в сумме 1 893,06 тыс. рублей (ведутся переговоры с подрядчиком по добровольной уплате неустойки).

Администрацией г. Шумерля произведено списание неустойки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 №190 с ЗАО «Стройтрест №3» в сумме 1253,95 тыс. рублей.

 По состоянию на 15.11.2017 сумма взысканной неустойки составила 3 100,03 тыс. рублей или 2,3% от общей суммы предъявленной неустойки 136 312,71 тыс. рублей (в сумме 636,57 тыс. рублей уплачено в добровольном порядке и в сумме 2463,45 тыс. рублей взыскано по решениям суда), следующими администрациями:

- г. Алатырь в сумме 356,19 тыс. рублей ООО «Жилстрой», в сумме 18,6 тыс. рублей - ООО «Экорегион»;

- Мариинско-Посадского района в сумме 478,8 тыс. рублей (191,3 тыс. рублей - с ООО «СК Регионстрой» и 287,5 тыс. рублей – ООО «Лидерстрой»);

- Моргаушского района в сумме 1254,74 тыс. рублей (ООО ПМК «Водоснабжение» в сумме 576,4 тыс. рублей, ООО «Санар-Строй» - 1,7 тыс. рублей, ООО «Строительная компания «Алмаз» - 676,64 тыс. рублей);

- Порецкого района в сумме 676,3 тыс. рублей (ООО «Нива» - 590,0 тыс. рублей, ЗАО «Дуслых» - 86,3 тыс. рублей);

- Козловского района с ООО «Электрокомплект 1» в сумме 130,0 тыс. рублей;

- Ядринского района в сумме 15,6 тыс. рублей с ИП Светлова Э.В.;

- г. Шумерля в сумме 81,8 тыс.рублей с ЗАО Стройтрест №3;

- Комсомольского района в сумме 21,56 тыс. рублей с ООО «ВаЛеон» в сумме 6,44 тыс. рублей;

- Янтиковского района в сумме 60,0 тыс. рублей с ОАО «МОО Янтиковское».

Неустойка, определенная к взысканию по решениям суда, составила 10 727,75 тыс. рублей или 9,8% от суммы поданных исковых заявлений в суд о взыскании неустоек (108 913,98 тыс. рублей), в том числе взыскано по состоянию на 15.11.2017 в сумме 2 463,45 тыс. рублей. Не взыскана неустойка в сумме 8264,3 тыс. рублей следующими администрациями районов и городов:

- г. Алатырь: с ООО «Экорегион» в сумме 367,60 тыс. рублей направлено на исполнение в ФССП 09.06.2016, у подрядчика отсутствует имущество, (администрация не произвела удержание из окончательного расчета суммы неустойки); ОАО «Строительное управление №7» в сумме 522,2 тыс. рублей направлено на исполнение в ФССП 14.07.2015 – в отношении должника 12.11.2015 введена процедура банкротства (администрация не произвела удержание из окончательного расчета суммы неустойки); ООО «Инжениринговая фирма «Большой плюс» в сумме 1 848,82 тыс. рублей направлено на исполнение в ФССП 27.09.2016 - у подрядчика отсутствует имущество (администрация не произвела удержание из окончательного расчета суммы неустойки);

- Марииско-посадский район: с ООО «СПК Возрождение» в сумме 335,65 тыс. рублей, направлено на исполнение в ФССП 19.09.2017 – идет исполнительное производство;

- Козловский район: ООО «СК СТрим» в сумме 2887,98 тыс. рублей, подрядчиком подана в арбитражный суд г. Владимир апелляционная жалоба, заседание состоится 22.12.2017;

- Ядринский район: ИП Крайнов И.В. в сумме 16,2 тыс. рублей, направлено на исполнение в ФССП 29.03.2016, повторно 16.10.2017 – идет исполнительное производство; ООО «Газсервис» в сумме 711,6 тыс. рублей, направлено на исполнение в ФССП 25.07.2016, начата процедура банкротства, имущества нет;

- г. Шумерля: ОАО «Ипотечная корпорация ЧР» в сумме 1292,91 тыс. рублей (фактически исполнен контракт 16.06.2016 при сроке 31.12.2015, претензия подрядчику направлена 19.01.2017, дата вступления решения суда в силу 07.10.2017, направлено на исполнение в ФССП 18.10.2017 – идет исполнительное производство;

- Ибресинский район ООО «Санар-Строй» в сумме 196,8 тыс. рублей, администрацией подана апелляционная жалоба 12.09.2017;

- Янтиковский район ОАО «МОО Янтиковская» в сумме 84,54 тыс. рублей, направлено на исполнение в ФССП 04.12.2015 – причина: отсутствие средств на счетах.

Из вышеизложенного следует, что причинами не взыскания неустойки является несвоевременное обращение администрациями районов и городов в суд о взыскании, в результате в настоящее время либо продолжаются судебные разбирательства, либо подрядные организации находятся на стадии банкротств).

 Следует отметить, что у администраций городов Чебоксары и Алатырь, Мариинско-Посадского и Козловского районов при окончательном расчете за выполненные работы по контрактам имелась возможность, удержать начисленные суммы неустоек соответственно, в сумме: 2 627,6 тыс. рублей, 2738,6 тыс. рублей, 327,0 тыс. рублей и 2887,98 тыс. рублей.

Кроме того, администрации города Чебоксары, Ибресинского и Козловского районов не воспользовались правом взыскать неустойку за счет банковских гарантий соответственно, в сумме: 986,4 тыс. рублей, 196,8 тыс. рублей и 2071,6 тыс. рублей).

 

Состояние предоставленного жилья

Цель Программы – предоставление гражданам жилых помещений, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

По данным, представленным администрациями муниципальных образований по вопросу наличия замечаний и жалоб со стороны граждан по качеству предоставленных жилых помещений в ходе реализации Программы, следует, что такие замечания и жалобы имелись в следующих районах: Канашском, Козловском, Красноармейском, Мариинско-Посадском, Ядринском и городах Алатырь, Канаш, Чебоксары, Шумерля, в основном жильцы жаловались на протечку крыши, на сырость и плесень в квартирах, продувание из-под подоконников, холодные полы на первых этажах, на установку не качественных входных дверей и сантехники. Также из информации следует, что все замечания и недостатки устранены подрядными организациями в рамках гарантийных обязательств.

 Кроме того, замечания и недостатки по качеству предоставленного жилья установлены Контрольно-счетной палатой в ходе проводимых контрольных мероприятий по 1-3 этапам Программы в следующих муниципальных образованиях:

В Мариинско-Посадском районе  во всех квартирах вновь построенных домов входные двери установлены плохого качества (металлические полотна тонкие, что привело к многочисленным вмятинам и изменению краев; если установлены полотна из ДВП, то имеются щели до 1 см между дверной коробкой и дверным полотном), над входами в подвалы домов №18б по ул. Новая с. Сутчево и №89/1 по ул. Николаева г. Мариинский Посад не установлены навесы и ограждения (глубина более 2 метров).

г.Чебоксары (дома №№27,29 по ул. Новая в поселке Сосновка, подрядчик - ООО «Лидерстрой»): в квартирах некачественная сантехника, (вышли из строя смесители, сливные бачки унитазов, образовались трещины, сколы и потертости эмали ванн), не работает вентиляция на кухнях и в туалетах, на потолках желтые пятна, в квартире №14 дома 29 и в квартире №21 дома 27  на несущих стенах на кухне образовались трещины, которые вышли на фасадную часть домов,  на стенах подъездов трещины, общая жалоба на качество воды (присутствует запах сероводорода).

 г. Шумерля: во всех предоставленных квартирах дома № 16 корпус 3 по ул. Ленина установлены не стационарные электрические плиты,  в квартире №43 дома 20 по ул. Косточкина в стене между туалетом и ванной комнатой отсутствует вентиляционное отверстие; в квартире  №103 дома №20 по ул.Косточкина в коридоре не подведено электричество.

Канашский район: подрядчик -ООО «ПМК «Канашская» подвалы домов № 35 по ул. 40 лет Победы в селе Шихазаны и № 26 по ул. Северная в д. Малые Бикшихи затоплены водой, в доме № 35 по ул. 40 лет Победы над подвальными окнами установлены некачественные козырьки, в кв.24 дома № 35 по ул. 40 лет Победы на балконе, на месте стыка короба для газовой трубы с потолочной плитой, во время дождя просачивается вода; не закончено благоустройство территории дома  № 26 по ул. Северная.

Козловский район: подрядчик ООО «Строительная компания СТРИМ»: в четырех квартирах №№1,14,24,26 дома №20б по ул. К. Маркса установлено: не плотное прилегание входных дверей к коробке (наличие щелей), подтеки воды на откосах мансардных окон. 

 

Соблюдение сроков сноса аварийных домов, предусмотренных соглашениями с Минстроем Чувашии

Администрациями районов и городов по состоянию на 01.12.2017 не обеспечен снос 324 аварийных домов, или 40,5% от общего количества аварийных домов, подлежащих ликвидации (сносу), из них:

 по I этапу Программы – 33 дома, этап завершен в 2014 году (г.Шумерля – 17 домов, г.Алатырь – 10, г.Чебоксары – 4, Мариинско-Посадский район – 1, Шумерлинский район – 1);

по II этапу – 23 дома, этап завершен в 2015 году (г.Шумерля – 8 домов, г.Алатырь – 7, Алатырский район – 3, Чебоксарский район – 2, Ядринский раон – 1, г.Канаш – 1, г.Чебоксары – 1);

по III этапу – 114 домов, этап завершен в 2016 году, срок сноса до 1 сентября 2017 года (г.Шумерля – 36 домов, г.Алатырь – 30, г.Чебоксары – 23, Ибресинский район - 11 и др.);

 по IV этапу – 157 домов, срок сноса до 1 сентября 2017 года (г.Чебоксары – 105 домов, г.Шумерля – 27, Шумерлинский район – 15 и др).

Причинами не обеспечения сноса аварийных домов в основном являются: недостаточность средств в местных бюджетах (г.Алатырь, г.Шумерля, Шумерлинский и Ибресинский районы) и судебные разбирательства с гражданами по переселению.

 Следует отметить, что полностью снесли расселенные аварийные дома 10 муниципальных образований: Аликовский район, Вурнарский район, Комсомольский район, Красноармейский район, Красночетайский район, Моргаушский район, Порецкий район, Цивильский район, Шемуршинский район, Янтиковский район.

Наличие многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года

В Минстрое Чувашии сформирован реестр многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года. По состоянию на 1 октября 2017 года в республике признаны аварийными 190 многоквартирных домов, наибольшее количество из них расположены в следующих муниципальных образованиях: Ибресинский район – 21, г. Шумерля – 18 домов,  Алатырский район – 17, г.Чебоксары – 13, Вурнарский район, Урмарский район, г.Алатырь по 11домов.

8. Выводы:

1. Всего на переселение расселяемых площадей направлено 5 033 044,8 тыс. рублей, из них средства: Фонда – 3 293 961,9 тыс. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики – 1 386 286,0 тыс. рублей; местных бюджетов – 283 444,6 тыс. рублей, внебюджетных источников – 69 352,3 тыс. рублей;

В рамках Программы расселено 4 776 единиц жилых помещений с общей расселенной площадью 170 326,19 кв. метра, количество переселенных жителей составило 12857 человек.

  1. Средняя стоимость 1 кв.м. предоставленного жилья по состоянию на 01.11.2017 составила 26 548,62 рублей, или меньше на 9,5 % по сравнению со средней стоимостью 1 кв. м расселяемой общей площади жилого помещения, предусмотренной в Программе (29 347,38 рублей).

3. Администрацией города Канаш совершено бюджетное нарушение, предусмотренное статьей 306.8 Бюджетного кодекса РФ в части нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в общей сумме 7123,1 тыс. рублей.  

4. Администрацией  Цивильского района совершено бюджетное нарушение, предусмотренное статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части нецелевого использования бюджетных средств в сумме 1 298,4 тыс. рублей.

5. Администрацией Цивильского района совершено бюджетное нарушение, предусмотренное статьей 306.8 БК РФ в части нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов, в сумме 1024,7 тыс. рублей.

6. По состоянию на 1 декабря 2017 г. по всем этапам Программы не расселенными остаются 418 жилых помещений, или 8,8 % от количества жилых помещений, предусмотренных Программой.  

7. Программа составлена не достаточно качественно, так как в ходе ее реализации из нее были исключены 12 многоквартирных домов с небольшим процентом износа и 11 индивидуальных жилых домов.

8. Всего за I -III этапы Программы заключено 378 муниципальных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья на общую сумму 3 480 322,9 тыс. рублей, исполнено с нарушением сроков 67 муниципальных контрактов или 17,7% на общую сумму 1 190 862,3 тыс. рублей.

Исковые заявления в суд о взыскании неустоек поданы на общую сумму 108 913,98 тыс. рублей, из них сумма неустойки определенная к взысканию по решениям суда составила 10 727,75 тыс. рублей или 9,9%, взыскано по состоянию на 15.11.2017 в сумме 2 463,45 тыс. рублей

Разница между суммой исковых заявлений и суммой, определенной к взысканию, составляет 97656,06 тыс. рублей, в том числе:

- по решениям суда во взыскании отказано полностью в общей сумме 64 691,8 тыс. рублей;

 - по решениям суда во взыскании отказано частично на сумму 25 019,31 тыс. рублей;

- не приняты решения суда (идут судебные разбирательства) – 7 944,95 тыс. рублей.

Причиной не взыскания неустойки является несвоевременное обращение администрациями районов и городов в суд о взыскании, в результате в настоящее время либо продолжаются судебные разбирательства, либо подрядные организации находятся на стадии банкротства.

  9. Цель Программы – предоставление гражданам жилых помещений, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам.

Однако, в таких муниципальных образованиях, как Канашском, Козловском, Красноармейском, Мариинско-Посадском, Ядринском районах и городах Алатырь, Канаш, Чебоксары, Шумерля со стороны граждан имелись замечания и жалобы по качеству предоставленных жилых помещений.

10. Администрациями районов и городов не обеспечен снос 324 аварийных домов, или 40,5% от общего количества аварийных домов, подлежащих ликвидации (сносу), из них: по I этапу Программы – 33 дома, по II этапу – 23 дома, по III этапу – 114 домов, по IV этапу – 157 домов.

 

10. Предложения (рекомендации):

1. Направить отчет в Кабинет Министров Чувашской Республики.

2. Направить представления об устранении выявленных нарушений в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в администрации Цивильского района и г. Канаш.

3. Направить информационное письмо по итогам контрольного мероприятия Главе Чувашской Республики.

4. Направить в Министерство финансов Чувашской Республики уведомления о применении бюджетных мер принуждения к администрации г. Канаш и администрации Цивильского района.

5. Направить информацию о выявленных нарушениях по г. Канаш в Прокуратуру Чувашской Республики.

 6. Направить информацию о выявленных нарушениях по Цивильскому району в Прокуратуру Чувашской Республики, Следственное управление  Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике и Министерство внутренних дел по Чувашской Республике.

 

Аудитор

Т.К.Фролова