Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности результативности (эффективности и экономности) исполь-зования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в рамках подпрограммы «Повышение эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики»

Отчет по результатам контрольного мероприятия

рассмотрен на Коллегии Контрольно-счетной палаты

28.08.2018

 

Информация о результатах контрольного мероприятия

«Проверка законности результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в рамках подпрограммы «Повышение эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики» за 2017 год и истекший период 2018 года (параллельно с контрольно-счетными органами Ибресинского, Канашского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Моргаушского, Порецкого и Урмарского районов)»

 

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.11 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от  30.05.2018 №24.

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики на предоставление субсидий на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры основанных на местных инициативах.

 3. Объекты контрольного мероприятия:

- Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии);

- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии);

- администрация Цивильского района;

- администрации  Опытного, Цивильского, Чиричкассинского и Второвурманкассиского сельских поселений Цивильского района;

- администрация Аликовского района;

- администрации Аликовского, Крымзарайкинского, Чувашскосорминского сельских поселений Аликовского района;

- администрация Батыревского района.

Объекты параллельного контрольного мероприятия: администрации районов и сельских поселений Ибресинского Красночетайского, Комсомольского, Красноармейского, Козловского, Канашского, Моргаушского, Порецкого районов.

4. Проверяемый период деятельности: 2017 год и истекший период 2018 годы.

5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 04 июня по 29 июня 2018 года.

6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:

Начиная с 2017 года в рамках Указа Главы Чувашской Республики от 30 января 2017 г. № 7 «О реализации на территории Чувашской Республики проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах» в республике реализуются проекты развития общественной инфраструктуры сел и деревень, основанных на местных инициативах.

Реализация Указа способствует решению вопросов местного значения, развитию объектов коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, обеспечению первичных мер пожарной безопасности, созданию и развитию мест массового отдыха населения, детских игровых площадок, строительству автомобильных дорог на улицах сел и деревень.

В целях реализации Указа Главы Чувашской Республики постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.04.2017 №151 в государственную программу Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики» внесены изменения в части включения в подпрограмму «Повышение эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики»  (далее – Подпрограмма) мероприятия 4.9. «Реализация проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах».

Целью инициативного бюджетирования является участие населения муниципальных образований Чувашской Республики в определении приоритетов расходования средств местных бюджетов и поддержке инициатив граждан в решении вопросов местного значения.

Соисполнителями указанного мероприятия в части предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов является Минсельхоз Чувашии, в части предоставления субсидий городским округам - Минстрой Чувашии.

Объем финансирования указанного мероприятия за счет субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики Подпрограммой определен:

- на 2017 год в общей сумме 94 225,9 тыс. рублей  (в том числе по подразделу 04 09 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» в сумме 19 899,4 тыс. рублей и по подразделу 14 03 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера» в сумме 74 326,5 тыс. рублей),

- на 2018 год – в общей сумме 113 202,8 тыс. рублей (в том числе по разделу 04 09 в сумме 58 902,0 тыс. рублей, по подразделу 14 03 в сумме 54 300,0 тыс. рублей).

Кассовое исполнение расходов за 2017 год составило в общей сумме 52 832,1 тыс. рублей или 56,1%. Не освоены средства в общей сумме 41 393,8 тыс. рублей, в том числе: Минсельхозом Чувашии в общей сумме 4 450,6 тыс. рублей  по причине образовавшейся экономии по результатам проведенных электронных аукционов; Минстроем Чувашии в общей сумме 36 943,2 тыс. рублей по причине отсутствия заявок со стороны городских округов.

Кассовое исполнение расходов за 2018 год по состоянию на 01.07.2018 составили в общей сумме 16 964,5 тыс. рублей, или 17,7%.

 

3. Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики

3.1. Выборочная проверка соблюдения порядка проведения конкурсного отбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах

Субсидии на указанные цели предоставляются в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.02.2017 №71 «О реализации на территории Чувашской Республики проектов развития общественной инфраструктуры основанных на местных инициативах» (далее - Постановление от 22.02.2017 №71), которым установлены порядок проведения конкурсного отбора проектов, условия предоставления и порядок расчета размера указанных субсидий.

В соответствии с Порядком проведения конкурсного отбора, утвержденного постановлением от 22.02.2017 №71 уполномоченными органами по проведению конкурсных отборов проектов, в части проектов, представленных городскими округами, является Минстрой Чувашии, в части проектов, представленных муниципальными районами - является Минсельхоз Чувашии.

Минсельхоз Чувашии

По результатам конкурсного отбора проектов распределение субсидий между поселениями муниципальных районов на 2017 год утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от  16.05.2017 №182 (с учетом изменений).

Всего в 2017 году к финансированию определено 103 проекта общей стоимостью 84 825,9 тыс. рублей, в том числе за счет субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики 56 538,3 тыс. рублей (66,7% от общей стоимости проектов).

Проверка показала, что к финансированию в 2017 году определены все проекты, допущенные к конкурсному отбору. При этом в пределах выделенного финансирования в первоочередном порядке к финансированию определялись проекты с наибольшим количеством набранных баллов, остальные проекты определялись к финансированию при очередном уточнении бюджета.

Размер субсидии рассчитывается исходя из стоимости проекта или его части (в случае если стоимость проекта составляет более 5,0 млн. рублей), не превышающей 5,0 млн. рублей с учетом соблюдения уровня софинансирования, который определяется в зависимости от численности населения муниципального района и составляет от 60% до 80% стоимости проектов. Остальная часть обеспечивается софинансированием за счет средств бюджета муниципального района и (или) городского (сельского) поселения, населения, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В ходе проверки установлено, что в качестве средств местных бюджетов на реализацию проектов направляются средства бюджетов поселений, без участия средств бюджета муниципального района.

Результатами реализации проектов развития общественной инфраструктуры основанных на местных инициативах в 2017 году воспользовались жители 97 сельских и городских поселений всех муниципальных районов республики, кроме Мариинско-Посадского района, что составляет более 33,0% от общего количества поселений Чувашской Республики (7 городских поселений и 284 сельских поселений).

Анализ использования субсидий в разрезе направлений реализации проектов приведен в нижеследующей таблице.

 

Направления реализации проектов

Общая сумма субсидии, тыс. рублей

Доля субсидии, %

Количество проектов

Автомобильные дороги

7399,4

13,09

13

Детские и игровые площадки

1966,8

3,48

5

Места захоронения

4799,2

8,49

15

Места массового отдыха населения

3713,3

6,57

8

Объекты для обеспечения первичных мер
пожарной безопасности

3070,7

5,43

7

объекты коммунального хозяйства,

14456,0

25,57

27

объекты социально-культурной сферы

21132,9

37,38

28

Итого

56 538,3

100,0

103

 

В рамках реализации указанных проектов в населенных пунктах муниципальных районов организованы места массового отдыха населения, благоустроены населенные пункты, установлены детские игровые площадки, отремонтированы школы, детские сады, дороги и т.д. Из таблицы следует, что наибольшая сумма субсидий направлена на реализацию проектов по следующим направлениям: объекты социально-культурной сферы - 37,4%, и объекты коммунального хозяйства - 25,57%.

Минстроем Чувашии в 2017 году проведен только один конкурсный отбор проектов, на который подано 19 заявок. Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 27 июля 2017 года к конкурному отбору допущено 18 проектов из 19, в том числе по городу Чебоксары – 13 проектов и по городу Канаш – 5 проектов. Один проект, представленный администрацией города Чебоксары «Подключение к сетям водоснабжения индивидуального жилого дома №92 по ул. Гремячевская и земельного участка 21:01:030207:971» не допущен к конкурсному отбору т.к. содержит мероприятия, направленные на удовлетворение индивидуальных потребностей, и не содержит мероприятия, направленные на развитие объектов общего пользования.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.08.2017 №342 утверждено распределение субсидий в 2017 году в общей сумме 5 857,4 тыс. рублей, в том числе по подразделу «Прочие межбюджетные трансферты общего характера» в сумме 5 519,8 тыс. рублей и «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» - 337,6 тыс. рублей. Указанные средства распределены между 2 городскими округами (город Чебоксары в сумме 5 300,0 тыс. рублей и город Канаш – 557,4 тыс. рублей).

Уровень софинансирования проектов определен пунктом 16 Порядка проведения конкурсного отбора, в зависимости от численности населения городского округа. Так, для города Чебоксары с численностью населения более 500,0 тыс. человек уровень софинансирования проектов за счет средств республиканского бюджета составляет не более 20,0%, и для города Канаш с численностью населения 45,7 тыс. человек – не более 40,0%.

Однако Соглашение о предоставлении субсидии в 2017 году было подписано только с администрацией города Канаш от 11.09.2017 №19-1 в общей сумме 557,4 тыс. рублей на реализацию 5 проектов.

Минстрой Чувашии в нарушение п.3 протокола конкурсной комиссии от 27.06.2017 в связи с отсутствием объектов не обеспечил своевременный возврат в республиканский бюджет не распределенных средств республиканского бюджета Чувашской Республики в общей сумме 36 943,2 тыс. рублей.

На реализацию 5 проектов основанных на местных инициативах администрацией г. Канаш за 2017 год, направлены средства в общей сумме 1 392,6 тыс. рублей или 99,9% от предусмотренного объема финансирования, в том числе за счет средств республиканского бюджета 556,4 тыс. рублей или 99,8%, средства местного бюджета – 371,0 тыс. рублей (100,0%) и средства населения и юридических лиц – 464,6 тыс. рублей (100,0%).

Согласно отчету о реализации проектов развития общественной инфраструктуры основанных на местных инициативах и отчету о достижении результативности использования субсидии из республиканского бюджета показатели результативности, предусмотренные Соглашением, выполнены в полном объеме, все объекты, созданные в рамках реализации проектов основанных на местных инициативах в 2017 году, завершены в установленный срок.

2018 год

Минсельхозом Чувашии по результатам конкурсных отборов в 2018 году финансирование распределено между 194 поселениями на реализацию 210 проектов развития общественной инфраструктуры основанных на местных инициатива. Распределение в 2018 году субсидий утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2018 г. № 8 в общей сумме 89 247,0 тыс. рублей. Средства направлены на реализацию проектов по следующим направлениям:

 

Направления реализации проектов

Общая сумма субсидии, тыс. рублей

Доля субсидии, %

Количество проектов

автомобильные дороги

44293,5

49,3

74

детские и игровые площадки

8376,60

9,3

28

места захоронения

7123,30

7,9

29

места массового отдыха населения

7962,20

8,9

15

объекты для обеспечения первичных мер пожарной безопасности

464,4

0,5

2

объекты коммунального хозяйства,

15538,00

17,3

44

объекты социально-культурной сферы

6087,00

6,8

18

Итого

89 845,0

100,0

210

Кроме того, в результате образовавшейся экономии бюджетных средств по результатам конкурсных процедур в общей сумме 21,6 миллиона рублей, Минсельхозом Чувашии в мае 2018 года проведен дополнительный конкурсный отбор проектов (протокол от 21 мая 2018 года), по итогам которого к реализации в 2018 году отобрано еще 39 проектов.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.06.2018 №253 в распределение в 2018 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах внесены изменения. В результате чего, субсидии в общей сумме 95 702,8 тыс. рублей, в том числе по подразделу 04 09 в сумме 46 402,6 тыс. рублей и по подразделу 14 03 - 49 300,0 тыс. рублей, распределены между 217 поселениями на реализацию 249 проектов.

Всего по состоянию на 01.07.2018 администрациями муниципальных образований заключены муниципальные контракты на реализацию 201 проекта или 80,7% от общего числа проектов.

Минстроем Чувашии в 2018 году проведен один конкурсный отбор проектов (протокол заседания Конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора проектов от 30.03.2018) на который представлено 20 проектов.  К конкурсному отбору допущено 19 проектов, в том числе по городу Канаш – 5 проектов, г. Новочебоксарск – 1 проект, г. Алатырь – 1 проект, г. Чебоксары – 12 проектов. Один проект - г. Новочебоксарска «Газоснабжение жилого комплекса «Речной бульвар» по ул. Селикатная, г. Новочебоксарск: многоквартирные жилые дома переменной этажности поз. 3,5,7,8» конкурсной комиссией отклонен, по причине не представления полного пакета документов.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.05.2018 №183 утверждено распределение в 2018 году субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам городских округов на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в общей сумме 11 340,5 тыс. рублей (64,8% от выделенного объема финансирования), Минстроем Чувашии до городских округов бюджетные назначения доведены уведомлениями от 22.05.2018.  Со всеми городскими округами (города Алатырь, Канаш, Чебоксары и Новочебоксарск) в установленный срок заключены Соглашений о предоставлении субсидий в 2018 году.

В тоже время в нарушение пунктом 6.2. протокола заседания Конкурсной комиссии проведению конкурсного отбора проектов от 30.03.2018 администрациям муниципальных образований городов Алатырь, Новочебоксарск и Чебоксары по состоянию на 29.06.2018 не обеспечено проведение торгов по определению исполнителей работ для реализации проектов, муниципальные контракты на выполнение работ в рамках реализации проектов на 2018 год администрациями городских округов не заключены, что создает риск не выполнения работ до конца 2018 года. В результате чего по состоянию на 29.06.2018 бюджетные средства, предусмотренные на реализацию проектов основанных на местных инициативах, Минстроем Чувашии не освоены.

Таким образом, Минстроем Чувашии не реализованы бюджетные полномочия, определенные статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи в части уменьшения бюджетных ассигнований 6159,5 тыс. рублей.

 3.2.Выборочные проверки целевого использования субсидий в муниципальных районах Чувашской Республики

В рамках данного контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой проведены выборочные проверки целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в Аликовском, Батыревском и Цивильском районам Чувашской Республики за 2017 год и истекший период 2018 года. Общий объем проверенных субсидий, выделенных в 2017 году, составил в сумме 19 424,6 тыс. рублей или 34,2%. При этом установлены отдельные замечания и нарушения.

1. Администрацией Цивильского района в нарушение пункта 3.1.2 Соглашений, заключенных с администрациями поселений о предоставлении субсидии в 2017 году не осуществлен должный контроль за соблюдением администрациями поселений Цивильского района условий предоставления субсидий и выполнением обязательств, предусмотренных Соглашениями, что привело к следующим нарушениям:

- администрацией Цивильского городского поселения в нарушение статьи 139 Бюджетного кодека РФ не соблюдены порядок и условия предоставления субсидий на реализацию проекта «Оборудование спортивной площадки для игровых видов спорта с детской площадкой», предусмотренных пунктом 1.2. Соглашения, в части обеспечения уровня софинансирования за счет средств населения в сумме 97,75 тыс. рублей, за что предусмотрена административная ответственность по статье 15.15.3 КоАП РФ;

- администрацией Опытного сельского поселения не обеспечено целевое использование бюджетных средств, выделенных на строительство детской площадки в пос. Опытный, выразившееся в том, что произведена оплата за фактически невыполненный объем работ в сумме 33,50 тыс. рублей, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств и имеет признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП;

- администрациями Опытного и Второвурманкасинского сельских поселения при исполнении двух муниципальных контрактов в нарушение статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения в муниципальные контракты с нарушением требований установленных статьями 34 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ), в части изменения существенных условий - технических заданий, являющихся предметом муниципальных контрактов на выполнение работ по реализации проектов;

- администрацией Чиричкасинского сельского поселения при не исполнении Подрядчиком обязательства, в части соблюдения сроков выполнения работ по ремонту автомобильной дороги внутри населенного пункта в селе Тойси по ул. Пролетарская, предусмотренных Контрактом, не соблюдены требования статей 34,94,96 Закона 44-ФЗ в части направления Подрядчику требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) в сумме 27,3 тыс. рублей, предусмотренных пунктом 8.4. муниципального контракта от 24.07.2017 №380-17/039.

2. В Аликовском районе в 2017 году реализация проектов основанных на местных инициативах, завершена в установленные муниципальными контрактами сроки. Однако на момент проведения контрольного мероприятия установлено, администрациями Крымзарайкинского и Чувашско-Сорминского сельских поселений нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств в общей сумме 1 308,2 тыс. рублей, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как объекты, созданные в рамках реализации проектов, не используются по назначению более 6 месяцев.

Администрацией Таутовского сельского поселения реализован проект «Ремонт здания для стоянки пожарной автомашины по ул. Школьная, 1В д. Таутово Таутовского сельского поселения Аликовского района» стоимостью 1 722,0 тыс. рублей. При этом проверкой установлено, что работы по ремонту здания носят капитальный характер.

Администрациями 6 сельских поселений Аликовского района в 2018 году по результатам конкурсных процедур с победителем аукционов - ООО «СМУ-88» заключены муниципальные контракты от 24.04.2018 на выполнение работ по ремонту грунтовых дорог населенных пунктов поселений на общую сумму 5 446,5 тыс. рублей (67,6% от НМЦК в сумме 8 052,6 тыс. рублей). По состоянию на 25.06.2018 подрядчиком ООО «СМУ-88» работы по ремонту грунтовых дорог не были произведены (срок выполнения работ по контракту до 25.06.2018). При этом заказчиками (администрациями поселений) в соответствии с пунктом 9.7 муниципальных контрактов в отношении Подрядчика (ООО «СМУ-88») в случае нарушения Подрядчиком сроков начала производства работ более чем на 15 календарных дней не принимались решенияоб одностороннем отказе от исполнения контракта. Кроме того, заказчики не воспользовались правом взыскания штрафа за ненадлежащее исполнение контрактов в общей сумме 163,4 тыс. рублей за счет банковской гарантии, срок действия которой установлен до 25.07.2018.

Следует отметить, что на момент составления настоящего отчета вышеуказанные контракты заказчиками расторгнуты в одностороннем порядке.

Кроме того, администрацией Аликовского сельского поселения в нарушение требований статей 34,94,96 Закона 44-ФЗ не применены меры ответственности в отношении подрядчика ООО «Юман» в части взыскания штрафа в виде фиксированной суммы, составляющей 2% цены Контракта (этапа) в сумме 68,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств банковских гарантии в связи с не завершением работ по благоустройству парка по улице Советская с. Аликово Аликовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики в установленный срок (до 25.06.2018).

3. В Батыревском районе в 2017 году реализовано 13 проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах. В ходе выездной проверки проведен комиссионный осмотр объектов, созданных в рамках реализации проектов, при этом нарушений не установлено. Работы в рамках заключенных контрактов выполнены в срок и в полном объеме. Вновь созданные объекты приняты на учет и оформлены в муниципальную собственность поселений. Софинансирование расходов за счет средств местных бюджетов поселений, средств населения и юридических лиц обеспечено в полном объеме.

3.3.Результаты параллельных контрольных мероприятий по вопросу целевого и эффективного использования субсидий, выделенных на реализацию проектов, основанных на местных инициативах

В ходе настоящего контрольного мероприятия контрольно-счетными органами муниципальных образований: Ибресинского Красночетайского, Комсомольского, Красноармейского, Козловского, Канашского, Моргаушского, Порецкого районов по данному вопросу проведены параллельные контрольные мероприятия. Объем проверенных средств республиканского бюджета за 2017 год составил в общей сумме 10 342,5 тыс. рублей, или 18,2%. Проверками  установлено, что в основном по всем реализованным в 2017 году проектам, достигнуты результативность, адресность и целевой характер использования субсидий в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Объекты, построенные, приобретенные в рамках реализации  проектов, в основном соответствуют целям и назначению их эксплуатации. Вместе с тем установлены отдельные нарушения и недостатки.

Отдельными администрациями муниципальных образований при заключении и исполнении муниципальных контрактов в рамках реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, не соблюдены требования статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и пункта 3.3.10 Соглашения.

Так, Администрациями поселений Красночетайского, Козловского, Моргаушского, Ибресинского районов без проведения конкурсных процедур на выполнение работ в рамках одного проекта заключались отдельные муниципальные контракты (договора) на сумму не более 100,0 тыс. рублей каждый с одним и тем же исполнителем (подрядчиком). При этом предметом нескольких муниципальных контрактов являлось выполнение работ по созданию одного объекта, что фактически образует единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными контрактами. Таким образом, действия администраций поселения, по уклонению от конкурсных процедур в нарушение положения частей 1, 5 статьи 24, статьи 8 Закона № 44-ФЗ  привели к ограничению конкуренции и исключили возможность получения дополнительной экономии бюджетных средств.

Администрациями поселений (Айбечинского, Березовского, Кировского и Климовского) Ибресинского района в нарушение  статьи  17 Закона № 44-ФЗ,  Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях  к формированию, утверждению, ведению планов закупок  для государственных и муниципальных нужд,  а также  требованиях к форме  планов закупок товаров, работ, услуг» осуществлены закупки, предусмотренные  п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, без включения их в план закупок на 2017 год.

Пунктом 19 Порядка проведения конкурсного отбора предусмотрено, что объекты капитального строительства, созданные в рамках реализации проектов, передаются в муниципальную собственность муниципального района (городского (сельского) поселения). При этом в составе заявки на конкурсный отбор администрациями муниципальных образований представляются гарантийные письма о принятии строящегося (создаваемого) объекта в собственность муниципального района после завершения его строительства.

Однако на момент проведения проверок установлено, что администрациями поселений Акчикасинского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики, администрациями Еметкинского и Аттиковского сельских поселений Козловского района не оформлено право собственности на объекты, созданные в рамках реализации проектов. В Комсомольском районе земельные участки, на которых расположены  объекты - хоккейный корт и многофункциональная спортивная площадка, не оформлены в собственность сельских поселений.

Кроме того, установлены нарушения в части ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. В нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.02.2017 № 71 и Инструкции № 157н, объекты, созданные в рамках реализации проектов, не оприходованы на соответствующий счет бюджетного учета администрациями поселений Комсомольского района (домик с металлическими воротами, тротуар из брусчатки, построенная на роднике купельная, созданные в рамках капитального ремонта ограждения территории кладбища - металлические ворота и ограды).

В Порецком районе в рамках реализации проектов расходы по ремонту водонапорной башни в целях восстановления ее эксплуатационных показателей в нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, отражены по статьей КОСГУ 226 в сумме 433,9 тыс. рублей, вместо статьи КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

В нарушение раздела IV «Восстановление основных средств» Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н,  в бухгалтерском учете учета администрации Сиявского сельского поселения по состоянию на 01.01.2018 не произведено увеличение балансовой стоимости объекта основного средства «Водонапорная башня» на сумму произведенных затраты по ремонту водонапорной башни в целях восстановления ее эксплуатационных показателей в размере 433,9 тыс. рублей.

Администрацией Шоркистринское сельское поселение Урмарского района произведены работы по капитальному ремонту артезианской скважины с насосной станцией с. Шоркистры с начальной (максимальной) ценой контракта 999,2 тыс. рублей. В соответствии с решением Собрания депутатов Шоркистринского сельского поселения от 29.09.2006 №36 указанное имущество передано на баланс сельского поселения от СХПК-колхоз Авангард с. Шоркистры. В перечне передаваемого имущества включена артезианская скважина (1966 г.). Однако по состоянию на 01.01.2018 объект основного средства «Артезианская скважина» по данным бухгалтерском учете не числится и регистрация права муниципальной собственности на данный объект недвижимости не производилась.

Администрациями Андреево-Базарского, Еметкинского, Карамышевского, Карачевского и Солдыбаевского сельских поселений в результате проведенных электронных аукционов заключены муниципальные контракты на выполнение работ в рамках реализации проектов. Срок выполнения работ установлен до 31 мая 2018 года, срок оплаты - в течение 15 рабочих дней после подписания акта выполненных работ. На момент проверки (25 июня 2018 года) работы по ремонту (созданию) объектов согласно заключенным муниципальным контрактам выполнены, акты выполненных работ представлены в отдел строительства, дорожного хозяйства и ЖКХ администрации Козловского района для проверки объемов выполненных работ, главами администраций сельских поселений не подписаны.

При этом на момент проверки в нарушение условий Соглашений администрациями Еметкинского, Андреево-Базарского, Карамышевского и Солдыбаевского поселений сельских Козловского района не обеспечено поступление в доходы бюджетов поселений средств населения и юридических лиц. Таким образом, у Заказчиков существует риск не своевременного выполнения договорных обязательств в части оплаты выполненных работ и соответственно возникновения ответственности за несвоевременную оплату.

В Красноармейском районе в ходе проверки и визуального осмотра объектов установлено не соответствие фактически выполненных работ условиям технического задания к муниципальным контрактам, проектно-сметной документации и актам о приемке выполненных работ. Так, в актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) предъявлены, а администрациями Исаковского и Красноармейского сельских поселений оплачены фактически не выполненные работы на общую сумму 173,34 тыс. рублей, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств. В отношении администраций сельских поселений, допустивших нецелевое использование бюджетных средств, составлено два протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП.

Кроме того, в Красноармейском районе установлено нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса РФ при формировании бюджетов сельских поселений, так какрешениями о бюджетах утверждалось финансовое обеспечение реализации не утвержденных муниципальных программ и подпрограмм.

3.4. Анализ нормативно-правовых актов

В ходе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, установлено следующее.

1. Пунктом 16 Порядка проведения конкурсного отбора предусмотрено, что субсидии предоставляются на реализацию проектов, получивших набольший суммарный балл по сформированному рейтингу. При этом не установлен предел суммарно набранных баллов, при котором проекты принимаются к финансированию.

Указанным пунктом Порядком проведения конкурсного отбора предусмотрено, что размер субсидии рассчитывается с учетом соблюдения уровня софинансирования, который определяется в зависимости от численности населения муниципального района и составляет от 60% до 80% стоимости проектов.  

В связи с тем, что в качестве средств местных бюджетов на реализацию проектов направляются только средства бюджетов поселений, без участия средств бюджета муниципального района, по мнению Контрольно-счетной палаты целесообразно определить порядок распределения субсидий из республиканского бюджета в зависимости от показателей численности населения, проживающего на территории конкретного поселения.

2. Пунктом 7 Порядка проведения конкурсного отбора предусмотрено, что на конкурсный отбор от одного городского (сельского) поселения может быть подано только одна заявка, подготовленная администрацией района.

В целях равномерного распределения субсидий между муниципальными районами не определен порядок представления администрациями муниципальных районов заявок в случае проведения в течение одного финансового года нескольких конкурсных отборов, а также не определено предельное количество проектов, представляемых от одного муниципального района в течении финансового года.

3. Пунктом 2.2 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов при условии соблюдения уровня софинансирования за счет местного бюджета и средств населения и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 2.7. Правил предоставления субсидий, предоставлений субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляется после направления администрациями муниципальных районов заявок на получение субсидий с приложением копии следующих документов: муниципальных контрактов, договоров, счетов фактур, подтверждающих принятие бюджетных обязательств, выписки из решения о местном бюджете, подтверждающих наличие бюджетных ассигнований в местном бюджете на исполнение расходного обязательства с учетом установленного уровня софинансирования.

Однако, с целью контроля в части выполнения условия софинансирования за счет средств населения и юридических лиц не предусмотрен документ, подтверждающий фактическое поступления в доход местного бюджета средств в виде безвозмездных поступлений от физических и юридических  лиц (п.4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ) за счет которых должны быть исполнены указанные расходные обязательства.

4. Пунктом 19 Порядка проведения конкурсного отбора проектов предусмотрено, что объекты капитального строительства, созданные в рамках реализации проектов, передаются в муниципальную собственность муниципального образования. Кроме того, приложением №1 к Порядку проведения конкурсного отбора предусмотрено предоставление гарантийных писем о принятии строящегося объекта в собственность муниципального образования.

В тоже, время с целью контроля выполнения данного обязательства в нормативно-правовом акте и в Соглашениях не определен срок в течении которого, объекты капитального строительства должны быть оформлены в собственность муниципального образования.

8. Выводы:

1. В 2017 году на реализацию мероприятия направлены средства республиканского бюджета Чувашской Республики в общей сумме 52 831,1 тыс. рублей или 56,1% от утвержденного объема финансирования. В республике с участием  жителей 97 сельских поселений муниципальных районов, кроме Мариинско-Посадского района и 1 городского округа г. Канаш реализовано 108 проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах.

По итогам 2017 года не освоены бюджетные средства в общей сумме 41 393,8 тыс. рублей, в том числе Минсельхозом Чувашии в общей сумме 4 450,6 тыс. рублей  по причине образовавшейся экономии по результатам проведенных электронных аукционов; Минстроем Чувашии в общей сумме 36 943,2 тыс. рублей по причине отсутствия заявок со стороны городских округов.

2. В 2018 год на реализацию 268 проектов основанных на местных инициативах с участием жителей 217 поселений муниципальных районов и 5 городских округов за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотрено направить финансирование в общей сумме 113 202,8 тыс. рублей.

По состоянию на 01.07.2018 Минсельхозом Чувашии кассовые расходы произведены сумме 16 964,5 тыс. рублей, или 17,7%, Минстроем Чувашии средства не освоены в полном объеме.

Всего по состоянию на 01.07.2018 администрациями муниципальных образований заключены муниципальные контракты на реализацию 201 проекта или 80,7% от общего числа реализуемых проектов.  В тоже время, администрациями городских округов муниципальные контракты заключены не были, что создает риск не освоения средств до конца 2018 года.

3. В рамках данного контрольного мероприятия проведены выборочные проверки соблюдения муниципальными образованиями (Аликовского, Батыревского, Цивильского районов) Правил предоставления субсидий, Порядка проведения конкурсного отбора проектов, условий Соглашений при предоставлении и использовании субсидий установлены отдельные замечания и нарушения.

3.1. Администрацией Цивильского района в нарушение пункта 3.1.2 Соглашений, заключенных с администрациями поселений о предоставлении субсидии в 2017 году не осуществлен должный контроль за соблюдение сельскими поселениями Цивильского района условий предоставления субсидий и выполнением обязательств, предусмотренных Соглашениями, что привело к следующим нарушениям:

- администрацией Цивильского района в нарушение статьи 139 Бюджетного кодека РФ не соблюдены порядок и условия предоставления субсидий на реализацию проекта «Оборудование спортивной площадки для игровых видов спорта с детской площадкой», предусмотренных пунктом 1.2. Соглашения, в части обеспечения уровня софинансирования за счет средств населения в сумме 97,75 тыс. рублей, за что предусмотрена административная ответственность по статье 15.15.3 КоАП РФ. При этом на момент проведения контрольного мероприятия перед подрядной организацией имелась кредиторская задолженность за выполненные работы в сумме 97,75 тыс. рублей;

- администрацией Опытного сельского поселения не обеспечено целевое использование бюджетных средств, выделенных на строительство детской площадки в пос. Опытный, выразившееся в том, что произведена оплата за фактически невыполненный объем работ в сумме 33,50 тыс. рублей, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств и имеет признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ;

- администрациями Опытного и Второвурманкасинского сельских поселений при исполнении муниципальных контрактов в нарушение статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации не соблюдены требования статей 34 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, выразившееся в изменении технических заданий, являющихся существенным условием - предметом муниципальных контрактов на выполнение работ по реализации проектов;

- администрацией Чиричкасинском сельского поселения в нарушение пункта 8.4. муниципального контракта не направлено Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) за просрочку исполнения обязательств по контракту сумме 27,3 тыс. рублей.

3.2. Администрациями Крымзарайкинского и Чувашско-Сорминского сельских поселений Аликовского района при использовании средств в общей сумме 1 308,2 тыс. рублей нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как объекты, созданные в рамках реализации проектов основанных на местных инициативах, не используются по назначению в течение более 6 месяцев.

Администрациями 6 сельских поселений Аликовского района в соответствии с п. 9.7 муниципальных контрактов при нарушении Подрядчиком (ООО «СМУ-88») сроков начала производства работ более чем на 15 календарных дней, не своевременно приняты решенияоб одностороннем отказе от исполнения контрактов.

Кроме того, Заказчиками (администрациями поселений), не приняты должные меры по взысканию с подрядчика ООО «СМУ-88» штрафа за ненадлежащее исполнение контрактов в общей сумме 163,4 тыс. рублей. Также, администрацией Аликовского сельского поселения не применены меры ответственности в отношении подрядчика ООО «Юман», предусмотренные контрактом за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств в части взыскания штрафа в виде фиксированной суммы, составляющей 2% цены Контракта (этапа) в сумме 68,3 тыс. рублей.

При этом, Заказчики не воспользовались правом по взысканию неустоек в виде штрафа, пени, предусмотренных контрактами, а также убытков, понесенных Заказчиками в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Подрядчиками своих обязательств по контрактам за счет средств банковских гарантий, срок действия которых определен до 25.07.2018.

4. В рамках проведения параллельных контрольных мероприятий Контрольно-счетными органами муниципальных образований установлены следующие нарушения и замечания:

- отдельными администрациями муниципальных образований при заключении и исполнении муниципальных контрактов в рамках реализации проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, не соблюдены требования статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части соблюдения с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг при осуществлении закупок (Закон 44-ФЗ);

- администрациями сельских поселений Козловского района в 2018 году в нарушение условий Соглашений не обеспечено поступление в доходы бюджетов поселений средств населения и юридических лиц, за счет которых обеспечивается уровень софинансирования расходов, что создает риск не своевременного выполнения договорных обязательств в части оплаты выполненных работ и соответственно возникновения ответственности за несвоевременную оплату;

- не соблюдены положения Порядка проведения конкурсного отбора  в части передачи в муниципальную собственность муниципального района (городского (сельского) поселения) объектов капитального строительства, созданные в рамках реализации проектов;

- установлены нарушения в части отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по учету объектов, созданных в рамках реализации проектов,  и произведенных расходов на соответствующий счетах бюджетного учета (Инструкция 157н, Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н);

- в Красноармейском районе установлены факты оплаты фактически не выполненных работ  на общую сумму 173,34 тыс. рублей, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

- при формировании бюджетов сельских поселений Красноармейского района установлено нарушение статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, так какрешениями о бюджетах утверждалось финансовое обеспечение реализации не утвержденных муниципальных программ и подпрограмм.

5. Анализ нормативно правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, показал, что для более качественного и эффективного использования бюджетных средств, необходимо внести изменения в существующую нормативно правовую базу.

 

В адрес Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики администрации Цивильского и Аликовского района и администрации поселений направлены представления об устранении выявленных нарушений

Информационное письмо, в части внесения изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий на реализацию проектов общественной инфраструктуры основанных на местных инициативах направлено в Министерство финансов Чувашской Республики.