«Проверка целевого и эффективного использования субсидий республиканского бюджета ЧР, предоставленных на цели возмещения части фактически понесенных затрат на уплату процентов по облигационным займам, привлеченным в валюте РФ в целях реализации мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами «Создание межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории ЧР» за 2016 год.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель

Контрольно-счетной палаты

Чувашской Республики

_______________ С.И. Аристова

05 апреля 2018 года

 

Отчет о результатах контрольного мероприятия

 «Проверка целевого и эффективного использования субсидий республиканского бюджета Чувашской Республики, предоставленных на цели возмещения части фактически понесенных затрат на уплату процентов по облигационным займам, привлеченным в валюте Российской Федерации в целях реализации мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами «Создание межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики» за 2016 год

1. Основание для проведения контрольного мероприятия:  пункт 2.2 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 годи распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 11.01.2018 № 03, распоряжение от 26.01.2018 №5 о приостановлении контрольного мероприятия,  распоряжение от 13.03.2018 №12 о возобновлении контрольного мероприятия.

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные, правовые и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств,  предоставленных на цели возмещения части фактически понесенных затрат на уплату процентов (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора) по облигационным займам, привлеченным в валюте Российской Федерации в целях реализации мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с ТБО на территории Чувашской Республики и другие.

3. Объекты контрольного мероприятия:

-  Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Минприроды Чувашии).

В ходе контрольного мероприятия проведена встречная проверка в  Филиале АО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск.

4. Проверяемый период деятельности: 2016 год.

5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 17 по 26 января, с 14 по 16 марта 2018 года.

6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия

Минприроды Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, водных отношений, государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе переданные полномочия Российской Федерации в указанных областях, а также в области природопользования, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Чувашской Республики. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.10.2015 № 370.

Юридический адрес и адрес местонахождения Минприроды Чувашии: 428021, г. Чебоксары, ул. Ленинградская, 33. Телефон: (8352) 62-69-22 (ИНН 2128039728, ОГРН 1022101141700).

В проверяемом периоде в Минприроды Чувашии право подписи денежных и расчетных документов имели:

- первой подписи: министр природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Павлов С.В. (до 28.09.2016), Коршунов А.П. (с 29.09.2016 по настоящее время), заместители министра Иванова Т.В. (с 25.02.2016 по 13.06.2017), Яковлев А.П. (до 24.10.2016), Ефремов А.В. (с 25.11.2016 по настоящее время);

- второй подписи: начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности экономико-финансового управления – главный бухгалтер Горбунова Н.К.

 

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

1. Анализ нормативно-правой базы, регламентирующий порядок предоставления финансовой поддержки из республиканского бюджета Чувашской Республики

 

Законом Чувашской Республики от  08.12.2015 № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» (с учетом внесенных изменений) на создание межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики в рамках подпрограммы «Модернизация коммунальной инфраструктуры на территории Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство», подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 135 325,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 122 168,3 тыс. рублей (далее - Фонд реформирования ЖКХ), средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 13 156,6 тыс. рублей.

На предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда реформирования ЖКХ, предназначенной для субсидирования процентной ставки по кредитам и облигационным займа, привлеченным в целях реализации проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры заключендоговор от 26.09.2016 № 11-КИ между Государственной корпорацией - Фондом реформирования ЖКХ и Чувашской Республикой, в лице Главы Чувашской Республики Игнатьева М.В., на сумму 126 753,6 тыс. рублей на субсидирование процентной ставки по облигационному займу, привлекаемому ЗАО «Управление отходами» путем размещения облигаций серии 02 (государственный регистрационный номер выпуска 4-02-76600-Н от 23.09.2014  и государственный регистрационный номер дополнительного выпуска 4-02-76600-Н от 22.10.2015) в целях реализации проекта по созданию, реконструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры «Создание межмуниципальной системы  переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики».

      Правила предоставления финансовой поддержки за счет Фонда реформирования ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, регламентированы постановлением Правительства РФ от 26.12.2015 № 1451.

Фактически, Фондом реформирования ЖКХ на вышеуказанные цели перечислены средства в объеме 122 168,3 тыс. рублей (п/п от 21.10.2016 № 654).

В последующем Минприроды Чувашии руководствуясь вышеуказанным договором от 26.09.2016 №11-КИ заключило Соглашение от 25.10.2016 на предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение ЗАО «Управление отходами» части фактически понесенных затрат на уплату процентов (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора) по облигационным займам, привлеченным в валюте Российской Федерации в целях реализации мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с ТКО «Создание межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики» (далее - Соглашение от 26.10.2016). Размер субсидии определен в объеме 135 324,9 тыс. рублей, в том числе за  счет субсидий Фонда реформирования ЖКХ - 122 168,3 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 13 156,6 тыс. рублей.

Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение ЗАО «Управление отходами" части фактически понесенных затрат на уплату процентов (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора) по облигационным займам, привлеченным в валюте Российской Федерации в целях реализации мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с ТКО,  утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.09.2016 № 396 (далее - Правила № 396).

Концессионное соглашение заключено между Чувашской Республикой, от имени Минприроды Чувашии, и ЗАО «Управление отходами» от 01.07.2014 в отношении системы коммунальной инфраструктуры – межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики (далее - Концессионное соглашение) со сроком действия с момента заключения и до истечения 25 лет.

Объектом Концессионного соглашения является подлежащая созданию  (проектированию, строительству и оснащению оборудованием) и последующей эксплуатации системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории городов Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарского района Чувашской Республики.

В соответствии с Паспортом проекта модернизации предусмотрены следующие мероприятия со сроком реализации с 2015 года по 31.12.2016:

- строительство мусоросортировочного комплекса в Чебоксарском районе Чувашской Республики мощностью 150 тыс. тонн в год;

- реконструкция мусороперегрузочной станции с элементами сортировки в г. Чебоксары Чувашской Республики мощностью 150 тыс. тонн в год.

В рамках реализации проекта модернизации Автономным учреждением Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Минстроя Чувашии проведены экспертизы сметной стоимости объектов и выданы положительные заключения экспертизы сметной стоимости от 28.01.2016 № 2-ЭП (с учетом корректировки) и от 08.07.2016 № 44-ЭП на вышеуказанные объекты, согласно которым общая сметная стоимость составила 1 266 726,6 тыс. рублей.

На цели реализации проекта модернизации ЗАО «Управление отходами» приняты решения о размещении ценных бумаг в виде документарных неконвертируемых процентных облигаций на предъявителя серии 02 с обязательным централизованным хранением номинальной стоимостью 1 000 рублей в количестве:

- 1 000 000 шт. общей номинальной стоимостью 1 млрд. рублей со сроком погашения в 3834-й день с даты начала размещения (решение о выпуске ценных бумаг от 15.09.2014, зарегистрировано Центральным Банком РФ   23.09.2014, за государственным регистрационным номером 4-02-76600-Н) с величиной процентной ставки 11 % годовых;

- 700 000 шт. общей номинальной стоимостью  700 млн. рублей со сроком погашения 01.06.2025 (решение о дополнительном выпуске ценных бумаг от 22.09.2015, зарегистрировано ЦБ РФ за государственным регистрационным номером 4-02-76600-Н) с величиной процентной ставки 11 % годовых.

ЗАО «Управление отходами» платежным поручением от 15.08.2016 № 1704 перечислены денежные средства в сумме 302 350,6 тыс. рублей (из них 214 184,1 тыс. рублей в рамках проекта модернизации) для выплаты накопленного купонного дохода по облигациям серии 02 за государственным регистрационным номером 4-02-76600-Н в Небанковскую кредитную организацию ЗАО «Национальный расчетный депозитарий», осуществляющий обязательное централизованное хранение сертификата облигаций. Указанная сумма отражена в полном объеме в бухгалтерском учете акционерного общества на счете  91.2 «Прочие расходы».

Для получения субсидии ЗАО «Управление отходами» представлена в Минприроды Чувашии заявка от 31.10.2016 на предоставление субсидии за счет средств Фонда реформирования ЖКХ и средств республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - заявка) по установленной форме с приложеннием установленных соглашением документов (справка-расчет на получение субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики по утвержденной форме и др.)

Согласно справки-расчета от 14.11.2016 и Расчету компенсации процентов по облигационному займу фактически уплаченная ЗАО «Управление отходами» сумма процентов по купону по облигационному займу составила
214 184,1 тыс. рублей, сумма компенсации процентов - 135 324,9 тыс. рублей, из них: за счет средств Фонда реформирования ЖКХ -122 168, 3 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 13 156,6 тыс. рублей.

Перечисление субсидии за счет средств, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики из Фонда реформирования ЖКХ, осуществляется Минфином Чувашии в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных средств в доход республиканского бюджета Чувашской Республики. Минприроды Чувашии перечислило ЗАО «Управление отходами» средства, полученные из Фонда ЖКХ, по платежному поручению от 18.11.2016 № 309952  на сумму 122 168,3 тыс. рублей.

Перечисление субсидии за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (за исключением субсидий, поступающих из Фонда ЖКХ) осуществлено по платежному поручению от 18.11.2016 № 309953 на сумму 13 156,6 тыс. рублей на основании заявки на кассовый расход с приложением  документов (соглашения, справки-расчета, копии платежного поручения о перечислении начисленных процентов по облигационным займам).

Таким образом, сроки перечисления субсидий ЗАО «Управление отходами» соблюдены. В соответствии с п. 2.11. Правил №396 показателями результативности использования субсидии являются:

- объем захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) на полигоне в зоне реализации проекта модернизации;

- доля обработки ТКО в зоне реализации проекта модернизации.

Согласно п.1.4. Соглашения от 25.10.2016 значениями показателей результативности использования субсидии являются:

- уменьшение в 2016 году объема захоронения ТКО на полигоне в зоне реализации проекта  модернизации до 91,67 процента,

- увеличение в 2016 году доли обработки ТКО в зоне реализации проекта модернизации до 8,33 процента.

Согласно вышеуказанным Правилам и Соглашению отчетность о достижении значений показателей результативности использования субсидии представляется хозяйствующим субъектом в Минприроды Чувашии не позднее 1 февраля 2017 года.

Отчетность о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2017, представлена ЗАО «Управление отходами» в Минприроды Чувашии своевременно, по установленной форме (письмо от 01.02.2017 № 60/а), согласно которой целевые показатели реализации проекта модернизации достигнуты в полном объеме, что подтверждается Целевыми показателями реализации проекта модернизации в сфере обращения с ТКО и Сведениями об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировки и размещении отходов производства и потребления ЗАО «Управление отходами» в период с 01.01.2016 по 31.12.2016.

Согласно отчету ф. №2 - ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортированию и размещению отходов производства» Филиала ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск за 2016 год наличие отходов на начало отчетного года составило 23 393,9 тонн.

За отчетный год образовано отходов в объеме 19,149 тонн, поступление отходов с других организаций составило 183 684,0 тонн, обезвреживание отходов произведено в объеме 1 181,13 тонн, передано отходов другим организациям в объеме 29 298,88 тонн, из них для захоронения 25 316,48 тонн.

Наличие на предприятии отходов на конец отчетного года составило 176 617,039 тонн.

 

2. Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предоставленных ЗАО «Управление отходами» на возмещение части фактически понесенных затрат на уплату процентов (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора) по облигационным займам, привлеченным в валюте Российской Федерации в целях реализации мероприятий проекта

2.1. Проверкой наличия документов, подтверждающих права владения, пользования ЗАО «Управление отходами» объектами коммунальной инфраструктуры, в связи с модернизацией которых планируется предоставление финансовой поддержки установлено, что объекты коммунальной инфраструктуры, включенные в проект модернизации, принадлежат ЗАО «Управление отходами» на основании Концессионного соглашения.

По акту создания Единиц имущества, входящих в состав Объекта концессионного соглашения (КС), иного имущества, образующего единое целое с Объектом КС и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, техники, оборудования и материальных ценностей, используемых на концессионных объектах - собственности Чувашской Республики от 01 октября 2016 г.  ЗАО «Управление отходами» (Концессионер)  создал имущество, право собственности на которое принадлежит Чувашской Республики и передал его в казну, а Концедент принял созданное Концессионером Единицы имущества, входящие в состав Объекта КС, а также технику, оборудование и материальные ценности, используемые на концессионных объектах, балансовой стоимостью 1 554 551,0 тыс. рублей,  в том числе:

I. Единицы имущества, входящие в состав Объекта КС (мусороперегрузочная станция с элементами сортировки мощностью 150 тыс.тонн) в количестве 6 объектов недвижимого имущества, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, Марпосадское шоссе, 24,  земельный участок  с кадастровым номером № 21:01:030303:41  площадью 23 348 кв.м стоимостью 100,0 тыс. рублей, объекты в составе мусороперегрузочной станции с элементами сортировки (7 единиц),  всего балансовой стоимостью на сумму 352 394,9 тыс. рублей.

II. Единицы имущества, входящие в состав Объекта КС (мусоросортировочный комплекс мощностью 150 тыс.тонн),  в количестве 5 объектов недвижимого имущества, а также объекты в составе МСК (3 единицы), расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, пр. Шоршельский,16,16А,  общей балансовой стоимостью - 271 565,8 тыс. рублей.

III. Иное имущество, образующее единое целое с Объектом КС и (или) предназначенное по общему назначению для осуществления концессионной деятельности,  в количестве 26 единиц, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, пр. Шоршельский,16,16А, балансовой стоимостью - 394 994,2 тыс. рублей     (в том числе: карта складирования №1 балансовой стоимостью - 219 017,7 тыс. рублей,  внеплощадная автомобильная дорога с покрытием, протяженностью 2 117 м,  - 42 298, 7 тыс.  рублей, сети водоснабжения 4 единицы - 28 882,8 тыс. рублей (насосная станция пожаротушения, включая резервуары станции -7 641,4 тыс. рублей, противопожарный водопровод с сооружениями на нем - 7 431,7 тыс. рублей, наружный водопровод - 13 120,0 тыс. рублей, водопровод из полиэтиленовых труб (внутриплощадные сети)  - 688,8 тыс. рублей), сети канализации 11 единиц - 62 619,5 тыс. рублей, сети теплоснабжения - 3 350,1 тыс. рублей, наружные сети связи - 502,9 тыс. рублей, сети газоснабжения  2 единицы - 17 391,0 тыс. рублей (наружный газопровод высокого давления - 6 193,9 тыс. рублей, автономная блочно-модульная котельная - 17 391,0 тыс. рублей), сети электроснабжения и электроосвещения 5 единиц -20 931,5 тыс. рублей (включая трансформаторную подстанцию 2 КТПНБ1000/6/04 - 6 156,8 тыс. рублей).

Указанное иное имущество включено в Акт создания Объекта Концессионного соглашения по предложению Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (письмо от 14.11.2016 № 3/23-15562).

Так, согласно акту приема-передачи (1-ой карты складирования ТБО) от 01 октября 2015 года Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики передало Концессионеру (ЗАО «Управление отходами»)  во исполнение Концессионного соглашения от 01.07.2014 1-ую карту складирования полигона ТБО, являющуюся объектом незавершенного строительства, единовременно с которой для ее обслуживания и функционирования были переданы коммуникации (сети К 3-1 для приема бытовых и поверхностных стоков), сети Др -1 для дренажа фильтрационных стоков, сети Др -3 для дренажа грунтовых вод).

Также, в государственную собственность Чувашской Республики из муниципальной собственности  г. Новочебоксарска безвозмездно было принято имущество, находящееся в г. Новочебоксарск, ул. Промышленная («Солнечная долина»):

- сети водоснабжения на сумму 28 882,8 тыс. рублей, сети теплоснабжения - 3 350,1 тыс. рублей, сети канализации и дренажа -142 215,2 тыс. рублей, сети электроснабжения и электроосвещения -20 931,5 тыс. рублей (распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.08.2015 № 488-р). Переданы Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от Минимущества Чувашии (письмо от 21.08.2015 № 05/10 -10391)  для последующей передачи Концессионеру;

 - сети газоснабжения с блочно-модульной котельной балансовой стоимостью 17 391,0 тыс. рублей,  сети связи - 502,9  тыс. рублей (распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.09.2015 № 537-р).  Передано Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от Минимущества Чувашии (письмо от 23.09.2015 № 05/10 -11855)  для последующей передачи Концессионеру.

  1. Техника и оборудование, предназначенные для осуществления концессионной деятельности и используемые на Концессионных объектах  в количестве 80 единиц  балансовой стоимостью - 534 529,35  тыс. рублей. 

V. Материальные ценности, используемые на КС объектах, в количестве 63 единиц балансовой стоимостью - 1 166,7 тыс. рублей.

Всего по указанному акту Концессионер передал созданные им Единицы имущества, входящие в состав Объекта КС, иного имущества, образующее единое целое с Объектом КС, а также технику, оборудование и материальные ценности, используемые на концессионных объектах, балансовой стоимостью 1 554 651,0 тыс. рублей (в том числе стоимость созданного имущества в рамках Концессионного соглашения -1 159 656,8 тыс. рублей).  

Далее, по акту приема-передачи Единиц имущества, входящих в состав Объекта концессионного соглашения, иного имущества, образующего единое целое с Объектом КС и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, техники, оборудования и материальных ценностей, используемых на концессионных объектах, принадлежащих Чувашской Республике от 01 октября 2016 г. Чувашская Республика в лице и.о. министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Коршунова А.П.  передало указанное имущество ЗАО «Управление отходами»  согласно приложению:

I. Единицы имущества, входящие в состав Объекта КС (мусороперегрузочная станция с элементами сортировки мощностью 150 тыс.тонн) 6 объектов недвижимого имущества, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, Марпосадское шоссе, 24, земельный участок площадью 23 348 кв.м, а также объекты в составе мусороперегрузочной станции с элементами сортировки (7 единиц), всего общей балансовой стоимостью  - 352 394,9 тыс. рублей.

II. Единицы имущества, входящие в состав Объекта КС (мусоросортировочный комплекс мощностью 150 тыс.тонн),  в количестве 5 объектов недвижимого имущества, а также объекты в составе МСК (3 единицы), расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, пр. Шоршельский,16,16А балансовой стоимостью 271 565,8 тыс. рублей.

III. Иное имущество, образующее единое целое с Объектом КС и (или) предназначенное по общему назначению для осуществления концессионной деятельности в количестве 15 единиц, расположенные по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, пр. Шоршельский,16,16А, общей балансовой стоимостью - 282 016,3 тыс. рублей, в том числе карта складирования №1 балансовой стоимостью -219 017,7 тыс. рублей. 

IV. Техника и оборудование, используемое на КС объектах, в количестве 80 единиц  балансовой стоимостью 534 529,35  тыс. рублей. 

V. Материальные ценности, используемые на КС объектах, в количестве 63 единиц балансовой стоимостью 1 166,7 тыс. рублей.

Всего общая стоимость переданных Концессионеру основных средств, техники, оборудования и ТМЦ, используемая на КС объектах, составила 1 441 673,0 тыс. рублей.

На объекты коммунальной инфраструктуры выданы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:

- администрацией г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 26.09.2016 № 21-24-13-2016 на объект капитального строительства «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов (I этап строительства)», расположенный по адресу: Чувашская Республика, городской округ Новочебоксарск, г. Новочебоксарск, проезд Шоршельский, вл. 16, 16А, 16Б;

- администрацией г. Чебоксары от 26.09.2016 № 21-01-67с-2016 на построенный, реконструированный объект капитального строительства «Реконструкция мусороперегрузочной станции с элементами сортировки», расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, шоссе Марпосадское, 24.

В силу части 15 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115 -ФЗ «О концессионном соглашении» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ)  права владения, пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта Концессионного соглашения, в соответствии с частью 9 статьи 3 указанного Закона подлежат государственной регистрации в качестве обременения права пользования Концедента. 

Государственная регистрация права собственности Чувашской Республики  на МСК в Чебоксарском районе и мусороперегрузочную станцию с элементами сортировки в г. Чебоксары, карту складирования №1 (объект капитального строительства «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов (I этап строительства)» зарегистрирована 22 ноября 2016 г.

Согласно письму Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики о 16.03.2018 № 09/12-4119 в Реестре государственного имущества Чувашской Республики  по состоянию на 15 марта 2018 года, на основании актов создания иприема-передачи Единиц имущества, входящих в состав Объекта концессионного соглашения, иного имущества, образующего единое целое с Объектом КС и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионной деятельности, техники, оборудования и материальных ценностей, используемых на концессионных объектах, принадлежащих Чувашской Республике, от 01 октября 2016 г., составленных между Чувашской Республикой в лице Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ЗАО «Управление отходами» в соответствии с заключенным  Концессионным соглашением от 01.07.2014 в составе системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики учтено 16 объектов недвижимого имущества и 157 объектов движимого имущества.

Проверкой исполнения условий Концессионного соглашения в части создания и передачи во владение и пользование Концессионеру имущества, принадлежащее Концеденту на праве собственности установлено, что в нарушение ст.ст.3,4   Федерального закона № 115-ФЗ, требований пунктов 2.5, 4.5 Концессионного соглашения от 01 июля 2014 г.  Концедентом (Минприроды Чувашии) не передано во владение и пользование Иное имущество, образующее единое целое с Объектом Концессионного соглашения и предназначенное для использования с ним по общему назначению для осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной Концессионным  соглашением, в  количестве  11 единиц общей балансовой стоимостью 112 977,9 тыс. рублей (внеплощадная автомобильной дорога с покрытием, протяженностью 2 117 м, балансовой стоимостью - 42 298, 8 тыс. рублей, наружный водопровод из чугунных труб с сооружениями -  13 120,9 тыс. рублей, канализационные сети - 28 563,5 тыс. рублей, водоотводная канава - 2 793,7 тыс. рублей, водопропускная труба круглая диаметром 1,5 м - 860,0 тыс. рублей, канализация К 3-1 - 7 150,5 тыс. рублей, оборудование для эксплуатации канализационных сетей - 103,7 тыс. рублей, наружный газопровод высокого давления - 6 194,0 тыс. рублей, сети теплоснабжения  - 3 350,1 тыс. рублей, наружные сети связи - 502,9 тыс. рублей, кабельная линия 6 кВ наружная - 8 039,8 тыс. рублей). 

Необходимо отметить, что согласно проектной документации на строительство объекта капитального строительства «Полигон твердых бытовых отходов» в г. Новочебоксарск по ул. Промышленная, получившая в ФГУ «Главгосэкспертиза России» положительное заключение от 07.06.2010 № 0225-10/КГЭ-0950/02, сети инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, газоснабжения с блочно-модульной котельной, теплоснабжения, канализации, электроснабжения и электроосвещения, связи), проектная документация на строительство которых имеет положительное значение АУ Центр экспертизы Минстроя Чувашии от 18.10.2010 №21-1-4-0596/1-10, являются функциональной частью указанного полигона ТБО и не могут рассматриваться как линейные или вспомогательные объекты. 

Несоблюдение Министерством природы Чувашии требований по исполнению Концессионного соглашения, а также распоряжений собственника о передаче государственного имущества Чувашской Республики, созданного Чувашской Республикой в рамках системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики, в частности инженерно-технических сетей, являющихся единым целом объекта капитального строительства «Полигон ТБО» в г. Новочебоксарск, свидетельствует о нарушении принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Инвестиции на создание коммуникаций при строительстве объекта капитального строительства «Полигон ТБО» г. Новочебоксарск в сумме          70 679,1 тыс. рублей при передаче Концессионеру в пользование для осуществления деятельности в соответствии с Налоговым кодексом РФ облагаются в установленном порядке налогом на имущество организаций, в связи с этим потери республиканского бюджета Чувашской Республики по налогу на имущество организаций ЗАО «Управление отходами» по не переданным технологическим сетям за 2016 год оцениваются в сумме 349,4 тыс. рублей, за 2017 год  - 1 397,5 тыс. рублей.  

Контрольно-счетной палатой в адрес Минприроды Чувашии направлен запрос от 21.03.2018 № 01-20/230 о предоставлении документации по созданию объекта              «Внеплощадная автомобильная дорога с покрытием», а также пояснений о причинах не передачи в пользовании Концессионеру технологических сетей, являющихся составной частью полигона ТБО в г. Новочебоксарск, в количестве 10 единиц, всего   балансовой стоимостью  - 112 977,9 тыс. рублей.   На момент вручения акта указанные в запросе документы не представлены.

2.2. В ходе встречной проверки в Филиале АО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск (акт от 16.03.2018) при изучении проектной и исполнительной документации  на создаваемые объекты КС установлено следующее: 

По объекту КС «Реконструкция мусороперегрузочной станции с элементами сортировки» в г. Чебоксары   

Проектная документация  на указанный объект разработана ООО «Стро­ительная компания «Гидрокор». На проектную документацию и результаты инженерных изысканий получено положительное заключение негосударственной экспертизы, прове­денной ООО «Союзпетрострой-Эксперт+», от 11 сентября 2015 г. №4-1-1-0012-15.

В связи с внесением в проектную документацию изменений, а именно проектированием но­вого объекта - комплектной трансформаторной подстанции напряжением 6/0,4 кВ мощ­ностью 2x630 Кв и прокладкой 2 кабельных линий 6 Кв. Откорректированная проектная документация также имеет положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Союзпетрострой-ЭкспертЧ»  от 30 декабря 2015 г. № 2-1-1-0102-15.

Документа­цией предусмотрена реконструкция существующей мусороперегрузочной станции с эле­ментами сортировки. Возводятся следующие здания и сооружения: КПП, пункт весового и дозиметрического контроля с навесом, котельная, мойка колес, комплектная трансфор­маторная подстанция. Кроме того, проектом предусмотрена реконструкция производ­ственного и АБК и других зданий и сооружений.

АУ Центр экспертизы выдано положительное заключение по результатам эксперти­зы сметной стоимости работ от 8 июля 2016 г. № 44-ЭП, в котором определены следу­ющие стоимостные показатели: общая стоимость в ценах I квартала 2015 года с учетом НДС -767 696,5 тыс. рублей, в том числе строительные работы - 205 460,2 тыс. рублей, мон­тажные работы - 19 037,6 тыс. рублей, стоимость оборудования - 356 877,6 тыс. рублей, про­чие затраты - 186 321,1 тыс. рублей.

По объекту КС «Строительство мусоросортировочного комплекса в Чебоксарском районе»

ЗАО Институт «Чувашгипроводхоз» в 2010 году были выполнены инженерно- геологические изыскания и разработана проектная документация «Переработка и захоронение твердых бытовых отходов по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск», полу­чившая положительное заключение экспертизы.

Строительство мусоросортировочного комплекса (далее - МСК) осуществлялось в со­ответствии с вышеупомянутой проектной документацией, корректировка которой в 2015 году выполнена ООО «СК «Гидрокор». Откорректированная проектная документация также имеет положительное заключение государственной экс­пертизы от 10 июня 2015 года № 21-1-0267-15, выданное АУ Центр экспертизы. Также АУ Центр экспертизы выдано положительное заключение по результатам экспер­тизы сметной стоимости работ от 28 января 2016 года № 2-ЭП, в котором определены следующие стоимостные показатели: общая стоимость в ценах I квартала 2015 года с уче­том НДС - 499 030,0 тыс. рублей, в том числе строительные работы - 226 948,3 тыс. рублей, монтажные работы - 11 681,1 тыс. рублей, стоимость оборудования - 236 609,3 тыс. рублей, прочие затраты - 23 791,4 тыс. рублей.

В 2016 году в проектную документацию были внесены изменения - выделены этапы строительства (вторым этапом строительства предусмотрено сооружение карты складиро­вания отходов № 2), и по объекту «Переработка и захоронение твердых бьгговых отходов по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск» (I этап строительства) полу­чено положительное заключение АУ Центр экспертизы от  06.06.2016 №21-1-1-3­0150-16. Документацией предусмотрено строительство следующих зданий и сооружение производственный корпус мусоросортировочной станции, административно - бьгговой корпус (АБК), весовая платформа с контрольно-пропускным пунктом (КПП), механизированная мойка для грузовых автомобилей, навес для техники.

Приказом ЗАО «Управление отходами» от 21 июля 2015 г. № 23/1-15 проектная документация утверждена, однако в нем приведены только технико-экономические ха­рактеристики объекта, а стоимостные показатели отсутствуют.

ЗАО «Управление отходами» получено разрешение администрации г. Новочебоксарска от 14 июня 2016 года №21-24-13-2016 на первый этап строительства на срок до 13 июня 2017 года.

В рамках реализации проекта модернизации АУ Центр экспертизы и ценообразования проведены экспертизы сметной стоимости указанных объектов и выданы положительные заключения экспертизы сметной стоимости от 28.01.2016 № 2-ЭП (с учетом корректировки) и от 08.07.2016 № 44-ЭП на объекты модернизации концессионного соглашения, согласно которым общая сметная стоимость составила 1 266 726,6 тыс. рублей (в том числе НДС - 185 827,4 тыс. рублей).

Проверкой правильности определения объема, предоставленной субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части фактически понесенных затрат на уплату процентов (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора) по облигационным займам, привлеченным на реализацию мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере ТКО (по объектам Концессионного соглашения) установлено следующее.

Согласно абзацу 2, пункта 1.2 вышеуказанного Соглашения от 25.10.2016 за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики субсидии предоставляются на возмещение хозяйствующему субъекту части фактически понесенных затрат на уплату процентов (за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора) по облигационным займам, привлеченным в валюте Российской Федерации в целях реализации мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с ТКО на территории Чувашской Республики, в размере, установленном Правилами предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда реформирования ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 № 1451 (далее - Правила № 1451).

В соответствии с абзацем 4 подпункта в) пункта 11 Правил  № 1451 финансовая поддержка предоставляется при соблюдении субъектом РФ условий субсидирования затрат на уплату процентов в размере 7 процентов ключевой ставки Центрального банка РФ.

 Хозяйствующим субъектом - ЗАО «Управление отходами» в составе заявки на предоставление субсидии была представлена справка-расчет на получение субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики, в которой сумма компенсации части фактически понесенных затрат на уплату процентов по облигационным займам определена в сумме 135 324,9 тыс. рублей (исходя из привлечения облигационных займов, на реализацию мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения ТКО  в объеме 1 266 726,6 тыс. рублей), в том числе за счет средств Фонда ЖКХ - 122 168,3 тыс. рублей, средств республиканского бюджета - 13 156,6 тыс. рублей.

В ходе встречной проверки в Филиале АО «Управление отходами» установлено,  что в сводный сметный расчет стоимости рекон­струкции объекта «Мусороперегрузочная станция с элементами сортировки» включены затраты, не предусмотренные проектной документацией, на сумму 51 133,8 тыс. рублей, в том числе ошибочно отнесены затраты по выполнению кадастровых работ и работ по технической инвентаризации объекта МСК  г. Новочебоксарск -  90,5 тыс. рублей (договор с ООО «Региональный кадастровый центр «Земля и Право» № 17/12 от 17.12.2015 на 90,5 тыс. рублей без НДС), а также дважды включены затраты в размере 2 118,6 тыс. рублей по обследованию технического состояния зданий (договор № 02/09-14-ПИБ от 23.09.2014 с ООО «СК «Гидрокор» на сумму 2 500,0 тыс. рублей, в том числе НДС - 381,4 тыс. рублей).  

Перечень работ, затрат и услуг, не предусмотренных проектной документациейприведен в таблице №1.

Таблица № 1

п/п

                             

Наименование показателей

 

 

Сумма,         тыс. руб.

1

2

3

1

Услуги по организации эмиссии и размещению облигационного займа (п.42)

13 300,0

2

Услуги по организации выпуска и размещения ценных бумаг (п.43)

27 750,0

3

Услуги по финансовому контролю (п.44-45)

1 830,9

4

Дважды включены затраты по обследованию технического состояния зданий (в п.44 и п.50)

2 118,6

5

Предоставление доступа к сети передачи данных по индивидуальной схеме и радиофикация

156,2

6

Проведение кадастровых работ и работ по технической инвентаризации (данные затраты учтены накладными расходами подрядной организации)

185,5

7

Обследование технического состояния зданий (после начала эксплуатации объекта)

453,5

8

Разработка схемы обращения и утилизации ТКО в рамках концессионного соглашения

5 339,0

9

Общая сумма

51 133,8

С учетом непредвиденных расходов и суммы НДС общая сумма затрат, не предусмотренных проектной документацией, составила 54 879,2 тыс. рублей.

Кроме того, в сводный сметный расчет строительства указанного объекта (п.41 «Свод эксплуатационной техники по договорам поставки») включены затраты на приобретение эксплуатационной техники, мебели и инвентаря отдельной строкой на сумму 80 919,51 тыс. рублей, перечень которой в ходе проверки Филиалом не представлен.

В связи с чем, в АУ ЧР «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Контрольно-счетной палатой был сделан запрос от 22.01.2018 о необходимости предоставления расшифровки прочих затрат, указанных в разделе 9 сводного сметного расчета, на указанную сумму.

АУ Центр экспертизы письмом от 26.01.2018 № 0118 сообщило, что изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации осуществлялась в сопоставлении взаимосвязанных показателей по проектной документации, подтверждающих стоимость затрат по оборудованию, инвентарю, мебели и прочих затрат, перечень которых приведен в соответствующих разделах заключений. Перечень техники и оборудования, используемых на концессионных объектах, учтенных в сводном сметном расчете представлен в электронном виде 23 января 2018 года.

Изучением указанного перечня установлено, что в прочих затратах сводного сметного расчета по объекту реконструкции «Мусороперегрузочная станция с элементами сортировки» отражены затраты на приобретение эксплуатационной техники, мебели и инвентаря, которые не предусмотрены проектной документацией, на общую сумму 95 481,5 тыс. рублей (с учетом НДС).

Расшифровка Перечня затрат на приобретение эксплуатационной техники, мебели и инвентаря (п.41 сводного сметного расчета)приведена в таблице №3.

Таблица № 3

 

№ п\п

Реквизиты договора (дата, номер)

Наименование эксплуатационной техники, оборудования,  мебели и инвентаря

Сумма, без НДС (тыс. рублей)

Примечание

1

2

3

4

5

  1

28.11.14 №28-11/ч

Погрузчик с бортовым поворотом HyundaiHSL850-7A

3 805,1

 

2

11.15 № 16-Т/15

Контейнер РМ 30-Е, длина 6200 мм, объем 30 куб.м, крюковый захват, 6 шт.

3 722,0

 

3

24.12.14 № 139

Контейнеры

2 662,7

 

4

22.10.15 № S-282/15

Автомобиль специальный РГ-37 на шасси Скания Р400СВ6Х4ННZ

8 305,1

 

5

30.11.15 № S-308/15

Крюковой погрузчик на шасси Скания P400CB8X4HHZ

9 661,0

 

6

08.12.15 № 030-12/2015

Мусоровоз GPM III15H25

7 368,6

 

7

17.02.16 № 49072

ГАЗ-А22R32-20

945,8

 

8

09.03.16 № 50360

Камаз самосвал 45143-776012-42 ,  2 шт.

4 719,4

 

9

03.16 № 50133

Камаз самосвал 6520-6012-43

2 869,9

 

10

23.07.15 № 86-14

Контейнеры

3 480,3

 

11

31.03.16 № МБЧ-01-0216

Автобус Мерседес 223203

1 659,5

 

12

25.04.16 № 8060003113

РЕНО ДАСТЕР RENAULT DUSTER

 651,7

 

13

от 16.05.2016 №ДА00000795

LADA VESTAGFL130

536,4

 

14

16.05.16 № ДА00000797

LADA VESTA

 507,6

 

15

 

Автотопливозаправщик 46517 на шасси КАМАЗ 65115-3964-23

 2 372,9

Расходы не произведены

16

 

Мусоровоз MAN, большой

11 864,4

Расходы не произведены

17

УО-13/2016 от 06.05.2016

Контейнер V=37 m3, 10 шт.

2 674,6

 

18

(01-10/15) (12-10/15) 20-10/15)

Договор поставки мебели

166,5

 

19

(ООО "Компания  Мой город" №1, 2, 3)

Договора поставки мебели

207,6

 

20

(22-12 ИП Дмитриева О.В.)

Договор поставки мебели

84,7

 

21

(22-12 ООО "ОльТа-мебель")

Договор поставки мебели

84,6

 

22

от 26.08.2014 №8030001602

HYUNDAI GRAND SANTA FE (1 /один/ новый автомобиль)

1 698,3

 

23

Договоры новые

Мебель, инвентарь

 519,2

Документы не представлены

24

 

Затраты, не подтвержденные документально

10 348,6

 

 

 

ИТОГО:

80 916,5

 

 

 

НДС (18%)

14 565,0

 

 

 

Всего с НДС

95 481,5

 

 

Следует отметить, что затраты, включенные в сводный сметный расчет на приобретение автотопливозаправщика 46517 на шасси КАМАЗ 65115-3964-23 стоимостью 2 800,0 тыс. рублей (с НДС) и Мусоровоза MAN, большого  стоимостью 14 000,0 тыс. рублей (с НДС), АО «Управление отходами» фактически не произведены (документально не подтверждены).

В результате чего, сметная стоимость мероприятий проекта модернизации для расчета финансовой поддержки АО «Управление отходами» завышена на сумму 150 360,7 тыс. рублей (54 879,2 т.р. + 95 481,5 т.р.).

В соответствии с Паспортом проекта модернизации для предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда реформирования ЖКХ и республиканского бюджета Чувашской Республики, приложением 3 Методических рекомендаций по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда реформирования ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, утвержденных решением Правления Фонда ЖКХ от 11.10.2016 (протокол № 704), стоимость мероприятий проекта модернизации, указанная в паспорте проекта модернизации, должна соответствовать сметной стоимости, указанной во всех документах, содержащих информацию о создании, реконструкции или модернизации проекта (в финансовой модели, документах о намерении кредитной организации предоставить участнику кредит, документах по облигационному займу).

Согласно п. 3.1 МДС 81-35.2004 «Методикаопределения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сметным расчетом.

Таким образом,  в нарушение требований пункта 3.1 МДС 81-35.2004 «Методикаопределения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», пункта 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ,  пунктов 1.2, 3.1 Соглашения, заключенного между Минприроды Чувашии и ЗАО «Управление отходами» от 25.10.2016, пунктов 2.2, 2.5 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики от 26.09.2016 № 396, пунктов 5, 10 и 11 Правил предоставления субсидии, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 26.12.2015 № 1451, ЗАО «Управление отходами»допущено завышение объема финансовойподдержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предназначенной для субсидирования процентной ставки по кредитам и облигационным займам, привлеченным в целях реализации проектамодернизации, за 2016 год на сумму 8 710,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда - 7 863,3  тыс. рублей, средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 846,8 тыс. рублей. 

 

3. Осуществление контроля за соблюдением ЗАО «Управление отходами» условий, целей и порядка предоставления субсидий

 

Согласно п. 27 Правил от  26.12.2015 № 1451 контроль за ходом реализации проектов модернизации, за соблюдением условий договора о предоставлении финансовой поддержки осуществляется Фондом ЖКХ в порядке, установленном Фондом по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Фондом реформирования ЖКХ в октябре 2017 г. проведен выездной мониторинг «Реализация проекта модернизации и соблюдение условий договора о представлении финансовой поддержки, предназначенной для субсидирования процентной ставки по кредитам и облигационным займам, привлеченным в  целях реализации проекта модернизации, за счет средств государственной корпорации - Фонда ЖКХ, иусловий,  предусмотренныхпунктом 8 Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда реформирования ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструкту­ры путем предоставления субъектам РФ финансовых средств на суб­сидирование процентной ставки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 де­кабря 2015 г. № 1451, в Чувашской Республике» за 2016 год.

 В ходе проведенного мониторинга Фондом выявлено, что в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ работы по строительству мусоросортировочного комплекса в Чебоксарском районев  период с декабря 2014 года по 14 июня 2016 года и реконструкции мусороперегрузочной станции в период с января по 15 октября 2015 года выполнялись без разрешения на строительство. В сводный сметный расчет объекта «Реконструкция мусороперегрузочной станции с элементами сортировки в г. Чебоксары Чувашской Республики мощностью 150 тыс. тонн в год», на который получено положительное заключение экспертизы от 8 июля 2016 года включены затраты на сумму 62 751,4 тыс. рублей не предусмотренные проектной документацией и не относящиеся к работам по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

В материалах мониторинга отмечено, что данный факт является нарушением пункта 3.1 МДС 81-35.2004 «Методикаопределения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», который привел к завышению затрат по созданию объектов, уплате процентов по облигацион­ным займам, приведенным в Плане модернизации, в том числе к завышению финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, предназначенной для субсидирования процентной ставки по кредитам и облигационным займам, привлеченным в целях реализации проектамодернизации, на сумму 3 195,3 тыс. рублей.  Также Фондом ЖКХ отмечено, что на основании договоров поставки в сводный сметный расчет включены затраты на приобретение эксплуатационной техники, мебели и инвентаря в размере 80 916,5 тыс. рублей (с учетом НДС 95 481,5 тыс. рублей). При этом документация подтверждающая, что данные затраты предусмотрены проектом, не представлены, в связи с чем есть основания считать их необоснованно включенными в сводный сметный расчет.

По результатам мониторинга, проведенного Фондом, указанная сумма подлежит   анализу, и стоимость техники, мебели и инвентаря, не предусмотренных проектной документацией, подлежит исключению.

В соответствии с вышеуказанными Правилами от 26.09.2016 № 396 и Соглашению от 25.10.2016, Минприроды Чувашии, Минфин Чувашии и иные органы государственного финансового контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики осуществляют проверки соблюдения хозяйствующим субъектом условий, целей и порядка предоставления субсидии. Контрольные мероприятия осуществляются в виде мониторинга реализации проекта модернизации в виде плановых и внеплановых проверок.

В нарушение ст. 160.2-1. Бюджетного кодекса РФ,  вышеуказанных Правил от 26.09.2016 №396 и Соглашения от 25.10.2016, Минприроды Чувашии как главным распорядителем бюджетных средств республиканского бюджета Чувашской Республики проверка соблюдения хозяйствующим субъектом (ЗАО «Управление отходами») условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных Соглашением от 25.10.2016, не проводилась, в результате отсутствия должного контроля получателем субсидий   завышен объем финансовойподдержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предназначенной для субсидирования процентной ставки по кредитам и облигационным займам, привлеченным в целях реализации проектамодернизации, за 2016 год на сумму 8 710,1 тыс. рублей. 

 

8. Выводы:

 1. Министерством природы и экологии Чувашской Республики от имени Чувашской Республики и ЗАО «Управление отходами» г. Москва заключено Концессионное соглашение от 01.07.2014 в отношении создания межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики со сроком действия с момента заключения и до истечения 25 лет. Объектом Концессионного соглашения является, подлежащая созданию  (проектированию, строительству и оснащению оборудованием) и последующей эксплуатации системы переработки и утилизации (захоронения) ТБО на территории городов Чебоксары, Новочебоксарск и Чебоксарского района Чувашской Республики.

2. В соответствии с Паспортом проекта модернизации предусмотрены следующие мероприятия со сроком реализации с 2015 года по 31.12.2016:

- строительство мусоросортировочного комплекса в Чебоксарском районе Чувашской Республики мощностью 150 тыс. тонн в год;

- реконструкция мусороперегрузочной станции с элементами сортировки в г. Чебоксары Чувашской Республики мощностью 150 тыс. тонн в год.

3. На цели реализации проекта модернизации ЗАО «Управление отходами» приняты решения от 15.09.2014 о размещении ценных бумаг в виде документарных неконвертируемых процентных облигаций на предъявителя номинальной стоимостью 1 млрд. рублей и от 22.09.2015  номинальной стоимостью 700 млн. рублей с выплатой купонного дохода в размере 11 % годовых.

4. АУ ЧР «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Минстроя Чувашии проведены экспертизы сметной стоимости созданных объектов в рамках реализации проекта модернизации  и выданы положительные заключения экспертизы сметной стоимости от 28.01.2016 № 2-ЭП (с учетом корректировки) и от 08.07.2016 № 44-ЭП на вышеуказанные объекты, согласно которым общая сметная стоимость составила 1 266 726,6 тыс. рублей.

5. Фактические расходы ЗАО «Управление отходами» для выплаты накопленного купонного дохода по облигационному займу составили  302 350,6 тыс. рублей (из них 214 184,1 тыс. рублей в рамках проекта модернизации).

6. В соответствии с Соглашением  от 25.10.2016 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение ЗАО «Управление отходами» части фактически понесенных затрат на уплату процентов по облигационным займам, привлеченным в валюте Российской Федерации в целях реализации мероприятий проекта модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с ТКО», размер субсидии определен в объеме 135 324,9 тыс. рублей, в том числе за  счет субсидий Фонда реформирования ЖКХ - 122 168,3 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 13 156,6 тыс. рублей.

7. Согласно справки-расчета от 14.11.2016 и Расчету компенсации процентов по облигационному займу фактически уплаченная ЗАО «Управление отходами» сумма процентов по купону по облигационному займу составила
214 184,1 тыс. рублей, сумма компенсации процентов - 135 324,9 тыс. рублей, из них: за счет средств Фонда реформирования ЖКХ -122 168, 3 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 13 156,6 тыс. рублей.

8. Проверкой соблюдения условий предоставления субсидий установлено,  что в сводный сметный расчет стоимости рекон­струкции объекта «Мусороперегрузочная станция с элементами сортировки» включены затраты, не предусмотренные проектной документацией, с учетом непредвиденных расходов и НДС, на сумму 54 879,2 тыс. рублей, перечень которых указан в таблице №1, в том числе ошибочно отнесены затраты по выполнению кадастровых работ и работ по технической инвентаризации объекта МСК  г. Новочебоксарск -  90,5 тыс. рублей (договор с ООО «Региональный кадастровый центр «Земля и Право» № 17/12 от 17.12.2015 на 90,5 тыс. рублей без НДС), а также дважды включены затраты в размере 2 118,6 тыс. рублей по обследованию технического состояния зданий (договор № 02/09-14-ПИБ от 23.09.2014 с ООО «СК «Гидрокор» на сумму 2 500,0 тыс. рублей, в том числе НДС - 381,4 тыс. рублей).   Кроме того, в сводный сметный расчет строительства указанного объекта (п.41 «Свод эксплуатационной техники по договорам поставки») включены затраты на приобретение эксплуатационной техники, мебели и инвентаря на  общую сумму  95 481,5 тыс. рублей (с учетом НДС).  В результате чего, сметная стоимость мероприятий проекта модернизации для расчета финансовой поддержки АО «Управление отходами» по объекту «МСС с элементами сортировки г.Чебоксары» завышена на сумму 150 360,7 тыс. рублей.

9. В нарушение требований  пункта 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ,  пунктов 1.2, 3.1 Соглашения, заключенного между Минприроды Чувашии и ЗАО «Управление отходами» от 25.10.2016, пунктов 2.2, 2.5 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики от 26.09.2016 № 396, пунктов 5, 10 и 11 Правил предоставления субсидии, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 26.12.2015 № 1451, ЗАО «Управление отходами» в результате завышения сметной стоимости мероприятий проекта модернизации,  принимаемой в расчет для получения возмещения части фактически понесенных затрат на уплату процентов, на 150 360,7 тыс. рублей допущено завышение объема финансовойподдержки за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предназначенной для субсидирования процентной ставки по облигационным займам, привлеченным в целях реализации проектамодернизации, за 2016 год на сумму 8 710,1 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда реформирования ЖКХ - на  7 863,3 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - на 846,8 тыс. рублей. 

10.  В нарушение ст.160.2.1 Бюджетного кодекса РФ Минприроды Чувашии  как главным распорядителем средств не осуществлены бюджетные полномочия по осуществлению  внутреннего финансового контроля  за соблюдением ЗАО «Управление отходами» условий, целей и порядка предоставления субсидий, определенных Соглашением от 25.10.2016.

11. Проверкой исполнения условий Концессионного соглашения в части создания и передачи во владение и пользование Концессионеру имущества, принадлежащее Концеденту на праве собственности установлено, что в нарушение ст.ст.3,4  Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115 - ФЗ «О концессионном соглашении», требований пунктов 2.5, 4.5 Концессионного соглашения от 01 июля 2014 г.  Концедентом (Минприроды Чувашии) не передано во владение и пользование Иное имущество, образующее единое целое с Объектом Концессионного соглашения и предназначенное для использования с ним по общему назначению для осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной Концессионным  соглашением, в  количестве  11 единиц общей балансовой стоимостью 112 977,9 тыс. рублей (в том числе: внеплощадная автомобильной дорога с покрытием, протяженностью 2 117 м, балансовой стоимостью - 42 298, 8 тыс. рублей, наружный водопровод из чугунных труб с сооружениями -  13 120,9 тыс. рублей, канализационные сети - 28 563,5 тыс. рублей, водоотводная канава - 2 793,7 тыс. рублей, водопропускная труба круглая диаметром 1,5 м - 860,0 тыс. рублей, канализация К 3-1 - 7 150,5 тыс. рублей, оборудование для эксплуатации канализационных сетей - 103,7 тыс. рублей, наружный газопровод высокого давления - 6 194,0 тыс. рублей, сети теплоснабжения  - 3 350,1 тыс. рублей, наружные сети связи - 502,9 тыс. рублей, кабельная линия 6 кВ наружная - 8 039,8 тыс. рублей).  На объект «Внеплощадная автомобильная дорога с покрытием, протяженностью 2117м»  балансовой стоимостью 42 298,8 тыс. рублей Минприроды Чувашии документы по его созданию, а также передачи этого имущества в государственную собственность Чувашской Республики в ходе проверки представлены не были.

12. Согласно проектной документации на строительство объекта капитального строительства «Полигон твердых бытовых отходов» в г. Новочебоксарск по ул. Промышленная, получившая в ФГУ «Главгосэкспертиза России» положительное заключение от 07.06.2010 № 0225-10/КГЭ-0950/02, сети инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, газоснабжения с блочно-модульной котельной, теплоснабжения, канализации, электроснабжения и электроосвещения, связи), проектная документация на строительство которых имеет положительное значение АУ Центр экспертизы Минстроя Чувашии от 18.10.2010 №21-1-4-0596/1-10, являются функциональной частью указанного полигона ТБО и не могут рассматриваться как линейные или вспомогательные объекты. 

13. Несоблюдение Минприроды Чувашии требований по исполнению Концессионного соглашения, а также распоряжений собственника о передаче государственного имущества Чувашской Республики, созданного Чувашской Республикой в рамках системы коммунальной инфраструктуры - межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики, в частности инженерно-технических сетей, являющихся единым целом объекта капитального строительства «Полигон ТБО» в г. Новочебоксарск, свидетельствует о нарушении принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

14. Инвестиции на создание коммуникаций при строительстве объекта капитального строительства «Полигон ТБО» г. Новочебоксарск в сумме          70 679,1 тыс. рублей при передаче Концессионеру в пользование для осуществления деятельности в соответствии с Налоговым кодексом РФ облагаются в установленном порядке налогом на имущество организаций, в связи с этим потери республиканского бюджета Чувашской Республики по налогу на имущество организаций ЗАО «Управление отходами» по не переданным технологическим сетям за 2016 год оцениваются в сумме 349,4 тыс. рублей, за 2017 год  - 1 397,5 тыс. рублей.  

 

9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия:

 На акт встречной проверки филиалом ЗАО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск  от 16.03.2018 представлены возражения о несогласии с исключением из общей суммы затрат по проекту модернизации расходов по техническому обследованию зданий после завершения их реконструкции в сумме 2 115 тыс. рублей, а также затрат, связанных с приобретением эксплуатационной  техники, мебели и инвентаря, указанных в акте в сводном сметном расчете по объекту «Реконструкция МСС с элементами сортировки в г.Чебоксары» в сумме  95 481,5 тыс. рублей (с учетом НДС).  Представленные возражения не принимаются по основаниям, изложенным в акте встречной проверки.

 

10. Предложения (рекомендации):

 1. Направить представление Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

2. Направить материалы проверки в прокуратуру Чувашской Республики.

3. Направить информацию о результатах контрольного мероприятия в Кабинет Министров Чувашской Республики.

4. Направить информацию о результатах контрольного мероприятия в Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

5. Направить информацию о результатах контрольного мероприятия в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.

 

Заместитель председателя

Контрольно-счетной палаты

Чувашской Республики

С.И. Швардаков