Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы «Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», за 2017 год и истекший период 2018 года

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы«Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», за 2017 год и истекший период 2018 года (совместно с контрольно-счетными органами  Батыревского района и города Алатырь)

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.8 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 год,  распоряжение от 20.04.2018 №17, выданное председателем Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия.

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики на укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных организаций.

3.Объекты контрольного мероприятия: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – Минобразования  Чувашии), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» города Новочебоксарска,  МБОУ «Староахпердинская СОШ» Батыревского района, МБОУ «Вурнарская СОШ №2» Вурнарского района, МБОУ «СОШ №2» г.Алатырь, администрация Вурнарского  района, администрация города Алатырь, администрация города Новочебоксарска, администрация Батыревского района.

4. Проверяемый период деятельности: 2017 год – по 1 июня 2018 года.

5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 12 апреля по 07 июня 2017 года.

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.

В рамках мероприятий вышеуказанной Подпрограммы в 2017 году  на проведение капитального ремонта образовательных учреждений выделены средства в общей сумме 162 219,7 тыс. рублей (в том числе из республиканского бюджета в сумме 140 497,7 тыс. рублей, из местных бюджетов – 21 722,0 тыс. рублей), в 2018 году – 163 662,9 тыс. рублей (в том числе из республиканского бюджета в сумме 147 350,6 тыс. рублей, из местных бюджетов – 16 312,3 тыс. рублей).

При этом следует отметить, что Минобразования Чувашии не разработана методика определения размера средств на проведение капитального ремонта общеобразовательных учреждений на 2017-2018 годы, не представлены  расчеты, согласно которым была определена потребность в финансовых средствах на  проведение капитального ремонта муниципальных общеобразовательных учреждений.

План проведения капитального ремонта общеобразовательных организаций имеющих физический износ зданий 50% и более, на 2016-2025 годы утвержден Минобразования Чувашии 21.11.2016. В течение 2017-2018 годов в вышеуказанный План Минобразования Чувашии изменения не вносились, что свидетельствует об отсутствии дальнейшего механизма работы с образовательными учреждениями, которые по показателю «износ (50% и более)»  ежегодно увеличиваются и соответственно становятся нуждающимися  в проведении капитального ремонта.

Контрольно-счетная палата отмечает, что указанный план проведения капитального ремонта включает образовательные организации «имеющие физический износ зданий 50% и более», тогда как показателем Подпрограммы является «Удельный вес государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих учебные здания с износом 49 процентов и ниже, в общем количестве общеобразовательных организаций» -   80,1 % или 100%. В связи с тем, что  в данном  плане не учтены образовательные организации, имеющие  износ 49 процентов, Контрольно-счетная палата делает вывод о том, что достигнутые показатели результативности не могут являться объективными.

Проверкой выявлено, что уровень предоставления средств из республиканского бюджетам Чувашской Республики муниципальным общеобразовательным учреждениям в зависимости  от заявленной потребности, определенной на основании положительного заключения по результатам экспертизы достоверности сметной стоимости объекта в совокупности по 2 этапу ремонтных работ составляет  от  72,7% и 79,4% (МБОУ «СОШ № 2» г. Новочебоксарска  и  МБОУ «СОШ №2» г. Алатырь ЧР) до 96,1% и 93,8% (МБОУ «Большеатменевская СОШ» и   МБОУ «СОШ №2 г. Шумерля).

Минобразования Чувашии не рассмотрен вопрос, связанный с  наличием невыполненных ремонтных работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, прошедшей экспертизу на достоверность  сметной стоимости объекта в части неполного их финансирования. Вместе с тем, в рамках обеспечения  выполнения всего комплекса ремонтных работ, заявленных в проектно-сметной документации, необходимо проработать механизм дальнейшего  выделения бюджетных средств (с указанием администраторов расходов) на завершение  капитального ремонта образовательных учреждений.

Следует отметить, что в 2017-2018 годах администрациями  муниципальных образований  проводилась «передача полномочий» по проведению капитального ремонта  муниципальным общеобразовательным учреждениям. Заказчиками проведения закупочных процедур являлись сами общеобразовательные учреждения, которые самостоятельно занимались формированием технических заданий на проведение капитального ремонта, без специального образования,опыта и достаточных знаний, позволяющих грамотно и профессионально составить техническое задание с учетом реальной потребности в выполнении тех или иных видов работ, их последовательности, а также в применении используемых материалов. В результате чего, при заключении контрактов с проектными организациями изначально существовали  риски некачественного составления проектно-сметной документации (далее – ПСД), которые привели к многочисленным изменениям проектной документации. Несмотря на то, что вся ПСД прошла экспертизу и получила положительное заключение, в входе проведения ремонтных работ  проверенными общеобразовательными  учреждениями вносились корректировки в проектно-сметную документацию, что свидетельствует о низком качестве составленной документации.

Так, в  МБОУ «СОШ №2 г.Новочебоксарска» в 22 случаях внесены корректировки в ПСД, что привело к включению в локальные сметы новых видов работ, не прошедших экспертизу и не заявленных при проведении электронного аукциона. В МБОУ «Вурнарская СОШ №2»  при разработке ПСД не учтены особенности месторасположения школы, отсутствие подвального помещения, системы вентиляции в здании и другие характеристики. 

В то же время вышеназванные общеобразовательные учреждения не обращалась с претензиями к проектным организациям, допустившим некачественное составление ПСД.

В ходе проведенного контрольного мероприятия в МБОУ «Староахпердинская ООШ» Батыревского района, МБОУ «СОШ №2» г. Алатырь,  МБОУ «Вурнарская СОШ №2» Вурнарского района и МБОУ «СОШ №2» г. Новочебоксарска (далее – учреждения) выявлены следующие финансовые нарушения.

В нарушение Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 года №174н, в бухгалтерском учете не отражены банковской гарантии на общую сумму 19 086,0 тыс. рублей (МБОУ «Староахпердинская ООШ» - на 1094,8 тыс. рублей, МБОУ «Вурнарская СОШ № 2» -  на 8 057,9 тыс. рублей, МБОУ «СОШ №2» г. Новочебоксарска – на 9 933,3 тыс. рублей). Кроме того, по МБОУ «СОШ №2» г. Алатырь не учтены в бухгалтерском учете доходы от реализации металлолома на сумму 0,8 тыс. рублей.

В нарушение   требований, установленных абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и заключенных между администрациями муниципальных образований и общеобразовательными учреждениями Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии (на иные цели),  учреждениями произведена оплата подрядным организациям за фактически невыполненные ими объемы работы по капитальному ремонту на общую сумму 37,8 тыс. рублей (МБОУ «Староахпердинская ООШ» - на 8,8 тыс. рублей, МБОУ «СОШ № 2» города Алатырь - на 13,3 тыс. рублей, МБОУ «Вурнарская СОШ № 2» -  на 15,7 тыс. рублей).

Согласно статьи  34 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушен принцип эффективности использования бюджетных средств на общую сумму 285,2 тыс. рублей, в связи с низким качеством общестроительных работ – на 34,3 тыс. рублей (МБОУ «Староахпердинская ООШ», МБОУ «Вурнарская СОШ №2»), а также в результате завышение нормативных значений  по общестроительным работам и нарушениям условий контракта – на 250,9 тыс. рублей (МБОУ «СОШ №2» г. Алатырь).

Кроме того, МБОУ «Староахпердинская ООШ» Батыревского района в нарушение статьи 5 Указаний Центрального Банка России от 11 марта  2014 г. №  3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»  несвоевременно оприходованы в кассу учреждения денежные средства в сумме 15,0 тыс. рублей.

Аудит в сфере закупок показал, что продолжают иметь место нарушенияФедерального  закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе:

- в части не соблюдения сроков размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) информации об исполнении, изменениях  контракта; кроме того без проведения процедуры закупок были выполнены строительные работы, не предусмотренные аукционной документацией  и условиями контракта на общую сумму 872,2 тыс. рублей (МБОУ «Староахпердинская ООШ»);

- снижения цены контракта на 11,4%; допущения ухудшения функциональных характеристик (потребительских свойств) при внесении изменений в проектную документацию (МБОУ «СОШ №2» г. Новочебоксарска).

Выявлено несоблюдение условий заключенных с подрядчиками муниципальных контрактов:

- в МБОУ «Староахпердинская ООШ»  – в актах приемки выполненных работ запроцентованы материалы, не подтвержденные паспортом (пункты 4.1.7 и 4.1.13) и расчетно-платежными документами, обосновывающие стоимость материала (пункт 2.8) на общую сумму 103,8 тыс. рублей;

- МБОУ «СОШ №2» г. Новочебоксарска–несоответствие между ценой контракта и приложенными локальными сметами на общую сумму 2 558,6 тыс. рублей (пункт 21.1); не соблюдения подрядчиком срока выполнения работ по данным общего журнала работ (пункта 4.10). По расчетам Контрольно-счетной палаты, за допущенную задержку исполнения муниципального контракта в количестве 67 календарных дней, следовало предъявить пени ООО «Регион» в сумме 844,8 тыс. рублей, или на 718,7 тыс. рублей больше предъявленного.

Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики выявлены риски повторного выполнения отдельных видов работ и соответственно неэффективного использования бюджетных средств. Так, в МБОУ «СОШ №2» г. Алатырь по муниципальному контракту, заключенному в рамках 2 этапа проведения капитального ремонта, риски связаны с повторной покраской стен после планируемого ремонта пола, установкой окон и дверей, выполненных и оплаченных в 2017 году; в МБОУ «СОШ №2» г. Новочебоксарска - по установке розеток, которые также были выполнены и оплачены при первом этапе капитального ремонта в 2017 году.

В нарушение статьи 160.2-1. Бюджетного кодекса Российской Федерации администрациями  городов Алатыря,  Новочебоксарска, Вурнарского и Батыревского районов не обеспечено осуществление должным образом внутреннего финансового контроля за использованием средств, предоставленных из республиканского бюджета Чувашской Республики на проведение капитального ремонта вышеуказанных образовательных учреждений.

Отсутствие в условиях заключенных соглашений на иные цели обязательства, предусматривающего обеспечение соблюдения общеобразовательными учреждениями требований  законодательства Российской Федерации и  нормативно-правовых актов, по мнению Контрольно-счетной палаты может способствовать снижению ответственности этих учреждений за допущенные нарушения и недостатки.