Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам в рамках гос. программы ЧР «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», за 2016-2017 годы.

Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на реализацию мероприятий по осуществлению ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 23 лет и обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства»

 1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.9 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2018 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 04.05.2018 № 20

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

3. Объекты контрольного мероприятия:

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;

администрация города Чебоксары Чувашской Республики;

администрация Вурнарского района Чувашской Республики;

администрация Ибресинского района Чувашской Республики;

администрация Красноармейского района Чувашской Республики;

4.  Проверяемый период деятельности: 2016-2017 годы     

5.  Срок проведения контрольного мероприятия: с 10 мая по 15 июня 2018 года.

6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования средств республиканского бюджета и деятельности объектов контрольного мероприятия:

 Согласно паспорту подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства» ответственным исполнителем является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.

Цель подпрограммы является обеспечение государственных гарантий в решении жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Чувашской Республики.

Задача подпрограммы является предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированные жилые помещения) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным

 

7. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

 2016 год

Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом министров Чувашской Республики заключено соглашение от 26.04.2016 № 07.G22.24.0055 о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (Далее – Соглашение от 26.04.2016 № 07.G22.24.0055). Согласно условиям Соглашения от 26.04.2016 № 07.G22.24.0055 размер субсидии, предоставляемый из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики по Соглашению от 26.04.2016 № 07.G22.24.0055, составляет 44 249,0 тыс. рублей. Кроме того, минимальный объем  бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Чувашской Республики на финансирование обеспечения расходных, обязательств в 2016 году составляет 18 963,9 тыс. рублей.

Законом Чувашской Республики от 08.12.2015 № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год» утверждены расходы по разделу 10 «Социальная политика», подразделу 04 «Охрана семьи и детства», целевой статье Ц170150820 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет субсидии, предоставляемой из федерального бюджета» в сумме 44 249,0 тыс. рублей и по целевой статье Ц1701R0820 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» в сумме 63 448,9 тыс. рублей, то есть всего в общей сумме 107 697,9 тыс. рублей.

Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов для осуществления государственных полномочий чувашской республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2017 год утверждено приложением 16 к Закону Чувашской Республики от 08.12.2015 № 78 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год».

Согласно отчета об исполнении бюджета (форма 0503127) кассовое исполнение расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот на 1 января 2017 года составило в сумме 107 603,6 тыс. рублей, или 99,9%, в том числе за счет средств федерального бюджета 44 429,0 тыс. рулей или 100,0% и за счет средств республиканского бюджета 63 354,6 тыс. рублей или 99,9%. Неосвоение средств в 2016 году составило 94,4 тыс. рублей или менее 0,1%.

 

2017 год

Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом министров Чувашской Республики заключено соглашение от 17.02.2017 № 074-08-221 о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (Далее – Соглашение от 17.02.2017 № 074-08-221). Согласно условиям Соглашения от 17.02.2017 № 074-08-221 общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Чувашской Республики на финансирование обеспечения расходных обязательств в 2017 году составляет 49 891,2 тыс. рублей, в том числе размер субсидии, предоставляемый из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики, составляет не более 46 398,8 тыс. рублей.

Законом Чувашской Республики от 07.12.2016 № 92 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утверждены расходы по разделу 10 «Социальная политика», подразделу 04 «Охрана семьи и детства», целевой статье Ц1701R0820 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» в сумме 49 891,2 тыс. рублей и по целевой статье Ц17011А820 «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» в сумме 112 833,9 тыс. рублей, то есть всего в общей сумме 162 725,1 тыс. рублей.

Распределение субвенций бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов для осуществления государственных полномочий чувашской республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2017 год утверждено приложением 16 к Закону Чувашской Республики от 07.12.2016 № 92 «О республиканском бюджете чувашской республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Согласно отчета об исполнении бюджета (форма 0503127) кассовое исполнение расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот на 1 января 2018 года составило в сумме 160 787,8 тыс. рублей, или 98,8%, в том числе за счет средств федерального бюджета 46 398,8 тыс. рулей или 100,0% и за счет средств республиканского бюджета 114 389,0 тыс. рублей или 98,4%. Неосвоение средств в 2017 году составило 1 937,4 тыс. рублей или 1,2%.

 

7.1. Согласно пункту 12 статьи 23.1. закона чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в соответствии с законом Чувашской Республики от 30.11.2006 № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».

Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в рамках реализации мероприятий Подпрограммы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений со всеми муниципальными образования Чувашской Республики в 2016-2017 годах заключены соглашения о предоставлении субвенций бюджету муниципального района (городского округа) осуществление государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», и по ведению учета граждан, нуждающихся в жилищных и имеющих право на государственную поддержку.

По данным Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики численность детей-сирот в разрезе муниципальных образований с 2015 по 2018 годы ежегодно наблюдается рост детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так при сравнении количество детей-сирот на начало проверяемого периода (на 01.01.2016) и на конец проверяемого периода (на 01.01.2018) видно, что количество детей-сирот увеличилось на 198 человек или на 11,1%. При этом в 2016-2017 годах на приобретение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений выделено бюджетных средств в общей сумме 270 423,0 тыс. рублей и обеспечено 301 детей-сирот, в том чисел в 2016 году - 83 человека и в 2017 году - 219 человека.

Для сравнения в 2014-2015 годах на приобретение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений выделено бюджетных средств в общей сумме 400 148,1 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета в сумме 60 602,7 тыс. рублей (в 2016-2017 годах - 90 647,8 тыс. рублей) и средства республиканского бюджета в сумме 339 545,5 тыс. рублей (в 2016-2017 годах – 179 775,1 тыс. рублей).

Рост количество детей-сирот по сравнению с 1 январем 2016 года и 1 январем 2018 года (в проверяемом периоде) показывает, что в ряде муниципальных образований Чувашской Республики, в том числе в городе Алатырь (рост на 14 детей) и Чебоксары (рост на 106 детей), в Вурнарском (рост на 13 детей), Канашском (рост на 16 детей), Цивильском (на 19 детей), Шемуршинском (рост на 11 детей) и Ядринский (рост на 18 детей) районах, что предпринимаемые меры вышеуказанными муниципальными образованиями не в полной мере способствуют снижению как количества детей-сирот, так и их обеспеченность жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

 

В ходе контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в муниципальные образования направлены запросы в части приобретения в муниципальную собственность жилых помещений для последующего его предоставления детям-сиротам договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно данным, предоставленным муниципальными образованиями, в 2016-2017 годах приобретено 301 жилое помещение. При этом необходимо отметить, что из 301 жилых помещений 29 или 9,6% приобретено на вторичном рынке (возрастом более 15 лет).

 

7.2. Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в рамках денного контрольного мероприятия проверены администрации города Чебоксары, Вурнарского, Ибресинского и Красноармейского районов. По итогам контрольного мероприятия вышеуказанных муниципальных образований выявлены отдельные недостатки и нарушения. 

 

Вурнарский район

Всего в 2016-2017 годах администрация Вурнарского района на приобретение четырех жилых помещение для предоставления их по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам направила 3 691,2 тыс. рублей. Проверка администрации Вурнарского района показала:

В нарушение части 6 статьи 34 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федерального Закона № 44-ФЗ) и условий муниципального контракта от 07.12.2015 № 29 на приобретение жилого помещения, не направлены требования к подрядчику об уплате неустоек (штрафов, пеней) в сумме 23,7 тыс. рублей.

Кроме того, в нарушение статьи 96 Закона № 44-ФЗ администрация Вурнарского района не воспользовалась правом взыскать за счет обеспечения исполнения вышеуказанного контрактанеустойку (пени, штрафы) в общей сумме 23,7 тыс. рублей.

В нарушение условий статьи 33 Федеральный закон № 44-ФЗ описания объектов закупок (приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве) не соответствуют условиям типовых договоров конкурсной документации (муниципальные контракты от 07.12.2015 № 29 и от 04.07.2016 № 14). Так как в соответствии с условиями типовых договоров конкурсной документации, подразумевалось строительство жилого помещения. Соответственно согласно статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ Н(М)ЦК должна определяться проектно-сметным методом.

В нарушение условий пункта 6 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения по муниципальным контрактам от 07.12.2015 № 29 и от 04.07.2016 № 14 составил менее чем размер аванса, предусмотренный данными контрактами. Согласно пунктам 3.1.1 муниципальных контрактов от 07.12.2015 № 29 и от 04.07.2016 № 14 сумма аванса 278,6 тыс. рублей (30,0% от цены контракта). При этом размер обеспечения для муниципального контракта от 07.12.2015 № 29 составил 44,7 тыс. рублей и для муниципального контракта от 04.07.2016 № 14 - 46,4 тыс. рублей. 

Конкурсной комиссией администрации Вурнарского района в составе 4 человек (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.12.2017) в нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ допустила к участию заявку, не соответствующую требованиям конкурсной документации электронного аукциона. В конкурсной документации одним из условий была дата ввода в эксплуатацию приобретаемого жилого помещения не ранее 2016 года. Фактически, согласно техническому паспорту, выданному МУП «Вурнарское бюро технической инвентаризации» (по состоянию на 15.03.2011), данный жилой дом 2005 года постройки.

В ходе проверки и визуального осмотра трех жилых установлено, что администрацией Вурнарского района, приняты и оплачены фактически не выполненные работы на общую сумму 364,1 тыс. рублей.

Из вышеуказанного следует, что в нарушение статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий Соглашения от 10.03.2017 № 11-06/19 администрация Вурнарского района Чувашской Республики не обеспечила надлежащий контроль за использованием бюджетных средств. Таким образом, администрации Вурнарского района в соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 364,1 тыс. рублей, выразившееся в перечислении бюджетных средств за фактически не выполненные работы.

 

Ибресинский район

Всего в 2016-2017 годах администрация Ибресинского района на приобретение 9 жилых помещение для предоставления их по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам направила 8 315,8 тыс. рублей. Проверка администрации Ибресинского района показала, что при проведении трех электронных аукционов при определения Н(М)ЦК применялся тарифный метод, что является нарушение статьи 22 Федерального Закона № 44-ФЗ, так как необходимо было применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Общая сумма заключенных муниципальных контрактов по итогам вышеуказанных аукционов составила 2 785,9 тыс. рублей.

По итогам 9 электронных аукционов, проведенных в 2016-2017 годах, с Н(М)ЦК в общей сумме 8 357,5 тс. рублей, экономическая эффективность составила в общей сумме 41,8 тыс. рублей или 0,5%. При этом, данная экономия образовалась по итогам электронного аукциона в котором подано на участие две заявки. По итогам остальных 8 электронных аукционов муниципальные контракты заключены с единственным поставщиком без снижения Н(М)ЦК. Необходимо отметить, что 8 из 9 жилых помещений приобреталось на вторичном рынке, в том числе три жилых помещения 1973, 1978 и 1991 годов постройки.

 

Красноармейский район

Всего в 2016-2017 годах администрация Красноармейского района на приобретение четырех жилых помещение для предоставления их по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам направила 3 714,4 тыс. рублей. Проверка администрации Красноармейского района показала, что при определении Н(М)ЦК в четырех электронных аукционах применялся нормативный метод, что является нарушение статьи 22 Федерального Закона № 44-ФЗ, так как необходимо было применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

По итогам всех четырех электронных аукционов экономическая эффективность отсутствует. Необходимо отметить, все 4 жилых помещений приобреталось на вторичном рынке (1985, 1986, 1987 и 1993 годов постройки).

 

город Чебоксары

Всего в 2016-2017 годах администрация города Чебоксары района на строительства многоквартирного жилого дома для предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений 83 детям-сиротам направила 62 466,4 тыс. рублей. Проверка администрации города Чебоксары показала:

Проверка дополнительного соглашения от 19.09.2016 № 7/130 к муниципальному контракту от 10.06.2015 № 91, заключенного с ООО «Алза» на строительства многоквартирного жилого дома, внесены изменения в части увеличения цены контракта до 202 751,5 тыс. рублей, на 6 053,3 тыс. рублей или на 3,0% от первоначальной цены контракта, показала что заключение дополнительного соглашения привело к необоснованному удорожанию муниципального контракта на 4 424,9 тыс. рублей.

Из вышесказанного следует, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в нарушение пункта 2.6. Соглашений от 19.05.2016 № 11-06/72, заключенного с администрацией г. Чебоксары, в должной мере не осуществила контроль за использованием бюджетных средств, выделенных в рамках дополнительного соглашения от 19.09.2016 № 7/130, заключенного после подписания акта приемки законченного строительства объекта (26.08.2016), что  привело к необоснованному завышению муниципального контракта от 10.06.2015 № 91 на 4 424,9 тыс. рублей.

 

7.3. Администрирование доходов от предоставления муниципальных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения в городе Чебоксары

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации администратором ходов бюджета может быть орган местного самоуправления, орган местной администрации казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы российской федерации.

Согласно бюджету муниципального образования города Чебоксары - столицы чувашской республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденного Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22.12.2016 № 586, главным администратором доходов от использования имущества, находящегося в собственности городских округов является Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики.

В соответствии с частью 2 статьи 160.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями, в том числе:

- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

- принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

- в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

- предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

- принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;

- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что в 2017 году по итогам данного открытого аукциона заключен контакт от 11.08.2017 № 631 (далее – Контракт № 631) (с единственным поставщиком) с ООО «Информационные Социальные Системы» (далее - ООО «ИНСОЦ») с максимальным размером вознаграждения за оказание услуг 6 505,5 тыс. рублей, в том числе за обслуживание лицевых счетов и стоимость обслуживания одного лицевого счета в месяц и 1,0% от общей массы денежных средств, поступивших от нанимателей за отчетный период. Срок контракта – 29 месяцев (по декабрь 2019 года).

В период с августа 2017 года по май 2018 года (включительно) Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики перечалило по контракту от 11.08.2017 № 631 ООО «ИНСОЦ» 1 866,0 тыс. рублей, в том числе:

- вознаграждение за осуществление платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда от нанимателей для последующего перечисления в бюджет города Чебоксары через пункты приема платежей – 264,8 тыс. рублей;

- за ведение расчетов платы за пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма или по договорам найма (за исключением коммерческого найма), формирование и печать единого платежного документа в части оплаты за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда, представленных физическим лицам по договорам социального найма, договорам найма; ведение судебной и досудебной работы с нанимателями; консультационное обслуживание нанимателей – 1 601,2 тыс. рублей.   

В рамках заключенного контракта ООО «ИНСОЦ» ежемесячно, исходя из площади помещения, тарифа и зонального коэффициента, выставляет извещения нанимателям муниципальных жилых помещений, в том числе детям-сиротам. Тарифа, для начисления оплаты за наем муниципального жилья, ежегодно утверждаются постановлениями Главы администрации города Чебоксары. Полученные средства за наем от граждан поступают (аккумулируются) на расчетный счет ООО «ИНСОЦ», открытый в АО «Альфа-Банк» Филиал «Нижегородский» и в последующем перечислялись в муниципальный бюджет города Чебоксары на соответствующий код дохода.

Исходя из вышеизложенного, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что  Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики допущено нарушение части 2 статьи 160.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, выразившееся в передачи части полномочий по администрированию неналоговых доходов ООО «ИНСОЦ». Таким образом, в действиях должностных лиц администрации города Чебоксары имеются признаки превышения должностных полномочий.

 

7.4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Правила).

Согласно Правилам, социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, в размере 33 кв. метров.

В соответствии с частью 7 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» детям сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые дома, квартиры в благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза.

В ходе выборочной проверки установлено, что в трех муниципальных образованиях (г. Чебоксары, Красноармейский и Ибресинский районы) постановлениями администрации города Чебоксары от 15.04.2005 № 129 (с изменениями от 17.11.2015), администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 21.04.2005 № 129  и  администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 18.04.2005 № 267 норма предоставления по договору социального найма на человека установлена в размере 16,0 кв.м., 16,0 кв.м. и 14,0 кв. м. соответственно.

Из вышеуказанного следует, что администрация г. Чебоксары и Красноармейского района должна была при приобретении (строительстве) жилых помещений для детей-сирот, исходить из расчета от 16,0 до 32,0 кв.м., и администрация Ибресинского района от 14,0 до 28,0 кв.м. на 1 человека. В ходе контрольного мероприятия установлено, что все предоставленные детям-сиротам квартиры фактически превышают 32,0 кв.м., что не соответствует части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. То есть не более 32,0 кв.м. для г. Чебоксары и Красноармейского района и не более 28,0 кв.м. для Ибресинского района.

Принимая во внимание общую сумму бюджетных средств, направленных на приобретение вышеуказанных 83 квартир в сумме 78 549,5 тыс. рублей в г. Чебоксары, 4 квартиры в сумме 3 714,4 тыс. рублей в Красноармейском районе, не обеспечен принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на общую сумму 5 291,7 тыс. рублей, в том числе 4 403,3 тыс. рублей - г. Чебоксары и 888,4 тыс. рублей – Красноармейский район, выразившейся в оплате квадратных метров жилых помещений сверх утвержденных нормативов (свыше 32,0 кв.м. на 1 человека).

Таким образом, из вышеуказанного следует, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в нарушение пункта 3.1.1. Соглашений, заключенных с администрацией горда Чебоксары и Красноармейского района, не учло нормы части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 7 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений», что привело к приобретению и предоставлению жилых помещение по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека.

 7.5.В соответствии со статьей 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013 № 548 «Об утверждении типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с условием оплаты за наем жилого помещения.

Выборочная проверка личных дел детей-сирот выявлены следующие факты:

- в личное дело ребенка сироты, вставшего на учет в Московском районе города Чебоксары, приложен акт обследования жилого дома и заключение о признании жилого помещения, подписанные членами межведомственной комиссией администрации Урмарского района. Согласно заключению Государственной жилой инспекции Чувашской Республики данные акт и заключение не соответствуют требованиям пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

- администрацией Ленинского района города Чебоксары неправомерно включила двух детей-сирот (ранее стоявшие на учете в Канашском и Шумерлинском районах) в списки подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в 2017 году, так как их должны были включить датой подачи заявления в администрации Ленинского района города Чебоксары, что привело к неправомерному предоставлению в 2017 году им жилых помещения в наем и к ущемлению прав других детей-сирот.

В ходе контрольного мероприятия в адрес муниципальных образований Чувашской Республики Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики был направлен запрос о предоставлении информации в части задолженности по договорам найма специализированного жилого помещения, заключенных с детьми-сиротами и наличии задолженности по коммунальным платежам (газ, вода, электричество и т.д.).

Анализ информации, полученной на запрос Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики показал, что:

- в 10 из 26 муниципальных образований Чувашской Республики не установлены норматив платы за наем помещений специализированного жилищного фонда и соответственно не взимается плата за наем по договорам найма специализированных жилых помещений. Всего на момент контрольного мероприятия с 2013 года, вышеуказанными 10 муниципальных образованиях Чувашской Республики, заключено 286 договоров найма специализированных жилых помещений, по которым не взимается плата за наем;

- задолженность по платежам за наем специализированного жилого фонда составила в общей сумме 1 006,8 тыс. рублей (без учета 10 муниципальных образований, где не установлены нормативы платы за наем). Кроме того,  6 муниципальными образованиями данные о задолженности частично или полностью не предоставлены;

- задолженность по коммунальным платежам составила в общей сумме 1 815,8 тыс. рублей. При этом 13 муниципальных образований из 26 частично или полностью сведения о задолженности не предоставили.

- в жилых помещениях, предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений проживет 371 человек, 58 детей-сирот не проживает в предоставленных жилых помещениях, 11 детей-сирот проходят службу в рядах Российской Армии и 8 детей-сирот находятся в других субъектах Российской Федерации. Необходимо отметить, что 5 муниципальными образованиями Чувашской Республики не предоставлена и 4 муниципальными образованиями Чувашской Республики не в полной мере предоставлена информация о том, проживает или не проживают дети-сироты в предоставленных в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещениях;

Сотрудниками Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики совместно со специалистами муниципальных образований произведены осмотры жилых помещений, предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.  По итогам осмотра установлено, что в двух квартирах, расположенных в  г. Чебоксары проживают третьи лица, что является нарушением пункта 10 договоров найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Отдельно необходимо обратить внимание на то, что на момент проведения контрольного мероприятия выявлены случаи, когда дети-сироты, прибывшие из других субъектов Российской Федерации (из Республики Марий-Эл), встают на учет для получения жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в Чувашской Республике. При этом, вопрос по передаче личных дел детей-сирот, прибывших из других субъектов Российской Федерации и вставших на учет в Чувашской Республики, не урегулирован.

 

8. Выводы:

1. В период с 2016 по 2017 годы в Чувашской Республике на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений выделено всего 270 423,0 тыс. рублей, в том числе 90 647,8 тыс. рублей средства федерального бюджета и 179 775,2 тыс. рублей средства республиканского бюджета Чувашской Республики.

Всего в 2016-2017 годы жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений получило 301 детей-сирот.

2. В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе:

- в нарушение части 6 статьи 34 и статьи 96 Федерального Закона № 44-ФЗадминистрация Вурнарского района не направила требования к подрядчику об уплате неустоек (штрафов, пеней) в сумме 23,7 тыс. рублей и не воспользовалась правом взыскать за счет обеспечения исполнения контракта;

- в нарушение условий статьи 33 Федеральный закон № 44-ФЗ описания объектов закупок (приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве) не соответствуют условиям типовых договоров конкурсной документации. Соответственно согласно статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ Н(М)ЦК должна определяться проектно-сметным методом;

- в нарушение условий пункта 6 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения по двум муниципальным контрактам составил менее чем размер аванса, предусмотренный данными контрактами;

- в нарушение пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона № 44-ФЗ к участию в электронном аукционе допущена заявка, не соответствующая требованиям конкурсной документации;

- в нарушение статьи 22 Федерального Закона № 44-ФЗ двумя муниципальными образованиями при определении Н(М)ЦК для приобретение жилых помещение для предоставления их по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам в место метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) применен тарифный метод.

Применение муниципальными образованиями тарифного метода для определения Н(М)ЦК, при том что приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) для обоснования и расчета Н(М)ЦК является нарушением положений как Федерального Закона № 44-ФЗ, имеющим состав административного правонарушения, так и влечет заключение контрактов (договоров) по экономически не обоснованным ценам, что противоречит требованиям и законодательства о контрактной системе, и бюджетного законодательства об обеспечении результативности и эффективности использования бюджетных средств.

3. Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики допущено нарушение части 2 статьи 160.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, выразившееся в передачи части полномочий по администрированию неналоговых доходов ООО «ИНСОЦ», в том числе ведение судебной и досудебной работы с нанимателями и консультационное обслуживание нанимателей.

4. В нарушение статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий Соглашения от 10.03.2017 № 11-06/19 администрация Вурнарского района Чувашской Республики не обеспечила надлежащий контроль за использованием бюджетных средств. Таким образом, администрации Вурнарского района в соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 364,1 рублей, выразившееся в перечислении бюджетных средств за фактически не выполненные работы.

5. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в нарушение статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и пункта 2.6. Соглашения от 19.05.2016 № 11-06/72, заключенного с администрацией г. Чебоксары, не обеспечило соблюдение получателями межбюджетных субсидий условий в части контроля за использованием бюджетных средств, выделенных в рамках дополнительного соглашения от 19.09.2016 № 7/130, заключенного после подписания акта приемки законченного строительства объекта (26.08.2016), что привело к необоснованному завышению муниципального контракта от 10.06.2015 № 91 на 4 424,9 тыс. рублей.

6. Двумя муниципальными образованиями Чувашской Республики, не обеспечен принцип эффективности использования бюджетных средств, предусмотренный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на общую сумму 5 291,7 тыс. рублей, выразившейся в приобретении метров жилых помещений сверх утвержденных нормативов (свыше 32,0 кв.м. на 1 человека).

7. В 10 муниципальных образованиях Чувашской Республики не установлены норматив платы за наем помещений специализированного жилищного фонда и соответственно не взимается плата за наем по договорам найма специализированных жилых помещений. Всего на момент контрольного мероприятия с 2013 года, 10 муниципальными образованиями Чувашской Республики, заключено порядка 286 договоров найма специализированных жилых помещений, по которым не взимается плата за наем. При этом задолженность по платежам за наем специализированного жилого фонда составила в общей сумме 1 006,8 тыс. рублей и по коммунальным платежам составила в общей сумме 1 815,8 тыс. рублей.

Кроме того установлены факты проживания третьи лица в жилых помещениях, предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений.

 

9. Возражения или замечания руководителей, или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: пояснения и замечания администрации города Чебоксары от 05.07.2018 № 9958.

 

10. Предложения (рекомендации):

1. Направить представления об устранении выявленных нарушений в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального Чувашской Республики и муниципальные образования Чувашской Республики и в муниципальные образования Чувашской Республики; 

2. Направить материалы контрольного мероприятия в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.

3. Направить материалы контрольного мероприятия в Прокуратуру Чувашской Республики, в Министерство внутренних дел по Чувашской Республике и в Следственный Комитет Российской Федерации по Чувашской Республике.

4. Направить информационное письмо Главе Чувашской Республики.