Информация о результатах контрольного мероприятия

Информация о результатах контрольного мероприятия

«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных в рамках создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Чувашской Республики, за 2016-2018 годы»

 

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.12 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2019 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 14.06.2019 № 26 (с изменениями от 15.07.2019 № 31).

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие использование бюджетных средств в рамках создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Чувашской Республики.

3. Объекты контрольного мероприятия:

Министерство Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - Министерство);

Казенное учреждение Чувашской Республики «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии (далее - Учреждение).

4. Проверяемый период деятельности: за 2016-2018 годы.

5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 17 июня по 12 июля 2019 года.

6. Краткая информация проверяемой сферы формирования и использования государственных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2010 № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» утверждено Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее – Положение).

Федеральным законом от 11.02.2013 № 9-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 22 Федерального закона «О пожарной безопасности» Федеральные законы от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» дополнены в части создания и использования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее - Система-112).

Согласно статьи 11 Федеральные законы от 21.12.1994 № 68-ФЗ       в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациq входит создание Системы-112, обеспечение ее эксплуатации и развития.

Согласно Положению Система-112 предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

Основными целями создания Системы-112 в Российской Федерации являются:

а) организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;

б) организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях);

в) реализация требований гармонизации способа вызова экстренных оперативных служб в Российской Федерации с законодательством Европейского союза.

Система-112являетсятерриториально-распределеннойавтоматизированной информационно-управляющей системой, создаваемой в границах субъекта Российской Федерации.

Система-112 обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС), а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб (далее - ДДС), в том числе службы пожарной охран, службы реагирования в чрезвычайных ситуациях, службы полиции, службы скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети и службы «Антитеррор».

Система-112 предназначена для решения следующих основных задач:

- прием вызовов по номеру «112»;

- получение от оператора связи сведений о местонахождении лица, обратившегося по номеру «112», для обеспечения реагирования по вызову;

- анализ и направление информации о происшествиях в ДДС в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;

- обеспечение дистанционной психологической поддержки лицу, обратившемуся по номеру «112»;

- автоматическое восстановление соединения в случае его внезапного прерывания;

- регистрация всех входящих и исходящих вызовов и ведение базы данных о происшествиях и результатах реагирования на вызовы;

- прием вызовов на иностранных языках.

Создание Системы-112 в субъекте Российской Федерации осуществляется по следующим этапам:

1. проектирование создания Системы-112;

2. развертывание Системы-112 в субъекте Российской Федерации (поэтапное);

3. опытная эксплуатация развернутой в субъекте Российской Федерации Системы-112;

4. государственные испытания развернутой в субъекте Российской Федерации Системы-112.

Расходы, связанные с созданием и развертыванием Системы-112, осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств организаций.

В целях повышения уровня безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.11.2011 № 502 утверждена государственная программа Чувашской Республики «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики» (Далее - Государственная программа).

Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство.        

В целях создания, обеспечения эксплуатации и развития Системы-112 в Государственной программе предусмотрены два подпрограммы:

- подпрограмма «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности населения на водных объектах, построение (развитие) аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» в 2012-2017 годах объединяла девять основных мероприятий», где согласно Основному мероприятию 4. предусматриваются развитие материально-технической базы ГКЧС Чувашии и подведомственных ему учреждений, создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Чувашской Республики».

- подпрограмма «Построение (развитие) аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики» где согласно основному мероприятию 1. «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Чувашской Республики» предусматривается реализация мероприятий по развитию системы-112 на территории Чувашской Республики, предполагающих повышение качества и эффективности взаимодействия оперативных служб при их совместных действиях в экстремальных ситуациях с целью уменьшения возможного социально-экономического ущерба от ЧС, снижения затрат финансовых, медицинских, материально-технических и других ресурсов на экстренное реагирование, организацию удобного обращения к экстренным оперативным службам по типу «одного окна» и снижение экономических затрат на осуществление взаимодействия экстренных оперативных служб, дополнительное профессиональное образование преподавателей для подготовки персонала системы-112.

Общая сумма непосредственно направленного в анализируемом периоде на создание и функционирование Системы-112 в Чувашской Республике составила 122 887,6 тыс. рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета на реализацию мероприятий ФПД - 19 531,2 тыс. рублей или 15,9% от совокупной суммы финансового обеспечения (2016 год);

- за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики на развитие материально-технической базы ГКЧС Чувашии и подведомственных ему учреждений - 82 918,2 тыс. рублей или 67,5% от совокупной суммы финансового обеспечения (в 2016 год - 8 789,6 тыс. рублей, в 2017 год - 64 114,7 тыс. рублей, в 2018 год - 10 013,9 тыс. рублей);

- за счет средств местных бюджетов - 20 438,2 тыс. рублей или 16,6% от совокупной суммы финансового обеспечения (в 2016 год - 8 508,8 тыс. рублей, в 2017 год - 6 183,1 тыс. рублей, в 2018 год - 5 746,3 тыс. рублей).

Следует отметить, что количественные и качественные характеристики целевых индикаторов и показателей эффективности Государственной программы в рамках создания Системы-112 в Чувашской Республике не соответствуют показателям федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы» (далее - ФЦП).

Так, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2015 № 497 внесены изменения в государственную программу Чувашской Республики «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики» на 2012-2020 годы», в том числе в сведения о показателях (индикаторах) государственной программы.

В Государственной программе отражены только три целевых показателя при наличии шести целевых показателей в ФЦП:

доля населения Чувашской Республики, проживающего на территориях муниципальных образований, в которых развернута Система-112, в общей численности населения Чувашской Республики;

сокращение среднего времени комплексного реагирования экстренных оперативных служб на обращения граждан по номеру «112» на территории Чувашской Республики по сравнению с 2010 годом;

сокращение экономического ущерба от ЧС и происшествий на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112, по сравнению с 2013 годом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2016 № 568-р «О распределении в 2016 году субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы» утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий ФЦП. Размер предоставляемой субсидии Чувашской Республике составил 19 531,2 тыс. рублей.

Между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Кабинетом Министров Чувашской Республики (далее - МЧС России) заключено соглашением от 10.07.2016 № 9/112 о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики в целях реализации мероприятий, направленных на создание базовой инфраструктуры системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее - Соглашение).

Кроме того, в соответствии с условиями Соглашения (пункт 3.3.5.), объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики, установлен в сумме 1 162,7 тыс. рублей.

Согласно пункту 3.3.9 Соглашения Чувашская Республика обязалась ввести в опытную эксплуатацию Систему-112 в административном центре в год получения субсидии (то есть в 2016 году).

 

В ходе контрольного мероприятия установлены следующие нарушения и недостатки:

1. Согласно пункту 3.3.9 Соглашения Чувашская Республика обязалась ввести в опытную эксплуатацию Систему-112 в административном центре в год получения субсидии (то есть в 2016 году). Фактически на территории Чувашской Республики Система-112 в административном центре Чувашской Республики г. Чебоксары введена в опытную эксплуатацию лишь с 12 октября 2017 года.

2. В нарушение пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4 перечня мероприятий по реализации Закона Чувашской Республики от 16.08.2016 № 52 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год», утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2016 № 353, объем финансового обеспечения реализации Государственной программы за счет средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета Чувашской Республики в период с 16.08.2016 по 28.12.2016 не соответствует Закону Чувашской Республики от 16.08.2016 № 52 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2016 год».

В Государственную программу соответствующие изменения внесены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2016 № 594 «О внесении изменений в государственную программу Чувашской Республики «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики», то есть спустя 4 месяца.

3. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано завершить до 2017 года работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». На момент завершения контрольного мероприятия Система-112 на территории Чувашской Республики в промышленную эксплуатацию не введена.

Кроме того, на момент завершения данного контрольного мероприятия взаимодействие между Системой-112 Чувашской Республики и Системой-112 сопредельных субъектов Российской Федерации отсутствует.

4. Аудит закупок в рамках создания Системы-112 показал следующие недостатки и нарушения:

4.1. Контрагент, предоставивший коммерческое предложение от 12 июля 2016 года (закупка от 08.08.2016), исключен из Единого государственного реестра юридических лиц 10 октября 2016 года (ГРН 2162130981318 от 10.10.2016) на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

4.2. На момент заключения государственного контракта от 06.12.2017 № 59 (закупка от 05.11.2017) Поставщик числился в реестре недобросовестных поставщиков (с 27 ноября 2017 года реестровый № РНП.94412-17) по решению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю.

Таким  образом, в нарушение частей 9, 11 статьи 31, пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Министерством не составлен, не размещен в ЕИС и не направлен победителю электронного аукциона протокол об отказе от заключения контракта в связи с тем, что участник закупки не соответствует требованиям, предусмотренным частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, что в соответствии с частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей. В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности истекли.

Данные действия Министерства привели к неэффективному использованию средств республиканского бюджета Чувашской Республики в сумме 5 993,6 тыс. рублей.

4.3. На момент проведения запроса котировок (закупки от 25.11.2016 и от 26.09.2016) установлено, что у двух участников торгов, одно физическое лицо являлось генеральный директор одного из контрагентов и учредителем другого контрагента. Кроме того, оба участника запроса котировок находятся по одному и тому же адресу. Также их заявки на участие в электронном аукционе направлялись с одного и того же IP-адреса.

Данные аукционы завершились без какого-либо соперничества между участниками с отсутствием снижения начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК), что может свидетельствовать о согласованных действиях хозяйствующих субъектов по разделу объекта закупки. Таким образом, в совокупности указанных выше обстоятельств имеются признаки нарушения участниками запроса котировок пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).

4.4. Министерством в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона № 44-ФЗ не обоснована НМЦК в сумме 4 980,0 тыс. рублей, так как использованы коммерческие предложения, поступившие позже размещения извещения о проведении электронного аукциона. Так, предоставлены извещение от 27 ноября 2018 года, а коммерческие предложения от 07 декабря 2018 года (закупа от 27.11.2018).

4.5. В соответствии с пунктом 3.13.3 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567 (далее - Методические рекомендации), коммерческие предложения при расчете НМЦК не соответствовали конкурсной документации (закупка от 13.02.2018) и соответственно Учреждение не могло их использовать.

4.6. Анализ рынка (реестра исполненных контрактов) на приобретение оборудования (техники) и программных продуктов (лицензии) в рамках создания Системы-112 показал, что Министерством и Учреждением не обеспечен объективный и достоверный анализ рыночных цен на закупаемое оборудование.

Таким образом, при несоблюдении требований пунктов 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3 Методических рекомендаций при проведении четырех закупок, усматриваются признаки завышения НМЦК расчетно на общую сумму 9 899,8 тыс. рублей.

4.7. В нарушение статей 34, 95 Федерального закона № 44-ФЗ Учреждением внесены изменения в существенные условия государственного контакта от 22.03.2017 № 7 (закупка от 06.02.2017) на поставку пожарной автоцистерны в сумме 3 990,0 тыс. рублей, выразившееся в изменении срока поставки товара (с 30 апреля по 20 мая 2017 года).

Следовательно, в нарушение статей 34, 95, 96 Федерального закона № 44-ФЗ не начислены и не предъявлены Поставщику» пени за 10 дней просрочки в сумме 37,1 тыс. рублей (с 1 по 10 мая 2017 года).

4.8.Министерством и Учреждением не соблюдены требования пунктов 3.7.1, 3.7.2, 3.7.3 Методических рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения цены контракта заказчику рекомендуется направить запросы о предоставлении ценовой информации минимум пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (опубликована в печати, размещена на сайтах в сети «Интернет»).

4.9. Согласно пункту 3.12. Методических рекомендаций, все документы, содержащие ценовую информацию, полученные по запросам, предусмотренным пунктами 3.7.1 и 3.7.2 настоящих рекомендаций, рекомендуется регистрировать в делопроизводстве заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и использовать в расчетах НМЦК. Однако на представленных Министерством и Учреждением коммерческих предложений отсутствует входящий регистрационный номер документа.

4.10. В нарушение пункта 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ Министерством в государственном контракте от 29.12.2018 № 011520000111803628_44681 на сумму 4 980,0 тыс. рублей не установлен срок исполнения контракта (поставку оборудования и выполнения  работ), что является существенным условием контракта.

4.11. Коммерческие предложения, используемые Министерством при проведении электронных аукционов в рамках создания Системы-112 для определения НМЦК, внешне указывают на однотипность их составления.

Таким образом, аудит закупок в рамках создания Системы-112, проведенный Контрольно-счетная палата Чувашской Республики в рамках данного контрольного мероприятия показал, что не реализация всех принципов и требований Методических рекомендаций привело к не качественному исследованию рынка, что в свою очередь повлияло на формирование НМЦК в части риска ее завышения и соответственно возникновению признаков неэффективного использования бюджетных средств при проведении конкурсных процедур (использованы коммерческие предложения, поступившие позже чем размещено само извещение, использование коммерческие предложения, не соответствующие конкурсной документации, заключение государственного контракта с контрагентом, включенным в реестр недобросовестных поставщиков).    

Кроме того, не выполнение вышеуказанных требований и рекомендаций выразилось в отсутствии учета за входящей и исходящей документации (регистрация) в рамках изучения НМЦК и исследования рынка.     

Экономическая эффективность проведенных Министерством конкурсных процедур в рамках создания Сиситемы-112 за проверяемый период составила 3 648,3 тыс. рублей или 3,6% НМЦК, в том числе в 2016 году - 987,6 тыс. рублей или 3,6% от НМЦК, в 2017 году - 2 580,3 тыс. рублей или 4,8 % от НМЦК и в 2018 году - 80,5 тыс. рублей или 0,4% от НМЦК.

Основная доля закупок, проведенных конкурентным способом, приходится на ПАО «Ростелеком», что составляет 57,3% от общей суммы проведенных закупок конкурентным способом, ООО «Арсенал-Рус», или 16,0% и ООО «СмартТех» - 14,2%.

Всего в 2017-2018 годах Учреждением в рамках создания Системы-112 заключено 30 государственных контрактов общую сумму 103 341,8 тыс. рублей и 16 договоров без проведения конкурсных процедур в сумме 1 059,8 тыс. рублей. Экономическая эффективность проведенных конкурсных процедур в 2017 году составила 0,7% или 68,0 тыс. рублей и в 2018 году - 12,4% или 13 196,6 тыс. рублей.

При этом 9 контракта на общую сумму 9 453,1 тыс. рублей (9,2% от общей суммы заключенных договоров) заключены с «нулевой» экономической эффективностью.

5. В нарушение требований статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Положения об учете, Министерством и Учреждением не соблюден установленный срок представления в Минюст Чувашии сведений об особо ценном имуществе общей стоимостью 98 556,3 тыс. рублей для внесения в Реестр учета государственного имущества Чувашской Республики, которые были направлены письмами Учреждения (от 05.04.2017 и от 19.07.2018) или с нарушением срока на от 49 до 146 дней.

6. Министерством в нарушение статьи 9 Федеральный закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пункта 351 Инструкции № 157н, банковские гарантии, полученные в 2016-2018 годах в обеспечение исполнения контрактов, заключенных в рамках создании Системы-112 на территории Чувашской Республики, не отражены в бюджетном учете на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» на общую сумму 16 354,4 тыс. рублей.

7. В соответствии с пунктом 2.2.4 государственного контракта от 08.06.2018 № 12 на поставку оборудования для интеграции с информационными системами операторов фиксированной и подвижной связи Поставщик обязан обеспечить бесплатное гарантийное обслуживание и ремонт поставлен­ного Товара в течение срока, указанного в пункте 1.4. контракта, исчисляе­мого со дня поставки товара и подписания акта приема-передачи. Поставщик отвечает за недостатки Товара в течение гарантийного срока, установленного на Товар. В ходе контрольного мероприятия установлено, что данный Поставщик ликвидирован 27 июня 2019 года, контракт заключен 8 июня 2018 года. При этом, гарантийный срок не истек. Соответственно, Поставщиком не могут быть выполнены обязательства, предусмотренные условиями государственного контракта.

Таким образом, возникают риски возникновения гарантийного случая, в рамках которого потребуются дополнительные средства республиканского бюджета Чувашской Республики для их устранения.

8. По итогам трех электронных аукционов в рамках создания Системы-112 заключены государственные контракты от 12.09.2016 № 22 на поставку программно-технического комплекса центра обработки вызовов, от 08.06.2018 № 12 на поставку ПАК «Шлюз взаимодействия» и от 06.12.2017 № 59 на поставку лицензий.

При этом установлено, что производителем данного оборудования является АО «ИскраУралТЕЛ», г. Екатеринбург. Кроме того, поставщиком программных автоматизированных комплексов, программных продуктов, лицензий является также АО «ИскраУралТЕЛ».

Необходимо отметить, что АО «ИскраУралТЕЛ», являясь разработчиком и производителем данного оборудования и программного продукта, не участвовало в электронном аукционе и не выступало в качестве поставщика.

На запрос Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 03.07.2019, направленный в адрес АО «ИскраУралТЕЛ», информация о ценах на вышеуказанное оборудование, сложившихся на дату проведения электронного аукциона, не представлена.

8. Возражения или замечания руководителей, или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия поступили 26.07.2019 (письмо Министерства от 25.07.2019 № 276). По итогам рассмотрения письма, поступившего от Министерства, возражения частично были приняты.

9. Предложения (рекомендации):

1. Направить представления об устранении выявленных нарушений в Министерство Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и КУ ЧР «Чувашская республиканская противопожарная служба» МЧС Чувашии.

2. Направить отчет о выявленных нарушениях в Министерство финансов Чувашской Республики, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и в Прокуратуру Чувашской Республики.