Отчет о результатах контрольного мероприятия

Отчет о результатах контрольного мероприятия

«Проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета ЧР предоставленных на мероприятие по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий ЧР» госпрограммы ЧР «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ЧР», за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года»

  

1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.16 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2019 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 06.08.2019 №37.

2. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие выделение и использование средств республиканского бюджета Чувашской Республики на предоставление субсидий на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашкой Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», за 2017-2018 годы и истекший период 2019 года».

 

3. Объекты контрольного мероприятия:

- Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики;

- администрация Канашского района;

- администрация Комсомольского района;

- администрация Урмарского района.

 

4. Проверяемый период деятельности: 2017-2018 годы и истекший период 2019 года.

 

5. Срок проведения контрольного мероприятия: с 12 августа 2019 года по 25 сентября 2019 года, срок окончания контрольного мероприятия 10 октября 2019 года.

 

 6. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:

Правительством Российской Федерации в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года» (срок реализации определен с 01.01.2018 по 31.12.2018).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 №151-р утверждена Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года. Одной из главных задач реализации указанной Стратегии является обеспечение жильем сельского населения, что также является основным показателем качества и уровня жизни сельского населения, определяет уровень его благосостояния. В настоящее время активно проводится работа по привлечению молодых семей и молодых специалистов в сельскую местность, преимущественно в сельское хозяйство.

 С этой целью в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» распространение получило мероприятие по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности. Указанные проекты включают в себя, в том числе: строительные работы на инженерную подготовку площадки под жилищную застройку, состоящую из земляных работ подводки инженерных сооружений к площадке (теплотрасса, водопровод, линия электропередачи, водоотведения (канализации) и др.), монтаж уличного освещения, строительство уличных дорог, тротуаров, озеленение территорий, а также строительство объектов социально-культурной сферы.

В Чувашской Республике реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности в 2017-2018 годах осуществлялось в рамках  Подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2012 №567 (далее – Подпрограмма).

Ответственным исполнителем данной Подпрограммы является Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее – Минсельхоз Чувашии).

Начиная с 2019 года постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2018 г. № 433 утверждена новая государственная программа Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», в перечень подпрограмм которой включена подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» (далее – Подпрограмма).

Указанная Подпрограмма содержит мероприятие по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, целью которого является создание современной социально-инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства, связанной с объектами сельскохозяйственного производства.

В рамках данного мероприятия к 2025 году планируется:

- реализовать проекты комплексной застройки в 7 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;

- осуществить новые инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе.

Вместе с тем, в рамках реализации указанного мероприятия предусмотрено достижение только одного показателя (индикатора) «Количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, ед.» со значением на 2017 год – «1», на 2018 год – «1», на 2019 год – «0».

В целях реализации данного мероприятия предусматривается оказание государственной поддержки проектам, направленных на комплексное освоение земельных участков в целях осуществления компактного жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан на территории застройки.

В приложении №3 указанной Подпрограммы приведены Правила предоставления субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности (далее – Правила предоставления субсидий).

 

2. Анализ средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики на реализацию Мероприятия

 

Субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия по строительству площадок комплексного обустройства площадок под жилищную застройку предоставлены бюджету Чувашской Республики на основании Соглашений, заключенных между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Минсельхозом Чувашии, анализ которых приведен в нижеследующей таблице.

тыс. рублей

Дата, № Соглашения

Объекты

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий

в том числе:

Субсидии счет средств федерального бюджета

софинансирование

за счет средств республиканского бюджета

За счет средств местного бюджета

от 27.02.2017 №082-07-506

Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в д. Хучель Канашского района, и д. Янситово Урмарского района

11799,0

6707,4

4655,2

 

436,4

 

Доп. соглашение от 21.12.2017 №082-07-506/1

от 06.02.2018 №082-07-2018-074

Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в восточной части д. Старое Янситово Урмарского района; Компактная жилищная застройка в южной части с. Урмаево Комсомольского района Чувашской Республики

28755,7

23281,5

5169,2

305,0

от 11.02.2019 №082-07-2019-069

Компактная жилищная застройка в южной части с. Урмаево Комсомольского района Чувашской Республики

23277,0

17849,3

5169,2

258,5

Итого

 

63821,7

47828,2

14993,6

999,9

 

Соглашениями, заключенными с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации определены следующие  условия предоставления субсидий из федерального бюджета:

а) наличие правового акта Чувашской Республики об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования, которых предоставляется Субсидия, указанного в пункте 1.1 настоящего Соглашения;

б) наличие в бюджете Чувашской Республики и (или) местных бюджетах соответствующих бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в объеме, предусмотренном соответственно пунктами 2.1 и 2.3 настоящего Соглашений.

Указанные Соглашения соответствуют требованиям пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999.

Проверкой соблюдения Минсельхозом Чувашии вышеуказанных условий предоставления субсидий из федерального бюджета установлено следующее.

 

3. Обоснованность предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на реализацию Мероприятия

 

3.1. Обоснованность предоставления субсидий, порядок распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований

2017 год

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 января 2017 г. № 49-р объем финансирования для Чувашской Республики  в 2017 году определен в сумме  11 876,6 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 6 707,4  тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики – 5 169,2 тыс. рублей.

Законом Чувашской Республики от 07.12.2016 №92 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на 2017 год предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных субсидий на реализацию мероприятий «Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности» в рамках Подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» в общей сумме 13 739,9 тыс. рублей, в том числе:

 - по целевой статье Ц9902R0187 в общей сумме 11 876,7 тыс. рублей (в том числе по подразделу 04 05 сумме 4 072,7 тыс. рублей, 04 09  в сумме 7 804,0 тыс. рублей), то есть с учетом уровня софинансирования предусмотренного Соглашением от 27.02.2017 №082-07-506.

- 04 05 Ц990217750 в сумме 1 863,2 тыс. рублей.

Распределение субсидий из федерального бюджета, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики, и субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности в 2017 году, утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 марта 2017 г. № 79 (с учетом изменений).

 

Наименование муниципального района

Наименование проекта комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку в сельской местности в Чувашской Республике

Объем субсидий из федерального бюджета, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики, тыс. рублей

Объем субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, тыс. рублей

Канашский

комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в д. Хучель Канашского района Чувашской Республики

5639,7

4428,2

Урмарский

комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в восточной части д. Старое Янситово Урмарского района Чувашской Республики

1067,7

741,0

 

Итого

 

6707,4

5169,2

 

Указанные объекты включены в Подпрограмму на основании конкурсного отбора проектов (протокол конкурсной комиссии от 28.08.2016 №1), результаты которого утверждены распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.10.2016 №714-р. Предусмотренные Законом о бюджете объемы бюджетных ассигнований, соответствуют ресурсному обеспечению реализации указанного мероприятия, определенного Подпрограммой.

Кассовое исполнение расходов составило в сумме 13 225,8 тыс. рублей (96,3%). Не исполнение по расходам объясняется уменьшением уровня софинансирования за счет средств республиканского бюджета в соответствии с дополнительным соглашением № 082-07-2018-074/2 от 13 декабря 2018 года к Соглашению, заключенному с Минсельхозом России.

2018 год

Законом Чувашской Республики от 1 декабря 2017 г. № 71 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (с изменениями и дополнениями) на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий на 2018 год предусмотрены бюджетные ассигнования (04 05 Ц9902R5675) в сумме 28 450,7 тыс. рублей. Предусмотренные Законом объемы бюджетных ассигнований, соответствуют ресурсному обеспечению реализации указанного мероприятия, определенного Подпрограммой.

Распределение субсидий бюджетам муниципальных районов на софинансирование мероприятий по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности в рамках мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий на 2018 год, утверждено Законом Чувашской Республики от 1 декабря 2017 г. № 71.

(тыс. рублей)

N п/п

Наименование муниципальных

районов

Всего

В том числе за счет средств

федерального бюджета

республиканского бюджета Чувашской Республики

 

Комсомольский

13953,8

11418,5

2535,3

 

Урмарский

14496,9

11863

2633,9

 

Итого

28 450,7

23 281,3

5 169,2

 

Кассовое исполнение расходов по указанному мероприятию за 2018 год сложилось в сумме 28 450,7 тыс. рублей или 100,0%.

 

2019 год

Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 
2021 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансферов на реализацию мероприятия «Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности в рамках реализации  мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий» (04 05 Ц9902R5675) в сумме 23 018,5 тыс. рублей.  Указанные средства предусматривалось направить на реализацию мероприятия «Компактная жилищная застройка в южной части с. Урмаево Комсомольского района Чувашской Республики». Кассовое исполнение расходов по состоянию на 01.01.2019  составило в сумме 10 666,7 тыс. рублей или 46,3%.

Предусмотренные Законом объемы бюджетных ассигнований, соответствуют ресурсному обеспечению реализации указанного мероприятия, определенного Подпрограммой.

Проверкой своевременности доведения уведомлений о лимитах бюджетных обязательств установлено, что Минсельхозом Чувашии на 2017-2019 годы и годы до администраций муниципальных образований доведены уведомлений по расчетам между бюджетами соответственно  на 2017 год - 10.03.2017, на 2018 год - 27.12.2017, на 2019 год - 28.12.2018, т.е. в сроки, установленные бюджетным законодательством.

В соответствии с Правилами предоставления субсидии, субсидии местным бюджетам предоставляются на основании Соглашений заключенных Минсельхозом Чувашии с администрациями муниципальных районов. Анализ заключенных в 2017-2019 году Соглашений с администрациями муниципальных районов приведен в нижеследующей таблице.

 

Наименование МО

Дата, № Соглашения, доп. соглашения

Объем финансирования всего

Субсидии из федерального бюджета

Субсидии из республиканского бюджета

Бюджет муниципального образования

Уровень софинансирования,%

Канашский район

от 28.04.2019 №01-25/1

 

6707,40

5169,20

436,04

7,8

 

д/с №1 от 22.09.2017

 

5396,027

4157,845

333,986

7,4

 

д/с №2 от 14.11.2017

 

5396,027

6021,063

404,767

6,3

 

д/с №3 от 25.12.2017

11821,9

5639,7

5777,410

404,767

6,5

Комсомольский район

от 14.05.2018 №97631000-1-2018-005, с учетом д/с от 10.12.2018 №97621000-1-2018-005/1

14087,2

11418,5

2535,3

133,435

5,0

 

От 27.03.2019 №97621000-1-2019-003

23290,6

17 849,3

5169,2

272,1

5,0

Урмарский район

От 22.09.2017 №01-25/97

 

1311,372

1011,354

180,653

15,2

 

д/с от 22.09.2017 №01-25/97

1851,764

1067,719

741,045

43,000

5,5

 

От 14.05.2018 №97638000-1-2018-006. учетом доп. соглашения от 10.12.2018

14635,5

11863,0

2633,9

138,6

5,0

Итого

 

65687,0

47838,019

16857,06

991,902

 

 

В ходе анализа указанных соглашений установлено, что Соглашения, которые содержат условия предоставления субсидий и обязательства муниципальных образований, соответствуют требованиям подпункта «л(1)» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

Проверкой соблюдения уровня софинансирования расходных обязательств за счет средств местных бюджетов установлено следующее.

Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов в рамках реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2010 №517 установлено, что величины уровня софинансирования капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, за счет межбюджетной субсидии, среднего уровня софинансирования капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, за счет межбюджетной субсидии и уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов на текущий финансовый год, ежегодно устанавливаются распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики:

- на 2017 год - распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 марта 2017 г. № 196-р;

- на 2018 год - распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 февраля 2018 г. № 88-р;

- на 2019 год – распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2018 №1012-р.

Согласно вышеуказанным распоряжениям уровень софинасирования капитальных вложений за счет средств местных бюджетов установлен на уровне не менее 5,0% к объему межбюджетных субсидий предоставляемых из республиканского бюджета.

В ходе проверки соблюдения уровня софинансирования за счет местных бюджетов в рамках реализации указанного мероприятия за 2017 - 2019 годы по Канашскому, Комсомольскому и Урмарскому районам установлено, что в Соглашениях о предоставлении субсидий из республиканского бюджета объем субсидий за счет средств местных бюджетов определен на уровне от 5 до 15% от размера субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета.

Пунктом 2.2.5. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2010 №517 определено, что использование межбюджетных субсидий не допускается, в том числе на оплату услуг по осуществлению авторского надзора, строительного контроля.

Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности определено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией мероприятий муниципальных программ, направленных на реализацию проектов комплексной застройки, предусматривающих:

- инженерную подготовку площадки под компактную жилищную застройку;

- обеспечение уличного освещения, строительство уличных дорог, проездов и тротуаров, озеленение.

Вместе с тем, в рамках проверки соблюдения уровня софинансирования за счет средств местного бюджета установлены факты направления средств местных бюджетов, предусмотренных Соглашениями для софинансирования расходов по строительству объектов на оплату расходов по строительному и техническому контролю за ходом строительных работ, что противоречит целям софинансрования за счет средств межбюджетных субсидий. 

Так, например, по Соглашению о предоставлении субсидий из федерального бюджета и субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Урмарского муниципального района на реализацию мероприятий Программы по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности от 22.09.2017 № 01-25/97  предусмотрено предоставление субсидий в сумме1 851,7 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 1 067,7 тыс. рублей, из республиканского бюджета – 741,0 тыс. рублей, при условии софинансированияза счет средств местного бюджета в сумме 43,0 тыс. рублей. Фактически средства местного бюджета направлены на оплату услуг по строительному контролю в сумме 23,0 тыс. рублей (53,0%).

Также, по Соглашению о предоставлениииз федерального бюджета и субсидий из республиканского бюджета в 2018 году от 14.05.2018 № 97638000-1-2018-006 предусматривались средства федерального бюджета - 11 863,0 тыс. рублей, средства республиканского бюджета – 2 633,9 тыс. рублей, с учетом софинансирования из местного бюджета в сумме 138,6 тыс. рублей. Фактически средства местного бюджета в сумме 66,4 тыс. рублей (47,9%) направлены на оплату услуг строительного контроля.

Аналогично Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета и субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Канашского муниципального района предусматривалось предоставление субсидий из федерального бюджета в сумме 5 639,7 тыс. рублей, из республиканского бюджета – 5 777,4 тыс. рублей, при условии софинансирования за счет средств местного бюджета в сумме 407,8 тыс. рублей. Фактически средства местного бюджета в сумме 154,0 тыс. рублей направлено на оплату договоров по строительному и техническому надзору.

В то же время Правилами предоставления субсидий не определено направление расходования бюджетных средств в части оплаты расходов по строительному и техническому контролю.

 

3.2. Проверка соблюдения порядка проведения конкурсного отбора проектов на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.

Федеральной подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий» предусмотрено, что в целях реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности предполагается оказание государственной поддержки проектов, отобранных субъектами Российской Федерации и предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях осуществления компактного жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан на территории компактной застройки.

Проекты комплексной застройки должны реализовываться в местах ускоренного развития агропромышленного комплекса, в том числе на территории реализуемых инвестиционных проектов с привлечением молодых специалистов, обладающих знаниями в области современных технологий агропромышленного производства.

Подпрограммой определены условия реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку:

ее территориальная связь с предприятиями агропромышленного комплекса и реализуемыми инвестиционными проектами агропромышленного комплекса;

преимущественное право выделения земельного участка для строительства жилого дома на территории комплексной застройки работникам агропромышленного комплекса, социальной сферы, а также сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»;

участниками комплексной застройки, строящих либо приобретающих жилые дома на ее территории, являются исключительно работники агропромышленного комплекса, социальной сферы и сельскохозяйственные товаропроизводители.

Из чего следует, что в основу распределения земельных участков под жилые дома закладывается потребность в специалистах сельского хозяйства, предприятий переработки и социальной сферы села.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.02.2014 №20 «О мерах по реализации подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской республики» государственной программы Чувашской республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» на 2013 - 2020 годы утвержден Порядок проведения конкурсного отбора проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.

Целью конкурсного отбора является определение проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях осуществления компактного жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан на территории компактной жилищной застройки.

Организатором конкурсного отбора выступает Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии). При этом конкурсный отбор проводит комиссия по отбору проектов в сфере устойчивого развития сельских территорий Чувашской Республики, состав которой утвержден распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2014 №106-р.

В соответствии с Порядком проведения конкурсного отбора участниками конкурсного отбора являлись администрации муниципальных районов, разработавшие проекты комплексной застройки.

В ходе проверки установлено, что предусмотренные Подпрограммой на 2017-2019 годы мероприятия по реализации проектов, отобраны по результатам конкурсного отбора, организованного Минсельхозом Чувашии в 2016 году.

Согласно протоколу конкурной комиссии от 28.08.2016 №1 на конкурсный отбор было представлено 5 заявок:

- «Жилой микрорайон с малоэтажными и коттеджного типа домами параллельно ул. Молодежная и ул. Сосновая в д. Шумерля Шумерлинского района Чувашской Республики: III категория проекта, 70 жилых домов, стоимость – 65 163,1 тыс. рублей (22.07.2016);

- Компактная жилищная застройка в южной части д. Урмаево Комсомольского района Чувашской Республики: III категория проекта, 112 жилых домов, стоимость 66 972,3 тыс. рублей (22.07.2016);

- Комплексная компактная застройка и благоустройство индивидуальных домов усадебного типа в южной части с. Порецкое  Порецкого сельского поселения, Порецкого района Чувашской Республики: IIкатегория проекта, 29 жилых домов, стоимостью 33 240,9 тыс. рублей (27.07.2016);

- Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в д. Хучель Канашского района Чувашской Республики: I категория проекта, 10 жилых домов, стоимость проекта 14 878,8 тыс. рублей (05.08.2016);

- Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в восточной части д. Старое Янситово Урмарского района Чувашской Республики: II категория проекта, 30 жилых домов, стоимость 14 236,6 тыс. рублей (05.08.2016).

Порядком конкурсного отбора предусмотрено, что конкурсные материалы оцениваются по балльной системе на основе перечня критериев и показателей оценки, в том числе:

- Компактность: обеспечение территории проекта объектами инженерной инфраструктуры и социально-культурной сферы;

- Взаимосвязь с АПК: наличие на территории населенного пункта действующих организаций агропромышленного комплекса, производящих продукцию сельского хозяйства, наличие инвестиционных проектов, реализуемых сельскохозяйственными товаропроизводителями; наличие на территории проекта комплексной застройки жилых домов, предусмотренных для работников, занятых у сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- Экономичность: минимизация затрат, применение ресурсо-сберегающих технологий, использование местных строительных материалов;

- Социально-экономическая эффективность: повышение уровня инженерного обустройства жилищного фонда: водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом;

- Финансовая обеспеченность: наличие софинансирования за счет местных бюджетов и внебюджетных источников;

- Соблюдение требований в области градостроительной деятельности: наличие генерального плана поселения с указанием границ застройки, наличие разработанной ПСД имеющей положительное заключение государственной экспертизы.

По результатам проведенной бальной оценки социально-экономической эффективности реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности в соответствии с перечнем критериев и показателями оценки, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.02.2014 №20 проектами, представленными на конкурсный отбор набрано следующее количество баллов:

 

№ п/п

Наименование проекта

Общее количество набранных баллов

Место в рейтинге

Дата поступления заявки

1

Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в д. Хучель Канашского района Чувашской Республики

98

1

05.08.2016

2

Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в восточной части д. Старое Янситово Урмарского района Чувашской Республики

85

2

05.08.2016

3

Компактная жилищная застройка в южной части с. Урмаево Комсомольского района Чувашской Республики

80

3

22.07.2016

4

Комплексная компактная застройка и благоустройство индивидуальных домов усадебного типа в южной части с. Порецкое  Порецкого сельского поселения, Порецкого района Чувашской Республики

80

4

27.07.2016

5

Жилой микрорайон с малоэтажными и коттеджного типа домами параллельно ул. Молодежная и ул. Сосновая в д. Шумерля Шумерлинского района Чувашской Республики

70

5

22.07.2016

 

В соответствии с пунктом 4.2. Порядка проведения конкурсного отбора  предусмотрено, что проектами комплексной застройки, наиболее полно отвечающими перечню критериев и показателей оценки, признаются не более трех проектов комплексной застройки, набравших наибольшее количество баллов. При этом в случае, если несколько проектов комплексной застройки набрали равное количество баллов, победителями признаются проекты комплексной застройки, которые поступили раньше. Из анализа таблицы следует, что два проекта набрали одинаковое количество баллов, при этом проект Комсомольского района представлен на конкурсный отбор раньше (22.07.2016) проекта Порецкого района (27.06.2016).

В ходе проверки конкурсных заявок представленных на конкурсный отбор установлено, что в составе заявок представляется пояснительная записка, которая отражает общую характеристику проекта комплексной застройки и плановые показатели (критерии), которые планируется достигнуть в случае его реализации.

При этом анализ показал, что по большинству показателей не представляется возможным оценить соответствие проекта установленным критериям отбора, в связи с тем, что соответствующая информация содержится только в пояснительной записке к проекту и отражает планируемые показатели.

Так, только по 1 критерию (из 7), отражающему соответствие проекта требованиям градостроительной деятельности, показатели подтверждаются наличием соответствующих документов (положительное заключение государственной экспертизы, переустанавливающий документ на земельный участок, генеральный план поселения с указанием границ застройки).

Выборочно проведен анализ оценки заявок, представленных Комсомольским и Порецким районов, проекты которых набрали одинаковое количество баллов (по 80 баллов), который  показал следующее.

Так, например, проверить обоснованность оценки проектов на предмет их соответствия критерию «Экономичность  -  Применения ресурсосберегающих технологий» не представляется возможным, так как информация, указанная в пояснительной записке, не подтверждена иными документами. По указанному критерию присвоено по 5 баллов проектам Комсомольского и Канашского районов.

Проекту Порецкого района по критерию «Наличие разработанной ПСД, имеющей положительное заключение государственной экспертизы» присвоено 10 баллов, в тоже время проекту Комсомольского района присвоено 5 баллов, что обосновывается отсутствием в составе заявки Комсомольского района положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию.

Учитывая, что на момент подачи заявки на конкурсный отбор администрацией Порецкого района понесены затраты в целях получения  положительного заключения экспертизы ПСД, по мнению Контрольно-счетной палаты, при одинаковом количестве набранных баллов, проект Порецкого района, находился в более приоритетном положении по сравнению с проектом Комсомольского района. Фактически положительное заключение экспертизы по объектам комплексной застройки администрацией Комсомольского района получены в 2017-2018 года.

Так же проверкой установлено, что конкурсные материалы, подготовленные администрациями муниципальных районов, содержат обоснования  необходимости реализации проекта комплексной застройки для развития агропромышленного комплекса на соответствующие территории, которое включает:

- характеристикой сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих хозяйственную деятельность в населенном пункте (поселении) и характеристикой инвестиционных проектов, реализуемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, (описание целей и форм реализации инвестиционных проектов, количественные результаты реализации инвестиционных проектов, количество созданных и (или) планируемых к созданию рабочих мест).

-  объем жилищной застройки (количество домов):

для работников, занятых у сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих хозяйственную деятельность в населенном пункте, на территории которого планируется реализация проекта комплексной застройки;

для получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики».

Выборочный анализ представленной информации в составе заявок Канашского и Комсомольского районов показал следующее.

  1. Проектом комплексной застройки в д. Хучель Канашского района определен объемом жилищной застройки на 10 домов, в том числе для 5 работникам СХПК, 1 – механизатору ООО «Хучель» на строительство жилого дома за счет социальной выплаты, 4 – работникам социальной сферы. При этом в заявке указано, что на территории Хучельского сельского поселения находится сельхозпредприятие ООО «Хучель» на котором планировалось увеличении посевных площадей и поголовья скота, с целью создания дополнительно 20 рабочих мест. Кроме того, привлечены инвесторы ООО «КиПиАй Агро» (с 01.07.2016 заключен договор на аренду земли 15 га) по строительству заводов по переработке зерновой продукции на промышленных землях Хучельского сельского поселения.

В тоже время в ходе проверки установлено,  что указанные 10 участков фактически распределены и предоставлены гражданам в период с 2007 по 2016 годы, в том числе: 5 участков гражданам, ведущим ЛПХ, 2 гражданам - являющимся работниками социально культурной сферы, 3 механизаторам ООО «Хучель». При этом установлено, что из пяти участников застройки ведущих ЛПХ - 4 участника фактически проживают и работают в городе Канаш.

Таким образом, проект комплексной застройки, реализованный в д. Хучель Канашского района в 2017 году, под уже распределенные участки для жилищной застройки, в том числе гражданам, не проживающим и не работающим в сельской местности, не подтверждает соответствие данного проекта следующим критериям отбора:

- прирост обеспеченности сельского населения жильем;

- прирост численности населения проживающего в данном населенном пункте.

 2. Проект «Компактная жилищная застройка в южной части д. Урмаево Комсомольского района Чувашской Республики» рассчитан на жилищную застройку под 112 домов, из них 59 существующие дома.

Исходя из информации отраженной в пояснительной записке на территории Урмаевского сельского поселения осуществляют сельскохозяйственную деятельность:

- СХПК «Алга», которое специализируется на выращивании зерновых и кормовых культур на площади 822 га сельхозугодий, из них 645 га пашни. На предприятии работают 5 основных работников;

- ИП ГКФХ Арифуллин Р.И., которое специализируется на молочном скотоводстве. Всего поголовья крупного рогатого скота молочного направления составляет 41 гол, в том числе коров – 25 голов. В собственности имеется 35 га сельхозугодий, в том числе 30 га пашни. Численность работников на производстве составляет 3 человек.

- на территории Урмаевского сельского поселения реализуется инвестиционный проект - строительство убойного цеха в с. Токаево ИП ГКФХ Хайртдиновым Г.С. Мощность цеха составит 2 тонны переработки мяса, и планируется создать 2 рабочих места. Стоимость проекта составляет 7,0 млн. рублей, работы по реализации осуществлены на 80,0%.

Вместе с тем, характеристика указанных сельхоз товаропроизводителей с количеством занятых работников 7 человек и планируемым созданием дополнительно 2 рабочих мест на указанных сельхозпредприятиях не взаимоувязано с необходимостью реализации проекта  комплексной жилищной застройки на 53 дома.

Согласно представленной администрацией Комсомольского района информации следует, что участки на территории комплексной застройки (2 часть)  распределены многодетным семьям, которым предоставлено 43 участка под строительство жилых домов, 10 участков предоставлено через аукцион гражданам, проживающим на территории Урмаевского сельского поселения, для ведения личного подсобного хозяйства, из них специалисты и работники АПК-5 человек, фермеры – 2 человека, работники социальной сферы – 18 человек.

Учитывая, что в Комсомольском районе за 2017-2018 годы получателями социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» являлось только 10 семей, из них в Урмаевском сельском поселении – 1 семья, свидетельствует о том, что указанное распределение участков не обеспечивает в полной мере  соблюдение условий реализации проекта комплексной застройки, предусмотренных Подпрограммой.

Кроме того, следует отметить, что положениями Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» определено, что земельные участки гражданам для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются в целях осуществления непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, что также противоречит целям реализации проектов комплексной застройки.

В тоже время, нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, не определен порядок распределения и условия предоставления участков на территории комплексной застройки гражданам для строительства (приобретения) жилья, а также не определена возможность предоставления участков для строительства жилых домов для граждан,  проживающих в сельской местности, являющих получателями социальных выплат в рамках других социальных программ (например, предоставление участков многодетным семьям).

 

  1. Выборочные проверки целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию Мероприятий

 В рамках указанного контрольного мероприятия проведены проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Канашскому, Комсомольскому, Урмарскому районам (с элементами аудита в сфере закупок), по результатам которых установлено следующее.

По результатам 11 электронных аукционов, проведенных  в 2017-2019 годах заключено 11 муниципальных контрактов на общую сумму 71 094,1 тыс. рублей. При  начальной (максимальной) цене контрактов (далее – Н(М)ЦК) в сумме 80258,4 тыс. рублей, бюджетная эффективность сложилась в сумме 9164,3 тыс. рублей или 11,4%). Кроме того, заключено четыре прямых договора на оказание услуг строительного и технического контроля на общую сумму 243,4 тыс. рублей.

Администрациями указанных муниципальных районов не обеспечен надлежащий контроль за администрациями поселений, определенный условия заключенных Соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий, в части целевого и эффективного использования межбюджетных субсидий, полученных на реализацию мероприятия по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.

  1. Администрация Канашского района по объекту «Комплексное обустройство площадки под компактную жилищную застройку в д. Хучель Канашского района Чувашской Республики» установлено следующее.

1.1. В ходе анализа сводного сметного расчета и локальных смет на строительство автомобильной дороги установлены факты, свидетельствующие о нарушении статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ:

 - в результате не применения цен соответствующего периода, привело к завышению НМЦК на сумму 79,4 тыс. рублей;

- в сводный сметный расчет на строительство автомобильной дороги включены затраты на временные здания и сооружения в размере 1,5% на общую сумму 120,0 тыс. рублей. Одновременно в локальную смету (№01-02-02) заложены затраты по временной грунтовой дороге в сумме 9042 рублей. Указанные факты также свидетельствуют о завышении НМЦК на сумму 120,0 тыс. рублей.

1.2. В ходе строительных работ произведен демонтаж железобетонной трубы длиной 6 м, массой 5,4 т. (локальная смета 01-01-01) стоимостью работ 426 рублей. Вместе с тем в нарушение требований п. 106 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, на счетах бухгалтерского учета администрации Хучельского поселения не учтена стоимость материальных запасов, остающихся в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества (металлолом и железобетон). Таким образом, в нарушение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не обеспечен учет стоимости материальных ресурсов.

1.3. Противоречивая информация, отраженная в актах о приемке выполненных работ, исполнительной документации (журнал производства работ, акты об освидетельствовании скрытых работ, гарантийные письма подрядчика, фотоматериалы и т.д.), а также результаты внешнего комиссионного осмотра документах свидетельствует о недостаточном контроле за ходом выполняемых работ со стороны муниципального заказчика, и указывает на признаки оплаты фактически не выполненных работ, расчетно в сумме 631,4 тыс. рублей, тем самым допущено нарушение статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ в части не соблюдения пункта 2.5. условий муниципального контракта.

1.4. Оплата за выполненные работы произведена за счет средств полученной субсидии в соответствии с платежными поручениями от 07.07.2017 №681166 на сумму 799,9 тыс. рублей, от 08.08.2017 №871721 на сумму 78,7 тыс. рублей, от 08.08.2017 №871722 на сумму 388,4 тыс. рублей, от 21.08.2017 №52154 на сумму 402,5 тыс. рублей, от 07.12.2017 №756853 на сумму 159,1 тыс. рублей. Из чего следует, что администрацией Хучельского сельского поселения не соблюдены сроки оплаты за выполненные работы по актам от 23.05.2017, предусмотренные п.2.5. муниципального контракта. При этом следует отметить, что за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотрена административная ответственность по статье 7.32.5 КоАП РФ (на момент проверки истек срок привлечения к административной ответственности).

  1. Администрация Урмарского района по объекту «Комплексное обустройство площадки под компактную застройку восточной части в д. Старое Янситово Урмарского района».

2.1.         В ходе выборочного анализа актов о приемке выполненных работ, исполнительной документации (с приложением фотоматериалов), а также результатов внешнего комиссионного осмотра установлены по отдельным позициям установлены не выполненные объемы работ:

- по строительству объекта водоснабжения на общую сумму 319,0 тыс. рублей (из которых на сумму 303,8 тыс. рублей муниципальным заказчиком представлены документы (фотоматериалы) подтверждающие факт выполнения работ);

- по укреплению обочин и кюветов засевом многолетних трав  при строительстве сетей газоснабжения и автомобильной дороги на сумму 547,7 тыс. рублей. При этом гарантийный срок, в рамках которого подрядчик устраняет выявленные дефекты за свой счет, на выполненные работы по укреплению обочин засевом трав, муниципальным контрактом не установлен, что свидетельствует о нарушении принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ в общей сумме 547,7 тыс. рублей.

2.2.         В нарушение требований п. 106 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, на счетах бухгалтерского учета администрации поселения не учтена стоимость демонтированной трубы. Таким образом, в нарушение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не обеспечен учет стоимости материальных ресурсов (труба стальная), полученных после демонтажных работ.

2.3.         В нарушение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.351 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 г. №157н,  не обеспечен учет операций по движению четырех банковских гарантий на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» на общую сумму 1675,8 тыс. рублей, полученных в целях обеспечения исполнения заключенных муниципальных контрактов.

  1. Администрация Комсомольского района по объекту«Комплексному обустройству площадки под компактную жилищную застройку Урмаевского сельского поселения Комсомольскому району».

3.1.         В ходе проверки установлено, что работы по строительству автодороги начаты в 2019 году и на момент проверки объем выполненных работ согласно представленным актам о приемке выполненных работ составил в сумме 3 152,3 тыс. рублей, или 27,5% от объема финансирования по контракту на 2019 год. При проведении внешнего комиссионного осмотра по состоянию на 5 сентября 2019 года установлено, что муниципальным заказчиком в акты о приемке выполненных работ от 20.07.2019 и от 23.08.2019 включены фактически не выполненные объемы работ на общую сумму 1 780,6 тыс. рублей. При этом указанные акты в нарушение условий муниципального контракта и статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ приняты муниципальным заказчиком и оплачены в полном объеме.

Исходя из установленных нарушений следует, что ИП Дикиным И.А. в нарушение условий муниципального контракта от 01.07.2019 №23 не обеспечен надлежащий строительный контроль за ходом выполняемых работ на объекте, выразившийся в подписании актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) с объемами фактически не выполненных работ по строительству автомобильной дороги.

3.2.         Исходя из анализа информации, размещенной на официальном сайте закупок  установлено, что администрацией Урмаевского сельского поселения в нарушение пункта 10 части 2, части 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ и подпункта "к" пункта 2, пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. №1084, в единой информационной системе в сфере закупок не размещена информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате отдельного этапа исполнения контракта), которую следовало разместить в течении пяти рабочих дней с даты исполнения отдельного этапа контракта, что указывает на признаки административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

3.3.         При строительстве автомобильной дороги подрядчиком ООО «ЗП Диана», не соблюдаются сроки поэтапного выполнения работ, определенные календарным планом (приложение №2 к муниципальному контракту), что ведет к риску невыполнения работ по контракту в установленные сроки.

В ходе подготовки настоящего отчета администрацией Урмаевского сельского поселения Комсомольского района представлена информация (письмо от 10.10.2019 №232), из которой следует, что по состоянию на 09.10.2019  работы принятые по актам от 20.07.2019 и от 23.08.2019 выполнены в полном объеме, что подтверждается актом обследования строительства автомобильной дороги от 09.10.2019, подписанного комиссией в составе (главы Урмаевского сельского поселения Зайнуллиным М.М., зам. начальника ОКС и ЖКХ администрации района Акчурина В.Г., главного инженера ООО «ЗП-Диана» Маркелова Н.И., строительного контроля Дикина Н.А., главного бухгалтера  МКУ «Централизованная бухгалтерия» Митюковой О.К.) с приложение фотоматериалов.

За просрочку исполнения обязательств по контракту администрацией Урмаевского сельского поселения в адрес Подрядчика ООО «ЗП Диана» направлено требование об уплате неустойки от 09.10.2019 на сумму 60,6 тыс. рублей.

3.4.         По состоянию на 10.07.2019 оплата работ по муниципальному контракту на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в размере 2,0% от цены контракта или на сумму 424,7 тыс. рублей произведена в нарушение пункта 2.5 муниципального контракта, без наличия акта приемки законченного строительством объекта (подписан 30.08.2019), и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что свидетельствует о нарушении статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ.

 

Анализ выполнения показателей результативности использования субсидии за 2017-2018 годы

 Подпрограммой в рамках реализации мероприятия по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности предусматривалось достижение показателя «Количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под жилищную застройку» значение определено в 2017 году – «1», в 2018 году – «1», в 2019 году – «0».

В ходе проверки установлено, что пунктом 4.3. Соглашения на 2017 год, заключенного с Минсельхозом России предусмотрено обязательство Субъекта по обеспечению достижения показателя результативности использования субсидии установленного «Готовность объекта» - на уровне 83,0%. Согласно отчета о достижении показателя результативности по состоянию на 01.01.2018 направленного Минсельхозом Чувашии в Минсельхоз России фактическое достижение указанного показателя отражено на уровне 100,0%.

Учитывая, что в 2017 году на территории Чувашской Республики реализован 1 проект комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности - в д. Хучель Канашского района, указанный отчет составлен на основании отчета, представленного администрацией Канашского района, в котором достижение показателя «Готовность объекта» отражено на уровне 100,0%.

Вместе с тем, в рамках проверки установлено, что по состоянию на 01.01.2018 работы на объекте «Строительство автомобильной дороги по улицам Медвежья и 70 лет Победы в д. Хучель Канашского района Чувашской Республики» не завершены в полном объеме, что подтверждается наличием гарантийного письма подрядчика ООО «Строймаш» о выполнении отдельных видов работ весной 2018 года и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию выданное 19.10.2018. Из чего следует, что представленный администрацией Канашского района отчет о достижении показателей результативности по состоянию на 01.01.2018 является не достоверным.

Пунктом 4.3.3 Соглашения на 2018 году  предусмотрено обязательство субъекта по достижению показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, определенных приложением №3 к настоящему Соглашению, в том числе:

- количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на территории которых реализуются проекты комплексного обустройства площадок под жилищную застройку - на 2018 год - 1 единица, 2020 год - 1 единица.

Согласно отчету о достижении показателя результативности по состоянию на 01.01.2019 направленного Минсельхозом Чувашии в Минсельхоз России фактический показатель достиг запланированного уровня. В 2018 году в Чувашской Республике реализован проект комплексного обустройства площадок под жилищную застройку на территории Шихабылинского сельского поселения Урмарского района.

Реализация проекта комплексного обустройства площадки под жилищную застройку в Урмаевском сельском поселении Комсомольского района рассчитана на период с 2018 по 2020 годы, достижение показателя результативности по которому планируется к 2020 году.

Таким образом, оценка результативности использования межбюджетных субсидий на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, в соответствии с заключенными Соглашениями на 2018-2019 годы с Минсельхозом России, производится на основании одного показателя «Количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под жилищную застройку».

Вместе с тем, по мнению Контрольно-счетной палаты указанный количественный показатель не позволяет оценить степень достижения целей, и решения поставленных задач, установленных на стадии конкурсного отбора проектов, а также динамику обеспеченности граждан проживающих в сельской местности жилыми помещениями, объектами инфраструктуры и влияние реализации указанного мероприятия на стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, обеспеченность кадрами и сохранение численности сельских жителей.

В тоже время, нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок предоставления и использования межбюджетных субсидий на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, не определены иные показатели, отражающие результаты реализации проектов комплексной застройки территории, установленные в соответствии с критерия отбора проектов.

Соответственно в Соглашениях, заключаемых с муниципальными районами, не определены обязательства муниципальных районов (получателей межбюджетных субсидий) по обеспечению достижения планируемого уровня показателей, отраженных в конкурсных заявках (например: количество построенных (приобретенных) жилых домов для граждан, проживающих и работающих в сельской местности;  количество реализованных инвестиционных проектов на территории поселения, количество созданных дополнительно рабочих мест; и другие).

 

Выводы:

 

  1. На реализацию мероприятия «Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности» на 2017-2019 год предусмотрены межбюджетные субсидии в общей сумме 64 695,06 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 47 838,0 тыс. рублей, средства республиканского бюджета – 16 857,06 тыс. рублей. Объем средств местных бюджетов направленных на софинансирование указанного мероприятия составил в общей сумме 991,9 тыс. рублей.

1.1.              В рамках проверки соблюдения уровня софинансирования за счет средств местного бюджета установлены факты направления средств местных бюджетов, предусмотренных Соглашениями для софинансирования расходов по строительству объектов на оплату расходов по строительному и техническому контролю за ходом строительных работ, что противоречит целям софинансрования за счет средств межбюджетных субсидий. 

  1. Указанный объем финансирования направлен на реализацию трех проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности в Канашском, Комсомольском и Урмарском районах, отобранных к реализации по результатам конкурсного отбора, проведенного в 2016 году.

2.1.    Оценка конкурсных материалов производится на основании 7 критериев, при этом только по 1 критерию, отражающему соответствие проекта требованиям градостроительной деятельности, показатели подтверждаются наличием соответствующих документов (положительное заключение государственной экспертизы, переустанавливающий документ на земельный участок, генеральный план поселения с указанием границ застройки).

По остальным 6 критериям не представляется возможным оценить соответствие проекта установленным критериям отбора, в связи с тем, что соответствующая информация содержится только в пояснительной записке к проекту и отражает планируемые показатели.

2.2.              Выборочный анализ оценки проектов (Комсомольского и Порецкого районов), набравших по результатам конкурного отбора по 80 баллов показал, проект администрации Порецкого района, имеющий  положительного заключения экспертизы на проектно-сметную ПСДнаходился в более приоритетном положениипо сравнению с проектом Комсомольского района, набравшим соответствующее количество баллов за счет оценки проекта по плановым показателям.

2.3.              Учитывая, что в последующем оценка результативности использования межбюджетных субсидий на реализацию проектов производится на основании только одного показателя «Количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под жилищную застройку», который не позволяет оценить степень достижения целей, и решения поставленных задач, установленных на стадии конкурсного отбора проектов, а также динамику обеспеченности граждан проживающих в сельской местности жилыми помещениями, объектами инфраструктуры и влияние реализации указанного мероприятия на стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, обеспеченность кадрами и сохранение численности сельских жителей, установленные критерии отбора проектов носят формальный характер.

2.4.             Нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок предоставления и использования межбюджетных субсидий на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, не определены иные показатели, отражающие результаты реализации проектов комплексной застройки территории, установленные в соответствии с критерия отбора проектов.

Соответственно в Соглашениях, заключаемых с муниципальными районами, не определены обязательства муниципальных районов (получателей межбюджетных субсидий) по обеспечению достижения планируемого уровня показателей, отраженных в конкурсных заявках (например: количество построенных (приобретенных) жилых домов для граждан, проживающих и работающих в сельской местности;  количество реализованных инвестиционных проектов на территории поселения, количество созданных дополнительно рабочих мест; и другие).

2.5.             Администрациями Канашского и Комсомольского районов при распределении участков под жилищную застройку не обеспечено в полной мере  соблюдение условий реализации проектов комплексной застройки территорий,в рамках которого, предполагается объем жилищной застройки для получателей для получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики», а также для работников, занятых у сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих хозяйственную деятельность в населенном пункте.

Вместе с тем, нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, не определен порядок распределения и условия предоставления участков на территории комплексной застройки гражданам для строительства (приобретения) жилья.

2.5. Представленный отчет о достижении показателей результативности за 2017 год  отражающий достижение показателя «Готовность объекта» на уровне 100,0%  является не достоверным, в связи с тем, что по состоянию на 01.01.2018 работы на объекте «Строительство автомобильной дороги по улицам Медвежья и 70 лет Победы в д. Хучель Канашского района Чувашской Республики» не завершены в полном объеме, что подтверждается наличием гарантийного письма подрядчика о выполнении отдельных видов работ весной 2018 года и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданное 19.10.2018.

3. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятия  комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, установлено следующее.

3.1. Администрациями муниципальных районов (Канашского, Комсомольского и Урмарского  районов) не обеспечен надлежащий контроль за администрациями поселений, определенный условия заключенных Соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий, в части целевого и эффективного использования межбюджетных субсидий, полученных на реализацию мероприятия по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.

3.2.  По результатам внешнего комиссионного осмотра объектов и выборочного анализа представленных актов о приемке выполненных работ установлены нарушения статей 34 и 94 Федерального закона №44-ФЗ и условий  муниципальных контрактов выразившиеся:

- в оплате фактически невыполненных работ,   (администрация Хучельского поселения Канашского района в сумме 359,6 тыс. рублей, администрация Шихабыловского поселения Урмарского района – 15,2 тыс. рублей), что указывает на признаки  административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32 КоАП (на момент проверки срок привлечения к ответственности истек). Указанные факты свидетельствуют об осуществлении ненадлежащего строительного контроля (ООО «УКС» и ООО «Автодорсервис»), в рамках заключенных договоров, оплата которых производилась за счет средств местных бюджетов на общую сумму 167,0 тыс. рублей.

- в некачественном выполнении работ по укреплению обочин и кюветов засевом многолетних трав, что в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ привело к неэффективному использованию бюджетных средств в общей сумме 819,5 тыс. рублей (администрацией Хучельского поселения Канашского района в сумме 271,8  тыс. рублей, администрация Шихабыловского поселения Урмарского района – 547,7 тыс. рублей). 

В тоже время муниципальными заказчиками не принимались меры по устранению нарушений в рамках гарантийных обязательств, установленных условиями муниципальных контрактов.

3.3. Администрацией Урмаевского сельского поселения Комсомольского района  в нарушение условий муниципального контракта и статьи 94 Федерального закона №44-ФЗ  приняты и оплачены фактически не выполненные объемы работ по строительству автомобильной дороги на общую сумму 1 780,6 тыс. рублей, что указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32 КоАП. На момент подготовки настоящего отчета администрацией поселения представлена информация (с приложение фотоматериалов) об устранении данного нарушения.

Из чего следует, что ИП Дикиным И.А. в нарушение условий муниципального контракта от 01.07.2019 №23 не обеспечен надлежащий строительный контроль за ходом выполняемых работ на объекте, выразившийся в подписании актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) с объемами фактически не выполненных работ по строительству автомобильной дороги. Оплата услуг по муниципальному контракту предусмотрена за счет средств местного бюджета на сумму 126,0 тыс. рублей.

3.4.Оплата по муниципальному контракту на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в размере 2,0% от цены контракта или на сумму 424,7 тыс. рублей администрацией Урмаевского сельского поселения произведена в нарушение пункта 2.5 муниципального контракта, без наличия акта приемки законченного строительством объекта, и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что свидетельствует о нарушении статей 34 и 94 Федерального закона №44-ФЗ.

3.5.         В нарушение пункта 10 части 2, части 3 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ и подпункта «к» пункта 2, пункта 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. №1084, в единой информационной системе в сфере закупок не размещена информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате отдельного этапа исполнения контракта), которую следовало разместить в течении пяти рабочих дней с даты исполнения отдельного этапа контракта, что указывает на признаки административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП.

3.6.         В нарушение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.351 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 г. №157н,  не обеспечен учет операций по движению четырех банковских гарантий на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» на общую сумму 1 675,8 тыс. рублей, полученных в целях обеспечения исполнения заключенных муниципальных контрактов.

3.7.         В нарушение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 106 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, на счетах бухгалтерского учета администрации поселения (Урмарского и Канашского районов) не учтена стоимость материальных ресурсов полученных после демонтажных работ.

3.8. Установлены факты, свидетельствующие о нарушении статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ при формировании начальной (максимальной) цены контракта:

- в результате не применения цен соответствующего периода, допущено завышение НМЦК на сумму 79,4 тыс. рублей;

- учитывая, что проектом предусматривалось создание временной объездной грунтовой дороги затраты по которой включены в локальную смету (№01-02-02) в сумме 9042 рублей, в нарушение п.4.84 МДС-81-35.2004 в сводный сметный расчет на строительство автомобильной дороги не обосновано включены затраты на временные здания и сооружения в размере 1,5% на общую сумму 120,0 тыс. рублей, что в последующем привело к необоснованному включению указанных затрат в акты о приемке выполненных работ в размере 1,5% на общую сумму 118,2 тыс. рублей.

3.9. При исполнении муниципального контракта на строительство автомобильной дороги в д. Хучель в нарушение статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ допущено изменение существенных условий муниципального контракта, выразившееся в изменение объемов и видов работ по отдельным позициям, предусмотренным техническим заданием, являющимся предметом контракта, более чем на 10,0%.

3.10. Администрацией Хучельского сельского поселения не соблюдены сроки оплаты за выполненные работы по актам от 23.05.2017, предусмотренные п.2.5. муниципального контракта. При этом следует отметить, что за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотрена административная ответственность по статье 7.32.5 КоАП РФ (на момент проверки истек срок привлечения к административной ответственности).

 

9. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия:

- администрацией Урмарского района представлены пояснения и возражения письмом от 08.10.2019  № 05/05-3886-Исх;

- администрация Урмаевского сельского поселения Комсомольского района представлены пояснения об устранении выявленных нарушений письмом от 10.10.2019 №232 с приложение фотоматериалов;

- администрация Канашского района представлены возражения и пояснения на акт проверки письмом от 11.10.2019 №01-6-06/4355.

 

10. Предложения:

 

  1. Направить представления об устранении выявленных нарушений объектам контроля (администрации Канашского, Комсомольского и Урмарского районов), Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики;
  2. Направить материалы контрольного мероприятия по администрации Канашского района в Прокуратуру Чувашской Республики;
  3. Направить материалы проверки в части нарушений законодательства о закупках в Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
  4. Предложить Минсельхозу Чувашии рассмотреть возможность внесения изменений:

4.1. В нормативно-правовые акты Чувашской Республики, регулирующие порядок предоставления субсидий на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности части:

- установления показателей (индикаторов) результативности использования субсидий, которые позволят оценить степень достижения целей, и решения поставленных задач, установленных на стадии конкурсного отбора проектов, а также динамику обеспеченности граждан проживающих в сельской местности жилыми помещениями, объектами инфраструктуры и влияние реализации указанного мероприятия на стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, обеспеченность кадрами и сохранение численности сельских жителей;

- разработки порядка распределения и условий предоставления участков на территории комплексной застройки гражданам для строительства (приобретения) жилья, с учетом возможности предоставления участков для строительства жилых гражданам,  проживающих в сельской местности, являющимся получателями социальных выплат в рамках других программ (например, предоставление участков многодетным семьям).

4.2. В Соглашениях, заключаемых с муниципальными образованиями о предоставлении межбюджетных субсидий закрепить обязательства муниципальных районов (получателей межбюджетных субсидий):

- по соблюдению условий реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности;

- при предоставлении отчетов о достижении показателей результативности, готовность объекта капитального строительства, подтверждать соответствующими документами (копия акта приемки законченного строительством объекта или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).