Отчет о результатах контрольного мероприятия

  1. Основание для проведения контрольного мероприятия: пункты 2.28 и 4.8 плана работы Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на 2020 год и распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проведение контрольного мероприятия от 29.05.2020 №21. 
  1. Предмет контрольного мероприятия: нормативные правовые акты и другие документы, подтверждающие выделение и использование бюджетных средств на реализацию мероприятий регионального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология»
  2. Объекты контрольного мероприятия:

- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;

- Казенное учреждение Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Минстроя Чувашии.

  1. Проверяемый период деятельности: истекший период 2020 года
  2. Срок проведения контрольного мероприятия: 29.05.2020 по 15.06.2020
  3. Краткая характеристика проверяемой сферы формирования и использования государственных или муниципальных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия:

Юридический адрес и адрес местонахождения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии): 428004, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бульвар, д.17 (ИНН - 2128016103, ОГРН - 1022101141765).

Положение о Минстрое Чувашии, утверждено постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2012 № 214.

Минстрой Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области градостроительной и архитектурной деятельности, строительной индустрии, жилищного строительства (в том числе системы ипотечного жилищного кредитования), энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, развития коммунальной инфраструктуры, включая газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение.

В рамках настоящей камеральной проверки изучены представленные материалы и пояснения, а также проанализирована информация, полученная из внешних источников, в том числе:

- результаты проведенного мониторинга реализации регионального проекта «Оздоровление Волги»;

- письменные пояснения Минстроя Чувашии (письма от 03.04.2020 №10/13-4204; от 29.05.2020 №10/13-6310) и Учреждения (письмо от 10.06.2020 №01-06/714);

- информация, представленная Минприроды Чувашии (письмо от 14.05.2020 №2/06-5941);

- результаты камеральной проверки, проведенной в Казенном учреждении Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика»;

- информация, размещенная в единой информационной системе закупок https://zakupki.gov.ru/, программном продукте «Контр – Фокус», информационный ресурс «Госрасходы» https://spending.gov.ru/ и иные источники информации.

По объекту «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника №5» имеются следующие документы:

- проектно-сметная документация (заказчик ГУП «БОС» Минстроя Чувашии, разработчик ООО «НПФ» «Нижний», 2017 г.);

- заключение государственной экологической экспертизы Департамента Росприроднадзора по ПФО от 27.11.2018 №1641;

- положительное заключение государственной экспертизы по результатам проверки сметной стоимости от 09.04.2019 №21-1-0224-19.

Проект согласован с Минприроды Чувашии за №3/23-4346 от 15.03.2019 г., проектно-сметная документация утверждена заказчиком ГУП «БОС» Минстроя Чувашии» от 22.08.2019 г. №272.

 

  1. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее: 

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.09.2018 №12) утвержден паспорт национального проекта «Экология», в рамках которого на территории Чувашской Республики реализуются мероприятия регионального проекта «Оздоровление Волги», в том числе мероприятие «Ликвидация (рекультивацию) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге».

Паспорт регионального проекта Чувашской Республики «Оздоровление Волги» утвержден протокольным решением Совета при Главе Чувашской Республики по стратегическому развитию и проектной деятельности от 13 апреля 2019 г. № 3 (приложение №13).

Паспортом регионального проекта предусмотрено к 25.12.2024 завершить ликвидацию (рекультивацию) 43 объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге. Сроки реализации мероприятия – 2020-2023 годы. Согласно Паспорту проекта куратором, руководителем и администратором регионального проекта Чувашской Республики «Оздоровление Волги» являются представители Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее – Минприроды Чувашии).

Указанный проект реализуется в рамках основного мероприятия 1. подпрограммы «Строительство и реконструкция (модернизация) очистных сооружений централизованных систем водоотведения» государственной программы Чувашской Республики «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности» (далее – Подпрограмма), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.12.2018 №525.

Ответственным исполнителем и соисполнителем Подпрограммы является Минстрой Чувашии.

Целью Подпрограммы является - улучшение экологического состояния реки Волги за счет сокращения к концу 2024 года в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу; ликвидация (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда.

Основное мероприятие 1. «Реализация отдельных мероприятий регионального проекта Чувашской Республики «Оздоровление Волги» предусматривает реализацию 14 мероприятий регионального проекта Чувашской Республики «Оздоровление Волги» по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений централизованных систем водоотведения, позволяющих снизить объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, в том числе мероприятие 1.14. «Ликвидация (рекультивацию) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге».

Ответственным исполнителем мероприятия 1.14. определен Минстрой Чувашии, соисполнителем – ГУП ЧР «БОС» Минстроя Чувашии.

В рамках проверки установлено, что между Минприроды России и Кабинетом Министров Чувашской Республики в лице Минприроды Чувашии заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета от 24.12.2019 №051-09-2020-002, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Оздоровление Волги», входящего в состав национального проекта «Экология», в рамках подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды» государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326.

Общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результата регионального проекта, в целях софинансирования, которых предоставляется субсидия, составляет в 2020 году – 860 373,9 тыс. рублей, в 2021 году – 93 433,0 тыс. рублей, в 2022 году – 93 433,0 тыс. рублей.

Общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Чувашской Республики исходя из установленного уровня софинансирования 99,0% составляеь: на 2020 год в сумме 851 770,2 тыс. рублей, на 2021 год – 92 498,7 тыс. рублей, на 2022 год – 92 498,7 тыс. рублей.

Результатом регионального проекта является - завершение ликвидации (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда (ликвидировано (рекультивировано) объектов) – 1 объект к 25 декабря 2023 года.

В соответствии с пунктом 6.1.1. Соглашения Уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минприроды России, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, является МИНПРИРОДЫ ЧУВАШИИ.

В тоже время Законом Чувашской Республики от 03.12.2019 №83 о республиканском бюджете на 2020 год главным распорядителем бюджетных средств, предоставленных на финансирование мероприятия «Ликвидация (рекультивацию) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге» определен МИНСТРОЙ ЧУВАШИИ, которому предусматривались бюджетные ассигнования на указанные цели первоначально по КБК (832 06 02 Ч37G655000 240) на 2020 год в сумме 860 373,9 тыс. рублей, на 2021 год – 93 433,0 тыс. рублей, на 2022 год – 93 433,0 тыс. рублей.

До Минстроя Чувашии  бюджетные ассигнования доведены по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

В последующем при очередном уточнении бюджета (Закон Чувашской Республики от 12.03.2020 №15) утвержденные бюджетные назначения перемещены на КБК (832 06 05 Ч37G655000 240 «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд») в указанной сумме и доведены по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», на котором отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2020 №150-р предоставлено право Казенному учреждению Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики заключить долгосрочный контракт на выполнение работ по рекультивации шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии.

Указанным распоряжением определены сроки осуществления закупки без учета сроков, необходимых для размещения заказа, - в течение 45 месяцев, а также определен предельный объем средств на оплату выполненных работ с разбивкой по годам:  на 2020 год – 860 373,94 тыс. рублей, на 2021 год – 93 433,03 тыс. рублей, на 2022 год – 93 433,03 тыс. рублей, на 2023 год – 93 433,03 тыс. рублей.

Приказом Минстроя Чувашии от 16.03.2020 №0381-03/155, функции государственного заказчика по заключению государственных контрактов в целях осуществления капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Чувашской Республики на осуществление работ по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волга, закреплены за Учреждением, в рамках которого Учреждение обязано обеспечить заключение и исполнение государственных контрактов в установленном законодательством порядке.

Согласно статье 21 Бюджетного кодекса РФ к группе расходов «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» относятся «Бюджетные инвестиции» и «Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность» и «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам».

Также, статьей 27.1. Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» определено, что в случае предоставления бюджетных инвестиций из республиканского бюджета Чувашской Республики их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному республиканской адресной инвестиционной программой.

Из выше изложенного следует, что объем бюджетных ассигнований, отнесенных Законом о республиканском бюджете на 2020 год  к виду расходов «иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (КБК 832 06 05 Ч37G655000 240), не являются расходами в целях осуществления капитальных вложений и соответственно расходы «Ликвидация (рекультивацию) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге» не включены в республиканскую адресную инвестиционную программу.

Таким образом, Приказ Минстроя Чувашии от 16.03.2020 №0381-03/155, предусматривающий цели направления бюджетных средств, - на осуществления капитальных вложений за счет средств республиканского бюджета бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Чувашской Республики, противоречит требованиям бюджетного законодательства.

Во исполнение вышеуказанного приказа в бюджетную смету Учреждения внесены изменения, которые утверждены Министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики 19.03.2020, в том числе предусмотрены бюджетные ассигнования по КБК 0605 Ч37G655000 244 226: на 2020 год в сумме 860 373,9 тыс. рублей, на 2021 год – 93 433,0 тыс. рублей, и на 2022 год – 93 433,00 тыс. рублей.

 

Аудит в сфере закупок 

Статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Контрольно-счетной палатой в рамках полномочий, определенных статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) проведен аудит в сфере закупок по мероприятию «Ликвидация (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге», включающий вопросы планирования закупок, обоснования и формирования начальной максимальной цены контракта.

 

  1. Планирование закупок 

Пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Анализ информации, размещенной в единой информационной системе закупок показал, что Минстроем Чувашии план-график закупок на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов размещен 27.12.2019, в который включено три позиции по  закупкам «Ликвидация (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге» (КБК 06 02 Ч37G655000 243) с НМЦК в общей сумме 1 047 240,0 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год в сумме 860 373,9 тыс. рублей, на 2021 год – 93 433,0 тыс. рублей, на 2022 год – 93 433,0 тыс. рублей. В последующем в план график закупок внесены изменения от 13.05.2020, согласно которым вышеуказанные закупки отменены.

В соответствии с приказом Минстроя Чувашии от 16.03.2020 №0381-03/155 функции государственного заказчика по заключению государственных контрактов переданы Учреждению.

В рамках камеральной проверки, проведенной в отношении Учреждения, являющегося Государственным заказчиком по осуществлению данной закупки, установлено следующее.

Учреждением в план-график на 2020 год, размещенный в ЕИС, изменениями от 30.03.2020 включена закупка по оказанию услуг «Ликвидация (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге» с начальной максимальной ценой контракта в сумме 1 140 655,5 тыс. рублей.

В адрес Государственной службы Чувашской Республики  по конкурентной политике и тарифам (Уполномоченный орган) Учреждением направлена заявка от 02.04.2020 на осуществление закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме.

Уполномоченным органом 09.04.2020 в ЕИС закупок размещены извещение и аукционная документация о проведении открытого конкурса в электронной форме по закупке «Ликвидация (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге (Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии».

 

 

  1. Обоснование и формирование начальной (максимальной) цены контракта 

Анализ размещенной в ЕИС информации показал, что объектом закупки определены услуги по рекультивации прочие (код 39.00.22.000) «Ликвидация (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге (Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии».

Общая часть аукционной документации утверждена руководителем Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, техническая часть – Учреждением.

Начальная (максимальная) цена контракта (далее – Н(М)ЦК) определена в сумме 1 140 655,5 тыс. рублей, в том числе на 2020 год в сумме 860 373,9 тыс. рублей, на 2021 год – 93 433,0 тыс. рублей, на 2022 год – 93 433,0 тыс. рублей, на последующие годы – 93 415,6 тыс. рублей.

Анализ аукционной документации показал, что расчет (обоснование) начальной максимальной цены контракта произведен на основании сводного сметного расчета строительства «Ликвидация (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге (Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии» в сумме 1 140 655,54 тыс. рублей.

В разделе 2 Технической части аукционной документации отражено, что  обоснование Н(М)ЦК на проведение работ по рекультивации шламонакопителя для сухих солей (инв. № 19543) и шламоотстойника № 5 (инв. № 24681) осуществлено проектно-сметным методом на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ осуществлено проектно-сметным методом со ссылкой на часть 9 статьи 22 Закона №44-ФЗ.

Обоснования применения проектно-сметного метода для определения Н(М)ЦК по закупке объектом которой являются услуги по рекультивации прочие (код 39.00.22.000), которые согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) не относится к видам строительных, заказчиком не представлено.

По результатам проведенного контрольного мероприятия Учреждением в адрес Контрольно-счетной палаты представлены пояснения (возражения) из которых следует, что выполнение работ по ликвидации (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге содержат виды работ, которые применяются при проведении строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и на данные виды работ установлены сметные нормативы, имеющиеся в федеральном реестре сметных нормативов, утвержденных приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 25.05.2015 №337/пр, наиболее правильным и обоснованным для НМЦК будет применение проектно-сметного метода, как наиболее точно отражающего стоимость работ и стоимость материалов. При этом установлена невозможность применения следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка); нормативный метод; тарифный метод; затратный метод.

Вместе с тем, частью 9 статьи 22 Закона №44-ФЗ и Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 (далее – Методические рекомендации №567) определен исчерпывающий перечень работ, по которым определение начальной (максимальной) цены осуществляется проектно-сметным методом:

1) строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства;

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно пункту 12 статьи 22 Закона №44-ФЗ в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

  

Анализ сметной документации (локальных сметных расчетов) на предмет правильности формирования Н(М)ЦК показал следующее.

  1. Основная доля затрат, включенных в сводный сметный расчет (локальные сметные расчеты) приходится на стоимость материального ресурса (Щебень известняковый (М-400), фракции 40-70 мм и фракции 80-120 мм) с учетом стоимости его доставки в сумме 900 227,1 тыс. рублей (с НДС) или 78,9% от начальной максимальной цены контракта, в том числе:

- стоимость материального ресурса на общую сумму 363 581,4 тыс. рублей (Щебень известняковый (М-400), фракции 40-70 мм и фракции 80-120 мм в общем объеме 559 356 куб.м.).

- перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 160 км (в количестве 732 756,36 тонн) на общую сумму 386 607,8 тыс. рублей.

Следует отметить, что стоимость щебня определена только на основании прайс-листа, представленного ООО «Агрохимсервис», в котором цена за 1 куб. метр щебня отражена в сумме 650 рублей без НДС. Расстояние от ОАО «Агрохимсервис» с. Порецкое Порецкого района Чувашской Республики до объекта рекультивации ГУП «БОС» составляет 160 км.

Таким образом, исходя из общей суммы затрат - 900 227,1 тыс. рублей, стоимость 1 тонны щебня с учетом доставки на расстояние до 160 км сложилась в сумме 1 023,8 рублей (без НДС), или с 1 228,55 рублей (с учетом НДС).

 

Примечание:

Согласно программному продукту «Контур-Фокус» по состоянию на 01.01.2019 установлено, что ГУП «БОС» Минстроя Чувашии (директор Анисимов Сергей Петрович) – заказчик проектно-сметной документации,  является взаимозависимым лицом с ООО «Агрохимсервис», зарегистрировано 14.05.2018 (учредитель (100,0%) и участник Анисимов Александр Сергеевич – сын директора ГУП «БОС» Минстроя Чувашии), что указывает на наличие рисков коррупционного характера и признаки возможного возникновения конфликта интересов.

 

Вместе с тем, по информации, представленной Минприроды Чувашии ООО «Агрохимсервис» 05.07.2018 выдана лицензия на пользование участками недр местного значения (Северный участок Бахмутовского месторождения), действие которой распоряжением Минприроды Чувашии от 11.10.2019 №757-р продлено до 30.04.2040. В рамках указанной лицензии ООО «Агрохимсервис» и Минприроды Чувашии заключено Соглашение об условиях пользования недрами и выполнении добычных работ на Северном участке Бахмутовского месторождения карбонатных пород в Порецком районе. Пунктом 5.2. указанного Соглашения ООО «Агрохимсервис» согласован объем годовой добычи карбонатных пород в размере 20-70 тыс. тонн (12-43 тыс. куб.м.), что не обеспечивает потребность, определенную ПСД в объеме 559 356 куб.м..

В тоже время, на запрос Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики Минстроем Чувашии (письмо от 29.05.2020 №10/13-6310) подтверждается, что Бахмутовское месторождение Чувашской Республики не в состоянии обеспечить поставку в необходимом количестве. Поэтому закупка и доставка (щебень, песок) в необходимых объемах будет производиться с карьеров Поволжья и Урала.

 

 Кроме того, Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проведен анализ ценовых предложений, размещенных на официальных сайтах организаций-поставщиков аналогичного щебня который показал следующее:

Наименование поставщика

Адрес, место хранения

Марка щебня известнякового

Единица измерения

Цена, рублей

АО «Чебоксарский речной порт»

г. Чебоксары Гремячевский проезд, д.39

Щебень известняковый М400-600 фр.40*70

руб/тонн, в т.ч. НДС

950

ООО «Стройтехуниверсал»

г. Новочебоксарск

Щебень известняковый М400- фр.40*70

руб/тонн, в т.ч. НДС

1050

ООО Первая нерудная компания – Поволжье»

Филиал г. Чебоксары

Щебень известняковый фр.40*70 с карьера (бесплатная доставка)

руб/тонн, в т.ч. НДС

460

 

Кроме того, Контрольно-счетной палатой по результатам проведенного анализа отмечено, что в случае использования щебня иного поставщика у заказчика ПСД имелась возможность применения расценки (408-0394) на щебень известняковый М600, определенной ТССЦ 81-01-2001 «Территориальные сметные цены на материалы и конструкции, применяемые в строительстве. Чувашская Республика» (утвержден приказом Минстроя России от 05.05.15 №337/пр), в которую включены все расходы, в том числе расходы, связанные с доставкой материалов на расстояние до 30 километров. Затраты на материальный ресурс с учетом указанной расценки составят расчетно в сумме 591 555,1 тыс. рублей (с НДС). Исходя из определенного объема 732 756,36 тонн, цена за 1 тонну щебня составит в среднем 807,36 рублей, с учетом НДС.

Также, согласно проектному решению в Технической части аукционной документации при осуществлении рекультивации для уменьшения экономических затрат предусмотрена возможность применения двух видов инертных материалов:

- вторичные материальные ресурсы в соответствии с ГОСТ Р 54098-2010 «Национальный стандарт РФ. Ресурсосбережение вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» с ГОСТ 25137-82 «Материалы нерудные строительные, щебень и песок плотные из отходов промышленности, заполнители для бетона пористые»

- щебень известняковый М400 фр.40-70, который берется из Северного участка Бахмутовского месторождения Чувашской Республики.

Однако в сводном сметном расчете (локальных сметных расчетах), в соответствии с которыми произведено обоснование Н(М)ЦК, реализован только один вид материального ресурсащебень известняковый.

 

 По вышеуказанным фактам Учреждением и Минстроем Чувашии представлены пояснения, из которых следует, что цены на щебень, предлагаемые вышеуказанными поставщиками не соответствуют действительности, так как указаны без учета расходов на доставку. С учетом доставки стоимость одной тонны щебня составляет в диапазоне 1070,23-1170,23 рублей. Одновременно отмечено, что ни один из указанных поставщиков не в состоянии обеспечить потребность щебня, определенную ПСД в объеме 732 756 тонн.

Вместе с тем, при невозможности обеспечения потребности щебня в объеме, определенном ПСД в целях обеспечения  эффективности использования бюджетных средств Государственным заказчиком не рассматривается возможность использования  вторичных материальных ресурсов, а также возможность определения стоимости материального по расценке (408-0394) на щебень известняковый М600, определенной ТССЦ 81-01-2001.

 

  1. Анализ сводного сметного расчета, в соответствии с которым произведено обоснование Н(М)ЦК показал, что в состав затрат включен резерв на непредвиденные работы и затраты в размере 2,0% или на сумму 22 366,3 тыс. рублей.

Согласно пункту 4.96 МДС 81-35.2004 резерв на непредвиденные работы и затраты определяется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства в размерах, не превышающих 2-х процентов - для объектов капитального строительства непроизводственного назначения.

В тоже время услуги по рекультивации «Ликвидация (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге (Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии» не являются объектом капитального строительства.

 

На основании вышеизложенного, по мнению Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, Учреждением, являющимся государственным заказчиком при осуществлении закупки, в нарушение части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, сформированная в нарушение статьи 22 Закона №44-ФЗ Н(М)ЦК не может быть признана обоснованной, что указывает на признаки бюджетного нарушения, предусмотренного частью 4 пункта 1 статьи 306.1. Бюджетного кодекса РФ.

Не соблюдение  порядка или формы обоснования Н(М)ЦК указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП Российской Федерации.

 

  1. Кроме того, в сводный сметный расчет включены затраты на временные здания сооружения в сумме 16 978,31 тыс. рублей (без учета НДС). За итогом сводного сметного расчета приведена стоимость возвратных материалов от создания временных зданий и сооружений в сумме 2 546,75 тыс. рублей (15,0% от суммы затрат на временные здания и сооружения).

При этом согласно письму Минрегионразвития РФ от 25.12.2008 №35080-ИМ/08 расчеты за временные здания сооружения должны производиться за фактически построенные здания и сооружения (п.3.2 ГСНр 81-05-01-2001), а построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном в договоре подряда (п. 3.4.ГСНр 81-05-01-2001).

Анализ аукционной документации,  показал, что в проекте контракта (приложение к аукционной документации) не урегулирован порядок подтверждения расходов по «Временным зданиям и сооружениям», а также использования возвратных материалов от разборки временных зданий (сооружений) при расчетах за выполненные работы.

Согласно пояснениям, представленным Минстроем Чувашии (письмо от 29.05.2020 №10/13-6310, между Заказчиком и Исполнителем в последующем будет заключено дополнительное соглашение, в котором отразится механизм использования возвратных материалов от разборки временных зданий и сооружений.

 

 

Выводы: 

  1. На реализацию мероприятия «Ликвидация (рекультивацию) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге» регионального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» предусмотрено направить средства в 2020 году в сумме 860 373,9 тыс. рублей, в 2021 году – 93 433,0 тыс. рублей, в 2022 году – 93 433,0 тыс. рублей. Уровень софинансирования из федерального бюджета составляет 99,0%.
  2. Аудит в сфере закупок по мероприятию «Ликвидация (рекультивация) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге» показал следующее.

2.1. Предметом контракта определено выполнение работ по ликвидации (рекультивации) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге (Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии» (ОКДП 2: 39.00.22.000 - Услуги по рекультивации прочие; КОЗ 02.34.02 - Услуги по рекультивации полигона). Вместе с тем, расчет начальной (максимальной цены) контракта произведен проектно-сметным методом в сумме 1 140 655,5 тыс. рублей, что противоречит требованиям бюджетного законодательства и законодательства о закупках, а именно:

- Законом о республиканском бюджете на 2020 год бюджетные ассигнования на реализацию указанного мероприятия предусмотрены по виду расходов виду расходов «Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (КБК 832 06 05 Ч37G655000 240), которые в  соответствии с положениями статьи 21 Бюджетного кодекса РФ не относятся к расходам в целях осуществления капитальных вложений;

- в соответствии с требованиями статья 27.1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 №36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике» работы по объекту «Рекультивация шламонакопителя для сухих солей и шламоотстойника № 5 ГУП Чувашской Республики «БОС» Минстроя Чувашии» не включены в республиканскую адресную инвестиционную программ;

- частью 9 статьи 22 Закона №44-ФЗ определен исчерпывающий перечень работ, по которым определение начальной (максимальной) цены осуществляется проектно-сметным методом. При этом Государственным заказчиком не рассмотрена возможность применения иного метода определения НМЦК, определенного пунктом 12 статьи 22 Закона №44-ФЗ.

2.2. Анализ аукционной документации и сводного сметного расчета (локальных сметных расчетов), который является основание для расчета Н(М)ЦК показал наличие признаков ее завышения, а именно:

- основная доля затрат приходится на стоимость материального ресурса (Щебень известняковый (М-400), фракции 40-70 мм и фракции 80-120 мм) с учетом стоимости его доставки на расстояние до 160 км в сумме 900 227,1 тыс. рублей (с НДС) или 78,9% от начальной максимальной цены контракта (стоимость 1 тонны щебня 1 228,55 рублей, с учетом НДС);

- при наличии в проектном решении возможности использования 2 видов инертных материалов (щебень и вторичные материальные ресурсы), в сметной документации использован один – щебень известняковый, по цене определенной на основании прайс-листа только одного поставщика ООО «Агрохимсервис». При этом заказчиком ПСД не изучены ценовые предложений иных поставщиков, и не рассмотрена возможность применения расценки (408-0394) на щебень известняковый М600, определенной ТССЦ 81-01-2001, что указывает на признаки завышения Н(М)ЦК (расчетно) на 308 671,8 тыс. рублей;

- в сводный сметный расчет, в соответствии с которым произведен расчет Н(М)ЦК, в том числе включены затраты на непредвиденные расходы  в сумме 22 366,3 тыс. рублей, которые в соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 определяются только при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.

 

Вышеуказанные факты в совокупности указывают на то, что Государственным заказчиком не соблюден порядок или формы обоснования Н(М)ЦК, определенный статьей 22 Федерального закона №44-ФЗ и методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, что указывает на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29.3 КоАП Российской Федерации.

Таким образом, Государственным заказчиком в нарушение части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении закупки «Ликвидация (рекультивацию) объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу реке Волге» регионального проекта «Оздоровление Волги» не соблюдены требования законодательства о закупках, что указывает на признаки бюджетного нарушения, предусмотренного частью 4 пункта 1 статьи 306.1. Бюджетного кодекса РФ.

 

  1. В проекте контракта (приложение к аукционной документации) не урегулирован порядок подтверждения расходов по «Временным зданиям и сооружениям», а также использования возвратных материалов от разборки временных зданий (сооружений) при расчетах за выполненные работы.

 

  1. Возражения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц объектов контрольного мероприятия на результаты контрольного мероприятия: Казенным учреждением Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» письмом от 23.06.2020 №776 и Минстроем Чувашии письмом от 25.06.2020 №10/13-7218 представления возражения (пояснения) к акту контрольного мероприятия, результаты рассмотрения, которых отражены в Заключении от 25.06.2020 (приложение к отчету).

 

  1. Предложения: 
  1. Направить информационное письмо в адрес врио Главы Чувашской Республики.
  2. Направить информационные письма в Минстрой Чувашии и Казенное учреждение «Республиканская служба единого заказчика».
  3. Отчет о результатах контрольного мероприятия направить в прокуратуру Чувашской Республики для принятия мер реагирования в рамках компетенции.