Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта»

Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта»

 

1. Анализ проекта государственной программы «Развитие физической культуры и спорта».

1.1. Заключение на проект государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» (далее – проект Государственной программы), представленный в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее – Минспорт Чувашии) (письмо от 07.09.2018 № 06/11-2812), в соответствии с пунктом 3.5. Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее - Порядок разработки и реализации государственных программ), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145, подготовлено в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 13.10.2011 № 58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».

Государственная программа включена в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 № 522-р.

1.2. Срок реализации Государственной программы (проект) определен на 2019-2035 годы (в III этапа), в том числе: I этап 2019-2025 годы, II этап 2026-2030 годы, III этап 2031-2035 годы.

1.3. Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики.

Соисполнителями Государственной программы являются: подведомственные Минспорту Чувашии государственные учреждения Чувашской Республики.

Участниками Государственной программы являются: Министерство здравоохранения  Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики.

При этом в проекте паспорта Государственной программы не приведена расшифровка государственных учреждений, находящихся в ведении Минспорта Чувашии, участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий подпрограммы (подпрограмм).

  1.4. В соответствии с проектом паспорта Государственная программа включает три подпрограммы:

-  Развитие физической культуры  и массового спорта;

- Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва;

- Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта»

Сравнительный анализ проекта Государственной программы с действующей Государственной программой от 22.01.2014 № 15 показал, что в проекте  Государственной программы названия подпрограмм не изменяется.

1.5. Проект Государственной программы разработан в соответствии с Законом Чувашской Республики «О физической культуре и спорте», Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента Российской Федерации) и Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.06.2018 № 254 (далее - Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года).

В предлагаемой редакции проекта Государственной программы ее цели соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития.

1.6. Задачами Государственной программы являются:

- повышение  мотивации населения Чувашской республики к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- развитие спортивной инфраструктуры  с использованием принципов государственно-частного партнерства;

- обеспечение успешного выступления спортсменов Чувашской Республики на всероссийских и международных спортивных соревнованиях и совершенствование системы подготовки спортивного резерва.

В предлагаемой редакции проекта Государственной программы ее задачи соответствуют государственной политике в сфере развития физической культуры и спорта. Решение задач Государственной программы позволяет обеспечить достижение ее целей.

1.7  Целями проекта Государственной программы являются:

- создание условий, обеспечивающих развитие системы физической культуры и спорта путем пропаганды здорового образа жизни, повышение массовости занятий физической культурой и спортом среди всех возрастных групп населения, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение конкурентоспособности спортсменов Чувашской Республики на международных и всероссийских спортивных соревнованиях.

Достижение цели и решение задач Государственной программы характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами) - достижение к 2036 году:

- доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, – 60,0 процента;

- обеспеченность спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, – 79,5 процента;

- доля спортсменов Чувашской Республики, принявших участие во всероссийских и международных соревнованиях, в общей численности занимающихся в спортивных учреждениях, – 10 процентов.

Состав целевых индикаторов и показателей проекта Государственной программы установлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  и Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. Предусмотренные целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации Государственной программы. В целом количество данных показателей достаточны для оценки достижения целей или решения  задач  Государственной программы.

Следует отметить, что имеется разночтение между наименованием целевого индикатора, указанного в паспорте проекта Государственной программы и приложение №1 к данному проекту. Так, в Паспорте целевой индикатор называется «обеспеченность спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта», а в  приложении №1  указан целевой индикатор «Уровень обеспеченности спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в том числе на сельских территориях».

Кроме того,  значение целевого индикатора в проекте Государственной программы «Доля спортсменов Чувашской Республики, принявших участие во всероссийских и международных соревнованиях, в общей численности занимающихся в спортивных учреждениях» - 10 процентов, установлено ниже уровня фактического исполнения в действующей государственной программе за 2017 год (10,1%).

Значения целевых индикаторов и показателей Государственной программы в разрезе по годам отражены в приложении № 1 к Государственной программе. Значения целевых индикаторов, предусмотренных проектом Государственной программы на 2019-2020 годы, приведены в Таблице № 1.

Таблица № 1

Наименование

целевых индикаторов

Единица

измерения

2019 год

2020 год

1

2

3

4

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

%

44,9

46,5

Уровень обеспеченности спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта

%

75,4

75,6

Доля спортсменов Чувашской Республики, принявших участие во всероссийских и международных соревнованиях, в общей численности занимающихся в спортивных учреждениях

%

3,94

4,0

 

При анализе целевых показателей проекта Государственной программы так же установлено, чтозначения предусмотренных отдельных целевых индикаторов в проекте Государственной программы на отдельный период определены ниже уровня их фактического исполнения в действующей государственной программе за 2017 год.

 Так, например,  по подпрограмме «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» - целевой индикатор «Доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания «Заслуженный мастер спорта»), в общем количестве спортсменов-разрядников в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва» на 2019 год предусмотрен 21,2% или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 4,5% (25,7%). Аналогично  целевой индикатор «Количество подготовленных спортсменов Чувашской Республики – членов спортивных сборных команд Российской Федерации» предусмотрен – 134 человек или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 40 человек (174 человека).

1.8. Общий объем финансирования на реализацию Государственной программы, указанный в паспорте на 2019-2035 годы, отражен в общей сумме 18 410 402,9 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 348 412,8 тыс. рублей или 1,9%, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 13 819 373,5 тыс. рублей или 75,1%, за счет местных бюджетов – 496 673,7 тыс. рублей или 2,7%, за счет внебюджетных источников – 3 745 942,9 тыс. рублей или 20,3%.

В ходе анализа источников финансирования установлено, что в проекте Паспорта Государственной программы и в  разделе III. «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, по этапам и годам реализации Государственной программы» указан объем финансирования за счет средств республиканского бюджета - 13819373,5 тыс. рублей, тогда как итоговая сумма составляет – 13 819 373,6 тыс. рублей, или расхождение составило 0,1 тыс. рублей. По остальным источникам финансирования проекта  Государственной программы расхождений не выявлено.

Согласно п.4.1. Порядка разработки и реализации государственных программ распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Прогнозируемый объем финансирования проекта Государственной программы на 2019 год составляет в общей сумме 866 030,2 тыс. рублей, на 2020 год – 660 876,2 тыс. рублей.

Объем финансирования мероприятий в проекте Государственной программы на 2019-2020 годы представлен в Таблице № 1.

Таблица № 1 (тыс. рублей)

Наименование подпрограмм (мероприятия)

2019 год

2020 год

1

2

3

Государственная программа всего, в том числе:

866 030,2

660 876,2

Развитие физической культуры  и массового спорта

213 258,8

17 881,5

Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва

624 220,3

619 256,5

Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта»

28 551,1

23 738,2

 

Законом о бюджете предусмотрено финансовое обеспечение действующей    государственной программы Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.01.2014 № 15на 2019 год в общей сумме 590 048,0 тыс. рублей и на 2020 год - 396 245,2 тыс. рублей.

В то же время в ходе анализа установлено, что проектом Государственной программы на 2019 год за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (с учетом финансирования из федерального бюджета) ресурсное обеспечение предусмотрено в сумме 670 301,9 тыс. рублей, или на 80 253,9 тыс. рублей больше,  чем утверждено Законом о бюджете и на 2020 год – в сумме 441 353,1 тыс. рублей, или на 45 107,9 тыс. рублей больше  чем утверждено Законом о бюджете.

1.9. Проект Государственной программы в основном соответствует основным положениям и требованиям Порядка разработки и реализации государственных программ.

 

2. Основные выводы по результатам экспертизы Государственной программы:

1. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы на 2019-2035 годы составляет в сумме 18 410 402,9 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 348 412,8 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 13 819 373,5 тыс. рублей, за счет местных бюджетов – 496 673,7 тыс. рублей и за счет внебюджетных источников – 3745942,9 тыс. рублей

2. Проектом  Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» предлагается утвердить 3 подпрограммы (по сравнению с действующей государственной программой в наименования подпрограмм изменения не вносились).

3.  В ходе анализа выявлено имеется разночтение наименованием целевого индикатора, указанного в паспорте проекта Государственной программы и приложение № 1 к данному проекту. Так, в Паспорте целевой индикатор называется «Обеспеченность спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта», а в  приложении № 1  указан целевой индикатор «Уровень обеспеченности спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в том числе на сельских территориях».

4.В проекте Государственной программы значения основного целевого индикатора «Доля спортсменов Чувашской Республики, принявших участие во всероссийских и международных соревнованиях, в общей численности занимающихся в спортивных учреждениях»  и отдельных целевых показателей подпрограмм «Доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания «Заслуженный мастер спорта»), в общем количестве спортсменов-разрядников в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва», «Количество подготовленных спортсменов Чувашской Республики – членов спортивных сборных команд Российской Федерации» предусмотрены ниже уровня их фактического исполнения в рамках действующей государственной программе за 2017 год.

5. Бюджетные ассигнования, утвержденные Законом о бюджете на 2019 и 2020 годы, не соответствуют объему ресурсного обеспечения, предусмотренному паспортом действующей Государственной программы от 16.05.2013 № 185 и  проектом государственной программы на соответствующий период за счет средств республиканского бюджета.

7. В связи с принятием Государственной программыотменяется действие государственной программы Чувашской Республики «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.01.2014 № 15.

8. Анализ состава и значений целевых показателей (индикаторов)  проекта Государственной программы в целом свидетельствует о достаточности предлагаемых показателей для полноценной оценки степени достижения целей и решения задач и соответствует значениям Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года.

 

Предложения:

Рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в значения целевых показателей «Доля спортсменов Чувашской Республики, принявших участие во всероссийских и международных соревнованиях, в общей численности занимающихся в спортивных учреждениях», «Доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания «Заслуженный мастер спорта»), в общем количестве спортсменов-разрядников в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва», «Количество подготовленных спортсменов Чувашской Республики – членов спортивных сборных команд Российской Федерации» в целях объективной оценки выполнения целевых индикаторов.

В случае утверждения проекта Государственной программы, приять меры по выполнению требований статьи 179 Бюджетного кодекса, в части приведения проекта Государственной программы в соответствие с законом (решением) о бюджете.