Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования»

Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования»

 

1. Анализ проекта государственной программы «Развитие образования».

1.1. Заключение на проект государственной программы «Развитие образования» (далее – проект Государственной программы), представленный в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее – Минобразования Чувашии) (письмо от 10.09.2018 № 08/21-11044, с уточнениями от 14.09.2018 ), в соответствии с пунктом 3.5. Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее - Порядок разработки и реализации государственных программ), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145, подготовлено в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 13.10.2011 № 58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».

Государственная программа включена в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 № 522-р.

1.2. Срок реализации Паспортом Государственной программы (проект) определен на 2019-2035 годы (в III этапа), в том числе: I этап 2019-2020 годы, II этап 2021-2025 годы, III этап 2026-2035 годы.

В то же время  в Разделе 1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», цели, задачи, описание сроков и этапов реализации Государственной программы указан I этап 2019-2025 годы.

1.3. Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Соисполнителями Государственной программы являются: Министерство здравоохранения Чувашской Республики; Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики;Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики; Уполномоченный по правам ребенка в Чувашской Республике; государственные организации Чувашской Республики, подведомственные Минобразования Чувашии.

Участниками Государственной программы являются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию).

 

При этом в проекте паспорта Государственной программы не приведена расшифровка государственных учреждений, находящихся в ведении Минобразования Чувашии, участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий подпрограммы (подпрограмм).

  1.4. В соответствии с проектом паспорта Государственная программа включает 7 подпрограмм:

- Государственная поддержка развития образования;

- Молодежь Чувашской Республики;

- Комплексное развитие профессионального образования в Чувашской Республике;

- Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения;

- Развитие воспитания в образовательных организациях Чувашской Республики;

- Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики;

- Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования».

Сравнительный анализ проекта Государственной программы с действующей Государственной программой от 16.12.2011 № 589 показал, что в проекте  Государственной программы сохранены все подпрограммы, вносится только изменение в наименование  одной подпрограммы.

1.5. Проект Государственной программы разработан в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента Российской Федерации); Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года (далее - Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2018 г. № 254; Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года  (далее - Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров) (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июня 2013 г. № ПК-5вн) Программой модернизации образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров в субъектах Российской Федерации  (далее – Программа модернизации) (одобрено Координационным советом по среднему профессиональному образованию Министерства образования и науки Российской Федерации 25 апреля 2018 г.

В предлагаемой редакции проекта Государственной программы ее цели соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития.

1.6.Целями  проекта Государственной программы  являются:

обеспечение доступности качественного образования, ориентированного на формирование конкурентоспособной личности, отвечающей требованиям инновационного развития экономики, обладающей навыками проектирования собственной профессиональной карьеры и достижения современных стандартов качества жизни на основе общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.

1.7. Задачами Государственной программы являются:

обеспечение населения услугами дошкольного образования;

повышение доступности качественного начального общего, основного общего и среднего общего образования;

развитие системы воспитания и дополнительного образования детей в Чувашской Республике;

создание условий для активного включения молодых граждан в процесс социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Чувашской Республики;

повышение качества профессионального образования молодежи;

создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;

модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ;

формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими;

        формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста;

формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

В предлагаемой редакции проекта Государственной программы ее задачи соответствуют государственной политике в сфере развития образования. Решение задач Государственной программы позволяет обеспечить достижение ее целей.

Достижение цели и решение задач Государственной программы характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами) - достижение к 2036 году:

удовлетворенность населения качеством начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования - 85 процентов;

обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях - 1000 мест на 1000 детей;

доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций - 100 процентов;

доля выпускников организаций среднего профессионального образования, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования – 59 процентов;

доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы, не менее 37 процентов;

удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях - 100 процентов;

доля детей и молодежи, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет - 80 процентов.

Состав целевых индикаторов и показателей проекта Государственной программы установлен в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  и Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. Предусмотренные целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации Государственной программы. В целом количество данных показателей достаточны для оценки достижения целей или решения  задач  Государственной программы.

Вместе с тем установлено, что в проекте Государственной программы значение целевого индикатора «Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях» в расчете на 1000 детей в 2020 году составит – 840 мест, в 2021 году – 850 мест. Тогда как согласно Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года  целевой показатель повышение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях» к 2021 году должно составить до 100%.

Кроме того, установлено, что в проекте подпрограммы «Развитие воспитания в образовательных организациях Чувашской Республики» значение целевого индикатора в проекте Государственной программы «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности» на 2021 год  предусмотрено – 15%. Тогда как согласноСтратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, к году завершения реализации приоритетного проекта (2021 г) значение целевого показателя «Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием – 75%. в том числе  охват детей по программам технической и естественнонаучной направленности» должно составить – 20%.

Так же установлено, что   значение целевого индикатора в проекте подпрограммы «Комплексное развитие профессионального образования в Чувашской Республик» Государственной программы «Численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия» на 2020 год предусмотрено – 0,1 тыс. человек. Тогда как  согласно   Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года  данный показатель к концу 2020 года должен составить - 450 человек в год.

Значения целевых индикаторов и показателей Государственной программы в разрезе по годам отражены в приложении № 1 к Государственной программе. Значения целевых индикаторов, предусмотренных проектом Государственной программы на 2019-2020 годы, приведены в Таблице № 1.

Таблица № 1

Наименование

целевых индикаторов

Единица

измерения

2019 год

2020 год

1

2

3

4

Удовлетворенность населения качеством начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования

% от опрошенных

83

85

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях

количество мест на 1000 детей

830

840

Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций

%

99

100

Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования

%

53

54

Доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы

%

37

37

Удельный вес численности обучающихся, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях

%

95,5

96

Доля детей и молодежи, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет

%

73

75

 

При анализе целевых показателей проекта Государственной программы так же установлено, чтозначения предусмотренных отдельных целевых индикаторов в проекте Государственной программы на отдельный период определены ниже уровня их фактического исполнения в действующей государственной программе за 2017 год.

Так, например,  в проекте Государственной программы  целевой индикатор

«Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций» на 2019 год  предусмотрен 99% или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 0,1% (100%).

Аналогично  целевой индикатор «Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования» предусмотрен – 53% или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 2% (55%).

В проекте  подпрограммы «Государственная поддержка развития образования» на 2019 и 2020 годы установлен целевой показатель «Охват детей дошкольного возраста образовательными программами дошкольного образования» - 82,8, или ниже уровня фактического исполнения за 2017 год на 1,7% (84,5%). Целевой показатель «Доля образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве организаций, реализующих адаптированные образовательные программы» за 2017 год исполнен - 100%, при этом  по вышеуказанной подпрограмме на 2019 год предлагается установить данный показатель – 85%. Кроме того, по целевому показателю  «Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций» на 2019 год предлагается установить значение – 14,9%, или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 0,9% (15,8%).

1.8. Общий объем финансирования на реализацию проекта Государственной программы, указанный в паспорте на 2019-2035 годы, отражен в общей сумме 211 890 853,8 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета –2 068 941,5 тыс. рублей или 0,98%, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 203 096 090,4 тыс. рублей или 95,85%, за счет местных бюджетов –596 644,4 тыс. рублей или 0,28%, за счет внебюджетных источников – 6 129 177,5 тыс. рублей или 2,89%.

В ходе анализа финансирования установлено, что объем финансовых средств, предусмотренных в проекте паспорта Подпрограммы, соответствует объему, указанному в приложении №2 «Ресурсное обеспечение  и прогнозная (справочная) оценка расходов за счет всех источников финансирования реализации  проекта государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования».

Согласно п.4.1. Порядка разработки и реализации государственных программ распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Прогнозируемый объем финансирования проекта Государственной программы на 2019 год составляет в общей сумме 13587674,6тыс. рублей, на 2020 год –13020073,4 тыс. рублей.

Объем финансирования мероприятий в проекте Государственной программы на 2019-2020 годы представлен в Таблице № 1.

Таблица № 1 (тыс. рублей)

Наименование подпрограмм (мероприятия)

2019 год

2020 год

1

2

3

Государственная программа всего, в том числе:

13587674,6

13020073,4

«Государственная поддержка развития образования

12257663,0

11780264,2

«Молодежь Чувашской Республики»

24866,4

29132,7

«Комплексное развитие профессионального образования в Чувашской Республике»

16502,2

16502,2

«Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразователь­ных ор­ганизациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными ус­ловиями обучения»

1211486,0

1114624,6

«Развитие воспитания в образовательных организациях Чувашской Республики»

-

-

«Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики»

4348,8

4348,8

«Обеспечение реа­лизации государственной программ­ы Чувашской Республики «Развитие образования»

72808,2

75200,9

Законом о бюджете предусмотрено финансовое обеспечение действующей    государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 № 589на 2019 год в общей сумме 12 160 019,8 тыс. рублей и на 2020год - 11 641 697,6 тыс. рублей.

1.9. Проект Государственной программы в основном соответствует основным положениям и требованиям Порядка разработки и реализации государственных программ.

2. Основные выводы по результатам экспертизы Государственной программы:

1. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы на 2019-2035 годы составляет в сумме 211 890 853,8 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 2 068 941,5 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 203 096 090,4 тыс. рублей, за счет местных бюджетов – 596 644,4 тыс. рублей и за счет внебюджетных источников – 6 129 177,5 тыс. рублей.

2. Проектом  Государственной программы «Развитие образования» предлагается утвердить 7 подпрограмм. Сравнительный анализ проекта Государственной программы с действующей Государственной программой от 16.12.2011 № 589 показал, что в проекте  Государственной программы сохранены все подпрограммы, вносится только изменение в наименование  одной подпрограммы.

3.  В проекте Государственной программы значение целевого индикатора «Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях» в расчете на 1000 детей в 2020 году предусматривается установить – 840 мест, в 2021 году – 850 мест. Тогда как согласно Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года  целевой показатель повышение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях» к 2021 году должно составить до 100%.

4. В проекте подпрограммы «Развитие воспитания в образовательных организациях Чувашской Республики» значение целевого индикатора в проекте Государственной программы «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности» на 2021 год  предусмотрено – 15%. Тогда как согласно Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, к году завершения реализации приоритетного проекта (2021 г) значение целевого показателя «Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием – 75%. в том числе  охват детей по программам технической и естественнонаучной направленности» должно составить – 20%.

Так же установлено, что   значение целевого индикатора в проекте подпрограммы «Комплексное развитие профессионального образования в Чувашской Республик» Государственной программы «Численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия» на 2020 год предусмотрено – 0,1 тыс. человек (100 человек). Тогда как  согласно   Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года  данный показатель к концу 2020 года должен составить - 450 человек в год.

5. При анализе целевых показателей проекта Государственной программы так же установлено, что значения предусмотренных отдельных целевых индикаторов («Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций», «Доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования», «Охват детей дошкольного возраста образовательными программами дошкольного образования» и другие) в проекте Государственной программы на 2019 год определены ниже уровня их фактического исполнения в действующей государственной программе за 2017 год.

6. Бюджетные ассигнования, утвержденные Законом о бюджете на 2019 и 2020 годы, не соответствуют объему ресурсного обеспечения, предусмотренному проектом государственной программы на соответствующий период за счет средств республиканского бюджета  и федерального бюджета.

7. В связи с принятием Государственной программыотменяется действие государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 № 589.

     

Предложения:

Рассмотреть вопрос о внесении изменений в значения отдельных целевых показателей, указанных в Заключении  в целях объективной оценки выполнения целевых индикаторов.

В случае утверждения проекта Государственной программы, приять меры по выполнению требований статьи 179 Бюджетного кодекса, в части приведения проекта Государственной программы в соответствие с законом (решением) о бюджете.