Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства»

Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства»

  1. Анализ проекта государственной программы Чувашской Республики «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства»

1.1.Заключение на проект государственной программы Чувашской Республики «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства»  (далее – государственная программа), представленный в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики (далее – Контрольно-счетная палата) Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (письмо от 26.12.2018 № 10/13-11321) в соответствии с пунктом 3.5. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145 «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее – Порядок разработки и реализации государственных программ), подготовлено в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

В проекте определены приоритеты государственной политики в области модернизации и развития сферы жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 июня 2018 г. № 254 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года».

Государственная программа включена в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 № 522-р.

1.2. Срок реализации Паспортом  проекта Государственной программы определен на 2019-2035 годы (в III этапа), в том числе: I этап 2019-2025 годы, II этап 2026-2030 годы, III этап 2031-2035 годы.

1.3. Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – Минстрой Чувашии).

Соисполнителями являются:

- Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики;

- государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Биологические очистные сооружения» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – ГУП ЧР «БОС» Минстроя Чувашии);

- государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее – ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии);

- некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (по согласованию).

Участниками Государственной программы являются:

- органы местного самоуправления в Чувашской Республике (по согласованию);

- организации Чувашской Республики (по согласованию)

1.4. Указанная  государственная  программа  ранее не реализовывалась. Мероприятия  программы  исполняются в рамках следующих подпрограмм:

 - «Модернизация коммунальной инфраструктуры на территории Чувашской Республики»;

- «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой»;

-  «Газификация Чувашской Республики»;

- «Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства».

 Указанные подпрограммы является логическим продолжением действующей государственной программы Чувашской Республики «Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 ноября 2011 г. № 530.

1.5. Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года (далее - Стратегия), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.06.2018 № 254.

1.6. Задачами Государственной программы являются:

- повышение эффективности работы коммунальных котельных, снижение потерь при транспортировке тепловой энергии;

- строительство и модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рамках реализации инвестиционных проектов;

- внедрение новых технологий обработки воды на водоочистных станциях;

- повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Чувашской Республики.

        В предлагаемой редакции Государственной программы ее задачи соответствуют государственной политике в сфере реализации Государственной программы. Решение задач Государственной программы позволяет обеспечить достижение ее целей.

1.7. Достижение цели и решение задач Государственной программы характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами) к 2036 году:

удовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных услуг – 90 процентов;

доля населения Чувашской Республики, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, –
90 процентов;

уровень газификации Чувашской Республики –
93 процента.

Стратегией предусмотрены ожидаемые результаты к 2035 году:

повышение доступности для населения услуг централизованных систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

сокращение потерь воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 5 процентов;

сокращение износа систем теплоснабжения на 10 процентов;

строительство и ввод в эксплуатацию межпоселкового газопровода на Заволжской территории г. Чебоксары протяженностью 52,5 км, внутрипоселковых газораспределительных сетей протяженностью 56,79 км;

газификация около 2 тыс. домовладений, 5 котельных (не считая небольших котельных садоводческих товариществ, коммерческих организаций, баз отдыха, пансионатов и детских оздоровительных лагерей), более 3 тыс. садоводческих участков.

Также в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года предусмотрена реализация приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг», которым предусмотрены следующие значения целевых показателей к году завершения реализации приоритетного проекта (2020 г.):

снижение аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 30 процентов;

повышение уровня удовлетворенности граждан качеством жилищно-коммунальных услуг до 85 процентов.

При этом установлено, что целевой  индикатор «снижение аварийности на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения» в проекте Государственной программы не  предусмотрен.

А значение показателя «повышение уровня удовлетворенности граждан качеством жилищно-коммунальных услуг» в проекте государственной  программы  на 2020 год предусмотрен в  размере  74 %, в  Стратегии - 85,0%

Значения целевых индикаторов и показателей в разрезе по годам отражены в приложении №1 к проекту Государственной программе.

При этом выборочной проверкой  установлено, что значение целевых индикаторов по  подпрограмме «Обеспечение населения Чувашской Республики качественной питьевой водой» проекта государственной программы на 2019 год предусмотрены ниже уровня, предусмотренного  действующей подпрограммой на 2019 годи ниже уровня фактического исполнения за 2017 год.  Например, значение индикатора  «Удельный вес проб воды из источников питьевого централизованного водоснабжения, не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям»  на 2019 год в проекте государственной программы - 22,6% ,  а в действующей программе  - 14,5%,  а фактическое исполнение за 2017 год – 6,5%.

 

1.8. Прогнозируемый объем финансирования в паспорте Государственной программы в 2019 - 2035 годах отражен в сумме 6 302 653,1  тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета (35,9%) – 2 263 966,3 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики (23,3 %) – 1 470 655,6 тыс. рублей, средства местных бюджетов (1,9%) -122 789,2 тыс. рублей, внебюджетных источников (38,9 %) – 2 445 242,0 тыс. рублей, который соответствует объему финансирования отраженному в разделе III. «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, по этапам и годам реализации Государственной программы».

Согласно п.4.1. Порядка разработки и реализации государственных программ распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Прогнозируемый объем финансирования проекта Государственной программы на 2019 год составляет в общей сумме 883 287,2 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета – 74 896,8 тыс. рублей, республиканского бюджета – 141 576,7 тыс. рублей; на 2020 год соответственно 927 716,0 тыс. рублей, 175 299,5 тыс. рублей и 79 655,7 тыс. рублей; на 2021 год - 509 313,3 тыс. рублей, 372 190,0 тыс. рублей и 47 641,6 тыс. рублей.

Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019  год и плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Закон о бюджете) бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы утверждены на 2019 год в сумме  141 066,1 тыс. рублей, на 2020 год - 78 190,1 тыс. рублей, 2021 год –  44 213,8 тыс. рублей.

Таким образом, бюджетные ассигнования утвержденные Законом о бюджете не соответствуют объему ресурсного обеспечения, предусмотренному проектом государственной программы на 2019  год и плановый период 2020 и 2021 за счет средств республиканского бюджета на сумму 510,6 тыс. рублей, 1 475,6 тыс. рублей и 3437,8 тыс. рублей.

В связи с чем, по мнению Контрольно-счетной палаты  объемы ресурсного обеспечения, предусмотренные проектом государственной программы на 2019  год и плановый период 2020 и 2021 годов необходимо привести в соответствие  Законом Чувашской Республики от 28 ноября 2018 г. № 83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

1.9. Проект Государственной программы в основном соответствует основным положениям Порядка разработки и реализации государственных программ.

 

  1. Выводы
  2.  Прогнозируемый объем финансирования в паспорте Государственной программы в 2019 - 2035 годах отражен в сумме 6 302 653,1 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета (35,9%) – 2 263 966,3 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Чувашской Республики (23,3 %) – 1 470 655,6 тыс. рублей, средства местных бюджетов (1,9%) -122 789,2 тыс. рублей, внебюджетных источников (38,9 %) – 2 445 242,0 тыс. рублей.
  3. Объемы ресурсного обеспечения, предусмотренные проектом Государственной программы на 2019  год и плановый период 2020 и 2021 годов, в части финансирования мероприятий программы за счет средств республиканского бюджета требуют их приведения в соответствие с объемами, предусмотренными Законом Чувашской Республики от 28 ноября 2018 г. № 83 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на финансовое обеспечение реализации мероприятий указанной государственной программы.
  4. Анализ состава и значений целевых показателей (индикаторов) проекта Государственной программысвидетельствует об отсутствии взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года.