Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики»

Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики»

 

 1. Анализ проекта государственной программы «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики».

1.1. Заключение на проект государственной программы «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики» (далее - Государственная программа), представленный в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики Министерством финансов Чувашской Республики (письмо от 30.08.2018 № 02/06-5724), в соответствии с пунктом 3.5. Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее - Порядок разработки и реализации государственных программ), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145, подготовлено в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 13.10.2011 № 58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».

Государственная программа включена в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 № 522-р.

1.2. Срок реализации Государственной программы определен на 2019-2035 годы (в III этапа), в том числе: I этап 2019-2025 годы, II этап 2026-2030 годы, III этап 2031-2035 годы.

1.3. Ответственным исполнителем Государственной программы является Министерство финансов Чувашской Республики.

Соисполнителями Государственной программы являются: Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Контрольно-счетная палата Чувашской Республики (по согласованию).

Участниками Государственной программы являются: Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики, Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Чувашской Республики, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Чувашской Республики (по согласованию).

1.4. В соответствии с паспортом Государственной программы включает четыре подпрограммы:

- «Совершенствование бюджетной политики и обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Чувашской Республики»;

- «Повышение эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики»;

- Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики».

1.5. Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.06.2018 № 254, ее целей и задач для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов, оптимизация долговой нагрузки на республиканский бюджет Чувашской Республики и повышения эффективности бюджетных расходов, качества управления общественными финансами Чувашской Республики.

В предлагаемой редакции Государственная программа ее цели соответствуют приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития.

1.6. Задачами Государственной программы являются:

- совершенствование бюджетного процесса, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в управление общественными финансами, повышение качества и социальной направленности бюджетного планирования;

- проведение ответственной бюджетной политики, способствующей обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, росту собственных доходов консолидированного и республиканского бюджетов Чувашской Республики;

- повышение эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, развитие гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического управления, путем интеграции методов проектного управления в государственные программы Чувашской Республики и бюджетный процесс;

 - обеспечение ориентации бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов, открытости и доступности информации об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики;

- развитие межбюджетных отношений, содействие повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Чувашской Республики;

- эффективное управление государственным долгом Чувашской Республики, поддержание достигнутых кредитных рейтингов, обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств Чувашской Республики;

- оптимизация структуры и объема государственного долга Чувашской Республики, расходов на его обслуживание, осуществление заимствований в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, эффективное использование рыночных механизмов заимствований.

В предлагаемой редакции Государственной программы ее задачи соответствуют государственной политике в сфере реализации Государственной программы. Решение задач Государственной программы позволяет обеспечить достижение ее целей.

1.7. Достижение цели и решение задач Государственной программы характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами) - достижение к 2036 году:

- достижение к 2036 году следующих целевых индикаторов и показателей:

отношение дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики к доходам республиканского бюджета Чувашской Республики (без учета безвозмездных поступлений) - не более 10,0 про­цента;

отношение государственного долга Чувашской Республики к доходам республиканского бюджета Чувашской Республики (без учета безвозмездных поступлений) - не более 50,0 процента;

отношение объема просроченной задолженности по долговым обязательствам Чувашской Республики к общему объему задолженности по долговым обязательствам Чувашской Республики - 0,0 процента;

удельный вес программных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики - 100,0 процента;

отношение объема просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета Чувашской Республики к объему расходов республиканского бюджета Чувашской Республики - 0,0 процента.

Состав целевых индикаторов и показателей проекта Государственной программы предусмотрен в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. Предусмотренные целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации Государственной программы, решение основных ее задач и достижение целей.

Значения целевых индикаторов и показателей Государственной программы в разрезе по годам отражены в приложении № 1 к Государственной программе.

1.8. Общий объем финансирования на реализацию Государственной программы, указанный в паспорте на 2019-2035 годы, отражен в общей сумме 22 348 172,5 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 487 997,4 тыс. рублей или 2,2%, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 21 860 175,1 тыс. рублей или 97,8%.

Финансирование Государственной программы отражено в разделе III «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, по этапам и годам реализации Государственной программы)».

Объем финансирования мероприятий Государственной программы на 2019-2020 годы представлен в Таблице № 1.

 Таблица № 1 тыс. рублей

Наименование подпрограмм (мероприятия)

2019 год

2020 год

1

2

3

Государственная программа всего, в том числе:

2 355 224,8

1 307 293,7

Совершенствование бюджетной политики и обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Чувашской Республики

2 183 409,8

1 130 953,2

Повышение эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики

9 246,9

9 196,9

Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики»

162 568,1

167 143,6

 

Вместе с тем, Законом о бюджете предусмотрено финансовое обеспечение действующих подпрограмм государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.10.2011 № 470, которое представлено в Таблице № 2.

Таблица № 2 тыс. рублей

Наименования подпрограмм (мероприятий)

2019 год

2020 год

1

2

3

Государственная программа Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики», в том числе подпрограммы:

1 692 869,1

1 621 961,1

Совершенствование бюджетной политики и эффективное использование бюджетного потенциала Чувашской Республики

1 523 739,4

1 452 831,4

Повышение эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики

8 114,5

8 114,5

Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики»

161 015,2

161 015,2

 

В проекте Государственной программы на 2019 год предусмотренные расходы в рамках создания Резервного фонда Чувашской Республики. В действующей государственной программе данные расходы на 2019 год не предусмотрены.

Кроме того, в проекте Государственной программы на 2020 год меры финансовой         поддержки бюджетов муниципальных районов, городских округов и поселений, направленных на обеспечение их сбалансированности и повышение уровня бюджетной обеспеченности (дотации) предусмотрены на 323 678,2 тыс. рублей меньше, чем в действующей редакции государственной программы. С 1 января 2019 года планируется внесение изменения в формулу расчета распределения дотаций бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

1.9. Проект Государственной программы соответствует основным положениям и требованиям Порядка разработки и реализации государственных программ.

Значение целевых индикаторов, предусмотренных проектом Государственной программы на 2019-2020 годы, приведены в Таблице № 3.

Таблица № 3

Наименование целевых

 показателей (индикаторов)

Единица

 измерения

2019 год

2020 год

1

2

3

4

Отношение дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики к доходам республиканского бюджета Чувашской Республики (без учета безвозмездных поступлений)

%

10,0

10,0

Отношение государственного долга Чувашской Республики к доходам республиканского бюджета Чувашской Республики (без учета безвозмездных поступлений)

%

50,0

48,0

Отношение объема просроченной задолженности по долговым обязательствам Чувашской Республики к общему объему задолженности по долговым обязательствам Чувашской Республики

%

0,0

0,0

Удельный вес программных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики

%

100,0

100,0

Отношение объема просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета Чувашской Республики к объему расходов республиканского бюджета Чувашской Республики

%

0,0

0,0

Темп роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики (к предыдущему году)

%

98,8

104,4

 

В действующей государственной программе Чувашской Республики «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики» целевые индикаторы на 2017-2018 годы и их исполнение в 2017 году представлены в Таблице № 4.

Таблица № 4

Наименование

целевых индикаторов

Единица

 измерения

2017 год

2018 год

План

Факт

1

2

3

 

4

Удельный вес программных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики в общем объеме расходов республиканского бюджета Чувашской Республики

%

100,0

100,0

100,0

Отношение государственного долга Чувашской Республики к доходам республиканского бюджета Чувашской Республики (без учета безвозмездных поступлений)

%

55,0

52,9

54,0

Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики

млн.

рублей

31 500,2

34 500,2

32 887,5

Темп роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики (к предыдущему году)

%

104,1

104,1

103,2

В проекте Государственной программы в 2019 году предусмотрено снижение темпа роста налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Чувашской Республики (к предыдущему году) на 1,2%. Снижение темпов роста доходов связано с изменениями налогового законодательства с 1 января 2019 года в части налога на имущества организаций (льготы на движимое имущество). Кроме того, в 2018 году в республиканский бюджет поступили разовые платежи порядка 600,0 млн. рублей по итогам контрольных мероприятий.

 

2. Основные выводы по результатам экспертизы Государственной программы:

1. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы на 2019-2035 годы составляет в сумме 22 348 172,5 тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 487 997,4 тыс. рублей и за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 21 860 175,1 тыс. рублей.

2. Принятие Государственной программы «Управление общественными финансами и государственным долгом Чувашской Республики» повлечет отмену трех подпрограмм государственной программы Чувашской Республики «Управление общественными финансовыми и государственным долгом Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.10.2011 № 470.

3. Анализ состава и значений целевых показателей (индикаторов) Государственной программы свидетельствует о достаточности предлагаемых показателей для полноценной оценки степени достижения целей и решения задач и соответствует значениям Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года