Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие культуры и туризма»

Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие культуры и туризма»

 

1. Анализ проекта государственной программы «Развитие культуры и туризма»

1.1. Заключение на проект государственной программы Чувашской Республики «Развитие культуры и туризма» (далее – проект Государственной программы), представленный в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики (далее – Контрольно - счетная палата) Министерством культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (письмо от 03.09.2018 №06/17-5397) в соответствии с пунктом 3.5. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.04.2011 № 145 «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее – Порядок разработки и реализации государственных программ), подготовлено в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 13.10.2011 №58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».

Проект Государственной программы включен в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 №522-р.

1.2. Срок реализации проекта Государственной программы предусмотрен на 2019-2035 годы.

1.3. Ответственным исполнителем проекта Государственной программы является Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (далее - Минкультура Чувашии).

Соисполнителем: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики; Администрация Главы Чувашской Республики; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики; Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики; подведомственные Минкультуры Чувашии государственные учреждения Чувашской Республики.

Участниками проекта Государственной программы являются органы местного самоуправления (по согласованию); общественные объединения (по согласованию); ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» (по согласованию); ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И.Н. Ульянова» (по согласованию).

При этом в паспорте Государственной программы не приведена расшифровка подведомственных учреждений Минкультуры Чувашии и участников в разрезе органов местного самоуправления и общественных объединений участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий подпрограммы (подпрограмм).

1.4. В соответствии с паспортом Государственная программа включает пять подпрограмм:

- «Развитие культуры в Чувашской Республике»;

- «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Чувашской Республики»;

- «Поддержка и развитие чтения в Чувашской Республике»;

- «Туризм»;

- «Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Развитие культуры и туризма».

Сравнительный анализ проекта Государственной программы с Государственной программой от 31.12.2013 №570, показал, что в проект Государственной программы добавляется подпрограмма «Поддержка и развитие чтения в Чувашской Республике».

1.5. Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года, ее целей, задач и приоритетных направлений и направлена на достижение целей по активизации культурного потенциала Чувашской Республики; повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики; содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики; сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры

В предлагаемой редакции Государственной программы ее цель соответствует приоритетам Приоритеты государственной политики в сфере культуры.

1.6. Задачами Государственной программы являются: 

- расширение доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам, сохранение культурного и исторического наследия;

- использование культурного и туристского потенциалов территорий, обладающих этнокультурным многообразием и спецификой;

- гастрольная деятельность, направленная на выравнивание возможностей доступа жителей Чувашской Республики к культурным благам;

- предоставление государственной финансовой поддержки на реализацию значимых проектов в сфере культуры и искусства на конкурсной основе;

- создание условий и возможностей для всестороннего развития, творческой самореализации, непрерывности образования;

- поддержка образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств);

- популяризация культурного наследия России, в том числе среди молодежи;

- сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел;

- развитие системы профессионального образования (в том числе в сфере академической музыки, оперного и балетного искусства, драматического театра), обеспечивающей высокий профессиональный уровень и конкурентоспособность российских исполнителей на международном уровне;

- сохранение ретроспективной архивной информации и перевод ее в электронный вид для эффективного использования в интересах государства, общества и граждан;

- стимулирование развития киносетей в крупных и малых городах при одновременном содействии увеличению доли российских фильмов в отечественном прокате;

- содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений в Чувашской Республике;

- развитие туристско-рекреационного комплекса Чувашской Республики;

- продвижение туристского продукта Чувашской Республики на мировом и внутреннем туристских рынках.

В предлагаемой редакции реализация Государственной программы позволяет внедрить инновационные технологии в деятельность учреждений культуры, повысить их конкурентоспособность; вовлечь население в активную социокультурную деятельность, реализовать творческие инициативы населения; повысить доступность и качество предоставляемых подведомственными учреждениями услуг; создать условия для сохранения этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Чувашской Республики.

1.7.Достижение цели и решение задач Государственной программы  характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами) – достижение к 2036 году:

- уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных услуг в сфере культуры - 96,0 процентов;

- увеличение числа посещений организаций культуры – на 25,0 процентов по отношению к 2017 году;

- увеличение числа обращений к цифровым ресурсам культуры - в 10 раз по отношению к 2017 году.

Предусмотренные целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации Государственной программы, решение основных ее задач и достижение целей.

Значения целевых индикаторов и показателей Государственной программы в разрезе по годам отражены в приложении №1 к проекту Государственной программы. Значение целевых индикаторов, предусмотренных проектом Государственной программы на 2019-2020 годы, приведены в Таблице № 1.

Таблица № 1

Наименование целевых индикаторов

Единица

измерения

2019 год

2020 год

1

2

3

4

Уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных услуг в сфере культуры

%

90,0

90,0

Увеличение числа посещений организаций культуры

% по отношению к 2017 году

1,0

3,0

Увеличение числа обращений к цифровым ресурсам культуры

% по отношению к 2017 году

100

150

 

Анализ целевых показателей проекта Государственной программы показал, что индикатор «Увеличение числа обращений к цифровым ресурсам культуры» не увязан с мероприятиями проекта Государственной программы, что не позволяет полноценно оценить конечные результаты и эффективность реализации проекта Государственной программы в целом. Кроме того, отсутствует взаимосвязь данного индикатора с другими Государственными программами, например «Цифровое общество Чувашии», что создает риски недостижения целевых показателей (индикаторов) проекта Государственной программы.

Значение указанных целевых индикаторов проекта Государственной программы на период реализации соответствуют значениям, отраженным в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года.

При этом установлено, что значения предусмотренных целевых индикаторов в проекте подпрограммы «Туризм» ниже уровня их фактического исполнения в действующей подпрограмме «Туризм» за 2017 год. Например:

- целевой индикатор «Количество туристов, обслуженных туристскими организациями в Чувашской Республике» на 2019 год предусмотрен 230,0 тыс. человек или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 15 тыс. человек (245 тыс. человек);

- целевой индикатор «Объем туристских услуг, оказанных туристскими организациями в Чувашской Республике» на 2019 год – 600,0 млн. рублей или ниже фактического исполнения значения целевого индикатора за 2017 год на 204,8 млн. рублей (804,8 млн. рублей).

Кроме того, отдельные целевые индикаторы проекта Государственной программы не позволяют достигнуть целей, заложенных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. Например, по целевому индикатору «Количество туристов, обслуженных туристскими организациями в Чувашской Республике» в проекте Государственной программы к 2025 году планируется на уровне лишь 290 тыс. человек, тогда как в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года (к 2025 году) – 320 тыс. человек.

1.8. Общий объем финансирования на реализацию Государственной программы указанный в паспорте на 2019-2035 годы отражен в общей сумме   32 810 529,7 тыс. рублей, из них средства: федерального бюджета – 2 506 045,1 тыс. рублей (7,6 процента), республиканского бюджета Чувашской Республики – 20 481 712,6 тыс. рублей (62,4 процента), местных бюджетов – 121 803,9 тыс. рублей (0,4 процента), внебюджетных источников - 9 700 968,1 тыс. рублей (29,6 процента), который соответствует объему финансирования отраженному в разделе III. «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, по этапам и годам реализации Государственной программы».

Согласно п.4.1. Порядка разработки и реализации государственных программ распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Прогнозируемый объем финансирования проекта Государственной программы на 2019 год составляет в общей сумме 2 565 634,2 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 612 635,5 тыс. рублей, республиканского бюджета – 1 254 677,1 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 21 020,7 тыс. рублей, внебюджетных источников – 677 300,9 тыс. рублей), на 2020 год – 2 813 357,5 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 554 634,6 тыс. рублей, республиканского бюджета – 1 120 817,3 тыс. рублей, местного бюджета – 16 199,5 тыс. рублей, внебюджетных источников – 1 121 706,1 тыс. рублей).

Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон о бюджете) бюджетные ассигнования на реализацию действующей Государственной программы от 31.12.2013 № 570 утверждены на 2019 год в сумме 1 182 875,0 тыс. рублей, на 2020 год – 1 066 871,9 тыс. рублей.

В ходе анализа установлено, что проектом Государственной программы на 2019 год за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики ресурсное обеспечение предусмотрено в сумме 1 254 677,1 тыс. рублей, что больше объема финансирования, предусмотренного Законом о бюджете на реализацию Государственной программы на 71 802,1 тыс. рублей, на 2020 год – в сумме 1 120 817,3 тыс. рублей или больше на 53 945,4 тыс. рублей.

1.9. Государственная программа в основном соответствует основным положениям нормативных правовых документов, регламентирующих процесс разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм.  

 

2. Основные выводы по результатам экспертизы Государственной программы:

1. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы на 2019-2035 годы составляет в сумме 32 810 529,7  тыс. рублей, из них за счет средств федерального бюджета – 2 506 045,1 тыс. рублей, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 20 481 712,6 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов муниципальных образований – 121 803,9 тыс. рублей и за счет внебюджетных источников – 9 700 968,1 тыс. рублей.

2. Анализ целевых показателей проекта Государственной программы показал, что индикатор «Увеличение числа обращений к цифровым ресурсам культуры» не увязан с мероприятиями проекта Государственной программы, что не позволит полноценно оценить конечные результаты и эффективность реализации проекта Государственной программы в целом. Кроме того, отсутствует взаимосвязь данного индикатора с другими Государственными программами, например «Цифровое общество Чувашии», что создает риски недостижения целевых показателей (индикаторов) проекта Государственной программы.

3. В паспорте Государственной программы не приведена расшифровка подведомственных учреждений Минкультуры Чувашии и участников в разрезе органов местного самоуправления и общественных объединений участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий подпрограммы (подпрограмм).

4. Отдельные целевые индикаторы проекта Государственной программы не позволяют достигнуть целей, заложенных в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. Например, по целевому индикатору «Количество туристов, обслуженных туристскими организациями в Чувашской Республике» в проекте Государственной программы к 2025 году планируется на уровне лишь 290 тыс. человек, тогда как в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года (к 2025 году) – 320 тыс. человек.

5. Сравнительный анализ проекта Государственной программы с действующей Государственной программой от 31.12.2013 №570, показал, что в проект Государственной программы добавляется подпрограмма «Поддержка и развитие чтения в Чувашской Республике».

6. В связи с принятием проекта Государственной программы потребует признания утратившим силу постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 № 570 «Об утверждении государственной программы Чувашской Республики «Развитие культуры и туризма» и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики.

7. Ресурсное обеспечение, предусмотренное проектом Государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2019 и 2020 годы не соответствует объему финансирования, предусмотренному Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на реализацию действующей Государственной программы.