Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Комплексное развитие сельских территорий Чувашской Республики»

Заключение

Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект государственной программы Чувашской Республики «Комплексное развитие сельских территорий Чувашской Республики»

(утверждено коллегией Контрольно-счетной палаты  Чувашской Республики протокол от 12.12.2019 № 48)

 

  1. Анализ проекта государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Чувашской Республики».

1.1. Заключение на проект государственной программы Чувашской Республики «Комплексное развитие сельских территорий Чувашской Республики» (далее – Государственная программа), представленный в Контрольно - счетную палату Чувашской Республики  (далее – Контрольно - счетная палата) Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики (письмо от 05.12.2019 №08/248222) в соответствии с пунктом 3.5. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики  от 14.04.2011 № 145 «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Чувашской Республики» (далее – Порядок разработки и реализации государственных программ), подготовлено в соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики от 13.10.2011 №58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики».

Проект Государственной программы разработан в связи с принятием государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 696.

В перечне государственных программ Чувашской Республики, утвержденномх распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.07.2018 №522-р  указанная Государственная программа отсутствует.

1.2. Срок реализации Государственной программы паспортом предусмотрен на 2020-2025 годы.

1.3. Ответственным исполнителем Государственной программы определено Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Минсельхоз Чувашии), соисполнителями: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики; Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики; Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики; Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики; Министерство здравоохранения Чувашской Республики; министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.

1.4. В соответствии с паспортом Государственная программа включает три  подпрограммы:

- «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения»;

-  «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях»;

- «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях».

Сравнительный анализ проекта Государственной программы с действующей подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2018 г. № 433 (далее - Подпрограмма), показал, что Мероприятия, предусмотренные в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики» отражены в проекте государственной программы Чувашской Республики «Комплексное развитие сельских территорий Чувашской Республики» следующим образом:

основное мероприятие  «Улучшение жилищных условий граждан на селе» подпрограммы отражено в подпрограмме «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы;

основное мероприятие  «Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, а также строительство и реконструкция автомобильных дорог» подпрограммы отражено в подпрограмме «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» Государственной программы);

основное мероприятие «Реализация мероприятий по благоустройству сельских территорий» подпрограммы отражено в подпрограмме «Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях» Государственной программы.

Сравнительный анализ проекта Государственной программы с Подпрограммой показал, что ответственные исполнители и соучастники Государственной программы и подпрограммы, состав подпрограмм идентичны.

1.5. Государственная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года. Цели реализации Государственной программы взаимоувязаны с целями, отраженными в Стратегии по данному направлению:

обеспечение стабилизации численности сельского населения за счет создания новых рабочих мест, комфортных условий для проживания путем решения задач комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений и удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, задействованных в реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе;

совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства и их закрепление на селе. Формирование регионального отраслевого образовательного комплекса (общеобразовательные организации, объединения работодателей, организации малого и среднего бизнеса), университетско-школьных кластеров (ранняя профориентационная работа со старшеклассниками по элективным курсам сельскохозяйственной направленности, развитие сети агроклассов), сегмента учебно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий, домохозяйств в целях интеллектуализации труда в агропромышленном комплексе;

развитие сельского туризма. Республика обладает относительно благоприятными природно-климатическими ресурсами для развития сельского хозяйства, а также уникальными природными ландшафтами и водными объектами, способствующими развитию сельского туризма.

В предлагаемой редакции Государственной программы ее цель соответствует приоритетам государственной политики Чувашской Республики в соответствующей сфере социально-экономического развития Чувашской Республики.

В тоже время в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года отсутствуют целевые индикаторы количественно характеризующие ход реализации Государственной программы.

1.6. Задачами Государственной программы являются: 

- удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье;

повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;

поддержка инициатив граждан, проживающих на сельских территориях, по улучшению условий жизнедеятельности;

содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами .

В предлагаемой редакции Государственной программы ее задачи соответствуют государственной политике в сфере реализации Подпрограммы действующей Государственной программы. Решение задач Государственной программы позволяет  обеспечить достижение ее цели.

1.7. Достижение цели и решение задач Государственной программы  характеризуется следующими основными целевыми показателями (индикаторами) – достижение к 2025 году:

ввод (приобретение) 12,1 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих на сельских территориях;

доля семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат, - 4,1 процента;

предоставление 1500 жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях);

ввод 0,3 тыс. кв. метров жилья, предоставленного гражданам по договорам найма жилого помещения;

реализация 10 проектов по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку;

ввод в действие 2,1 км распределительных газовых сетей;

ввод в действие 5,1 км локальных водопроводов;

реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях в 1 населенном пункте;

разработка проектно-сметной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства для 80 объектов;

реализация 10 проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций;

ввод в эксплуатацию 43,9 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к  общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции;

реализация 50 общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий;

реализация 3720 проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах;

численность работников, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, по ученическим договорам – 10 человек;

численность студентов, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, привлеченных сельскохозяйственными товаропроизводителями для прохождения производственной практики – 60 человек.

Согласно п. 2.9 Порядка разработки и реализации государственных программ предусмотрено, что значения целевых индикаторов и показателей государственной программы должны формироваться с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на долгосрочный период.

Анализ показал, что паспортом проекта Государственной программы предусмотрено достижение 15 целевых индикаторов (показателей).

Предусмотренные проектом Государственной программы целевые индикаторы количественно характеризуют ход реализации Государственной программы, решение ее основных задач и достижение целей.

Значения целевых индикаторов и показателей в разрезе по годам отражены в ресурсном обеспечении реализации подпрограмм  в  приложениях №1 к подпрограммам  к проекту Государственной программы, которые взаимоувязаны с целями реализации мероприятий проекта Государственной программы.

 

 

 

 

Целевые индикаторы

Проект Государственной программы

Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий.

 

 

2020

2021

2022

2020

2021

2022

Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения"

Объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях, кв. м

2300

846,0

2170,0

3000,0

800,0

800,0

Доля семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат, %

2,8

1,3

4,0

4,4

0,8

3,4

Количество предоставленных жилищных (ипотечных) кредитов (займов) гражданам на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях), ед.

75

100

331

 

 

 

Доля молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия, в общем числе молодых семей и молодых специалистов, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат в рамках подпрограммы, %

 

12,0

1,6

7,2

 

 

 

Объем ввода жилья, предоставленного гражданам по договорам найма жилого помещения, кв. м

0

0

0

 

 

 

Подпрограмма "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях"

количество населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях, ед.

1

-

-

1

1

1

количество объектов, в целях строительства (реконструкции) которых разработана проектно-сметная документация, проведена государственная экспертиза проектной документации и достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, ед.

80

-

-

 

 

 

количество реализованных проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, ед.

620

620

620

620

620

620

количество реализованных проектов по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку, ед.

-

1

-

 

 

 

количество реализованных общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий, ед.

6

-

-

 

 

 

ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к  общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции, км

7,9

3,0

3,0

8,0

6,0

6,0

ввод в действие распределительных газовых сетей, км

2,1

-

-

2,1

4,9

4,9

ввод в действие локальных водопроводов, км

4,7

0,4

-

3,7

3,7

3,7

 

Следует отметить, что Минсельхозом Чувашии не утверждены Методики расчета целевых значений показателей (индикаторов), а также не определены документы, на основании которых в последующем будет подтверждаться достижение значений показателей индикаторов (официальная статическая отчетность, иная отчетность).

1.8. Сравнительный анализ проекта Государственной программы с Подпрограммой Государственной программы от 26.10.2018 № 433 показал, что значения показателей отдельных индикаторов отраженные в проекте Государственной программы на период с 2020 по 2022 годы не соответствуют значениям индикаторов Подпрограммы Государственной программы  26.10.2018  № 433 в связи с тем, что объемы ресурсного обеспечения, предусмотренные проектом Государственной программы, в части финансирования мероприятий программы приведены в соответствие с объемами, предусмотренными Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»:

Прогнозируемый объем финансирования в паспорте Государственной программы в 2020 - 2025 годах отражен в сумме 4 291 349,7 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 1687059,4 тыс. рублей (39,3 процента), республиканского бюджета Чувашской Республики 2008468,2 тыс. рублей (46,8 процента), местных бюджетов – 247523,1 тыс. рублей (5,8 процента), внебюджетных источников – 348299,0 тыс. рублей (8,1 процента), который соответствует объему финансирования отраженному в разделе III. «Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (с расшифровкой по источникам финансирования, по этапам и годам реализации Государственной программы».

Согласно п.4.1. Порядка разработки и реализации государственных программ распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

Прогнозируемый объем финансирования проекта Государственной программы на 2020 год составляет в общей сумме 834 270,7 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета – 180 091,1 тыс. рублей, республиканского бюджета – 500869,2 тыс. рублей, средства местных бюджетов – 85 422,3 тыс. рублей, внебюджетных источников – 67 888,1 тыс. рублей), на 2021 год  - 457 349,8 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 139920,9 тыс. рублей, республиканского бюджета – 254 346,6 тыс. рублей, местного бюджета – 28388,8 тыс. рублей, внебюджетных источников – 35693,5 тыс. рублей) и на 2022 год  -527 560,0 тыс. рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета – 141 162,1 тыс. рублей, республиканского бюджета – 309 752,4 тыс. рублей, местного бюджета – 28487,8 тыс. рублей, внебюджетных источников – 48157,7 тыс. рублей.

Сравнительный анализ проекта Государственной программы с Государственной программой от 26.10.2018 № 433 показал, что ресурсное обеспечение проекта Государственной программы на 2020 и 2021-2022 годы  не соответствует ресурсному обеспечению Государственной программы от 26.10.2018 № 433 на соответствующий период в общей сумме и в разрезе источников финансирования.

Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020  год и плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Закон о бюджете) бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Подпрограммы государственной программы утверждены на 2020 год в сумме 680 960,3 тыс. рублей на 2021 год – 394 267,5 тыс. рублей и на 2022 год – 450 914,5 тыс. рублей.

Таким образом, бюджетные ассигнования утвержденные Законом о бюджете на 2020 и 2021-2022 годы соответствуют объему ресурсного обеспечения, предусмотренному паспортом проекта Государственной программы за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

1.9. Проект Государственной программы содержит Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных образований на реализацию отдельных мероприятий. Вместе с тем по отдельным мероприятиям предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований, отобранным по результатам конкурсного отбора, проводимого в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.

Следует отметить, что рамках проведенного Контрольно-счетной палатой контрольного мероприятия было отмечено, что нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок предоставления и использования межбюджетных субсидий на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, не определены показатели, отражающие результаты реализации проектов комплексной застройки территории, установленные в соответствии с критерия отбора проектов.

В тоже время, на момент подготовки настоящего Заключения Минсельхозом Чувашии не разработаны соответствующие Порядки конкурсного отбора.

1.10. Проект Государственной программы в основном соответствует основным положениям Порядка разработки и реализации государственных программ.

 

  1. Выводы

 

  1. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы на 2020-2025 годы  составляет в сумме 4 291 349,7 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 1 687 059,4 тыс. рублей (39,3 процента), республиканского бюджета Чувашской Республики 2 008 468,2 тыс. рублей (46,8 процента), местных бюджетов – 247 523,1 тыс. рублей (5,8 процента), внебюджетных источников – 348 299,0 тыс. рублей (8,1 процента).
  2. В связи с принятием Государственной программы потребует признания утратившей силу подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» государственной программы Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2018 № 433.
  3. Государственная программа Чувашской Республики «Комплексное развитие сельских территорий Чувашской Республики» не включена в Перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июля 2018 г. № 522-р.
  4. Сравнительный анализ проекта Государственной программы с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Чувашской Республики» Государственной программы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.10.2018 № 433, показал, что ответственные исполнители и участники Государственной программы, цели и задачи идентичны.
  5. Бюджетные ассигнования, утвержденные Законом о бюджете на 2020 и 2021-2022 годы, соответствуют объему ресурсного обеспечения, предусмотренному проектом Государственной программы за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
  6. В приложенных документах не представлены Методики расчета целевых значений показателей (индикаторов), а также не определены документы, на основании которых в последующем будет подтверждаться достижение значений показателей индикаторов (официальная статическая отчетность, иная отчетность).
  7. Проект Государственной программы в основном соответствует основным положениям Порядка разработки и реализации государственных программ.

 

Предложения:

        Минсельхозу Чувашии рассмотреть вопрос:

- о включении государственной программы Чувашской Республики «Комплексное развитие сельских территорий Чувашской Республики»  в перечень государственных программ Чувашской Республики, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июля 2018 г. № 522-р;

- о разработке Методики  расчета целевых значений показателей (индикаторов),  и определении  перечня документов, на основании которых в последующем будет подтверждаться достижение значений показателей индикаторов (официальная статическая отчетность, иная отчетность).