Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики о внесении изменений в Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»

Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики на проект закона Чувашской Республики о внесении изменений в Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» 

(утверждено на заседании коллегии Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 30.10.2020, протокол №44)

Заключение Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики подготовлено во исполнение распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 02 октября 2020 года № 67.

Проект закона Чувашской Республики о внесении изменений в Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» (далее - проект закона) разработан депутатом Государственного Совета Чувашской Республики Каляевым Р.Е.  и направлен в Контрольно-счетную палату Чувашской Республики для подготовки заключения.

Согласно части 1 пункта 7 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 13.09.2011 № 58 «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики» к полномочиям Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики отнесена финансово-экономическая экспертиза проектов законов Чувашской Республики и нормативных правовых актов органов государственной власти Чувашской Республики (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Чувашской Республики.

Вместе с тем, проект закона рассмотрен.

Так, проектом закона предлагается внести изменения в пункт 4 стати 19 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» (далее - Закон Чувашской Республики от 23 июля 2001 года № 38) в части применения налоговой ставки в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, указанных в статье 181 Закона, устанавливается в 2020 году в размере 0,5 процента, последующие годы - 1,0 процента.  

При этом, в статье 181 налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (с 01.01.2021 данный пункт будет изложен в следующей редакции:  жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства).

Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию к  проекту закона потери республиканского бюджета Чувашской Республики в 2020 году при установлении налоговой ставки в размере 0,5 процента в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, потери республиканского бюджета составят порядка 102,0 млн. рублей. При установлении на 2021 год и последующие годы налоговой ставки в размере 1,0 процент в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, потери республиканского бюджета Чувашской Республики в 2021 году составят 102,0 млн. рублей в 2022 и в последующие годы по 204,0 млн. рублей.

В представленном к проекту закона финансово-экономическом обосновании не приведена расшифровка расчетов размера потерь республиканского бюджета на соответствующий год в разрезе объектов налогообложения и категорий налогоплательщиков. В пояснительной записке отсутствует развернутая характеристика социальных (экономических) последствий для республиканского бюджета Чувашской Республики, в том числе не расшифрованы источники покрытия выпадающих доходов, и как следствие, не определены денежные ресурсы для выполнения принятых Чувашской Республикой социальных (публичных) обязательств.

С учетом изложенного Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что внесение изменений в части снижения налоговой ставки в отношении объектов недвижимого имущества не обоснованно.

Вместе с тем сообщаем, что на заседании Координационного совета по развитию инвестиционной и предпринимательской активности, защите прав предпринимателей в Чувашской Республике, состоявшегося 13 октября т.г., предложено сохранить на 2021 год пониженную налоговую ставку в размере 1% по налогу на имущество организации по отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налог исчисляется, исходя из их кадастровой стоимости с небольшим увеличением налоговой ставки в 2022 году до 1,3%, в 2023 году до 1,5%, в 2024 году до1,8% и с 2025 года до 2%.