Заключение на проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

  1. Общие положения 

Заключение Контрольно-счетной палаты  Чувашской Республики на  проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - законопроект) подготовлено во исполнение распоряжения  Председателя Государственного Совета Чувашской Республики от 3 ноября 2020 года №899 и в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса  РФ, Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ  «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №326-ФЗ), законов Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике»,  «О Контрольно-счетной палате Чувашской Республики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики.

Законопроект внесен на рассмотрение Государственного Совета Чувашской Республики Главой Чувашской Республики 3 ноября  2020 года в соответствии со статьей 85 Конституции Чувашской Республики в порядке законодательной инициативы одновременно с проектом закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (действие абз.1 пункта 1 статьи 47 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. № 36 «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике», которым установлен срок внесения проекта в Государственный Совет ЧР до 15.10.2020,  приостановлено до 01.01.2021).

При подготовке настоящего заключения использованы отчетные данные об исполнении бюджета Фонда по состоянию на 01 октября 2020 года, а также результаты экспертно-аналитического мероприятия по вопросам правильности прогнозирования доходов бюджета ТФОМС и обоснования бюджетных ассигнований по расходным обязательствам на цели ОМС на очередной финансовый год и плановый период, материалы проекта постановления Правительства Российской Федерации «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», проекта Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на  плановый период 2022 и 2023 годов».

Данным законопроектом предлагается утвердить:

-основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - Фонд) по доходам и расходам на 2021 год в сумме 17 047 506,8 тыс. рублей, на 2022  год – 18 500 088,9  тыс. рублей, на 2023 год – 19 406 593,2 тыс. рублей  (статья 1 законопроекта);

-перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда, а также перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда (статья 2);

-распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Чувашской Республики и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам  и подгруппам)  видов расходов классификации расходов бюджетов (статья 3);

-размер средств нормированного страхового запаса Фонда: на 2021  год – 2680022,0  тыс. рублей; на 2022 год – 2 821457,0 тыс. рублей; на 2023 год – 2909721,5 тыс. рублей (статья 4);  

-норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию для страховых медицинских организаций в размере 1,0 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (статья 5).

Состав показателей, представленных для рассмотрения и утверждения бюджета ТФОМС на очередной финансовый год и плановый период, соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ.  

 

  1. Доходы бюджета Фонда 

В законопроекте прогнозируемые доходы бюджета Фонда сформированы в соответствии со статьями 26, 27 Федерального закона №326-ФЗ за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов РФ (часть 1 статья 1 законопроекта).

Законопроектом доходы бюджета Фонда на 2021 год прогнозируются  в сумме 17 047 506,8 тыс. рублей (99,9% к утвержденным бюджетным назначениям на 2020 год  - 17 068 050,5 тыс. рублей).

На 2022 год прогнозируемый объем доходов предлагается утвердить в сумме  18 500 088,9 тыс. рублей (108,5% к  2021 году), на 2023 год -19 406 593,2 тыс. рублей  (104,9% к 2022 году).

Объемы доходов бюджета Фонда от поступления субвенции  из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ  полномочий РФ в сфере обязательного медицинского страхования прогнозируются:

в 2021 году – 16 075 208,1 тыс. рублей, в 2022 году – 17 444 942,7  тыс. рублей, в 2023 году – 18299744,9 тыс. рублей. Прирост субвенции по сравнению с предыдущим годом (в 2020 году - 15 776 927,3 тыс. рублей) в 2021 году составит

298 280,8  тыс. рублей (на 1,9%), в 2022 году – 1 369 734,6 тыс. рублей (на 8,5%), в 2023 году – 854 802,2 тыс. рублей (на 4,9%).

Доля субвенции из бюджета ФФОМС в доходах бюджета Фонда на 2021 год- 2023  годы составляет 94,3 процента.

Планируемый ТФОМС объем субвенции на 2021 год  в сумме 16 075 208,1 тыс. рублей соответствует объему, предусмотренному проектом федерального закона №1027745-7 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования  на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Объем субвенций на 2021 определен исходя из подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС в сумме 13078,6 рубля, что соответствует проекту постановления Правительства Российской Федерации «О Программе  государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», с учетом  численности граждан,  застрахованных по ОМС по состоянию на 1 января 2020  года - 1 229123 человек.

Объем поступлений в бюджет Фонда от межбюджетных трансфертов за медицинскую помощь, оказанную в Чувашской Республике гражданам, проживающим в других субъектах Российской Федерации, рассчитан с увеличением, идентичным росту субвенций, передаваемых из бюджета Федерального фонда ОМС

и запланирован на 2021 год в сумме 890 302,8 тыс. рублей, на 2022 год – 966 163,6 тыс. рублей и на 2023 год  1 013 505,6 тыс. рублей.

Неналоговые поступления в 2021 году составят 81 995,9 тыс. рублей, в 2022 году – 88 982,6 тыс. рублей, в 2023 году – 93 342,7 тыс. рублей, которые формируются  в основном за счет поступления в бюджет Фонда средств от применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. В 2021 году объем этих доходов по сравнению с 2020 годом уменьшается  на 661,2  тыс. рублей, или на 0,8%. Планирование производилось исходя из темпа роста субвенций, предоставляемых Федеральным фондом ОМС.

 

  1. Расходы бюджета Фонда 

Законопроектом прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда предлагается утвердить на 2021 год в сумме 17 047 506,8 тыс. рублей (99,4% к предыдущему году-17 148 376,9 тыс. рублей),  на 2022 год – 18 500 088,9 тыс. рублей (108,5%), на 2023 год -   19 406 593,2 тыс. рублей (104,9%).

Законопроектом предусмотрены расходы бюджета Фонда в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» по двум разделам: «Общегосударственные вопросы»;  «Здравоохранение».

По разделу «Общегосударственные вопросы» на 2021 год предусматриваются бюджетные ассигнования на выполнение функций аппаратом Фонда в сумме 64 293,6 тыс. рублей, которые по сравнению с утвержденными бюджетными ассигнованиями на 2020 год (61 821,7тыс. рублей)  увеличиваются на  2 471,9  тыс. рублей, или на 4,0 процента.

В 2022 - 2023 годах бюджетные ассигнования на выполнение функций аппаратом Фонда также предусматриваются в сумме 64 293,6  тыс. рублей ежегодно. В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 7 Федерального закона №326-ФЗ Федеральным фондом ОМС осуществляется согласование норматива расходов на обеспечение выполнения функций Фонда в течение 35 дней после получения Фондом от Федерального фонда ОМС информации от сценарных условиях формирования норматива расходов за счет субвенции.

Доля расходов на выполнение управленческих функций по разделу «Общегосударственные вопросы» в общем объеме расходов бюджета Фонда по законопроекту на 2021 год составит -0,4%, на 2022 - 2023 годы - 0,3%.

По разделу «Здравоохранение» предусматриваются бюджетные ассигнования на 2021 год в сумме 16 983 213,2 тыс. рублей (99,4% к утвержденным бюджетным назначениям на 2020 год - 17 086 555,2 тыс. рублей), на 2022 год – 18 435 795,3 тыс. рублей (прирост на 8,5% к 2021 году), на 2023 год -19 342 299,6 тыс. рублей (прирост на 4,9% к 2022 году).  

По данному разделу планируются расходы на реализацию подпрограммы  «Организация обязательного медицинского страхования  граждан Российской Федерации» государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» по   3 (трем) основным мероприятиям:

1) основное мероприятие «Финансовое обеспечение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования» предусматриваются бюджетные ассигнования бюджета Фонда на  2021 год в сумме 16 901 217,3 тыс. рублей, на 2022 год -18 346 812,7 тыс. рублей, на 2023 год  -19 248 956,9 тыс. рублей, в том числе:

- на финансовое обеспечение организации ОМС граждан, застрахованных на территории Чувашской Республики, расходы составят в 2021 году в сумме 16 010 914,5 тыс. рублей, которые увеличатся по сравнению с 2020 годом на 295 808,9   тыс. рублей, или на 1,9%, и включают в себя: 15 323 331,4 тыс. рублей на финансирование медицинских организаций, осуществляющих деятельность в Чувашской Республике; 687 583,1 тыс. рублей на возмещение территориальным фондам ОМС субъектов Российской Федерации затрат на оплату лечения за пределами республики.

В 2022 году расходы на организацию ОМС граждан, застрахованных на территории Чувашской Республики, составят 17 380 649,1 тыс. рублей, с увеличением по сравнению с предыдущим годом на 8,6%, в 2023 году – 18 235 451,3  тыс. рублей, с увеличением по сравнению с предыдущим годом на 4,9%.

-на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, застрахованных за пределами Чувашской Республики, в 2021 году расходы составят в сумме 890 302,8  тыс. рублей,  в 2022 и 2023 годах в размере 966 163,6 тыс. рублей и 1 013 505,6 тыс. рублей, соответственно. В проекте бюджета Фонда указанные расходы предусмотрены соразмерно ожидаемому объему доходов от межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования  субъектов Российской Федерации, на 2021 год в сумме 890 302,8 тыс. рублей,  на 2022 и 2023 годы в размере 966 163,6  тыс. рублей и 1 013 505,6  тыс. рублей, соответственно.

2) основное мероприятие «Финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования» на 2021 год предусматриваются в сумме  81 995,9  тыс. рублей, на 2022 год -  88 982,6 тыс. рублей, на 2023 год –           93 342,7 тыс. рублей.

Согласно Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 № 332 План мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее – План мероприятий)  на 2021 год  должен быть утвержден  Минздравом Чувашии  до 1-го числа первого месяца 2021 года. Согласно представленному письменному пояснению ТФОМС от 10.11.2020 №2201 на момент подготовки  настоящего заключения на законопроект План мероприятий Министерством здравоохранения Чувашской Республики не сформирован.

В составе бюджета Фонда установлен нормированный страховой запас  на 2021 год в размере 2 680 022,0 тыс. рублей, на 2022 год -  2 821 457,0 тыс. рублей и на 2023 год в размере 2909 721,5 тыс. рублей.

При определении величины нормированного страхового запаса учтены средства бюджета Фонда на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС (в том на оплату мед. помощи, оказанной в Чувашской Республике  жителям других регионов и на оплату медицинской  помощи, оказанной в Чувашской Республике  жителям других регионов), а также средства на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.

Требования части 6.4 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ о том, что размер средств нормированного страхового запаса на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС не должен превышать среднемесячный размер планируемых поступлений на очередной год, соблюдены.

  В соответствии с  частью  18 статьи 38 Федерального закона № 326-ФЗ норматив расходов на ведение дела по ОМС устанавливается законом о бюджете территориального фонда ОМС в едином размере для всех страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации.

Законопроектом предлагается утвердить  норматив расходов на ведение дела по ОМС для страховых медицинских организаций в размере 1% от суммы средств, поступающих в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (в размере норматива расходов действующего на 2020 год).

 

  1. Дефицит (профицит) бюджета ТФОМС

Параметры бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов сбалансированы по доходам и расходам.

 

  1. Выводы и предложения
  1. Проект закона Чувашской Республики «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
  2. Контрольно-счетная палата Чувашской Республики считает, что указанный законопроект может быть рассмотрен Государственным Советом Чувашской Республики и принят в установленном порядке.