Кодекс этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации
Кодекс
этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации
Совет контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее – СКСО), признавая особую ответственность органов государственного финансового контроля перед государством и обществом, принимает Кодекс этики и служебного поведения работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (далее – Кодекс).
СКСО исходит из того, что поведение работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (далее – контрольно-счетные органы) всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам. Ничто не должно порочить деловую репутацию, авторитет работника органа государственного финансового контроля.
Принимая данный Кодекс, СКСО надеется обеспечить благоприятный морально-психологический климат в трудовых коллективах контрольно-счетных органов, повысить общественное доверие и уважение к профессиональной деятельности их работников.
Статья 1. Основания разработки настоящего Кодекса
1. Настоящий Кодекс основан на нормах поведения, изложенных в Лимской декларации руководящих принципов контроля, Этическом кодексе ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе, принятом XVI Конгрессом ИНТОСАИ в ноябре 1998 года, а также в нормативных правовых актах Российской Федерации.
2. Настоящий Кодекс разработан в соответствии с Положением о Совете контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, утвержденным решением Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации от 21 марта 2014 года, согласно которому одной из основных задач Совета является выработка общих подходов и требований к этическому и служебному поведению работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Сфера действия настоящего Кодекса
1. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться все работники контрольно-счетных органов, представители которых входят в СКСО.
2. Основные этические принципы и правила поведения, изложенные в настоящем Кодексе, распространяются на привлеченных к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по договорам гражданско-правового характера специалистов и независимых экспертов. Ссылка на настоящие требования делается в договоре с привлеченным специалистом, независимым экспертом.
3. Работник контрольно-счетного органа добровольно возлагает на себя обязательства неуклонно выполнять этические нормы и требования настоящего Кодекса.
4. Каждый гражданин, поступающий на службу, либо назначаемый законодательным (представительным) органом на должность в контрольно-счетный орган, должен быть ознакомлен с настоящим Кодексом под роспись.
Статья 3. Цель настоящего Кодекса
1. Цель настоящего Кодекса - установление этических норм и принципов, а также правил профессионального поведения и взаимоотношений работников контрольно-счетных органов для достойного выполнения ими своего профессионального долгаи снижения коррупционных рисков.
2. Настоящий Кодекс определяет:
а) этические нормы, которыми должны руководствоваться в своей деятельности работники контрольно-счетных органов;
б) основные принципы взаимоотношений, которые должны соблюдать работники контрольно-счетных органов, независимо от занимаемой должности;
в) правила поведения работников контрольно-счетных органов в их профессиональной деятельности;
г) порядок разрешения этических конфликтов и меры ответственности за нарушение этических норм и требований.
Статья 4. Этические нормы и общие этические требования к работникам контрольно-счетных органов
1. Работник контрольно-счетного органа должен быть предан своему Отечеству, защищать его экономические интересы, неуклонно соблюдать Конституцию Российской Федерации и российское законодательство,быть верным профессиональному долгу, служить образцом исполнения своих должностных обязанностей, обладать безупречной репутацией.
2. Работники контрольно-счетного органа не должны допускать дискриминацию коллег, представителей объектов государственного финансового контроля, иных лиц и граждан по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным или политическим основаниям и руководствоваться исключительно профессиональными критериями.
3. Работникам контрольно-счетного органа следует избегать демонстрации религиозной и политической символики, учитывая, что это может оскорбить чувства коллег.
4. При исполнении служебных обязанностей работник контрольно-счетного органа должен придерживаться делового стиля в одежде, который отличают официальность, сдержанность, традиционность и аккуратность.
5. Этические нормы для работников контрольно-счетных органов включают в себя как общие этические требования для государственных гражданских служащих, так и особые требования, обусловленные спецификой их деятельности и профессиональными обязанностями.
Статья 5. Основные этические принципы деятельности работников контрольно-счетных органов, обусловленные спецификой их деятельности
Работники контрольно-счетных органов в своей деятельности должны соблюдать следующие принципы:
а) законности. Работник контрольно-счетного органа должен осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
б) честности и объективности. При выполнении служебных обязанностей работник контрольно-счетного органа обязан придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения и в отношениях с должностными лицами объектов государственного финансового контроля не должен давать поводов для подозрений и упреков. Объективность требует, чтобы работник контрольно-счетного органа выполнял свою работу квалифицированно, добросовестно и был независим в своих выводах и решениях. Основанием для его выводов и заключений может быть только проверенная и объективная информация, но не предвзятость или оказываемое на него давление.
Работник контрольно-счетного органа должен соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на его служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений.
Работник контрольно-счетного органа должен оставаться нейтральным при конфликте интересовобъектов государственного финансового контроля, не может быть вовлечен в ненадлежащую деятельность, которая способна дискредитировать его самого или же представляемый им контрольно-счетный орган;
в) профессиональной компетентности. Данный принцип требует от работника контрольно-счетного органа постоянного повышения квалификации и качества его работы, знаний нормативных правовых актов и наличия необходимых практических навыков. Если работник считает, что он не обладает должной компетентностью для выполнения порученного задания, он обязан поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя;
г) безупречного поведения. Работник контрольно-счетного органа должен быть доброжелательным, вежливым и внимательнымк людям, корректным и добросовестным при осуществлении своей профессиональной деятельности, должен всемерно содействовать созданию и укреплению хорошей репутации контрольно-счетного органа и воздерживаться от такого поведения, которое могло бы нанести ущерб данной репутации. Работник контрольно-счетного органа в служебном поведении должен воздерживаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений, а также не допускать угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. Авторитет занимаемой должности государственного финансового контролера должен подкрепляться его личностным авторитетом;
д)конфиденциальности информации. Работник контрольно-счетного органа не должен раскрывать третьей стороне информацию, полученную в ходе проведения контрольного мероприятия, исключая случаи, предусмотренные законом. Работник контрольно-счетного органа не должен разглашать или использовать конфиденциальную информацию во внеслужебных целях и после увольнения из контрольно-счетного органа;
е) независимости. Является неотъемлемым требованием к работникам контрольно-счетных органов согласно положениям статьи 6 настоящего Кодекса.
Статья 6. Независимость работников контрольно-счетных органов
1. Принимая задание на проведение контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, работники контрольно-счетных органов должны быть свободными от какой-либо заинтересованности (прямой или косвенной), которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и порядочности, а также может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
2. Во всех вопросах, относящихся к профессиональной деятельности, ничто не должно вредить независимости работников контрольно-счетных органов, в том числе, внешнее давление или влияние на работника контрольно-счетного органа, его предвзятое мнение относительно личности проверяемого, объекта государственного финансового контроля, проекта или программы, предшествующая проверке работа на объекте государственного финансового контроля и т. п. Работники контрольно-счетных органов при выполнении служебных обязанностей должны воздерживаться от вовлечения их в дела, которые вольно или невольно, прямо или косвенно могут повлиять на их независимость, а также вызвать конфликт интересов.
3. Работникам контрольно-счетных органов необходимо поддерживать политический нейтралитет контрольно-счетных органов и свою независимость от любого политического воздействия для того, чтобы беспристрастно выполнять свои обязанности.
4. Работники контрольно-счетных органов, заботясь о своей независимости, должны избегать любых конфликтов интересов, отказываться в связи с исполнением ими должностных обязанностей от вознаграждений от физических и юридических лиц (подарков, денежного вознаграждения, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений), которые могут оказать влияние на их независимость и честность.
5. Работникам контрольно-счетных органов не следует вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками объекта государственного финансового контроля, которые могут их скомпрометировать или повлиять на их способность действовать независимо.
6. Работники контрольно-счетных органов не могут использовать свой официальный статус в личных целях и должны избегать отношений, которые могут привести к коррупции или поставить под сомнение их объективность и независимость.
7. Председатель контрольно-счетного органа не должен допускать случаи принуждения работников контрольно-счетного органа к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.
8. Работникам контрольно-счетных органов необходимо учитывать ограничения, которые могут влиять на их способность работать и делать выводы беспристрастно. Если на них оказывается неблагоприятное воздействие, и при этом источник такого воздействия не может быть устранен, им следует немедленно лично (либо посредством любого из доступных на момент оказания неблагоприятного воздействия видов связи) уведомить о данном факте непосредственного руководителя и после получения его согласия отказаться от участия в проведении данного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.
9. Личные или семейные отношения работников контрольно-счетных органов не должны ставить под угрозу независимость их подхода к выполнению заданий. Работники контрольно-счетных органов, независимость которых подвержена обстоятельствам личного или семейного характера, не вправе принимать участие в соответствующих контрольных или экспертно-аналитических мероприятиях и обязаны заранее уведомить руководство о наличии таких обстоятельств.
10. Работник контрольно-счетного органа обязан сообщать в письменной форме своему руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
11. Работники контрольно-счетных органов обязаны уведомлять руководителя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
Статья 7. Этика взаимоотношений работников контрольно-счетных органов с коллегами и подчиненными
1. Работники контрольно-счетных органов должны способствовать установлению деловых и товарищеских взаимоотношений как в своем коллективе, так и между контрольно-счетными органами. Профессионализм и конструктивное сотрудничество являются важными факторами эффективности деятельности контрольно-счетных органов.
2. Работник контрольно-счетного органа, наделенный большими полномочиями по отношению к своим коллегам, должен с пониманием относиться к праву своих коллег иметь собственное профессиональное суждение, особенно когда это суждение отличается от его собственного.
3. Работнику контрольно-счетного органа, занимающему руководящую должность, следует быть образцом профессионализма, иметь безупречную репутацию, служить примером справедливости, доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. Работник, занимающий руководящую должность, не вправе перекладывать свою ответственность на коллег и подчиненных.
Работники контрольно-счетного органа своим служебным поведением должны способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
Статья 8. Этика взаимоотношений работников контрольно-счетных органов с привлеченными специалистами и независимыми экспертами
1. Консультации с привлеченными специалистами и независимыми экспертами должны осуществляться при соблюдении конфиденциальности.
2. Привлеченный специалист, независимый эксперт, оказывающий консультационную помощь, обязан принимать разумные меры для поддержания профессионального имиджа работника, запросившего такую помощь, и не должен высказывать какой-либо критики по поводу его профессиональной компетенции.
3. Договор с привлеченным специалистом, независимым экспертом должен содержать условие, изложенное в пункте 2 настоящей статьи.
Статья 9. Гласность и предоставление информации
1. Гласность - одно из важнейших условий эффективной деятельности контрольно-счетных органов. Информация о деятельности контрольно-счетных органов может быть опубликована или передана средствам массовой информации в порядке, установленном внутренними документами контрольно-счетного органа с соблюдением требований действующего законодательства. Работники контрольно-счетного органа не могут предавать гласности свои выводы и промежуточные результаты контрольных мероприятий до их завершения и составления актов и отчетов.
2. При подготовке актов, отчетов и заключений о результатах контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, других материалов, работник контрольно-счетного органа не должен делать следующего:
а) наносить ущерб репутации контрольно-счетного органа посредством использования непроверенной, необъективной или заведомо ложной информации;
б) преувеличенно рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;
в) пренебрежительно отзываться о работе коллег по профессии.
3. Работник контрольно-счетного органа должен с уважением и пониманием относиться к деятельности средств массовой информации по освещению работы контрольно-счетных органов и оказывать им необходимое содействие, если это не противоречит действующему законодательству и настоящему Кодексу.
4. Работник контрольно-счетного органа не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и учреждений (независимо от форм собственности), их руководителей, в том числе органа, в котором работает работник, если это не входит в его должностные обязанности.
Статья 10. Этические конфликты
1. Работник контрольно-счетного органа в ходе выполнения своих должностных обязанностей может столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными следующими факторами:
а) давлением со стороны руководителя;
б) отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на служебную деятельность сотрудника;
в) просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы работник действовал вопреки своим должностным обязанностям;
г) воздействием на работника, осуществляемым в корыстных целях с помощью слухов, шантажа.
Во всех этих и подобных ситуациях работник контрольно-счетного органа должен вести себя достойно и действовать в строгом соответствии со своими служебными обязанностями, а также этическими принципами настоящего Кодекса.
2. Работник контрольно-счетного органа должен стремиться не быть вовлеченным в конфликтные ситуации, которые могут нанести ущерб его личному авторитету или деловой репутации.
3. Работник контрольно-счетного органа не должен прекращать исполнение должностных обязанностей при возникновении служебного спора, этического конфликта.
Статья 11. Разрешение этических конфликтов
1. В случае, если работнику контрольно-счетного органа не удалось избежать конфликтной ситуации, он должен уметь правильно разрешить ее, применяя с этой целью действия, предусмотренные его организацией.
2. Если в контрольно-счетном органе, в котором работает работник, не установлена система надлежащих мер по разрешению этических конфликтов, ему следует предпринять следующие последовательные шаги:
а) обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем;
б) если участие непосредственного руководителя не приводит к решению проблемы и работник контрольно-счетного органа решает обратиться к руководству более высокого звена, то непосредственный руководитель должен быть уведомлен об этом;
в) если руководитель определенного уровня не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, работнику контрольно-счетного органа следует обратиться к руководителю более высокого уровня;
г) если предпринимаемые меры не привели к желаемому результату, работник контрольно-счетного органа вправе обратиться за конфиденциальными консультациями и рекомендациями в соответствующую организацию, например, СКСО.
3. Председатели контрольно-счетных органов обязаны принять необходимые меры по установлению в своих организациях системы процедур и мер, направленных на правильное разрешение возможных этических конфликтов.
4. Контрольно-счетные органы должны обеспечить своим работникам возможность обращаться в СКСО за необходимой для разрешения конфликтов помощью и конфиденциальными консультациями.
Статья 12. Ответственность за нарушение норм настоящего Кодекса
1. Соблюдение работником контрольно-счетного органа норм настоящего Кодекса является важным элементом для всесторонней и объективной оценки его личностных и профессионально-деловых качеств.
2. Нарушение работником контрольно-счетного органа требований настоящего Кодекса рассматривается на заседании специально созданной в его организации Этической комиссии.
3. Этическая комиссия может вынести нарушителю настоящего Кодекса моральное осуждение, дать рекомендацию по исправлению своего поведения, применить иные подобные меры. За совершение проступка, позорящего честь и достоинство работника контрольно-счетного органа, подрывающего авторитет контрольно-счетного органа, Этическая комиссия может вынести заключение о несоответствии данного работника высокому статусу представителя органов государственного финансового контроля и направить свое заключение в аттестационную комиссию контрольно-счетного органа.
4. По представлению руководителя контрольно-счетного органа рассмотрение случаев нарушения работником контрольно-счетного органа положений настоящего Кодекса и применению мер воздействия, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, может осуществляться комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, созданной в контрольно-счетном органе в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
5. Соблюдение работниками контрольно-счетных органов положений настоящего Кодекса может учитываться при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва при назначении на должность в порядке должностного роста, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Статья 13. Заключительные положения
Для реализации положений настоящего Кодекса руководители контрольно-счетных органов разрабатывают и принимают необходимые меры, создающие достаточные условия для реального соблюдения работниками норм настоящего Кодекса.